Евангелие про детей

Третье издание этой замечательной детской книги вышло в 2006 году в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Четыре Евангелия адаптированы для маленького читателя и объединены в одно увлекательное повествование о приходе в мир Спасителя.

Помощь в издании книги, которое было начато еще в сложные 90-е, оказало государственное предприятие «Росавиакосмос», и, видимо, не случайно: детская книжка приоткрывает ребенку своего рода космос – новое измерение Вселенной, ее духовный мир.

Автор предисловия детского Евангелия – ныне почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, о чем свидетельствует личная подпись в конце страницы. Обращаясь к читателям, Первосвятитель Русской Православной Церкви, в частности, говорит: «Милые дети… чтобы жить благочестиво, мы должны знать и любить слово Божие – святое Евангелие… И как глазам нужен свет, чтобы видеть, так душе необходимо евангельское учение, чтобы возрастать в добре и святости».

Тон предисловия настраивает на спокойное и вдумчивое общение с прочитанным и изученным материалом.

Тексты составителя книги И.В. Давыдовой, доступные для восприятия дошкольниками и младшими школьниками, погружают читателя в евангельское повествование начиная от Рождества Иоанна Предтечи и до Вознесения Господня, кроме того, они дополнены кратким рассказом о святых евангелистах.

Автор-составитель пособия воспроизводит основные события Евангелий, подробно и доходчиво разбирает вместе с детьми Нагорную проповедь и притчи Христовы.

Книга имеет не только художественные, но и методические достоинства, немаловажные для преподавателей воскресных школ – это хорошо структурированный материал, удобный для занятий и снабженный сносками, из которых можно почерпнуть информацию справочного характера о праздниках и исторических событиях, персоналиях и местах.

Невозможно промолчать и о художественном оформлении этого издания, исполненном с большим вкусом и чувством меры. Прекрасные иллюстрации художницы Т.В. Киселевой также станут хорошим подспорьем для педагогов и родителей. В радующих взгляд картинках гармонично соединены каноны иконописи, принципы детской иллюстрации, традиции народных ремесел. Восприятие маленьких читателей наверняка отзовется на яркие и узнаваемые образы участников евангельских событий: Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ангелов, одухотворенных людей и животных. Никого не оставят равнодушным звучные орнаменты и изящные буквицы в тексте.

Станут полезными для расширения детского кругозора и слайды с современными изображениями мест событий Священной истории – Иудейской пустыни, Горы Искушения, Колодца Иакова, реки Иордан и т.д.

Издание не претендует на полноту изложения, напротив, оно показывает ребенку бесконечную перспективу новых и новых открытий в его духовном космосе: «Наша книга – лишь начало чтения Евангелия… Евангелие – это книга, которую читают всю жизнь, и она раскрывается человеку по мере его духовного роста и взросления», – говорит автор.

Скачать

Сколько Евангелий существует

Существует четыре канонических Евангелия, признанных Церковью.

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

И бесчисленное множество апокрифов, среди которых:

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Библия

Точной информации о том, истинно ли то, что написано в апокрифических текстах нет, а иные и вовсе выдают себя, как нечто, совершенно противоречащее Писанию.

Кто написал Евангелия

Авторы Евангелия — апостолы, ученики Христа (формально), считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично. В пользу истинности того, что написано в Евангелии говорит и история создания Нового Завета. После распятия Христа Его ученики были абсолютно сломлены и подавлены. Все, во что они верили рухнуло в один момент. Логичным было бы вести тихую и спокойную жизнь, признав свое поражение. Возможно, им даже пришлось бы скрываться. Но, получив весть о Воскрешении Христа, они с риском для жизни отправились проповедовать Его слово и, не сговариваясь, рисковали собой, приняв мученическую кончину.

Чем отличается Библия от Евангелия

Люди, начавшие изучать христианство, часто задаются вопросом «Чем отличается Библия от Евангелия?» и правильный ответ: ничем. Библия — это собрание книг Ветхого и Нового Завета, а Евангелие — Новый Завет, то есть — часть Библии, священного Писания. В иудаизме Библией является Танах, именуемый также еврейской Библией, в христианстве — Ветхий Завет и Новый Завет.

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В городе Иерусалиме жили муж и жена, Иаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.

У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Господь послал им хоть одного ребенка, и обещали даже отдать этого ребенка на служение Богу при храме.

Господь услышал их молитву и исполнил усердную просьбу добрых людей. У них родилась девочка, которую они назвали Марией. Скоро, однако, Иаким и Анна умерли, и бедная малютка осталась круглой сиротой.

Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без Своей помощи и покровительства.

Родители при жизни поместили ее на воспитание при храме, а добрые люди помогали ей.

Все свое детство провела Мария в этом месте. Усердная и кроткая, она всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Она не имела дорогих платьев и всегда была очень скромно одета. Но зато она была очень аккуратна и трудолюбива. Все любили кроткую девочку и удивлялись, что она такая скромная и умная.

У Когда Мария выросла, то священники той церкви, где она воспитывалась, отдали ее одному дальнему родственнику, богобоязненному старцу Иосифу, который по ремеслу был плотник. Мария поселилась в его доме. Но и там она вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Она не любила богато одеваться, не любила веселых и шумных гуляний. Любимыми ее занятиями были молитва, чтение священных книг и помощь бедным.

Господь увидел, что Мария и скромнее, и добрее всех девиц на свете; увидел, что она усерднее всех молится, а потому назначил ей быть матерью Господа Иисуса Христа.

И вот в одно время, когда Мария читала святую книгу, вся ее бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в нее явилось само солнце. Мария взглянула и ужаснулась: перед ней на воздухе, с цветами в руках, стоял Божий ангел.

Он сказал ей:

– Радуйся, святая, добрая дева! Господь с тобой! Своей скромностью, своими усердными молитвами и любовью к Богу ты заслужила себе великую милость: на тебя сойдет Святой Дух, и у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий, Спаситель мира.

Кроткая дева Мария не ожидала такого счастья и такой высокой чести. Она боялась поверить словам ангела и думала: «Неужели я, такая бедная дева, достойна быть Матерью Бога Иисуса Христа?»

Но потом, подумав, она скромно отвечала ангелу:

– Я раба Господня, пусть будет со мною, как хочет Господь Бог.

Ангел Божий тогда отлетел от нее на небо.

С этой минуты юная дева Мария стала знать, что от нее родится Сын Божий Иисус Христос.

Да, в каждой религии есть чокнутые фанатики, которые, прикрываясь верой, совершили много страшных поступков. Не о них, безумных, речь. Хотелось бы просто разобраться в первоисточниках. Чему учит Евангелие и чему учит Коран. Каким был Христос и каким был Мухаммед — ведь христианство и ислам основаны на их словах и поступках.
Христос никогда не брал в руки оружие. Он исцелял больных, кормил и учил людей, мыл ноги ученикам, исцелил воина, который схватил его в Гефсиманском саду, смиренно шел на казнь, простил не только Петра, который трижды отрекся от Него, но и на кресте молил о всех людях: «Прости их, Отче, ибо не ведают что творят!». Он исповедовал любовь, мир и прощение. И к верным, и к неверным. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного». (Евангелие от Матфея 5:33-45).
Жизнь пророка Мухаммеда была другой. Помимо многочисленных жен у Мухаммеда были наложницы, рабыни, 54-летний Мухаммед женился на 9-летней девочке, он нападал со своими воинами на торговые караваны, грабил, убивал, пытал пленных и торговал ими, совершал набеги на города и селения — за жизнь он совершил девятнадцать военных походов. В общем, мягко говоря, Мухаммед несколько отличался от Христа. А чему он учил? Давайте рассмотрим доктрины этой «мирной религии»:

КРЕЩЕНИЕ И ПРОПОВЕДЬ НА ГОРЕ

Когда Иисусу Христу было уже около тридцати лет, в еврейской земле явился пророк Иоанн и велел евреям готовиться ко встрече Спасителя.

Иоанн был святой человек. Он жил скромно и бедно, носил самую простую одежду из верблюжьей шерсти и питался растениями и медом диких пчел. Много людей собиралось к Иоанну послушать его наставления.

Важными составляющими духовной жизни взрослого является молитва, пост и чтение Священного Писания. Можно ли адаптировать все это к жизни ребенка? Как научить ребенка жизни по вере и избежать ошибок? Читайте об этом в нашей статье.

Трудно однозначно сказать, какой язык лучше использовать для обучения детей молитве — русский или церковнославянский, однако поскольку Церковь все-таки использует церковнославянский язык и, по всей видимости, он еще долгое время будет оставаться основным языком богослужения, то, конечно же, надо приучать к нему ребенка, чтобы происходящее в Церкви было для него понятным. Не только красивым и таинственным, но, прежде всего, понятным. Ну и, наверное, следует дополнять молитвы на церковнославянском языке какими-то молитвами на русском. Возможных вариантов много.

180 р

Вовсе не обязательно учить детей молиться своими словами. Вполне можно использовать молитвослов, (например такой), но при этом родителю придется объяснить ребенку каждое слово молитвы, а не просто подсунуть ему книжку и распорядиться: «Читай от сих и до сих!» Надо разобрать с ребенком каждую молитву, прежде всего «Отче наш». Я однажды спросил у одного восьмилетнего мальчика, как он понимает эту молитву. Он ответил: «Очи — это глаза. Наши глаза на небесех». Это мне сказал ребенок из православной семьи!

Если дети не справляются с церковнославянским текстом, обратитесь к русскому переводу. Для ежедневного молитвенного правила достаточно выбрать несколько коротких молитв и объяснить детям смысл каждой из них. Этого хватит на достаточно долгое время.

Иногда родители считают, что домашняя молитва должна быть каким-то торжественным мероприятием, собирающим вместе всю семью. Я не думаю, что к этому непременно нужно стремиться. Можно, конечно, делать и так, но не обязательно ежедневно. Единение в молитве уместно и желательно, например, если родители не смогли участвовать в Литургии вместе с детьми. В этом случае им предоставляется прекрасная возможность собраться в этот день за столом и отметить праздник небольшой семейной молитвой, объяснив детям: «Сегодня день Божий, воскресенье. Так получилось, что в храм мы не пошли. Давайте вместе помолимся дома, перед семейными иконами. Давайте вместе поблагодарим Господа!» Пять минут радостной общей молитвы помогут зафиксировать в душах главное, а это гораздо благотворнее ежедневной обязаловки: «Непременно всей семьей встанем на утреннее и вечернее правило!» — ведь кто-то может оказаться к этому не готовым. Получится переламывание себя «через колено», и эта искусственность прочувствуется всеми.

При этом некоторое понуждение детей к молитве, конечно же, допустимо. Важно, чтобы оно не превышало разумной меры, не превращалось в «духовное членовредительство».

Детский пост

Для взрослых пост — это прежде всего духовное усилие. Если меняется только рацион, а жизнь остается прежней, это постом назвать нельзя. А вот когда пост становится другой формой жизни, тогда отказ от определенных видов пищи только сопутствует тому, чтобы человек к себе был очень внимателен: следил за своими словами, мыслями, чувствами, был всячески сосредоточен на постоянном желании быть с Богом и очень сильно горевал, если у него это не получается.

И детский пост тоже ни в коем случае не должен превращаться в пустую, но обременительную формальность. Необходимо доходчиво объяснить ребенку, ради чего он будет поститься, вместе с ним подумать, какие именно действия окажутся для него посильной жертвой (но именно жертвой!). Подумай и реши сам, что ты принесешь Христу?

Мне кажется, это самое важное — вложить в ребенка знание, что пост — это движение, это путь ко Христу. У ребенка очень мало опыта веры, он в основном копирует своих родителей. А пост может стать личным опытом его общения со Христом. Если личный опыт общения со Христом в жизни человека был, он не забудется никогда. И даже если потом в жизни ребенка будут какие-то сложности — подростковый негативизм, уход из церкви, — эта память о Боге обязательно как-то проявится, потому что, как говорит авва Дорофей, «семена добродетели неистребимы».

Вся жизнь ребенка всегда сопряжена с жизнью семьи, и детский пост не может быть сам по себе, он всегда находится в контексте поста родителей. Пост — это элемент общей жизни семьи во Христе. Если семья постится не формально, а всерьез, то в семье будут традиционные внешние ограничения. Но при этом для каждого человека в семье пост остается его личным подвигом, потому что даже члены одной семьи не могут поститься одинаково: у одного ограничения по здоровью, у другого специфические условия работы. Тем не менее, наступление поста в семье должно быть четко обозначено. Должно быть понятно: что-то поменялось в жизни семьи на этот период. Так же, как чувствуется это в храме: приглушенный свет, изменение тональности песнопений, иной строй богослужения, хотя то же самое всенощное бдение, та же самая Литургия, но при этом какие-то элементы поста создают в душе особенный настрой.

Если в семье на пост выключается телевизор, то это должно быть каким-то образом обусловлено и понятно для всех. Конечно, хорошо, когда вся семья отказывается от чего-то. Но если родители исключают телевизор, который привычен для детей в остальное время года, это опустевшее пространство должно быть чем-то заполнено. Иначе пост будет восприниматься детьми как тяжелое, невыносимое время жизни, когда их лишают каких-то приятных вещей.

Постом надо чем-то заниматься: либо читать вместе с ними книги, либо подбирать полезные фильмы, но чтобы эти книги и фильмы давали и какую-то пищу для ума и сердца. Этот момент родители обязаны продумать.

Есть четкие элементы поста, например, отказ от чрезмерных сладостей и удовольствий. Посещение аквапарка во время Великого поста может быть исключено, но посещение музеев, концертов — это допустимо, потому что для ребенка это не просто развлечение, а элемент его развития.

Есть замечательная традиция — выпекать всевозможные традиционные постные блюда: на Крестопоклонную — кресты, на Сорок мучеников — жаворонков, на Иоанна Лествичника — постные булочки в виде лестницы. Если эти маленькие радости с детства закладываются в семейную традицию, они очень хорошо детской душой воспринимаются и отзываются в ней. Дети начинают любить пост и ждать его, потому что наряду с ограничениями в чем-то тут же наступает награда за подвиг, ответ на этот маленький детский шаг.

Детский пост должен быть ослаблен. Если кто-то по неразумию заставляет детей поститься по строгому афонскому уставу, заставляет выстаивать длинные богослужения, это может только сильно навредить. Грустно на таких детей смотреть, они практически все потом из церкви уходят, воспринимают веру родителей как страшную ложь и лицемерие.

Необходимо смотреть на устроение своего ребенка: может ли он жить с такими ограничениями или для него это непосильная ноша? Если ребенок учится в светской школе, родители не должны запрещать ему есть школьную пищу. Во-первых, таким образом ребенок ставится в неравные условия с другими детьми, во-вторых, он целый день ходит голодный. Мое мнение такое: если дети ходят в обычную школу, они должны есть то, что им дают. А дома пусть постятся.

В Рождественский пост у православных родителей часто возникает вопрос, как относиться к празднованию Нового года. Есть такое явление в нашей жизни, никуда нам от него не деться. Если неверующие дедушка и бабушка хотят увидеть своих внуков на Новый год, как им в этом отказать? Если они приготовили салат оливье, разве может ребенок от него отказаться и этим огорчить бабушку? Любовь выше поста.

Родители сами должны определить, с какого возраста их ребенок может начать поститься. Начинать нужно с малого, с того, что ребенку по силам, а то и с еще меньшего, постепенно увеличивая нагрузку. Это гораздо разумнее, чем сразу же задать высокую планку, а потом ее вынужденно снижать.

Помните: духовная жизнь должна доставлять ребенку радость. А когда ребенка «постят» насильно, можно сказать, что им манипулируют. Причем инструментом манипуляции являются очень важные, истинные, глубокие вещи, которые в этот момент лишаются своего смысла.

Чтение Евангелия

Не стоит превращать чтение Евангелия в обязательное семейное мероприятие. Все-таки Новый Завет не рассчитан на коллективное восприятие, если, конечно, речь идет не о богослужебном прочтении Евангелия или проповеди священника на евангельские темы. Благая Весть всегда адресована человеку лично. Гораздо важнее, чтобы родители сами перечитывали Евангелие и понемногу читали его детям, хотя бы перед сном, выбирая притчи или те места, которые связаны с предстоящим церковным праздником, и непременно всякий раз отвечая на их вопросы.

К сожалению, многие родители сами не любят читать Библию. Евангелие у нас почитаемое, но не читаемое, что там внутри, не всегда нас интересует. «Как вы молитесь?» — спрашивает священник. «Батюшка, я прочитала вечерние молитвы, одну главу Евангелия и две главы Апостола». Это одна из форм, так сказать, вычитывания молитв. То есть я прочел какую-то там главу Евангелия, неважно, какую именно, я ее прочел — значит, я с Богом расплатился. А просто читать Евангелие, чтобы с Богом пообщаться, чтобы вообще Бога услышать — такую потребность мало кто испытывает.

Способность нашего сердца откликаться на евангельские слова — верный признак того, что мы всерьез относимся к своей вере. Может быть, лучше читать не по главе в день, будто исполняя послушание, как мы привыкли это делать, а как-то иначе, — читать пусть совсем понемногу, но с распахнутым сердцем, чтобы, помолившись, расслышать обращенный именно к нам живой голос Божий…

Подробнее о детской духовной жизни читайте в книге протоиерея Алексея Уминского «Ребенок в семье и Церкви: как не навредить детской вере».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *