Духов монастырь

Мiръ Россия Орловская область Свято-Духов Новосильский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Свято-Духов Новосильский монастырь основан не позднее начала XVII века. Престольные праздники: День Святого Духа.

История

Монастырь известен с 1619 года, хотя предположительно существовал значительно ранее.

В 1637 году был разгромлен и сожжён крымскими татарами. Из вотчин монастыря татары увели в плен 270 человек.

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев в 1644 году монастырь посещал царь Михаил Фёдорович.

По писцовой книге 1685 года монастырь имел всего одну деревянную церковь Святой Живоначальной Троицы с приделом святителя Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую.

В 1767 году по ходатайству помещиков Новосильского уезда князя П. Я. Голицына и вице-президента государственной коллегии экономии П. В. Хитрово и других, обитель снова открыли и причислили к числу заштатных монастырей.

В 1770 году была построена каменная Соборная церковь, а в 1780 — каменная Крестовоздвиженская.

При монастыре с середины XVIII века существовала школа, в 1805 году возведённая в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в город Новосиль.

В 1821 году был возведён храм во имя святого Николая, а в 1844 — построена церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа.

В 1925 году был закрыт. В 1934 году были взорваны два храма — Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно повреждён. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор.

Современное состояние

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению духовника Оптиной пустыни схиигумена Илия (Ноздрина).

27 декабря 2005 года решением Священного Синода монастырь был официально возрождён. К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек были частично или полностью разрушены.

С октября 2007 года братия Свято-Духова монастыря продолжает духовно окормлять строящийся храм Корсунской иконы Богоматери села Корсунь Верховского района Орловской области.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжается благоустройство монастырской территории.

Святыни

  • чудотворная икона свт. Николая Чудотворца

Как добраться

Проезд: Проезд до монастыря из Орла — автостанция-рейсовые автобусы до г. Новосиль. От г. Новосиль 4 км до с. Задушное. Посещение монастыря желательно в следующие часы: с 7:30 до 12:00 и с 15:00 до 21:00.

Адрес: Орловская область, Новосильский р-он, с. Задушное

Свято-Духов мужской монастырь располагается в живописном месте в излучине р. Зуши в 4 км от г. Новосиля. Впервые упоминается в 1637 г. в связи с разгромом его татарами, хотя предположительно существовал значительно ранее, возможно еще во времена Новосильского княжества (XIV в.). По писцовой книге 1685 г. стольника Бориса Максимовича Игнатьева и подьячего Василия Никифорова он имел всего одну деревянную церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Св. Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть. В монастыре также были двойная келья игуменская, пять келий братских и хлебня, позади которой стояла поварня. Вместе с игуменом Иосифом в монастыре имелось всего 6 человек братии. Монастырь владел селами Задушное, Березовец и Игумново, в которых насчитывалось 176 крестьянских дворов, мельницей и рыбными ловлями на реке Зуше. В 1764 г. монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую. Но в 1767 г. по ходатайству помещиков Новосильского уезда премьер-майора князя П. Я. Голицына, статского советника и государственной коллегии экономии вице-президента П. В. Хитрово и других обитель вновь открыли и причислили к числу заштатных монастырей. В феврале 1775 г. монастырь подвергся нападению разбойников, которые «мучили игумена, ограбили его пожитки и монастырские деньги, а келейника его убили до смерти». Благодаря щедрости монастырских вкладчиков, в число которых входили камергер коллежский советник и кавалер граф Дмитрий Николаевич Шереметев, камер-фрейлина графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, тульский епископ Дамаскин, помещица Хиония Ивановна Пушечникова и многие другие «доброхотнодатели», в обители велось большое строительство, и к концу XIX в. Свято-Духов монастырь представлял из себя живописный ансамбль, в который входили Троицкий собор (1754—1770), церковь Св. Николы Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвижения Креста Господня (1829) и колокольней и церковь Нерукотворного Образа Спасителя. Последняя была построена на средства новосильской помещицы Марии Алексеевны Бурдуковой в 1844 г., здесь же впоследствии погребенной вместе со своим мужем и детьми. В число прочих монастырских построек входили настоятельский и братский корпуса, а также гостиница для именитых богомольцев. Обитель окружала кирпичная ограда трапециевидной формы с пятью башенками и Святыми воротами. Внутри ограды были разбиты два сада. С внешней стороны располагалось хозяйственное подворье, включавшее в себя многочисленные постройки и службы: каретный сарай, конюшню, амбары и др. Здесь же находился гостиничный городок, включавший в себя два странноприимных дома, бараки и навесы для богомольцев.

При монастыре еще с середины XVIII в. существовала школа, в 1805 г. возведенная в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в г. Новосиль. При обители находились еще два учебных заведения: церковно-приходская школа — с 1894 г. и земское училище. Монастырский штат никогда не отличался многочисленностью, не превышая 40 монашествующих. Так, в 1907 г. в обители, кроме настоятеля архимандрита Симеона, насчитывалось 28 человек братии. 15 августа 1895 г. в окрестностях села Енютина на землях и в имении, пожертвованных монастырю дворянином Александром Васильевичем Глотовым и вдовой тульского губернского секретаря Елизаветой Николаевной Чайкиной, был открыт скит. В него входили большое количество жилых и хозяйственных построек бывшей усадьбы Глотова и построенная в 1896 г. деревянная Покровская церковь. Известность монастырю приносило наличие чудотворной иконы Св. Николая, предположительно XII в. Реставрировавший ее в 1855 г. художник Подключников считал, что это одна из древнейших русских икон.

Не много хотел рассказать об истории этой иконы:

В ХI веке в Киеве существовала Киево-Подольская церковь Николая Доброго с чудотворной иконой Николая, которая была очень схожа с образом этого Святителя в Новосиле. Но как она попала в Новосиль?

Монастырское предание так отвечает на этот вопрос: «Когда на Киев постоянно стали нападать половцы и княжеская семья нередко находилась в опасности, то великий князь Юрий Долгорукий отправил свою жену в Новосиль, а с ней и икону Святителя Николая, пред которой половчин был дан на поруку. Великая княгиня прожила здесь около года и оставила икону в местном женском монастыре Святого Ильи Пророка. По упразднении Ильинского монастыря (1663 г. — Г. Л.) икона Святителя Николая была перенесена в Свято-Духов монастырь. Но при царе Алексее Михайловиче она была вывезена в Москву. А так как монастырь содержался главным образом на сборе денег при хождении с этой иконой, то монахи, испытывая скудость средств при отсутствии иконы, подали царю челобитную, и икона была возвращена и теперь находится в Свято-Духовом монастыре и составляет древнейшую и первую святыню храма».

Славилась старинная икона далеко за пределами Тульской епархии, в которую входил Троицкий Свято-Духов монастырь. Ее возили в соседние епархии. Очень часто икона «выходила» и в окрестные села. Люди с благоговением несли ее «домой» пешком, порой преодолевая по 10—15 верст пути.

Каждый воскресный день в монастыре бывало очень много паломников и прихожан, особенно в праздники Святителя Николая и Святой Троицы. В эти дни перед иконой почти не умолкало песнопение. Хранилась она в соборной церкви во имя Святой Троицы, за левым клиросом, в большом киоте за стеклом.

После революции монастырь приходит в упадок. Вот как описывали газеты тех времён состояние дел в монастыре:

«Экскурсия в Свято-Духов монастырь» — так была озаглавлена небольшая заметка в новосильской уездной газете «Серп и молот» от 13 июня 1919 года. Автор, подписавшийся двумя буквами «Юк», пишет о том, что 11 июня 11-я Советская школа 2-й ступени организовала экскурсию учащихся в Свято-Духов монастырь. Скорее всего, это было сделано в рамках атеистического воспитания подрастающего поколения. 30 учеников под руководством школьного работника Глаголева прибыли на территорию монастыря.

После осмотра исторических памятников монастыря архимандрит большое внимание уделил чудотворной иконе Святителя Николая. Ребята прослушали лекцию о чудесах, совершенных у этой иконы.

«Долго томил нас игумен Лазарь у иконы, после чего показал нам могилы и склепы всех «благочестивых» людей, погребенных в его стенах и оставивших много вкладов монастырю. О той же роли, которую сыграл Свято-Духов монастырь в смысле затемнения масс своими учениями на протяжении всей своей истории, нам никто не сказал ни слова», — сетует атеист-школьник.

Затем каждый экскурсант из рук архимандрита получил по две брошюрки. Одна называлась «Единое на потребу», в ней рассказывалось о приготовлении к празднику Пасхи; другая — «Благословение Новосильской Свято-Духовой обители» — «собственного издания, для одурачивания народа», как пишет автор.

А в этой газете рассказывается о последних днях монастыря перед закрытием:

Заметка в «Серпе и молоте» от 21 октября 1921 года называется она «Духовский монастырь ликвидирован».

«По предписанию Губисполкома Новосильской уездной властью Духовский монастырь ликвидирован. Все имущество, как движимое, так и недвижимое, передается в ведение Укомотдела (скорее всего, это коммунальное хозяйство. — Г. Л.) для передачи его на месте, по описи во временное пользование открывающимся там учреждениям Уонаробраза и Усоцоба, возложив ответственность за сохранение на эти учреждения. Вывозу подлежат лишь вещи, совершенно не могущие пригодиться данным учреждениям. Церкви, за исключением одной, переданной обществу верующих, передаются Укомотделу для целесообразного использования их. Вся церковная утварь передается верующим».

С тех пор икона пропала и находится возможно в музейных запасниках или была вывезена из России.

В настоящее время монастырь активно восстанавливается, достаривается колокольня, построны жилые постройки, привезены колокола. Часто проводятся праздники Святого Духа на которые собираются множество желающих, проводятся выставки, выступают артисты казачьего хора, а также фольколёрные кооллективы «Вяженка» и вновь возрождённый коллектив «Зареченские бабушки».

Кроме того, на территории монастаря имеется смотровая площадка с удивительными видами на берега реки Зуши. Также внизу, у реки имеется источник из которого бьёт ключом чистейшая вода.

Для описания местности адаптировались статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *