Феодора византийская

Юстиниан и Феодора, император и императрица исчезнувшей Византийской империи, были, пожалуй, самыми знаменитыми и интересными фигурами в длинной череде византийских правителей. Если с Юстинианом мог поспорить Константин Багрянородный, то Феодора, бесспорно, была самой выдающейся правительницей в византийской истории, вызывая восхищение одних и бурное негодование других.
Начнём с Юстиниана (483-565г. н.э.), с которого начался «Золотой век» Византии. Юстиниан Великий (годы правления 527-565 г. н.э.) происходил из бедных крестьян Иллирии (современной Македонии). Императором он стал благодаря своему дяде, тоже личности неординарной. Его дядя, будущий император Юстин (годы правления 518 -527), родился в 450 году. Чтобы избавится от беспросветной нужды, он в возрасте 20 лет с двумя братьями пешком отправился в Константинополь, не имея ничего, кроме козьего тулупа и сухарей. Благодаря своему большому росту братья поступили на военную службу в придворную стражу при дворе императора Льва.
Юстину везло. Служил он честно, участвовал в подавлении Исаврийского восстания, командовал войсками на ирано-византийской войне, и благодаря воинским талантам и крестьянской хитрости уже при императоре Анастасии сделал головокружительную карьеру — был поставлен во главе придворной стражи.
Императором он стал несколько неожиданно для себя. Когда умер император Анастасий, Амантий, скопец и высокопоставленный придворный, вознамерился сделать императором своего племянника Феокрита. Для этого он выдал Юстину значительную сумму денег, чтобы тот роздал её народу, дабы снискать его расположение к Феокриту. Хитрый Юстин деньги роздал, но от своего имени. На его стороне оказался сенат, недовольный политикой Амантия, и народ. Войско также высказалось за Юстина, и он благополучно занял трон, быстренько казнив и Амантия, и Феокрита.
Став императором почти в 68 лет, Юстин вернул в Константинополь популярного полководца Виталиана, которого очень опасался из-за его силы и влияния, объявил его начальником войска, назначил консулом, а когда Виталин пришёл во дворец, был тут же коварно убит. Теперь Юстин мог никого не опасаться, и занялся внутренней политикой, в основном, религиозной. Юстин стал решительно насаждать православие (в то время в столице была масса всевозможных религиозных сект и учений на любой вкус — полная демократия) и гонять всех, кто поддерживал прочие еретические учения, так как понимал, что единая церковь под управлением императора — залог прочной государственной власти, сами учения его не больно-то интересовали.
Юстин не особенно мудрствовал во внутренней и внешней политике, так как был чужд всякой учёности и даже не знал алфавита, не умел складно говорить и был несколько мужиковат. Все дела вершил некий квестор Прокл по своему усмотрению, а Юстин только подписывал по трафарету подаваемые ему документы. Вероятно из-за того, что сам был неграмотный, Юстин очень ценил образование и образованных людей, и дал Юстиниану прекрасное образование, его обучали самые выдающиеся учителя той эпохи.
Зато в личной жизни Юстин был образцом для своих подданных, хотя они это и не ценили. Всю жизнь, с молодости и почти до смерти, Юстин прожил с рабыней, женщиной по имени Луппикина, которую когда-то выкупил у хозяина как наложницу. Став императором, он остался верен ей, дал ей титул августы и сделал её императрицей под именем Евфимия. Она и на троне оставалась простой здравомыслящей православной женщиной, не лезла в политику и поддерживала своего супруга.
Своих детей у этой пары не было, но зато у Юстина было много племянников, детей его двух сестёр. Одна сестра родила своему мужу, имя которого до нас не дошло, несколько детей, одним из них был Герман, прославившийся в своё время как полководец. Вторая сестра была замужем за Савватием и имела от него сына Петра и дочь Вигиланцию. Петра Юстин вызвал из деревни, определил его в отряд схолариев, а потом и усыновил. При усыновлении молодой человек получил новое имя, образованное от имени приёмного отца, и стал зваться Юстинианом.
Около 525 года Византия пострадала от сильнейшего землетрясения, многие города почти полностью были разрушены, в том числе и Антиохия — один из крупнейших центров Востока. Юстин выделил немалые средства на их восстановление, как свои, так и государственные, больше он ничего не мог сделать для своих подданных, так как в начале апреля 525 года он тяжело заболел, ослабел умом и не мог уже управлять государством. Тогда молодой и энергичный Юстиниан начал полностью править империей. В 527 году Юстин назначил Юстиниана своим соправителем с титулом августа. Император Юстин умер 1 августа 527 года, власть наследовал его племянник Юстиниан.
Незадолго до смерти дяди 40-летний Юстиниан познакомился с прекрасной Феодорой, по уши в неё влюбился и спустя некоторое время с согласия дяди на ней женился. Брак этот вызвал большое волнение в тогдашнем светском обществе именно из-за неоднозначности личности Феодоры. Чем же не угодила будущая императрица своему народу? А тем, что была, пусть и раскаявшейся, но падшей женщиной.
Сложен и тернист был путь Феодоры к трону, но расскажем всё по порядку. Родилась она в 501 году на Кипре в семье простолюдина, оттуда семья перебралась в Константинополь, где отец Феодоры Акациус получил место сторожа при зверинце на ипподроме. В семье было три девочки, старшую сестру Феодоры звали Комита, младшую – Анастасия. Около 511 года Акациус умер, и семья осталась совершенно без средств. Вдова сошлась с помощником сторожа в надежде, что ему дадут должность умершего мужа, что со временем и произошло, а малолетние дочери начали выступать в цирке.
Красавица Комита стала танцовщицей, участвуя в пантомимах и живых картинах не совсем нравственного содержания, а Феодора носила табурет, на котором Комита отдыхала во время антрактов, а вечером прислуживала дома гостям Камиты, одновременно набираясь печального опыта. Затем Феодора начала выступать сама, она была ловкой акробаткой и остроумным и находчивым мимом и скоро завоевала большую популярность как участница непристойных пантомим.
В 15 лет Феодора стала настоящей красавицей. Она была небольшого роста, тонкая, изящная, грациозная, с огромными чёрными глазами, полными огня и страсти, и роскошной волной длинных чёрных волос, при этом остроумная и весёлая. Кто мог устоять перед такой женщиной, тем более, легко доступной? Некто Прокопий Кесарийский, современник Феодоры, в своей «Тайной истории» не уставал обличать её за позорные грехи молодости, говоря, что «чары её сделались всеобщим достоянием, и что бесчисленные любовные похождения её… превзошли…подвиги Мессалины», хотя, скорее всего, он слегка преувеличивал. Да и могло ли быть иначе в развращённом Константинополе, да ещё в такой сложной среде, в которой она воспитывалась, если это можно назвать воспитанием. Но это не главное, главное — что она осознавала порочность своей жизни и стремилась вырваться из этой среды.
Случай свел её с префектом какой-то провинции Эсеболом, который, потеряв голову от её красоты, увёз девушку к себе домой. Но он так увлекся её ласками, что забыл о своих обязанностях, из-за чего лишился должности и выгнал Феодору на улицу, так как не имел больше средств на её содержание. Она была вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь, став бродячей актрисой и дешёвой куртизанкой, скитаясь по разным городам Востока.
Случай привел её в Александрию, которая в то время была оплотом христианской религиозности, где велись диспуты, споры и спасалось в пустыне много подвижников. Там Феодора познакомилась с монахом Севиром, любившим проповедовать падшим женщинам. Вероятно, проповеди Севира сильно подействовали на Феодору, полностью изменив её жизненную позицию. Так или иначе, но в Константинополь из Александрии возвратилась уже совсем другая Феодора.
Феодора поселилась в предместье у старухи-ворожеи, которая предсказала ей блестящую судьбу, но советовала Феодоре честным трудом искупить ошибки молодости. Феодора стала вести жизнь сдержанную и целомудренную, старалась приобрести знание и лоск, что ей вполне удалось благодаря природному уму, а на жизнь зарабатывала тем, что ткала холсты (вполне вероятно, что Севир дал ей кое-какие рекомендательные письма к своим друзьям в Константинополе для начала праведной жизни).

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой Император Юстиниан со свитой

Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в баптистерии Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшиимся в провинции Византийской империи для копирования:

Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.

В православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тезки блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание).

В художественной литературе

  • Николай Гумилев. «Отравленная туника». Пьеса.
  • Harold Lamb. «Theodora and the Emperor». Роман.
  • Гарольд Лэмб. «Феодора. Циркачка на троне». Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. «Князь Велизарий».
  • Валентин Иванов. «Русь изначальная». Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). «Юстиниан и Феодора». Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. «The Bearkeeper’s Daughter». Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский. «Топот бронзового коня», исторический роман.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириянин (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился от страха перед двуестественниками , которые грозили ему смертью».

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать ее владычицей». При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Таис Афинская

Благодаря советскому писателю Ивану Ефремову мы знаем, что Таис была так совершенна, что не боялась испортить кожу загаром и была вправе критиковать статуи Афродиты за плоский зад; состояла в любовной связи с Александром Македонским и признавалась философами своего времени как если не умная, то хитроумная; въезжала в завоёванные Александром города нагишом, поскольку истинные греки не стыдятся своего тела; вышла замуж за соратника Александра Птолемея и стала египетской царицей; и, наконец, сожгла дворец Ксеркса.


Таис глазами художника Джошуа Рейнольдса.

На самом деле верными являются только два последних утверждения: Таис вышла замуж за Птолемея и стала царицей Египты, и Таис во время пира в завоёванном Персеполисе предложила сжечь дворец Ксеркса. Несмотря на всю необыкновенную красоту, расписанную Ефремовым, неизвестно, чтобы Таис участвовала в празднествах, воплощая какую-нибудь богиню, или когда-либо позировала скульптору — а ведь красивых гетер любили приглашать для того и другого. Тем более ничего неизвестно о её уме.
Ни в одной летописи о деяниях Александра Македонского также не упоминается, чтобы она голая ездила прилюдно. Возможно, Таис вообще никак особенно не отжигала (если не считать дворца, конечно) и именно потому на ней без проблем смог жениться Птолемей.

Найдите на оргии Таис. Картина Густаво Симони.

Сапфо Лесбосская

Поэтесса Сапфо была примечательна тем, что, не будучи гетерой, позволяла себе большие вольности. Она активно занималась искусством — ещё в детстве сочинила ряд гимнов, которые исполняли на религиозных праздниках, а позже писала песни для женских собраний. Но главное, чем она знаменита — тем, что открывала девушкам искусство однополой любви, и тем, что однажды будто бы влюбилась в моряка и бросилась со скалы в море, когда он не вернулся.
А что же на самом деле? Для начала, с мужчинами у Сапфо всё было проще: в моряка она не влюблялась (это миф об одном женском божестве, который зачем-то стали рассказывать о поэтессе), а вышла замуж из соображений «срок подошёл» и родила ребёнка. Очень быстро она овдовела, и ребёнок, как часто бывало в те времена, тоже не прожил долго.


Сапфо и подруги на картине Френсиса Джоунса.

Что касается открытия девушкам любви, то Сапфо во многих случаях вообще не интересовалась мнением девушек. Будучи дочерью типичной греческой богатой и знатной семьи — правда, после переворота оказавшаяся в изгнании — она делила людей не только по полу, но и по, скажем так, сортам. Сапфо покупала себе невольниц и использовала по своему усмотрению. Рабыни не имели право отказывать своим госпожам, так что, с большой вероятностью, многие её любовницы стали ими не по велению сердца. Это — одна из причин, по которой современные лесбиянки склонны уходить от образа Сапфо как самой знаменитой любительницы женщин и искать себе героинь в Новом времени.
А вот в восемнадцатом и девятнадцатом веке куда чаще Сапфо вспоминали как женщину, которая дерзала заниматься «неженским делом» — искусствами, и сравнивали с ней практически каждую выдающуюся поэтессу или музыкантшу.
Роковой же дамой Сапфо сделал предполагаемый роман с поэтом Алкеем — якобы он ухаживал за поэтессой, но она шла не дальше обмена песнями. Современные исследователи античности сильно сомневаются в том, что песни обоих имеют какое-то отношение к роману, да и вообще в том, был ли роман.

Сапфо и Алкей на картине Лоуренса Альма-Тадемы.

Родопис

В русскоязычном пространстве популярен миф, что впервые сказка о Золушке — девушке, которую нашли по потерянной туфельке — появилась в Древнем Египте. Это не совсем так. Более популярная версия уточняет, что дело всё же происходило в античности, и египетский фараон по туфельке нашёл греческую девушку необыкновенной красы — по имени Родопис. Вопреки всем обычаям, он будто бы взял её в жёны, а после её смерти возвёл вокруг её гробницы пирамиду.
Родопис действительно существовала. По утверждению Геродота, она была рабыней с из балканских племён, которую продавал как проститутку её хозяин. Её выкупил брат той самой Сапфо, после чего она перешла в разряд уважаемых гетер и на радостях принесла большую жертву в храм. Более поздние авторы спорят с Геродотом, утверждая, что Родопис жила позже Сапфо и её брата, а речь на самом деле шла о Дорихе. Возможно также, после того, как Дориху выкупили, она приехала с братом Сапфо на Лесбос и стала петь в хоре Сапфо. В общем, грустная история с хорошим, хотя и очень скучным концом — никаких пирамид, фараонов и туфелек.


На самом деле древним египтянам сюжет поиска по туфельке и в голову бы не пришёл.

Кстати, о туфельке: если Родопис была проституткой, неудивительно, что фараон влюбился именно в туфельку. В отличие от приличных женщин, проститутки носили туфли, повторяющие форму стопы (то есть правую и левую), да ещё интересно украшенные — такая действительно могла бы распалить воображение, так что неудивительно, что, сочиняя сказку о проститутке, неизвестный автор ввёл эту деталь.

Елена Прекрасная

Женщина, которую дважды похищали (и один раз она просто вышла замуж по любви — за царевича Менелая) из-за её несравненной красы — вот легенда, которая сложилась вокруг Елены Прекрасной. Когда нашли Трою и стало ясно, что её действительно разорили ахейцы, казалось, что легенда подтверждена. Но, увы, специалисты по мифологии считают, что Елена — просто утратившая божественный статус спартанская богиня красоты и плодородия, то есть рассказы о ней — переделка старых мифов в те времена, когда она перестала быть богиней, но сама память о том, что была такая Елена, ещё сохранялась.


Елену Прекрасную похитили впервые в десять лет, но неудачно, её отбили родственники. А вот Парису помогала богиня, так что у него всё получилось.

Учёные всё больше и больше разрушают нашу картину мира, выстраивая взамен ничуть не менее интересную. 10 древнейших изображений, открывающих новые факты: Безбородый Иисус, отпечаток руки пикта и другие артефакты.
Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Список имен богинь

Аврора – богиня утренней зари
Артемида – богиня охоты
Астрея – богиня справедливости
Афродита – богиня любви и красоты

Беллона – богиня войны

Венера – богиня красоты и любви
Веста – богиня домашнего очага

Геба – богиня вечной юности; она подносила на Олимпе богам их напиток – нектар
Гела – богиня смерти
Гера – старшая дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса, покровительница брака,
помощница при родах
Гестия – богиня домашнего очага
Гея – богиня земли. Дала жизнь всем богам и всему живущему
Грации – три богини красоты

Дафна – нимфа, спасавшаяся от преследований бога Аполлона и превращенная
своей матерью в лавровое дерево
Диана – богиня охоты
Диона – мать Афродиты

Европа – дочь Феникса и Перимеды, похищена Зевсом и родила от него сыновей
Миноса и Радаманта
Елена – дочь Зевса и Леды, жена Менелая, похищение которой Парисом вызвало
троянскую войну

Зинаида – рожденная Зевсом, из рода Зевса
Злата – богиня Зари

Идофея – дочь Протея, богиня моря
Изида – богиня жизни, плодородия и материнства, которую почитали также и в Риме
Илифия – дочь Зевса и Геры, богиня, помогающая роженицам Ирида – внучка
Океана и Геи, богиня радуги Калипсо

Калипса – дочь Атланта, нимфа острова Огигии, семь лет державшая Одиссея в
плену
Кассандра – дочь троянского царя Приама и Гекубы, прорицательница. После взятия
Трои досталась в награду Агамемнону и была убита вместе с ним Клитемнестрой и
Эгистом
Кера – крылатая богиня смерти, схатывающая душу умирающего человека в момент,
когда она покидает тело

Лада – богиня Луны, покровительница любви и семейного счастья Леля (слав.) –
богиня молодости
Леда – дочь этолийского царя Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать
Кастора, Клитемнестры. От Зевса она родила Елену и Полидевка Лидия – область на
западном берегу Малой Азии

Майя – нимфа гор, дочь Атланта, мать Гермеса
Мара – покровительница магии, дух Смерти
Мегера – одно из божеств ада в античной мифологии, богиня мщения
Мельпомена – дочь Зевса и Мнемозины, муза трагедии и печальной песни
Минерва – богиня мудрости
Мнемозина – дочь Урана и Геи, богиня памяти, мать девяти муз

Немезида – богиня, олицетворявшая судьбу, справедливость и мщение
Ника – имя богини победы
Никса – в германской мифологии – водяной дух
Нимфодора – дар нимфы
Нимфы – юные богини, олицетворявшие явления природы. Различались нимфы
морской воды (нереиды), источников и рек (наяды), долин (напеи), гор (ореады),
лесов (алсеиды), деревьев (дриады) Оры – богини времен года

Парки – в римской мифологии богини судьбы
Пенелопа – дочь Икария, жена Одиссея, мать Телемаха. В нарицательном значении
– верная жена
Поликсена – дочь царя Приама и Текубы
Психея – дочь Гелиоса, возлюбленная Эроса. Олицетворение человеческой души
Помона – богиня плодов

Рея – дочь Урана и Геи, сестра и жена Крона, мать Зевса, Посейдона, Аида, Гестии,
Деметры и Геры

Селена – богиня ночного неба, олицетворение Луны, дочь Гипериона и Фейи, сестра
Гелиоса и Эос
Семирамида – вавилонская царица, прославившаяся украшением города Вавилона и
созданием висячих садов
Серафима – огненный ангел Сирены – кровожадные птицы с женскими головами,
пленительным пением привлекавшие мореходов, которых они убивали и пожирали

Терпсихора – муза танцев и хорового пения
Тизифона – богиня мщения

Ундина – волна, в германской мифологии – русалка
Урания – муза астрономии

Федра – жена Тезея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и покончившая с
собой, когда он отверг ее любовь
Фемида (в римской мифологии – Юстиция) – дочь Урана и Геи, богиня правосудия
Фетида – морская богиня, мать Ахиллеса
Флора – богиня весны, цветов и юности
Фетида – богиня моря, дочь Нерея, мать Ахиллеса
Фортуна – богиня судьбы, удачи, счастливого случая
Фурии – богини мщения

Харита – у древних греков хариты – богини радости, любви, красоты
Хриса – мифический остров, на котором находилось святилище Аполлона

Церера – богиня земледелия и плодородия Циана – василек
Цирцея – дочь Гелиоса и океаниды Персы, злая волшебница, властительница
острова Эи, обольстительница Цитера – богиня любви и красоты Эвридика – нимфа,
жена Орфея

Эвмениды – богини-мстительницы, соответствующие фуриям в римской мифологии
Эгида – щит с изображением головы Горгоны, повергающим людей в ужас. Его
носили Зевс, Афина и Аполлон Эгина – нимфа, дочь Асона, родившая от Зевса Эака
Эллада (Геллада) – Греция в целом
Эолия – легендарный плавучий остров, на котором обитают ветры, окруженный
высокой медной стеной
Эос (в римской мифологии – Аврора) – дочь Гипериона и Фейи, сестра Гелиоса и
Селены, богиня утренней зари Эрата,
Эрато – муза лирической, любовной поэзии
Эхо – нимфа, из-за безнадежной любви к юноше Нарциссу потерявшая телесный
облик и превратившаяся в невидимое существо, повторяющее чужие слова

Юнона – покровительница брака и семьи, помощница при родах

ВОПРОСЫ АРХИЕРЕЮ Можно ли подавать записки за тех, кто крещен, но не причащается? Что делать, если нет возможности посетить вечернюю службу перед Причастием? Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) Прослушивая просветительские лекции отца Геннадия Фаста в Интернете, я узнала о том, что записки можно подавать только за тех крещеных, которые регулярно причащаются. По простоте душевной я подаю записки каждое воскресенье за всех крещеных близких и родных, среди которых фактически никто не воцерковлен, в надежде, что Бог услышит мои молитвы и вразумит их рано или поздно. Совершаю ли я при этом грех перед Господом? Наталия Уважаемая Наталия! Вы совершенно правильно делаете, что подаете записки за всех Ваших близких, кто крещен. Мнение отца Геннадия, хоть оно и понятно, не соответствует ни современной, ни исторической практике церковной жизни. Отец Геннадий — хороший ревностный священник, но в данном случае он дерзает сузить границы Церкви. Сегодня часто можно встретить от духовенства ригористические утверждения, что нельзя, допустим, отпевать тех, кто не ходил в церковь, хоть и был крещеным, подавать за них записки и прочее. Есть батюшки, которые не причащают детей, если не причащаются их родители. И вполне понятно, почему возникают такие утверждения и такая практика, хоть ее нельзя назвать строго канонической. Каждый из нас видел в храме не очень приятную картину: когда начинается Причастие, заходят мамы и папы с кричащими младенцами, сами родители не молятся, не крестятся — бегом к Чаше, причастили младенца и опять бегом из храма… В этом заметно чисто утилитарное, даже унизительное для Святых Таин отношение ко Причащению. Поэтому некоторые священники благословляют родителей: если причащаете младенца, то и сами приготовьтесь ко Причастию и причащайтесь вместе с ребенком. Такая практика имеет право на существование, она носит педагогический характер для воспитания членов того прихода или общины, в которой служит этот настоятель. Но распространять эту практику абсолютно на всех было бы неправильно. Думаю, что так же следует относиться к тому, что говорит отец Геннадий: с пониманием, но не считая это обязательным для всех. Возможно, что я ошибаюсь, возможно, не так поняла то, что читала. Старец Паисий Святогорец: «И старайтесь не вышивать крестов, изображений святых в нижней части подризников, стихарей и фелоней. Изображайте в этих местах облачений какие-то простые, несвященные символы. А то священники садятся прямо на святых, на кресты… Это — неблагоговение»; «И вот ещё в чем будьте внимательны: у вас на диване было постелено что-то с крестами, но садиться на кресты и наступать на них нельзя»… А у нас в храме аналой покрыт тканью с крестами до пола — а если ногой нечаянно заденут? Людмила Уважаемая Людмила! Действительно, хорошо и необходимо сохранять благоговейное отношение к Кресту Господню. Но есть и достаточно древние традиции оформления храма, церковных облачений и утвари, на которых присутствуют крест и изображения святых. Думаю, тут надо сохранять здравую рассудительность. Ведь есть люди, которые боятся наступать даже на перекрестье плитки на дороге, считая, что они наступают на крест. А это уже перебор. Возьмите себе за правило то, что Вы прочитали у старца Паисия: не настилать и не нашивать крестов на свои домашние вещи. А следить за тем, «как соблюдается благоговение» другими людьми, неправильно, этого делать не надо. Объясните, пожалуйста: если человек работает, и не всегда есть возможность перед Причастием стоять вечернюю службу, как быть? Дарья Уважаемая Дарья! Если у человека нет возможности перед Причастием прийти на службу, надо обязательно помолиться дома в свободное время после работы, уделить больше времени на подготовку к Причастию. Если Вы человек грамотный и пользуетесь Интернетом, можно найти и прочитать последование службы, которая совершается в этот день в честь воскресного дня, праздника или в честь памяти святого. Хоть это и не заменит в полной степени пребывания на богослужении, на общественной молитве, тем не менее, это хорошо бы сделать. Я, например, делаю так: читаю службу дня как один большой канон: стихиры на «Господи, воззвах…» я прибавляю к первой песне канона, стихиры на «Хвалитех…» в конце прибавляю к девятой песне канона. Так меня научили еще в Лавре. Подскажите, как готовиться к исповеди и причастию ребенку, если ему только что исполнилось 7 лет, и читать он не умеет еще. Нина Уважаемая Нина! Прежде всего, надо объяснить ребенку, что такое грех и что такое покаяние — на том уровне, на котором семилетний ребенок может это воспринять. Ведь по канонам именно с семи лет ребенок приступает к исповеди. Если он сам не умеет читать, пусть помолится, постоит рядом с родителями, когда они читают вслух правило ко Причащению. Конечно, поначалу он не осилит прочитать и воспринять правило полностью. Родителям можно, посоветовавшись со священником, отобрать часть молитв из этого правила, которые будут ребенку более понятны. Со временем это правило можно будет увеличить. Уважаемый Владыка, у меня такой вопрос. В настоящее время изменилось как-то отношение в храме к накрашенной женщине, к макияжу? В последнее время молодые женщины и девушки приходят накрашенные и с помадой на губах и беспрепятственно участвуют в таинствах. В современном мире это допускается? Нина Уважаемая Нина! Да, действительно, сейчас во многом изменилось отношение людей к храму, и в храме — друг ко другу. Иногда это хорошо, иногда — плохо. Много лет на моей памяти говорили и писали о «страшных злых церковных старухах», которые выгоняют бедных девочек, случайно зашедших в храм в брюках, без платка, с накрашенными губами… Мы столько говорили о том, что надо быть более терпимыми к приходящим, бояться кого-то обидеть или оскорбить своим замечанием, что появилась противоположная проблема: сегодня люди заходят в церковь в любом виде, даже абсолютно неприемлемом, и прихожане или сотрудники храма уже никого не останавливают, никому не делают никаких замечаний. С одной стороны, конечно, это хорошо, что замечаний не делают. Но то, что люди перестают сами задумываться о своем внешнем виде, не подходящем для посещения храма,— это плохо. Я все-таки считаю, что священники должны об этом говорить. Например, когда к Причастию подходят женщины, девушки с накрашенными губами, стоит их остановить. Иначе эта краска остается на лжице, может попасть к другому человеку. Помимо того, что это неприятно, в этом проявляется и неблагоговение к таинству, и невнимание, неумение подумать о других людях, которые пришли в храм, не имея намерения получить порцию чужой губной помады… При этом всем нам нужно научиться делать такие замечания мягко, без раздражения и осуждения. Иногда необходимо объяснить человеку, что его отношение к храму и таинствам не совсем правильное. Мне посоветовали читать Псалтирь о маме, болеющей онкологией. Подскажите, как правильно читать Псалтирь дома, когда поминать болящих и умерших сродников, какие молитвы читать после прочтения кафизмы? Можно ли читать Псалтирь и Евангелие с компьютера, если рядом нет книг? Дмитрий Уважаемый Дмитрий! Перед чтением одной или нескольких кафизм Псалтири обычно читают начальные молитвы по «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, «Придите, поклонимся…». Живых и умерших сродников поминают на Славах. Думаю, Вам надо подойти к своему священнику или к тому, кто у Вас в храме читает на клиросе, и они Вам все объяснят. Молитвы после кафизмы тоже нужно читать. Обычно они не читаются только при чтении Псалтири над усопшим. Читать Псалтирь и Евангелие с компьютера можно, но совсем уж в крайнем случае: в дороге или ради ознакомления. Когда молитесь, лучше это делать по книгам. Уважаемый Владыка! Некоторые священники при прикладывании к кресту ударяют им. Иногда это очень больно. Допустимо ли такое? С уважением, Александр. Уважаемый Александр! Думаю, это все-таки не специально происходит. Хотя есть разные батюшки и разные обычаи. Бывает, что некоторые священники целыми ведрами выливают святую воду на людей. Кому-то это нравится, кому-то не очень. Есть старинный обычай на Пасху кидать яйца в народ. Обычно все радуются, довольны, но кому-то ведь и в лоб попадали, и вряд ли это было очень приятно… По моему мнению, таких вещей в Церкви лучше не делать. В Церкви все должно быть по слову Апостола — «благообразно и по чину». А если кто-то из священников начинает слишком увлекаться своей ролью и совершать подобные экстравагантные поступки, это свидетельствует, как минимум, о нерассудительности этого священника, а как максимум — о каком-то духовном повреждении. Уважаемый Владыка! В храмах Саратова после воскресной Литургии всегда совершаются молебны и панихиды. Однако по информации сайта «Азбука веры», который наполняется священнослужителями, по церковному уставу все молебны должны совершаться до Литургии и «Заказ молебнов или панихид сразу после Литургии теми, кто в ней участвовал, является непониманием сущности Евхаристии». Против такой последовательности и совмещения высказывались многие иереи и архиереи. Как относиться к данной традиции в Саратове? Георгий Уважаемый Георгий! Относиться надо спокойно. Если Вам лично не нужно присутствие на молебне или панихиде, можно спокойно уходить сразу после Литургии. Такое поминовение совершается, что называется, «нужды ради», ведь большинство людей работают и могут приходить в храм только в воскресный день. Тем не менее, у них есть потребность помолиться за себя и близких в различных нуждах, помянуть усопших. И никаких серьезных нарушений в этом нет. #ДуховныйСовет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *