Филарета дроздова

Его называли «Московским Златоустом» – так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века, человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым.

Катехизис, без которого сегодня немыслимо оглашение готовящегося ко крещению, написан им. И Библия, которую мы читаем, переведена на русский язык благодаря его таланту, интеллекту, непреклонной воле.

Содержание

Святитель Филарет при трех императорах был одним из самых высокопоставленных людей в России

Святой прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований – Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Но виднейшее место в государстве он занимал при трех последних императорах. С ним нельзя было не считаться – таков был его духовный и политический вес. Когда отношения между ним и Николаем I испортились настолько, что с 1842 года митрополита перестали вызывать на заседания Святейшего Синода, очень скоро выяснилось, что работать без него высший орган церковно-государственного управления просто не может. Важнейшие синодальные дела стали высылать ему в Москву для составления окончательных заключений.

К общению с митрополитом стремились люди самых разных сословий и политических взглядов

Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин

Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.

Святитель Филарет был самым настоящим «пожирателем книг»

«Цена каждой части в переплете один рубль». Издание 1871 года. Источник

Гомер, Вергилий, Цицерон, античные и немецкие философы, труды западных теологов и религиоведов, работы по эстетике и литературе – вот лишь небольшая часть широчайшего круга чтения святителя. Уже будучи иеромонахом, он писал своему отцу, протоиерею Михаилу Дроздову: «Я купил сочинения Канта; за четыре небольшие книги в осьмуху заплатил 25 р. Таковы и наши товары. Не только дороги, но и очень их мало». Особенно много пришлось читать в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии. Ведь, как признавался сам владыка, «мне должно было преподавать, что не было мне преподано».

Московский митрополит был невероятно эрудированным человеком

Альбом фотоснимков с греческих, славянских и русских рукописей IX–XV вв. из Собрания рукописных книг святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского

Он в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.

Его изумительная одаренность вместе с невероятной работоспособностью (говорят, он работал по 18 часов в сутки!) были заметны уже в детстве. Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее). От такого каторжного труда он временами ощущал крайнее изнурение, на что неоднократно жаловался.

Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу

«Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык» – таково заглавие его труда, опубликованного в 1816 году. Это был не только один из первых опытов толкования библейского текста в России. Книга митрополита Филарета стала своеобразным пособием, ориентиром для последующего перевода и комментирования других книг Священного Писания. Святитель пользовался не только греческим переводом (Септуагинтой), но и более поздним Масоретским (еврейским) списком, благодаря чему сумел с большей точностью и глубиной передать русскому читателю смысл библейского текста.

Митрополит Филарет был последовательным сторонником создания «христианского языка»

Известен один курьёзный, но очень показательный случай: когда Александр I захотел почитать Евангелие, ему дали текст на французском языке. Не стоит удивляться, после петровских реформ высший свет говорил и читал преимущественно на французском (ученые – еще на латинском), а все остальное грамотное население — на старорусском. Сложилась парадоксальная ситуация: у христианской, казалось бы, нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание ее веры — в ее богословском и нравственном измерении — и текстов Священного Писания. Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».

Святителю Филарету было доверено составление важнейших государственных документов XIX века

Письмо святителя Филарета наместнику и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукопись. Автограф. 4 декабря 1860 г.

От имени Александра I владыка написал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. А в июле 1823 года по поручению императора он тайно составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Об этом документе, помимо святителя Филарета, знали только два человека: граф Александр Голицын и граф Алексей Аракчеев. Уже при Александре II митрополиту было поручено написать важнейший документ XIX века – «Высочайший манифест об отмене крепостного права». Существует историческая «байка», что поначалу работу над ним доверили Юрию Самарину, сотруднику комитета по освобождению крестьян. Но когда написанное показали императору, тот, прочитав, сказал: «Что как немец написал? Отдайте Филарету».

Сам московский митрополит к проекту крестьянской реформы относился насторожено

Манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год

Из письма святителя Филарета архиепископу Тверскому Алексию: «Вопрос о крестьянах — темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий еще предвидеть, какое будет решение, таков, что о нем только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большой осторожностью…». При том, что сам митрополит был абсолютным противником крепостного права, он полагал, что после достаточно консервативного царствования Николая I не стоит действовать так радикально. Святитель опасался, что эта реформа может спровоцировать непредвиденные и губительные для всего общества и государства последствия.

На протяжении всего служения митрополита Филарета в Москве его критиковали неустанно

Что только не вызывало негодование возмущающихся! Одни критиковали его за якобы заумные, слишком интеллектуальные проповеди. Другие заваливали императорскую канцелярию доносами на владыку Филарета, обвиняя его в политической неблагонадежности. Порцию общественного негодования святитель получил за тайное составление манифеста о переходе прав на российский престол великому князю Николаю Павловичу, а затем – за свою настороженную позицию относительно проекта отмены крепостного права. Его критиковали и за перевод Библии на русский язык: говорили, что если библейский текст будет переведен на современный язык, то он тем самым утратит свою сакральность. Возмущаться начали еще после издания написанного митрополитом катехизиса, где цитаты из Священного Писания были приведены на русском языке.

Святитель Филарет особенно почитал своего святого современника – преподобного Серафима Саровского

Несмотря на массовое почитание народом саровского подвижника, его официальная канонизация произошла только в начале XX века: Синод долгое время насторожено относился к святому отшельнику (подробнее об этом читайте ). Тем не менее святитель Филарет внес свой вклад в будущее прославление Серафима Саровского, когда в начале 1840-х годов лично способствовал публикации свидетельств о жизни и подвиге великого праведника. Кроме того, в начале 1860-х годов во время так называемого «Дивеевского дела», когда при выборах новой игуменьи монашеская община раскололась на две партии, святитель Филарет вмешался и сумел примирить враждующие стороны.

Преподобный Антоний (Медведев)

Два великих святых были связаны и опосредованно: наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний (Медведев) был учеником преподобного Серафима и духовником московского митрополита.

Детские и молодые годы

Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.

В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.

По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.

Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.

По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.

В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.

Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.

Монашеская жизнь

16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.

Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.

Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.

В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.

Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.

В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.

Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.

В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.

Святительское служение

В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.

В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.

В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.

В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.

В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.

Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.

Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.

Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.

Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.

Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.

Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, — смиренно отвечал иерей. — Единственно, что на сердце у меня лежит — это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», — сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.

Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.

Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившейся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.

В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.

Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.

Литературное наследие

Круг вопросов, рассмотренных митрополитом в его произведениях, достаточно широк. Он писал и научные трактаты, и пособия, предназначенные для простого читателя. Среди прочих творений уместно отметить: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Слова и речи, Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных, Учение о семейной жизни, Толкование на Книгу Бытия, Молитвы, Начатки христианского учения или краткая Священная История, Мысли и изречения, Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью, Значение церковной молитвы о соединении церквей, Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями, О стологадании, О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания и др.

Тропарь святителям Московским, глас 4

Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святителям Московским, глас 3

Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.

Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.

Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.

Московский митрополит за год до смерти перевел стихотворение святителя Григория Богослова, которое стало его завещанием

  • Из архива святителя Филарета. «Чествование памяти умершего Филарета…»

    О знаменитой стихотворной переписке святителя Филарета с Александром Пушкиным известно многим (подробнее об этом читайте ). Однако мало кто знает, что еще в юности святой занимался поэтическим творчеством, которому, правда, не придавал особого значения. А за год до своей кончины он написал стихотворное переложение с греческого «Песни увещевательной» святителя Григория Богослова, которое в каком-то смысле стало завещанием митрополита:

    Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю

    И уже вижу вдали козни горького зла:
    Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи,

    Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте.
    Но, Блаженне, помилуй, и, хотя поздно мне, даруй

    Жизни останок моей добрый по воле Твоей.
    Много страдал я, о Боже Царю, и дух мой страшится

    Тяжких судных весов, не низвели бы меня.
    Жребий мой понесу на себе, преселяясь отсюда,

    Жертвой себя предая скорбям, снедающим дух.
    Вам же, грядущие, вот заветное слово: нет пользы

    Жизнь земную любить. Жизнь разрешается в прах.

    P.S. Телеведущий Николай Дроздов — потомок святителя Филарета

    Знаменитый российский учёный-зоолог и биогеограф, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник и популяризатор науки Николай Дроздов приходится святителю Филарету двоюродным пра-пра-правнуком. Осенью 2018 года Николай Николаевич записал аудиоверсию «Православного Катехизиса», написанного святителем Филаретом (Дроздовым). Аудиокнига была создана в рамках совместного проекта Издательства Московской Патриархии и радио «Вера».

    Из поучений свт. Филарета

    Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет. Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет. Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого. Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, нежели какие уже испытываем. Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важнейших для тебя правил.

    Оценки жизни и трудов свт. Филарета

    Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

    Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится . Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях .

    Молитвословия

    Тропа́рь, глас 4

    Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́,/ ми́р и ми́лость се́рдцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и стра́ж неусы́пный/ па́ству Росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// лю́дем и душа́м на́шим спасе́ние.

    Конда́к, глас 2

    Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бо́г же зна́меньми и чудесы́ тя́ просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

    модернистское высшее образовательное учреждение, созданное последователями о.Г. Кочеткова (братство «Сретение»).

    Лицензия № 04-1053-5 Отдела религиозного образования и катехизации от 05.04.2004 г.

    Лицензия A № 156730 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5.05.2004 г.

    Ректор: о. Г. Кочетков. Проректор Д.С. Гасак. Учёный секретарь А.М. Копировский, Л.Ю. Мусина.

    Декан богословского факультета З.М. Дашевская, декан факультета религиоведения — М.В. Шилкина.

    Зав. кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики — о.Г. Кочетков; зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики — Д.М. Гзгзян; зав. кафедрой Священного писания — Л.Ю.Мусина; зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин — Г.Б. Гутнер; зав. кафедрой истории Церкви — О.Ю. Васильева; зав. кафедрой религиоведения — М.В. Шилкина; зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин и математики — Б.А. Воскресенский

    Предыдущие названия: «Высшая христианская школа», «Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа» (МФПХШ).

    Создан в 1988 г. о. Г. Кочетковым. В 1990 г. входит в состав Российского открытого университета в качестве его богословского факультета.

    В 1992 г. зарегистрирован Минюстом РФ как самостоятельное учебное заведение и получает благословение патриарха Алексия II на свою деятельность.

    1993 — при СФИ организуются двухгодичные богословские курсы.

    1995 — Институт принимает имя св. Филарета Московского.

    1996 — сформирован Попечительский совет СФИ.

    1998 -получает лицензию от Отдела по катехизации и религиозному образованию Московского Патриархата.

    1999 — получение лицензии Министерства общего и профессионального образования РФ.

    2004 — получение лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и, повторной лицензии Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

    2005 — открытие факультета религиоведения.

    СФИ издавал журнал «Православная община» (1991-2000). В журнале публиковались: митр. Антоний Сурожский, архиеп. Хризостом Литовский, Игнатий Крекшин, С.С. Аверинцев и др.

    В 2007 г. вышел первый номер альманаха СФИ «Свет Христов просвещает всех».

    В сборнике серии «Язык Церкви» участвуют А. Кырлежев, Ю. Табак, Иннокентий Павлов и др.

    На базе СФИ осуществляется перевод на русский язык Богослужебных книг Русской Православной Церкви в соответствии с учением о. Г. Кочеткова и приспособленных для нужд возглавляемой им секты. К нач. 2009 г. вышли пять томов.

    Адрес: Россия, 103062, Москва, ул. Покровка, 29, к.38

    диакон Илья Маслов. Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

    08.06.2013 Преподаватель сектантского института в КазДC

    31.05.2013 Митр. Волгоградский Герман поздравил СФИ с 25-ти летием

    26.04.2013 Синергия с сектантами

    20.07.2012 Москвичи против секты о. Георгия Кочеткова

    29.05.2012 Сектанты обсудят вопросы модернистской индоктринации

    05.12.2011 Актовый день сектантского института

    22.10.2011 О. Георгий Кочетков в Кемеровском епархиальном управлении

    14.10.2011 Сектантская этика

    12.10.2011 В Хельсинки обсуждали вопросы модернистской индоктринации

    18.05.2011 Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни

    17.05.2011 Сектантский перевод Православного богослужения представлен в Санкт-Петербурге

    17.05.2011 Последователи о.Г. Кочеткова приняли участие в конференции «Социальное учение церкви и современность»

    11.04.2011 Две книги издательства СФИ получили гриф Издательского Совета РПЦ

    28.02.2011 Агапа в секте о.Г. Кочеткова

    21.02.2011 Секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры посетил Свято-Филаретовский институт

    06.01.2011 Ватикан вступает в унию с сектой о. Г. Кочеткова?

    22.10.2010 Члены секты о. Кочеткова приобщились к албанскому модернизму

    Родился 10 мая 1971 года в городе Кадиевка (ныне Стаханов) Луганской области в семье служащих.

    Родители: отец — Зверев Олег Дмитриевич, экономист, в настоящее время пенсионер. Мать — Зверева Лидия Владимировна, медицинская сестра, в настоящее время на пенсии.

    В 1988 году закончил с золотой медалью среднюю школу № 3 города Стаханова и поступил на лечебный факультет Полтавского медицинского стоматологического института.

    С 1992 года — прихожанин Свято-Макариевского кафедрального собора города Полтавы. Нёс послушания чтеца, певчего, пономаря, иподиакона.

    В 1994 году закончил с отличием Полтавский государственный медицинский стоматологический институт и был зачислен в магистратуру при кафедре госпитальной терапии.

    22 января 1995 года рукоположён в сан диакона в безбрачном состоянии архиепископом Полтавским и Кременчугским Феодосием.

    15 февраля 1995 года рукоположён в сан пресвитера тем же преосвященным и назначен в Полтавский Свято-Макариевский кафедральный собор. Соединял пресвитерское служение с обучением в магистратуре и преподаванием в Медицинской академии.

    В 1996 году защитил научную работу на соискание учёной степени магистра медицины.

    В 1996 году ассистент курса геронтологии и гериатрии Украинской медицинской стоматологической Академии (город Полтава), где преподавал до 2002 года.

    Принимал участие в подготовке пособий, разработке программы нового курса. Участвовал в международных конференциях, посвящённых вопросом взаимодействия Церкви и системы здравоохранения (в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже); имеет публикации в научных сборниках и международных журналах, посвящённые вопросам пастырской геронтологии.

    В 1996—1997 годах нёс послушание духовника и уставщика Крестовоздвиженского женского монастыря города Полтавы.

    В 1999 году окончил Киевскую духовную семинарию.

    С 2000 по 2002 год был настоятелем Свято-Пантелеимоновской церкви города Полтавы.

    С 2000 года — преподаватель духовного училища Полтавской епархии (ныне Полтавская миссионерская духовная семинария) по предметам: практикум церковнославянского языка, гомилетика, пастырское богословие, практическое руководство для пастырей.

    В 2002 году был назначен настоятелем Крестовой церкви Полтавского епархиального управления, пресс-секретарём Полтавской епархии.

    В 2003 году избран секретарём епархиального совета Полтавской епархии.

    Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 января 2007 года (Журнал №16) включён в состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ.

    Решением Священного Синода УПЦ от 29 марта 2007 года (Журнал №27) назначен председателем Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви (с 28 июня 2011 года — Синодальная литургическая комиссия УПЦ).

    30 марта 2007 года в храме во имя преподобного Нестора Летописца при Полтавской миссионерской духовной семинарии был пострижен в малый ангельский образ (мантию) с именем Филарет в честь святителя Филарета, митрополита Московского.

    С 11 апреля 2007 года назначен проректором по научной работе Полтавской миссионерской духовной семинарии.

    29 мая 2007 года возведён в сан игумена.

    С 1 декабря 2007 года секретарь Полтавской епархии.

    3 мая 2008 года возведён в сан архимандрита.

    В 2008 году окончил Ужгородскую украинскую богословскую академию имени святых Кирилла и Мефодия и защитил с отличием научную работу на звание магистра богословия.

    В 2009 году в Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия защитил докторскую диссертацию.

    Решением Священного Синода УПЦ от 10 февраля 2011 года определено быть епископом Новокаховского и Генического (№ 4)

    11 февраля 2011 года в зале заседаний Священного Синода УПЦ, при предстоятельской резиденции в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, состоялось наречение клирика Полтавской епархии архимандрита Филарета (Зверева) во епископа Новокаховского и Генического.

    12 февраля 2011 года хиротонисан во епископа Новокаховского и Генического в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ему сослужили: архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Вышгородский Павел, Полтавский и Миргородский Филипп, Бориспольский Антоний, Переяслав-Хмельницкий Александр; епископы Макаровский Иларий, Александрийский и Светловодский Антоний, Васильковский Пантелеимон, Дрогобычский Филарет и Броварский Феодосий.

    «Исповедь»

    …Среди тех, на кого образ святителя произвел глубокое впечатление, оказался и А.С. Пушкин. История их «переписки» довольно известная. На пушкинское безнадежное:

    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?…

    – прозвучало пастырское слово, облеченное в стихи, проницательное и обнаруживающее знание души «сынов века»:

    Не напрасно, не случайно
    Жизнь от Бога мне дана,
    Не без воли Бога тайной
    И на казнь осуждена.
    Сам я своенравной властью
    Зло из темных бездн воззвал,
    Сам наполнил душу страстью,
    Ум сомненьем взволновал.
    Вспомнись мне, Забвенный мною!
    Просияй сквозь сумрак дум, —
    И созиждется Тобою
    Сердце чисто, светел ум.

    И что же Пушкин? – В его ответе не было и следа иронии! Обычные для «дендизма» правила игры были отринуты, поэт отозвался по-детски, искренне:

    …Я лил потоки слез нежданных,
    И ранам совести моей
    Твоих речей благоуханных
    Отраден чистый был елей <…>

    Твоим огнем душа согрета
    Отвергла мрак земных сует,
    И внемлет арфе Филарета
    В священном ужасе поэт.

    Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина.

    О помощи

    Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом.

    Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок.

    С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо». А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки.

    Защита была поставлена…на Вознесение. Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя). Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.

    2 декабря – день памяти Святителя Филарета Московского. Замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника…Святитель, «покровитель учащихся», великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей…

    Рака с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя

    * Его пансион очень скоро стал одним из самых престижных образовательных учреждений столицы (плата за обучение в нем составляла 2000 рублей в год).

    ** Судьбы этих людей впоследствии сложились по-разному. Среди выпускников пансиона аббата Николя и иезуитского коллежа, а со временем и их родственников, нашлось место и для будущих декабристов (М.Ф. Орлов), и для тайных католиков (И.С. Гагарин).

    *** Будучи студентом Московской славяно-греко-латинской Духовной Академии, Болховитинов одновременно слушал лекции в Московском Университете. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк. В 1805 г. он был избран почетным членом Московского университета, в 1806 г. — действительным членом Российской Академии, в 1808 г. — почетным членом СПб. Медико-Хирургической академии, в 1810 г. — почетным членом СПб. Общества любителей наук словесности и художеств, в 1811 г. — почетным членом СПб. Общества беседы русского слова, в 1813 г. — почетным членом Общества истории и древностей при Московском университете, в 1814 г. — почетным членом СПб. Духовной Академии, в 1815 г.. — почетным членом Московского Общества врачебных и физических наук, в 1817 г. — почетным членом Казанского университета, в 1817 г. — почетным членом Харьковского университета, в 1818 г. — членом Комиссии по составлению государственных законов, в 1822 г. — почетным членом Виленского университета, в 1823 г. — почетным членом Киевской Духовной Академии, в 1827 г. — почетным членом философии Дерптского университета, в 1829 г. — почетным членом С.-Петербургского университета, в 1834 г. — почетным членом Копенгагенского (Датского) Королевского Общества северных антиквариев. Митрополит Евгений приобрел известность и как автор трудов по археологии, русской церковной и гражданской истории, древностям российским, археографии и краеведению…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *