Фет о зиме

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка»

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Шестое чувство»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «К Диону (Сядем, любезный Дион. )»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «Тихая жизнь»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Бог»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Властителям и судиям»

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Полный текст стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка» А. А. Фет

Мама! Глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело, —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!”

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

  1. В первой строфе — презентация поля с пышными колосьями, которые волнуются под ветром.
  2. Второе четверостишие указывает на время действия. На небе проступил месяц, но закат еще не остыл.
  3. В третьей строфе показано солнце. Оно заходит за горизонт, знаменуя окончание летнего дня. Это один из самых живописных моментов, который волнует лирического героя.

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

тороватый

торова́тый

ТОРОВАТЫЙ -ая, -ое; -ват, -а, -о. Нар.-разг.

◁ Торовато, нареч. Т. сорит деньгами. Тороватость, -и; ж.

Источник: Большой толковый словарь русского языка Кузнецова на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. тороватый — ТОРОВ’АТЫЙ, тороватая, тороватое; тороват, торовата, торовато. 1. Щедрый (·прост. ). «Не богат, да тороват.» (посл.) Тороватый хозяин. «Куда на выдумки природа торовата!» Крылов. 2. Расторопный, бойкий (·обл. ). Тороватый в деле. Толковый словарь Ушакова
  2. тороватый — орф. тороватый Орфографический словарь Лопатина
  3. тороватый — ТОРОВАТЫЙ великодушный, щедрый, чивый, тчивый (точивый), противопол. прижимистый, скупой, -поватый, бережливый. Тороватого от богатого не распознаешь. Тороватое жалование, награда, подарок. Торовато жить — себе досадить. Толковый словарь Даля
  4. тороватый — торова́тый тарова́тый «щедрый, ловкий, проворный». Связано с тор I, тере́ть; см. Горяев, ЭС 373. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. тороватый — -ая, -ое; -ват, -а, -о. устар. и прост. 1. Щедрый. Угощенье у него бывало на широкую руку, мужик был богатый и тороватый, любил народ угостить. Мельников-Печерский, В лесах. 2. Расторопный, ловкий, проворный. Малый академический словарь
  6. тороватый — ТОРОВАТЫЙ, ая, ое; ат (устар.). То же, что щедрый (в 1 знач.). Тороват на посулы кто-н. (не скупится на обещания; ирон.). | сущ. тороватость, и, ж. Толковый словарь Ожегова
  7. тороватый — Торова́т/ый. Морфемно-орфографический словарь
  8. тороватый — тороватый I прил. местн. 1. Щедрый, склонный к расточительству. 2. перен. Несдержанный, склонный к излишествам в проявлении чего-либо. II прил. местн. Расторопный, ловкий, проворный. Толковый словарь Ефремовой
  9. тороватый — Тороватый, тороватая, тороватое, тороватые, тороватого, тороватой, тороватого, тороватых, тороватому, тороватой, тороватому, тороватым, тороватый, тороватую, тороватое, тороватые, тороватого, тороватую, тороватое, тороватых, тороватым, тороватой… Грамматический словарь Зализняка
  10. тороватый — прил., кол-во синонимов: 17 бессребреник 5 благоподатливый 2 великодушный 9 ловкий 95 не жадный 6 проворный 50 расторопный 23 склонный к мотовству 2 склонный к расточительству 2 тароватый 2 тчивый 8 чивый 4 широкая душа 6 широкая натура 6 щедрая душа 11 щедрое сердце 6 щедрый 29 Словарь синонимов русского языка

  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Язык, подобно живому организму, постоянно развивается. Особенно большие изменения происходят на уровне лексики: некоторые слова постепенно устаревают и выходят из употребления, другие, наоборот, пополняют словарный запас.

Обычно слова уходят из языка вместе с реалиями, например, с распадом СССР из языка исчезли слова, обозначавшие советские реалии (например, фарцовка). Однако порой исчезновение слова трудно объяснить общественно-историческими изменениями.

Слово тороватый, обозначавшее определённую черту характера человека, было очень популярно в 18 веке, однако затем резко утратило свои позиции.

Например, его можно встретить в Сказке о Шемякинском суде В.И. Даля:

…Федосей, покойник, царство ему небесное, вечная память, смышлен и хитер на выдумки, на догадки, тороватей немца иного ― ему пальца в рот не клади! 1885

Как вы думаете, какой характер означало слово тороватый? Голосуем!

Правильный ответ

Вот несколько поговорок, который помогут вам понять значение слова тороватый:

торовато жить — себе досадить не богат, да тороват не проси у богатого, а проси у тороватого муж любит жену богатую, а тёщу тороватую

Действительно, слово тороватый абсолютно синонимично слову щедрый. Видимо,потому оно и проиграла конкуренцию более популярному варианту. Именно щедрую тёщу ( и богатую жену) советует любить русский народ!

Будем рады «большому пальцу вверх»! Вконтакте Telegram

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

В недавнем прошлом в России не было детской поэзии как таковой. В дворянских семьях дети начинали читать очень рано, почти также рано, как и говорить, и одними из их первых опытов чтения становились взрослые стихи. В ХIХ веке родители доверяли воспитание своих чад поэту с чистым и прозрачным слогом – Афанасию Фету.

Примерно в середине ХIХ столетия набрали популярность детские журналы, а в них появились первые строки, адресованные именно юному читателю. До этого в ребенке не признавался маленький человек.

С первых осмысленных лет он был ценен для семьи почти как равный, как растущая и крепнущая душа, с которой самого начала можно говорить на взрослом языке, в том числе и на языке зрелой и одухотворенной поэзии.

Ведь кто как не ребенок с его чутким восприятием душевного и духовного мира может понять и расслышать красоту звучания стихотворения – его размера, мелодики и ритма, его дыхания, настроения и смыслов, часто прячущихся от нас за пределами обычного значения слов?

Поэзия Афанасия Фета никогда не попадала в первые строчки «рейтингов» великой, гениальной и суперизвестной, не стояла в одном ряду с поэзией Пушкина, Лермонтова и других представителей Золотого века.

При этом она – синоним всего чистого и прозрачного, простого и вместе с тем многозначного, что есть в стихотворном творчестве, а также в окружающей природе и в нашем сердце, отзывающемся на ее удивительную и богозданную красоту.

Зима в представлении этого истинного русского поэта научит маленького читателя тому, от чего отучают СМИ, компьютерные игры и даже новейшие педагогические технологии – а именно, включать работу воображения, не гнаться за яркой картинкой и сильным эмоциональным впечатлением, а различать нюансы и оттенки – вглядываться в тончайшее очарование времени года, его акварельные переходы, неброские романтические полутона.

И детям, и взрослым сегодня так недостает подобной фетовской деликатности чувств, впечатлений, переживаний, а ведь это так обедняет нашу внутреннюю жизнь. Стихи Фета полны гармонией, тишиной, благодарностью, ощущением присутствия Бога в мире.

Сегодня школьные учителя не очень-то любят А. Фета за его архаизмы и историзмы (ведь детям приходится лишний раз объяснять суть старинных названий ушедших предметов и явлений, отвлекаясь от материала), но, стоит признать, что на самом деле эти стихи вовсе не архаичны – то, о чем говорит автор, относится к вечным ценностям и близко и понятно современному человеку, взрослому и маленькому.

А всё потому, что стихи Афанасия Фета – отставного военного, доброго и рачительного помещика, человека практического ума – совершенно особое явление. В эту лирику не проникает злоба дня, невыносимая печаль и проза жизни, а быт и повседневные явления опоэтизированы и словно бы покрыты легкой дымкой очарования вечеров у семейного камелька.

Ее настроение никогда не бывает отчаянным – оно, как правило, радостное или с легким ореолом грусти. Именно это и роднит стихи Фета с детской поэзией, как особое явление явившейся гораздо позже.

Эти стихотворения никогда не выделялись автором в особую детскую серию. Они не посвящены конкретным детям. Возможно, эти тончайшие лирические строки созданы им из глубины памяти и собственного детства.

Кстати, лирика Фета чем-то схожа с творчеством гениального русского художника ХIХ века Федора Васильева, жившего чуть позже и ушедшего из земной жизни очень рано, но оставившего по себе несколько тончайших поэтических образов русской зимы.

Посмотрим картины Васильева и почитаем Фета вместе с детьми и создадим себе настроение уюта накануне последнего месяца зимы – прекрасного и одухотворенного белого времени года со множеством словесных и живописных оттенков.

* * *

Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться, –
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай”.

Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

* * *

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!”

* * *

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

* * *

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;

На стенах оледенелых
Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,

Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Учись у них – у дуба, у березы…

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Вместе с вами читала стихи А. Фета Валентина Киденко
В статье использованы репродукции картин Ф. Васильева


Детские стихи про иней для дошкольников 4-6 лет:
Ал Эф
Иней солнцу рад с утра —
Светится, искрится.
Днём рыдать придёт пора —
В слёзки превратится.
Стихи про зиму

Т. Щигрова
Иней серебристый,
Словно мишура.
Весело искрится
С самого утра.
Кто его развесил?
Может, Дед Мороз?
На еловых лапах,
На ветвях берёз.
А узор морозный
На окошки лёг.
Вот кораблик звёздный,
Пальма, мотылёк.
Всё перемешалось,
Как в волшебном сне,
Розы распустились

Прямо на окне.
Серебристый иней,
Словно мишура.
Вечер синий – синий.
Детям спать пора.
Т. Гетте
Этой ночью всех вокруг
Поразил один недуг:
Поседели в нашем парке
Фонари, скамейки, арки.
Все деревья побелели:
Тополя, берёзы, ели…
Утром только рассвело,
А кругом белым бело
Не от краски, не от мела:
Просто всё заиндевело!
Н. Родивилина
К нам, наконец, пришла Зима!
Неправильная, правда.
Снежок закрыла в закрома
И шутке очень рада!
В ответ Морозец пошалил –
(Вот молодец-проказник!) —
Он травку инеем покрыл,
Нам не испортил праздник!
На ветках изморозь-пушок —
Совсем снежка не хуже!
Ну, до чего же хорошо!
И снег пока не нужен!
В. Андреева
Инеем покрыты деревья и кусты
Я, кажется, не видел подобной красоты.
Знакомые деревья сейчас не узнаю.
В какой-то сказке зимней я, кажется, стою.
Любуюсь красотою и глаз не отвести.
Боюсь, что кто-то сможет весь иней растрясти,
Но все-же этот кто-то внезапно налетел,
Подул, и иней с веток тихонечко слетел.
А как красиво падал, сверкая и кружась!
Вот чудеса природы увидел я сейчас.
Художник бы все это в картине показал,
А я, как смог, словами об этом написал.
В. Сапронов
Ах, в саду сегодня иней
В искрах солнечных огней,
Как черёмуховый ливень,
Осыпается с ветвей!
Он сыпучий, он сверкучий,
Светлосиний и густой!
Сад стоит, как бор дремучий,
Заколдованный зимой.
Я помешкаю немножко,
Я сначала погожу,
Погожу да погляжу,
А потом на лыжах стёжку
Прямо в сказку проложу!

Анализ стихотворения «Иней» Пастернака

Пастернака часто называют самым сложным поэтом минувшего века. Его стихи нельзя просто прочитать, их надо исследовать. Чтобы дойти до сути, к чему стремился и сам поэт. «Иней», написанный в трагический момент нашей истории, не мог не нести мрачных ожиданий и предчувствий.

Поэт. Время. Жизнь

Как рождаются стихи не знают и сами творцы. Если и искать доказательств бытия Божия, то лучшего не найти. Поэты нужны Создателю, как его глас. Не вопиющий в пустыне, а пророческий. Призывающий к пониманию сути вещей.

Таков и иней. Заурядное природное явление, агрегатное состояние воды. И все? Пастернак доказывает: не все, и не так. Чувство опасности, неизбежных перемен, противоположных покою и постоянству возникает с первой строфы.

Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

То, что Пушкин называет «очей очарованьем» у Пастернака глухота и прощание. Отчего так? Сравним времена и события. Болдинская осень одного и Переделкинская другого явления разного порядка. 1941 год ничем не мог очаровать, зато все вокруг было пропитано тревогой.

Но поэт не поддается панике и призывает к этому других: «Расстраиваться не надо, у страха глаза велики.» Из падающих листьев, гусей, улетающих в неведомую даль — из мелких деталей бытия — рождается философия оптимизма: «Порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом».

Философские обобщения действительности есть отличительная черта стихов Пастернака. Чему не следует удивляться, ведь он мог стать философом. Мы получили бы неплохого ученого, но лишились гениального поэта.

Почему «Иней»?

В самом деле. Если ты пишешь о чем-то, изволь рассмотреть его подробно и со всех сторон. Но в стихотворении заглавное слово появляется всего раз и то мимоходом:

Ты дальше идёшь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решётчатый тёс на дверях.

Оно похоже на мазок кисти художника, который придает смысл всему произведению. Иней это начало и преддверие зимы и надежд. Тонкое покрывало, откинув которое попадаешь в терем со спящей царевной. Она проснется и все станет другим.

За чудеса, в которые надо верить, за надежды, которые обязательно сбудутся поэт признателен инею:

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь.

Тот, кто хоть раз прочел стих до конца, проникся его смыслом, наверняка присоединится к этим словам. Окружающее и обыденное станет немного другим. Добрее, светлее, лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *