Где находится Сатана?

Еще подробности самой гипнотической и труднопонимаемой книги в европейской культуре. Образы и словосочетания, которые образованному человеку необходимо знать — например, чтобы понимать тексты многих англоязычных рок-групп, особенно хэви-металл!
Читаем вместе со мной и разглядываем жуткие картинки от классиков мирового искусства.

В прошлый раз мы читали в «Апокалипсисе» про семь светильников и альфу и омегу (см. про Главу 1), теперь же переходим к более скучным подробностям: после ударного вступления автор, как это бывает часто с текстами, немного дал слабину. Картинки, тем не менее, все равно за два тысячелетия нарисовали люди любопытные и, что самое главное, без текстов в них не разберешься.
В этой главе Бог силами Иоанна отправляет послания группам верующих в семи важных региональных центрах Малой Азии.
Глава 2 (современный перевод, потому что самая скучная глава в книге, синодальный вообще не осилить)
1 Ангелу Церкви в Эфесе напиши:
«Вот что говорит Тот, кто держит в правой руке семь звезд, кто шествует среди семи золотых светильников:
Этель Исадора Браун. «Видение Иоанна на Патмосе». 1898.
Изображено видение 7 светильников, которое мы обсуждали в прошлый раз.

2 Я знаю твои дела, твой тяжкий труд и стойкость. Знаю, что ты не переносишь порочных людей: ты испытал тех, которые зовут себя апостолами, не будучи ими, и обнаружил, что они лжецы.
Иоанн Ангелу церкви в Эфесе. Миниатюра из Beatus de Facundus, 1047 год.
Испанские «беатусы» — самые потрясающие рукописи апокалипсиса. Именно ими персонажи «Имени розы» так восхищаются. Особенно полезно изучать их дизайнерам — такое потрясающее там искусство упрощения и ярких красок.

3 Ты стоек, ты много вынес ради Моего имени и не изнемог. 4 Но есть у меня и кое‑что против тебя: ты забыл свою первоначальную любовь. 5 Помни, с какой высоты ты пал, и раскайся, делай те дела, что делал раньше. Если же нет — Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места, если ты не раскаешься.
«Уберу светильник» в переносном смысле означает «прекращу существование твоей региональной церкви».
Семь церквей Азии. Витраж, Йоркский собор, 15 век. (Витражи этого собора — одна из полнейших визуализаций Апокалипсиса, но увы, в сети целиком не нашла)

6 Но одно у тебя есть — то, что ты ненавидишь дела николаи́тов, которые и Я ненавижу. 7 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам есть плоды с дерева жизни, что растет в раю у Бога».
Иоанн пишет в Смирну. Миниатюра из греческого «Elizabeth Day McCormick Apocalypse», 17 век.
Тут мы видим Прохора, что отличает от католических рукописей.

8 Ангелу Церкви в Смирне напиши:
«Вот что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:
9 Я знаю о твоих страданиях и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех, кто называет себя иудеями, но в действительности они — собрание Сатаны. 10 Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни! 11 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть».
Николя Пуссен. Иоанн Евангелист на Патмосе. 1640
Редкая, но весьма логичная трактовка сюжета — святой пишет, находясь среди развалин языческих, древнегреческих храмов. Это еще и аллегория — эти храмы развалились из-за появления истинной Церкви, которую он представляет.

12 Ангелу Церкви в Пергаме напиши:
«Вот что говорит Тот, у кого обоюдоострый меч:
13 Я знаю, ты живешь там, где стоит престол Сатаны.
«Престол Сатаны», стоящий в Пергаме — возможно, алтарь Зевса, возвышавшийся над городом, или храм Асклепия, носившего титул спасителя и имевшего своим символом змею, где множество людей искали исцеления.
Пергамский алтарь, знаменитый, помните? Возможно, это редкое упоминание конкретного произведения искусства в Новом Завете.
Фрагмент Пергамского алтаря. 2 век до н.э.

Но ты твердо придерживаешься Моего имени, ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда у вас, там, где живет Сатана, был убит Мой верный свидетель Анти́па.
14 Однако есть у Меня и кое‑что против тебя: у тебя есть те, кто придерживается учения Валаа́ма, который подучил Вала́ка поставить западню для сынов Израилевых, соблазняя есть пищу, посвященную языческим богам, и развратничать.
Священномученик Антипа Пергамский был заживо сожжен в металлической «корове».
Предположительно, именно о нем идет речь в тексте.
Греческая фреска в Метеорах.

Мученичество св. Антипы, гравюра 17 века

15 Есть у тебя также и те, кто придерживается учения николаитов. 16 Так раскайся! Если же нет — Я скоро приду и поведу с ними войну мечом уст Моих.
17 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его».
Послания в Пергам и Триатиру. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса.
Обратите внимание на переливающийся золотой фон этой репродукции — это потому что в сеть выложили нормальные новые сканы этой рукописи. Ниже даю старые сканы — там фон коричневый оттенка какао, и не узнать, что это за прелесть (слоган «не стоит верить интернетам»).
18 Ангелу Церкви в Тиатире напиши:
«Вот что говорит Сын Бога, у которого глаза словно пылающий огонь и ноги словно сверкающий металл:
19 Я знаю твои дела и любовь, веру, служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела больше даже первых. 20 Но вот что Я имею против тебя: ты терпишь у себя эту женщину, Иезавель, что называет себя пророчицей, и учит, и вводит в заблуждение слуг Моих: учит их развратничать и есть пищу, посвященную языческим богам.
Гирландайо. Св. Иоанн на Патмосе. 1490-е.
Это самый нейтральный вариант изображения святого в данной ситуации — не написано никаких видений, никаких ангелов, есть только орел, да и тот скорее как опознавательный знак — беседу с Иоанном он не ведет. Или как темное пятно для уравновешивания перламутрово-розовой композиции.
21 Я дал ей время раскаяться, но она не хочет раскаяться в своем разврате. 22 И вот Я сделаю так, что она сляжет, а тех, кто с ней развратничал, ввергну в великую беду, если они не раскаются в ее делах. 23 И детей ее поражу смертью. Тогда узнают все Церкви, что Я — Тот, кто знает все сокровенное в сердцах и умах, и каждому из вас Я воздам по делам его.
Иоанн пишет послание в Тиатир. «Трирский апокалипсис», 800-850-е гг.
Вообще эта и следующая глава — самые не увлекательные в «Апокалипсисе», в том числе и по иллюстрациям, в тексте явные следы каких-то местечковых разборок и интриг, смысл которых утрачен.
24 Но остальным в Тиатире, тем, которые не следуют этому учению и кто не постиг так называемых бездн Сатаны, — вам Я говорю:, Не возложу на вас иного бремени — 25 если только вы сохраните то, что у вас есть, до тех пор, пока Я не приду́. 26 А победителю, который до конца исполняет все, что Я велю, Я дам власть над народами, как Я сам получил ее от Моего Отца.
27 Он будет пасти их
железным жезлом —
как из глины горшки,
разобьет на куски их!
28 И Я дам ему утреннюю звезду. 29 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!»
Страница из «Apocalipse do Lorvão», 1189.
На верхней иллюстрации Бог из видения, где 7 звезд, а рядом на палке то ли 7 светильников, то ли 7 церквей уменьшенных.
Внизу Иоанн передает послание Ангелу Эфеса.
Синодальный перевод давать не буду, .
Не ставлю его, потому что к этой главе картинок что-то нарисовали маловато, безОбразная она практически.
В следующей главе, которую даю тут же, по логике повествования, продолжается послание к оставшимся из 7 церквей, причем она вышла пободрее и поинтересней. К автору явно постепенно возвращается вдохновение и он вводит интересные яркие образы. Они, кстати, вошли в культуру, поэтому на этот раз даю синодальный перевод, ради узнаваемых «языковых штампов».
Семь церквей. Мастер Бертрам фон Минден. Триптих Апокалипсиса (фрагмент). Ок. 1380. Ангелы изображены в католических епископских митрах.
***
Глава 3 (синодальный перевод)
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши:
так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Иоанн пишет в Сардис. Douce Apocalypse, Англия, 13 век
4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых , ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Иоанн пишет Сардису и Филадельфии. Бамбергский апокалипсис, 11 век. Вот этот фон цвета какао — не умели раньше позолоту репродуцировать, увы.
К ангелу явно напрашивается пузырь в стиле «Страдающего средневековья» — А вот еще я забыл сказать! Не, подожди!
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: 8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Что такое «ключ Давидов» — неясно никому, у Каббалы и Таро были свои версии.
Гравюра 1646 года
9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. 11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Миниатюра из Beatus d’Osma‎, 1086.
Тут 7 звезд из предыдущей главы и меч из уст (и светильники вид сверху?), а также ключ, которым Бог открывает уши Иоанну.
Внизу в арочках перечислены 7 церквей Азии. Под ними на коричневом едва различимы ввергнутые в ад.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши:
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Мы привыкли воспринимать это выражение как мощную аллегорию. Однако комментаторы портят ощущение, пишут, что в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Иераполем были целебные горячие источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой и противной на вкус, возможно, этим объясняется стих 16. Холодная же вода горных родников близ Колосс, что в 15 км от Лаодикеи, освежала и утоляла жажду.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Уильям Холман Хант. «Светоч мира». 1853-4.
Изображен именно момент этого апокалиптического стука в дверь.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Немецкая гравюра 19 века
Продолжение в следующую пятницу.

Легенды связанные с Пергамом

Храм Траяна на Акрополе

В древнегреческой мифологии есть сведения о том что Пергам был основан сыном Неоптолема и Андромахи. (После смерти Гектора и взятия Трои, Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла — Неоптолема). Новорожденный был назван Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. С древним городом связана и другая легенда: Лисимах один из преемников Александра Великого, подарил несметное богатство Филетеру своему любимому евнуху. Затем уже Филетер передал своему племяннику Эвмену I, который считается основателем Пергамской династии накопленные богатства, а тот в свою очередь отдал их на реконструкцию Пергама.

Акрополь Пергама

Пергамский Театр – самый отвесный в мире театр

Самая большая часть города представляет собой Акрополь, который расположен на высоте 300 м. и поэтому отсюда открывается великолепнейший обзор. На самой верхней точке Акрополя находятся развалины храма Траяна, храма Афины и развалины знаменитой Пергамской библиотеки. Храм Траяна был построен на самом высоком месте Акрополя во II веке н.э. Немного ниже находится самый отвесный в мире театр и фундамент алтаря Зевса.

Пергамский алтарь

Фундамент Пергамского алтаря

Пергамский алтарь является храмом-памятником, возведённым в II в. до н. э. в честь победы пергамского царства над галатами. Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. При раскопках (1878—1886) в Пергаме, Карл Хуман смог отыскать практически все основные фрагменты алтаря. Позже все эти фрагменты были выведены в Германию для реставрации и восстановленный Пергамский алтарь был выставлен в Берлине. Алтарь Зевса или Пергамский алтарь ныне находится в берлинском Пергамском музее.

ПЕРГАМ — древний город, один из крупнейших торговых и культурных центров греко-римского мира.

Рас­по­ло­жен на северном бе­ре­гу реки Ка­ик (ны­не Ба­кыр), в 110 км к се­ве­ру от современного города Из­мир, в 26 км к вос­то­ку от современного по­бе­ре­жья Эгей­ско­го мо­ря. У под­но­жия ак­ро­по­ля Пергам ны­не на­хо­дит­ся город Бер­га­ма (рай­он­ный центр в иле Из­мир, Тур­ция). На­ча­ло ар­хео­ло­гическому ис­сле­до­ва­нию Пергама по­ло­жи­ла слу­чай­ная на­ход­ка в 1871 году час­ти рель­е­фов Ал­та­ря Зев­са немецким до­рож­ным инженером К. Ху­ма­ном. В 1878-1886 годах рас­коп­ки ве­лись Му­зея­ми Бер­ли­на го­су­дар­ст­вен­ны­ми под руководством Ху­ма­на, А. Кон­це, Р. Бо­на. В начале XX века рас­коп­ки про­дол­жи­лись под руководством В. Дёрп­фель­да, за­тем их вёл Германский ар­хео­ло­гический институт (про­дол­жа­ют­ся и ны­не). С 2006 года совместно с Му­зе­ем города Бер­га­ма из­уча­ет­ся нек­ро­поль, рас­по­ло­жен­ный к юго-вос­то­ку от го­ро­да. Ис­сле­до­ва­ния в ок­ре­ст­но­стях Пергама со­сре­до­то­че­ны на Элее, главной га­ва­ни Пергама, и на сель­ских по­се­ле­ни­ях эл­ли­ни­стического вре­ме­ни в до­ли­не реки Ка­ик.

Пергам ос­но­ван пе­ре­се­лен­ца­ми из Гре­ции в XII веке до нашей эры. В 283-133 годах до нашей эры сто­ли­ца Пер­гам­ско­го цар­ст­ва. В 133 году до нашей эры Пергам пе­ре­дан Ат­та­лом III Ри­му и вско­ре стал сто­ли­цей провинция Азия, ос­та­ва­ясь круп­ным эко­но­мическим и куль­тур­ным цен­тром. Во II веке нашей эры пе­ре­жил ещё один пери­од рас­цве­та: ряд важ­ных эл­ли­ни­стических зда­ний и хра­мов пе­ре­страи­вал­ся в со­от­вет­ст­вии с римскими вку­са­ми; воз­ве­де­но несколько но­вых хра­мов, в том числе боль­шое (около 300×100 м) свя­ти­ли­ще египетских бо­гов, а так­же гим­на­сий, рас­по­ло­жен­ный на 3 смеж­ных тер­ра­сах; городская за­строй­ка вы­хо­дит за пре­де­лы обо­ро­нительных стен и за­ни­ма­ет весь западный склон хол­ма, на вер­ши­не ко­то­ро­го на­хо­дит­ся ак­ро­поль; в Ниж­нем го­ро­де был по­стро­ен те­атр. К концу II века Пергам ста­но­вит­ся важ­ным хри­сти­ан­ским цен­тром; храм Се­ра­пи­са в свя­ти­ли­ще египетских бо­гов пре­об­ра­зо­ван в цер­ковь. В ран­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од Пергам при­хо­дит в упа­док. В 716 году раз­ру­шен ара­ба­ми, позд­нее вос­ста­нов­лен ви­зан­тий­ца­ми, в 1330 году за­хва­чен тур­ка­ми.

Ок­ру­жён­ный сте­ной ак­ро­поль Пергама (Верх­ний го­род; изу­чен бла­го­да­ря рас­коп­кам поч­ти пол­но­стью) рас­по­ла­га­ет­ся на тер­ра­сах го­ры (270 м над уров­нем мо­ря). По­стро­ен по об­раз­цу афин­ско­го Ак­ро­по­ля; вклю­чал: цар­ские двор­цы; ар­се­нал и ка­зар­мы; мно­го­числ. стои; хра­мы Афи­ны (III век до нашей эры; с ко­лон­на­дой из 190 до­ри­че­ских ко­лонн), Дио­ни­са (II век до нашей эры), Трая­на (118 год нашей эры; по­стро­ен на ис­кусственной тер­ра­се, под­дер­жи­вае­мой ги­гант­ской сте­ной; сеть свод­ча­тых пе­ре­хо­дов под хра­мом умень­ша­ла си­лу зем­ле­тря­се­ний), Ал­тарь Зев­са; базилику; аго­ру; те­атр на 10 тысяч зри­те­лей и т.д. Пергам снаб­жа­ли во­дой около 40 ак­ве­ду­ков; римские ин­же­не­ры соз­да­ли сис­те­му, бла­го­да­ря ко­то­рой во­да по­сту­па­ла в цис­тер­ну, рас­по­ло­жен­ную в са­мой вы­со­кой точ­ке ак­ро­по­ля и от­ту­да рас­пре­де­ля­лась по го­ро­ду.

Осо­бен­но зна­ме­нит Ал­тарь Зев­са (так называемый Пер­гам­ский ал­тарь). Он соз­дан около 181-159 годов до нашй эры (есть другие вер­сии да­ти­ро­вок) архитектором Ме­не­кра­том из Си­кио­на в оз­на­ме­но­ва­ние по­бе­ды (в оп­ре­де­ле­нии, ка­кой имен­но, ис­сле­до­ва­те­ли рас­хо­дят­ся) над га­ла­та­ми (смотри в статье Кель­ты). Со­сто­ял из 5-сту­пен­ча­то­го цо­ко­ля (36,4×34,2 м) с ле­ст­ни­цей ши­ри­ной 20 м с западной сто­ро­ны и верх­ней пло­щад­ки, ок­ру­жён­ной ко­лон­на­дой, со ста­туя­ми на кры­ше. По пе­ри­мет­ру цо­ко­ля (120 м) тя­нул­ся фриз высотой 2,3 м, го­рель­е­фы ко­то­ро­го при­зна­ны ше­дев­ром эл­ли­ни­стического искусства и пред­став­ля­ют со­бой са­мую боль­шую скульп­тур­ную ком­по­зи­цию по­сле Пар­фе­но­на. Со­глас­но ис­точ­ни­кам, в ра­бо­те при­ни­ма­ли уча­стие до 40 скульп­то­ров (най­де­но 15 под­пи­сей), од­ним из ве­ду­щих сре­ди них счи­та­ет­ся Пи­ро­мах (Фи­ро­мах) из Афин. Рель­е­фы изо­бра­жа­ют ги­ган­то­ма­хию — борь­бу бо­гов про­тив ги­ган­тов (34 бо­ги­ни, 20 бо­гов, 59 ги­ган­тов и 28 жи­вот­ных — змей, со­бак, ло­ша­дей, «ле­тя­щих» ко­ней Зев­са, му­лов, львов). На сте­нах ал­тар­но­го дво­ри­ка — ма­лый фриз (высота 1 м), по­свя­щён­ный Те­ле­фу, сы­ну Ге­рак­ла и ми­фич. ос­но­ва­те­лю Пергама. В VIII веке ал­тарь был ра­зо­бран, а мра­мор ис­поль­зо­ван в хо­де строи­тель­ст­ва ви­зантийской обо­ро­нительной сте­ны. Фраг­мен­ты ал­та­ря, най­ден­ные в 1878-1886 годах К. Ху­ма­ном, вы­ве­зе­ны в Гер­ма­нию с раз­ре­ше­ния турецкого сул­та­на Аб­дул-Ха­ми­да II. Для эк­спо­ни­ро­ва­ния ал­та­ря в Бер­ли­не был спе­ци­аль­но соз­дан Пер­гам­ский му­зей. Фриз от­рес­тав­ри­ро­ван под руководством С. Бер­то­лин.

В древ­но­сти осо­бую из­вест­ность име­ли Пер­гам­ская биб­лио­те­ка в ак­ро­по­ле Пергама и Аск­ле­пи­он (свя­ти­ли­ще Аск­ле­пия). Пер­вый храм Аск­ле­пия, со­глас­но Пав­са­нию, поя­вил­ся в 1-й половине IV века до нашей эры, од­на­ко рас­цве­та свя­ти­ли­ще дос­тиг­ло во II веке нашей эры (осо­бен­но при имп. Ад­риа­не), ко­гда оно ста­ло од­ним из круп­ней­ших медициннских и те­ра­пев­тических цен­тров Древ­не­го ми­ра. Аск­ле­пи­он вклю­чал про­пи­леи, круг­лый храм Аск­ле­пия, храм Те­ле­сфо­ра с ве­ду­щим к не­му под­зем­ным тон­не­лем (дли­на 80 м), библиотеку, те­атр на 3,5 тысячи человек. С Пергамом. свя­за­но усо­вер­шен­ст­во­ва­ние пер­га­мен­а. В Апо­ка­лип­си­се Пергам упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с од­ной из се­ми церк­вей, где рас­по­ло­жен «пре­стол са­та­ны». Большая часть на­хо­док из Пергама — в Ар­хео­ло­гическом му­зее в городе Бер­га­ма. Еже­год­ные от­чё­ты о рас­коп­ках пуб­ли­ку­ют­ся в «Archäologischer An­zeiger»; сис­те­ма­тические пуб­ли­ка­ции вы­хо­дят в се­ри­ях «Al­tertümer von Pergamon» и «Pergameni­sche Forschungen».

Город Дьявола — место это мистическое, жутковатое. Расположен он на территории села Джаке, что в переводе с албанского — кровь. «Страшных» названий здесь хватает, есть еще Дьявольский и Адский овраги. Расположен город над мертвым ручьем, на берегах которого не растут растения, а в воде нет никакой живности.

Город Дьявола (Ђавоља варош) – национальный геологический парк на юге Сербии. Он находится в 27 километрах от города Куршумлии, у подножья горы Радан. Туда мы отправились из города Ниш.

По дороге

Встретилась деревенька Кастрат

По дороге встретилась деревенька со смешным названием Кастрат. На развилке стояли полицейские и они были в шоке от моей дерзости. Я остановился сзади их авто. Вышел с камерой. Сделал фото знака и уехал.

Живописный ресторанчик по дороге

Нас одолевал голод. Не очень то хотелось гулять по парку на голодный желудок. За несколько километров до Дьявольского городища в лесу встретился домашний ресторанчик «Два амбара».

Крестьянские штучки

Территория с любовью обставлена различной крестьянской утварью. К сожалению, заведение было закрыто. Едем дальше.

Приехали!

Сувениры на парковке

Ехали лесами, полями и приехали в маленькое туристическое поселение. На парковке продают разные настойки, ракию, варенья – сувениры на любой вкус. Здесь же есть ресторан и туалет.

План парка Джаволя-Варош

Деревянная схема парка. Сейчас мы в точке 2 около ворот. Затем пойдем к смотровым 8, 9, 10.

Вход в адское место

Начало неплохое. Мистические легенды и жутковатые природные чудеса всегда вызывают любопытство туристов. Экскурсию в Дьяволя Варош можно совершить даже ночью – в темноте, при цветной декоративной подсветке, каменные гиганты выглядят нереально красиво.

Вода Дьявола

Красный источник, фото Torzka

Место это странное, жутковатое. Дорога к «Чёртову городищу» проходит через сумрачное ущелье. Памятник природы расположен над мертвым ручьем, на берегах которого не растут растения, а в воде нет никакой живности. Мистики здесь никакой нет – просто эта вода перенасыщена минералами. Из почвы на склоне горы бьют два родника: Вода дьявола (Ђавоља вода) – холодный источник с очень минерализованной (15 г / л воды) и кислой водой (рН 1,5), и Красный источник (Црвено врело) – горячий, с менее кислой (рН 3,5) и менее минерализованной водой (4,372 мг / л воды), с высоким содержанием железа и ярко-оранжевым руслом.

Дьяволова Варош

Дьяволов ручей

Через Дьяволов ручей проложены мостики; вдоль тропы стоят потемневшие деревянные статуи. К нерукотворному «городищу», расположенному в нижней части южного склона Радана, ведет старая лестница. На высоте около 600 метров возвышаются две сотни фигур из рыжей породы – эта природная «скульптурная группа» напоминает башни великого храма Гауди или дома мавританских поселков в Африке. Самые высокие фигуры достигают 15 метров. Многие земляные изваяния увенчаны глыбами-«шапками» из вулканического андезита.

Современные деревянные скульптуры, фото hanming_huang

Фигуры разделены на две примерно равные группы: Дьяволя Яруга (слева) и Паклена Яруга (справа). Неподалеку от смотровой площадки Дьяволя Варош, на фундаменте церкви XIII столетия, построена часовня Святой Параскевы. Есть народное поверье: если привязать к дереву у этого храма лоскут, то все напасти и беды останутся здесь – в Городе Дьявола. В церкви можно увидеть портрет князя Лазаря, нарисованный Братиславом Анджелковичем, сербским Левшой, на… лесном муравье без всяких технических ухищрений!

Появление Чертова городища

Смотровая площадка

Каменные фигуры-«дома» необычного Города Дьявола – это останцы, образованные многими веками постоянной эрозии горной породы. На грунте, богатом минералами, не растут деревья и травы, корни растений не скрепляют почву, не мешают ее разрушению. Монолиты меняют свой облик: расширяются, уменьшаются и растут в высоту, теряют «шапки», рушатся и возникают вновь.

Легенда о городе Дьявола

Холмики

Люди не всегда знали о геоморфологическом происхождении природного феномена. Мрачные скалы с древних времен притягивали и отпугивали; вокруг них рождались легенды. Их считали то остатками храмов, разрушенных дьяволом, то окаменевшими непослушными слугами сурового чародея.

Самое известное сербское предание повествует о том, что жили на этих склонах мирные верующие люди. Их глубокая вера мешала нечистому, и он осквернил питьевые источники, послав жителям поселения «дьявольскую воду». Люди, испив скверной воды со странным вкусом и запахом, потеряли разум. Они решили, нарушая христианские заповеди, поженить родных брата и сестру. Бог не дал свершиться греху – вся свадьба просто окаменела.

Туристический комплекс

Причудливые скалы

Осмотреть этот природный феномен можно с трех смотровых площадок. На туристической тропе, ведущей к ним, находятся старинные «рударские окна» — шахты, где добывали полезные ископаемые; древние деревья причудливой формы; деревянные скульптуры современных сербских скульпторов.

Современные деревянные скульптуры

Ежегодно этот геологический парк посещают десятки тысяч туристов. С 1959 года он является охраняемой территорией, а с 1995 года носит статус памятника природы. Сейчас общая охраняемая площадь составляет 67 гектаров, правительству направлен запрос о расширении заповедника до 1014 га.

Этот объект, по результатам международного голосования, стал номинантом конкурса «Новые семь чудес природы», открытого в 2011 году. С 2002 года он номинирован и на включение в список ЮНЕСКО, как сербский природный феномен – местность с уникальным ландшафтом.

Ресторан Davolja Varoš

С виду неприметная забегаловка с неубранными столами, сели и не знали что ждать. А ждать было что! Ягнятина по сачем (600 динар), телятина с грибами (600 динар), шашлычок на вешалке дьявольи ражник (400 динар).

Ягнятина по сачем запекается

Заказал ягнятину. При мне разожгли огонь. Поставили на решетку кастрюльку.

Ягнятина по сачем готовая

Принесли в готовом виде с двумя ложками. Огромные куски мяса с морковкой, картошкой в виде супа и в прикуску со свежим хлебом. Очень вкусно!

шашлычок на вешалке дьявольи ражник

Шашлычок заказали на соседнем столе.

Буклет с информацией о парке

Скачайте брошюру

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Уникальные горные породы Джаволя-Варош

Город Дьявола в Сербию привлекает туристов своими необычными останцами, которые появились в связи с многовековыми процессами эрозии горных пород. Они представляют собой высокие, узкие столбы, горделиво несущие на своих вершинах причудливые шляпы из более плотных горных пород.

Здесь около двухсот таких «великанов» (их высота от 2 до 15 метров), расположенных в двух «поселках» по разные стороны от обрыва:

  • Правая группа носит название Паклена яруга (Адов овраг)
  • Левая — Джаволя яруга (Овраг Дьявола)

Самое удивительное то, что эти фигуры находятся в постоянной динамике — некоторые разрушаются в связи с погодными условиями, но зато их место занимают новые.

Как указывает состав пород, раньше это место было жерлом вулкана, поэтому некоторые породы здесь прочнее остальных. Именно они и образовывают «блинчики» на верхушках земляных столбов, при том что более мягкие породы при выветривании «уходят» быстрее. Вес этих «блинов» достигает 100 кг, но если его убрать, то весь столб рассыпется на глазах.

Стоить отметить, что такая природная аномалия — большая редкость во всем мире. Есть несколько аналогичных зон в Америке и в Альпах, но сербские значительно более «лесистые». Не упустите возможность увидеть это чудо своими глазами — этот необычный ландшафт, созданный затейницей-природой, оставляет очень необычные впечатления!

Необычные воды заповедника

Чем же еще может удивить этот заповедник? По дороге к столбам Вы обязательно встретите два необычных источника с характерными для этого места названиями:

  • «Вода дьявола» — холодная и чрезвычайно кислая (рН 1,5), с высокой минерализацией
  • «Красный источник» — менее кислая (рН 3,5) и менее минерализованная, но с большим содержанием железа, от чего дно источника охристо-красное

Эти воды очень редко встречается в мире и используются в санаторно-курортном лечение, но специалисты предостерегают пить эту воду в связи с недостатком исследований.

Возможно, Вам это будет интересно: Заповедник и кемпинг «Засавица»

Достопримечательности Джаволя-Варош

Скульптуры и пещеры

Диковинные скульптуры, вырезанные из дерева, составят Вам компанию на прогулке по заповеднику.

Если Вас интересует посещение пещер, захватите с собой сапоги Они понадобятся Вам чтобы попасть в штольни, где в древние времена добывали железо, это подтверждает и красноватый цвет пород.

Церковь Святой Петки

На месте храма, который был здесь в 18 веке, теперь стоит церковь Святой Петки. Некоторые верят, что здесь можно оставить свои болезни, привязав ленту или платок на ветку дерева рядом с этим храмом.

  • Что привезти из города Дьявола?

    Многочисленных туристов здесь встречает разнообразие сувенирной продукции, а также огромный выбор ракии, меда, варенья, прочих разносолов.

    Кстати, если Вы за рулем — опасайтесь этого места! Гостеприимные, разговорчивые сербы предлагают всем испробовать свою ракию — им невозможно отказать. Еще никто не уходил отсюда голодный, трезвый и без бутылочки ракии с можжевеловой веткой внутри.

    Многочисленных туристов здесь встречает разнообразие сувенирной продукции, а также огромный выбор ракии, меда, варенья, прочих разносолов

    Заказать экскурсию в Сербии для посещения Джаволя-Варош стоит, не упустите эту возможность!

    Городок на Подолье славится своим необычным названием и любопытными историческими памятниками. Обычно при упоминании этого региона сразу вспоминается Каменец-Подольский как место, насыщенное историей и архитектурными памятками. Однако не только этот город может быть интересен путешественнику, ищущему новые виды, впечатления и исторические сюжеты. Давайте выйдем с вами за обычные схемы и узнаем побольше о городе Сатанове – почему так называется и чем интересен.

    География

    Сатанов — поселок городского типа, находится в Городокском районе (Хмельницкая область). Если вы соберетесь посетить этот городок – лучшее время будет в начале мая, на многочисленных выходных, ведь именно тогда можно будет увидеть поросшие густыми лесами горы в самом богатом виде.

    Происхождение названия

    Почему Сатанов назван именно так, существует несколько версий, причем в соответствии с ними считается, что это название дали городу то ли римляне, то ли поляки, то ли турки, то ли шведы. Возле города довольно часто находят до сих пор древнеримские монеты, что тоже дало повод для одной из версий происхождения названия: «Хватит или нет? Sat an non?» — якобы спрашивал римский полководец, дойдя до Збруча и задумываясь, идти ли дальше. Воины, уставшие от долгого похода, громкими криками изъявили желание остановиться здесь, и так возникло поселение, разросшееся позднее до небольшого городка. Другая версия говорит, что валахи назвали вновь основанное село «Satu Nou», что значит Новоселки. Есть еще и турецкий вариант: мол, местные жители так упорно сопротивлялись янычарам, что те подумали, словно в этих местах живет сам шайтан. Правда, у этой версии есть изъян: город носил свое название еще тогда, когда османов еще не было совсем в этих краях.

    Вероятно, наиболее правдоподобная версия связана со словом «сатана», ведь язычество в этих местах жило и долгое время после принятия христианства Русью. Люди часто видят нечистую силу там, где не принимают религию, потому, как считают некоторые историки, те, кто жили рядом с такими поселениями язычников, постарались очернить их, мстительно назвав Сатанов и Чертков, который тоже попал под раздачу. Для усиления контраста близлежащие села назвали «правильными» православными названиями: Спасовка, Богословка.

    Збруч

    Река Збруч разделяет две области — Хмельницкую и Тернопольскую. Начиная с конца XVIII в., река была общей границей для двух империй, Габсбургов и Романовых. Уже тогда на этих таких разных берегах начали устанавливаться основы различий в укладе жизни, в традициях, быте, религии. Первая мировая войны разрушила империи, но оставила границу. В 1920 году она проходила между Польшей и Украиной, но после исчезновения Украинской Народной Республики Польша предъявляет права на некоторую часть украинских земель, и разгорается война. Вследствие ее в 1920 году правый берег Збруча попадает под польскую власть и вновь возвращается в состав Украины в 1939 году, будучи отвоеванным советскими войсками. Так Збруч перестал быть международной границей.

    Сплав религий, народов, культур

    После того, как через поселок прошло столько завоевателей, трудно стало определять, какая культура преобладает здесь. Легионеры Рима, янычары, монголы, степные кочевники, если брать глубокую историю. Отдельно можно упомянуть евреев, поляков, греков, армян, и все они оставляли свои следы в жизни городка. Что интересно, именно в статусе еврейского городка это поселение познало свой расцвет.

    Такая активная общественная и военная жизнь вела к тому, что жители города, даже евреи, часто вынуждены были браться за оружие и защищаться от набегов. Здесь даже есть крепость-синагога, которая была частью противотурецких фортификационных сооружений, как и ныне почти разрушенная непосредственно крепость. В синагоге и сегодня можно увидеть сохранившиеся фрески, полюбоваться уникальной резьбой и лепниной. На крутом берегу Збруча находится еврейский некрополь, сохранившийся еще с XVI-XVII веков. Он считается по праву музеем резьбы по камню, находящимся под открытым небом. Здесь стоят испещренные необычными орнаментами и надписями каменные плиты.

    Однако не все памятники археологии в Сатанове имеют языческие или же еврейские истоки. Здесь можно посетить и православный монастырь – Свято-Троицкий, который основал, согласно легенде, грек с Афона, который в свое время удалился от светской жизни в Подольские Товтры. Этот монастырь стал защитой и приютом для многих людей, для монахов и местных жителей, во время нашествия войск могучего Батыя. Очень красив вход в монастырь с его массивными каменными воротами на закате, в свете последних лучей.

    Также красивые виды можно наблюдать в старой крепости, даже с учетом того, что от нее почти ничего не осталось, только каменный периметр и руины башен. Зато крепостные стены густо увенчаны цветом степных трав, чабреца, внизу видна извивистая лента Збруча, а за широкой долиной угадываются шапки Товтр.

    История и ее тайны

    Самыми древними памятниками местной истории считаются скифские курганы и Траяновы валы (Трояновы, Змиевы). Валы расположены по всей Украине, и в Карпатах, и в Харьковской области. Название до сих пор не имеет одной версии и служит поводом для споров историков, археологов и прочих исследователей. Пока однозначная и всеми принятая версия отсутствует, но единое мнение все же есть – что это древнейшее оборонительное сооружение, равного которому по величине нет в стране. Он сопоставим по масштабам разве что с Великой Китайской стеной. Выполняло функцию защиты в противостоянии между лесом и степью – отличная защита от кочевых племен, которые были в свое время большим бичом для оседлых людей.

    Что касается скифских курганов, то в этой местности их восемь. Самый огромный среди них был диаметром 60 м, был местом захоронения очень знатной особы. К сожалению, на данный момент полностью разграблен «черными археологами», что не дает никакой возможности ни установить, кто был захоронен, ни дату захоронения.

    Языческий охранник

    Во время изгнания язычников из этих мест последние не оставили своего самого мощного идола, изваяние Святовида из камня, на растерзание преследователям и утопили его в реке Збруч. Он там пролежал до 1848 года, пока местный польский помещик-шляхтич не обратил внимание на выступающую из воды каменную часть. Идол был вытащен на сушу, но, вероятно, не весь, т.к. в то время, когда его тянули, раздался хруст под водой и вес идола существенно уменьшился, что позволило его вытянуть без особых проблем. Исследователи полагают, что под водой остался его фундамент, но все поиски и изучение дна реки в этом месте не дали никаких результатов.

    Сегодня изваяние Святовида известно, как Збручанский идол, и т.к. его нашли жители берега со стороны Польши, то и хранится он в Кракове. Теперь на берегу реки стоят его копии, причем одна из них находится на территории санатория «Перлина Поділля».

    Лечебная вода

    Курортная зона Сатанова не примыкает прямо к городу, а находится на небольшом расстоянии, там, где раскинулась широкая долины Збруча, в так называемых Подольских Товтрах. Спускаясь с холма, можно неожиданно оказаться совсем в другом месте: вместо традиционного Подолья вы увидите себя среди грабовых лесов и косматых карпатских гор с подвижными ручейками.

    К богатствам сатановского курорта относится местная минеральная вода, бюветы с которой находятся в разных санаториях. Сатанов напоминает нам об исконном значении слова «курорт» — месте, где люди не столько отдыхали, сколько пили воду и тем лечились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *