Флорищи Нижегородской

Поделитесь с родными и друзьями:

Обосновавшийся на одном из прибрежных холмов-полугорков реки Лух ныне действующий мужской монастырь-пустынь – объект со славной без малого 400-летней историей. В созвездии старейших святилищ православия этому красавцу-комплексу принадлежит исключительное место хотя бы потому, что называть его можно по-разному, оттолкнувшись от двух собственных имен – Фрол и Флор. Более ранним в паре Флорищи-Фролищи многие историки признают первый топоним, хотя победил в итоге второй.

Такой разнобой – следствие первоначальной путаницы, зафиксированной в самом давнем разрешительном документе-грамоте на официальное закрепление за братством пустынников-анахоретов территории посреди лесного массива, в тихом, удаленном от торговых путей местечке возле малоизвестного левого притока Клязьмы. Местность была откровенно глуха, безлюдна и не вызывала никакого интереса у случайно забредавших сюда с разными целями путников.

Пока в их числе не оказался схимонах Мефодий, пожелавший уединиться и приведший за собою в дикий дотоле уголок небольшую группку чернецов-единомышленников: Варлаама, Макария, Иона. Это перемещение станет определяющим в хронологии Свято-Успенской Фролищевой пустыни – будущего центра православной ветви христианства в точке схождения земель Нижегородских с соседними Ивановской и Владимирской областями.

История Фролищевой пустыни: откуда что пошло и как строилось

Наиболее отдаленный от наших дней этап Свято-Успенского храмового комплекса связан с немногочисленными насельниками, облюбовавшими живописные Гороховецкие леса над синей гладью будто пришедшей из славянских сказаний озерной страны. И с отцами-первоустроителями обители – предмета нашего описания.

От Красногорья-Флорищей – к Успенским стенам: начальные планы и их воплощение

Впервые отшельники, покинувшие греховную, по их мнению, среду, замелькали меж хвойных стволов Флорищевой Красной горы в середине XVII века. Здесь их все устраивало: и бескрайнее спокойствие лесистых холмов, и близость раскинувшихся окрест водных просторов, и – самое главное – отсутствие шумных поселений на десятки верст вокруг. Плюс вопринимающаяся по-доброму основа названий здешних лесов-лугов-перелесков, что для Божьих слуг тоже немаловажно.

Этимология имен-символов в этом свете достойна отдельного разговора, поскольку топонимический позитив в культовых проблемах – не абстрактный пункт. Версий об истоках наименований возвышенности, послужившей мнихам пристанищем, выдвигалось две, обе логичные и вполне правдоподобные. Что каждая из них представляла собой – ниже.

  1. Во-первых, обширный, вытянувшийся вдоль петляющего в низине речного русла берег-холм, будто воспаривший над сине-зеленым царством первозданной природы, на удивление красив и величествен. А оба члена словесной пары «красный-красивый», как известно, в древнерусском языке были взаимозаменяемы и использовались нашими предками в качестве синонимов.
  2. Во-вторых, почва тут преимущественно песчаная, но не скучного серо-желтого, а необычайно теплого, слегка красноватого и приятного глазу «благородного» оттенка.

Не исключено, что решение осесть в этих борах-рощах подкреплялась и более специфической причиной – рассказами странников о таинственном свечении, периодически исходившем от вершины кряжа на берегу Лух-реки. И о сопутствующих сиянию чудесах: благоухании и колокольном перезвоне. Восприняв подобные слухи как вещий знак, черноризцы решили не ограничить скромное житие свое парой-тройкой аскетических келий, а соорудить нечто более основательное – деревянную церквушку. Сколотили ее из бревен в 1651 году.

Идею же возвести обитель посерьезнее на благословенном участке, унаследовавшем от некоего первопоселенца Фрола-Флора (как в точности его звали, потомкам неведомо) наименование Флорищева гора, упорно продвигал соратник и последователь Мефодия-старца Иларион. Именно он сумел поддержать морально, укрепить духовно и по-человечески расположить к себе царя Федора Алексеевича, а затем и его сына-наследника – в те юные лета, когда царевич остро нуждался в мудрых советах и покровительстве.

В построенной монахами-келейниками церкви, которой при освящении присвоили имя Успения Пресвятой Богоматери, Иларион-святитель – сын священника Анания и от рождения Иоанн, появился в уже зрелом, 32-летнем возрасте. Встретили его радушно, в пустынножительство он погрузился охотно, легко влившись в общину. Но ненадолго: в 1654 году от страшной «моровой язвы» – чумы – умерли все братья-монахи. В одиночестве пережить холода было трудно, и пришлось переселиться поближе к мирскому очагу – сельцу Афанасьево.

Весной монах-одиночник вернулся в пустую церковь и вскорости расширил коллектив за счет ищущих безмолвия постриженников, простых мирян и паломников-богомольцев. Озадачивало единоверцев полное бездорожье и наметившаяся церковная реформа. Ее Иларион после раздумий и колебаний оценил, смирился с новациями – и вслед за тем управлял добродетельной и строгой службой в обители 27 лет. Удавалось ему это настолько хорошо, что в уважаемый храм приехал царь, а к подворью вскоре проложили дорогу.

Искренняя Иларионова обеспокоенность статусом, оформлением функций и прав побратимов-монахов, хозяйственно-бытовой проблематикой и вовлечением в обустройство церковно-монастырских зданий, а также прилегающих к ним угодий нашли отклик на высшем государственном уровне. Подвижничество вдохновителя и лидера преобразований завершилось переводом его в сан митрополита Суздальского-Юрьевского. Пустынь застраивалась, обретала целостность и расцветала.

Именно при святом Иларионе был разработан и выстроен архитектурный ансамбль в его базовом виде. Праправнуки созерцают его по сей день – в отреставрированном и обновленном, правда, состоянии. Поэтапно же строительство разворачивалось так:

  • 1684 год ознаменовался построением и освящением Соборного храма-красавца (по-народному – Богородицкого).
  • 1681 год облегчил быт – хоздвор дополнился зимним трапезным храмом-палатой Святой Троицы.
  • В 1692 г. проем при въезде украсила лаконичная арка надвратной трехъярусной Петропавловской церкви-портала.
  • Завершающим штрихом стала угловая церковь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Освятят ее уже в столетии Петра Великого, в 1703 году.

По распоряжению государеву расписывание храмного иконостаса поручили ведущему дворцовому изографу Симону Ушакову. Из-под его кисти вышли «Спас в силах», «Лик пресвятой Богородицы Киккской» и иные иконы-сюжеты местного и страстного ряда с изображениями девы Марии и великомучеников. В оригинальном исполнении и талантливых копиях полотен признанных мастеров иконописи. О самом же пастыре Иларионе-устроителе были составлены позже жизнеописания, рукописные и печатные.

XVIII-XIX столетия: расширение и становление монастырского хозяйства

Петровские новшества больно ударили по всем хозяйственно-трудовым направлениям монастырской деятельности. У заведения отобрали едва ли не все доходные и необходимые для обслуживания усадьбы владения – от пашен-сенокосов-мельниц-пасек до приспособленных для ловли рыбы и стирки белья мостков. Применили и ограничения на постриг, что дало толчок к резкому сокращению братьев-общинников и поставило заведение на грань закрытия.

Противостоять разбойным нападениям и стихийным бедствиям у монастыря теперь почти не было возможности – и перед смутой с пожарами его стены не устояли. Промышлявшие разбоем повстанцы разграбили внутренность ризниц-складов-пристроек, огонь дважды испепелял все без разбору. В 1770 году две церкви – больничную и оформляющую врата – пришлось даже восстанавливать с нуля. В общем, испытаний хватило с верхом – включая очередной мор 1771 г. – на этот раз холерный.

Роль защитника-спасителя последней дюжины монашествующих жителей полунищей пустыни-убежища сыграл в XVII Iвеке Борис Голицын – сподвижник царя-реформатора. Он пожертвовал на первостепенные нужды немалые деньги, а кроме того – драгоценную утварь, облачение и несколько любимых икон-копий, включая Цареградскую и Киево-Печерскую. Результатом его участия в благоустройстве Флорищенского святилища стал добротный каменный двухэтажный корпус-общежитие, благополучно доживший до сегодняшнего времени.

На изломе XVIII-XIX веков в постепенно обретающую прежнее величие Фролищенскую пустынь потянулись монахи-паломники – соотечественники и служители из церквей-монастырей-лавр довольно далеких. Им не отказывали в приеме – наоборот, поощряли. Знания и прикладные таланты пришлых братьев-послушников, обладателей художественных и строительных навыков, помогли благоустроить храмы.

Детали убранства были продуманы до мелочей. Дорогие, расшитые золотыми нитями и украшенные каменьями ризы, оклады, книги в роскошных переплетах, красавец-иконостас – все это внушало благоговение и намекало на статусный характер сосредоточенных на просторном, старательно ухоженном участке церквей-палат-башенок и сооружений утилитарного назначения. В библиотеке хранились полторы с лишком тысячи книг и древних документов, страницы более 140 из которых были написаны от руки.

На рубеже XIX-XX веков искусники-монахи освоили технику формовки, отливки, отделки металлических изделий и наладили собственное колокольное производство. Звонницы обзавелись великанами-колоколами в 200 и 460 пудов. Более мелкий колокольный товар пользовался спросом и успешно расходился по окрестным городам-весям. Кузня и мастерские приносили постоянный доход, жизнь текла размеренно, поколения неутомимых, с творческой жилкой мастеров-келейников сменяли друг друга.

Вновь появлявшиеся чудо-иконы, стенная живопись на колоннах и сводах, престолы в узорах, рамы с золоченой вязью были теперь плодом творчества местных палехско-боголюбовских художников Николая Сафронова, Ивана Шорохова, опытных резчиков по дереву, мастеров инкрустации. Хозяйничали тут образцово, порядок соблюдался идеально. Свои кузня, конюшня, водопровод с водокачкой, солидный парк сельхозтехники облегчали трудоемкие операции.

Благолепие внутреннее и внешнее радовало взор, мудрость и организованность архимандритов были очевидны, все блистало и олицетворяло неземной покой. Уважение прихожан и многочисленных паломников были безграничны, божественные литургии совершались регулярно – как и июньско-августовские крестные ходы. Праздники отличались торжественностью. Добро витало и растворялось в воздухе, над кронами сосен и берез…

История

Основание

Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году (30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича). К святыням обители до её закрытия в 1923 году принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времён Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и другие, написаны знаменитым царским иконописцем XVII века, Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Фёдора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом. К ней был приписан Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.

В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг под именем Боголеп.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта и, впоследствии, частично разрушена. До 1990 года там располагалась воинская часть.

Возрождение обители

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролище. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Иеромонах Варнава (ныне епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начали возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие.

23 августа 2006 года в храме в честь Святой Живоначальной Троицы прошла первая Божественная литургия архиерейским чином. 31 мая 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм во имя Пресвятой Троицы. На данный момент восстановлены: надвратная церковь Петра и Павла; теплая церковь Троицы Живоначальной с примыкающей братской трапезной кельей; 49-метровая колокольня с вновь отлитыми колоколами и часами-курантами; настоятельский корпус; казначейский корпус. Идет активное восстановление пятиглавого собора Успения Пресвятой Богородицы (установлены вновь изготовленные главы, отремонтированы фасад и кровля, идет реставрация внутреннего убранства собора); рухлядного корпуса. Все остальные объекты монастыря покрыты кровлей и очищены от мусора в преддверии восстановления. Перед установкой глав Успенского собора

Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.

12 июля 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Церкви Святой Троицы.

В августе 2009 года художниками мастерской «Традиция» при нижегородском соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского была завершена роспись алтаря храма в честь святых апостолов Петра и Павла. В качестве иконографических образцов художниками были выбраны работы византийских мастеров XII века.

25 сентября Владыка совершил Божественную литургию в Троицком храме, после чего осмотрел восстанавливаемый Успенский собор, где началась роспись стен.

14 декабря 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Великое освящение надвратного храма в честь святых апостолов Петра и Павла и преподобного Ефрема Сирина.

Современное состояние

Сейчас в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются паломники и трудники, людям оказывается молитвенная помощь (читаются братские синодики, совершается ежедневное поминовение за Божественной Литургией). Художники, архитекторы и строители делают все возможное, чтобы воссоздать облик Флорищевой пустыни.

Далеко в округе слышен колокольный звон. Как и прежде, монастырь осуществляет свою миссию среди тех, кому нужна духовная помощь. Братия духовно поддерживает воинов, выезжая в воинские части, в монастыре действует детская воскресная школа. Работает монастырская библиотека, регулярно проводятся экскурсии желающим узнать о богатой событиями истории монастыря.

Святыни

Чу­до­твор­ная Вла­ди­мир­ская-Фло­ри­щев­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся в со­бор­ном хра­ме, око­ло жерт­вен­ни­ка. На­пи­са­на она зна­ме­ни­тым изо­гра­фом Ива­ном Чи­ро­вым око­ло 1464 го­да.

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

XX век: потрясения, потери и разочарования

Размеренно-спокойное существование вечно длиться не может – и топтавшийся на пороге век двадцатый это ярко проиллюстрировал, перевернув «конструкцию» с ног на голову. Война с японцами, кровавый 1905-й, пробы либерального реформаторства, разгул террора и общеевропейский военный кошмар – слишком концентрированный и наполненный контрастами клубок событий для того, чтобы не отразиться на патриархально-церковном укладе негативно, ожесточив умы и сердца.

Но если в канун революции социально-духовный кризис действовал изнутри, подталкивая духовенство к целенаправленному прославлению русского оружия и воспеванию подвига умиравших на поле брани солдат и офицеров, то октябрь 1917 ударил со всех сторон одновременно, разладив все. Богоборческая политика вытравливала понятие веры, лишала церковников малейшей надежды на социально-правовую защиту, национализировала имущество сакральных структур.

Пустынь-во-Фролищах преобразовали в коммуну, потом в совхоз, а после его развала – в подсобный склад-хозяйство, который тоже не замедлил развалиться. Явная бесхозность подтолкнула крестьян к самозахватам и вспашке земельных наделов. Содержимое храмов-келий-пристроек было изъято и передано Владимирскому музею краеведения. Следующими шагами по «переустройству» стало заселение жилых домов лесозаготовителями и снятие колоколов.

Заключительным в цепи печальных метаморфоз оказалось переподчинение монастыря в 1930 г. военному ведомству. Зеленый лоскут стал учебным плацдармом, келейно-трапезный блок – казармами и столовой, а больница – санчастью. Согласно новому административно-территориальному делению, описанные процессы происходили уже не во Владимирской губернии, а на северо-западе Нижегородчины, в Володарском районе. За армейскими подразделениями эти площади числились до 90-х годов.

Третье тысячелетие: возрождение

Воинский период завершился в начале 1990-х. В 1992 обитель-крепость была передана Русской церкви. Верующие сплотились и заново организовали церковную общину. Проект по сохранности полуразрушенных композиционных элементов прихода вступал в действие. Один за другим настоятели Елевферий Кончуров, Геннадий Гаврилов и сменивший их впоследствии Николай Большаков готовили монастырь к торжественному открытию в 2005 году.

Решение продолжить традиции монашества было принято в апреле того же года. Возобновилось крестохождение, расписали последовательность ремонтно-восстановительных мероприятий – и работа закипела. Упорядочили старинное кладбище, облагородили могилу князя Голицына, отслужили лития по отцам-создателям и благоустроителям легендарной пустыни-уникума, прекрасная оболочка и возвышенная суть которой ожидали обновления.

Организовали выставки, провели конференции, выслушали доклады священнослужителей-ученых – и приступили к реализации планов по приведению всех компонентов ансамбля-сказки в подобающий вид. К Святотроицкому празднику 2008 года на звоннице закрепили гранд-колокол весом почти в тонну, докомплектовав «мелодичную» компанию набатами помельче. Укрепили фундамент собора Божией Матери, отремонтировали стены со сводами, утеплили полы, перестелили кровлю и вставили окна.

Кладочники и живописцы занялись сооружением перегородок и росписью алтарей. Образцами для них избрали византийскую иконографию XII века. По окончании всех работ зимой 2012 епископ Выксунский-Павловский Варнава провел церемонию освящения храма-башни над вратами проездной арки. Следующим в очереди был собор-символ как креугольный камень и фокус целостной композиции. Пятиглавый храм с позолоченной маковицей центральной башенки и хороводом из четырех бирюзовых луковок в «звездах» преобразился до неузнаваемости.

День нынешний: что можно увидеть

Результаты трудов современных зодчих и художников-реставраторов поражают. В план-схему рукотворных достопримечательностей входят не менее двадцати реалий и их фрагментов.

Храмы и часовни

  • Успенский собор Пресвятой Богородицы – многоярусный, о пяти главах, правильной кубической формы, с западным и восточным порталами.
  • Церкви: а) Троицы Живоначальной с несколькими пристройками; б) въездная надвратная апп. Петра, Павла и Ефрема Сирина; в) преподобных иноков-подвижников Савватия и Зосимы Соловецких.
  • Белоснежная 49-метровая колокольня с часами-курантами под пирамидальной верхушкой, увенчанной золотистой маковицей.

Сопутствующие постройки

  • Корпуса настоятельский и казначейский с трапезной палаткой (или, скорее, продолжением-пристройкой).
  • Больничный, хозяйственный, рухлядный и келейный корпуса-блоки при Центральном и Южном въездах – с фасадами, напоминающими греческие крепостные стены.
  • Приземистая Просфорная келья-кладовка, вместе со сторожевой башней и кузницей при Голицынском доме обозначившая углы емкой площадки-подворья.
  • Кроме перечисленных единиц, приведены в порядок вместительные погреба и братский кладбищенский сектор со скромной могилкой монаха-постриженника Боголепа (в миру – боярина-воеводы Голицына). Прилично выглядит расположившийся рядом странноприимный дом в комплекте со скотным и конюшенным дворами.
  • Из изолированных объектов-памятников интерес представляют часовенный столп-символ на месте деревянной Петропавловской церкви-прародительницы, справа от входа, и колоритная трехэтажная водонапорная башня с узкими окнами-бойницами. Ограждающая башенно-стенная линия продолжает реконструироваться.

Близлежащая территория притягательна ничуть не менее внутримонастырского подворья и также заслуживает описания. Но до него напомним: расписание службы в монастыре соблюдается в строгости, по утрам (8.00-10.00) и вечерам (17.00-21.00). Двери для гостей распахнуты, за посещение денег не берут. Тематику экскурсионной программы выбирают на входе. Видео- и фотосъемка святынь платные. Женщин просят заходить внутрь с покрытой головой – и не в джинсах, а в юбке.

Поселок Фролищи, природа, окрестности

Один из самых чувствительных для путешественников вопрос – как добраться до свят-мест (подразумеваются маршруты из Нижнего Новгорода). Ответов как минимум три.

Как доехать: советы

На автомобиле

Большинство избирает трассу М-7 в сторону столицы. Схематически это выглядит так: выехав в направлении Москвы, через 4 км поверните на Мулино (там есть указатель направо, на монастырь). Миновав эффектный поклонный крест, держите путь по главной бетонированной трассе до пос. Центральный (26-27 км). Его сменят Фролищи, – недавно к ним заасфальтировали дорогу. Покрытие выполнено наспех, но годик-другой продержит – так что поспешите!

Белокаменную, с зелено-бирюзовыми крышами красавицу-пустынь заметите издали, а перезвон колоколов услышите гораздо раньше.

На автобусе либо маршрутке

Это поездка с пересадкой в промежуточном пункте – Дзержинске, к которому довезет электричка с Московского вокзала. Далее выбираете из двух рейсов: Дзержинск-Фролищи (№ 130) и Ильино-Фролищи (№ 108). Тот и другой доставят до конечной точки, пешком идти не понадобится.

На поезде

Это ильинско-фролищенская ж/д ветка: одноколейная, неэлектрифицированная – зато очень симпатичная, в стиле ретро. Обслуживается тепловозиком под прозвищем «Кукушка». За невысокую цену он подбросит до окраин Фролищ. За ними вас ждет романтическая пешая прогулка через лес – что-то в районе двух километров. Стремящихся же к комфорту обслужит рельсовый автобус-поезд Фролищи-Н.Новогород (запущен в 2009 г.)

Озера-бор-река: картина маслом

Эпитетов к пейзажам напрашивается целый пучок: трогательно, фантастически, неописуемо. Светлые озера – это сказка наяву. Заездов к ним три-четыре, в край синих лагун приведет любая из стежек-дорожек. Озерную группку образуют полдюжины водоемов карстового происхождения. Наиболее крупные из них – Санхар (иногда пишут Санхр), Светлое и Великое. Песчаные розоватые берега, кое-где поросшие осокой, чисты и прозрачны. Особую прелесть сообщают им плавающие по стеклянной глади сфагновые островки – скопления мха с корнями до полутора метров.

Островное семейство разнокалиберно: есть пловцы крохотные, есть покрупнее – с парой-тройкой деревцев посередине. К более-менее крепеньким даже мостки набросали: они проседают, но выдерживают вес склонных к риску смельчаков-туристов. По живописности подобную картинку превзойти сложно. Конкурирует с озерно-островным «парадизом» вековой сосновый бор Ярополческих и Мугреевских лесов – воистину райские кущи. Дышится в окружении сосен-елей просто-таки восхитительно!

Движимые водные массивы этого природного оазиса привлекают дайверов и более скоростных спортсменов. Огибающая поселок река Лух – популярнейший летний (с мая по сентябрь) байдарочный маршрут. Там и сям разбросаны стоянки для туристов – с пляжами, заливчиками для купания, баньками, пригодными для рыбалки косами и расчищенными под волейбол полянками. Костры не приветствуются, хотя специальные пятачки под них отведены.

И над этим средоточием естественных мирских удовольствий, как напоминание о призвании высокодуховном и праведном, парит действующий мужской монастырь под до боли родным, привычным славянскому уху именем – Фролищева пустынь. Совершеннейшая идиллия…

Паломнику

Расписание богослужений:

В монастыре ежедневно совершаются богослужения.

В будни: В надвратном храме (преп. Ефрема Сирина и апп. Петра и Павла)

Монашеское правило – 5.30

Божественная Литургия – 7.30

Вечернее богослужение – 17.00

В субботу:

Монашеское правило – 6.30

Божественная Литургия – 8.00

Вечернее богослужение – 17.00

В воскресные и праздничные дни:

Утреннее правило – 7.00

Исповедь – 8.00

Божественная Литургия – 8.30

Вечернее богослужение – 17.00

Фото

Видео

Монастырь Флорищева пустынь

Флорищева пустынь справка

Свято-Успенская Флорищева пустынь

Надвратный храм Флорищева пустынь

Флорищева Пустынь Рождество 2016

Ссылки

Свято-Успенская Флорищева Пустынь

Cвято-Успенская Флорищева пустынь — мужской монастырь в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области, укрывшийся среди обширных лесов на стыке трех областей: Нижегородской, Владимирской и Ивановской.

Понравилось! 2 2

надвратная церковь Петра и Павла

Понравилось! 3 3
В 17 в. Флорищева пустынь была настолько известной, благодаря добродетельной и строгой жизни преподобного Илариона и его братии, что даже сам Царь Федор Алексеевич изволил посетить пустынь. Произошло это событие в 1681-м году. Специально для этого случая из Москвы через Вязники и далее напрямую через непроходимый лес была проложена дорога к монастырю Флорищева пустынь. Эта дорога до сих пор видна и называется Царской дорогой.
Монастырь был основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский.
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году (30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича). К святыням обители до её закрытия в 1923 году принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времён Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и другие, написаны знаменитым царским иконописцем XVII века, Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Фёдора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом. К ней был приписан Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.

Понравилось! 1 1

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Понравилось! 1 1
Понравилось! 1 1
1 апреля 1923 года обитель была закрыта и, впоследствии, частично разрушена. До 1990 года там располагалась воинская часть.
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
В 2005 году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.
На данный момент восстановлены: надвратная церковь Петра и Павла; теплая церковь Троицы Живоначальной с примыкающей братской трапезной кельей; 49-метровая колокольня с вновь отлитыми колоколами и часами-курантами; настоятельский корпус; казначейский корпус. Идет активное восстановление пятиглавого собора Успения Пресвятой Богородицы.
Подробную историю монастыря можно прочитать на сайте самого монастыря: fp14.ru/index.php/ct-menu-ite… Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Добраться до монастыря из Нижнего Новгорода можно если ехать по трассе М7 в сторону Москвы, на 70 км повернуть направо по указателю на монастырь. Дальше, проехав поселками Центральный и Инженерный по единственной дороге подъезжаем к поселку Фролищи. Величественный вид монастыря предстанет Вашему взору.
Адрес монастыри: 606091, Россия, Нижегородская область, пос.Фролищи
Официальный сайт: fp14.ru

В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг под именем Боголеп.

Понравилось! 1 1
Князь Голицын Борис Алексеевич (29 июля 1651 — 18 октября 1714, монастырь Флорищева пустынь) — боярин (1689), государственный деятель времён царевны Софьи и Петра Великого, руководитель приказа Казанского дворца, воспитатель юного Петра («дядька царя»).
По воспоминаниям Б. И. Куракина «человек ума великого, а особливо остроты, но к делам неприлежной, понеже любил забавы, а особливо склонен был к питию. И оной есть первым, которой начал с офицерами и купцами-иноземцами обходиться. И по той своей склонности к иноземцам оных привел в откровенность ко двору и царское величество склонил к ним в милость».
Когда царь Пётр I, фактически отстранённый от реальной власти, жил в Преображенском (1682—1689 г.г.), Б. А. Голицын поддерживал связи со своим воспитанником, поощрял его увлечения военным делом и науками. Во время конфликта Петра I с правительницей Софьей Алексеевной в 1689 г. активно поддержал 17-летнего царя, последовав за ним в Троице-Сергиев монастырь и став его главным советником и распорядителем в его ставке. После разрешения конфликта в пользу царя и отстранения от власти Софьи Б. А. Голицын получил боярский чин и пост судьи (начальника) приказа Казанского Дворца.
Во время Азовского похода 1695 г. командовал всей «низовой конницей», принимал участие в постройке кораблей «кумпанствами», а на время отъезда царя за границу был назначен одним из управителей государства. Был покровителем посетившего Россию немецкого грамматиста Генриха Лудольфа.
После Нарвского разгрома Пётр поручил Голицыну набор и формирование 10 драгунских полков. Назначенный затем воеводой и наместником Казанского и Астраханского царств, Голицын не предупредил в 1705 г. астраханского бунта и за это был отстранен от должности. Голицын умер 18 октября 1714 г. в монастыре Флорищева пустынь Владимирской губернии, приняв за несколько месяцев до смерти монашество (монах Боголеп).

Является персонажем романа Алексея Толстого «Пётр Первый». В фильмах «Юность Петра» и «В начале славных дел», снятых по этому роману режиссёром Сергеем Герасимовым, роль Бориса Голицына исполнил Михаил Ножкин.
Понравилось! 0 0
Понравилось! 0 0
Не могу не поместить фотографии дороги, которая ведет от трассы к монастырю. Дорога проходит по сосновому бору, который стоит в песке. Чем-то мне напомнил наш московский Серебряный Бор. В солнечную погоду лес представляет удивительную картину. Народу в том уединенном месте бывает очень мало. Я ехал в машине один, не торопился. День обещал много отличных впечатлений.

Свято-Успенская Флорищева пустынь, смиренно укрывшаяся среди обширных лесов, расположена на берегу тихой речки Лух, на северо-западе Нижегородской области в Володарском районе. Основание этой древней обители относится к началу 17 столетия, когда на Флорищевой горе поселились первые отшельники под руководством святого старца схимонаха Мефодия. Флорищева гора была необычным местом. Многие из бывших здесь людей нередко слышали дивный звон, исходящий как бы из самой горы, так Сам Господь указывал это место для жизни пустынников.

Известность монастырь приобрел благодаря духовным подвигам первых пустынников, нашедших спасение от мирских соблазнов здесь, в дремучих Гороховецких лесах. Как нельзя скрыть горящую во тьме свечу, так нельзя скрыть горящего любовью к Богу, плачущего о грехах своих подвижника. Такими были основатели пустыни — схимонах Мефодий, монахи Варлаам и Макарий. Таким был первый настоятель обители — строитель Илларион. Его можно рассматривать как знаковую фигуру того времени. Он был последним митрополитом из «простецов», достигших своего высокого положения исключительно своими духовными подвигами. Святитель Игнатий Брянчанинов упоминает митрополита Илариона как великого молитвенника. Имел он редкий дар благодатной слезной молитвы, приводящей в умиление богомольцев, имел власть над нечистыми духами, стяжал дар прозорливости и духовного рассуждения. Святой подвижник ввел во Флорищевой пустыни строгий иноческий устав, восходящий к духовным традициям русского монашества конца 14 столетия. Именно устав Флорищевой пустыни позже был воспринят саровскими старцами и лег в основу устава Саровского монастыря. Истовое уставное богослужение и подвижническая жизнь иноков привлекла в обитель людей разных возрастов и званий.

Фролищи,восстановление Свято-Успенского монастыряСлава о святых подвижниках достигла и царских палат. Боголюбивый царь Федор Алексеевич Романов (годы царствования 1676 — 1681 гг.) пригласил настоятеля обители преподобного Илариона во дворец, где он был с честью принят и затем всегда был дорогим гостем, чьи духовные беседы много способствовали духовному росту царя и его близких. Вскоре и сам Федор Алексеевич посетил скромную, но благодатную Флорищеву пустынь. Милости, оказанные им монастырю, были воистину царскими. Федор Алексеевич пожаловал пустыни мельницы, лесные и земельные угодья, покосы, рыбные ловли и многое другое, в чем нуждался монастырь. Самое же главное — по указу царя вместо деревянных церквей и келий были построены каменные, да таких размеров, что даже у столичных жителей спадали с голов шапки, когда они задирали головы, чтобы рассмотреть кресты на храмах. К примеру, колокольня достигла в высоту 23 сажень (49 метров) и была 4-й по высоте в России. Каменное строительство велось очень быстро. Огромный пятиглавый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы и колокольня были возведены всего за один год и освящены в присутствии самого царя 30 сентября 1681 года. Иконы для Флорищевой пустыни писал знаменитый царский изограф 17 века Симон Ушаков с учениками.

С того времени, как обитель стал опекать царь, заботы о хлебе насущном более не обременяли братию и не отвлекали от главного монастырского делания — молитвы. Умное же и рачительное ведение монастырского хозяйства позволяло и братию довольствовать всем необходимым и многочисленных паломников кормить.

По примеру царя все его приближенные делали в новопостроенную обитель дорогие вклады. Так, боярин Богдан Хитрово передал Флорищевой пустыни копию с иконы Успение Пресвятой Богородицы из Киево-Печерской Лавры. Эта икона прославилась затем многими чудесами и очень почиталась братией и богомольцами. Князь Борис Алексеевич Голицын, сподвижник Петра 1 и казанский воевода, принял здесь иноческий постриг с именем Боголеп и также передал в дар обители многие церковные ценности: иконы, книги, утварь, облачения. На свои средства князь выстроил в монастыре двухэтажный корпус, впоследствии именовавшийся «Голицинским». Здесь инок Боголеп скончался и был погребен у алтаря Успенского собора.

Вскоре преподобный Иларион по желанию царя был возведен в сан митрополита, и ему была доверена в управление древняя Суздальская епархия. А монастырь продолжал строиться.

Фролищи,восстановление Свято-Успенского монастыряВ 1684 году была возведена теплая церковь во имя Пресвятой Троицы. В 1692 году — надвратная церковь во имя святого Ефрема Сирина (позже она была переименована в честь первоверховных апостолов Петра и Павла). Последняя, четвертая монастырская церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, была освящена в 1703 году. По примеру монастыря строились двухэтажные кельи, возводились хозяйственные постройки. С построением в 1714 году Голицынского корпуса окончательно сформировался архитектурный облик обители. Тот, который мы можем видеть и сегодня.

На рубеже 19-20 вв. монастырь являлся одним из самых крупных в России, в его стенах подвизалось до 60 насельников. Иноческая библиотека насчитывала более полтора тысяч книг, из них 144 являлись рукописными творениями. Редкие рукописи и книги, хранившиеся в библиотеке, привлекали внимание известных в то время ученых-филологов и историков. Среди них — М.Веневитинов, Ю.Филимонов, В.Гациский, Ф.Буслаев, П.Строев и другие. Среди святынь монастыря наиболее почитались чудотворные иконы Успения Пресвятой Богородицы и Божией Матери «Владимирская». В 1772 году Матерь Божия через эти святые иконы избавила жителей Гороховецкого уезда от морового поветрия. В память об этом чудесном событии каждый год чудотворные иконы Флорищевой пустыни обносили по окрестным городам и селам.

В разное время во Фролищи приезжало помолиться много знатных людей. Несколько раз здесь бывал архиепископ Владимирский и Суздальский Феофан (Говоров), известный в будущем как святитель Феофан Затворник.
Шли годы, столетия. Одно поколение братии сменялось другим, но по-прежнему каждый день в обители совершались по две, а по праздникам по три Божественные литургии, по-прежнему перед святым Христовым Крестом и Евангелием приносились спасительные слова покаяния.

Революция 1917 года прервала мирное течение жизни. Богоборческая власть не могла терпеть существование Церкви Христовой. Как и многие другие, монастырь был закрыт. Это произошло 1 апреля 1923 года.

Братия была разогнана. Церковное имущество, которое имело материальную ценность — оклады с икон, украшения, утварь из драгоценных металлов — или реквизировали органы государственной власти, или разворовали, или передали в музеи. Постепенно обитель стала приходить в запустение. В монастырских зданиях разместилась воинская часть.

В 1992 году группа православных христиан затеплила лампаду церковной жизни в основательно разрушенной к тому времени обители. Через два года в надвратной церкви во имя апостолов Петра и Павла была совершена первая Божественная литургия, стали проводиться работы по благоустройству монастырских зданий и территории.

В 2005 году решением Святейшего Синода приход храма первоверховных апостолов Петра и Павла был преобразован в монастырь с прежним названием Свято-Успенская Флорищева пустынь. Наместником обители по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и постановлением Священного Синода назначен иеромонах Варнава (Баранов). Чтобы возродить былую духовную славу обители, новой братии возрожденного монастыря во главе с наместником предстоят многие труды, духовные и телесные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *