Феодосий тотемский

The second redaction of the life of Theodosius of Totma Bilanchuk R. Вторая редакция Жития Феодосия Тотемского Биланчук Р. П.

Биланчук Роман Павлович / Bilanchuk Roman — магистрант, кафедра теории, истории культуры и этнологии, факультет иностранных языков, культуры и искусств,

Педагогический институт Вологодский государственный университет, г. Вологда

Аннотация: в статье представлены основные результаты текстологического анализа второй редакции Жития Феодосия Тотемского, представленной целой группой списков XVIII -XIX вв. Литературная история памятника рассматривается в контексте с тематически близкими агиографическими сборниками, содержащими собрания чудес преп. Феодосия, и другими текстами, связанными с личностью и деятельностью тотемского святого. Abstract: the article presents the main results of the textual analysis the second edition of the life of Theodosius of Totma, presented a group of lists of the XVIII-XIX centuries, a Literary history of the monument is discussed in the context of a couple of similar hagiographic collections that contains the collection of miracles of St. Theodosius, and other texts related to the identity and activities of St. Theodosius.

Ключевые слова: северорусская агиография, текстология памятников древнерусской литературы, святые г. Тотьмы и Тотемского уезда.

Keywords: North Russian hagiography, textual criticism of ancient Russian literature, saints of Totma, Totma district.

Данная статья является продолжением наших исследований списков Жития Феодосия Тотемского . Основное внимание уделяется рассмотрению поздней (второй, сокращенной) редакции жития. Эта редакция представлена целой группой списков XVIII-XIX вв. Наиболее ранние из них, четко датируемыми 1729 г., отражены в тексте двух рукописей: Вологодского областного музея-заповедника (ВОКМ, № 2011) и Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (ГПБ, собр. Михайловского, Q. 765). Характерно, что эти списки имеют сходные владельческие записи: «А сие житие и духовную писал Тотьмы града Богоявленскаго собору пономарь Иван Алексеев сын Кузнецов и подписал своею рукою 1729 году месяца ноемврия в 21 день» (ВОКМ, № 2011, л. 106 об.); «»Житие и духовную писал города Тотмы Богоявленского собору пономарь Иван Алексеев сын Кузнецов и подписал своею рукою 1729-го года ноемврия в 21 день» (ГПБ, Собр. Михайловского, Q. 765, л. 33.). Текст данной рукописи читается также в ряде других списков этой редакции середины XVIII — XIX вв.: ГАВО, ф. 883, оп. 1, д. 233, л. 25-40 (1745 г.); ВОКМ, № 11993, л. 42-75 (1760-е гг.); БАН, Устюжское собр., № 58, л. 18 об. — 25 (конец XVIII в.); ГПБ, собр. Михайловского, Q. 379 (XIX в.) и др. и состоит из введения (начало: «»Иже святое житие препроводившихъ и впру божественную сохраншихъ…»), Повести о житии преподобного Феодосия (начало: «Сий преподобный отецъ нашъ Феодосий…») и подборки из 25 или 26 чудес с включением двух датированных 1626 и 1634 гг. новелл о написании первой и второй надгробных икон преп. Феодосия. Житие святого в редакции, рассмотренной выше, к настоящему времени опубликовано по списку ВОКМ, № 2011 .

Вторая редакция не сохранила авторского предисловия, но текст введения, вероятно, был составлен по списку первой редакции. В основе этого текста лежит широко распространенное в агиографической литературе Похвальное слово новым русским святым Григория Суздальского: «… Хощу помянути иже святое житие поживших и веру божественную сохранших и Российскую землю чюдесы просветивших и в постных подвизех просиявших святых преподобных и богоносных отец великих и неперестанными к богу молитвами велику победу на врагы показавших, красная ж и суетная мира сего отвергших будущая ради жизни, яже Бог уготова любящим Его» (ГБЛ, ф. 242, собр. Прянишникова, № 60, л. 243). Близкое по содержанию и речевым оборотам введение к житию читается, например, и в наиболее распространенной (минейной) редакции Жития Димитрия Прилуцкого .

Собственно житие (Повести о житии) во второй редакции претерпело существенные изменения. Автором-составителем были максимально упрощены свидетельства о «вологодском» периоде жизни святого путем изъятия из повествования рассказа о явлении преп. Димитрия и Повести «о прихождении казанских татар». Автором также отмечается, что

святой был обучен грамоте («…и вданъ бываетъ в научение божественному писанию») и был женат («принуждениемъ родителей своихъ и браку сочетася»). Столь же лаконичны и лишены пространных рассуждений и «излишней» детализации обстоятельства прихода святого в Тотьму и организации монастыря. Близкое сходство текстов обеих редакций обнаруживается только в самом завершении житийной повести (указание точной даты кончины; чудеса исцелений «.многих приходящих» и пр.).

Основная группа житийных мотивов (топосов), вычленяемых в первой редакции, автором-составителем была сохранена, что свидетельствует о его знакомстве с основными принципами организации житийного текста. Очевидно, появление краткой редакции памятника, близкой к минейной версии житий, было обусловлено потребностями служебного характера и связано с распространением почитания преп. Феодосия в пределах города и округи.

О точном времени составления данной редакции ответить сложно. Отмеченная выше дата (1729 г.) фигурирующая в двух самых ранних списках, могла фиксировать лишь момент окончания копий с уже существовавшего протографа, а само изготовление этих копий могло быть приурочено к написанию Службы святому в том же 1729 г. В печатном указе из Св. Синода от 3 сентября 1798 г. сообщается, что преп. Феодосия Суморина «по происходящим чудотворениям вся тотемская округа и другие окрестные места почитают святым и изображают на иконах, почему и служба на память преставления его на 28 число генваря еще в 1729 году сочинена и по ней отправлялись ему в том Суморине монастыре молебствия» (ГАВО, ф. 526, оп. 1, д. 1, л. 56-56 об.).

Датировка чудес, сопутствующих ряду списков этой редакции, также дает информацию, связанную с концом XVII в.: чудо 25 об исцелении тотемского подьячего Григория датировано 1688/1689 г., а последнее, 26 чудо, об исцелении дьякона тотемской соборной церкви Иоанна Киприанова, показано под 25 февраля 1697 г. Но возможно и другое объяснение: Служба и новая редакция Жития Феодосия Тотемского были написаны одновременно в 1729 г., а чудеса взяты из первой редакции памятника.

Общероссийское прославление, канонизация преп. Феодосия (1798 г.) привели к широкому распространению в конце XVIII — XIX вв. списков жития и иных источников, касающихся его почитания, на территории Европейского Севера и Сибири. Один из списков Жития Феодосия Тотемского с тропарем и кондаком преподобному, составленный в 1798 г. (БАН, Пинеж., № 318, л. 15 — 26 об.), принадлежал пинежанам, представителям крестьянского рода Поповых . Известным советским археографом В. И. Малышевым был выявлен список Жития Феодосия Тотемского XIX в. в Тобольском районном архиве Тюменской обл. Ранее, в Иркутске в 1880-е гг. были обнаружены рукописи церемонии первого официального освидетельствования мощей преп. Феодосия в ноябре 1796 г. Насколько нам известно, при копировании текста жития преимущественно использовалась именно вторая, сокращенная редакция. В одном из списков жития конца XVIII — начала XIX в. (ГПБ, Собр. Титова, № 3553), позднее включенным в сводный агиографический сборник, на л. 171 читается следующая владельческая запись: «Сия тетрадь жития преподобного Феодосия куплена в Тотемском Спасо-Суморине монастыре ис казны Устюжской округи Югской трети… крестьянской женой Марией Белозерцевой июля 8 числа на память Прокопия Праведного Устюжского чудотворца 1805 года». Текст краткой редакции также послужил образцом для составления второй редакции Жития Антония Дымского . Чудеса первой и второй редакций памятника активно использовались составителем второй редакции жития местного тотемского святого -Вассиана Тиксненского .

Характерной особенностью рукописно-книжного бытования некоторых списков поздней редакции Жития является сосуществование его с копиями текстов духовной грамоты (завещания) преп. Феодосия, «данной» грамоты старцу Феодосию на пустошь Симакинскую (БАН, Устюжское собр., № 58, л. 43 — 43 об.), царской грамоты 1554 г. Впрочем, данный историко-литературный контекст не нарушает жанровые особенности памятника и традицию древнерусских житий в целом. Тексты духовных грамот игуменов содержат, например, жития Антония Сийского, Кирилла Белозерского, Геннадия Костромского . Особый интерес представляют краткие «записки» («описания») мемориального характера об обретении мощей преп. Феодосия. На основе данных «записок» в конце XVIII — начале XIX в. было составлено особое Сказание (Повесть) об обретении мощей Феодосия Тотемского. (см., напр.: ГПБ., Собр. Титова, № 4404, л. 1-2. (XIX в.)) и Слово похвальное на обретение мощей преп. Феодосия (см., напр.: ГПБ, Собр. Погодина, № 762, л. 40 об. — 42 (XIX в., перв. четв.). Таким образом, «феодосиевские» монографические сборники, традиция составления которых была заложена в первой четверти XVIII в., помимо документальных

данных могли включать молитву святому, Службу, Слово похвальное на обретение мощей преп. Феодосия, Сказание на обретение мощей преп. Феодосия.

В некоторые списки второй редакции (ГПБ, Собр. Колобова, № 517, ГПБ, Собр. Титова, № 4404) вносится минимальная правка: появляется упоминание о дочери святого -Марине, что, вероятно, было связано с обращением переписчиков к текстам поздних монастырских синодиков-помянников. Например, в синодиках-помянниках Тотемского Спасо-Суморина монастыря середины — конца XIX в. (Собрание Вологодского областного музея) записи, в которые были внесены из более раннего монастырского синодика (синодиков), читается следующий текст: «Род преподобнаго отца нашего Феодосия, Тотемского чудотворца: Иулиана, монаха Исайи, Андрея, Феодора, Еуфимии, Марина». (ВОКМ, № 11942, л. 1; ВОКМ, № 2016, л. 30).

Существование особой разновидности второй редакции может свидетельствовать о незначительном, но все же продолжении литературной истории памятника в конце XVIII -начале XIX в. Текст второго вида второй редакции Повести о житии преп. Феодосия, наряду со Службой святому, Сказанием о чудесах и Повестью об обретении чудотворных мощей вошел в печатное издание 1796 г., неоднократно переиздававшееся в первой половине XIX в. .

На основе указанного выше второго вида второй редакции в начале XIX в. была составлена виршевая редакция Жития Феодосия Тотемского, единственный известный список которой содержится в коллекции документов по истории Тотемского Спасо-Суморина монастыря, принадлежавшей П. И. Савваитову (ГПБ, Е. XVII, № 68). Житие читается на лл. 78 об. — 80 и находится в конвое с другими стихотворными произведениями, посвященными преподобному: «Указатель Святыя пещеры» (Л. 78 — 78 об.); «О обретении святых мощей преподобного отца нашего Феодосия, новоявленного чудотворца» (Л. 80-81). В этой редакции, между прочим, также указывается, что преп. Феодосий до пострига в браке «имел младую дщерь Марину». Безусловно, эти произведения также составляют единый «феодосиевский» цикл, нуждающийся в дополнительном изучении.

Виршевая редакция, по-видимому, послужила литературной основой для составления более поздних (вторая половина XIX в.) стихотворных произведений о преп. Феодосии, выходящих за рамки собственно агиографических текстов. Одно из таких произведений было написано мещанином г. Тотьмы Ф. А. Вахрушевым. В рукописи, датированной 1862 г., читается следующее: «…В счастливый час, как дочь Марину /Дал Феодосию Творец, / Заплакал радостный отец; / Пришла пора, вологжанину / Марина руку отдала, / И, верно, в счастии жила…» .

Самостоятельный исследовательский интерес представляют монографические сборники чудес препод. Феодосия Тотемского, составлявшиеся в конце XVIII — XIX вв. на основе житийных чудес XVII в., а также многочисленных «писем» и «объявлений», направляемых монастырским игуменам от разных лиц, получивших исцеления. Устные «объявления» и поступающие в монастырь «записки» аккуратно фиксировались (см.: ГАВО. Ф. 526. Оп. 1. Д. 9. Письма и объявления игумену монастыря от разных лиц, получивших исцеление от мощей Феодосия Суморина. Л. 1-138). Из числа сборников, содержащих подборки чудес отметим сборник Вологодского областного музея (ВОКМ, 11944, начало XIX в.), содержащий 171 чудо XVII — начала XIX в. и приписанные к ним 1 чудо под 1831 г., предваряющее ряд показаний об исцелениях 1881-1882 гг. Копией данного сборника (без позднейших приписок 1831, 1881-1882 гг.) является рукопись Российской Национальной библиотеки (ГПБ, Собр. Погодина, № 762, первая четверть XIX в.) также содержащая 171 чудо. Описание чудес в этих сборниках распределено по двум циклам, отражающим основные этапы почитания святого: раннее повествование о чудесах преп. Феодосия (чудо 1-26), «бывшее до прославления мощей его» отражает сформировавшийся комплекс чудес XVII в., остававшийся без изменений целое столетие. Его продолжает «Сказание о чудесах преподобного отца нашего Феодосия, явленных по обретении святых его мощей мироточащих…», содержащее тексты еще 145 чудес 1796-1802 гг.

Таким образом, выделяемая нами вторая редакция Жития Феодосия Тотемского по степени ее распространенности в церковно-народной традиции может быть признана в качестве основной, а рубеж XVIII-XIX вв. стал следующим (после второй половины -конца XVII в.) важнейшим периодом в практике почитания святого и трансляции памяти о нем в житийных и иных текстах.

Литература

6. Старинные рукописи об освидетельствовании и открытии св. мощей препод. Феодосия, Тотемского чудотворца и о пожертвованиях Императора Павла I Тотемскому Спасо-Суморину монастырю, где сии мощи почивают // Вологодские епархиальные ведомости, 1887. № 10. (Прибавления). С. 177-192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996. 365 с.

10. Служба преподобному отцу нашему Феодосию Тотемскому чудотворцу. СПб., 1798. 18 с.

Краткое житие преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца.

празднование совершается 28 января/10 февраля

Преподобный Феодосий Тотемский родился около 1530 года в Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный своим отцом Иулианом в страхе Божием и им же обученный грамоте, Феодосий ощутил в своем юном сердце, благодаря чтению душеполезных книг, стремление к иноческой жизни. Этому желанию способствовало и обилие иноческих обителей в окрестностях Вологды. Достигнув совершеннолетия, святой Феодосий, однако, вступил по настоянию родителей в брак, от которого у него родилась дочь. Семейная жизнь не только не отвлекала святого Феодосия от деятельной любви к Богу, но лишь укрепляла его в духовном усердии. Посещая храм Божий и всем сердцем погружаясь в молитву, святой Феодосий старался избегать стояния в толпе и выбирал для себя уединенные места где-либо за колоннами. Душа его устремлялась к духовному совершенству: он много молился дома, особенно по ночам, и постоянно размышлял о смысле Божественных слов, услышанных в церкви.

После смерти родителей и супруги преподобный Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания и попечения о дочери, удалился в Спасо-Преображенский монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды. Видя благочестие преподобного Феодосия, игумен монастыря постриг его в монахи без прохождения обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу, воле которого новоначальный инок предал себя всецело. Преподобный Феодосий смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, носил воду, трудился в поварне, исполняя все с усердием, любовью и стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он первым успевал приходить в церковь к Богослужению и не пропускал ни одного молитвенного правила. Питался подвижник только хлебом с водой. Каждый день у гробницы преподобного Димитрия он молился о духовной помощи и вразумлении.

По поручению игумена преподобный Феодосий был направлен в город Тотьму смотрителем за монастырскими солеварнями. Преподобный заботливо относился к рабочим, был с ними ласков, кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, расположенное в двух верстах от города, и прииски опустели, преподобный Феодосий отыскал на высоком мысу, омываемом двумя речками, место, окруженное лесистыми горами. Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство здесь новой обители, преподобный Феодосий стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келлию. С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить преподобному все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования. Такое усердие населения побудило преподобного Феодосия отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу. 20 февраля 1554 года он получил царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.

Митрополит Макарий (1542 — 1563) велел Ростовскому архиепископу Никандру (1549 — 1566) благословить преподобного Феодосия на построение храма и снабдить всем необходимым для его освящения. На обратном пути преподобный зашел в Спасо-Преображенский монастырь испросить благословения у святых мощей великого угодника Божия Димитрия Прилуцкого. От игумена монастыря он получил икону Божией Матери, прославившуюся впоследствии многими чудесами и ставшую известной под названием «Суморинской» (по фамилии преподобного).

По возвращении в Тотьму преподобный Феодосий немедленно приступил к строительству и в течение одного года с помощью окрестных жителей поставил здесь деревянную церковь, трапезную, келлии для братии и другие необходимые постройки. Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стремился к духовному просвещению братии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его обители должны были по уставу питаться от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве, особенно за усопших.

В хозяйственном отношении монастырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Господь даровал ему Свою милость.

Умелая распорядительность и неутомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподобный возобновил эту обитель, называемую Ефремовой пустынью, и учредил в ней братство.

Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии. Предвидя скорую кончину, святой Феодосий продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.

28 января 1568 года преподобный Феодосий, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преставился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподобный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куколем— железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосий в основанной им обители.

Известно около 150 посмертных чудес, связанных с именем преподобного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записаны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение исчезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела.

В 1626 году иконописец Попов написал икону преподобного Феодосия, пользуясь рассказами одного столетнего старца, помнившего облик святого игумена.

В 1655 году церковь, возле которой покоился преподобный Феодосий, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе преподобного Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.

С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был изда Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь. Обитель стала приходить в упадок. К 1798 году в ней остались только 75-летний старец и два послушника. Хотя церкви в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь грозила упасть, и было предложено ее разобрать. 2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. 228 лет оно пролежало в незнаемой и забытой могиле.

28 января 1798 года после троекратного освидетельствования мощей состоялось прославление угодника Божия

В 1920-х годах Спасо-Суморин монастырь был упразднен, мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды. В 1994 году состоялость торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму, где они почивают и поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *