Евангельские столпы

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).


Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).


Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).


Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).


Владычице моя, Пресвятая Богородице,

спаси мя грешнаго (поклон).


Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).


Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя), моли Бога о мне (поклон).


Затем:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писаниям. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
И читай канон и (или) акафист.

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе доследование с изменяемыми молитвословиями для, каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

  1. в дни предпразднеств и попразднеств;
  2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
  3. в седмичный дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильное;
  4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков ос обую книгу, известную у лих под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем подцелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

1. Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник 1-й умилительный2-й бесплотным «Помилуй мя Боже, помилуй мя»»Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас».
Вторник 1-й покаянный2-й св. Иоанну «Помилуй мя Боже, помилуй мя»»Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».
Среда 1-й Кресту2-й Богородице «Слава Господи, Кресту Твоему честному»»Пресвятая Богородице, спаси нас»
Четверг 1-й святым апостолам2-й свт. Николаю «Святии апостоли молите Бога о нас»»Святителю отче Николае моли Бога о нас»
Пятница 1-й Кресту2-й Богородице см. Среда
Суббота 1-й всем святым2-й мертвенный «Вси святии молите Бога о нас»к 1-му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев».ко 2-му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».

Стихиры на стиховне: на утрени 1-я стихира без стиха

2-я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3-я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.

2. Литургия

Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона «Во Царствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.

Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.

Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

4. Повечерие

Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

1. стихи на «Господи воззывах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;

2. стихиры на стиховне.

2. Великая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;

2. стихиры на стиховне;

3. воскресный тропарь с Богородичном.

3. Повечерие.

Канон Пресвятой Богородице.

4. Полунощница

Канон Святой Живоначальной Троице.

5. Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.

2. Ипакои

3. Степенны антифоны.

4. воскресный прокимен на утрени.

  1. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»
  2. Каноны на воскресной утрени:
  1. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»
  2. Каноны на воскресной утрени:
Название канонов Припевы к тропарям канона
1-й Воскресный «Слава Господи, святому воскресению Твоему»
2-й Крестовоскресный «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению»
3-й Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас».

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на

6. Литургия

Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

Приложения Октоиха

  1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
  2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед Гм Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
  3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
  4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
  5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
  6. Эксапостиларий всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
  7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.
  8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
  9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
  10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
  11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
  12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
  13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поеный на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.

Кафизмы, Малые ектении, Седальны.

Кафизмами называется чтение определенных отделов Псалтири, которая разделяется вся на двадцать таких отделов, носящих название «кафизм» от греческого слова ?????? «сижу» потому, что по уставу после каждого такого отдела полагается чтение, при котором все сидят. Теперь вошло в обычай сидеть за чтением самых кафизм (см. об этом подробнее объяснение на вечерни: «Первая кафизма»). На утрени, входящей в состав всенощного бдения, стихословятся всегда только две кафизмы, с разделением каждой на три славы. По каждой «славе» чтец произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: лик поет: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе Боже, трижды, Господи, помилуй: трижды, Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Чтец продолжает: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь и читает дальше следующую «славу».

После каждой кафизмы на всенощном бдении непременно произносится Малая ектения, которую, согласно 2–ой гл. устава «Священник глаголет отшед пред святыя двери». Каждая малая ектения заканчивается особым возгласом священника. После первой кафизмы малая ектения имеет возглас: Яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава:, после второй кафизмы Яко благ и человеколюбец Бог еси:

Здесь надо заметить, что в те воскресные дни, когда по Уставу не положен полиелей (об этом см. ниже), вместо полиелея стихословится 17–ая кафизма: Блажени непорочнии:, после которой малой ектении не бывает, а сразу поются воскресные тропари: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися: Эти тропари так и называются: «Тропари воскресные, поемые по Непорочнах». В таком случае малая ектения произносится уже после этих тропарей.

Вообще надо знать, что устав о малых ектениях после кафизм имеет связь с большей или меньшей торжественностью богослужения. После каждой кафизмы положен так называемый седален. Если этот седален праздничного содержания, то перед ним произносится малая ектения, если же он покаянно–умилительнаго содержания, как бывает в будничные дни и в дни св. Четыредесятницы, то перед ним малой ектении не произносится. Вот почему на бдении под Благовещение, которое в большинстве случаев приходится в дни св. Четыредесятницы и на котором поэтому, если оно придется в седмичные дни, бывает не две кафизмы, как обычно на бдении, а три, малая ектения произносится не после каждой кафизмы. Согласно уставу, на бдении под Благовещение, если оно случится во св. Четыредесятницу до Страстной седмицы, после 1–ой кафизмы не бывает ектении, по 2–ой же и 3–ей кафизмах положены ектении. Но если Благовещение случится в Страстную седмицу то не полагается ектений после первых двух кафизм, после 3–ей же кафизмы ектения бывает.

Седальны на воскресном бдении поются или читаются после каждой кафизмы и следующей за ней малой ектении из Октоиха, в двунадесятые же праздники и святых из Минеи или, соответственно, из Постной или Цветной Триоди, когда праздники цикла Триоди. Особое положение у праздника Благовещения, когда он придется в седмичные дни Св. Четыредесятницы: 1–ый седален тогда бывает не праздничный, а Триоди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вседневное богослужение

Общие замечания

Вседневное богослужение предполагает совершение вседневной вечерни, вседневной утрени, вседневных часов и Божественной Литургии. Наряду с песнопениями святому, прославляемому в такой день, поются песнопения из Октоиха, относящиеся к дню недели, на который выпадает празднование святого. Таким образом, для совершения вседневной службы задействуются: Часослов, Октоих, Минея Месячная, Ирмологий, Псалтирь; для священнослужителей — Служебник.

Вседневная служба совершается в дни памяти святых без праздничного знака и святых, поемых на 6. Нередко в один день совершается служба двум святым без знака.

Необходимо отличать службу одной группе святых, например: мученикам Сергию и Вакху, апостолам Петру и Павлу, от службы двум различным святым, совершаемой в один день например: 19 октября/1 ноября св. прор. Иоилю и мученику Уару.

В случае группы святых песнопения и молитвословия Минеи посвящены, как правило, всей группе святых сразу. Этот вид службы нами рассматриваться не будет. В случае двух различных святых часть молитвословий посвящена одному святому, часть – другому, что может вызвать сложности при составлении богослужебного последования.

Отличие между службами беззначному и шестеричному святому (святому на 6) состоит в том, что в службах шестеричных святых из Минеи берется больше молитвословий, чем в службе святых без знака, т.е. несколько больше внимания уделяется воспоминанию именно святого, а не богослужебной темы дня недели.

В данном разделе будет рассмотрено богослужение будних дней (понедельник — пятница) периода пения Октоиха вне периода предпразднства и попразднства двунадесятых праздников.

Устав-схема вседневного богослужения

Вседневная вечерня

Свящ.: Благословен Бог наш…

Чтец: Аминь. Приидите поклонимся… и 103 пс.- Благослови душе моя Господа…

(Если перед вечерней не совершался 9-й час – вечерня начинается чтением начальных молитв: Слава Тебе, Боже наш…, Царю Небесный…, Трисвятое, Пресвятая Троице… Отче наш… Господи, помилуй (12 раз); далее – Приидите поклонимся… и Пс. 103-й.)

Диак./Хор: Мирная ектенья.

Свящ. (в конце ектеньи возглас): Яко подобает Тебе…

Хор: Аминь.

Чтец: Рядовая кафизма

(если накануне было бдение, то сразу Господи, воззвах…)

Кафизма читается (по уставу) на 3 славы. В конце первой и второй славы:

Чтец: Слава…

Хор: И ныне… Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже (3-жды), Господи, помилуй (3-жды), Слава…

Чтец: И ныне… и читает следующую славу.

В конце 3-й славы чтец: Слава… и ныне… Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже (3-жды).

Диак./хор: Малая ектенья

Свящ. (возглас): Яко Твоя держава…

Хор: Аминь. (Если кафизма не читалась – малая ектенья опускается)

Хор/чтец: Господи воззвах… и стихиры (количество и способ исполнения определяются уставом и практикой прихода).

Хор (сразу после стихиры на И ныне…): Свете тихий…

Диак.: Вонмем.

Свящ.: Мир всем.

Диак.: Премудрость, вонмем.

Диак./хор: прокимен дня.

Чтец: Сподоби Господи… (на практике, в некоторых храмах поется)

Диак./хор: Просительная ектенья («Исполним вечернюю молитву…»).

Свящ. (возглас): Яко Благ и Человеколюбец Бог…

Хор: Аминь.

Свящ.: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диак.: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Свящ. (возглас): Буди держава Царствия Твоего благословена…

Хор: Аминь.

Хор/чтецы: Стихиры на стиховне.

Чтец: Ныне отпущаеши… Трисвятое по Отче наш…

Свящ.: Яко Твое есть Царство…

Хор: Аминь и тропари.

Диак./хор: Сугубая ектенья «Помилуй нас, Боже…» (без двух начальных прошений)

Свящ.: Яко Милостив и Человеколюбец Бог…

Хор: Аминь.

Свящ: Премудрость

Хор: Благослови

Свящ: Сый благословен…

Хор: Аминь. Утверди Боже…

Вседневная утреня.

Свящ: Слава Святей…

Хор: Аминь.

Чтец: Шестопсалмие

Диак./хор: Мирная ектенья

Свящ.: яко подобает Тебе…

Хор: Аминь.

Диак./хор: Бог Господь.

Хор: Тропари.

После тропарей хор: Господи, помилуй (3-жды) Слава…

Чтец: И ныне… и кафизмы по уставу.

Возможны два варианта оформления кафизм:

— В период пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам, по совершении кафизмы:

Чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды).

Диак./хор: Малая ектенья.

Священник (возглас): «Яко Твоя Держава…»

Хор: «Аминь».

Чтец читает седальны Минеи или Триоди (в субботу — Октоиха).

Если читались две кафизмы, то возглас по 2-й кафизме — «Яко благ и человеколюбец…»

— В остальные седмичные дни, после кафизмы:

Чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (3-жды), «Господи помилуй» (3-жды), малая ектенья не произносится, а сразу же седальны Октоиха.

После седальнов во всех случаях:

Хор: «Господи помилуй» (трижды), «Слава».

Чтец: «И ныне»,

Так же совершается переход к 50-му псалму.

Хор/чтецы: Канон.

По 3-й песни хор: покрывающий ирмос.

Диак./хор: малая ектенья.

Свящ.: Яко Ты еси Бог наш…

Хор: Аминь.

Чтец: седальны по уставу.

По 6-й песни хор: покрывающий ирмос.

Диак./хор: Малая ектенья.

Свящ.: Ты бо еси Царь мира…

Хор: Аминь.

Чтец: кондак и икос по уставу.

В конце 8-й песни:

Чтец вместо Слава… произносит: Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа.

2-й чтец: Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Хвалим, благословим… и покрывающий ирмос.

Диак.: Богородицу и Матерь Света…

Хор: Песнь Пресвятой Богородицы.

По 9-й песни хор: покрывающий ирмос, «Достойно есть…»

Диак./хор: малая ектенья.

Свящ.: Яко Тя хвалят…

Хор: Аминь.

Чтец: эксапостиларии и светильны по уставу.

Всякое дыхание… не поется. После светильна чтец – «Хвалите Господа с небес…»

Два варианта исполнения хвалитных псалмов:

Если в службе есть стихиры «на хвалитех…» — псалмы со стихирами исполняются (по уставу — поются) по тому же принципу, что и на славословной утрене (см. ниже).

Если стихир нет – псалмы читаются по Часослову до конца. В конце чтец: Слава и ныне… Тебе слава подобает… (см. Часослов)

Чтец: Слава Тебе показавшему нам свет (на практике нередко этот возглас произносит священник).

Чтец: Вседневное славословие (Часослов).

Диак./хор: Просительная ектенья.

Свящ.: Яко Бог милости и щедрот…

Хор: Аминь.

Свящ.: Мир всем.

Хор: И духови Твоему.

Диак.: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Тайная молитва и возглас священника: Твое бо есть еже миловати…

Хор: Аминь.

Хор/чтец: стихиры на стиховне по уставу.

Чтец: Благо есть…, Трисвятое по «Отче наш».

Свящ.: Яко Твое есть царство…

Хор: Аминь и тропари по уставу.

Диак./хор: Сугубая ектенья.

Свящ. (возглас): Яко милостив и человеколюбец Бог еси…

Хор: Аминь.

Диак.: Премудрость.

Хор: Благослови.

Свящ.: Сый благословен…

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Отпуста в этом месте нет.

Чтец: Приидите поклонимся… и 1-й час.

В конце часа после молитвы «Христе, Свете…»

Хор: Взбранной Воеводе…

Свящ.: Слава Тебе Христе Боже…

Хор: Слава и ныне… Господи помилуй (3) Благослови

Свящ.: Отпуст (полный)

Хор: Аминь, многолетны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *