Еврейские секты

Исторический парадокс — практика гонений на евреев была распространена в Западной Европе на протяжении сотен лет, однако сегодня эти мрачные страницы практически вытеснены тем, что происходило в Российской империи в конце XIX — начала XX века. Русское слово «погром», к сожалению, стало международным символом насильственных акций против еврейского населения.

Греческие страсти

Вплоть до конца XVIII века евреи составляли незначительный процент населения Российской империи. Ситуация серьезно изменилась после разделов Речи Посполитой, когда в состав империи вошли территории, на которых проживали сотни тысяч евреев.

В 1791 году указом Екатерины Великой была определена так называемая «черта оседлости», определявшая территории, на которых разрешалось селиться еврейским общинам. «Черта оседлости» не распространялась на определенные категории, к которым, в том числе, относились отслужившие рекруты, купцы первой гильдии, лица, имеющие высшее образование, ремесленники и т.д.

Как ни странно, первые еврейские погромы, случившиеся в империи, вообще не имели отношения к русским антисемитам.

В 1821 году в Одессе инициаторами погрома стали греки, взбудораженные слухами о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Впоследствии греки были инициаторами погромов 1859, 1862 и 1871 годов, причем главной причиной их становилась не религиозная неприязнь, а торговая конкуренция.

Особенностью этих погромов было то, что они не сопровождались массовыми убийствами евреев.

Такфириты

Что обозначает название

Такфир – обвинение в неверии.

Когда возникло

Преимущественно современное течение, XX век.

Идеи и обычаи

Радикальное направление, которое поощряет религиозных вопросов без собрания улемов, богословов и правоведов. Как некоторые хариджитские направления занимаются обвинениями в неверии и даже убийствами. Часты политические убийства. Ряд организаций признаны РФ террористическими и экстремистскими.

Государь молчаливо одобряет

Приход к власти Александра III способствовал ужесточению политики в отношении евреев. Подобные же настроения поддерживал впоследствии и его сын, Николай II.

«В народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев», — писал один из высокопоставленных чиновников империи.

Волна погромов, последовавшая сразу вслед за убийством народовольцами императора Александра II, спровоцировала первую волну эмиграции из России.

В 1890-х годах эмиграция продолжалась, так как власти не предпринимали реальных мер для пресечения подобных явлений.

При Николае II антисемитизм для ультрареакционеров из царского окружения становится инструментом политики. Погромы воспринимаются как метод «стравливания» социальной напряженности, способом отвлечь народ от революции. Приходит черед самых известных погромов в русской истории.

Апрель 1903 года. Погром в Кишиневе

Поводом стала гибель в Дубоссарах 14-летнего подростка Михаила Рыбаченко. Кишиневская газета «Бессарабец», возглавляемая видным черносотенцем Павлом Крушеваном, выпустила серию материалов, в которых говорилось, что убийство было совершено евреями в ритуальных целях.

Официальное следствие установило, что в действительности подросток был убит родственником из-за наследства. После этого «Бессарабец» перестал публиковать новые материалы, однако слухи о ритуальной расправе продолжали циркулировать.

На кануне православной Пасхи в Кишиневе пошли разговоры — «царь разрешил грабить и убивать евреев в течение трёх дней после Пасхи».

Обращения встревоженных представителей еврейской общины к властям ни к чему не привели. 19 апреля, в первый день Пасхи, в дома евреев полетели камни. Власти реагировали на происходящее довольно вяло, что заставило евреев объединяться в дружины самообороны.

Жертвы погромов в Кишинёве. Источник: Public Domain

Пик погромов пришелся на 20 апреля. Попытки евреев к сопротивлению лишь озлобили нападавших. Писатель Владимир Короленко вспоминал: «Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших… Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из «христиан» счёл нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно бесстрастно, что точно этого не знает, но «один мальчик», сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на верёвку».

Мееру Вейсману еще «повезло». В ходе погрома было разрушено и разграблено около 1500 домов, что составляло треть всего жилого фонда города. Были убиты 49 человек, около 600 были ранены.

Лишь к вечеру 20 апреля власти применили войска для подавления беспорядков, после чего они прекратились. Губернатор Бессарабии Рудольф Самойлович Раабен был снят с должности. К уголовной ответственности были привлечены около 300 человек.

Бездействие властей многие объясняли тем, что к организации погрома имели отношение агенты Охранного отделения, которые выполняли директиву, направленную на натравливание друг на друга различных слоев населения империи.

Вопрос-ответ Сколько в России евреев?

Август 1903 года. Погром в Гомеле

События начались с драки на базаре, спровоцированной нападением на еврейских торговцев. Попытка отряда еврейской самообороны была пресечена полицией. Погромщики, видя поддержку властей, атаковали еврейские дома. Город погряз в грабежах и насилии над евреями.

После трех дней столкновений власти арестовали десятки погромщиков, а также десятки участников отрядов еврейской самообороны.

К ответственности были привлечены 44 христианина, обвинявшихся в учинение нападений на евреев, и 36 евреев, которых власти обвиняли в «русском погроме».

Октябрь 1905 года. Погром в Одессе

Революция 1905 года спровоцировала целую серию погромов, устроенных черносотенцами. Власти на происходящее реагировали вяло, называя события «возмущением народа, недовольного революционерами». Пик погромов пришелся на октябрь, когда произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах.

Одесский погром стал самым кровавым. Одной из причин стало то, что за его организацией стоял градоначальник Дмитрий Нейдгардт. Среди погромщиков были переодетые в гражданское полицейские чины. Грабили еврейские дома и лавки и военнослужащие.

За пять дней погрома пострадали почти 43 000 человек. Было убито свыше 400 евреев, почти 5000 искалечены.

Власти решились на пресечение беспорядков лишь тогда, когда стало ясно, что погромщики готовы взяться и за нееврейское население города.

Для того, чтобы похоронить всех жертв, потребовалось выделить новый кладбищенский участок. После событий октября 1905 году из Одессы в эмиграцию уехало около 50 000 евреев.

Следы еврейского погрома в Одессе. Источник: Public Domain

Октябрь 1905 года. Погром в Ростове-на-Дону

Как и погром в Одессе, побоище в Ростове было организовано царскими властями вместе с черносотенцами. В этот момент в городе проходила политическая стачка, являвшаяся частью всероссийской акции. После проведения массового митинга черносотенцы и переодетые в гражданское полицейские атаковали группу рабочих активистов. Когда те начали оказывать сопротивление, их атаковали казаки и солдаты. По Ростову был запущен слух, что евреи избивают русских.

Когда сопротивление рабочих было подавлено, черносотенцы атаковали лавки еврейских торговцев, после чего погром быстро распространился по всему городу.

За три дня, в течение которых власти не принимали мер к прекращению бесчинств, были убиты боле 170 человек, а свыше 500 получили ранения.

Погромы периода Гражданской войны

Еврейские погромы начала века прекратились к 1907 году, когда первая русская революция пошла на спад. Во время двух революций 1917 года погромы не стали массовым явлением, но в период Гражданской войны они обрели невиданный доселе масштаб.

По мнению историков, с 1918 по 1922 годы на территории бывшее империи, в первую очередь на Украине и юге России произошло от 900 до 1500 акций, которые можно отнести к еврейским погромам.

Религиозные партии в России под угрозой закрытия. По новому закону они фактически могут быть поставлены вне закона.

Первый опыт участия в выборах религиозных партий в России относится к 1995 г. Тогда из 43 блоков три были полностью или частично религиозными: «Христианско-демократический союз — Христиане России» (получил 0,13% голосов), «Блок, включающий руководителей… партии православных, народной христианско-монархической партии…» (0,21%), мусульманское движение «НУР» (0,68%). В 1999 г. в выборах не смогли принять участия ни один полностью или частично религиозный блок, но это не остановило тех, кто мечтал о создании подобных структур.

Владимир Пудов, глава представительства Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЕЛЦ) в Москве, заявил 16 января 2001 г. (когда он оказался единственным протестантом, получившим награду от Владимира Путина) в интервью для программы «Герой дня», что он собирается создать Всероссийское христианское общественное движение (ХОД), целью которого является участие в думских выборах 2003 г. В это движение планировалось включить и православных, и протестантов, и католиков.

26 января 2001 г. состоялась конференция Союза православных граждан (СПГ), лидеры которого в кулуарах заявляли, что их цель — создать предвыборный блок на выборах 2003 г. и пройти в Думу при поддержке иерархов РПЦ.

Но вскоре выяснилось, что надежды ХОД и СПГ могут не сбыться.

Государственная Дума РФ 7 февраля 2001 г. приняла в первом чтении новый закон о партиях. Первоначально были предложены несколько законопроектов, но поставлен на голосование был только тот, который поддержали в администрации президента. Практически единогласно поддержали этот проект фракции «Единство», ОВР, «Яблоко» и ЛДПР. В результате уже в конце апреля 2001 г. может вступить в силу «Закон РФ о политических партиях», в статье 9-й (часть 3) которого запрещается формирование партий по признаку религии, нации, пола и профессии (консультант Комитета по общественным и религиозным организациям Госдумы Сергей Карпухин предполагает, что принятие этого закона во втором чтении состоится в начале апреля, а в принятие третьем чтении по закону должно состояться через неделю после второго).

Против этого закона проголосовала КПРФ (кроме Виктора Зоркальцева, участвовавшего в создании законопроекта, и еще двух депутатов) и аграрии (20 против и 11 за) с одной стороны, и депутаты ДВР во фракции СПС (Сергей Ковалев, Егор Гайдар, Виктор Похмелкин и еще 5 депутатов проголосовали против, в то время как Борис Немцов и Ирина Хакамада и еще 16 депутатов — за) — с другой.

Как считает Лев Левинсон, помощник депутата и правозащитника Сергея Ковалева и один из активистов «Общества атеистов», принятый за основу проект «Закона о партиях» переполнен положениями, нарушающими права человека и фактически ведущими к свертыванию строительства гражданского общества. Цель администрации президента, по словам Левинсона, — сократить число всероссийских партий, лишив движения и региональные партии возможности участвовать в выборах и влиять на ситуацию в стране. Запрет на создание партий по национальному, религиозному и т. п. признакам — не только нарушение прав человека, но и вызывающий отказ соблюдать решения Европейского суда (РФ подписала соответствующую конвенцию, по которой обязалась соблюдать эти решения). Дело в том, что в Европейский суд уже поступили жалобы Социалистической и Коммунистической партий Турции, которые Стамбул пытался запретить на том основании, что они основаны по национальному признаку (обе эти партии — курдские). Европейский суд вынес недвусмысленное решение о том, что обе эти партии имеют законное право действовать в Турции, несмотря на то что в них принимают только курдов. Причем решение Европейского суда по Социалистической партии Турции уже опубликовано в России и должно быть известно авторам закона из администрации, считает Левинсон.

Левинсон полагает, что ограничения в отношении профессий (например, названия типа «рабочая партия») будут отменены — за отмену этих ограничений выступает КПРФ. То же подтверждает и депутат Александр Чуев, представляющий в «Единстве» христианских демократов. Ограничения по национальному признаку, считает Лев Левинсон, скорее всего оставят, по религиозному — предсказать трудно, однако протестов и поправок против ограничений по религиозному признаку очень мало.

Депутат Чуев «надеется» (сразу вспоминается поговорка: надежда умирает последней), что запрет на создание религиозных партий будет снят или хотя бы будет заменен на фразу «запрещается принятие в члены партии только представителей одной религии, нации…» По словам Чуева, поправки против запрета религиозных партий направили Абдул-Вахед Ниязов, Владимир Коптев-Дворников, Анатолий Грешневиков. С пониманием к желаниям Чуева исключить из закона запрет религиозных партий относятся Виктор Зоркальцев и Анатолий Лукьянов.

Однако фактически открыто против запрета религиозных партий протестует только сам Чуев и все, кто с ним сейчас соглашаются, могут завтра забыть об этом — для большинства из них, кроме лидера мусульманского движения «Рефах» Ниязова (фракция «Единство»), это совершенно неважный вопрос. Предчувствуя такой исход дела, Александр Чуев уже сейчас начинает заявлять, что его партия (Христианско-демократическая партия) — нерелигиозная и не может быть ликвидирована в случае принятия закона в сегодняшнем виде.

Чуев заявляет, что КПРФ за снятие девятой статьи, ОВР — скорее за «Единство» — не выступает резко за запрет религиозных партий. Однако Александр Викторович забывает, что КПРФ может настоять на снятии только запрета на профессиональные партии (возможности КПРФ в Думе отнюдь не безграничны), а ОВР и «Единство» — в очередной раз отмолчаться и проголосовать за закон в его нынешнем виде. Как нам представляется, все будет зависеть от позиции администрации президента.

Кремль последние месяцы старается находить пути решения многих политических вопросов, опираясь на мнение большинства россиян, о котором в администрации узнают из опросов прокремлевского Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Например, закон о госсимволике приняли, полностью опираясь на мнение россиян: по данным ФОМ, двум третям населения РФ нравился флаг и герб, но двум третям же не нравился гимн на музыку Глинки; сторонниками музыки Александрова были по данным ФОМ 49% россиян, а музыки Глинки -15%. Судя по всему, Кремль поступит с законом о партиях так же, как и с законом о госсимволике. Иначе как объяснить, что ФОМ по заказу администрации 10-11 февраля 2001 г. опросил россиян на тему закона о партиях.

В частности, был задан следующий вопрос: «Какие из перечисленных положений вызывают у вас явное одобрение?» (было приведено 8 положений закона, из которых респондент мог выбрать не более 3): 21% россиян одобрили 5-процентный барьер, а на втором месте с 20% оказался запрет на создание партий по признаку нации, религии, пола, профессии, 38% затруднились ответить. То есть статья 9 будущего закона о партиях оказалась одной и из самых популярных, самими же непопулярными оказались пункты о финансировании партий государством — возможно, этот пункт Кремль и уберет из законопроекта. А вот исключить из него статью 9 нет никаких оснований: она вызвала «явное неодобрение» лишь у 9% россиян (5-е место из 8 вариантов), то есть оказалась одной и наименее непопулярных.

Впрочем, депутат «Единства» Чуев отрицает значительную роль администрации президента в этом законопроекте, хотя и тут же оговаривается, что «закон был внесен президентом». Александр Викторович заявляет, что «администрация президента как раз занимает умеренную позицию, а более жестко выступает Центризбирком». Чуев говорит, что автор статьи о запрете религиозных партий — Елена Павловна Дубровина, попавшая в Центризбирком по квоте «Яблока» и от имени ЦИК принимавшая активное участие в составлении законопроекта. Левинсон также упоминал Дубровину как одного из авторов законопроекта, но все-таки указал, что ни одно предложение Дубровиной не могло попасть в законопроект без одобрения Кремля.

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *