Евстафий плакида

Полезно? Поделись ссылкой!

Тропарь святому мученику Евстафию Плакиде, глас 4-й

Мученик Твой, Господи, Евстафий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак святому мученику Евстафию Плакиде, глас 2-й

Страсти Христовы яве подражав, и Сего испив усердно чашу, общник Евстафие, и славы сонаследник был еси, от Самаго всех Бога приемля с высоты Божественное оставление.

Тропарь святой великомученице Евфимии Всехвальной, глас 4-й

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Ин тропарь святой великомученице Евфимии Всехвальной, глас 4-й

Жениха твоего Христа возлюбивши и свещу твою светлу уготовльши, добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие, тем возшла еси с Ним на брак, венец страдания от Него приемши. Но от бед избави нас, чтущих верою память твою.

Кондак святой великомученице Евфимии Всехвальной, глас 6-й

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере положила еси тепле за Христа, Жениха твоего. Но и ныне якоже ереси и врагов шатание под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею, яже от шестисот тридесяти богоносных отец предел приемшая и хранящая, всехвальная.

Ин кондак святой великомученице Евфимии Всехвальной, глас 4-й

Во страдании своем добре подвизася и по смерти нас освящавши чудес течением, всехвальная. Тем твое успение поем, верою прибегающе в Божественную твою церковь, да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Величание святой великомученице Евфимии Всехвальной

Величаем тя, страстотерпице Христова Евфимие, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Молитва первая святому мученику Евстафию Плакиде
в печали о детях, где они находятся и живы ли

О, преславный святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие! Услыши ны грешныя и недостойныя, святую многострадальную память твою празднующия. Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов содеянных нами прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение, ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощи помиловати нас, почитающих священную память твою. Вся можеши сотворити. Не презри убо нас недостойных, святый великомучениче Евстафие. Испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы удостоимся славити и воспевати Всесвятое и великолепое Имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому мученику Евстафию Плакиде
при нашествии врагов и иноплеменников, во время потопа

Святый мучениче Евстафие! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святой великомученице Евфимии Всехвальной
о даровании терпения и смирения

О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и душы наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ими возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святым мученикам Евстафию Плакиде и Евфимии
о пропавших без вести детях

О преславнии святии и многострадальнии великомученицы Христовы Евстафие и Евфимие! Услышите ны грешныя и недостойныя рабы Божии (имена), святую многострадальную память вашу празднующыя. Испросите нам у Господа многомощными молитвами вашими благодать, яже ко спасению, и всех грехов содеянных нами прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушная мытарства к небеси прохождение: вы бо прияли есте благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощете помиловати нас, почитающих священную память вашу, вся можете сотворити. Не презрите убо нас недостойных, святии великомученицы Евстафие и Евфимие. Испросите от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы удостоимся купно с вами славити и воспевати всесвятое и великолепое имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Краткие исторические сведения

Из источников известно, Евстатеос был одним из первых епископов Сюника, древнейшей области Армении, его рукоположение было совершено апостолами Фаддеем и Варфоломеем.

Святой мученик Евстафий Плакида

В конце первого и начале второго века новой эры военачальник Плакида верно служил императору Титу, а затем Траяну. Живя среди идолопоклонников, отличался добротой и милосердием, помогая бедным и нуждающимся.

Явление Христа

Добрыми делами и милосердием обратил военачальник на себя внимание Спасителя, Христос лично явился перед Плакидой. Будучи азартным охотником, будущий святой погнался за прекрасным оленем, почти догнал его на высокой горе, как вдруг в рогах величественного животного появился свет.

В сияющих лучах перед охотником явился крест с распятым Сыном Божьим. Подобно апостолу Павлу (Деян. 9:4), Плакида услышал тот же голос: «Что ты гонишь Меня?»

На вопрос, кто говорит, военачальник услышал, что перед ним Сам Иисус Христос, умерший ради вечной жизни людей, претерпевший добровольные страдания. Христос подчеркнул, что, не зная Спасителя, Плакида вершит добрые дела, и поэтому Господь избрал стратилата для спасения в вечности.

Военачальник мгновенно принял Христа своим Спасителем и просил Его научить, что надо дальше делать. Божий голос сказал идти к священнику, принять Крещение. В великой радости вернулся Плакида в родной дом, где был встречен женой Татианой, ожидавшей мужа, чтобы рассказать свой сон.

Важно! В сновидении некий голос сообщил женщине, что в следующий день вся ее семья, включая мужа и детей, примет христианство, познав любящего Бога. После рассказа Плакиды о встрече с Иисусом, семейство посетило христианского пресвитера, приняло крещение и причастие.

После крещения Плакида стал называться Евстафием, его жена Феопистией, а дети Агапием и Феопистом. Вернувшись на святую гору, новообращенный Евстафий горячими молитвами воздал хвалу Творцу и поблагодарил Спасителя за свое спасение. Стратилату вновь была дарована благодать услышать Божественный глас, который предупредил военачальника о грядущих испытаниях, скорбях.

Все это будет допущено Творцом, чтобы в конце принять великомученика и его семью в Царстве Небесном и надеть на него Венец Спасения. Евстафий покорно принял послание Небес, попросив об одном, чтобы Божья помощь была с мучениками.

Испытания и вера

Христианское житие св. Евстафия началось с мора скота, слуг и полного обнищания. В смирении и нищете семейство, некогда не знавшее лишений, покинуло дом, село на корабль, идущий в Египет. Красота жены военачальника поразила капитана корабля, он насильно высадил святого с двумя сыновьями на ближайшем берегу, оставив женщину у себя.

Не успев прийти в себя от потрясения, путешественник пережил новое горе. Бурная река стала преградой на пути отца и маленьких сыновей. Пока святой переносил одного сына на другой берег, младшего утащил волк.

Икона святого Евстафия Плакиды

По возвращении Евстафий обнаружил, что пропал и старший, его унес лев. Только помня слова Христа, Плакида нашел в себе силы и пошел дальше. Он четко знал, что Бог с ним, эти испытания посланы, чтобы испытать веру, смирение и терпение.

Стратилат верил, что Господь рядом с ним, и все забранное будет возвращено. Только вера давала ему силы жить дальше. 15 долгих лет, не зная, что беда обошла его близких, святой работал рабочим в селении Вадисс.

Милостью Господней его сыновья были спасены пастухами и землепашцами. Корабельщика поразила смертельная болезнь еще до того, как он хотел прикоснуться к прекрасной женщине.

Возвращение в Рим и объединение семьи

Император Траян терпел поражение за поражением во время одной из войн, он вспомнил об опытном военачальнике и приказал его отыскать.

Друзья стратилата, Антиох и Акакий объехали много местностей, пока не попали в Вадисс. Стороживший в поле хлеб великомученик сразу узнал друзей, а они его при встрече не признали.Воины объяснили сторожу цель своего визита, пошли с ним в хозяйский дом, где были накормлены. Заметив на шее рабочего шрам, они сразу вспомнили, что эту метку их военачальник получил в бою, и признали его.

Вернувшись в Рим, Плакида встал во главе войска, обучая новобранцев, даже не подозревая, что среди них находятся его сыновья. Молодые воины-друзья отличались ловкостью и смелостью, не зная, что начальником над ними поставлен родной отец, а они являются родными братьями.

Феопистия не на мгновение не сомневалась в будущей встрече с родными людьми, она не знала о том, что детей похитили звери, что муж стал простым рабочим, она просто верила Господу. Живя в чужой стороне, она случайно стала свидетельницей встречи воинов-друзей.

Икона Евстафия Плакиды, жены Феопистии, детей Агапия и Феописта

По воле случая друзья беседовали в палатке, рассказывая друг другу о своей жизни, сопоставив рассказанное, они поняли, что Господь даровал встречу родным братьям.

Их разговор услышала мать, она постеснялась явиться перед богатыми воинами в своих лохмотьях, пошла к военачальнику, чтобы попросить того взять и ее в поход. Супруги с первого взгляда узнали друг друга, долго плакали и возвестили братьям радостную весть.

Почестями и славой встречал Рим войско после очередной победы. На то время умершего императора Траяна заменил ярый идолопоклонник Адриан, он приказал приготовить жертвоприношения идолам и присутствовать при этом всем воинам и жителям города. На церемонии оказалось, что виновник торжества отсутствует. Император возмутился, что военачальник не желает поблагодарить богов за поддержку, на что услышал ошеломляющую новость.

Верность Христу и мученическая смерть

Святой принародно признал себя и свою семью христианами, заявив, что всю благодарность за спасение семьи и победу в войне он отдает Живому Богу, Спасителю, Иисусу Христу.

Разъяренный император мгновенно разжаловал военачальника, приказав взять под стражу святое семейство, пытать и склонить к идолоприношению. Потерпев неудачу, суд вынес приказ отдать мучеников на растерзание голодным зверям.

Интересно! Поведение страшных львов шокировало публику, звери буквально лизали руки смертникам, ложась подобно кошкам у их ног. Многие граждане уверовали в Христа, не боясь принять смерть за истинную веру.

В ярости император приказал приготовить медного быка, раскалив металл докрасна, куда и были сброшены пленники. Толпа не услышала криков мучеников, ибо Господь даровал им вечный сон, сохранив тела нетронутыми. Жена святого Феопистия, сыновья Агапий и Феопист лежали около великомученика Евстафия с просветленными лицами, на их губах играла радостная улыбка, а от огня не пострадал ни один волос.

Тела святых были достойно погребены, даже император не посмел воспротивиться этому.

Почитание

В православии и католицизме в честь святого Евстафия Плакида в христианском мире возведено множество церквей, одна из первых была возведена в 7 столетии, но получила известность в девятом веке, это храм в Риме.

В восточной Грузии находится храм Эртацминда. Это название произошло от слова «эстатецминд», то есть святой Евстафий, который и поныне является ангелом-хранителем грузинского царя, святого мученика Луарсаба Второго.

Храм Евстафия Плакиды в Эртацминде, Грузия

Великий полководец Георгий Саакадзе также считал военачальника Плакида покровителем грузинского войска. Благодаря заступничеству великомученика грузины выиграли битву 1609 года против турок, после победы благодарные воины склонили знамена перед иконой стратилата.

Евстафий-Плакида почитается на Руси в образе воина-мученика, его часто сравнивают с великим Константином Великим.

Креститель Руси Великий Владимир Нестором назван новым Естафием-Плакидой, в честь которого назван внук князя Владимира, сын Мстислава Черниговского.

Сохранившийся до нынешнего века монастырский комплекс Татев построен над могилой святого, на месте церкви.

Синт-Эстатиус — остров Карибского моря, назван в честь великомученика Евстатеоса.

В чем помогает великомученик Евстафий Плакида

По непроверенным сведениям, часть святых мощей Евстафия хранится в Вознесенской обители, которая находится в Давидовой пустыни. Многие паломники давно поняли, что пребывание около святыни с молитвами дарует чудеса исцеления и принятия правильного решения.

Герой послушания и веры является огромной поддержкой христиан, которые молят святого о таких проблемах:

  • укрепление веры;
  • дарование надежды;
  • защита от неверия;
  • разрешение семейных неурядиц.

О, преславный святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие! Услыши ны грешныя и недостойныя, святую многострадальную память твою празднующия. Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов содеянных нами прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение, ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощи помиловати нас, почитающих священную память твою. Вся можеши сотворити. Не презри убо нас недостойных, святый великомучениче Евстафие. Испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы удостоимся славити и воспевати Всесвятое и великолепое Имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь. Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и чада их Агапий и Феопист

Л. Чуткова.

В царствование императора Траяна1
Траян был одним из лучших римских императоров: много заботился о благе своего народа, вполне преобразовал государственное правление, расширил пределы империи счастливыми войнами, основал новые города. Однако и он преследовал христиан.
жил в Риме воевода по имени Плакида2
Языческое имя святого Евстафия, по римскому произношению «Плациды», от латинского слова placidus, означающего «тихий», «ровный», «спокойный», «мягкий», «кроткий». Наименование, характеризующее высокие нравственные качества святого Евстафия еще до обращения его в христианство.
. Он происходил из знатного рода и обладал большим богатством. Его храбрость на войне была настолько известна, что одно имя Плакиды приводило врагов в трепет. Еще в то время, когда император Тит воевал в иудейской земле3
Тит – римский император, сын и преемник императора Веспасиана, царствовал с 79 по 81 год. В царствование своего отца был послан с многочисленным войском в Иудею для наказания иудеев, возмутившихся против римской власти. Именно об этой войне здесь и упоминается. Война окончилась в 70 году разрушением Иерусалима и храма Соломонова.
, Плакида был выдающимся римским полководцем и отличался во всех сражениях неустрашимым мужеством.

По вере своей Плакида был идолопоклонником, но в своей жизни творил много добрых, христианских дел: он кормил голодных, одевал нагих, помогал бедствующим и освобождал многих от уз и темницы. Искренно радовался он, если ему приходилось оказать кому-либо помощь в беде и скорби, и даже радовался больше, чем своим славным победам над врагами. Как некогда Корнилий, о коем повествуется в книге Деяний Апостольских (см.: Деян. 10), Плакида достиг полного совершенства во всяких добрых делах, но не имел еще святой веры в Господа нашего Иисуса Христа, – той веры, без коей мертвы все добрые дела (см.: Иак. 2, 17). У Плакиды была жена, такая же добродетельная, как и он сам, и двое сыновей. Ко всем Плакида был весьма добр и милостив; не доставало ему только познания о Едином Истинном Боге, Коего он, еще не ведая, почитал уже своими добрыми делами.

Но милосердный Человеколюбец Господь всем желает спасения и призирает на тех, кто творит доброе: Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35). Не презрел Он и сего добродетельного мужа, не попустил ему погибнуть во тьме идольского заблуждения, и Сам благоволил открыть ему путь ко спасению.

Однажды Плакида, по обыкновению своему, выехал с воинами и слугами на охоту. Встретив стадо оленей, он расставил всадников и начал погоню за оленями. Вскоре он заметил, что один, самый большой из них, отделился от стада. Оставив своих воинов, Плакида с небольшою дружиной погнался за оленем в пустыню. Спутники Плакиды скоро выбились из сил и остались далеко позади него. Плакида же, имея более сильного и быстрого коня, один продолжал погоню до тех пор, пока олень не взбежал на высокую скалу. Плакида остановился у подножия скалы и, смотря на оленя, стал размышлять о том, как бы изловить его. В сие время Всеблагой Бог, многообразными средствами приводящий людей ко спасению и Ему одному известными судьбами наставляющий их на путь истины, уловил самого ловца, явившись Плакиде, как некогда апостолу Павлу (см.: Деян. 9, 3–6). Продолжая смотреть на оленя, Плакида увидел между его рогами сияющий крест, и на кресте подобие плоти распятого за нас Господа Иисуса Христа. Изумленный сим чудным видением, воевода вдруг услышал голос, глаголющий:

– Зачем ты гонишь Меня, Плакида?

И вместе с сим Божественным гласом мгновенно напал на Плакиду страх: упав с коня, Плакида лежал на земле как мертвый. Едва опомнившись от страха, он вопросил:

– Кто Ты, Господи, говорящий со мною?

И сказал ему Господь:

– Я – Иисус Христос, – Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть, Коего ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня, и Я возжелал спасти тебя. И вот Я явился здесь, чтобы уловить тебя в познание Меня и присоединить к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих.

Поднявшись с земли и уже не видя никого пред собою, Плакида сказал:

– Теперь верую я, Господи, что Ты – Бог неба и земли, Творец всех тварей. Отныне я поклоняюсь Единому Тебе, и иного, кроме Тебя, Бога не знаю. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать?

И снова услышал он голос:

– Иди к священнику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению.

Исполненный радости и умиления, Плакида в слезах пал на землю и поклонился Господу, удостоившему его Своего явления. Он сокрушался о том, что доселе не знал правды и не ведал Бога Истинного, и в то же время радовался духом тому, что сподобился такой благодати, открывшей ему познание истины и наставившей на правый путь. Сев снова на коня, он вернулся к своим спутникам, но, сохраняя в тайне великую радость, никому не поведал о том, что с ним случилось. Когда же он возвратился с охоты домой, то отозвал свою жену и наедине рассказал ей всё, что видел и слышал. Жена в свою очередь поведала ему:

– В прошлую ночь я слышала, что кто-то говорил мне такие слова: ты, твой муж и твои сыновья завтра придёте ко Мне и познаете Меня, Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня. – Не будем же отлагать, исполним тотчас же, что нам повелено.

Настала ночь. Плакида послал искать, где живет христианский священник. Узнав, где его дом, Плакида взял с собою жену, детей и некоторых верных слуг своих и отправился к священнику, по имени Иоанн. Придя к нему, они подробно рассказали священнику о явлении Господа и попросили крестить их. Выслушав их, священник прославил Бога, избирающего и из язычников угодных Ему, и, научив их святой вере, открыл им все заповеди Божии. Потом он сотворил молитву и крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И наречены были им при Святом Крещении имена: Плакиде – Евстафий, супруге его – Феопистия, а сыновьям их – Агапий и Феопист. После крещения священник причастил их Божественных Таин и отпустил с миром, сказав им:

– Бог, просветивший вас светом познания Своего и призвавший вас в наследие Жизни Вечной, да будет всегда с вами! Когда же вы удостоитесь в той жизни лицезрения Божия, помяните и меня, отца вашего духовного.

Так возродившись в Святом Крещении, они возвратились в дом свой, исполненные неизреченной радости. Благодать Божественная озарила их души тихим светом и наполнила сердца таким блаженством, что им показалось, будто они находятся на Небе, а не на земле.

На следующий день Евстафий, сев на коня и взяв с собою некоторых слуг, отправился как будто на охоту на то самое место, где явился ему Господь, чтобы воздать Ему благодарение за Его неисповедимые дары. Приехав к тому месту, он разослал слуг искать добычу. Сам же, сойдя с коня, пал лицом на землю и со слезами молился и благодарил Господа за Его неизреченную милость, что благоволил Он просветить его светом веры. В своей молитве он вручал себя Господу своему, предавая себя во всём в Его благую и совершенную волю и моля Его, чтобы Он по Своей благости всё устроил для него на пользу, как Сам ведает и благоизволит. И имел он здесь откровение о грядущих на него напастях и скорбях.

– Евстафий, – сказал ему Господь, – подобает тебе на деле проявить твою веру, твердую надежду и усердную любовь ко Мне. Всё сие познается не среди временного богатства и суетного благополучия, но в нищете и в напастях. Тебе, как Иову4
Иов – ветхозаветный великий праведник, хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых однако остался непоколебимым в вере и добродетели. Жил Иов во времена патриархальные до времен Моисея в стране Авситидийской, находившейся в северной части каменистой Аравии. История Иова изложена подробно в книге его имени – одной из древнейших священных библейских книг.
, предстоит претерпеть многие скорби и испытать многие бедствия, чтобы, будучи искушенным как золото в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих.

– Да будет воля Твоя, Господи, – отвечал Евстафий, – всё готов я принять из рук Твоих с благодарением. Я знаю, что Ты благ и милостив и как Отец, милуя, наказываешь; неужели же я не приму из милосердных рук Твоих отеческого наказания? Поистине готов я, как раб, с терпением нести всё, что на меня возложат, только бы Твоя всесильная помощь была со мною.

И снова услышал он голос:

– Теперь ли ты желаешь претерпеть скорби или же в последние дни жизни своей?

– Господи, – сказал Евстафий, – если невозможно совершенно миновать искушения, то дай ныне же претерпеть сии бедствия; только пошли мне Свою помощь, чтобы не одолело зло и не отторгло меня от любви Твоей.

Господь сказал ему:

– Мужайся, Евстафий, ибо благодать Моя будет с тобою и охранит тебя. Тебе предстоит глубокое уничижение, но Я вознесу тебя, – и не только на Небе прославлю тебя пред Ангелами Моими, но и среди людей восстановлю твою честь: после многих скорбей Я снова пошлю тебе утешение и возвращу твой прежний сан. Ты должен, однако, радоваться не о временной почести, но о том, что твое имя вписано в книге Жизни Вечной.

Так беседовал святой Евстафий с невидимым Господом и, исполняясь Божественной благодати, принимал от Него откровения. Радуясь духом и пламенея любовью к Богу, он возвратился в дом свой. Всё, что было открыто ему Богом, Евстафий поведал своей честной супруге. Он не скрыл от неё, что им предстоят многие напасти и скорби, и убеждал мужественно претерпеть их ради Господа, Который обратит сии скорби в вечное веселие и радость.

Внимая своему мужу, сия благоразумная женщина сказала:

– Да будет над нами воля Господня; мы же со всем усердием станем молиться Ему только о том, чтобы Он послал нам терпение.

И стали они жить благочестиво и честно, подвизаясь в посте и молитвах, раздавая убогим милостыню ещё обильнее, чем прежде, и усерднее прежнего совершенствуясь во всех добродетелях.

Спустя немного времени, попущением Божиим, постигли дом Евстафия болезни и смерть. Разболелись все его домочадцы, и в короткое время умерли не только почти все его слуги, но и весь домашний скот. И так как те, кто остался в живых, лежали больные, то некому было уже охранять сокровище Евстафия, и воры по ночам расхищали его имение. Вскоре славный и богатый воевода стал почти нищим. Евстафий, однако, нимало не опечалился этим и не впал в безутешную скорбь: среди всех этих испытаний он ни в чём не погрешил пред Богом и, благодаря Его, говорил, как Иов:

– Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).

И утешал Евстафий супругу свою, чтобы она не скорбела о происходящем с ними, а та в свою очередь сама утешала мужа; и так оба они переносили скорби с благодарностью к Богу, во всём поручив себя Его воле и укрепляясь надеждою на Его милость. Видя, что лишился имущества, Евстафий решил скрыться от всех своих знакомых где-нибудь в далёкой стороне и там, не открывая своего знатного происхождения и высокого звания, жить среди простого народа в смирении и нищете. Он надеялся, что, проводя такую жизнь, он без всякого препятствия и вдали от житейской молвы будет служить обнищавшему и смирившемуся ради спасения нашего Христу Господу. Евстафий посоветовался о том со своей супругою, после чего они решили ночью уйти из дома. И вот, тайно от своих домашних, – коих осталось довольно немного, и то больных, – они взяли своих детей, переменили драгоценные одежды на рубища и покинули свой дом. Происходя из знатного рода, будучи великим сановником, любимым царём, всеми уважаемый, Евстафий легко мог снова возвратить себе и славу, и честь, и богатство, коих он лишился, но, считая их за ничто, он всё оставил ради Бога и Его одного хотел иметь своим покровителем. Скрываясь, чтобы не быть узнанным, странствовал Евстафий по неведомым местам, останавливаясь среди самых простых и невежественных людей. Так, оставив свои богатые чертоги, скитался сей подражатель Христа, не имея нигде приюта. Вскоре узнали и царь и все вельможи, что любимый их воевода Плакида скрылся неизвестно куда. Все недоумевали и не знали, что подумать: погубил ли кто Плакиду, или он сам случайно как-нибудь погиб. Сильно печалились о нём и разыскивали его, но не могли постигнуть тайны Божией, совершавшейся в жизни Евстафия, Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11, 34).

В то время как Евстафий с семьёю своей пребывал в одном неизвестном месте, жена его сказала ему:

– Долго ли, господин мой, будем мы жить здесь? Уйдём лучше отсюда в далёкие страны, чтобы кто-нибудь не узнал нас и дабы не сделаться нам предметом насмешек у наших знакомых.

И вот вместе с детьми пошли они по дороге, ведущей в Египет5
По направлению к Средиземному морю, которое нужно было переплыть на корабле, чтобы достигнуть Египта. Египет – страна, лежащая в северо-восточной части Африки. В описываемое время Египет находился под властью римлян, которой подпал окончательно в 30-м году до Р.Х.
. Пройдя несколько дней, они пришли к морю и, увидя в пристани корабль, готовый отплыть в Египет, сели на этот корабль и отплыли. Хозяин корабля был чужестранец6
В житии он называется «варваром». Так греки, а вслед за ними и римляне, называли всех чужестранцев. Это была презрительная кличка, обозначавшая грубость и невежество других народов. Вместе с тем наименованию сему усвоено в Писании и понятие вообще человека бесчеловечного и свирепого. Вероятно, это был один из тех морских разбойников, которые тогда ещё нередко наводили ужас на побережья Средиземного моря, уводили и продавали красивых женщин и девушек в рабство, бесчеловечно умерщвляя тех, кто им в этом препятствовал.
и человек очень свирепый. Прельстившись красотой жены Евстафия, он воспламенился страстью к ней и возымел в сердце своём лукавое намерение отнять её у сего убогого человека и взять себе. Доплыв до берега, где Евстафию нужно было сходить с корабля, хозяин вместо платы за перевоз по морю взял себе жену Евстафия. Тот стал сопротивляться, но ничего не мог сделать, ибо свирепый и бесчеловечный чужестранец, обнажив меч, грозил убить Евстафия и бросить его в море. Некому было заступиться за Евстафия. С плачем пал он к ногам злого человека, умоляя не разлучать его с любимой подругой. Но все его просьбы не имели успеха, и он услышал решительный ответ:

– Если хочешь остаться в живых, замолчи и уйди отсюда, или же тотчас умри здесь от меча, и пусть море сие будет для тебя могилой.

Рыдая, взял Евстафий своих детей и сошёл с корабля; хозяин же корабля, отчалив от берега, поднял паруса и пустился в плавание. Как тяжела была для сего богоугодного человека разлука с целомудренной и верной супругой! Очами, полными слёз, и с надрывавшимся от скорби сердцем провожали они друг друга. Рыдал Евстафий, оставшись на берегу, рыдала на корабле жена его, насильно отнятая от мужа и увозимая в неизвестную страну. Можно ли выразить их скорбь, плач и рыдание? Долго стоял Евстафий на берегу и следил за кораблём до тех пор, пока мог его видеть. Потом он отправился в путь, ведя с собою своих малолетних детей; и плакал муж о жене, а дети плакали о матери своей. Одно только и было утешение для праведной души Евстафия, что испытания сии он принимает от руки Господа, без воли Коего ничто не может с ним случиться. Ободряла Евстафия и та мысль, что он для того и призван к вере Христовой, дабы с терпением проходить путь к Отечеству Небесному.

Но скорби Евстафия ещё не кончились; напротив, ему пришлось вскоре испытать новые печали, большие прежних. Не успел он забыть своей первой скорби, как приблизилось новое горе. Он только что перенёс горестную разлуку со своей супругою, а уже недалеко от него была потеря и детей. Продолжая свой путь, Евстафий пришёл к многоводной и очень быстрой реке. Ни перевоза, ни моста через эту реку не было, и приходилось её переходить. Перенести сразу обоих сыновей на другой берег оказалось невозможным. Тогда Евстафий взял одного из них и перенёс на своих плечах на противоположную сторону. Посадив его здесь, он отправился назад, чтобы так же перенести и второго сына. Но в то время, как он дошёл уже до средины реки, вдруг раздался крик. Евстафий обернулся назад и с ужасом увидел, как сына его схватил лев и убежал с ним в пустыню. С горьким и жалостным воплем смотрел Евстафий вслед удалявшемуся зверю, пока тот со своей добычей не скрылся из глаз. Евстафий поспешил возвратиться к другому своему сыну. Но не успел он дойти до берега, как вдруг выбежал волк и утащил отрока в лес. Охваченный со всех сторон тяжкими скорбями, стоял Евстафий среди реки и как бы утопал в море своих слез. Может ли кто поведать, как велики были его сердечная скорбь и рыдания? Он лишился супруги, целомудренной, единоверной и благочестивой; лишился детей, на коих он смотрел как на единственное утешение среди постигших его испытаний. Поистине было чудом, что человек сей не изнемог под тяжестью столь великих скорбей и остался в живых. Несомненно, что только всемогущая десница Всевышнего укрепляла Евстафия в перенесении сих скорбей: ибо только Тот, Кто попустил ему впасть в такие искушения, мог послать ему и такое терпение.

Выйдя на берег, Евстафий долго и горько плакал, и затем с сердечною скорбью стал продолжать свой путь. Для него был лишь один Утешитель – Бог, в Коего он твёрдо веровал и ради Коего он всё это переносил. Нимало не роптал Евстафий на Бога, не стал говорить: «Неужели для того Ты, Господи, призвал меня к познанию Тебя, чтобы я лишился супруги и детей? В том ли польза веры в Тебя, чтобы я стал несчастнейшим из всех людей? Так ли Ты любишь верующих в Тебя, чтобы они погибли в разлуке друг с другом?» Ничего подобного даже не подумал сей праведный и терпеливый муж. Напротив, он в глубоком смирении приносил благодарение Господу за то, что Ему благоугодно видеть рабов Своих не в благополучии мирском и суетных утехах, а в скорбях и бедствиях, дабы утешить их в будущей жизни вечной радостью и веселием.

Но Всесильный Бог всё обращает во благо, и если попускает праведнику впасть в бедствия, то не затем, чтобы карать его, а чтобы испытать его веру и мужество, благоволя не к слезам, а к твёрдому терпению и внимая его благодарению. Подобно тому, как некогда Господь сохранил Иону невредимым во чреве китовом (см.: Иона, гл. 2), так Он сохранил целыми и невредимыми детей Евстафия, похищенных зверями. Когда лев уносил отрока в пустыню, увидали его пастухи и с криком стали преследовать его. Бросив отрока, лев искал спасения в бегстве. Также и волка, похитившего другого отрока, увидели землепашцы и с криком погнались за ним. Бросил и волк отрока. И пастухи, и землепашцы были из одного селения. Они взяли детей и воспитали их.

Но Евстафий ничего этого не знал. Продолжая путь, он то благодарил Бога в терпении, то, побеждаемый природой человеческой, плакал, восклицая:

– Увы мне! Некогда я был богат, а теперь нищ и лишён всего. Увы мне! Некогда я был в славе, ныне же – в бесчестии. Увы мне! Некогда я был домовит и имел большие имения, ныне же я – странник. Был я когда-то как древо многолиственное и благоплодовитое, а ныне я как ветвь иссохшая. Был я дома окружен друзьями, на улицах – слугами, в битвах – воинами, а ныне остался один в пустыне. Но не остави меня, Господи! Не презри меня, Ты, Всевидче! Не забудь меня, Ты – Всеблагой! Господи, не остави меня до конца! Вспомнил я, Господи, слова Твои, сказанные на месте Твоего явления мне: «Ты имеешь восприять скорби, подобно Иову». Но вот со мною исполнилось уже большее, чем с Иовом: ибо он, хотя и лишился своего имущества и славы, но лежал на своём гноище, я же – в чужой стране и не знаю, куда мне идти; он имел друзей, утешавших его, – мое же утешение, возлюбленных моих детей, дикие звери, похитив в пустыне, пожрали; он хотя и лишился своих детей, но мог от супруги своей иметь некоторое утешение и некоторую услугу, – моя же добрая жена впала в руки беззаконного чужестранца, и я, как трость в пустыне, колеблюсь бурею моих горьких печалей. Не прогневайся на меня, Господи, что я от горести сердца говорю так; ибо я говорю как человек. Но на Тебе, Промыслителе моём и Устроителе пути моего, утверждаюсь, на Тебя надеюсь, и Твоею любовью, как прохладною росою и дуновением ветра, огнь печали моей прохлаждаю, и желанием Тебя, как бы некоей сладостью, горечь бед моих услаждаю.

Говоря так с воздыханием и слезами, Евстафий дошёл до некоего селения, называемого Вадисис. Поселившись в нём, он стал работать, нанимаясь у тамошних жителей, чтобы снискивать пропитание трудами рук своих. Работал он и трудился над таким делом, к которому не привык и которого дотоле не знал. Впоследствии Евстафий упросил жителей того селения, чтобы они поручили ему охранять их хлеб, за что они платили ему небольшую плату. Так он прожил в селении том пятнадцать лет в большой нищете и смирении и во многих трудах, так что в поте лица вкушал хлеб свой. Добродетели же и подвиги его кто может изобразить? Всякий может оценить их, если представит себе, что среди такой нищеты и странничества он ни в чём столько не упражнялся, как в молитвах, посте, в слезах, в бдениях и воздыханиях сердечных вознося к Богу очи и сердце и ожидая милости от Его неизреченного милосердия. Дети же Евстафия воспитывались недалеко оттуда, в другом селении, но он не знал о них, да и они сами не знали друг о друге, хотя и жили в одном селении. А жена его, как некогда Сарра7
Здесь разумеется известный подобный же пример из жизни ветхозаветного патриарха Авраама и жены его Сарры вскоре после переселения их в землю ханаанскую. Когда Авраам во время наступившего голода пришёл в Египет, фараон за красоту Сарры хотел было взять её себе в жёны, но Господь не попустил сего и поразил за Сарру тяжкими казнями и царя, и двор его (см.: Быт. 12, 11–20).
, сохраняема была Богом от распутства того чужестранца, который в тот самый час, когда отнял её у праведного мужа, поражён был болезнью и, приехав в свою страну, умер, оставив свою пленницу чистою, не прикоснувшись к ней. Так хранил Бог Свою верную рабу, что, находясь среди сети, не была она уловлена, но как птица избавилась от сети ловящих: сеть сокрушилась, и она избавлена была помощью Вышнего. По смерти же того чужестранца добродетельная женщина стала свободною и жила в мире без напастей, добывая себе пищу трудами рук своих.

В то время иноплеменники вели войну против Рима и много наносили вреда, овладев некоторыми городами и областями8
Это было незадолго до смерти Траяна, как свидетельствует само повествование. Из истории видно, что в это время возмутились против римского владычества различные азиатские народы, подвластные Риму, и император готовился к походу на Месопотамию.
. Посему царь Траян был в великой печали и, вспомнив своего храброго воеводу Плакиду, говорил:

– Если был бы с нами наш Плакида, то враги наши не могли бы насмеяться над нами; ибо он был страшен врагам, и неприятели боялись имени его, потому что он был храбр и счастлив в битвах.

И удивлялся царь со всеми вельможами своими тому странному обстоятельству, что Плакида неизвестно куда скрылся с женою и с детьми. Задумав послать разыскивать его по всему своему царству, Траян сказал окружавшим его:

– Если кто найдёт мне моего Плакиду, того я удостою великой чести и наделю многими дарами.

И вот два добрых воина, Антиох и Акакий, бывшие некогда верными друзьями Плакиды и жившие при его доме, сказали:

– Самодержавный царь, повели нам поискать сего человека, который весьма нужен всему римскому царству. Если бы нам пришлось искать его и в отдалённейших краях, то и тогда мы приложим всё своё усердие.

Царь обрадовался такой готовности их и тотчас послал их искать Плакиду. Они отправились и объехали немало областей, ища своего любимого воеводу по городам и селениям и спрашивая всякого встречного, не видел ли кто где такого человека. Наконец, приблизились они к тому селению, где жил Евстафий. Евстафий в это время стерёг хлеб в поле. Увидев идущих к себе воинов, он стал присматриваться к ним и, издалека узнав их, обрадовался и заплакал от радости. Глубоко воздыхая к Богу в тайне сердца своего, Евстафий встал на дороге, по которой те воины должны были пройти; они же, приблизившись к Евстафию и поздоровавшись с ним, спрашивали его, какое это селение и кто владеет им. Затем начали спрашивать, нет ли здесь какого-нибудь странника, такого-то возраста и такой-то наружности, имя которому Плакида.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2

Евстафий Плакида (+ ок. 118), военачальник, великомученик.

Память 20 сентября.

Святой великомученик Евстафий до крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 — 81) и Траяне (98 — 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.

Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем — распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?» — в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих».

Плакида воскликнул: «Господи, я верую, что Ты — Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать». И вновь прозвучал Божественный глас: «Иди к священику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению».

С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: «Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня — Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня». Супруги поступили, как им было велено.

Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.

На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения.

И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения — Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: «Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих». Святой Евстафий смиренно отвечал: «Да будет воля Твоя, Господи, всё готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной»

Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного — другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому — того утащил в лес волк.

Потеряв всё, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысл послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан — он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.

В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.

Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету — след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними — их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они — родные братья.

Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.

Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, — это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику — святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.

К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117 — 138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.

«Почему ты не хочешь поклониться богам? — спросил император. — Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей». Святой Евстафий ответил: «Я — христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний». В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Всё семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми — ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.

Кондак, глас 2

Страсти Христовы яве подражав, и сего испив усердно чашу, общник, Евстафие, и славы снаследник был еси, от самого всех Бога приемля с высоты божественное оставление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *