Философ диоген

Диоген Лаэртский — О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов слушать онлайн

Диоген Лаэртский — О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
Издательство: Нигде не купишь
Читает: Кочергин Евгений
Время воспроизведения: 22 час. 40 мин. 10 сек.
Bitrate: 96 kbps
Samplerate: 44000 Hz mono
Формат: MPEG layer 3 (MP3)
Описание: Диоген из Лаэрты в Киликии (первая половина III в. н.э.), грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности «историю философии» – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная с семи мудрецов и кончая стоической и эпикурейской школами. Его трактат представляет собой любопытнейшую и интереснейшую античную смесь важного и неважного, первостепенного и второстепенного, серьезного и забавного. Благодаря этому современный читатель может окунуться в безбрежное море античной мысли и «подышать воздухом» подлинной античной цивилизации.
КНИГА I Вступление (начало философии; преемственности и школы). – Фалес. – Солон. – Хилон. – Питтак. – Биант. – Клеобул. – Периандр.; Анахарсис. – Мисон. – Эпименид. – Ферекид.
КНИГА II Анаксимандр. – Анаксимен. – Анаксагор. – Архелай. – Сократ. – Ксенофонт. – Эсхин. – Аристипп (ученики Аристиппа). – Федор. – Евклид. – Стильпон. – Критон. – Симон. – Главкон. – Симмий. – Кебет. – Менедем.
КНИГА III Платон (жизнь; сочинения; учение; «разделения”).
КНИГА IV Спевсипп. – Ксенократ. – Полемон. – Кратет. – Крантор. – Аркесилай. – Бион. – Лакид. – Карнеад. – Клитомах.
КНИГА V Аристотель. – Феофраст. – Стратон. – Ликон. – Деметрий Фалерский. – Гераклид.
КНИГА VI Антисфен. – Диоген. – Моним. – Онесикрит. – Кратет. – Метрокл. – Гиппархия. – Менипп. – Менедем.
КНИГА VII Зенон (жизнь; стоическая логика; этика; физика). – Аристон. – Эрилл. – Дионисий. – Клеанф. – Сфер. – Хрисипп.
КНИГА VIII Пифагор. – Эмпедокл. – Эпихарм. – Архит. – Алкмеон. – Гиппас. – Филолай. – Евдокс.
КНИГА IX Гераклит. – Ксенофан. – Парменид. – Мелисс. – Зенон Элейский. – Левкипп. – Демокрит. – Протагор. – Диоген Аполлонийский. – Анаксарх. – Пиррон. – Тимон.
КНИГА Х Эпикур (жизнь; письмо к Геродоту; письмо к Пифоклу; письмо к Менекею; «Главные мысли”).

Дискуссии с Платоном

Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.

Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек – смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой».

Рабство, как власть

Когда мыслитель после Херонейской битвы попал на невольничий рынок, у него поинтересовались, какими талантами он обладает. Диоген сказал: «Лучше всего я умею властвовать над людьми».

Мудрец попал в рабство к Ксениаду и стал учителем для его двоих сыновей. Диоген учил парнишек ездить на лошадях, метать дротики. Преподавал ребятам учение об истории, греческую поэзию. Как-то его спросили: «Почему Вы, будучи рабом, не моете себе яблоки?», ответ поразил: «Если бы я сам себе мыл яблоки, то не был бы рабом».

Аскетизм, как образ жизни

Диоген неординарный философ, идеальным образом жизни которого был аскетизм. Мыслитель рассматривал его, как полную, неограниченную свободу, независимость от навязанных ограничений. Он наблюдал за тем, как мышка практически ни в чем, не нуждаясь, обитает в своей норе, довольствуется ничтожным. По ее примеру мудрец тоже сел в пифос, стал счастливым.

Когда соотечественники готовились к войне, он просто перекатывал свою бочку. На вопрос: «Чем ты занимаешься на пороге войны?» Диоген ответил: «Я тоже хочу что-нибудь сделать, так как у меня больше ничего нет – я катаю бочку».

В Коринфе

Если верить свидетельствам Мениппа из Гадары, Диоген однажды отправился в плавание к берегам Эгины, во время которого был захвачен пиратами, продавшими философа в рабство коринфянину с Крита по имени Ксениад. Когда Диогена спросили о его ремесле, он ответил, что не ведает иного ремесла, кроме как наставлять людей на путь истинный, и что желает быть проданным тому, кто сам нуждается в хозяине. Всю свою последующую жизнь философ проведёт в Коринфе, став наставником двух сыновей Ксениада. Свою жизнь он полностью посвящает проповедованию доктрин целомудренного самоконтроля. Существует версия, согласно которой свои взгляды он доносил и широкой аудитории, выступая перед публикой на Истмийских играх.

Детство и ранние годы

Диоген родился в 412 г. до н.э. в греческой колонии Синоп на южном побережье Чёрного моря. Сведения о его ранних годах до нас не дошли. Доподлинно известно лишь то, что его отец, Гицесий, был трапезитом. Судя по всему, Диоген помогал своему отцу в банковском деле. В истории описан случай, когда отец и сын навлекают на себя беду, будучи уличёнными в фальсификациях, или же подделке монет. Вследствие этого, Диогена изгоняют из города. Историю эту подтверждают археологические свидетельства в виде нескольких фальшивых монет с чеканным клеймом, найденных в Синопе и датированных IV в. до н.э. Есть также и другие монеты того же периода с выгравированным на них именем Гицесия как лица, выпустившего их в оборот. Причины этого происшествия остаются неясными по сей день, однако учитывая, что в IV веке в Синопе происходят столкновения проперсидских и прогреческих групп, поступок этот мог иметь политические мотивы.

Есть и другая версия этого события, согласно которой Диоген отправляется за советом к оракулу из Дельф, получая в ответ пророчество о «переломе курса», и Диоген понимает, что речь идёт не о курсе монет, а о перемене политического направления. И тогда он отправляется в Афины, готовый бросить вызов существующим ценностям и укладу жизни.

Смерть

Диоген умер в 323 г. до н.э. Версий его смерти было названо множество. Кто-то полагает, что умер он, практикуясь в задержке дыхания, кто-то верит, что он отравился сырым осьминогом, а некоторые придерживаются мнения, что он погиб от укуса больной собаки. Когда философа спрашивали, как хочет он, чтобы его похоронили, он всегда отвечал, что желал бы быть брошенным за городской стеной, чтобы дикие звери пировали над его телом. В ответ же на то, не будет ли ему самому от этого страшно, он отвечал: «Вовсе нет, если вы снабдите меня палкой». На все изумлённые замечания о том, как он сможет воспользоваться палкой, когда у него не будет сознания, Диоген говорил: «С чего же мне тогда переживать, когда сознания у меня всё равно не будет?» Уже в более поздний период своей жизни Диоген будет потешаться над чрезмерным интересом, проявляемым людьми к «надлежащему» обращению с мёртвыми. В память о нём коринфяне воздвигли колонну паросского мрамора, на которой, свернувшись калачом, спит собака.

Жизненный устрой

Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал — все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

Одной из ярчайших личностей Древней Греции был Диоген. Точных сведений о детстве Диогена нет, но предполагается, что его отец был менялой и ростовщиком в греческой колонии Синоп.

Как-то раз Диоген был уличен в фальшивомонетчестве и, чтобы не быть осужденным, сбежал из Синопа. В изгнании Диоген посетил оракула в городе Дельфы и спросил того, чем ему заняться, на что получил ответ – «переоценкой ценностей».

После этого Диоген продолжил скитания пока не дошел до Афин, где стал яростным сторонником Антисфена и его философских учений о жизни «подобно собаке» (философская школа кинизма). Учения Антисфена предполагали, что человек может достичь блага, если будет следовать собственной природе и с презрением относиться к условностям. С этого момента Диоген начал вести аскетические образ жизни и в качестве жилища выбрал себе предназначенный для хранения еды большой глиняный сосуд – пифос.

Диоген прославился своим необычным и эпатажным поведением. Когда он увидел сына гетеры (в Древней Греции так называли женщин легкого поведения), швыряющего в толпу камни, он сказал ему, чтобы тот опасался попасть в отца.

Диоген любил мастурбировать на людных улицах, и единственное, о чем он жалел, так это о том, что нельзя утолить голод подобным образом.

Прейдя на лекцию к историку Анаксимену Лампсакскому, Диоген сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. На негодование Анаксимена по поводу сорванной лекции Диоген ответил, что лекция, которую способна сорвать рыба, ничего не стоит.

Диоген часто спорил с Платоном. Когда Платон назвал людей «лишенными перьев животными на двух ногах», Диоген показал ощипанного петуха и сказал, что это «человек Платона».

Одним из самых известных случаев из жизни Диогена стала его встреча с Александром Македонским. Когда Александр Македонский пришел в Аттику (юго-восточная область Центральной Греции), то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным философом-чудаком как и многие прочие. Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему засвидетельствовать свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.

Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалеку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошел к нему и сказал:

— Я — великий царь Александр.

— А я, — ответил Диоген, — собака Диоген.

— И за что тебя зовут собакой?

— Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.

— А меня ты боишься? — спросил Александр.

— А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?

— Добро.

-А кто же боится добра?

Наконец, Александр сказал:

— Проси у меня чего хочешь.

— Отойди, ты заслоняешь мне солнце, — ответил Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр произнес: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Последние годы жизни Диоген провел в качестве раба у жителя Коринфа Ксениада и воспитал его детей. Умер Диоген в один день с Александром Македонским и был по своей же просьбе похоронен лицом вниз. На месте его захоронения возвели памятник в виде собаки.

Благодарим вас за прочтение данного материала. Не забудьте подписаться на наш канал и поставить палец вверх — это очень сильно помогает повышать качество контента и мотивирует нас писать новые интересные статьи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *