Феномен византийской цивилизации

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

2. Культура Византии

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

4. Константинополь – «Новый Рим»

5. Империя в опасности. Натиск арабов

6. Подъём Византийского государства

7. Расцвет византийской культуры

8. Поздняя Византия. Начало конца

Заключение

Литература

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

Становление:

IV — VII — 1 период — становление Византийской цивилизации

VII — XI — 2 период — расцвет Византийской цивилизации

XI — XV — 3 период — период феодальной раздробленности

Политическая структура:

Феодальная монархия — в руках монарха все верви власти, разветвленный широкий чиновнично-бюрократический аппарат, местное административное, деление представляло военным гражданам власть и управление, уничтожились остатки горизонтальных связей, Государств подчинило себе общество — не сложился институт наследования престола…

Социальная структура:

крестьяне

горожане

рабы

военно-феодальная знать

священники и монахи

Феодалы не обладали всей полнотой власти на своей территории. Феодалы подчинялись императору по принципу подданства

Не сложилась система замкнутой социальной структуры.

Города не получили автономию полностью зависели от правительства.

Городские земли находились в государственной собственности.

Жизненный уровень большей части населения был низким. Население было неоднородным. Государство контролировало всю деятельность городского населения, подчиняло себе, пыталось извлечь максимальную пользу.

Сельское население: свободные общинники и зависимое население несли повинности. В общине существовала круговая порука. Не было свободы перемещения.

Церковь: зависела от государства. Экономически слабея, ибо зависела от государственных налогов. Придерживалась идеи национального единства. Монархи влияли на выборы патриарха.

Экономика: Индустриальный тип развития экономики. Интенсивное развитие внутренней и внешней торговли. Поддержка государством, развития товарно-денежных отношений, ведущая морская держава, не развиты формы ч/с, государство во многом регулировало экономику.

2. Культура Византии

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV — V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические — о природе Христа и тринитарные — о месте его в Троице.

В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий

Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира.

Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

Непревзойдённым шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером.

Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба.

Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне. Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров.

Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее «Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв.

4. Константинополь – «Новый Рим»

На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец — целый комплекс роскошных зданий — превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии — изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов

5. Империя в опасности. Натиск арабов.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления.

К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики. На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава.

Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития — становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII—XII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х—Х11 вв.). Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности.

Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода. VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные перемены происходили в VII—IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества.

Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе.

Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.

Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.

В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы.

В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности.

Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.

Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.

6. Подъём Византийского государства.

С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет — центр светского образования для всей империи.

Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров — изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

7. Расцвет византийской культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы.

Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности.

Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

8. Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо- западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза — вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.

Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств — Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе. Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура — это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности.

Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро — греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии.

В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество.

Необычайный расцвет Константинополя — этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из народной культуры.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной.

Литература

Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.

Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.

Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.

Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.

Византийская модель цивилизационного развития

Своеобразие Византийской цивилизации, как уже говорилось, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города центры цивилизационного развития. К тому же этот переход совершался гораздо медленнее, чем в Западной Европе. Он завершился лишь в XI в. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества, и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.

На Западе варвары, находившиеся на уровне последних стадий первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых феодальных. Такой путь становления феодализма получил название синтезного. В Византии становление феодальных порядков до VII в. осуществлялось бессинтезным путем. Синтезное развитие феодализма началось в VII-IX вв. В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальная собственность, однако византийский феодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Государство держало владения феодала (и его самого) под своим надзором. Оно контролировало количество земли, которой владел феодал, число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю. Само государство было собственником огромного числа земель. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. Но в то же время феодализм в Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

Особенности социально-экономического развития Византии

В начале своей истории Византия оставалась рабовладельческой страной. Но в дальнейшем в ней, как и в Западной Европе, победили феодальные отношения. Правда, своеобразие византийской цивилизации обусловило и довольно необычные формы феодализма.

В Европе развитию феодализма в определенной мере способствовали завоевания германцев, ускорившие разложение рабовладельческих порядков. А в Византии, которая в первые века своей истории не испытала сильного влияния варваров, феодализм развивался гораздо медленнее. Вплоть до VI в. в империи было широко распространено рабство: рабы трудились в поместьях землевладельцев, в частных и государственных ремесленных мастерских. Правда, рабов уже нередко сажали на землю, разрешали им иметь семью, вести собственное хозяйство. Росло и число рабов, отпущенных на волю. И все же рабство продолжало играть важную роль в экономике Византии.

Лишь в VII—IX вв. в империи ромеев начался переход к феодализму. При этом ту роль, которую в Западной Европе играли варварские общины германцев, в Византии выполняли славянские племена. Когда в результате арабских завоеваний территория империи резко сократилась, ее основными экономическими районами стали Балканы и Малая Азия. Именно там активно расселялись славяне, увеличивая число свободных крестьян и укрепляя сельскую общину, которая в VII-IX вв. превратилась в основную хозяйственную ячейку. Труд рабов и колонов стал вытесняться трудом разорявшихся и попадавших в зависимость крестьян.

Но традиции античности оказались в Византии заметно сильнее, чем в Западной Европе. Поэтому влияние славянских племен не могло подорвать устои старого общества так же быстро, как это произошло при соприкосновении варварских германских племен с остатками римской цивилизации. Только в Х-XII вв. развитие феодализма в Византии ускорилось. Однако у византийских феодалов было значительно меньше прав, чем у западноевропейских. Государство практически полностью контролировало их владения: Оно ограничивало число зависимых крестьян и количество земли, могло ее конфисковать, менять размеры налогов и т. д. Да и само государство было собственником огромных земель, на которых трудились крестьяне-налогоплательщики.

И только на закате империи ромеев, в XIII-XV вв., ситуация изменилась. После захвата крестоносцами Константинополя (1204) империя распалась на части и мощь государства резко упала. Феодалы начали освобождаться от его опеки, и в Византии образовалась феодальная вотчина, близкая западноевропейской. Даже после восстановления единства империи и возвращения Константинополя (1261) государство уже было не в силах противостоять резко возросшей мощи феодальной аристократии. Империя все больше дробилась на уделы, и функции государственной власти на местах постепенно переходили к феодалам. Но и в период феодальной раздробленности центральная власть не утратила полностью своих позиций, чему во многом способствовала постоянная военная опасность.

Трудно сказать, как могла бы сложиться судьба феодализма в Византии, если бы эта цивилизация не погибла в 1453 г. В ней причудливо сочетались элементы западноевропейского и восточного (т.е. «государственного») феодализма. Правда, чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.

Сочетание традиций Запада и Востока отразилось и в системе власти, сложившейся в империи ромеев. Наиболее высокое место в этой системе занимал император с окружавшими его сановниками. Власть византийского императора была почти неограниченной: он мог казнить своих подданных (даже самых высокопоставленных), конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император являлся высшим судьей и военачальником, он определял внешнюю политику, был собственником огромных земель.

Идея империи, культ императорской власти, господствовавший в Византии, внешне напоминали восточную деспотию. Но в основе имперской идеи лежала римская традиция, по которой император считался неограниченным правителем, однако не собственником государства, как на Востоке. И римские и византийские императоры были обязаны подчиняться законам.

Важно иметь в виду и другое: если в Риме распространение христианства пришлось на период заката империи, то в Византии новая религия укрепила имперскую идею, придав ей священный характер. Еще в IV в. сподвижник византийского императора Константина, Евсевий, разработал религиозное обоснование ромейской государственности. Согласно его теории, духовная и светская власти должны быть слиты воедино, действуя во имя одной цели и образуя своего рода симфонию (созвучие, гармоническое сочетание разных элементов). Император, являвшийся и светским правителем, и главой церкви, не обожествлялся в полном смысле слова, но по отношению к обществу считался подобием Отца Небесного. И это скорее сближало его с восточным владыкой, нежели с западноевропейским монархом. Императором мог стать человек низкого происхождения. Так, знаменитый византийский монарх Юстиниан I (правил в 527-565 гг.) родился в семье крестьянина, а его жена Феодора была актрисой. Но поскольку власть императора считалась Божественной, его происхождение и прежние занятия не имели никакого значения.

Помимо огромных прав у византийских императоров были и обязанности. Главной среди них считалась забота о подданных — залог прочности государства. Эту ответственность осознавали и сами императоры. Так, Константин VII Багрянородный (правил в 913-959 гг.) в своих сочинениях писал, что если император впадет в грехи и превратится в деспота, он станет ненавистен народу и может быть лишен престола.

Конечно, сильная власть императора, высокий уровень централизации, единодержавие долгое время помогали Византии сохранять свою целостность, «что придавало устойчивость цивилизационному процессу. Но, с другой стороны, в этом единодержавии были и отрицательные стороны. Многие важные социально-экономические процессы развивались вопреки косной государственной политике. Не успевая контролировать эти процессы, власть часто пыталась сдержать их, силой воспрепятствовать появлению нового.

Весьма сложными были отношения государства (аристократической элитой и с церковью. Знать была разобщена, не имела (в отличие от западно-европейской) сословных привилегий и в основном жила за счет милостей и подачек императора. Поэтому при дворе постоянно зрели заговоры и интриги.

Ущемленным чувствовало себя и духовенство, до XII в. полностью отстраненное от участия в управлении, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. И хотя у византийской церкви скапливались немалые богатства, она даже в периоды процветания была беднее католической и не обладала экономической независимостью. Это, конечно, сказывалось на роли церкви в политической жизни Византии. Правда, время от времени константинопольские патриархи пытались претендовать на ведущую роль в государстве, но императоры могли смещать их, словно неугодных чиновников. В конечном счете византийская церковь так и не стала мощной и самостоятельной политической силой, как на Западе. Ее отношения с государственной властью были далеки от идеала «симфонии».

Двойственным было и положение купечества и ремесленников. Хотя в соответствии с римским правом в Византии сохранялись законы, во многом покровительствовавшие купцам и ремесленникам, эти слои населения жестко контролировались государством и не были защищены от его произвола. Правда, этот контроль давал и некоторые преимущества: ремесленники, например, имели гарантированные заказы от армии, императорского двора и вельмож.

В целом же в условиях жесткой централизации в городах не возникло мощных коммунальных движений, которые в Западной Европе привели к оформлению городских хартий, юридически закрепивших свободу городов. Поэтому торгово-ремесленное население византийских городов так и не превратилось в сословие и не добилось официального признания своих прав. А после того как в XII в. государство предоставило большие льготы итальянским купцам — основным конкурентам византийцев, ремесло и торговля в империи переживали глубокий спад. Византийские ремесленники, «испорченные» чрезмерной опекой властей, не выдержали соперничества с энергичными итальянцами.

В целом же сильная государственная власть в Византии подавляла активность самых разных социальных слоев, что сдерживало развитие империи. И в итоге сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества (даже внутри отдельных социальных групп).

Византия и Русь в IX—X вв.

В системе политических взаимоотношений Византии с окружавшими ее странами и народами большое значение имели в IX-X вв. ее отношения с северными соседями. «Варварский мир» Северного Причерноморья переживал в эту эпоху бурные социально-экономические перемены, отразившиеся и на политической ситуации на берегах Черного моря. Наиболее существенные изменения в политическую обстановку на северных берегах Черного моря внесло возвышение и укрепление нового государства -Древней Руси. Неуклонно следуя излюбленному принципу «разделяй и властвуй», византийская дипломатия сосредоточила свои усилия на том, чтобы помешать распространению русского влияния на Причерноморье, отрезать Русь от Черного моря.

В борьбе, затянувшейся на несколько веков, Русь оставалась наступающей стороной. Тревога за свои позиции в Причерноморье и за северные границы была главным мотивом в политике Византии по отношению к Руси. Эта борьба не могла перерасти в сколько-нибудь длительный вооруженный конфликт — географические условия исключали возможность ведения широких военных действий. Русь обладала тем преимуществом, что была в состоянии время от времени наносить чувствительные удары по важнейшим византийским центрам. Византия в ответ действовала чужими руками, натравливая на Русь соседние народы. Кроме того, одним из важнейших средств византийской политики становится христианизация Руси. Византия, безусловно, рассчитывала, что вслед за религиозным удастся распространить на Русь и политическое влияние. Представление о праве императора на власть во всей «ойкумене» составляло неотъемлемую черту политического мировоззрения византийских государственных деятелей, дипломатов и философов. Но эта доктрина оставалась бесплодной догмой там, где империя не могла утвердить ее с помощью материальных средств. Именно так сложились отношения Византии с Русью: империя была вынуждена постепенно сдавать одну позицию за другой.

В IX в. в Византии начался подъем крупных городских центров. Укреплялись и расширялись экономические связи с соседними народами. В то же время IX столетие было переломным и в экономической и политической истории восточных славян. Улучшалось ремесленное производство, прогрессировало пашенное земледелие, росли города. Происходила политическая консолидация восточнославянских племен, создалось единое Русское государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *