Еврейские музыкальные инструменты

class=»eliadunit»>

Музыкальные инструменты сопровождают человечество с давних пор. Естественно у каждого народа есть свои популярные музыкальные инструменты. Представители еврейского народа пользуются различными инструментами с библейских времен. Их используют с той целью, чтобы звучание песни чувствовалось особенным и приятным человеческому слуху. Следует отметить, что наши предки обратили внимание на то, как музыка влияет на психологическое состояние человека, и использовали ее свойство. Уже в те времена начали складываться представления о воздействии и восприятии звуков в зависимости от их высоты, от строения мелодии. В частности и в Талмуде упоминается об усыпляющем действии на больного монотонной музыки.

В те далекие времена, когда евреи пасли скот и, как все пастухи, они пели и играли на дудочках. Сейчас, увы, нет возможности судить о том, что и как они пели, но в Торе упоминается, что музыка и танцы сопутствовали еврейскому народу в радости и печали.

В Субботу и Йом –Тов, открывая дверцы ковчега «Арош Кодеш» хазан распевает песнь Божественной славы «זמרות אנעים «, начиная со следующих слов:

«Я исполню сладкозвучные напевы и, как ткань из нитей сотку слова для гимнов, ибо к Тебе взывает моя душа».

Одним из древних еврейских музыкальных инструментов является «шофар», без него невозможно представить празднование еврейского нового года «Рош-а-Шана». Божественные звуки «шофара» вот уже на протяжении нескольких тысячелетий сопровождают евреев, где бы они ни жили.

В «Теheлиме» перечисленны несколько музыкальных инструментов, их регулярно упоминает в своих псалмах царь Давид. Одним из его любимых инструментов – арфа. Она же стала символом города Иерусалима, в центре столицы Израиля возведен огромный мост в виде арфы, как дань памяти Давида Мелеху.

В прошлом музыкальные инструменты у еврейского народа подразделялись на три класса: духовые, струнные и ударные:

  • струнные инструменты: кинор (род треугольной арфы), небель (род лиры), цитра (киннор-гусли, инструмент десятиструнный), цимбалы (псалтирюн, тимпанон);
  • духовые инструменты: шофар (роговая гнутая труба), орган или свирель, род камышовой трубки, флейта (халиль). На этих инструментах играли в основном во времена радости, а рог использовали для сигналов и для возвещения о юбилее или о приближении опасности к городу;
  • ударные инструменты: тамбурин или тимпан (род литавр). Это было не что иное, как кусок кожи, туго натянутый на металлический или на деревянный круг, и кимвалы или кастаньеты, состоящие из двух небольших металлических тарелочек, которыми женщины во время танцев ударяли одна о другую. Упоминается еще инструмент, называемый по-еврейски «шаиишим» предназначенный для женщин, имевший форму треугольника. Они также играли на барабанах и бубнах. Слово «бубен» в переводе с иврита означает «тоф Мирьям» (имя сестры Моисея).

До наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости.

Царь Давид и его сын Соломон заложили структуру еврейского царства и отвели музыке почетное место в его культуре. Согласно Торе, в царствование Давида музыка была введена и в храмовый ритуал.

class=»eliadunit»>

А во времена Второго Храма у евреев сформировались три типа музыки: храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. Соответственно, музыканты имели свой личный «социальный статус» и подразделялись на три вида: так, в народном быту люди играли на духовых тростниковых инструментах, жрецы — на шофарах и трубах, а храмовые музыканты — на лирах.

В одном только 150 псалме Теheлима «Алиллуйя — הללויה» перечислены сразу восемь музыкальных инструментов. Это можно видеть из текста:

«Восхвалите Бога, трубя в шофар, восхвалите Его, играя на лире и на арфе, восхвалите его под звуки бубна и с плясками. Восхвалите Его, играя на органе и на флейте! Восхвалите Его под звон цинбал, восхвалите Его под звуки труб! Всякая душа да восхвалит Бога!»

В эпоху сионизма еврейские композиторы занялись созданием национальной музыки, связанной с возрождением народа на своей древней земле. Они вслушиваются в голоса Земли Израиля, изучают музыкальную культуру разных еврейских этнических общин и ближневосточных народов.

В фольклоре горско-еврейского народа можно выделить несколько музыкальных инструментов, их в прошлом использовали ашуги и музыканты, они играли на свадьбах, торжествах и еврейских праздниках.

В книге «История и культура горских евреев Кавказа» Л.А.Микдаш-Шамаиловой, на странице 98, я нашла информацию о национальном музыкальном инструментарии общераспространенных на Кавказе: тар, кеманча, гармоника (комонча, арган), баян, аккордеон, кларнет, барабан, (говол), бубен (теп), дудук и зурна…»

На Кавказе издавна славилось и высоко ценилось искусство свадебных музыкантов. Трио инструментального ансамбля мог состоять из музыкантов, владеющих следующими инструментами: тар, кеманча, говол или кларнет, гармонь (баян, аккордеон).

В свой репертуар они могли включить и музыку разных народов, что способствовало распространению лучших образцов многонационального фольклора.

Хана Рафаэль.
stmegi.com

Музыкальным символом евреев-ашкенази, как известно, считается скрипка. Вспомните, хотя бы, как называется самый известный мюзикл на еврейскую тему? Правильно — «Скрипач на крыше». А вот в далекой древности, во времена Иерусалимского Храма, наши предки не знали скрипки. Но у них, разумеется, была своя богатая музыкальная культура. На каких же инструментах играли в те далекие времена?
В Танахе приводится немало случаев, когда евреи отмечали то или иное событие музыкой и танцами. В Псалме 81 говорится: «Пойте Всесильному оплоту нашему; трубите Всесильному Яакова. Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. Трубите в новолуние в рог, в назначенное время праздника нашего». Музыкой выражали и скорбь. Например, в Псалме 137 времени Вавилонского пленения сказано следующее: «У рек Вавилона, так сидели мы и плакали, вспоминая Сион. На ивах, посреди него, повесили мы наши арфы. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений, а издевавшиеся над нами — веселья: «Спойте нам из песен Сиона!» Как нам петь песнь Б-га на земле чужой?»
Во времена героев Танаха трубные звуки традиционного шофара — рога барана или антилопы — собирали воинов на битву. Считается, что крепостные стены Иерихона рухнули от мощного звучания шофара. В описании Второго Храма, построенного вслед за возвращением евреев из вавилонского плена, содержатся ссылки на оркестр, состоявший из труб, лир и бубнов; сказано также, что парадную одежду первосвященника украшали золотые колокольчики: «Золотой колокольчик и гарант пусть будут по всему подолу мантии, и будет она на Аhaроне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в Святилище, чтобы предстать перед Б-гом». (Исход, 28:34-35).

Как же выглядели эти музыкальные инструменты, как их держали и как на них играли? К сожалению, наши знания на этот счет очень неполны. Кое-какие отрывочные сведения можно почерпнуть из библейских источников и прочей литературы того времени, но самую ценную информацию, безусловно, содержат сами предметы, найденные при археологических раскопках в Израиле и на территории соседних стран, с которыми в древние времена поддерживались тесные торговые и политические связи.
Почва Эрец-Исраэль совершенно непригодна для сохранения органических материалов, таких как внутренности животных, кожа, дерево, поэтому до наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости. Одна из самых интересных находок, продольная флейта I века н. э. (здесь и далее приводятся даты, принятые в академической науке — ред.), была обнаружена в 1975 году при раскопках города Давида в Иерусалиме. Исследователей и музыковедов особенно заинтересовал тот факт, что материалом для этого инструмента послужила передняя нога коровы. Некоторым вспомнилась талмудическая фраза о рогатом звере, который имел «только один голос при жизни, но после смерти получал семь голосов… два рога становились трубами, кости двух ног — флейтами; из шкуры делали барабан, толстая кишка превращалась в струны для арф, а тонкие кишки использовались для цитры (инструмент наподобие гитары)».
Несмотря на такой ограниченный выбор, открытие свитков Мертвого моря и других «портящихся» предметов позволяет надеяться, что в обозримом будущем израильским археологам повезет так же, как их англо-американским коллегам во главе с сэром Леонардом Вулли, которые в 1927 году проводили раскопки в северной Месопотамии. Исследуя царские захоронения в районе древнейшего города Ур, они обнаружили несколько почти безупречно сохранившихся музыкальных лир, относящихся к раннему династическому периоду (XXIX-XXIV вв. до н.э.). На них остались даже декоративные элементы: бычьи головы из ляпис-лазурита и золота. Сейчас эти инструменты находятся в Британском музее.
За неимением лучшего ученым пришлось опираться на художественные изображения музыкантов и их инструментов в виде статуэток или декоративного оформления сотен археологических находок: масляных ламп, ваз, мозаики, фресок, монет и печатей. Однако точное происхождение таких предметов чаще всего остается неизвестным. Кто их изготавливал и кому они принадлежали? Еврейским жителям Эрец-Исраэль, солдатам или странствующим мастеровым? Возможно, их изготовляли в соседних языческих странах.
Музыкальные инструменты изображены также на многочисленных серебряных и бронзовых монетах, спешно отчеканенных при Шимоне Бар-Кохбе в короткий период его побед над римлянами при императоре Адриане (132-135 гг. н.э.). Поскольку гравированные изображения людей еврейской традицией запрещены, эти монеты снабжены другими декоративными элементами, включая музыкальные мотивы, которые имеют, возможно, прямое отношение к тем инструментам, на которых играли в Храме.
Другим важным источником информации являются древние печати. Один уникальный образец, относящийся к VII веку до н.э., принадлежал ныне покойному промышленнику, филантропу и археологу-любителю доктору Реувену Гехту из Хайфы. Эта печать выполнена из коричневой яшмы и своей формой напоминает жука-скарабея. Под изображением асимметричной лиры видна ивритская надпись: «Принадлежит Маадане, дочери Царя».
Печать интересна по двум причинам: на ней, в отличие от всех других известных царских печатей, отсутствует имя монарха и упоминается неизвестная историкам принцесса Маадана. Некоторые исследователи сомневаются в подлинности самой печати: она неожиданно для всех появилась на открытом рынке древностей, причем нашли ее «где-то» в Иерусалиме в ходе нигде не зарегистрированных раскопок. Если же речь идет о подлинной археологической находке, то изображенная на ней лира могла принадлежать кому-нибудь из членов еврейского царского рода, а значит, на аналогичном инструменте, возможно, играл сам царь Давид.
Идея восстановления музыкальных инструментов древности на основе археологических данных была впервые выдвинута в начале 70-х годов основателем и первым директором хайфского Музыкального музея Моше Горали. В последние годы исследования были расширены; их возглавила Нина Бензоор — нынешний хранитель Музея музыки и этнологии в Хайфе. К середине 70-х годов было накоплено достаточно экспонатов для проведения первой выставки, целиком посвященной восстановленным музыкальным инструментам древнего Израиля. Эта передвижная экспозиция побывала затем в Европе, Канаде, США, Таиланде, Новой Зеландии и Австралии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *