Эпоха великих реформ в России

Отмена крепостного права

После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881 гг.), вошедший в историю под именем Освободителя.

Неудача в Крымской войне вскрыла внутренние недостатки Российского государства.

Причины отмены крепостного права

  1. Крепостная система хозяйствования исчерпала свои возможности и тормозила экономическое развитие России.
  2. Экономика России развивалась экстенсивным путем за счет увеличения посевных площадей и усиления эксплуатации крестьян. Вместо того чтобы использовать передовую сельскохозяйственную технику и внедрять новые методы повышения урожайности, помещики увеличивали оброк и барщину.
  3. Крепостное право тормозило развитие промышленности из-за отсутствия рынка свободной рабочей силы. Неразвитость промышленности и транспортных путей в свою очередь подрывали обороноспособность России.
  4. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой и поднимали стихийные бунты.
  5. Крепостное право вредило международному авторитету России: западноевропейские державы смотрели на нее как на варварское отсталое государство, в котором существует рабство.

Отмена крепостного права повлекла за собой преобразования во всех областях государственной и общественной жизни.

Правительством был предусмотрен ряд мер по перестройке системы местного управления, судебной системы, армии, образования.

В 1857 г. был создан Секретный комитет по подготовке реформ под председательством императора. В 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В комитете сложилось два мнения относительно отмены крепостного права. Большинство помещиков предлагало освободить крестьян без земли или с маленькими наделами. Меньшинство предлагало освободить крестьян с землей за выкуп. Александр II пришел к выводу о необходимости наделить крестьян землей, чтобы избежать народных волнений.

19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включавшее в себя 17 законодательных актов, было подписано Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено освобождение 22,6 млн крестьян от крепостной зависимости.

Помещики были обязаны наделить своих бывших крепостных приусадебной, пахотной и сенокосной землей в определенных размерах. Крестьяне должны были оплатить полученную от помещика землю деньгами, а за неимением денег — отработать ее стоимость в течение девяти лет, продолжая нести прежние повинности. Долг за землю был коллективным, т. е. с помещиком рассчитывался не крестьянин, а крестьянская община.

Фиксированная цена на землю установлена не была. Цену назначали сами помещики, что привело к завышению ее реальной стоимости в несколько раз. Всего крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд рублей, т. е. вчетверо больше того, сколько стоила переданная им земля.

До выплаты помещику денег крестьяне считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика и за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк).

Все губернии делились на три полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей.

На большей части территории страны сохранялась общинная форма землепользования. Общинная собственность на землю ограничивала предпринимательскую инициативу крестьян и тормозила экономическое развитие деревни.

Вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность при разорении, в случае болезни или смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

В тех регионах, где до реформы не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Сибирь и т. д.), устанавливался подворный порядок землевладения.

Для других категорий крестьян — удельных (принадлежавших царской фамилии), государственных и крепостных рабочих — отмена крепостничества имела свои особенности.

Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы и на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие, главным образом на уральских заводах, получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Весной-летом 1861 г. крестьяне, не получившие, как ожидали, «полной воли», подняли множество восстаний. Возмущение вызвали: обязанность платить оброк и исполнять барщину; лишение значительной части земли; необходимость выкупать землю у помещика. В 1861 г. произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших были выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.

Земская реформа

В 1864 г. была проведена реформа местного самоуправления (земская реформа). Были введены выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) органов. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза.

Земства несли ответственность за народное образование, народное здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями.

Городская реформа

В 1870 г. было издано «Городовое положение», по которому в 509 из 1130 городов вводилось выборное самоуправление — городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоявшую из городского головы (также избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных предприятий, банков). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением сугубо хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Судебная реформа

Судебная реформа содержала совершенно новые принципы — полное отделение судебной власти от административной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд был устным и гласным; суды проходили без участия административной власти; основной формой судопроизводства был состязательный процесс. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел.

В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания и клеймами по приговорам гражданских и военных судов.

От телесных наказаний освобождались женщины. Сохранялось наказание розгами для крестьян, ссыльных, каторжных и солдат.

Военная реформа

В 1864 г. было принято Положение о военно-окружных управлениях, на основании которого территория России была поделена на 13 военных округов во главе с командующим войсками военного округа. Были уничтожены военные поселения. Повысился уровень образования офицеров армии путем создания военных гимназий и юнкерских училищ. В 1874 г. была введена всеобщая и всесословная воинская повинность. Воинскому призыву подлежали все молодые люди, достигшие 21 года, а правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев. Призыву не подлежали единственный сын у родителей и единственный кормилец в семье. Взятые на службу числились в сухопутных войсках 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте — 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе).

Результатом реформы было создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

В 60-е гг. ХХ в. по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 70-х гг. ХХ в. завершилось техническое перевооружение армии.

Реформы в области просвещения

В 1863 г. был принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию: введение выборности ректора, деканов. Университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. было принято Положение о начальных народных училищах. В 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении в них всех сословий. Получило развитие женское образование. В 60-х гг. Х²Х в. вместо закрытых женских учебных заведений стали организовывать открытые, с допущением девушек всех сословий. В 1870 г. было утверждено новое Положение о женских гимназиях. Потребность в высшем женском образовании привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Реформы в области печати

В 1862 г. главное управление цензуры было закрыто. В 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры сочинения объемом не менее десяти, а переводные — не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй. Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в. уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию — доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические и иные предпосылки для буржуазных реформ в России. Феодальные производственные отношения становятся препятствием для развития капиталистических производительных сил. Россия вступает в полосу кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

К ним следует отнести следующие:

Социально-экономические предпосылки:

1. В промышленности интенсивно шел процесс вытеснения вотчинной и посессионной мануфактуры капиталистической фабрикой с наемными рабочими.

Уже к 20-м годам вольнонаемные рабочие в промышленности составляли 50%, а к 60-м – абсолютное большинство. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.

2. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.

3. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

Основным источником существования для большинства дворян становятся государственная служба, предпринимательская деятельность, интеллектуальный труд, а не доходы с земельных владений.

5. Происходит разорение крестьянства, отрыв его от земли, распространяется практика отходничества.

Политические предпосылки:

1. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.

2. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

3. Кризис переживает феодальная государственность, абсолютизм вынужден использовать буржуазные методы управления (Государственный совет, систематизация законодательства).

4. В судах царили взяточничество, произвол, затягивание дел.

Идеологические предпосылки:

1. Мощный удар по феодальной идеологии нанесли идеи, провозглашенные Великой французской революцией.

2. К 60-м годам в России складывается три основных политико-идеологических лагеря:

– официально-правительственный консервативный лагерь, который стоял на позициях теории официальной народности, стремился сохранить незыблемость самодержавия;

– либеральный лагерь, проповедующий эволюционное капиталистическое развитие без социальных потрясений по западноевропейскому образцу (западники) или по особому русскому пути (славянофилы);

– революционный лагерь, который моделью будущего развития видел насильственное свержение феодального строя с целью построения общества на основе социального равенства, однако этот лагерь также выражал интересы капиталистического развития.

Несмотря на полярность точек зрения, все они сходились в необходимости разрешения крестьянского вопроса, приспособления государственного аппарата к новым условиям. Различия же состояли в формах, средствах, глубине и целях преобразований.

В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Царское правительство, поставленное перед фактом усиления крестьянского движения против крепостников, вынуждено было заняться вопросом освобождения крестьян от крепостной зависимости.

В. И. Ленин в статье «Пятьдесят лет падения крепостного права» подчеркивал, что «отмена крепостного права была проведена не восставшим народом, а правительством, которое после поражения в Крымской войне увидело полную невозможность сохранения крепостных порядков».

Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.

В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А. Орлов).

Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

В 1858-1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.

Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы.

Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.

В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В их вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце 1860 г. В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главных стадии:

1) освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;

2) превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» – сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» – создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.

Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.

Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия: 1) крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет; 2) в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.

Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока шести лет.

Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.

Эти органы стали основой для участие крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.

После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (конец I860 — начало 1861 гг.). Давление оппонентов и «слева» и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *