Драгоценности

Названия камней по мифониму и мифическим представлениям о назначении
Номинация камней по мифониму представлена названиями гиацинт, изумруд и серафинит.
Гиацинт – это желтовато-красная, полупрозрачная разновидность циркона. Очень редки природные голубые цирконы, хотя голубым может стать после нагревания и обычный бурый циркон. Название от греческого «hyakinthos». Из тела или крови мертвого Гиацинта Аполлон вырастил цветок с таким же названием . Впоследствии тоже имя получил драгоценный камень, похожий на цветок. В старинных русских рукописях драгоценный камень циркон-гиацинт упоминался как иакинфъ /уакинфъ, уакунтъ, уакинтъ/, акинфъ, акинфосъ, акунтъ. Встречается в древнерусском языке с XI века как уакинфъ: Уакинфъ акы ючрьмьнь есть, обрЕтаеть же ся въ утрьнии Варъварии СюриисцЕи . Какой камень гиацинтом называли греки, римляне и другие народы, остается невыясненным. Теофраст не упоминает камень с таким названием, гиацинт Плиния по описанию похож на аметист. Предполагают, что так когда-то называли синюю и красную разновидность корунда (сапфира и рубина), а затем — только желтую. В средние века гиацинтами называли все камни желтого цвета, позднее — цирконы желтого цвета .
Изумруд (англ. emerald) — это ярко-зеленая, темно-зеленая, реже травянисто-зеленая прозрачная разновидность минерала берилла . В Египте изумруд относили к числу камней Изиды (отсюда и название), могущественной богини плодородия, покровительницы домашнего очага .
В памятниках русской письменности слово изумрудъ отмечено с XV века: А с/ы/на своег/о/ Андрея Меншого бл/а/гословляю икона золота на изумрутЕ . Старорусское изумрудъ считают иранским заимствованием через тюркское посредство, его возводят к арабо-персидскому слову zumurrud через тюрк. zumrut, означавшее ‘ камень изумруд’ . Появление начального и= в иранизмах обычно .
На Руси изумруд в ювелирных изделиях известен с XI-XII вв. . Изумруд, сапфир и аметист украшали колт XIII века из Рязанского клада 1822 года . В XV-XVII вв. изумруд использовался для украшения окладов икон, одежды, а также для разнообразных ювелирных украшений.
Серафинит (англ.seraphinite). Корень сераф — известен в древнерусском языке с XI века из греческого слова seraphim,- образованного от древнееврейского seraphim < saraf – «жечь» . Согласно данным Библейской энциклопедии, кроме значения – «горение, пламень», корень выражал понятие «возвышенный, благородный» . Название камня намекает на шестикрылых ангелов-серафимов . Камень непрозрачен, имеет красивую зеленую окраску и необычные серебристые переливы, все это ассоциируется с небесным целительным светом, приносящим человеку радость, здоровье и силу. Минерал является камнем-символом Байкала, так как добывают в России его только в районе этого озера. Синоним: клинохлор (англ.clinochlore) из греч. clinos + cloros– (наклонять + зеленый).
Название минерала колумбит-танталит (колумбиттанталит) (англ. columbitetantalite) состоит из двух частей. Первая часть названия минерала колумбит — по стране Колумбия, а вторая часть танталит — по имени героя греческой мифологии Тантала. Здесь реализована ассоциация по подземному пространству, так как танталит черного и бурого цвета.
Названия камней по мифическим представлениям о назначении
Бирюза (англ. turquoise) – этот минерал представляет собой фосфат меди и алюминия и имеет небесно-голубой, темно-голубой или светло-зеленый цвет. Английское наименование – turquoise — произошло от французкого словосочетания pierre turquoise — «турецкий камень». Голубая бирюза во все века считалась талисманом, помогающим в сердечных делах. Мудрецы Древней Персии приписывали ей происхождение из костей людей, погибших от любви. В Древней Египте ее считали камнем богини Изиды – богини-матери, а в Греции – камнем Афродиты, богини любви. Название минерала происходит от персидских слов friuza- «камень счастья» или piroza – «победа» . Древние люди верили, что бирюза приносит счастье в любви и примиряет супругов, так как образовалась из костей людей, умерших от любви.
В памятниках русской письменности слово отмечено с начала XVI века: А перьстнеи моих золотых… напалок да четырьнатцат/ь/ жиковин с лалом, и съ яхотцом, и з берюзами, и з жемчушки . Слово в современном русском языке сохранилось с тем же значением. Старорусское слово бирюза (берюза) является иранским заимствованием через тюркское посредство. Слово восходит к персидскому piroze, новоперс. firuza Turkis , «бирюза» через тюрк. piruza, firuza . Иранская бирюза имеет голубовато-синий насыщенный цвет. Самые знаменитые копи находятся недалеко от иранского города Нишапур, где добывается нишапурская бирюза. Ср.: бирюзка нашебуркская.
Аметист (англ. amethyst) – фиолетовая разновидность прозрачного кварца. Название происходит от греческого «amethystos» — «свободный от пьянства, средство от опьянения» . Аметис – так звали одну из нимф, спутниц богини-охотницы, покровительницы животных Артемиды. Резвая Аметис очаровала бога вина и веселья Диониса. Но сама богиня, и ее спутницы отвергали любовные утехи и чуждались мужчин. От притязаний хмельного Диониса спасла нимфу Артемида, превратив Аметис в холодный и блестящий кристалл цвета фиалки . В древнем Риме аметист называли «благословенным камнем», «камнем воздержания». Существуют названия аметистов по месту их нахождения: бразильские аметисты (самые известные — марабу), мексиканские аметисты (темно-насыщенные камни, самые дорогие в мире). Африканскими называют аметисты, которые добывают на африканском континенте. В торговле этот термин часто используется для обозначения темноокрашенных аметистов. Бразильскими аметистами часто называют все, добытые в Южной Америке. Термин сибирский аметист означает не только место добычи камня, но и влияет на цену камня — так называют все насыщенно окрашенные камни независимо от их происхождения.
Янтарь (англ. amber) — аморфный окаменелый древесный сок. Название «янтарь» (англ. «amber») произошло от позднелатинского слова «ambar», которое в свою очередь произошло от арабского «anbar» . Древние римляне называли янтарь — харпаксом, т.е. «грабителем». Так они намекали на способность янтаря притягивать мелкие предметы. Это удивительное свойство янтаря было зафиксировано в прежнем названии острова Балтийского моря – Латрина (на старолитовском latres – «разбойник»). Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили «из страны германцев», им торговали финикийские купцы, называя его «сахалом» («каплями смолы»). Одна из старинных русских летописей гласит: «На море, на окияне, на высоком острове Буяне, есть бел-горюч камень Алатырь…». Окиян-море — это Ботнический залив, остров Буян (Руян) в наши дни известен как немецкий Рюген. На его побережье издавна добывали «бел-горюч» камень, так как янтарь способен гореть . Существует большое количество названий янтаря: балтийский (иногда его называют — сукцинит), японский, китайский. Бирмит (бурмит)- желтый янтарь из Мьянмы (Бирмы). Геданит – грязно-желтый янтарь с побережья Гданьска (Польша). Коченит — янтарь из австрийской долины Кочен. Румынит — темно-красный янтарь из Румынии. Сахалинит — коричнево-вишневый янтарь с берегов Сахалина. Сименит — красно-коричневый янтарь из Сицилии (название – по реке Симето).
Большое спасибо, что прочитали 10 статей моей большой работы, которая посвящена названиям драгоценных камней в русском языке. Следующие статьи выложу по ТИПОЛОГИИИ драгоценных камней — цвет, рисунок, блеск, прозрачность, форма и др.- это то, на что мы конкретно обращаем внимание при выборе камня.
С ув., Николашвили Марина Николаевна (Марина Белавина).

Бриллианты

Об украшении с бриллиантами мечтает каждая женщина. Такие аксессуары не все могут себе позволить. И все же, как выбрать ювелирное изделие с бриллиантом? Рассматривая изделие, непременно обратите внимание на огранку камня. Именно она придает ему такой блеск. Стандартный и наиболее распространенный вариант – это 58 граней для округлых форм. В полной мере оценить блеск камня можно только при дневном свете. Только в этом случае можно увидеть настоящий блеск бриллианта. Драгоценные камни могут быть представлены разными оттенками: розовый, желтый, голубой, белый, коричневый, зеленый и даже черный.

Наиболее ценными считаются бесцветные или яркие камни. Самый редкий и дорогой бриллиант – розовый. Один карат оценивается в один миллион долларов.

Очень важным моментом при выборе бриллианта является его прозрачность. Если в камне видны включения и несовершенства, то его стоимость невелика. А вот если при 10-кратном увеличении дефектов не видно, значит, бриллиант идеален. В этом случае его стоимость невероятно высока. Вес камня измеряется в каратах. Именно на эту характеристику обращают внимание женщины при покупке. Один карат равен 200 мг.

Виды огранок

От огранки драгоценного камня во многом зависит его блеск и игра света на поверхности. Под огранкой понимают технику обработки минерала, по завершению которой образуется определённая форма камня с определённым же количеством граней, их расположением, пропорциями относительно друг друга и характерными очертаниями. Рассмотрим наиболее часто используемые виды огранки:

Круглая огранка

Количество граней: 17, 33, 57

Круглая огранка – своего рода классика. История данной огранки насчитывает более ста лет. Она как нельзя лучше подходит бриллиантам, так как собирает и усиливает блеск камня. Кроме того, круглая огранка предохраняет драгоценный камень от сколов и иных повреждений. Чем меньше вес камня (чем меньше карат), тем меньшее количество граней выточит ювелир. Ложка дёгтя – при данной огранке теряется до 50% от первоначальной массы самоцвета.

Овальная огранка

Количество граней: 57

Данный вариант гранения камней известен с 60-х годов 20 века. «Овал» имеет более вытянутую форму, чем круглая огранка; и позволяет камню играть переливами на свету. Самоцветы, гранённые в форме овала, часто используют в кольцах, чтобы визуально удлинить пальцы рук.

Огранка «Маркиз»

Количество граней: 55

Огранку «Маркиз» похожа на лодочку и представляет собой продолговатый овал с заострёнными уголками на краях. Как и в случае с овальной огранкой, огранка «Маркиз» на кольце удлиняет пальцы рук. Однако следует помнить, что острые клинья на концах камня станут уязвимыми и хрупкими.

Огранка «Капля» («Груша»)

Количество граней: 55-56

«Капля» объединяет черты огранок «Маркиз» и «Овал» — с одной стороны самоцвет будет иметь закруглённый конец; а с другой – острый. Острый конец выступает уязвимым местом драгоценного камня, склонным к появлению трещин. Поэтому опытные ювелиры стараются защитить его с помощью оправы. Каплевидная огранка самоцвета в колье или ожерелье будет выигрышно удлинять шею.

Огранка «Принцесса»

Количество граней: 49, 65,68

«Принцесса» имеет квадратную или чаще прямоугольную форму. Как и круглая огранка, «Принцесса» максимально усиливает блеск и яркость самоцвета. К тому же при выборе данной огранки самородок будет терять меньше от своего исходного веса. Данную огранку часто используют для бриллиантов обручальных колец. Как и любые другие острые углы, вершины «Принцессы» должны быть надёжно защищены оправой.

Кабошон

Кабошонирование — это способ обработки камня с приданием ему округлой выпуклой формы (иногда плоской с одной стороны). Чаще всего данный метод огранки используют при обработке непроницаемых или слабопроницаемых камней; а также камней, имеющих какие-либо оптические эффекты (например, астеризм или опалесценцию).

Камни и скалы как древний символ

Камень, скала, гора, дерево или роща — все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями в священных местах.

Они либо стоят в одиночестве в ознаменование какого-либо священного места или события, либо связаны с деревом в структуре священного алтаря, где символизируют долговечное и окружающее, а дерево -преходящее и увеличивающееся.

В примитивном символизме камни могут порождать людей и имеют родительскую потенцию; либо люди могут быть обращены в священные камни.

Предполагается, что это разновидность лунного культа, связанного одновременно и с плодородием, и с холодом; с замороженной землей зимы, которая порождает весну.

Что символизируют камни и скалы

Тяжелые камни или скалы, нависающие над источником, ручьем или входом в пещеру с сокровищами, препятствующие доступу к водам жизни, вытекающим из-под скалы, символизируют необходимые трудности или условия, которые нужно преодолеть, понять или выполнить перед тем, как могут быть найдены воды жизни, или эзотерические сокровища скрытого знания.

Иногда скала чудесно разбивается, чтобы дать водам течь или пещере открыться.

Камень — древний символ суда: побить камнями — древнее наказание. Бросить камень в кого-то — выказать презрение. Чувство собственной вины — «камень на душе».

Каменный топор является неиконическим выражением божественности или ее сверхъестественной силы. Громовые камни олицетворяют силу грома,молниии, бури,тоестьсилы того, что может раскалывать и ломать.

В христианстве камень как древний символ — это надежное основание, неразрушимость, Святой Петр почитается как основатель Церкви. Камни являются эмблемами святых Альпежа и Стефана.

В понятие «драгоценные металлы» входят золото, серебро и металлы платиновой группы.

Благодаря высокой химической инертности они не окисляются и не корродируют, тем самым сохраняя характерный блеск и внешнюю привлекательность.

Исторически сложилось, что драгоценные металлы использовались для изготовления ювелирных украшений, а высокая стоимость поставила золото и платину в один ценовой ряд с драгоценными камнями.

В наш век высоких технологий драгметаллы широко используются в производстве изделий для электронной, радиотехнической и космической промышленности, при изготовлении лазерной техники и медицинской аппаратуры, бытовой техники, компьютеров и разнообразных гаджетов.

Многие детали, входящие в комплектацию hi-tech аппаратуры, содержат драгметаллы в микроскопических количествах.

Современные технологии извлечения этого ценного материала из вторичного сырья превратили рециклинг драгметаллов в высокоэффективное производство, превосходящее по своей рентабельности добычу золота, серебра и элементов платиновой группы из первичных природных сырьевых ресурсов.

Добыча руды

Серебро и золото людям известны с давних времен. Причина — драгоценные металлы встречаются в виде самородков, а проще — кусочков чистого металла.

Добыча этих металлов велась еще 4-5 тысяч лет назад, причем занимались добычей в Азии, Америке, Европе, Африке.

За золотым руном

Кто видел фильм «Аргонавты», читал мифы древней Греции, знают о плавании легендарных героев за золотым руном. Плыли они из Греции в далекую Колхиду (ту самую, что на территории нынешней Грузии). Но нам-то интересно про руно — почему оно золотое. Руно — баранья шкура. Золотая потому, что на ней был золотой песок.

Был такой древний способ добычи золота, о нем писал Страбон в «Географии»:

«В их стране (территория современной Грузии), как пере­да­ют, гор­ные пото­ки приносят золо­то, и вар­ва­ры ловят его реше­та­ми и кос­ма­ты­ми шку­ра­ми. Отсюда, гово­рят, и воз­ник миф о золо­том руне».

Шкуру прибивали к дощатому лотку и топили в речке или ручье, размывавшие россыпное месторождение. Песок застревал в шерстинках, далее шкуру сушили, сжигали и получали слитки золота.

Не проверено: желающие до сих пор могут попробовать намыть золото таким способом, как утверждает один (как минимум) туристический ресурс.

Качество, пробы, клейма

Дальше путь в лабораторию. Туда отправляют кусочек золота, разными приборами проверяют чистоту, количество оставшихся примесей и вообще — достойно ли золото занять место в золотовалютном фонде, превратиться в ювелирное изделие, отправиться работать в космос.

Химики «дали добро» — слитки отправляются на клеймение.

Любой слиток получает собственный номер. На слитке ставится клеймо изготовителя и проба.

Банковские слитки должны иметь вес 12 кг, но бывает, вес разнится от 11 до 13 кг.

Как клеймят драгметаллы

Существуют несколько способов клеймения:

  1. Механическое. Обычным молотком или на станках.
  2. Электро-искровой. Клеймо выжигается специальной установкой.
  3. Лазерное. Производят с помощью лазерной установки и клейм-масок.

Где находится золото страны

Часть золотого запаса России лежит в хранилище Центробанка. Говорят, что хранилище оберегается несколькими степенями защиты, и системы безопасности самые современные. Кто хочет — проверяйте. Мы точно туда не полезем.

Часть российского золота лежит в США, в знаменитом Форт-Ноксе.

Виды проб для ювелирных изделий

В России три вида маркировки ювелирных изделий:

  • золотниковая;
  • метрическая;
  • каратная.

Золотник — 4,26 грамма. Мера золотниковая дореволюционная, составляла число золотников в фунте сплава.

В метрической системе число клейма указывает на количество чистого золота на 1000 грамм веса. То есть, если на колечке стоит проба 583, значит золота в ней 583 грамма, а остальное — лигатурный сплав.

Импортные золотые изделия маркируются словом «gold». Теперь, зная маркировки, вы сможете легко читать клеймо даже на дореволюционных, антикварных изделиях.

Где найти клеймо

Настоящее клеймо вы найдете:

  • у кольца — на внутренней стороне ободка;
  • у сережек, цепочек, брошей — на замочке;
  • у подвесок — на внутренней стороне ушка.

Фамильные драгоценности имеют колоссальное значение в формировании ценностей семейных. Они – свидетели самых ярких событий в жизни семьи, доказательства искренней любви её членов друг к другу, а иногда и величия рода. Это не пустое хвастовство благополучием, а вещественная связь поколений. Покупка дорогих ювелирных изделий, их сохранение и передача детям и внукам возможны лишь в семьях, крепко стоящих на ногах. Во времена дворянства отсутствие фамильных драгоценностей считалось признаком «безродности», а их продажа – крайней чертой бедствия человека.

Фамильные драгоценности – это ещё и своеобразный «запас на чёрный день». Они спасли немало жизней во время вынужденной эмиграции из Красной России, а также в дни Блокады Ленинграда, когда только на чёрном рынке можно было раздобыть еду, стоившую дороже золота. Украшения легко брать с собой при дальнем переезде, они напоминают о доме и родных людях, даже если вы за тысячи километров от них!

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Драгоценности — это дорогие ювелирные изделия из платины, золота или серебра, изготовленные при помо­щи ювелирной техники и украшенные природными дра­гоценными камнями: алмазами (бриллиантами), изум­рудами (смарагдами), рубинами, сапфирами или при­родным жемчугом.

Причины создания и ношения драгоценностей носили эстетический характер. С давних пор человек стремился украсить себя и использовал для этого все, что могло быть в природе пригодным для этой цели. Драгоценно­сти появились еще до того, как была придумана одеж­да, но вначале они не являлись еще предметами укра­шения. Так, шрам после ранения был не только свиде­тельством храбрости, но и служил украшением так же, как и ношение зубов и перьев пойманных животных и птиц. Предшественниками драгоценностей были раскрас­ка и татуировка тела, которые не только украшали чело-

Рис. 52. Проекты драгоценных изделий: а—кольца; б—браслета

Века, но и указывали на его общественное положение, силу, привилегии и в символах служили религиозному делу.

Драгоценности были также классовым или велико­державным символом, показателем общественного и юри­дического положения, примером чего являются кольца церемониальные, понтификальные, сенаторские, рыцар­ские, свадебные, цеховые и т. п. Тело и одежда человека определили возникновение двух главных групп драгоцен­ностей: драгоценностей для украшения и функциональ­ных драгоценностей. К первому виду драгоценностей от­носятся украшения, которые носят прямо на теле, и они предназначаются исключительно для украшения; ко вто­рому— драгоценности, которые связаны с историей раз­вития одежды и являются ее составной частью^в каче-

Стве застежек, поясов, пуговиц и т. д. Эти драгоценности предназначены для особых общественных случаев и раз­деляются на вечерние, траурные, национальные, охот­ничьи, обычные модные дополнения и т. д.

С точки зрения производства драгоценности подраз­деляют по характеру и виду, способу их обработки, а также по использованию производственной технологии. Драгоценности могут быть изготовлены вручную, смон­тированы частично, отлиты, штампованы. Различают пластинчатые, проволочные, филигранные, цепочечные, чеканные, выколоченные, эмалевые драгоценности.

Кольца — украшения для пальцев рук, после наряд­ных застежек наиболее старые драгоценности, по-види­мому, восточного происхождения. По древнегреческому мифу кольцо придумал бог Зевс, который приказал Прометею постоянно носить железное кольцо как память о том времени, когда он был прикован к скале (рис. 52, а).

Серьги — женские драгоценности, которые подвеши­вают на мочку ушной раковины. Изредка носят серьги и мужчины (матросы, деревенские жители, пастухи и т. д.), однако не для украшения, а в качестве амулета. Драгоценности эти с давних времен изготовляли в Ин­дии, Вавилоне, Персии; их делали арабы, славяне и гер­манцы. Серьги обычно украшают различными подвеска­ми из металлов и драгоценных камней, иногда их ими­тациями.

Браслеты — женские, реже мужские драгоценности, которые носят на запястье руки (форма эллипсовидная, спиральная, круглая — прочные; цепочечные, звеньями — подвижные). Браслеты встречаются уже в древних ве­ках. Наибольшей любовью они пользовались у восточ­ных народов. Материалом служили: шелк, бархат, ворс, стекло, слоновая кость, черепаший панцирь, искусствен­ные вещества, различные металлы, особенно золото и се­ребро (рис. 52,6).

Размер изделия

При покупке украшения очень важно правильно выбрать размер. Он должен соответствовать образу. Стройным, худеньким девушкам стоит выбирать миниатюрные изделия. Более полным дамам необходимо обратить внимание на крупные украшения.

Если необходимо купить вещь на каждый день, стоит предпочесть аккуратные и небольшие изделия, чтобы они были удобны в носке.

Вместо послесловия

На просторах нашей страны работают многочисленные магазины ювелирных изделий. «Адамас», например, является одним из крупнейших фирменных заведений. Магазины бренда имеются во всех крупных городах. Специалисты рекомендуют перед походом в ювелирный магазин ознакомиться с продукцией завода-производителя определенной сети. Это позволит иметь представление о моделях и течениях моды. Возможно, покупатель подберет для себя определенные модели, которые в дальнейшем можно примерить в магазине. Заказывать украшения через интернет, как и прочие товары, удобно, но рискованно. Без примерки невозможно понять, подходит ли размер (он может меняться в зависимости от модели), цвет, стиль. Кроме того, в магазине проще рассмотреть изделие в свете ламп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *