Еретик, это кто?

Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь. Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование.

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

«Ересь» в переводе с греческого αἵρεσις означает «направление», «выбор» или «течение». Термин, используемый в еврейском, исламском или христианском контекстах, подразумевает разные значения в каждом из них. В иудео-эллинистической культуре так обозначались философские или религиозные направления, школы и течения. Например, так называли религиозно-политические партии саддукеев и фарисеев. Лидер или основатель еретического движения — ересиарх, а люди, поддерживающие это учение — еретики.

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения.

Библейские значения слова «ересь»:

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).

Что такое Ересь? — Это сознательное отклонение от религиозного учения

В настоящее время слово «ересь» несёт негативный оттенок, но так было не всегда. В периоды большей религиозной терпимости, когда люди могли себе позволить собственный взгляд на ту или иную традицию, слово «ересь» понималось по своему прямому значению — «течение», «выбор», «альтернатива».

Допустим, есть некое Священное Писание и несколько его трактовок. Ни у одного толкователя нет монополии на мнение и права называть только себя авторитетом. Соответственно, получается два течения, две ереси. С этой позиции мы могли бы назвать католицизм, протестантизм и православие — тремя ересями христианской традиции.

Если мы называем кого-то еретиками, они могут так же называть и нас

Хотя предпочтительнее употреблять слово «ересь» не ко всем направлениям, а к тем, которые существуют помимо основной, ортодоксальной традиции. Но в то же время любая иная философская школа, считая себя самой истиной, вправе называть ортодоксальное течение ересью. Тут нет ничего оскорбительного, это нейтральное слово.

  1. Еретики — приверженцы ереси.
  2. Ересиархи — главы еретического течения.

Первые христиане — это еретики, с точки зрения иудаизма («Тайная вечеря», Да Винчи)

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Сущность и становление ереси

Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.

Ересь — это полное противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению

Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.

Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.

  • Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.
  • После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.
  • Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия.

На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.

К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).

Кто такие еретики

Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.

Историческое значение

Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).

К раннему периоду относятся следующие еретические учения:

  • евионитство;
  • керинфианство;
  • елкезаитство;
  • докетизм;
  • манихейство;
  • монтанизм;
  • хилиазм.

Историческое значение появления еретиков и раскольников состоит в том, что они вызывали церковь на усиленную интеллектуальную деятельность, тем самым побуждая ее к более точному формулированию и более подробному раскрытию своего учения. Конечной целью стала систематизация, которая для Восточной церкви была сделана еще в VIII столетии Иоанном Дамаскиным.

Суть учения и веры

В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.

Основные направления учений и веры еретиков:

  1. Отрицание одновременного наличия в Спасителе Божественного и человеческого начал.
  2. Мир — это арена для борьбы сил добра и зла.
  3. Упор на широкие социальные реформы.
  4. Призыв к равенству в имуществе или к полному отказу от любой собственности.
  5. Предсказание близкого наступления Царства Божия на земле.
  6. Отрицание таинства Причастия.
  7. Проведение крещения одним наложением рук.
  8. Отрицание культа Распятия.

Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.

Катары (от греч. катар — «чистый») убеждали людей, что церковь — это порождение дьявола, и поэтому необходимо создать новую. Центром вероучения стал город Альби (юг Франции), отчего само движение называли альбигойским. Оно пользовалось расположением графа Тулузского и было чрезвычайно влиятельным.

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:

  • св. Иринея Лионского;
  • св. Ипполита Римского;
  • Тертуллиана;
  • Оригена;
  • св. Киприана Карфагенского;
  • св. Епифания Кипрского;
  • Климента Александрийского;
  • Евсевия Памфила;
  • бл. Феодорита;
  • бл. Августина;
  • Евфимия Зигабена.

Причины появления

Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих. Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.

Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью. Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности. Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.

Внешний облик разодетых в роскошные одежды и раскормленных аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и апостолов. Еретики стремились возродить евангельскую простоту и бедность, требовали отказа духовенства от богатств и земельных владений. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество нищим, странствовали и проповедовали, питались подаянием.

С точки зрения простого человека, еретики были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».

Историческая справка

На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.

В интересах спокойствия, «оберегаючи матерь свою, святую церковь», Греко-Римское государство подвергает еретиков уголовному преследованию. Еще более фанатичны западноевропейские средневековые католические государства: они предают их сожжению, зачастую отказываясь различать настоящих еретиков от людей науки, которые не имеют отношения к церковным доктринам, но должны состоять в зависимости от их догматики. Такому примеру следуют древняя допетровская и отчасти послепетровская Русь.

Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:

  1. Нежелание язычников, иудеев и последователей восточного дуализма, приняв христианство, окончательно расстаться с прежним религиозным мировоззрением. Они пытались объединить в единое целое новые христианские доктрины со своими старыми.
  2. Стремление более сильных умов поставить учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским мировоззрением античного мира. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей — неисполнимое. Привело все к рационализму. Таким было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его отраслями.
  3. Самобытное богословствование учителей церковного предания и общего голоса Вселенского собора. При самоуверенности и самомнении отсутствие узаконенных начал влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.

Современные еретики

В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.

Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:

  1. Пятиде­сят­ни­че­ство, США. Ересиарх — Чарльз Фокс Пархэм. Придают особое значение крещению Святым Духом, понимают его как особое духовное переживание, тождественное эмоциональному состоянию апостолов на пяти­де­ся­тый день после вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Убеждены, что сила, получаемая в результате крещения, проявляется в способности говорить на иных языках.
  2. Антро­по­соф­ское общество (Вальдорф­ские шко­лы), Швейцария. Основатель — Рудольф Штайнер. Через свободно выбранные упражнения медитации каждый может развить в себе восприятие духовного мира. Подобная тренировка должна помочь личности стать более творческой, нравственной и свободной; стать человеком, который мотивирован исключительно любовью.
  3. Рериховское движение (Агни Йога, Духовный центр имени Сергия Радонеж­ско­го, Живая этика), СССР. Ересиархи — Николай Рерих, Елена Рерих. Верят, что многие религии противоречат друг другу, а их последователи уже давно отступили от главных оккультных истин, оставив ложные.
  4. Церковь последнего завета, Россия. Основатель — Сергей Тороп («Виссарион»). Представляет собой синтез авраамических религий, буддизма, индуизма, атеистического учения Карла Маркса, антитринитаризм, апокалептику и многого другого.
  5. Ивановство, СССР. Ересиарх — Порфирий Иванов. Культ совершенствования организма, единения с природой.
  6. Родноверие, Россия. Единый руководитель отсутствует. Провозглашают цель возрождения язычества, дохристианских и славянских обрядов.
  7. Богородичный центр, Россия. Основатель — Иоанн Береславский. Синкретическое движение, включает в себя некоторые католические догматы, софиологию, иудео-христианские и гностические воззрения. Цель — создать тоталитарное теократическое государство «Новая святая Русь» на территории бывшего СССР.
  8. Белое братство, СССР. Ересиарх — Юрий Кривоногов, Мария Цвигун. Руководители движения считают себя новыми ипостасями Триединого Бога, проповедуют свои доктрины.
  9. Международное общество сознания Кришны, США. Основатель — Бхактиведанта Свами Прабхупада. Условная группа индуистских течений Вайшнавизма. Считают Кришну единственным истинным богом, а всех остальных — его аватарами.
  10. Карма Кагью, Дания. Ересиарх — Оле Нидал. «Новый буддизм» соединяет в себе традиционную тибетскую культуру с европейской.
  11. Харизматическое движение, США. Руководитель — Деннис Беннет. Движение провозглашает, что в его общинах проявляются дары Святого Духа (исцеление, пророчество).
  12. Саентология, США. Ересиарх — Рон Хаббард. Культ ориентирован на людей, стремящихся к успеху и карьере. Представляет собой синтез буддизма, гностицизма, иудаизма, даосизма, философии Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда.
  13. Анастасия, Россия. Основатель — Владимир Мегре. Почитают мифическую женщину Анастасию, персонажа книг Мегре, обладающую паранормальными и оккультными способностями.
  14. Нью Эйдж, США. Ересиарх — Алиса Бейли. Проповедуют, что все в мире является божественным и обладает неограниченным потенциалом.

В православии с ересью надлежит бороться только аргументами и добротой

В православии, в его истинной природе, порицаются попытки очернять другие учения и пытаться уничтожить еретические организации. Протоиерей Олег (Стеняев) так говорит об этом:

Олег (Стеняев)

Протоирей

«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».

Но особенно полезно для православного человека прочесть то, что говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

Иоанн (Шаховской)

Архиепископ

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного” — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.

И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия — духом своим.

Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный.

По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти»

Православие — это путь доброты, понимания и заботы о ближнем. Потому допустимо попытаться еретика вразумить, но если это не получилось в первые пару бесед, стоит оставить человека в покое:

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»

3 глава послания Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся

Ересь может дать начало секте, а позже — религиозной традиции

Ересь искажает традиционное учение, отходит от него. Справедливо называть ересью те философско-религиозные школы, которые, оставаясь в лоне традиции, позволяют себе вольные, противоречащие канону интерпретации вероучения.

Скажем, если священник на проповеди начинает учить, что Царица Небесная — это женская ипостась верховного Бога христианства, такое мнение явно будет считаться ересью, потому что:

  • противоречит ортодоксальному учению;
  • расходится со священным Писанием и Преданием;
  • говорится при полном осознании противопоставления христианским догмам.

Но любой распространитель ереси может покаяться и отказаться от своих взглядов. Если же нет, то до тех пор, пока он со своими взглядами остаётся в лоне традиции, он считается еретиком.

Секта возникает тогда, когда некий человек противопоставляет своё учение традиционной религии и находит приверженцев. Развивая пример выше, можем сказать, что если некий проповедник, который учит, что Дева Мария — богиня, создаст организацию верующих в то же самое, она будет считаться сектой.

Формально это уже не ересь, так как учение существует уже вне традиции, а придерживается собственных, автономных догм. Само по себе слово «секта» тоже не несёт негативной нагрузки, хотя в настоящее время это мало кто знает.

Религия возникает на базе секты тогда, когда та официально признаётся государством. Скажем, гипотетическое общество верующих в божественность Царицы Небесной (из нашего примера) может стать полноценной религией где-нибудь в Китае, если его там признают власти. Но в то же время оно остается сектой в России, если здесь не произойдёт того же.

Собственно, именно такой путь и проделало христианство: из ереси в иудаизме оно сформировало секту и только потом, спустя несколько веков, стало признанной религией в Римской империи.

Самый известный ересиарх — Арий

Со словом ересь «в христианстве» в первую очередь ассоциируется имя Ария. По иронии судьбы мы мало знаем о нём самом и его учении, хотя имя это на слуху. Предположительно этот человек родился в Ливии. Известно, что он несколько раз имел церковные саны, но избирал пути, неугодные высшему духовенству.

Тем не менее, ему удавалось вновь и вновь возвращаться на новые посты и вести проповедь. Арий показал себя как довольно умелый проповедник, так что приобрёл немало приверженцев.

Арий — самый известный ересиарх

Один из главных камней преткновения традиционной церкви и арианства стало представление о троичности Бога. Собственно, в III–IV веке, когда жил Арий, это была одна из самых актуальных тем.

Христологический вопрос — так его называли. Богословы пытались сформулировать, какова роль Христа в мире, был ли Он сотворён, в каких Он отношениях с Богом-Творцом, кто главнее, одно ли и то же Они и т.д.

О представлениях Ария нам немного скажет его собственная цитата, дошедшая до наших дней:

«Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерождённый, ни часть Нерождённого (ни в каком случае), ни взят от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времён и веков, по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рождён, или сотворён, или основан, ибо Он не был Нерождённым, — вот за что нас преследуют».

В итоге потребовались крупные церковные дебаты, чтобы признать воззрения Ария ересью, а его самого — ересиархом. Но это непростая задача. Проблема для церковников была в том, что в Священном Писании не имелось сведений, которые бы опровергали взгляды Ария. Он пользовался поддержкой власти, был человеком ловким и дальновидным.

Но всё же его учение не выдержало испытания временем. Да и искренних сторонников, готовых жизнь отдать за арианство, было не столь много.

Есть легенда о том, что на Вселенском Соборе Арию дал пощёчину Николай Чудотворец. Она никак не подтверждается историческими событиями. Святой Николай вряд ли присутствовал на этом собрании. Однако это событие отражено в акафисте, а многие проповедники ссылаются на него, как на реальный факт.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

  1. Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
  2. Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

  1. Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
  2. Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

  1. чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
  2. чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Борьба католической церкви с еретиками

Еретики проповедовали «истину», тем самым подрывая основы могущества католической церкви, поэтому на них устраивались гонения.

Причины развития

Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.

Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:

  • противоречивые настроения народных масс;
  • разнообразные толкования христианского учения;
  • всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.

Преследования еретиков

Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.

Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.

В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.

Осужденные и приговоренные «апостолы Сатаны» принимали свою смерть настолько стойко, что вызвали ропот и беспокойство толпы, присутствовавшей при сожжении.

В то время основными очагами еретических движений считались земли Южной Европы. Общины строились по образу католических церквей, но при этом руководящие должности отводились и женщинам. Еретики в средние века назывались «добрыми мужчинами и женщинами». Исследователи более позднего времени стали называть их катарами.

Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.

Инквизиция и публичная казнь

Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы с еретиками была создана Инквизиция, представляющая собой тайный церковный суд, который с помощью практики анонимных донесений расправлялся с «посланниками дьявола на земле». В судебном процессе отсутствовала процедура следствия, он сопровождался длительными и жестокими пытками и заканчивался смертной казнью человека.

Зачастую обвинители и судьи даже не знали имени осужденных и обозначали их «обвиняемый номер один, номер два…». Средневековая инквизиция делегировала светским властям полномочие казнить иноверцев, однако всегда контролировала исполнение приговора. Путем публичного сожжения проводилась смертная казнь. Такое наказание носило массовый характер.

На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.

Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Святая инквизиция

В Средние века борьбой с ересью и еретиками занималась инквизиция – особый суд, созданный Католической Церковью, учрежденный в 1215 году папой Иннокентием III.

Папа Иннокентий III. Источник: Википедия

Главной задачей инквизиции было выяснить, виновен ли подозреваемый в ереси.

Обвиняемых допрашивали и применяли пытки. Если вина была доказана, подсудимого сажали в монастырь или церковную тюрьму.

Инквизитор допрашивает подозреваемого в ереси. Источник: Getty Images

Делом инквизиции было вернуть еретика в Католическую Церковь. Если же тот не поддавался и упорствовал, то Церковь объявляла, что отныне лишает его покровительства и защиты и передает светскому суду.

Пытки подозреваемого. Источник: Getty Images

В России также были попытки учредить выслеживание и наказание еретиков, но куда более мягкие.

В 1720 году при Петре I появился Морской устав – перечень обязанностей служащих морского флота. В одной из книг устава было указано, что того, «кто будет чернокнижник или идолопоклонник», будет ждать строгое наказание.

Петр I на портрете работы художника Жана-Марка Натье, 1717 год. Источник: Википедия

Через год, в 1721 году царь учредил Священный синод – высший орган церковно-государственного управления, для которого был написан Духовный Регламент. В нем была указана должность «протоинквизитора», в чьи обязанности входило наблюдение за духовенством и тем, насколько оно соблюдает правила Духовного Регламента.

При Екатерине I инквизиция в России была упразднена.

Ересь Хоруса

Серия фантастических литературных произведений, написанных по вселенной настольной игры «Warhammer 40000». Книги цикла рассказывают о событиях галактической гражданской войны задолго до времени, в котором развиваются события «Warhammer 40000».

2 июля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы «препарируем лягушку» особого сорта, в роли которой выступает слово «еретик».

Этот термин зачастую звучит как архаизм (что это?), но отнюдь им не является, поскольку все еще остается в нашем активном словаре и продолжает использоваться как в своем прямом, так и переносном значении.

И если кто-то из вас, едва заслышав слово «ересь», начинает представлять себе кровожадного инквизитора, пытающего отважного вольнодумца, это будет не слишком далеко от исторической правды.

А все началось в эпоху так называемого Классического Средневековья – тогда население Европы стало быстро увеличиваться, а это, в свою очередь, спровоцировало заметные изменения в культурной, духовной и социально-политической сферах жизни общества.

К концу XV в. институты католической церкви настолько усилились, что достигли практически повсеместного распространения. Под их влиянием оказалась не только вся Европа, но и многочисленные колонии, раскиданные по шести континентам.

Священники наживались на религиозности и невежестве простых людей, отпуская им грехи только за деньги (называли это индульгенцией). Гонения на науку стали общим правилом, а представители церкви выступали «единым флангом» с местными властями, заинтересованными в сохранении своих «дополнительных заработков».

Все это привело к началу Реформации (это как?) и все большему проявлению инакомыслия, которое тут же окрестили ересью.

Но что на самом деле это такое? Кого называли еретиками и какие еще значения этого термина существуют?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *