Дух закона

Адаптированный вариант видео 1.64: в статье — больше подробностей и примеров для понимания отличия буквы и духа законов, а также — для понимания того, почему плоду святого духа законы не нужны (Гал.5:22,23)

Как упомянули в заключительном видео о замысле Иеговы, следующие уроки будут посвящены рассматриванию каких-то отдельных вопросов по различным Библейским сюжетам или случаям, которые вызывают недоумение или сложны для понимания. Первый вопрос, который, как оказалось, интересен многим читателям – это вопрос по некоторым случаям, в которых Иегова не соблюдал какие-то пункты Моисеева закона.

Кто-то, может, слышит об этом впервые, а кто-то, обращая внимание на эти случаи, мягко говоря удивлён, считая, что если Законодатель нарушает Свои законы, то было бы несправедливо обвинять в этом – и других нарушителей Его законов. Рассмотрим, почему Иегова нарушал Моисеев закон (МЗ) и, выясним, применимы ли в христианстве принципы исключения из правил (нарушения законов Нового Завета) или нет.

Сразу скажем — нет и не может быть сомнений, что Иегова – беспристрастный и нелицеприятный Судья мироздания, Он всегда поступает правильно и исполняет Свои законы – даже если при чтении Библии мы читаем, что какой-то Его закон Им нарушен (Пс.91:16; 118:137).
В нестандартных случаях исключения из правил (Бог иногда нарушал Свой закон, МЗ), нам всего лишь стоит выяснить, почему Он так поступал и как к этому относиться?

Кто-то, ссылаясь на эти нестандартные случаи В.З., впадает в соблазн подбить под смягчающие «исключения из правил» — и свои грехи (дескать, Бог выше буквы закона, и поймёт меня). А кто-то — хулит Его (дескать, что же это за Бог, если Его законы не работают, и их приходится нарушать?). Ясно, что Иегове адвокаты не нужны: Он всегда прав потому, что не может быть неправым. А, если мы Его не понимаем в каких-то случаях – это не означает, что Он неправ.

Однако, Иегова заинтересован, чтобы мы научились понимать Его: слепое подчинение и принятие данности без понимания смысла происходящего (по принципу «делай так потому, что Я сказал») – это удел фанатов. А Бог хочет, чтобы мы Его понимали (невозможно искренне и от всего сердца любить того, кого мы не понимаем, Мтф.22:37). Выяснив причины нестандартности решений Бога, мы лучше поймём и Его дух (сущность, настрой). А это, в свою очередь -поможет и нам поступать правильно (по духу Бога) в нестандартных ситуациях (когда в «букве» правил нашей жизни нет ясных указаний).

В общем, кому интересно учиться лучше понимать Иегову – этот урок для вас. Сначала напомним случаи, где Бог нарушал МЗ, из-за чего могут возникнуть вопросы.
Например, в МЗ ясно сказано, что моавитяне не могут войти в народ Иеговы. А Руфь-моавитянка не только вошла в него, но и стала прародительницей Христа (Втор.23:3; Руф.1:22). Возникает вопрос: почему тогда во времена Ездры не пощадили других жён-моавитянок и прогнали их? (Ез.9:1;10:3,11).

Также, нарушив МЗ, Давид не был казнён за грех прелюбодеяния, а собиравший дрова в субботу – был казнён, хотя для обоих случаев МЗ предусматривал наказание смертью. (Втор.22:22; Чис.15:32-35). Почему? Разве их грехи сопоставимы? (может, собирающий дрова нарушил закон о субботе, чтобы согреть семью, — сделать добро, что в субботу не запрещено, ср. Мтф.12:12. Почему это не учтено?).

Также, вызывает недоумение случай из 3Цар.22:20-22 об использовании Иеговой духов лжи, невольно возникает вопрос: как Иегова, Отец правды, мог использовать духов лжи — в Своих интересах? Разве это — честно? (кто-то может даже видеть в этом основание для лжи — и в своих «исключительных случаях»).

Ещё интересный пример из Ин.8:1-11 об отношении Христа к прелюбодеице (хотя он – не во всех манускриптах, но по мудрости выхода из ситуации — его суть подходит только к Христу, такой пример простой человек не смог бы придумать):
читая этот случай, мы все, как думаем, весьма праведно возмущены жестокостью фарисеев и восхищены добротой Христа. А ведь с точки зрения закона Бога – фарисеи в данном случае были правы, напомним: Иисус, представляя суд Иеговы, тем не менее, не наказал, а простил женщину, взятую в прелюбодеянии. Благородно? Бесспорно. Но возникают вопросы: разве это фарисеи придумали, что прелюбодеяние должно быть наказано смертью?

Разве наказание для них не в законе Бога написано? (Втор.22:22).
А главное, как теперь судить такие грехи – может, всем прощать? Во что тогда превратится общество потомков Адама? (представьте на минутку, что всех прелюбодеев в христианских собраниях будут прощать – по примеру Христа). А если прощать не всех (выборочно, допустим), то как определять, кого из них простить, а кого наказать? Словом, очень даже не просто брать в этом пример с Христа.

В общем, как видите, есть, над чем думать. Итак, почему Иегова Сам в приведённых выше случаях нарушал Свой же МЗ? С одной стороны, этот феномен можно легко объяснить простой и главной причиной:
1) закон Бога духовен (создан духом), а читатели Библии – плотские (душевные, к тому же — испорчены грехом, неразвитые, Рим.7:17). Неизмеримая пропасть между нами и Богом (в интеллекте и духовном развитии) не позволяет нам понять Его во всей полноте, как ни старайся.

С «высоты плинтуса» наших возможностей мы так же не можем видеть полную картину смысла дел Бога, как муравей не может видеть планету «Земля» – из своей норки (Ис.40:13-17). То есть, если нас и смущают поступки Бога, — в первую очередь, надо смиренно признать, что это НЕ Бог неправ, а мы своим скудным запасом ума не можем понять, почему Он прав (Кол.2:18).

Можно даже наглядно себе представить, сколь велика пропасть соразмерности между тем, что видит и понимает Иегова – и между тем, что видим и способны понять мы:

Именно поэтому сложно понять, например, как Иегова, Бог истины и честности, мог использовать духов лжи (тех, кому не зазорно лгать) — для Ахава? (3Цар. 22:20-22). Конечно, для исполнения Своих замыслов Бог может задействовать всех Своих «детей» (даже дьявола и тех духов, какие испортились, без смущения используя ложь — орудие дьявола — в своём «арсенале», Ин.8:44, ср. Иов 1:6-12). Но значит ли это, что и мы по примеру Бога можем поручать кому-то из неверующих (для кого ложь – это нормально) — лгать для нашей пользы в исключительных случаях? (когда нам очень-преочень надо). Нет, конечно (Отк.21:8). Почему?

То, что приносит пользу Отцу, детей может убить, как и в жизни: например, папа пьёт вино и ест шашлык, при этом — здоров и весел. А младенец от этого умрёт (Евр.5:12-14). И спорить с этим – глупо (даже если нам что-то в этом кажется несправедливым). Поэтому, в данном случае Бог так же прав, как и прав отец младенца, даже если кому-то со стороны может это казаться несправедливым.

Но, к счастью, большинство нестандартностей Библия поясняет. Например, 2я причина поможет понять случаи с хлебом предложения и Руфью:
2) МЗ был детоводителем ко Христу (Гал.3:24).
То есть, то, что МЗ – не главный закон Бога для людей, многое объясняет в Его отношении к пунктам МЗ. Здесь, кстати, приоткроем и завесу «тайны» отличия духа любого закона от его буквы (многие пользуются термином «надо быть выше буквы», но что это означает- ответить затрудняются).

Итак, что означает «детоводительство» МЗ? Это означает, что главная цель МЗ (дух или смысл МЗ – то, зачем Бог ввёл МЗ) — привести «младенцев» уровня развития Израиля ко Христу (принятие Христа – конечная цель МЗ, а дальше их уже поведёт Христос). То есть, буква МЗ (пункты правил) — это лишь «маршрут» пути к достижению цели МЗ (помощь «детям»- распознать Мессию).

Покажем на простом примере, как отличить главное от второстепенного в любом законе, где дух/смысл или цель любых законов (что одно и то же) – это всегда главное, а буква (пункты любого закона, предназначенные для достижения цели) – это всегда второстепенное. Если нарушена буква, но соблюдён дух закона – наказывать не за что. Пример из жизни:
Вася должен прибыть в 17.00 в Ригу по маршруту, узаконенному шефом (маршрут – это «буква» закона шефа, а прибытие в Ригу – цель/дух или смысл его закона).

Но Вася опоздал на поезд и, естественно, он вынужден изменить маршрут (нарушить букву закона). И вот какими-то своими путями Вася прибыл в Ригу к 17.00. Нарушил он маршрут шефа (букву его закона)? Да. А важно это для шефа? Нет (маршрут был составлен с целью помочь Васе прибыть вовремя. Но если Вася справился сам – ну и ладно, не вопрос).
А если шеф не накажет Васю за нарушение «буквы» маршрута – значит ли это, что он неправ и несправедлив? Нет. Это значит лишь то, что для шефа — соблюдение духа своего закона (цели маршрута) важнее буквы (маршрута прибытия Васи в Ригу — по принципу Мар.2:27).

То же самое – и в отношении Бога к МЗ: если кто-то достиг цели МЗ иначе (похож, к примеру, на Христа и без исполнения МЗ), то неважно, что буква МЗ им не соблюдена — наказывать его не за что (некоторые язычники, например, были больше похожи на Христа, чем иудеи, зачем же им исполнять МЗ? Рим.2:14,25-27).
Как уже сказали, 2я причина того, что Бог иногда нарушает МЗ, объясняет пример Руфи и хлебов предложения, ищем в них дух и букву:

Руфь: цель буквы запрета МЗ для вхождения Моава в Израиль — оградить народ Иеговы от их мерзостей. А если Руфь – праведна (достигла цели, духа МЗ), то для Бога не имеет значения, что она имеет происхождение от Моава (как бы нарушает букву МЗ, если входит в народ Иеговы, ср. Рим.2:26). Но так как такая уникальная праведная Руфь у Моава – уродилась одна (она даже для Израиля — эксклюзив по внутренним качествам, ср. Мтф.8:10), — для неё можно сделать исключение. И, поскольку в целом моавитяне сеяли зло и были испорчены множеством мерзостей, — другие жёны-моавитянки изгонялись (Ез.10:2,11).

То же и для случая с хлебами предложения: цель закона для хлебов – кормить тех служителей Иеговы (сИ), кто свят (ритуально чист) и не может насытиться иным способом (Богу хлеб не нужен, но эти хлебы не должны быть осквернены ритуальной нечистотой, поэтому ели их на святом месте). А что же по Давиду? Он и его люди были сИ ; были ритуально чисты на тот момент (святы) и не могли поесть иным путём (попали в непростые обстоятельства). В итоге — дух (цель, смысл) закона по хлебам — соблюден, святыня Бога не осквернилась за пределами храма (хлеб из святого храма был помещён в чистые «сосуды» мужчин: съев хлеб, они поместили его в свои не осквернённые ничем тела), за что же их наказывать?
Какой в этом — урок для нас?

Если мы научимся отличать главное от второстепенного (дух/цель любого закона от буквы/пунктов правил, исходящих из цели закона), то мы не будем фанатично держаться за букву инструкций и сможем поступать правильно — в любых нестандартных ситуациях. Пример из жизни:

сИ спешит на встречу, но видит «раненого» (по прообразу притчи о самаритянине, Лк.10:31,32). Кто держится за букву закона о встречах, что подразумевает присутствие на них (Ев.10:24,25), тот пройдёт мимо — ради присутствия на встрече (как священник и левит, ещё и оправдание придумает, например, «пусть мёртвые» этого мира ему помогают, Мтф.8:22). А кто ценит дух (цель встреч — учиться любить людей) – тот сИ поможет нуждающемуся. И то, что он нарушит букву закона (не придёт на встречу) — не вменится ему в вину пред Богом (не сИ для встречи, а встреча — в помощь сИ — по принципу из Мрк.2:27 о том, что не человек создавался для того, чтобы исполнять субботу, а суббота предназначена для помощи человеку в том, чтобы сблизиться с Богом).

А вот если сИ без причины не будет ходить на встречи – будет виновен (кто понимает, что означает поступать правильно по Евр.10:24,25 и не поступает правильно — тот согрешает, Иак.4:17).
А если кто-то хочет быть «выше буквы» в христианстве (как мы упоминали выше), то он не только не нарушит букву закона, но и сделает сверх неё (буква — для младенцев, а ты веди себя, как зрелый). В нашем примере — сИ, встретив «раненого», найдёт того, кто о нём позаботится; оплатит его услуги; ещё и на встречу попадёт и своим по вере чем-то поможет.

Ещё примеры быть «выше буквы»: кто-то тебе долг не вернул – не судись с ним, а прости (хотя имеешь право по букве закона судиться у старейшин и даже в мирском суде — будь выше этой буквы); в Обществе Ст. Башни (ОСБ) для помощи новичкам сИ установлен график чтения Библии — час в неделю (это развивает у «младенцев» полезный навык интереса к Библии) – а ты каждый день Библию читай (будь выше буквы ОСБ); не пригласили тебя на обед – а ты пригласи (хотя имеешь право не приглашать тех, кто тебя обидел) и т.д.
Поступая так, ты исполнишь дух главного закона для людей — закона любви к Богу и людям (принцип, как быть выше «буквы» показан в Мтф.5:39-41 и 1Кр.6:6-8, например).

В общем, кто хочет быть выше «буквы» сИ, тот должен «прыгать выше планки» сИ, а не ниже (делать больше элементарного минимума сИ, а не меньше). Покажем схемой, как отличить букву и дух и разобраться, где принципы, а где законы:

Схема помогает понять, как возникает необходимость создавать верховный (главный закон Бога для людей): сначала должна быть причина поставлению какой-то первоочередной задачи или цели (так решил Бог — расширить мироздание). Для решения этой задачи появляется закон, преследующий вспомогательную цель (цель Бога — стабильность расширенного мироздания, где царит любовь). Для достижения цели (духа) верховного закона расписываются более мелкие законы для людей (буква). Те, в свою очередь — расписываются на ещё более мелкие и т.д.
То есть, более общий закон – это всегда принцип для более мелких, вытекающих из него.
А все законы, взятые вместе (от самых мелких инструкций до верховного) — способствуют выполнению первоочередной задачи (цели Иеговы расширить мироздание, обеспечив его стабильность).

Для людей верховный закон — соответствовать своему предназначению (перед ними поставлена задача — быть совершенными). Как достичь этой цели? Научиться любить — Бога, людей и праведность. Сначала Моисеев Закон, а сегодня — законы Нового Завета — предназначены для помощи в исполнении этих 3х законов. Чем ниже человек по уровню духовного развития (младенец) — тем больше правил ему нужно для понимания смысла происходящего и обретения навыка поступать по духу верховного закона для людей. Чем он старше — тем меньше инструкций ему нужно.

Усвоить любовь — это как усвоить азбуку, к примеру: для того, чтобы быть грамотными, сначала мы учим много букв. Потом все буквы, благодаря усвоению смысла азбуки, — «помещаются в нас» (алфавит/любовь стали частью нас, мы усвоили их смысл, «съели», поместили внутрь себя, как Иеремия поместил внутрь себя слово Бога, поняв его, ср. Иер.15:16).
А дальше — мы автоматически используем множество букв в своей жизни, не задумываясь и не заглядывая в алфавит (инструкцию азбуки/законов любви), так как буквы «азбуки/любви» «работают» в нас — уже изнутри.

Так цель закона «выучить алфавит» /любовь — достигнута: мы стали грамотными людьми (мы правильно применяем в жизни алфавит/любовь). Поэтому взрослым детям Бога, усвоившим «азбуку любви» не нужно расписывать множество правил поведения и проявления любви: сама любовь к Богу, к людям и праведности помогает им понимать, как поступать в тех или иных нестандартных случаях, чтобы исполнить верховный закон своего Отца – обеспечить стабильность сообщества в послушании Богу из любви к Нему (Гал.5:22,23).

Следующая причина 3) объясняет прощение грехов Давида и прелюбодеицы, и наказание собиравшего дрова в субботу:
3) МЗ был ослаблен плотью (Рим.8:3).
То есть, МЗ – это закон учёта «местных потребностей» (учёт Богом неспособности Израиля сразу стать таким, как Христос). В МЗ Иегова не стал требовать от людей того, чего они не смогли бы выполнить на том уровне развития духовности и интеллекта (учёл менталитет исторической эпохи, поэтому ввёл то, что изначально в Его замысел не входило — например, рабство, многожёнство, разводы и т.д. из того, что встречается в МЗ)

Бог прекрасно понимал, что за один день из этого народа не создать праведное общество (как и из младенца не сделать взрослого человека, как и страну не создать, Ис.66:8). Поэтому через МЗ Иегова учил их значению любви и добра — с учётом того, к чему они привыкли. И для начала при помощи МЗ Бог привёл их грешный образ жизни хотя бы в какой-то порядок (сначала «сделал хаос греха — контролируемым», Гал.3:19). Как понимание этого помогает нам понять, почему Иисус, представляя суд Иеговы, отпустил грешницу?

Все требования МЗ для «слабой плоти» — отпадут, когда «плоть окрепнет». То есть, для Христа и всех, кто станет плодом святого духа (СД), МЗ не нужен так же, как взрослому – ходунки (Гал.5:22,23). Значит, побудить грешника стать христианином — важнее наказания за грех по МЗ (Иисус по воле Иеговы пришёл спасти грешников, исцелить, а не наказывать, Ин.12:47). Поэтому Иисус отпустил прелюбодеицу, а так же — ел и пил с другими грешниками- вопреки МЗ (отвергнуть или убить их по МЗ – значило отнять у них шанс «вырасти» и стать христианами, Марк 2:16,17). Какой урок для нас?

В Н.З гораздо важнее побуждать людей стать лучше, а не стремиться их наказать (Мтф.18:15; 2Пт.3:9). Нет смысла давить на кого-то угрозой наказания, лишения каких-то преимуществ и т.д. — тем, чем мы обычно давим на окружающих, пытаясь заставить их поступать так, как нам надо. Бесполезность давления на людей показала система МЗ : давление наказания не делает совесть лучше (Ев.10:1). А Бог заинтересован в очищении нашей совести.
Поэтому в Н.З. Бог отпустил Свой народ на свободу и не наказывает смертью за грехи — до конца этого века (Де.17:31;1Кр.5:11). Свобода – важнее в Его замысле для эры Н.З.: это — катализатор проявления сущности людей. Она сама в конечном итоге рассортирует всех нас на «овец» и «козлов» (кто «не наши», тот сам уйдёт, Пс.1:5; 1Ин.2:19) — как сортирует, к примеру, свобода Амстердама:

Потому Бог и отменил для христианства наказание смертью за грехи, чтобы свободные люди могли полностью раскрыть свою сущность и показать Ему, что они любят на самом деле – праведность или греховность. А дальше – их выбор сам определит их участь: либо они воскреснут из мёртвых, либо останутся в могиле навеки.

Также, именно из-за немощи плоти Бог иногда смягчает строгость закона (Пс.102:14; 129:3). Ну нет у него другого человеческого ресурса на Земле, кроме слабых потомков Адама. А замысел приводить в исполнение – надо. Вот Ему и приходится «работать» с теми, кто хотя бы в чём-то может пригодиться Ему на каком-то историческом этапе. И если целесообразность продолжения жизни грешника выше целесообразности его наказания, Бог может и смягчить строгость МЗ — применительно к нему.

Этот принцип Бог применил, например, к Давиду, согрешившему преступлениями, наказываемыми смертью (прелюбодеяние и убийство Урии). Давид для Иеговы был ценен как экземпляр человека, с кем Он продвинется в исполнении Своего замысла по приводу Христа Своего из рода Авраама и линии Иуды. Можно сказать, что на фоне остальных из народа Иеговы того времени — Давид был лучшим, хотя он и не был идеальным (больше всех подходил к прародителю Христа, потому Бог и «возился» с ним).

То же самое – и в эре Н.З.: искупление Христа никого из нас не делает автоматически праведными. Но Бог использует тех, кто хотя бы в чём-то способен продвинуть Его интересы. Как человек, который ради хотя бы 1го грамма золота терпеливо промывает тонны пустой породы, так и Иегова ради одной пользы в продвижении Своего замысла (для Него ценна даже одна какая-то польза) – терпит «тонны» пустой породы в нас, если дело Царства продвигается к цели.
Поэтому не удивляйтесь, если и сегодня Бог благословляет дело Царства через тех, кто, как вам кажется, далёк от идеала и не соответствуем вашим представлениям о праведности.

А вот наказание собирающего дрова в субботу Бог не посчитал нужным оправдать слабостью плоти. Почему? Ему приходится учитывать не только немощь людей, но и то, как их немощь примет Его решения. Этот случай с дровами произошёл в самом начале установления отношений между Ним и Израилем (в начале воспитания Израиля). Прости Бог эту вину (что Он вполне мог сделать), порочный народ тут же усмотрел бы для себя лазейку для нарушения законов Иеговы:

дескать, вот она – возможность обходить Его законы: пусть Бог требует от нас всё, что хочет, но Он мягкосердечен, и мы сможем пользоваться Его добротой. В итоге никто бы серьёзно относиться к Его требованиям не стал. Так и сегодня: если собрание или какое-то духовное дело только начинает развиваться, требования к дисциплине и выполнению организационных правил – более жёсткое (пока у «младенцев» не разовьётся полезный навык). А по мере роста их будет контролировать само осознание важности происходящего (ср. 1Кор.13:11).

Причина 4) Бог смотрит на сердце и видит потенциал способности раскаяться, поэтому Его гибкость в решениях наказать или отменить наказание зависит от содержимого сердца объекта (1Цар.16:7; Пс.32:5; Иер.18:7-10; Иез.33:11). К примеру, Он терпел грехи Манассии ок. 40ка лет (2Пар.33:1,19). А 42 ребёнка были истреблены всего лишь за одно издевательство над пророком (заметим, смертью наказаны были не все дети, а 42 из бывших там, 4Цар.2:24. Значит, сердца оставшихся в живых были не так испорчены, как у заслуживших смерть).
Какой урок для нас?

Мы – сердец не видим, поэтому а) не должны считать Бога несправедливым, если Он кого-то наказывает, а кого-то нет; б) мы не должны сами быть скорыми на расправу и наказание. И в то же время – должны учиться видеть плоды раскаяния (это не просто сожаление и подавленность из-за согрешения, а его настрой на будущее, стремление исправиться, проявляющееся в каких-то конкретных шагах в сторону исправления), — особенно, если приходится решать проблемы согрешений в собрании христиан (1Кр.5:11).

И что же мы имеем в итоге? Что делать, если нам кажется, что Бог в той или иной ситуации неправ?

1) вспомнить Рим.7:17: это помогает смиренно признать, что это не Бог неправ, а мы своим скудным запасом ума не можем понять, почему Он прав (Кол.2:18).
2) Если мы по уважительной причине нарушили какое-то правило (букву), но при этом исполнили его смысл (дух) – нас упрекать и наказывать не за что (правильнее не прийти на собрание, помогая тому, кто нуждается именно в нашей помощи, чем пройти мимо — ради того, чтобы быть на встрече собрания).
3) В христианстве, есть смысл больше прощать и побуждать исправиться, чем наказывать: свобода полезнее давления (Рим.8:3; Евр.10:1).
4) Бог видит сердце, а мы нет, поэтому мы не должны спешить обвинять Бога в несправедливости и не должны спешить обвинять кого-то или наказывать.

Есть ещё один отдельный предмет недоумений по поводу Иеговы: ап.Павел как-то сказал: «Кого хочет- Бог жалеет и милует, а кого хочет – ожесточает и наказывает» (Рим.9:18-21). Как в 1 в., так и сегодня возникает вопрос: если Бог захотел меня ожесточить, разве я буду виноват в том, что стал жестоким? За что же меня наказывать, если я покоряюсь воле Бога?

В следующий раз, если Бог позволит, рассмотрим, что это означает и почему желание Бога кого-то пожалеть, а кого-то наказать, в отличие от наших с вами желаний – во всех случаях находится в согласии с духом (смыслом) Его главного закона.

Свидетели Иеговы сайта «Ящик ответов»

Духо́вные зако́ны – законы, обусловливающие духовную сторону жизни людей.

Отчасти требования духовных законов выражены в требованиях закона Божия, в том числе в заповедях Божьих. Отчасти же они звучат в голосе совести. При создании человека Бог вложил в него такую способность, как нравственное чувство. Однако после грехопадения эта способность, как и многие другие, стала проявляться не так, как это было бы, если бы человек не грешил. На протяжении истории человечества, Бог не раз и не два озвучивал требования духовных законов через конкретных людей и даже враз множеству людей, как, например, это было на Синае, в тот период, когда был заключен Завет с богоизбранным народом, или во времена общественного служения Иисуса Христа. Законы духовные установлены Богом наряду с законами физического мира.

Человек по своей природе духовно-телесен. На него оказывают влияние и законы духовные, и законы физические. Можно провести параллели:

– Как физические законы влияют на тело, так духовные на душу: огонь обжигает, грязь пачкает – грех ранит душу. В нашем мире, порою, духовные раны меньше бросаются в глаза, чем телесные, но и они бывают заметны.

– Как физические законы действенны независимо от того, согласны мы с ними, или нет, также и духовные. Можно не признавать закон всемирного тяготения, но прыжок из окна будет от этого не менее губительным.

– Духовный потенциал человека значительно больше, чем физический. Условно выражаясь, сколько не тренируйся, на три метра в высоту не прыгнешь. В духовном же отношении человек может развиваться до бесконечности (Мф.5:48).

Примеры духовных законов:

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).

Прощайте, и будете прощены (Лк.6:37).

Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк.6:38).

Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1).

По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29).

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек… (Ин.6:48-51).

С преподобным преподобен будеши , со строптивым развратишися (Пс.17:25).

Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9:27).

Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:7).

Всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр.4:13).

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Лк.8:17).

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим.8:6).

Культурные и духовные права и их особенности

Замечание 1

Духовные и культурные права и свободы формируют условия и возможности, повышающие образовательную, культурно-духовную сферу развития человека, способствуя его всестороннему и гармоничному развитию.

Конституция РФ определяет базовые духовные и культурные права граждан РФ и их свободы:

  • право получать образование (43 статья);
  • свобода литературной, художественной, научной, технической и других видов деятельности, область преподавания (44 статья);
  • право, касающееся охраны интеллектуальной собственности (44 статья);
  • право доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и использовать учреждения культуры для развития (44 статья);
  • свобода совести (28 статья).

Перечень культурно-духовных прав в РФ

Культурные права и свободы человека содержатся в ст. 43 Конституции РФ, которая гласит, что каждое лицо имеет право на образование. Это право комплексное, а его обеспечение происходит за счет группы прав и гарантий, которые рассматривает Конституция РФ. В их число входят :

  • гарантии общей доступности и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях государственного и муниципального характера, в организациях и на предприятиях;
  • право в соответствии с конкурсной основой на бесплатное получение высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и в организациях;
  • обязательное получение основного общего образования, что обеспечивается государством и родителями или заменяющими их лицами;
  • установка в Российской Федерации федеральных образовательных стандартов государственного уровня, поддержка со стороны государства разных форм образования и самообразования.

Замечание 2

ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» выделяет конституционные положения, которые являются определяющими в механизме реализации этого права.

В соответствии с 44 статьей можно говорить о гарантии для каждого лица свободы преподавания, а также творчества, включая литературное, художественное, научное, техническое и др.

Культурные права и свободы человека и гражданина предполагают творческую свободу и возможность преподавания, что конституционно гарантирует целый ряд более частных прав и обязанностей: право на охрану интеллектуальной собственности; доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и в работе учреждений культуры; обязанности каждого члена общества заботиться о сохранности культурного и исторического наследия, сберегать исторические и культурные памятники.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Гарантии в сфере духовно-культурных прав

Творчество имеет непосредственную связь со способностями. Статья 10 Основ законодательства РФ о культуре содержит положение, что каждое лицо вправе осуществлять любую творческую деятельность в зависимости от своих интересов и способностей.

Замечание 3

Свобода творчества представляет собой важнейшую духовную свободу, которая означает, что государство должно минимально вмешиваться в творческую деятельность с одновременным обеспечением правовых гарантий охраны этой свободы. Статья 29 Конституции РФ содержит запрет на цензуру, гарантируя свободу не только массовой информации, но и прочих видов творчества.

Гарантия свободы творчества заключается в том, что на этот вид деятельности не распространены ограничения, которые предъявляются к определенным занятиям. Так, статья 97 Конституции РФ включает сведения о том, что ни один из депутатов Госдумы не может быть на государственной службе, занимаясь при этом другим видом оплачиваемой деятельности, помимо преподавания, научной и прочей творческой деятельности.

Свободу творчества нельзя считать абсолютной для избежания злоупотребления. Для того чтобы защитить интересы и права других лиц, обеспечить нравственность и безопасность общества, законодательство и Конституция РФ включают определенные ограничения этой свободы.

Положения Конституции упоминают и некоторые виды творчества (литература, наука, техника и др.), закрепляя положение об охране интеллектуальной собственности.

Определение 1

Интеллектуальная собственность представляет собой результат интеллектуального творчества в виде деятельности, которая обладает духовной и рационально-материальной основой.

Каждый человек в России обладает правом участвовать в культурной жизни и пользоваться организациями культуры, имея доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражена различными видами деятельности, широкий спектр которых предопределяет и большое число способов участия в ней. Культура предполагает реализацию для каждого человека его возможностей приобщения к культуре, получения необходимого образования, вступления в какую-либо творческую группу, занятия творчеством и др.

Для любого гражданина РФ дается гарантия сохранности объектов культурного наследия. Это необходимо для интересов настоящего и будущего поколения многонациональной народности нашей страны. (№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ»). Каждое лицо обладает также правом на беспрепятственное получение сведений об объектах культурного наследия в порядке, который устанавливает федеральное законодательство. Сведения предоставляются в тех пределах, которые содержатся в едином государственном реестре, включающем перечень объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов страны.

Духовные свободы включают свободу совести и вероисповедания. В число ее особенностей входит одновременная принадлежность к личным свободам.

Замечание 4

Что касается реализации свободы вероисповедания и совести, то она влияет на духовное развитие человека, формирует его как личность, обладающую определенной системой нравственных и религиозных воззрений.

Статья 28 Конституции РФ зафиксировала важные элементы, которые раскрывают содержание понятия «свобода совести». Часто категорию «совесть», включая ее свободу, можно отождествить только с вероисповеданием, атеизмом или выбором между ними. Тем не менее, в более широком смысле совесть означает, что религиозная нравственность, хоть и является ядром, тем не менее не исчерпывает ее содержания. Если брать во внимание философско-этическое понимание, то совесть представляет собой особое духовное свойство каждой личности, состоящее во врожденном ощущении, познании и восприятии зла и добра. По этой причине сущность свободы совести в юридическом понимании состоит в свободном выборе человека той или иной нравственно-духовной и религиозной основы. Любое лицо имеет право самостоятельно формировать свою систему ценностей, которая составляет основу жизнедеятельности, исповедовать или отказаться от определенного верования, учения или религии.

Составляющим элементом свободы совести является свобода вероисповедания, тесно связанная с большим числом религиозных взглядов, которые выражаются принятием (отказом принимать) определенных учений, исторически сформировавшихся на территории страны, так и вне ее. Конкретные вероисповедания включают православие, католицизм, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм. Существуют и различные секты как перечисленных, так и других религий, которые имеют своих приверженцев.

Содержание любого учения или исповедания можно раскрыть в деятельности в зависимости от внутренних установлений религиозных организаций. Это может гарантировать Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Важное обстоятельство для правоприменительной деятельности представлено тем, что свободу совести и вероисповедания нельзя ограничивать даже в случае чрезвычайного положения.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *