Екатерининская церковь алапаевск

Недалеко от Алапаевска, в старинном селе Невьянском (в народе его называли Монастырским, а с 1962 года переименовали в Кировское) до 1783 года существовал мужской Богоявленский монастырь. Там была деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Именно её, разобрав по брёвнам, привезли в Алапаевск в 1792 году.

Со временем старые лиственные брёвна пришли в негодность, встал вопрос о замене сгнившего дерева кирпичом, но денег с добровольных пожертвований не хватало. И тогда за строительство новой церкви на свои личные средства взялись благочестивые купцы: Николай Иванович Абрамов и Константин Григорьевич Черных (это была его жертва Богу за усопшую в 1870 году его трёхлетнюю дочку Клавдию). Красивую каменную церковь построили неподалёку от деревянной, в 1915 году освятили. Деревянную разобрали. Нынешний иконостас подарок для церкви от рабочих металлургического завода изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских. По старым клировым ведомостям «притчу в ней по штату не положено», «утвари достаточно». Для служения в неё приезжали священнослужители из Алексеевского храма, к которому она была приписана.

Начались безбожные времена. В 1932 году Свято-Троицкий (Алексеевский) собор закрыли, затем устроили в нём хлебозавод. Екатерининская церковь осталась действовать, но её (как и почти все храмы в епархии) захватили нечестивые обновленцы. Только с Великого Четверга 1944 года, когда вновь стали служить и причащаться православные, в ней восстановилось истинное богослужение по православному чину.

Много видела эта церковь хорошего и плохого. Когда были особенно трудно, Господь всегда подавал Свою вышнюю помощь и утешение. Например, в октябре 1918 года в неё были привезены тела Святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. А ранней весной 1954 года в церковь привезли чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», сохранённый у настоятельницы Бобровского женского монастыря, схиигумении Таисии, в деревне Калганово. После молитв к Царице Небесной перед этой иконой, неоднократно происходили исцеления, о чём свидетельствуют дары на иконе.

В 1995 году церковь была приписана к мужскому монастырю Новомучеников Российских, и сейчас, как и много лет назад, снова является подворьем мужского монастыря.

Екатеринбургской митрополии Русской Православной Церкви, образована 28 дек. 2018 г. решением Синода выделением из Екатеринбургской (см. «Екатеринбургская и Верхнетурская епархия») и Каменской (см. «Каменская и Камышловская епархия»). Включена в состав Екатеринбургской митрополии. Объединяет приходы в административных границах Ирбитского, Махнёвского, Алапаевского городских округов муниципальных образований, городов Алапаевска, Ирбита, городских округов Артемовского, Режевского, а также Тавдинского, Туринского, Байкаловского, Слободо-Туринского, Таборинского районов Свердловской области. Кафедральный город – Алапатьевск, кафедральный собор – Свято-Троицкий в Алапатьевске. Правящий архиерей – Леонид (Солдатов). Епархия включает 6 благочиннических округов: Алапаевский, Артемовский, Режевский, Ирбитский, Тавдинско-Туринский, Байкаловский. В Алапаевской епархии действует 88 приходов, в клире состоит 48 священнослужителей (45 священников, 3 диакона), 3 монастыря (1 мужской, 2 женских). При епархиальном управлении работают отделы: религиозного образования и катехизации, по делам молодежи, миссионерский, по церковной благотворительности и социальному служению, информационный, юридический, по противодействию наркомании и алкоголизму.

Святыни и :

В Алапаевске в храме во имя великомученицы Екатерины хранится чтимая икона «Скоропослушница». Икона была написана в 1904 г. в афонском Пантелеимовом монастыре настоятельницей Бобровской Свято-Алексеевской женской обители. В годы гонений икона явила чудо, сохранив себя от поругания. В 1928 г. при закрытии Бобровского монастыря безбожники хотели выбросить икону из храма, но не смогли пронести ее и несколько шагов. Настоятельница и сестры спрятали икону, затем увезли в деревню Калганово. В 1954 г. иеромонах Павел (Чазов) и казначей Екатерининского храма А. П. Сажин, выполняя завещание схиигумении Таисии, бывшей настоятельницы Бобровского монастыря, перенесли икону в Екатерининский храм Алапаевска. В алапаевском во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской монастыре пребывают привезенные из Иерусалима мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары.

Монастыри

Действующие: Туринский во имя святителя Николая Чудотворца (женский, в Туринске, впервые упоминается в 1624, первоначально мужской, в 1822 преобразован в женский, закрыт 1928, возрожден в 1995), алапаевский во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской (мужской, в Алапаевске, учрежден в 1995), во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны (женский, в Алапаевске, учрежден в 2005).

Упраздненные: Нейвинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (мужской, на реке Нейве в Ирбитском уезде Пермской губернии, основан до 1621, упразднен ранее 1785), Красносельский в честь Покрова Божией Матери (женский, в Ирбитском уезде Пермской губернии, основан в 1848 как община, преобразованная в монастырь в 1899, закрыт в 1924), Кыртомский в честь Воздвижения Креста Господня (мужской, в Ирбитском уезде Пермской губернии, основан в 1871 как община, преобразованная в монастырь в 1893, закрыт в 20-х годах XXв.), Бобровский Алексеевский (женский, на реке Бобровке, близ современного села Фоминского Алапаевского района, основан в 1895 как община, преобразованная в монастырь в 1915, закрыт в 1928).

Лит.: Определения Свящ. Синода от 28 дек. 2018 // ЖМП. 2019. № 2. С. 8.

Свято-Троицкий собор. Склеп — место временного захоронения алапаевских мучеников

В городе Алапаевске в настоящее время существует два действующих храма. Свято-Троицкий собор — один из стариннейших храмов Екатеринбургской епархии. Храм построен в 1702 году на средства прихожан, жителей Нейво-Алапаевского завода, однопрестольный в честь св. человека Божия Алексия. Впоследствии в разные годы были пристроены колокольня и два придела в честь Пресвятой Троицы и Архистратига Михаила. Большие размеры и три придела дали основание Святейшему Синоду присвоить храму в 1912 году статус собора. Период гонений на Церковь не обошел и этот храм, с 1932 по 1992 год, храм пребывал в поругании в нем размещался хлебозавод. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. Этот храм (как и храм св. Екатерины, нынешнее подворье монастыря) посещали в 1918 году Великие князья Романовы и Святая Елисавета, находясь под стражей в Напольной школе. Как членам Императорской фамилии им оказывалось со стороны священства внимание, но посещение церкви было единственным утешением для князей только в первый месяц пребывания в Алапаевске.

28 сентября 1918 г. в город вступили части 15-го Курганского Сибирского стрелкового полка под командование полковника И. С. Смолина. В Алапаевске была создана Временная Военно-Следственная Комиссия, председателем комиссии был назначен прапорщик М. Ляховский. Следователем по Делу убийства князей Дома Романовых был назначен Член Екатеринбургского Окружного Суда Иван А. Сергеев. Старшим милиционером Т. Мальшиковым, этим прирожденным сыщиком было обнаружено место злодеяния, каменно-угольная Нижне-Селимская Шахта. С 7 по 11 октября на поверхность были подняты все тела мучеников (Тело Великой княгини Елисаветы Феодоровны было поднято 11 октября). Медицинскую экспертизу проводили в здании катаверной (морга), находившейся радом с Екатерининской церковью. Экспертиза установила причину мученической кончины Романовых. На месте катаверной 27 июня 2003 года был установлен Памятный Крест.

Останки преподобномучениц Елисаветы, Варвары и тела Великих Князей в 1918 г. пребывали в обоих храмах города Алапаевска. 18 октября тела были перенесены в Екатерининскую церковь, где была отслужена заупокойная всенощная. «Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь храма. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. …После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыки «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены и вход в склеп заложен кирпичом». Так мог описать похороны Алапаевских мучеников, несомненно, человек, который мог непосредственно участвовать при этих событиях.

Игумен Серафим (Кузнецов), сопровождавший тела Алапаевских мучеников через Сибирь в Китай и далее во Святую Землю Иерусалим, в своих воспоминаниях указал на то, что Заупокойную службу служили собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников.

При отступлении Белой Армии на восток, Алапаевск был оставлен без боя, но при этом было принято решение вывезти тела Алапаевских мучеников с отступавшими частями по железной дороге в сибирь. 14 июля 1919 года восемь гробов погрузили в товарный вагон, при этом сохранился рассказ как это происходило. Специально к вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа протянули канатный трос, по которому переправляли гробы прямо в вагон. Остались также воспоминания, что какое-то время после отправления гробов из Алапаевска в Склепе горела лампада.

Место временного захоронения Алапаевских мучеников — Склеп, каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд собора. В советское время долгое время находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки Алапаевского хлебозавода. С передачей храмового здания Церкви, с 1991 года начались восстановительные и реставрационные работы в соборе, 8 августа 1999 года Свято- Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Началось восстановление святыни, Склепа. Расчистка была выполнена к приезду Патриарха всея Руси Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор, за два года до празднования храмом своего 300-летия.

Алапаевск получил начало в 1639 г. и был на первых порах небольшим поселком, населенным государственными крестьянами и состоявшим в владении Мурзинской слободы. В этом же году князь П. И. Пронский… основал Мурзинскую слободу и дер. Алапаиху для заселения их частью собрав вольных людей, не имевших земли, частью переведя крестьян из существующих поселков на речке Нейве…

В 1682 г., по донесению мурзинского приказчика, «Мурзинскую слободу воровские татары до конца разорили, храм и государевы житницы сожгли, а крестьян на полях всех побили и деревни все выжгли, и скот отогнали», посему в 1685 г. крестьяне дер. Алапаихи просили мурзинского приказчика Кондратия Хворова отвести им после башкирского погрома пустопорожнюю землю под пашню и сенные покосы с устья речки Алапаихи за реку Нейву на Каменку речку и далее, каковая просьба их и была удовлетворена.

В 1703 г., вследствие обнаружения хорошего качества железной руды в окрестностях Алапаихи, построен был казенный чугунно-плавильный завод на речке Алапаихе; в 1704 г. завод этот был уже отдан Никите Демидову и сыну его Акинфию, который установил судоходный путь по реке Чусовой и содействовал устройству между Алапаевским и Екатеринбургским заводами сухопутного сообщения… В 1781 г. Алапаевский завод был сделан уездным городом, а в 1797 г. упразднен и присоединен к Верхотурскому уезду с наименованием заштатного города.

За маловодьем пруда Алапаевского завода впоследствии (не ранее 1810 г.) заводские плотины и фабрики были перенесены с речки Алапаихи на реку Нейву, весьма обильною водой. В конце XVII ст. жители дер. Алапаихи и других смежных с нею деревень в виду дальнего расстояния до приходского Мурзинского храма стали ходатайствовать перед тобольским епархиальным начальством о постройке в их селении храма и образовании самостоятельного прихода. Ходатайство жителей было удовлетворено и в 1702 г. ими был построен на собственные средства небольшой каменный храм во имя праведного Алексия, человека Божия.

В 1771 г. разрешено было деревянные потолки храма и колокольню заменить каменными и пристроить к Алексеевскому храму каменный придел во имя Архистратига Божия Михаила. Вновь сооруженный придел в 1776 г. был освящен архимандритом Невьянского Богоявленского монастыря Исаией. В 1793 г. Алапаевскому причту и старосте дано было разрешение пристроить на средства прихожан к существующим Алексеевскому и Михайловскому храмам с восточной стороны новый холодный каменный храм во имя Св. Живоначальной Троицы и перестроен храм Алексеевский.

8 декабря 1798 г. в Алексеевском храме случился пожар, во время которого сгорела вся деревянная крыша с главами на обоих приделах и перилами на колокольне. Вследствие этого устройство Троицкого придела затянулось, и он освящен был лишь в 1816 г. В то же время каменная колокольня храма, вследствие слабого грунта земли, стала отходить от стен храма и грозила падением, посему в 1831 г. колокольня была разобрана и вместо нее в течение 1832 – 33 гг. была выстроена новая, существующая и до сего времени.

Алексеевской церкви принадлежат следующие здания: 12 каменных корпусов и один деревянный с лавками, переданными в ведение церкви заводовладельцами в 1856 г.; деревянный одноэтажный дом, построенный на средства церкви в 1891 г. для Алексеевской церковно-приходской школы; деревянный одноэтажный дом с двумя деревянными флигелями и усадьбой, купленный в 1900 г. на средства церкви для квартир младшему причту церкви.

Постоянных жителей в приходе числится 4723 души муж. пола и 5322 жен. пола. Кроме сего, в приходе временно проживает от 2000 до 3000 душ обоего пола мастеров и рабочих, прибывающих в Алапаевск из разных мест на заводские работы. Жители города – крестьяне занимаются главным образом работами заводскими, а жители – мещане большею частью состоят на службе в заводских конторах, на должностях заводских надсмотрщиков, штейгеров, надзирателей и смотрителей; жители деревень занимаются хлебопашеством и извозом. Все прихожане Алексеевской церкви русские, православные.

Ежегодно в начале мая месяца из приходского храма совершаются в нескольких местах молебствия и окропляются водой заводские фабрики и машины. Этот крестный ход установлен по просьбе прихожан и заводской администрации, когда заводской отчетный год кончался 1 мая. В состав прихода входят деревни: Алапаиха, Глухих, Верхняя Алапаиха, Устьянцева, Мостовая. В следующих деревнях прихода есть часовни: в дер. Алапаихе в честь св. пр. Илии; в дер. Устьянцевой в честь апост. Петра и Павла; в дер. Верхней Алапаихе в честь Вознесения Господня и в дер. Толмачевой в честь св. и чудотв. Николая.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902.

Алапаевск находится в трех часах езды от Екатеринбурга и представляет собой тихий провинциальный городок. Живописная местность, река, двухэтажные деревянные домики. К сожалению, здесь повсюду сохранены советские символы и названия улиц, и внешне ничто не напоминает о святых людях, принявших здесь мученическую смерть 95 лет назад. Вряд ли задумываются о них и местные жители. Удивленная хозяйка гостиницы, увидев нашу большую шумную группу из 20 человек с жалостью спросила: «Вы из Петербурга? И что вы тут делаете?…» Да, память о трагедии, произошедшей в этих местах, еще нуждается в осмыслении для большинства нашего народа, но православными людьми она сохраняется бережно.
В Алапаевске находится небольшой женский монастырь в честь св. прмч. Великой княгини Елизаветы. Сестры живут в здании бывшего детского сада, во втором этаже которого расположен небольшой домовый храм. И хотя монастырь бедный и маленький, но во всей его простой обстановке чувствуется необыкновенная благодать. Нас накормили просто, но очень вкусно, мы подали записочки и совсем не хотели уходить из этого святого места. Но нас ждали в Мемориальной комнате Напольной школы.
Именно в этой школе последние два месяца своей жизни содержались Алапаевские мученики. Сегодня это здание остается школой-четырехлеткой, а в одной из комнат размещен музей – Мемориальная комната. Хранительница музея – самоотверженная женщина, педагог Татьяна Васильевна. Если бы мы не были ограничены временем, она могла бы до утра рассказывать нам о Великих князьях, об их любви к Отечеству, об их готовности постоять за свою Родину, о последних днях жизни узников. Это были золотые люди своего времени, на примере жизни которых должно воспитываться подрастающее поколение. А плоды этого воспитания видны уже сейчас — ученики школы, часто посещающие Мемориальную комнату, заметно отличаются от своих сверстников.
В Алапаевске мы посетили и Свято-Троицкий храм, побывали в склепе, где в 1918 году покоились мощи прмч. Великой княгини Елизаветы Федоровны, инокини Варвары и Великих князей рода Романовых. В старинном храме святой Екатерины мы помолились на Всенощном бдении, за которым пел хор наших паломников, среди которых было два регента, обе Екатерины. В этом храме происходило отпевание Алапаевских Мучеников.

По дороге в Алапаевск — природа Среднего Урала

Перед гостиницей в Алапаевске

На улице Алапаевска

В женском монастыре во имя прмц.Великой княгини Елисаветы Федоровны

Монастырь маленький и расположен в здании бывшего детского сада, но покой и благодать этого места поразили всех наших паломников

Перед школой, в которой содержались Великая княгиня Елисавета и Великие князья

Экскурсия в Мемориальной комнате

Матушка Великая Княгиня
Было, Вы смотрелись как богиня.
Рамки света сделались малы? —
Матушка, Великая Княгиня,
Где же Ваши пышные балы?
Что ж Вы всё в монашеской одежде
Ходите — еще в расцвете лет?
Видывал ли это где-то прежде
Царский и дворцовый этикет?
Что же не в парадном тронном зале
С той поры, как пальчики в золе
Князя по кусочкам подобрали,
Взорванного бомбою в Кремле?
Разве не сестра Императрицы?
Как же это — без обиняков
Деньги все — на нищих и больницы,
Силы — на больных и бедняков?
Были ведь богаты, в самом деле.
Что же не в шелках, не в соболях?
Руки от работы огрубели,
Ночи напролет в госпиталях.

Где же Ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате-серебре?
…Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе…
Разве Правда Нового Завета
Только в древних ризах-образах?
Матушка для всех Елизавета,
Раз за всех в молитвах и слезах.
Это мы не доглядели, ах ты! —
Русь втянули в злобы черноту.
Матушку швырнули в пропасть шахты
За её любовь и доброту.
Только где предел добру и ласке?
Умирая в адской глубине,
Делала Княгиня перевязки,
Таяла в молитвенном огне…
Вы — святая, выше, чем богиня!
Со Спасителем на Небеси
Матушка, Игуменья, Княгиня
Нашей, в шахту сброшенной, Руси.

Прот.Андрей Логвинов

Наш замечательный экскурсовод — Елена Викторовна, родная племянница легендарного разведчика Николая Кузнецова
+ материал о разведчике Кузнецове на Википедии

Троицкий собор, в котором отпевали Алапаевских Мучеников

Перед входом в склеп

Храм св.вмч.Екатерины, где мы сподобились послужить Вечернюю службу. В хоре пело две наших Екатерины. Здесь находились тела Алапаевских Мучеников после извлечения их из шахты в октябре 1918 года

Крест на месте сооружения, где омывались тела Алапаевских Мучеников

В храме св.Екатерины

Композиция

Ребенок уснул

Необычная икона св.Анны пророчицы

Портрет владыки Мануила и владыки Иоанна под Распятием

После службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *