Единорог рог

Эпиграф
«Где тот мальчик, которым когда-то я был…»
В детстве было много интересного и веселого от взрослых — игры, загадки, «забавности»
и «интересности». Вот, по волнам далекой и близкой памяти… Что насобиралось.
1. Загадка: «Один глаз, один рог, но… не носорог. Кто это?»
Одна знакомая рассказывала, что дочку в детстве папа заинтриговал и долго «мучил» загадкой:
«Один глаз, один рог, но… не носорог. Кто это?»
Дочка не могла отгадать, бегала жаловаться к маме, чтобы папа сказал,
но он всё равно не сдавался: «Думай!».
Немного помучайтесь и Вы сами. Потом скажу отгадку (в конце*).
Главное, я понял, сразу нельзя сдаваться с отгадкой — тем забавнее и интереснее
ребенку…
А теперь про игры. Когда нечем занять ребенка (уже не очень маленького) и ничего под
рукой нет. Вспоминаем про то, что руки-то есть.
2. «Спорим, что у всех два носа?!»
Не верите?!
Хорошо. Скрестите указательный палец со средним. Ссредний поверх указательного.
В полученную букву V (побольше V сделать!) суньте кончик носа.
Поводите туда-сюда.
Ну, как?
Глаза говорят одно, а наощупь?
Потрогайте у соседа нос. Ого! Все — двухносатые!
Теперь быстро убегайте, а то и у Вас найдут второй. Я бы не дался!
P.S. Указательный палец надо полукругом держать. Чем шире расстояние между
перекрещенными пальцами — тем явственней эффект двухносатости ощущается.
3. Проверка – «Кто в доме хозяин?»
А пальцы, оказывается, могут хулиганить и не слушаться нас!
Вытяните руки перед собой. Ладони — тыльной стороной параллельно друг к другу.
Как будто отгребать назад будете сейчас.
Перекрестите вытянутые руки, растопырьте пальцы и ладони сожмите так, чтобы пальцы прошли между пальцами, затем пальцы сгибаем в замок.
Эту конструкцию, не разжимая рук, выворачиваем снизу вверх, к груди и держим перед носом.
Пусть теперь вам показывают, каким пальцем шевелить, а вы должны им вверх-вниз
откликаться.
Для самостоятельной тренировки, если рядом никого нет, сами мысленно выбираете палец и шевелите им.
Ага! Вам показывают на палец, вы хотите пошевелить им, а шевелится со-о-овсем другой!
Что?! Нормально? Тем, которым указали, удалось?
Тогда, пусть показывают дальше, другой палец — сейчас собьетесь!
Потом предложите ребенку, можно соседям по работе, создать свою «конструкцию».
Но теперь — вы будете указывать, каким им пальцем шевелить.
Коварный совет — выбирайте вразнобой, а не подряд, и не касайтесь пальца при указании — будет труднее ориентироваться, каким шевелить.
И еще — при должной тренировке вас долго «сбить» не смогут — шевелить будете правильно. И детей обнадежьте. Главное не смеяться над тем, что у них сразу не получается.
А наоборот, смеяться надо над тем, что пальцы — проказники, перемешались, и не поймут
в «толпе», кого вызывают на гимнастические упражнения.
На-а-адо тренироваться…
4. Полет в невесомости
Ребенку:
— Космонавтом хочешь ощутить себя? Невесомость испытать? Как будто взлетаешь.
Тогда смотри!
Руки опустить вдоль туловища. Крепко взять взяться за штаны и начать тянуть в стороны —
сильно, сильно, как будто галифе хочешь из штанов сделать.
Что такое галифе? Потом объясню, ты давай тяни, но штаны не отпускай.
Теперь, не отпуская, прекрати тянуть и… быстро разжимай пальцы. Взлетаем!
Руки сами вверх подниматься начинают, как крылья, а в теле такая легкость обра-
зовалась… Парим!
(Ну, всё — мамы за штаны убьют того, кто покажет это ребенку, если «полеты» понравятся. А галифе снова войдут в моду.)
Кстати, тянуть надо — секунд 5.
Часто сразу повторять — эффект сглаживается.
Нужно передышки делать. Кто сейчас в джинсах, штанах — попробуйте.
Эффект невесомости — интересная штука.
5. Кар-Кар или Фыр-Фыр (Для маленьких и еще меньше)
Играют – мама и ребенок.
Или – мама, папа, ребенок. Или – мама, папа, ребенок, сестренка, братишки, дяди, тети и все-все-все.
Сначала родители показывают. Машут, трепещут ладонью в воздухе:
— Ой, кто это? Ворона?! Полетела, полетела — села. Устала.
Ладонь полетала, полетала сверху вниз и остановилась, обвиснув в воздухе.
В действие вступает вторая рука, первая «сидит».
— Ой, а это кто? Тоже ворона?! Полетела, полетела — и тоже села.
Села, захватив кожу на первой ладони, большим и указательным пальцами, и оттянув кожу. Застывает.
— Посидели, посидели…
Качаем конструкцией вверх-вниз, вверх-вниз… Пауза.
— И полетели: ФЫР-ФЫР-ФЫР! Кар-кар-кар!
Вороны-ладони, быстро порхая, разлетаются в стороны.
Но это не все. Начинаем снова, и повторяем тоже самое, но теперь с участием ребёнка. Сначала прилетает мамина «ворона». Затем ребёнка.
Берете его руку, если он со-всем маленький и помогаете изобразить прилет его «вороны»,
которая садится на руку мамы.
Затем прилетают еще «вороны», то мамы, то папы, то ребенка и садятся друг на друга.
— ОГО! Сколько прилетело! — Посидели, посидели… (качаем все вместе огромной конструкцией вверх-вниз, вверх-вниз.)
– И полетели: ФЫР-ФЫР-ФЫР! Кар-кар-кар!
Все разлетаются!
Самое забавное — с совсем маленькими.
У них пальчики маленькие и они только тыкают в руку взрослого, но как блестят и смеются
глазки ребенка, когда «ФЫР-ФЫР-ФЫР!».
Интересно… Никогда не пробовал слёт и разлёт вороньей стаи более чем из шести штук. Наверное, впечатляющее зрелище!
А главное, что с совсем маленькими играть можно.
Они еще говорить не умеют, но им очень нравится. На них и рассчитано.
6. Из серии Забавности. «А что у нас на обед? Клад?!!»
Ребёнок не очень хочет кушать? Организуйте поиски клада!
— Мама, а что на обед? Пюре? А с чем? Загадка?! Какая? Найду клад — узнаю? Ой, а что так много пюре? Там клад закопан?! Осторожно копать? Сначала пюре съесть?
— Мама! Там котлета! Ой, и кружочек огурца!
Очень хорошо искать котлеты… сосиски… сардельки.
Чем меньше размером и больше количество, тем любопытнее – а что там еще?.
В манной каше попадаются, оказывается — вишенки, курага, бананы.
А в пюре — иногда жареные куриные окорочка.
Главное хорошо спрятать и замаскировать. Что-то есть захотелось…
Кстати, устраивая День рождение ребенку, можно для всех маленьких (и не очень) гостей
поиск кладов организовать.
7. Хулиганское: «Знаете, как рак моргает?»
Так, никто не видит? Подошли к зеркалу.
Протянули руки к зеркалу и показали две фиги.
И быстро, быстро задвигали большими пальцами — вверх-вниз, вверх-вниз.
И скажите, что не похоже!
Для взрослых — хорошо показать начальнику, если работать у него надоело…
Спросить знает ли как, и показать!
Если показать детям… Покажете — всех замучают!
Ммда… представляю радостно бегающего ребятёнка и всех его теток, дядек, знакомых,
которых мучают «моргающим раком».
— Кто?! Кто это тебе показал?!
Тут пора прятаться! Или идти сдаваться — спасать ребенка.
8. «Хитрая» волшебная конфета
Фокус-покус или мама (папа) — ты волшебница (волшебник)?!
Для детей дошкольного возраста.
Садитесь на диван (кресло).
Берете конфету (можно монету и что-то т.п., но лучше конфету — она привлекательней) и показываете ее, говоря:
— Эта конфета — волшебная! Она умеет прятаться! Смотрите!
Левую руку вытягиваете под наклоном вниз, а правый кулак, с зажатой в нем конфетой,
кладете на вытянутую руку.
Начинаете быстро втирать — туда-сюда и, как бы случайно, роняете конфету.
— Ой, упала. (Ну, неловкие вы, но потом эта «неловкость» пригодится!).
Начинаете снова. Опять уронили:
— Ой, какая непослушная!
И незаметно, берете конфету, вроде бы правой рукой, а на самом деле перекладываете — в
левую.
При этом вид у вас должен быть такой, будто в правой руке зажата конфета.
Кладете пустой кулак на руку, быстро втираете и: — Ап!
Раскрываете ладонь, а там — ничего!
— Где конфета? Нет конфеты! Ну-ка, поищите везде.
Все начинают искать, а Вы помогаете:
— На полу нет? Нет. На диване нет? Нет.
— А у тебя за пазухой? Точно нет?? Посмотри получше! Она там спряталась! Как нету? Дай я
посмотрю.
Суете кулак со спрятанной конфетой за пазуху.
— Во-о-от она, смотри! Какая хитрая! Где спряталась!
Показываете конфету, держа ее за кончик тремя пальцами, чтобы всем было видно — она
самая!
Если детей несколько, то пусть конфета «спрячется» у каждого.
Вот искать будут – «А вдруг у меня?!».
Хитрости. Дошкольников очень легко отвлекать: «Ой, что это у тебя за спиной? А, показалось…».
У них под носом можно быстро перекладывать конфету из руки в руку.
Если будут искать в ваших руках, отвлекайте внимание пустой рукой, другой в это время
прячьте конфету под собой.
Потом, когда будут искать у себя за пазухой, незаметно достаньте конфету и
помогите «найти» – «Да вот же она!».
Можно «доставать» конфету — из кармана, у девочек — из складок платья.
Достаточно имитировать процесс доставания.
Дети детали все равно не успевают схватить.
Если есть более взрослые дети и они догадались – в чем хитрость, сделайте им знак, чтобы
не раскрывали вас.
Ну, это сами, по обстановке. Импровизируйте. Удачи!
Главное хитро и загадочно улыбаться и пожимать плечами:
— Не знаю как это, конфета волшебная, наверное…
9. «Язык — хулиган!»
Остались с ребенком один на один. Подмигнули ему – смотри!
Легонько себя по затылку – стук.
Бамц — язык из-зо рта выскочил!
Глаза с изумлением на него вниз скосились: чего это?
Потом берете себя за ухо и в сторону легонько дернули.
Язык одновременно в ту же сторону «поехал», в край рта!
За другое ухо дернули: — язык на другой край «переехал».
За правое ухо — язык вправо. За левое ухо — язык влево.
Трык-трык, трык-трык!
За два уха взялись и гоняете язык туда-сюда!
И глаза за языком следят удивленно.
Остановили язык по середине рта.
Аккуратно берете себя за горло тремя пальцами и делаете скользящее движение вниз.
Язык обратно в рот спрятался.
Облегченно вздыхаете — справились с «хулиганом».
10. «Рельсы, рельсы…» Массаж.
Рельсы, рельсы… Шпалы, шпалы… Едет поезд запоздалый. Из последнего вагона вдруг
просыпалось пшено. Пришли куры — поклевали. Пришли утки — пощипали. Пришел дворник — все
подмел. Все подмел и пошел домой. Поставил стол. Поставил стул. И сел писать письмо:
Дорогая дочка… Точка, точка, точка… Пришли мне новые порточки! Написал, заклеил
письмо, поставил штамп. И ушел на почту.
Это стихи. Но с массажиком спины ребенка — волшебная вещь!
Сейчас распишем с действием.
Ребенок ложится на живот, а Вы пристраиваетесь рядом.
И начинаете ребрами ладоней, не спеша, читая стишок.
Рельсы, рельсы… (проводите по спине, справа и слева от позвоночника, 2 ряда «рельс» на
каждое слово «рельсы»).
Шпалы, шпалы… («рисуете» шпалы поперек спины, тоже — на каждое слово несколько «шпал»
ребрами двух параллельных ладоней).
Едет поезд запоздалый. (Вдавливая попеременно кулаки по проложенному «пути» изображаете
поезд : Чух, чух, чух, чух, чух!).
Из последнего вагона вдруг просыпалось пшено. (Растопыренными пальцами ты-каете по
спине, изображая просыпавшееся пшено).
Пришли куры — поклевали. (Щепотками пальцев «клюете» спинку).
Пришли утки — пощипали.(Щепотками пальцев щиплете спинку).
Пришел дворник — все подмел. (Ладонями, то тыльной, то внутренней стороной, как
метлой «подметаете» по спине).
Все подмел и пошел домой. (Двумя пальцами «идете» через всю спину).
Поставил стол. (Давя кулаками обозначаете ножки стола на спине).
Поставил стул. (Также, но поменьше размахом, обозначаете стул).
И сел писать письмо. (Ставите палец на на спину).
До-ро-га-я до-ч-ка… (Волнообразно «пишете» по спине, отрываете «перо» в конце). Подносите с двух боков указательные пальцы: Точка, точка, точка…(и аккуратно тыкаете на каждую «точку», одновременно в бока с двух сторон!)
Пришли мне новые порточки! (рисуете на спине порточки).
Написал. (еще раз пишете на спине).
Заклеил письмо. (По периметру спины проводите ладонью).
Наклеил марку. (Клеите марку).
Поставил штамп. (Аккуратно кулаком ставите штамп).
И ушел на почту. (Пошли двумя пальцами по спине).
Всё.
Верещание на «Точка, точка, точка…» — гарантировано.
А приставать будут! Мама, сделай «Рельсы, рельсы» еще!
Сами ложатся, затихают, и прислушиваются к ощущениям. И хихикают.
Бестселлер для дошколят. Гарантирую.
Вот такие игры. Дерзайте – веселого настроения всем!
* P.S. Отгадка загадки «Один глаз, один рог, но… не носорог. Кто это?»
Корова из-за угла выглядывает.
А Вы что подумали?

Это первая реконструкция Elasmotherium sibiricum. (Фото: Wikimedia Commons)

Elasmotherium , также известный как Гигантский Носорог или Гигантский Сибирский Единорог, — вымерший вид носорога, который жил в евразийском районе в позднем плиоцене и плейстоцене. Они жили еще 2,6 миллиона лет назад, но самым последним окаменелостям примерно 29 000 лет. Самый известный из этого вида, E. sibiricum , был размером с мамонта, покрыт волосами, и, как полагают, имел большой рог, выступающий со лба, отсюда и название «Сибирский единорог». Согласно ранним оценкам, зверь был около 2 метров высотой, 4,5 метра в длину и весил 4 тонны.

Вид Elasmotherium был впервые открыт в 1808 году Йоханом Фишером фон Вальдхаймом, Директором Перпетуэлем Музея естественной истории в Московском университете. Единственным артефактом тогда была нижняя челюсть, подаренная музею Екатериной Романовной Воронцовой-Дашковой.

«Московская челюсть», Elasmotherium sibiricum.

В марте 2016 года в Павлодарской области Казахстана был обнаружен хорошо сохранившийся череп, доказывающий, что животные жили до эпохи плейстоцена, около 29 000 лет назад. Ранее считалось, что они вымерли 350 000 лет назад. Исходя из размера и состояния черепа, было высказано предположение, что это был очень старый самец.

С наступлением тепла ученые намерены вновь продолжить исследования в окрестностях поселка Кожамжар. По словам палеонтологов, новое местонахождение — очень перспективное в плане поиска останков животных, но довольно труднодоступное из-за обрывистого берега Иртыша.

Появились различные теории, касающиеся облика сибирского единорога, а также его питания и привычек. Одни изображали единорога, скачущим как лошадь, другие — сгорбившимся как бизон, а третьи погрузили его в болото как бегемота.

«Elasmotherium » (около 1920) Генриха Хардера

Спор о роге обсуждается, как правило, в отношении того, был ли он одним или нет, насколько он значителен, и для чего он использовался. Теории функции рога варьируются от обороны до выкапывания корней растений. Поскольку звери были травоядными как наши современные носороги, этот рог нельзя было использовать для охоты. Существуют только косвенные доказательства того, что зверь был рогатым и волосатым как мамонт.

Толкование художником носорога «Гигантский единорог», Elasmotherium sibiricus плейстоценовой Сибири.

Главным свидетельством того, что сибирский единорог был рогатым, является лобный вывих на черепе, который привлек внимание палеонтологов в XIX веке и был немедленно истолкован как основание для рога. Рог не был был круглым, это подтверждается не круглой, частично исцеленной проколотой раной в основании, обычно интерпретируемой как результат дуэли с другим рогатым самцом.

Ископаемое Elasmotherium на выставке в Музее естественной истории в Лондоне.

Когда самцы боролись за свою территорию, их среда обитания простиралась от реки Дон до современного восточного Казахстана. Находки остатков показывают долгое обитание этих древних носорогов на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Однако нет ясной причины, почему сибирские единороги вымерли.

Легенды о единороге или звере с одним рогом существовали в течение тысячелетий в Китае и Восточной Европе. Китайский «K’i-lin», ссылавшийся на огромного роста зверя с единственным рогом, был переведен на турецкий и монгольский языки.

В 1866 году Василий Радлов нашел легенду у якутов Сибири об «огромном черном быке», убитом одним копьем. У зверя был такой большой рог, что понадобились салазки, чтобы его перевезти. Другие легенды в этом регионе, как правило, говорят о большом белом или синем заросшем шерстью быке с одним большим рогом на лбу.

Вверху:Пещерное искусство из Руффигнака, Франция, вымерший Elasmotherium. Внизу: Elasmotherium sibiricum.

В средневековой Северной России выходит сборник баллад под названием «Голубиная книга» или «Книга Голубей», исходящая от зороастризма, но с христианскими обертонами. Эти баллады описывают праведного единорога, сражающегося с львом, олицетворяющим ложь. Единорог из этих сказок жил на Святой горе и считался родоначальником всех животных. Это существо спасало мир от засухи, выкапывая источники чистой воды своим рогом.

Единорог-звирь над звирями звирь.

Как живет тот звирь во Фавор-горы,

Проходит он по по подземелью,

Прочищает ручьи и проточины;

Куда звирь пройдет,

Тута ключ кипит,

Куда звирь тот поворотится,

Вси звири звирю поклоняются:

Потому тот звирь над звирями звирь.

Это же существо появляется в других религиозных текстах, однако оно рассматривается скорее как символическое существо, а не как реальная сущность. Арабо-персидские легенды о единороге объединяют единорога и носорога, как истину и добро в мире. В христианстве единственный рог считается символом монотеизма.

Дева с единорогом , гобелен, 15 век (Музей де Клюни, Париж)

Изящные единороги на петроглифах археологического ландшафта Танбалы́ (Казахстан), с 2004 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хотя мифология может указывать на реальность этого существа, это все-таки косвенные доказательства. Необходимо найти больше ископаемых, чтобы точно знать, как выглядел этот зверь, и были ли единороги реальными.

Источники

Перри, Дж. (2016) «Реальный сибирский единорог» найден. http://www.cnn.com/2016/03/29/living/real-unicorn-remains/

В популярной культуреПравить

  • Сюжет о единороге и девственнице распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы — серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.
  • Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений» (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотландский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

  • Жан Дюве (1485—1562?) получил от искусствоведов прозвище «Мастер единорога». Ему принадлежит цикл из шести гравюр, на каждой из которых присутствует это животное. Оно встречается и на других его гравюрах.
  • В романе японского писателя Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» единороги имеют важное сюжетное значение.
  • У Франсуа Рабле Пантагрюэль в Атласной стране созерцает 32 единорога.
  • Уильям Шекспир упоминает единорогов в романтической драме «Буря».
  • В произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» единорог и лев, символизирующие щитодержателей герба Великобритании, борются за корону.
  • Уильям Батлер Йетс в книге «Единорог со звёзд» (1908) связывает с единорогом силу разрушения, несущую обновление и перерождение.
  • Райнер Мария Рильке под впечатлением от серии гобеленов «Девушка и единорог» написал поэму «Сонеты к Орфею» (1923).
  • В пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец» (1945) единорог является воплощением одиночества и уязвимости главной героини.
  • В книге К. С. Льюиса «Последняя битва» (1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашён в рай.
  • В повести «Король раз и навсегда» Т. X. Уайт описывает четырёх мальчиков, которые сначала заставляют кухарку стать приманкой для единорога, а потом жестоко с ним расправляются, хотя вначале было намерение оставить единорога в живых.
  • Роджер Желязны «Девять принцев Амбера» Белый Единорог считается символом вечного города. Главные герои в разных частях книги встречают его в окрестностях Амбера или Арденском лесу. Так же в одной из частей книги Единорог передаёт Корвину камень правосудия. Как позже выясняется, этот единорог является одним из предков королевской семьи.
  • В первой книге Поттерианы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» упоминаются свойства крови единорога — любой человек, выпивший её, спасется даже от неизлечимой болезни, но будет навеки проклят. Кроме того, волосы из хвоста единорога могут служить магической субстанцией для волшебных палочек.
  • В новелле японского писателя Харутоси Фукуи «Mobile Suit Gundam Unicorn» важную роль в развитии сюжета играют гобелен «Девушка и единорог» и созданный под его влиянием мобильный доспех. Экранизация новеллы шла с 2010 по 2014 годы.
  • В «Мифических историях» Роберта Асприна у главного героя есть боевой единорог Лютик. В конце 19-й главы романа «Удача или миф» упоминаются скачки единорогов.
  • В цикле романов «Ведьмак» польский фантаст Анджей Сапковский обыгрывает сюжет о единороге и девственнице, когда попав в пустыню, ведьмачке Цири надлежит встретить единорога и путешествовать с ним.
  • Последний единорог является главной героиней одноименного романа (1968) американского фантаста Питера Бигла.
  • В мультсериале «Дружба — это чудо» основными персонажами являются пони, которые делятся на единорогов, земных (обычных) пони, пегасов и аликорнов (крылатых единорогов). Главная героиня этого сериала — пони по имени Сумеречная Искорка — является единорогом, хотя в конце 3-го сезона становится аликорном.
  • В мультсериале «Подземелье драконов» одним из главных персонажей является единорог Ю́ни.
  • В мультфильме «Храбрый портняжка» (1964), экранизации одноимённой сказки братьев Гримм, главный герой пленил единорога и использовал его в качестве ездового животного.
  • В мультсериале «Громокошки» (1985) в одной из серий главные герои спасают единорогов от пиратов. В последующем громокошки иногда использовали единорогов в качестве ездовых животных.
  • В мультфильме «Последний единорог» главная героиня — самка единорога — оставшись одна, отправляется на помощь сородичам, попавшим в плен.
  • В мультфильме «Ноев ковчег» единорог был среди животных, отказавшихся плыть на ковчеге.
  • В мультсериале «Американский дракон: Джейк Лонг» единорог есть во вступительной заставке.

В фурри-фэндоме

Flutterby в фурсьюте.

В фэндоме единороги зачастую антропоморфны, цвета варьируются в широких пределах вплоть до спарклдогов. Строения рогов, как и крыльев (крылатые единороги) самые разнообразные. В том числе встречаются и перепончатые крылья, как у драконов.

Это заготовка раздела .

Палеонтологи из Томского государственного университета, под руководством доцента Андрея Шпанского, совместно с казахскими коллегами выяснили, что найденные в Павлодарской области (северный Казахстан) ископаемые останки носорога-эласмотерия (Elasmotherium sibiricum) на 320 тыс. лет моложе, чем считалось ранее. Статью об этом, опубликованную в журнале American Journal of Applied Sciences, пересказывает «Российская газета».

«Фрагмент черепа Elasmotherium sibiricum был отправлен в лабораторию Университета Белфаста (Северная Ирландия) на радиоуглеродный анализ, — сказал доцент ТГУ Андрей Шпанский. — Ранее считалось, что эласмотерий вымер примерно 350 тысяч лет назад. Однако исследование показало, что черепу всего 26 тысяч лет».

Это означает, что эласмотерии обитали в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины куда дольше и вполне могли встречаться здесь с древними людьми. Возможно, косвенное доказательство таких встреч — первобытные наскальные рисунки, изображающие копытных зверей с одним большим рогом. Вполне вероятно, то были не плоды фантазии древних сибирских художников, а изображения реально виденных ими существ.

Окаменелые останки Elasmotherium sibiricum были найдены российско-казахской командой палеонтологов на обрывистом берегу Иртыша возле поселка Кожамжар в Павлодарской области Казахстана. Судя по этим костям, древний носорог (оказавшийся самцом) при жизни имел рост около 2 метров в холке. Строение его челюстей и зубов указывает на то, что питался он клубнями и луковицами растений.

Ученые намерены продолжать раскопки в районе Кожамжара: высока вероятность того, что здесь удастся найти больше интересных останков ископаемых животных.

Напомним, что в 2013 году недалеко от этих мест, в пещере на границе Свердловской и Челябинской областей России нашли ископаемые останки вымершего носорога Мерка, имевшего, в отличие от эласмотерия, два рога. Первичная датировка определила возраст этих останков в 120 тыс. лет, что тоже произвело мини-сенсацию: до тех пор старейшими останками носорога Мерка считались те, что найдены на территории Италии, возрастом в 200 тыс. лет.

Поделиться

Доменикино. Дева с единорогом (фрагмент фрески, 1602)

Появившись две тысячи лет назад, христианство уверенно стало главенствующей религией сначала в Римской империи, а затем и во всем мире. Это не означает, что перед лицом учения Христа все прочие верования исчезли. Античное язычество, например, довольно долго, вплоть до пятого века по Рождестве Христовом, не желало уступать христианству. Церковь в ту эпоху проявила мудрость, ставшую залогом победы над идолопоклонничеством. Все пороки язычества христиане жестко осуждали и отвергали, а то доброе что имелось в античной культуре делали своим.

Это привело к некоторым неожиданным результатам — например, мифические существа — единороги, кентавры, фавны, фениксы – вдруг сделались для христиан, так сказать, «своими». Не в плане признания их реального существования, а скорее в качестве символов, в ряде случаев символов Самого Иисуса Христа.

Да-да. Долгое время обязанности одного из символов Спасителя в восточном и особенно западном христианстве исполнял единорог. Еще в дохристианские времена единорог считался воплощением чистоты и мудрости. А его рог врачи древности считали лекарством от всех болезней. Церковь посчитала единорога достойным того, чтобы быть символом Христа.

Белый цвет этого мифического существа стал знаком безгрешности Спасителя. Небольшой рост единорога обозначал смирение Христа. Устремленный вверх и целебный рог единорога также приобрел новое значение — теперь он стал пониматься как символ благодатной целительной силы церковных Таинств. Изображение единорога можно найти в миниатюрах византийских летописей, в западном христианстве единорога обычно изображали рядом со святыми девами — в знак их непорочности. На Руси также нашлось место для этого мифического существа. Начиная с Ивана Третьего и вплоть до Петра Великого единорог был частью герба Русского государства.

Кроме единорога в христианском искусстве и литературе нашлось место и для других мифических существ. Например, в раннехристианскую эпоху одним из символов Христа считалась легендарная птица феникс. Феникс, способная восставать из пепла, полюбилась древним христианам именно как существо, преодолевающее смерть. Как феникс возрождается из пепла, так и Христос, умерев на кресте, воскрес на третий день.

Среди прочих мифических существ упоминаются в христианском предании фавны и кентавры. Фавн, козлоногое существо с рожками на голове, с одной стороны, послужил основой для изображения злых духов — бесов. С другой стороны, в житии святого Антония Великого фавн появляется уже как добрый персонаж, как символ того, что проповедь Христа адресована всем разумным существам вне зависимости от их внешнего облика. В том же духе предстает и кентавр.

Пожалуй, единственным мифическим существом, образ которого толкуется в христианстве однозначно, является дракон – для Церкви олицетворение зла и коварства. Именно в образе дракона предстает дьявол на страницах библейской книги Откровение святого Иоанна Богослова. В этом же виде он часто изображается на иконах Страшного суда. Двадцатый век, ознаменованный рождение литературного жанра фэнтези, подарил человечеству новых мифических существ. Посмотрим – может быть и они пригодятся христианской традиции?

Василиски и драконы


Василиск на гербе дома Висконти

Все правильно: в библейских текстах действительно фигурирует эта мифическая, казалось бы, змея, способная убивать взглядом (как вариант – еще ядом и запахом). О василиске речь идет в псалме 90 («на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» – 1.13), в Книге пророка Исаии, во Второзаконии. В библейских текстах василиск – существо довольно неприятное, связанное в первую очередь с опасностями и бедами. Он упоминается наряду с аспидом, поэтому если бы василиск существовал в действительности, его бы, наверное, следовало отнести к семейству аспидов, ядовитых змей, к которым принадлежит и кобра.


Змея во многих культурах – особенный персонаж мифологии, ее истинное имя табуировано, отсюда, возможно, и появление ряда змееподобных персонажей

О василиске повествует греческая мифология: эта змея, небольшая по длине, предполагается возникшей из капли крови убитой Горгоны Медузы, которая тоже обладала чудодейственными способностями в смысле взгляда. Вслед за греками в существование василиска поверили и римляне, а египтяне считали, что эта змея вдобавок ко всему бессмертна. Миф благополучно пережил Средневековье, дополнившее истории о василиске: якобы он вылупляется из яйца, снесенного петухом. У славян, кстати, василиск сам похож на петуха – с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы и клювом орла, покрытый черной чешуей, с красной короной на голове.
Корона тут не случайна, само название «василиск» образовано от греческого «царь». Это, кстати, дало возможность предложить кандидатов из реального животного мира, которые могли бы стать прообразом для этой библейской змеи. Одна из них – рогатая гадюка, на голове которой имеются наросты, отдаленно напоминающие корону.


Антихрист на левиафане

Из близких по духу «родственников» василиска, упоминаемых в Библии, стоит назвать дракона – почти три десятка раз его имя встречается в Священном Писании. Дракон – тоже змей, он олицетворяет зло, коварство, разрушения. Вообще змей, василиск, дракон – все это довольно близко к понятию, которое прямо не упоминается в Библии: это «тот, кого нельзя называть» в обличье гада, пресмыкающегося – что и воспроизвела в современной литературе английская писательница.
Из той же «породы» библейских животных – левиафан, о котором идет речь в Книге Иова, Книга Псалмов и Книге пророка Исаии, как морское чудовище и «змей изгибающийся». Кстати, левиафан, по ветхозаветным текстам – существо без пары, поскольку ее наличие создало бы еще большую опасность для человечества и для мира.

Единороги и бегемоты


Единорог на мозаике церкви в Равенне

Еще одно животное, которое парадоксальным образом упоминается на страницах библейских текстов – единорог. В Священном писании речь о нем идет как о реально существующем звере, правда, описание единорога там не приводится. Для современного человека, как, впрочем, и для многих поколений его предков, единорог – это конь, обычно белый, на лбу которого красуется длинный рог. Библейские же тексты сообщают о единороге лишь в контексте его действий, или же действий человека по отношению к нему. («Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?» – Иов, 39). Единорог выбрал покинуть Эдем вместе с Адамом и Евой, хотя имел возможность остаться в райском саду.
Нечто похожее произошло с другим животным, которое, правда, для русскоязычного читателя мифическим не является. Это бегемот, впервые упомянутый именно в Библии.


Левиафана изображали властителем водной стихии, бегемота – зверем суши, а в воздухе якобы хозяйничала мифическая птица Зиз

Вообще говоря, неизвестно, о ком именно шла речь в книге Иова – опять же, так назван просто «зверь», животное, без какой-либо положительной или отрицательной коннотации. Тот же, кто во всем мире носит название гиппопотама, «речной лошади» с греческого, только по-русски именуется еще и бегемотом, на других языках это слово отсылает лишь к библейскому тексту и не имеет привычного нам значения.

Существовали или нет?


Почему Библия упоминает мифических животных?

Как же так получилось, что текст, считающийся главным в истории человечества, вмещает в себя указания на тех же животных, что фигурируют в детских сказках и романах жанра фэнтези и о чьему реальному существованию нет никаких подтверждений? Или же правы средневековые авторы – считая всех этих существ некогда существовавшими в действительности?

Библия действительно упоминает о множестве животных – немудрено, что за несколько тысяч лет, прошедших после создания Ветхого и Нового Заветов фауна Земли претерпела изменения и некоторые из видов зверей, пресмыкающихся, птиц вымерли, оставшись для современного человека неизвестными. И все же настоящая причина того, что единороги, василиски и прочие попали в священные тексты, в другом. Большинство текстов Библии известны в переводе, сделанном на греческий в III – I вв. до н.э. («Септуагинта») и на латынь в IV – V вв. («Вульгата»). Там, в переводах, и можно встретить те первоначальные упоминания мифических животных, что потом оказывались и в последующих переводах, уже с греческого и латинского языков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *