Еврейские календарь


Сегодня утром, исследуя Библию, я обратила внимание на один текст из Нового Завета. Конечно же, многие христиане прочли Священное Писание целиком хотя бы несколько раз.

Мы привыкли бегло читать знакомые истории, по привычке припоминая их смысл, значение тех или иных фраз как нечто очевидное и само собой разумеющееся. Но внимательное и вдумчивое исследование, пусть даже знакомых наизусть текстов, всегда приносит новые открытия.

Итак, сегодня я читала в 24 главе Евангелия от Матфея повествование о том, как к Иисусу подошли ученики, чтобы показать здания Храма:

«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Mатфея 24:1-4 RST)

Читая рассказ Иисуса, я остановилась на 20 стихе: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Возможно, в другой день я стала бы читать дальше, но сегодня что-то задержало мое внимание на этом стихе, и я прочла его еще раз. И вдруг поняла, насколько удивительна и важна эта фраза Иисуса! Я хочу поделиться с вами тем, что поможет взглянуть по-новому на отношение Самого Иисуса к субботе. Все, что говорил или делал Иисус, и все что вошло в книги Нового Завета, имеет глубочайший смысл и важность для каждого верующего человека. Ведь читая их, мы учимся следовать за Богом, любить Его и людей.

24 глава содержит величайшие пророчества о признаках «пришествия и кончины века», и часто христиане любят цитировать один из них: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14 RST)… Можно представить, что чувствовали ученики Христа, первые глашатаи Царства Мессии, слушая Его рассказ о будущих событиях! Тем более, они были наедине (особо – еще одно значение этого слова) с Ним, и, затаив дыхание, внимали словам Учителя. Всем известно, что этот рассказ Иисуса включает себя пророчества как о разрушении Храма, так и о втором пришествии. И они настолько переплетены, что нам трудно их разделить: трагедия жителей Иудеи перед разрушением их святыни в 70 году первого века н. э. станет лишь тенью того, что ждет мир перед вторым пришествием Христа. Учитывая эту двойственность пророчества, мы будем исследовать 20 текст: «чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу».

Итак, Иисус предупреждает своих ближайших друзей — первых христиан, что их ждет бегство. Господь в любящей заботе советует: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего…» (Матфея 24:15-17 RST). Уместно заметить, что, согласно свидетельствам Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского , христиане, помнившие слова Иисуса и послушавшие Его предостережения, видя, что пророчества исполняются на их глазах, успели покинуть Иерусалим, не пострадав при его разрушении римскими войсками!

19 текст показывает, с какой печалью Иисус говорит о судьбе женщин: «Горе же (или: возглас скорби «увы!») беременным и питающим сосцами в те дни!». Но удивительно, зачем Он призывает Своих последователей молиться, чтобы это бегство не случилось «зимою или в субботу»? Греческое слово, переведенное как «зима», имеет также значение «буря, ненастье». Известно, что зимой в Израиле часто бывает непогода, идут затяжные дожди, и дороги становятся непроходимыми, поэтому бегство может затрудниться. Еще недавно, в декабре 2012 года мы видели, как зимние ливни в Израиле привели к паводкам и наводнениям, повредившим дороги и парализовавшим движение в центре страны.

Следующее, о чем говорит Иисус: «или в субботу». Здесь я хочу попросить Вашего особого внимания. Иисус, все также заботясь об учениках, говорит, что еще одним переживанием при бегстве может стать то, что оно случится в субботу. Но как это может относиться к тем христианам, которые в 70 году или «в конце мира» будут вынуждены бежать «в горы»? Какая может возникнуть проблема с бегством в этот день? Ведь, согласно мнению большинства христиан, лишь иудеям следует оставаться в покое в субботу: «суббота – для иудеев, воскресенье – для христиан». Иисус, воскреснув в первый день недели, по их убеждению, навсегда сделал его «Своим днем», отменив субботний покой.

Но о чем хочет сказать Сам Иисус? Что говорит нам эта короткая, и часто пренебрегаемая, фраза в масштабном пророческом полотне?

Во-первых, Иисус остался с учениками наедине, в отсутствии представителей традиционного иудаизма. С Ним в этот момент находились те, кто должен был нести благую весть об искуплении «по всей вселенной», — первые христиане. Следовательно, предупреждение о предстоящих событиях — «бегство ваше» — касается в первую очередь их и других христиан грядущих времен.

Во-вторых, пророчество говорит как о 70-м году н.э., так и о времени «конца мира».

В-третьих, Иисус выражает личную заботу и предупреждает учеников о возможном времени года и дне недели, в которое может случиться бегство.

Из этого можно сделать бесспорный логический вывод. Иисус понимает, что для Его любимых детей будет трудно «бежать в горы» в непогоду, будь то зимнее бездорожье или летний хамсин – пыльная буря. Он считает, что суббота будет все так же важна для христиан как первого, так и «последнего» века. Он переживает о том, что святость, радость и покой субботы, ставшей венцом Его творения, могут быть омрачены. Иисус понимает, что бегство будет связано с болью, страхом, переживанием, суетой, и все это является прямой противоположностью Его замысла о святом дне радости, исцеления и покоя.

Итак, Иисус, предостерегая Своих учеников, определенно знал, что они будут продолжать святить субботу на протяжении всей истории земли, вплоть до Второго пришествия, следуя примеру их Господа . Если бы факт Его воскресения в первый день недели стал причиной отмены субботнего покоя, то слова предостережения в Матфея 28:20 были бы бессмысленны. Неужели Иисус, пророчествуя об отдаленном для них времени конца мира, не упомянул бы о том, что суббота потеряет свой смысл через несколько дней?

Пророк Исаия, не раз возвещавший в свой книге и о первом, и о втором пришествии Мессии, будучи вдохновлен Всевышним, говорит о непреложности святости субботнего дня не только на земле, но и в вечности: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить,- то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Исаия 58:13-14 RST) и «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:22-23 RST).

Иоанн, бывший в тот день с Иисусом на горе Елеонской, остался единственным учеником, пережившим других апостолов. Он увидел точное исполнение пророческих слов Иисуса, став свидетелем и разрушения Храма, и удостоившись принять откровение своего Господа о предстоящей истории земли и Его втором пришествии. В конце первого века Иоанн записал в книге пророческие слова Иисуса, завершающие Священное Писание: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14 RST).

Суббота, одна из непреходящих заповедей Божьих, всегда была и будет особенным знаком и благословением Его любящих детей. Дающая блаженство покоя хранящим ее в этом мире, она обещает великое блаженство всю вечность быть с Тем, Кто «грядет скоро». Так почему бы нам не довериться Творцу и Искупителю, приняв великий дар Его любви и блаженства, и в ответ на него быть послушными Его воле во всем, в том числе и в верности в исполнении заповеди о святом субботнем дне?

Александра Обревко

3.02.2013 г.

Примечания
1 Иосиф Флавий, Иудейская война, II.20.1; Евсевий, «Церковная история», III, 5.

3 «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:8-12).

Еврейский календарь — лунно-солнечный календарь, использующийся для еврейских религиозных обрядов. В календаре используются лунные месяцы (новый месяц совпадает с началом новой луны), последовательность которых подобрана таким образом, чтобы средний год по календарю не сильно расходился с солнечным годом. Задача эта довольно трудна, поэтому правила по которым работает еврейский календарь сложны (см. краткое описание за калькуляторами). Следующие калькуляторы преобразуют даты между еврейским календарем и григорианским:

Перевод еврейской даты в григорианскую

Год МесяцНисан Ияр Сиван Тамуз Ав Элул Тишрей Хешван Кислев Тевет Шват Адар Адар алеф Адар бет День1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Рассчитать Дата save Сохранить extension Виджет

Обратное преобразование:

Перевод григорианской даты в еврейскую

Григорианская дата Обновление… Обновление… Обновление… Век Обновление… Рассчитать Год Месяц Наименование месяца День save Сохранить extension Виджет

Правила еврейского календаря

Еврейскйи год состоит из 12 месяцев в обычном году и 13-и в високосном. Дополнительный 30-дневный месяц (Адар алеф) вставляется перед 29-дневным (Адар бет) каждый 3-й,6-й,8-й,11-й,14-й,17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Продолжительность 8-го и 9-го месяцев может меняться от 29 до 30 дней в зависимости от сложных критериев, которые подробно описаны в книге1 или в википедии2. Новый год по еврейскому календарю наступает 1-го числа 7-го месяца (Тишрея). В отличие от григорианского календаря, в еврейском календаре день начинается с захода солнца поэтому следует скорректировать даты на один день, если вычисление производится для периода времени, начиная с захода солнца и до полуночи.

Еврейский календарь. Сводка.

Названия месяцев

  1. N.Dershowitz, E.M. Reingold Calendrical Calculations Третье издание, стр. 89-101 ↩

  2. Википедия: Еврейский календарь ↩

Реформа календаря

Реформа календаря и ее проекты, диктуемые стремлением достичь максимального соответствия календарного года с астрономическим и постоянного совпадения дней недели с определенными датами всех месяцев года, рассматривались с 19 в. разными международными инстанциями; ныне они обсуждаются экономическим и социальным советом ООН. Предложенные до настоящего времени проекты единодушно отвергаются всеми течениями иудаизма, поскольку ни один из них не может не противоречить Галахе (в силу неизбежности включения в проектируемый всемирный календарь «пустых» вненедельных и внемесячных дней, что неминуемо привело бы к перемещению субботы по всем дням недели, а праздников по различным датам месяцев). Вместе с тем в силу принципа, что Галахе следует считаться с международными нормами, принятыми «в пользу человечества», религиозные авторитеты признали линию перемены дат, не противоречащей Закону.

В эпоху Талмуда

В талмудическую эпоху, а может быть, еще во времена Великого собора, начали формироваться нормативные принципы еврейского календаря. Согласно Мишне (РхШ. 1 и 2), в эпоху Второго храма всякий, заметивший молад в любом месте страны, должен был, даже нарушая субботу, явиться в Синедрион, а жители лежащих на пути селений должны были содействовать скорейшему его прибытию в Иерусалим. Убедившись в галахической правомочности (см. Галаха) и надежности показаний прибывших и в том, что их утверждения отвечают таблице фаз луны и астрономическим вычислениям (знанием которых владели в основном наси Синедриона и некоторые члены его семьи), Синедрион большинством голосов определял длительность истекшего месяца (29 или 30 дней; см. ниже), провозглашал и освящал день начала нового месяца (киддуш ха-ходеш), а в известные годы в месяц адар также введение 13-го месяца (иббур ха-шана, буквально `»обеременение» года`) для совмещения лунного года с солнечным. Объявление этих решений, а также зависящих от них дат праздников, было прерогативой наси. По его приказу зажигали сигнальный огонь на вершине Масличной горы, а затем и на других высотах, вплоть до Вавилонии и Сирии, пока «вся диаспора не выглядела, как сплошной костер» (РхШ. 2:4). Однако засылка самаритянами лжесвидетелей и зажигание ими фальшивых сигналов с целью ввести в заблуждение Синедрион и народ вынудили наси возвещать городам Эрец-Исраэль и диаспоры постановления Синедриона при посредстве гонцов. Так как эти извещения могли запаздывать, Иоханан бен Заккай установил отмечать повсеместно два дня подряд каждый праздник (кроме Иом-Киппура; РхШ. 21а), что и поныне соблюдают в диаспоре. В Эрец-Исраэль это установление утвердилось лишь за Рош ха-Шана, на чем настояли 300 раввинов, прибывших в 1211 г. из Англии и Франции (см. Акко). Хотя еще долгое время прибегали к освященному традицией опросу свидетелей, определение молада фактически осуществлялось в эпоху Талмуда с помощью астрономических вычислений (ср. Ар. 9б), а процедура оповещения общин сохранилась в основном как символ статуса законоучителей Эрец-Исраэль и их главы (ср. ТИ., Санх. 1:2, 19а; ТИ., Нед. 6:13, 40а).

Формулирование принципов построения еврейского календаря приписывается рабби Акиве. Талмуд, по аналогии с Библией, перечисляет месяцы от нисана до адара (Псах. 94б), и хотя началом гражданского года называет первое тишрей, все же отмечает, что первое нисана — «новый год царей и паломнических праздников», то есть с этого числа ведется счет годам царствования и от него отсчитывают даты праздников и дней траура (РхШ. 1:1, 3). В Талмуде принято деление суток на 24 часа, а часа (по Птолемею) на 1080 долей (халаким; 3 и 1/3 секунды). Амораи Шмуэль Ярхина‘а (буквально `луновед`) и Адда бар Ахава в 3 в. установили, что лунный месяц (синодический, то есть период между ближайшим повторением определенной фазы луны; в данном случае — новолуния) длится 29 суток, 12 часов и 793 доли (= 44 минуты и 3 1/3 секунды), что максимально отвечает современным расчетам среднего синодического месяца (29 суток, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды). Они же определили длительность солнечного года как равную 365 суткам, 5 часам и 997 12/19 долям (приблизительно 55 минут и 25 секунд), то есть более точно, чем принято для юлианского календаря (365 и 1/4 суток; ныне принят средний тропический год — 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд). Каждое из четырех времен года (ткуфа) по расчетам рабби Шмуэля длится в среднем около 91 суток и 7 с половиной часов (Эр. 56а; по рабби Адде — 91 сутки, 2 часа и 451 1/3 доли).

В 4 в. Хиллел II установил ряд календарных правил, в том числе введение лунного цикла греческого астронома Метона (5 в. до н. э.), по расчетам которого 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (125 по 30 дней и 110 по 29 дней), на основании чего семь лет этого цикла получали по 13 месяцев, что сводило воедино лунный и солнечный календари и устраняло неизбежное при пользовании только лунным календарем перемещение праздников из одного времени года в другое (как это происходит у мусульман).

До Хиллела II назначение удлиненного года (шана ме‘убберет, буквально `беременный год`) производилось Синедрионом на основании наблюдений за прорастанием посевов и созреванием плодов (Тосеф., Санх. 2:2; Санх. 11б), либо по запаздыванию весеннего равноденствия относительно праздника Песах (РхШ. 21а). В Талмуде также приводятся правила, диктуемые различными галахическими соображениями, в силу которых был установлен ряд «отдалений» (дхиот), породивших серию календарных требований. Так, было установлено, что Рош ха-Шана и седьмой день Суккот (Хоша‘на Рабба) не могут приходиться на субботу (ТИ., Сук. 4:1, 54б), Шаву‘от должен, в зависимости от числа дней в году, приходиться на 5-е, 6-е или 7-е сивана (РхШ. 6б) и на тот день недели, на который приходится второй день праздника Песах (Ар. 9б), а праздник Пурим не может приходиться на понедельник или субботу (ТИ., Мег. 1:2, 70б).

В послеталмудическую эпоху

В послеталмудическую эпоху эти правила подверглись корректировке и были сведены к четырем мнемонических формулам, которые (комментируя стихи 17:13 книги Бытие и 23:4 книги Левит) впервые привел рабби Товия бен Эли‘эзер (конец 11 в.) в Псикта Зутарта (древнее название Мидраш Леках Тов). В двух основных формулах לא אד״ו ראש (ло аду рош) и לא בד״ו פסח (ло баду пе́сах) фиксированы дни недели, на которые не могут приходиться первые дни Рош ха-Шана и Песах (первый, четвертый, шестой и второй, четвертый, шестой соответственно). Еще две формулы לא גה״ז עצרת (ло гахаз аце́рет) и לא זב״ד פורים (ло забад пурим) определяют, на какие дни не могут приходиться праздники Шаву‘от и Пурим. Вавилонскими гаонами были также твердо установлены периодичность удлиненных (високосных) лет в пределах 19-летнего цикла и длительность каждого месяца (29 или 30 дней), кроме хешвана и кислева, которые варьированием их длительности позволяли приводить в соответствие с упомянутыми формулами дни начала праздников. Эти и менее значительные коррективы и установления осуществляли астрономы и математики Машалла бен Атан (754–813), Сахл Ибн Раббан ал-Табари, Синд Ибн Али (оба — середина 9 в.), гаон Суры в 871–879 Нахшон бар Цадок, Шабтай бен Аврахам Донноло и многие другие, а особенно важный вклад, видимо, в окончательное оформление еврейского календаря внес живший в Испании астроном Хасан Ибн Хасан (некоторые ученые считают, что это даян Хасан бен Мар Хасан из Кордовы, 10 в.), которому приписывают составление календаря, существующего без значительных изменений с 935 г. до наших дней.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (РхШ. 2:9; см. также Иехошуа бен Ханания). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната (см. Гаон) издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной.

Двухдневное празднование новомесячья, упомянутое уже в Библии (I Сам. 20:27), но детально разработанное, видимо, лишь в период Второго храма, представлено в кодексе Маймонида как система, по которой последний день истекшего полного месяца номинально отмечается как первый день новомесячья следующего неполного месяца, а фактически первый день такого месяца как второй день его новомесячья (Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 8:4). Таким образом, двухдневное новомесячье имеют ияр, таммуз, элул, хешван, а также адар I и адар II, однодневное — нисан, сиван, ав, тишрей и шват; число дней новомесячий кислева и тевета варьируется в зависимости от длительности хешвана и кислева в данном году. Твердо установленная связь между днями недели и датами праздников и дня траура, в данном году приходящихся на месяцы адар — тишрей, вытекающая из вышеупомянутых правил ло аду рош и ло баду песах, выражена в раввинистической литературе аббревиатурами א״ת, ב״ש, ג״ר, ד״ק, ה״צ, ו״פ (к которым после 1948 г. была прибавлена и ז״ע), указывающими на связь дней наступления этих праздников и траура с днями недели праздника Песах. Заменив первые буквы этих аббревиатур цифрами, можно их перевести в виде «уравнений»:

1 = Д, 2 = Ш — 6-е сивана; 3 = Р — 1-е тишрей; 4 = С в диаспоре — 23-е тишрей; 5 = И — 10-е тишрей; 6 = П обычный — 14 адара; 7 = Д — 5 ияра. Иначе говоря — дни недели, на которые приходятся 1, 2, 3 и так далее дни праздника Песах, совпадают с днями, на которые придутся в этом году день траура Ава девятое, начало праздника Шаву‘от, первый день Рош ха-Шана и т. д. (Следует, однако, прибавить, что, если Девятое ава приходится на субботу, пост ради ее соблюдения переносят на ближайшее воскресенье, а если 5 ияра приходится на пятницу или субботу, празднование Дня независимости Израиля переносится на предшествующий четверг.)

Проблемы, а затем и история еврейского календаря занимали не только многих талмудистов, но и исследователей календаря после его нормативного оформления. Маймонид, систематизировав в специальном трактате своего кодекса принципы и приемы расчета еврейского календаря, придал им силу предписаний (халахот) и заметил, что «тайны определения високосных годов , доступные прежде лишь посвященным, теперь даже школьник может освоить до конца за три–четыре дня» (Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 11:4). Различные уточнения в расчеты календаря внесли испанский астроном и философ Аврахам бар Хия (умер около 1136 г.), Аврахам Ибн Эзра, Ицхак бен Иосеф Исраэли (первая половина 14 в.) и его современники Иммануэль бен Я‘аков из Тараскона и Давид бен Иосеф Абудархарм, друг И. Кеплера и Тихо Браге — Давид бен Шломо Ганс (1541–1613), Элияху Мизрахи, Аврахам бен Шмуэль Закуто, Моше Иссерлес, Азария бен Моше деи Росси и другие. Значительный вклад в исследования еврейского календаря, его истории и проблем его сопоставления с астрономическим календарем и другими календарными системами внесли Х. З. Слонимский, Х. И. Борнштейн (1845–1928), Б. Кон (1870–1930) и иерусалимский раввин И. М. Тыкоцинский (1872–1955).

Летосчисление

В первой книге Библии летосчисление начиналось от потопа (Быт. 9:28 и 11:10), затем велось от исхода из Египта (например, Исх. 16:1; I Ц. 6:1), но книги Цари, Пророки и книга Хроник чаще всего датируют события годами правления монархов Иудейского или Израильского царств (например, I Ц. 15:25; II Ц. 8:16), а в период персидского владычества (с 539 г. до н. э.) — годами царствования персидских властителей (например, Хаг. 1:1; Зх. 1:1; Эз. 1:1). В эпоху эллинизма евреи стали вести счет годам по летосчислению Селевкидов (от 7 декабря 312 г. до н. э.), которое именовалось в раввинистической литературе миньян ха-штарот (буквально `расчет для документов`) и приводилось нередко с указанием соответствующего года по другим системам летосчисления (например, Майм. Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 11:16). Несколько раз на протяжении этой эпохи вводилось также другое летосчисление: от начала правления Шим‘она Хасмонея (142 г. до н. э.), от первого года Иудейской войны I (66 г. н. э.) и восстания Бар-Кохбы («эра Свободы Израиля», 131 г. н. э.). В раввинистической литературе (а изредка и в современной) встречается счет лет от года разрушения Второго храма (миньян ле-хурбан ха-баит), то есть от 69/70 г. н. э. В 8 в. евреи начали вводить упоминаемое в Талмуде летосчисление «от сотворения мира» (ли-вриат ха-‘олам; по нему исчислены даты на некоторых надгробиях 9 в.), однако летосчисление селевкидов удерживалось в еврейских общинах Европы до 12 в., а восточных стран (в том числе, видимо, и Эрец-Исраэль) — до 16 в. Счет годам от начала мироздания, принятый ныне всеми еврейскими общинами мира, исходит из данных Седер олам рабба, еврейской летописи (см. Седер олам), в которой сведена воедино вся библейская и послебиблейская хронология вплоть до середины 2 в. н. э. В этой системе летосчисления момент новолуния первого месяца при сотворении мира (исходный момент всех расчетов молада; Майм. Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 6:8) приходился на 5 часов и 204 халаким (11 минут, 20 секунд) пополудни второго дня недели (по юлианскому календарю понедельник в октябре 3761 до н. э.). В еврейском календареведении это новолуние, обозначаемое (с 10 в. по респонсам Са‘адии Гаона и Хая бен Шриры Гаона) аббревиатурой בהר»ד (бахарад), в которой числовые значения букв (2, 5 и 204) фиксируют день и время его наступления. Оно называется также молад тоху (`новолуние хаоса`), поскольку, согласно сохранившемуся в мидраше преданию, создание упорядоченного мира началось 25 элула (Лев. Р. 29:1), то есть за пять дней до истечения года хаоса. (Из этого предания следует, что сотворение Адама приходилось на 1 тишрей второго года от сотворения мира; в раввинистической литературе новолуние этого тишрей называется молад адам.) Согласно вычислениям, молад бахарад в точно том же сочетании дня недели, часа, минут и секунд повторяется лишь через 689 427 лет (36 288 календарных циклов), хотя раз в 247 лет (циклов) молад почти совпадает по времени с бахарадом.

До 1-го Никейского собора (325 н. э.) христиане вслед за иудеохристианами пользовались еврейским календарем, затем перешли на юлианский. В 5 в. свой расчет по Библии эры «от сотворения мира» произвел монах Панодор из Александрии. Его дата (5493/92 до н. э.) была принята в Византии с поправкой в 16 лет (5509/08 до н. э.), и от последней велось летосчисление на Руси после ее крещения вплоть до указа Петра I (15 декабря 1699 г.) о введении в России юлианского календаря и летосчисления по христианской эре (от рождения Иисуса).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *