Федоровская церковь Ярославль

Федоровская церковь была построена в 1687 году в слободе Толчково. Это была самая богатая и большая слобода Ярославля, раскинувшаяся на берегу Которосли, изделия ее кожевников славились не только в России, но даже и за границей.

Храм был построен на средства слобожан, и сохранился чрезвычайно любопытный документ − «Повесть о построении Никольской и Федоровской церквей». Полное название этой «Повести» умещается на нескольких строках: «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».

Из этого памятника нам и известны многочисленные подробности возведения храмового ансамбля на берегу Которосли. Автор повести неизвестен, скорее всего, она писалась коллективно теми же людьми, которые принимали участие в обсуждении проектов храмов и в самом строительстве. За образец было решено взять либо храм Петра Митрополита в Спасской слободе, либо Вознесенскую церковь в Кондаковой слободе. В конце концов остановились на втором варианте. В строительстве участвовали все слободские жители: размечали территорию, копали ямы под фундаменты, засыпали их щебнем (бутили)… Словом, все подготовительные работы жители выполнили сами, и только после этого наняли профессиональных каменщиков, которым предстояло вывести собственно здание собора.

Замечательно соотношение основного объема и глав собора. Основной объем – массивный четверик, высотой 14 метров, кажущийся приземистым из-за очень высоких глав. Центральная глава, даже без креста, ощутимо выше самого четверика, на котором стоит − ее высота составляет 22 метра! Боковые главы также довольно велики. Неудивительно, что и в плане декора все внимание было уделено барабанам − они изукрашены аркатурно-колончатыми поясами, в них прорезаны высокие узкие окна для лучшего освещения храма, а под самыми главами проведены фризы в несколько рядов.

Изначально собор был лишен галереи, и широкая паперть, которая есть сейчас, так же, как и южный придел, и красивое крыльцо с фигурными «гирьками», были пристроены в XVIII веке.

В 1705 году в храме был установлен золоченый резной иконостас, выполненный мастерами Василием Комаром и Степаном Вороной. Иконы для иконостаса слободские жители заказали известным, самым лучшим иконописцам того времени – ярославскому изографу Иллариону Севастьянову и костромскому мастеру Гурию Никитину.

Роспись храма была выполнена через четверть века после постройки − в 1715 году артель Федора Федорова и Федора Игнатьева создала подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображалось прославление Богородицы, история Федоровской иконы Божией Матери, часто с военными сюжетами, с победами, одержать которые помогала чудотворная икона.

Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 года) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца.

О построении в 1660-е годы деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».

Случившийся в 1659 году пожар в Толчковской слободе лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская».

В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке.

В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря.

В 1999 году был сооружен крестильный храм равноапостольного князя Владимира в кирпичном корпусе, стоящем по западной границе церковного двора. Внешне выделен куполом с главкой.

Также на территории подворья находятся могилки Архиепископа Михея (Хархарова) и Митрополита Иоанна (Вендланда).

Духовенство:

Иерей Сергий Базанов — старший священник

Протоиерей Димитрий Конев

Протоиерей Георгий Агеев

Иерей Димитрий Пеньков

Адрес:

г. Ярославль, ул. Большая Федоровская, 72

См. также

Объект культурного наследия, объект № 7610080002
объект № 7610080002

  • Церковь Николы Пенского — зимний храм Фёдоровского прихода
  • Церковь Петра и Павла на Волге и церковь Вознесения — ближайшие аналоги по архитектуре
  • Фёдор Чёрный — великий князь Ярославский, чьи частички мощей покоятся в Фёдоровской церкви

Примечания

Фёдоровский собор на Викискладе

  1. 1 2 3 4 5 6 Т. А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. Стр. 419—429.
  2. Шабасова О. И. «Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII-нач. XVIII в.)». Ярославль, 1998.
  3. 1 2 3 4 5 6 В. Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000. Стр. 57-59.
  4. Макарова Е. Ю., Икона «Богоматерь Знамение» из церкви Федоровской Богоматери в Ярославле: особенности иконографии
  5. Пятиглавие Вознесенской церкви, послужившей прообразом Фёдоровской, более грузное: не столь смело вытянуто ввысь и центральный барабан несколько шире.

Списки

Храмы

Феодоровский монастырь и собор в Городце • Успенский собор, Богоявленский монастырь в Костроме • Феодоровская церковь в Ярославле • Собор в Царском Селе • Феодоровский собор в Санкт-Петербурге

Личности

Храмовое убранство

Дидактическая икона с 12 минеями запечатлела неканоническое представление о мироустройстве: не земля окружена небом, а наоборот, от небес во все стороны лежит земля. При этом Троица — центр мироздания, Ей подчинены силы небесные, святые и православные народы.

До освящения храма прихожане-строители наполнили его иконостас образами, из них 67 были привезены из Толгского монастыря и обошлись им в 70 рублей. Для икон Фёдоровской церкви свойствен усложнённый космический и календарный символизм. Гигантская по тем временам сумма в 100 рублей ушла на создание «образа Отечества, окрест же его девять чинов ангельских и всех святых, в дванадесятых месяцех расположенных» (ныне в Ярославском музее-заповеднике). Справа от царских врат горожане поставили, «всеми входящими видим и поклоняем», образ Спаса, заказанный в Костроме Гурию Никитину. Драгоценная цата для образа была изготовлена иждивением Дмитрия Еремина, брата храмоздателя Родиона. Иконы же Троицы и Николы Чудотворца написал ярославец — Иларион Севастьянов, «прозванием Башка».

Ныне существующий иконостас прихожане заказали в 1705 году: столпы и царские врата вырезали Василий Комар и другие крестьяне пригородного села Михайловского, а киоты к иконам — ярославец Степан Ворона «с товарищи». Главными жертвователями оставались купцы Еремины. Родион Еремин, избранный старостой, пожертвовал в храм серебряный ковш для водосвящения (подарок царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 25 января 1686 года), его братья с жёнами — шитые покровы и плащаницу, их родственник Иван (в 1697 году) вложил в храм Евангелие в серебряном окладе. Тогда же прихожане заказали колокола и (за 60 рублей) часы — Никифору Яковлеву из Романовской волости.

Фрагмент храмовой росписи (из коллекции достопримечательностей Российской империи)

Пожертвованный Ерёминым ковш описан в известной книге И. Г. Прыжова «История кабаков в России» (1868): «В Ярославле в приходской церкви Фёдоровской Божией Матери, хранится ковш, пожалованный в 1686 году ярославскому посадскому человеку Ерёмину от государей Ивана и Петра Алексеевичей за прибыльные деньги по кружечному двору. На дне ковша высечен двуглавый орёл, на отгубе ручки вырезан пеликан, терзающий грудь свою и кормящий детей».

Святые врата прихода были сооружены на средства Иосифа Еремина в 1714 году. Тем же годом датируется каменная богадельня, «а в ней мужеска полу 16 человек, женска полу 39» (данные Переписной книги Толчковской сотни 1717 года). В 1715 г. Иоанн Еремин внёс в храм тысячу рублей на поминовение своей души. На эти деньги прихожане «нарядиша града Ярославля посадских людей иконописцев Фёдора Игнатьева да Фёдора Фёдорова с товарищи церковь Пресвятой Богородицы Фёдоровской стенным письмом подписати». Эти фрески уцелели до нашего времени. Стенописные работы были завершены 28 июня 1716 года.

В храмовой повести также подробно изложено «Сказание о окрадении церкви Пресвятой Богородицы Фёдоровской» суздальцем Георгием Фёдоровым в 1707 году, рассказано о паломничестве местного кожевенника Матвея Нечаева в Иерусалим к храму Гроба Господня и о других событиях приходской и городской жизни. Имеются также данные о возведении младшим поколением Ереминых «над гробы родителей» в 1709 году с благословения Димитрия Ростовского каменного храма Льва Катанского.

  • Фреска «Распятие св. Петра»
  • Иконостас
  • Царские врата на дореволюционном фото С. М. Прокудина-Горского
  • Царские врата придела
  • Древняя плащаница

Архитектурные особенности

Западное крыльцо на столбах крыто колпаком (фотография С.М. Прокудина-Горского, 1911 год)

Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Крупный по размерам четверик (18 на 24 метра) оформлен весьма скупо: лопатки выявляют снаружи четырёхстолпное строение, арочные окна лишены наличников. Входы первоначально были устроены со всех трёх сторон (запад, север, юг); их оформляли небольшие крыльца. В начале XVIII века их разобрали, а четверик обстроили низкими крытыми галереями. Высокое западное крыльцо с тройной аркой и изразцовым поясом пристроено в 1736 году.

Архаичный, по-соборному строгий четверик контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота щедро декорированных барабанов и пучинистых луковичных глав (22 метра) значительно превышает высоту основного куба (14 метров). Общая высота церкви (до креста центральной главы) — 36 метров, ровно в два раза больше ширины четверика. Поскольку храм был покрыт сразу на четыре ската, закомары здесь чисто декоративные; они не соответствуют пилястрам и опираются на «нарядный, сложнопрофилированный пояс, мастерски выполненный за счёт выпуска 12 рядов кирпича» (В. Ф. Маров). По пропорциям это один из самых гармоничных ярославских храмов.

1) Ярославль — один из городов России, в застройке которых представлены все магистральные направления российской архитектуры XVI—XX веков. Высокая сохранность историко-архитектурной ткани центра города обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом репортаже мы рассмотрим с вами Храм Фёдоровской иконы Божией Матери 1682-1687 гг. постройки, сравним с тем, как эта церковь выглядела в 1911 году на снимках С. Прокудина-Горского.

2) Храм расположен недалеко от притока Волги реки Которосли немного в стороне от Московского проспекта на Большой Фёдоровской улице, если идти от Московского вокзала в сторону центра города. Очень рекомендую свернуть и пройти к этому храму и церкви Иоана Предтечи в Толчкове, черёд которой будет в следующем репортаже — они очень красивы, не пожалеете. К сожалению, я не очень знаком с храмовым зодчеством (при этом, очень интересуюсь), поэтому буду признателен поправкам в корректной форме и обмену мнений.
Существует сказание XVII века о чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова, который в 1669 году впал в «лютую болезнь расслабления» (паралич), а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых, а после соорудить храм.

3) Роспись храма была доверена костромскому иконописцу 2 половины XVII в. Гурию Никитину. Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский,которой был его личным домовладением. Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей тогдашнего района Ярославля. Митрополит Иона Сысоевич (инициатор возведения «небесного рая на земле» в Ростове Великом) дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года.

4) Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Архаичный, по-соборному строгий четверик (четырёхугольный или четырёхгранный объём основной части сооружения) контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота церкви- 36 м.

5) Западное крыльцо на переднем плане снимка.

6) Исторический снимок С. Прокудина-Горского 1911 года. Фотография взята на сайте Библиотеки Конгресса США. Ещё рекомендую читать Блог проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» (www.prokudin-gorsky.org) — там очень много интересного.

7) Ныне существующий иконостас датирован 1705 годом, а стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени.

8) Царские врата на дореволюционном фото С. М. Прокудина-Горского.

9)
10) Давайте ещё раз посмотрим на общий вид храма.
11) Он же в 1911 году.
12) Рядом с этим храмом — зимняя церковь Святого Николая на Пенье 1689-1690 гг. постройки — небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением, но примечательным наличием шатра.
13) 1911 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *