Донская божья матерь икона

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери, чудотворный образ XIV в.

Празднование 19 августа.

Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Государственный исторический музей; с 1930 г. хранится в Государственной Третьяковской галерее (инв. 14244).

Икона 2-сторонняя (размер 8668 см): на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Успение Пресвятой Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для святых мощей, закрытое воском после реставрации.

Иконография

Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.

Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. .

Происхождение

До 1980-х гг. Донскую икону атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисисного чина Благовещенского собора , который также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г. о «подписи церкви Благовещения Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым». В. И. Антонова выдвинула гипотезу о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе Коломны и датировала ее годом их создания (1392), а перенесение Донской иконы из Коломны в Москву – 1591 г. По мнению И. А. Кочеткова, Донская икона является копией, выполненной Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля в 90-х гг. XIV в., с некой несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны .

В 1980-х гг. атрибуция Донской иконы и Деисуса Благовещенского собора Феофану Греку была подвергнута сомнению из-за данных исторических источников о том, что после опустошительного пожара 1547 г. в Благовещенский собор привезены древние иконы из др. городов , а Донская икона появилась в нем между 1552 и 1563 гг. . Однако особенности иконографии и стилистики, высокое художественное качество Донской иконы по-прежнему позволяют датировать памятник 80–90-ми гг. XIV в. и связывать его с благовещенским Деисисом, автора которого отождествляют с Феофаном Греком или с неким мастером его круга . Вероятно, икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии – супруги великого князя Димитрия Донского (около 1353–1407) – на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г. .

Почитание

Почитание Донской иконы сложилось вскоре после создания, что доказывает наличие ее ранних уменьшенных списков, однако ее первоначальное название неизвестно. 1-е упоминание об этой иконе встречается в летописях сер.– 2-й пол. XVI в. В царствование Иоанна IV великий князь Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским , так же стали называться и заложенная им перед Куликовской битвой церковь Успения в Коломне (1379–1382) , и хранившаяся в ней древняя чтимая икона Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» . Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус государственной святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Донская икона также была заступницей и покровительницей православных воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн Грозный взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону Пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения Пречистые на Коломне» . В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Донской иконой о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея . В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской в честь иконы Божией Матери московский моастырь. Для него сделали список чудотворной иконы – «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» .

В XVII в. Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Донской иконой в Донской монастырь , а в 1649–1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе. Во время больших крестных ходов Донскую икону выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677–1678) и Крымские походы князя В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Донской иконы усилилось. В 1692 г. архимандрит Донского монастыря Антоний написал предисловие к вкладной книге монастыря «Слово известное всем благочестивым христианам» , в котором, основываясь на сведениях «Повести о честнем житии царя и великаго князя Феодора Ивановича» , подробно изложил историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а также дополнил рассказ о победе на Куликовом поле актуальным для XVII в. вымышленным эпизодом о донских казаках, пришедших на помощь православному воинству и принесших в дар икону Донской Божией Матери. Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» , созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой великий князь Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», великий князь «повеле иконописцу образ Пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иоанном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался ее список, отмеченный в писцовой книге города 1577–1578 гг. . Об этом же сообщает предание, записанное Н. Иванчиным-Писаревым в 1-й пол. XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей почти 2 века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма , и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города» .

С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII – нач. XVIII в. было составлено несколько слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконе, самые известные из которых – «Поучение» святителя Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского), написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. ; появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архимандрита Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор великим князем Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» . Сказание о Донской иконе в традиционном варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

В чём же секрет оригинальности мастера?

Иконописец родился в Византии в 1337 году. Точная дата смерти неизвестна: по разным источникам — около 1405 года. Именно по месту своего происхождения он и получил прозвище (или фамилию) — Грек.

До приезда на Русь художник работал в Константинополе и его пригородах. А в 1370 году Феофан поселился в Новгороде. Он оказал огромное влияние на развитие новгородского искусства.

Позже он перебрался в Москву, где продолжал проявлять себя в росписи частных домов и храмов, в написании икон, художественном оформлении христианской литературы.

Характерными особенностями творческой манеры талантливого иконописца Феофана Грека являются выразительность и невероятное сочетание красок. При этом гармонично сочетаются воспевание земной красоты и величие духовной жизни, которая прискорбно мало обращает внимания на внешнее проявление.

Особое восхищение вызывала у современников такая отличительная черта Мастера как «скоропись». При написании очередной картины Феофан не старался особо передать черты образца. Каждая его работа имеет собственные неповторимые черты. Каждый лик наделён своим характером и каждый мазок являл миру гениальное произведение, такие как «Богоматерь Донская» Феофан Грека и его же «Успение Богородицы».

Биография Феофана до сих пор имеет свои белые пятна, вызывая множество вопросов. Точно неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Рождённый в Византии, как он попал на русскую землю?

История связывает его имя с именем митрополита Киприана, но всё это, в основном, лишь догадки о талантливом иконописце, художнике, прославившем своё имя в написании миниатюр и фресок на религиозные темы при росписи храмов.

Двусторонняя икона. Рассмотрим поподробнее

На Донской иконе изображена Богородица, прижимающаяся щекой к своему сыну, Христу младенческого возраста. Такое положение матери и сына, Богородицы и Иисуса обозначает здесь наивысшую духовную близость, понимание, доверие между человеком и Господом.

Отличительной чертой этого изображения является то, что ножки младенца до колен открыты и стоят на руке Матери Марии. Икона является двусторонней: на её оборотной стороне представлен сюжет Успения Богородицы.

По древнему преданию, в этот скорбный день все апостолы, даже те, кто находился в других странах, чудесным образом явились в Иерусалим, чтобы проститься и совершить достойное погребение Пречистой Девы Марии.

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

Из Благовещенского собора — в Третьяковскую галерею

Во время взятия Москвы Наполеоном святыня была ограблена французами, но оставалась на своем месте, слева от царских врат Благовещенского собора. Там же она пережила революцию 1917 г.: Богородица не оставляла свой народ и в годы радости, и в лихолетье. Когда большинство чтимых чудотворных икон были уничтожены при разрушении храмов, Донская икона была спасена Божиим промыслом и работниками Государственного музея. Позже, в 1930 году, её поместили в Третьяковскую галерею, где она пребывает и сегодня.

Донская Богоматерь в Третьяковской галерее

Возобновление крестных ходов

В 1994 г. было решено возобновить традицию крестных ходов в Донской монастырь. Святыне исполнилось более 600 лет, над её сохранением трудились поколения реставраторов. Вынести ценный экспонат из тихой музейной атмосферы ко множеству ожидающего его народа было непростым решением. Но в результате совместного труда многих специалистов это стало возможным.

Ежегодно, за несколько недель до 1 сентября, дня празднования Донской Богоматери, ученые-реставраторы и специалисты с завода полиметаллов готовят специальную капсулу, где сохраняются постоянная влажность и температура. Подготовка транспорта, сопровождения и охраны святыни также требуют многих трудов и переживаний.

Донской монастырь

В сам день праздника множество народа и духовенства с волнением ожидают прибытия святыни на пороге собора Донского монастыря. Наконец, под пение «величания», из машины выносят закрытый футляр: экспонату может повредить яркий свет дня и даже шум улицы. В храме, рядом с чтимым списком Донской иконы, уже ждёт украшенный белыми цветами киот. Футляр устанавливают под ним и с помощью специальных приспособлений медленно вдвигают капсулу с иконой внутрь киота. Древний лик Богородицы поднимается над молящимися в благоговейной тишине, даря собравшемуся народу незабываемые минуты.

Иконописные изображения и их символы

На оригинале Донской иконы изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Богомладенца, прильнувшего к Ней. Голова Богородицы склонилась к Сыну, печальный и строгий взгляд направлен на молящихся. На Её лице — скорбное предчувствие трагедии, ожидающей Христа. По композиции икона напоминает Владимирскую, отличаясь от неё положением ног Младенца.

Богородица покрыта темно-красным мафорием, украшенным золотыми полосками, тремя звездами и бахромой — символами приснодевства и царского положения. Под мафорием проглядывает темно-голубой хитон и плат, закрывающий волосы. В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На поздних списках его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы притекающим к Ней в нуждах.

Иконописное изображение Донской Богоматери

Богомладенец одет в хитон цвета охры. Разбегающиеся по складкам золотые лучи «пробелов» — знак Божественной благодати. В руке Младенец держит свиток — символ Ветхозаветного Закона, утратившего значение с Рождеством Христа.

Фон иконы и нимбы над головами святых выполнены тончайшим сусальным золотом, стертым от времени. Золото — не просто богатое украшение: оно указывает на Горний мир, заполненный Божественным светом. Можно представить, как величественно выглядела икона сразу после написания.

Интересно. 21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной России, он будет помещен в главном соборе г. Ростова-на-Дону.

В чем помогает икона

Донская икона — одна из старинных почитаемых на Руси образов. Традиционно молиться перед ней благословлялось воинам, защитникам Отечества, солдатам. Этот образ считался защитным для Руси, к нему прибегали в любых войнах или конфликтах. Тем не менее, это вовсе не означает, что обычные православные христиане не могут обратиться за помощью к Богородице перед Донской иконой.

Помощь в любых наших вопросах, с которыми мы обращаемся через молитву ко Господу, исходит не от самих по себе икон, а непосредственно от Пресвятой Богородицы, образ которой мы видим на той или иной иконе. Перед каким бы ликом мы не молились, все наши прошения идут к самой Царице Небесной.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.

Донской храм в Перловке

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

Молитвы к Божией Матери Донской

С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.

Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.

Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы. Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы.

Другие акафисты Богородице:

  • Перед иконой «Песчанская»
  • Перед иконой «Древо Пресвятой Богородицы»
  • «Взбранной Воеводе»

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас 2 В Небесныя обители преселившаяся с плотию,/ сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице,/ образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего/ зрети любящим Тя и покланятися даровала еси,/ яко знамение Твоея благодати;/ чтим его, лобызающе.

Молитва перед иконой

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая. Воспеваем благодарственная за чудныя дела Твоя, песнословим от древних лет неотемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей присно являемое. В бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредимы от огня сохраняются, людие же от лютой смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных. Печаль во всеобщую радость претворяется. Буди нам утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение даруй. Подай каждому по прошению и нужде его.

Младенцев воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унылых ободри и немощную старость поддержи. Злыя сердца умягчи, мира и любви всех нас исполни. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоим покровом огради нас от нашествия врагов, от глада, меча, огня и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоим получити от судии Бога прощение грехов и по кончине нашей одесную престола славы стати, идеже Ты Святей Троице в вечной славе предстоиши. О, всепетая Дево, удостой нас с ликом ангелов и святых тако восхваляти пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Отцем и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой

О, Всемилостивая Мати, Пречистая Дево Богородице, Ты свет ума моего, радость сердца моего, сила воли моея. Услыши и приими моление мое. Призри на язвы души и тела моего. Грехи юности забвенные и утаенные грехи отягчают совесть мою. Омый мя струями слезными, сними бремя тяжкое, укрепи мя, да сотворю плоды достойные покаяния, тернием скорбей усыпан путь мой.

Вем, яко правда Божия наказует мя — умоли милосердие Божие о мне. Призри на стенания моя и исправи путь мой, и спаси мя и чада и ближния моя. Буди ми сокровище веры и хранилище благочестия. Даруй несокрушимое терпенье в бедах, от веры проистекающее.

Изгони гнев, зависть, уныние, памято-злобие, нечистоту, леность: сими и большими пороками недугует душа моя. Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас светом Сына Своего и даждь нам глаголати другом своим слово истины, твердое в правде, мирное любви ради, растворенное благоразумием.

Посети в болезнях и печалях сущих. Да вси под держазным покровом Твоим сохраняеми, безбедно Царствия Небеснаго достигнем, хвалз’ воздавая за все человеколюбцу Богу всегда, ныне и присно и во веки веков.

Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе

Важно! К Донской Богоматери приходят с житейскими трудностями, столкнувшись со сложным выбором, находясь в борьбе с внутренним врагом.

В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».

При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.

Посмотрите видео о Донской Богородице

Списки

До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы :

  • Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь, возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым .
  • Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. .
  • Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580).

В XIX в. почитались чудотворными следующие списки:

  • сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве;
  • икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ;
  • икона в Стародубе;
  • образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
  • икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии .

Драгоценный убор Донской иконы

Драгоценный убор Донской иконы выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. В описи 1680 г. перечисление его частей и приклада занимает несколько листов . Золотой чеканный оклад XVII в. был изготовлен согласно традициям XV–XVI вв. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях); подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии – святые мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках» .

Оборот иконы с образом Успения Богоматери имел гладкий серебряный оклад с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом, состоящим из 24 серебряных золоченых дробниц.

Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. «В возглавии» его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков; на затворах – «Благовещения» и 4 евангелистов; «на столпцах, по сторонам», – образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых русских святых, а также святых, соименных членам царской семьи.

На рубеже XVII–XVIII вв. Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный древний приклад сняли, отдельные прародительские мощевики передали на хранение в ризницу собора, а большую часть драгоценностей использовали для нового убора. Новый венец, корону и очелье Богоматери украшали 600 ограненных изумрудов, среди которых выделялись 2 огромных 4-угольных камня, и множество драгоценных камней, в т. ч. редкий лал , а также крупный жемчуг. Обновленная икона была вставлена в раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц (ныне в Благовещенском соборе на изначальном месте). Убор Донской иконы не сохранился: в 1812 г. гвардейцы Наполеона разграбили драгоценные камни, а после революции 1917 г. от оклада сохранилось лишь несколько предметов, среди них – наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV в. .

Источники

Литература

Дары чудотворному Образу

В 16 веке специально для этой иконы был выполнен уникальный оклад с жемчугом, золотом, сапфирами, изумрудами и другими самоцветами. По числу размещавшихся там мощевиков, оклад не имел себе равных. Все они были посвящены памяти царской семьи.

Обратная сторона святыни, где описано Успение Богородицы, была закрыта роскошным серебряным окладом с золотыми восхитительными венцами. Икона была помещена в деревянный киот, который был обложен золотом, серебром и украшен Образами Деисуса, пророков и других почитаемых святых.

В конце 17 века икона находилась в личных покоях сестры Петра 1. Оклад с неё сняли, мощевики отдали в Благовещенский собор. А драгоценности использовали для создания нового изысканного оклада, по своей роскоши не уступавшему старому. Он состоял из 600 изумрудов, крупного жемчуга, изящного рубина и других изумительных ценных камней-самоцветов.

Вскоре Донской Образ Богоматери возвратился в Благовещенский собор. Во время войны с войсками Наполеона французские солдаты вынули из оклада большинство украшений. А после революции пропала и сама риза.

Современная история Донской Богоматери

В настоящее время первоначальный образ Донской Богородицы находится в знаменитой Третьяковской галерее Москвы.

Каждый год, 1 сентября, крестным ходом её переносят в Донскую обитель, храм Донской иконы Божьей Матери, для поклонения и молитв перед ней верующих.

Нескончаемым потоком идут к ней люди. Они молятся Заступнице о мире и благополучии, как в стране, так и в своей семье. Читая молитвы одной из самых почитаемых православных святынь: Донской иконе Божией Матери, люди просят о примирении враждующих, о защите от бед, болезней и несчастий. Икона помогает в излечении от разных заболеваний, в скорейшем заживлении ран.

Предлагаю послушать замечательный акафист Донской иконе Божией Матери.

Вопросы, которые ждут ответа

Много вопросов вызывает Донская икона. Большинство исследователей утверждают, что написана она была, всё-таки, после Куликовской битвы. Одни говорят, что, вполне возможно, её заказал Киприан, когда от Москвы отходили войска Тамерлана, и жители столицы смогли вздохнуть спокойно.

Но чаще всего звучит версия о том, что Образ написан по заказу княгини Евдокии в память о своём любимом муже Дмитрии Донском и обо всех храбрых воинах, победивших грозного врага в Куликовском сражении.

Немало вопросов и несоответствий, но одно несомненно: Донская Божья Матерь — любящая и любимая мать, Заступница, Помощница и Покровительница России. И сейчас нам опять очень нужна её помощь!

Празднование Донской иконы Божией Матери в православной церкви совершается 19 августа по старому стилю или 1 сентября по новому стилю. Помолиться перед Чудотворным образом в любой день возможно сегодня в Донском монастыре, куда я вас и приглашаю.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря, и более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя поездка в это удивительное место состоялась 10 января 2018 года. А на карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Использованные материалы

  • Л. А. Щенникова «Донская икона Божией Матери» (по материалам XV т. «Православной энциклопедии»)

Гусева. 1991. С. 420–421; eadem. 1996. P. 103–108; она же. 2005. С. 277–278. Примеч. 50–53

Грабарь. 1922. С. 3–20. Переизд.: 1966. С. 93, 95

Антонова. 1958. С. 10–22

Кочетков. 1984. С. 36–45

Щенникова. 2004

Щенникова. 1984. С. 321–338

ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 61. С. 141–145; Царский храм. 2003. С. 80–83

Щенникова. 2007. С. 219–223

Хорошкевич. 1980. С. 101–102

ПКМГ. 1872. Ч. 1. С. 293–294, 300–301

ПСРЛ. Т. 29. С. 85

ПСРЛ. Т. 13. С. 347

ПСРЛ. Т. 14. С. 12

ПСРЛ. С. 15

Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8–12

ГИМ. ОР. Дон. 18

ПСРЛ. 1965. Т. 14. С. 15

БАН ОР. 12.2.23. Л. 80–82 об.; ркп. 2-й пол. XVII в.

ПКМГ. Ч. 1. С. 59

Иванчин-Писарев. 1843. С. 142

РГБ. Тихонр. № 207. Л. 159–177, XVIII в.

РГАДА. Ф. 181. Оп. 4. Д. 327, 707. Л. 5

Памятник, овеянный славой Куликовской битвы / Текст Н. Б. Салько. Л., 1978. Илл. VI–X; Гусева. 1984. С. 46–50

ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151

ГТГ; Byzantium: Faith and Power. 1261–1557 / Ed.: H. C. Evans. N.-Y., 2004. Cat. 88. P. 166

ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. № 913. С. 413

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904. С. 284

Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4–5

Стерлигова. 2003. С. 66–68; она же. 2006. С. 163–164

Копии с описных книг Благовещенского собора 1701–1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11–16 об.

Царский храм. 2003. Кат. № 2. С. 84

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — православная святыня, одна из немногих чудотворных икон, сохранившихся в оригинале, выдающееся произведение древнерусской живописи XIV века.

Ико­на дву­сто­рон­няя: на ли­це­вой сто­ро­не — об­раз Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, си­дя­щим на её пра­вой ру­ке, на обо­ро­те — Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри; хра­нит­ся в фон­дах Государственной Третьяковской галереи. Дон­ская ико­на при­над­ле­жит к од­но­му из ва­ри­ан­тов ико­но­гра­фического ти­па «Уми­ле­ние», близ­ко­му к Вла­ди­мир­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри.

От­ли­чи­тель­ная ико­но­гра­фическая осо­бен­ность Дон­ской ико­ны — со­гну­тые в ко­ле­нях об­на­жён­ные нож­ки Мла­ден­ца, по­став­лен­ные на за­пя­стье ру­ки Бо­го­ма­те­ри. Ико­на бы­ла соз­да­на для Ус­пен­ско­го со­бо­ра города Ко­лом­на в 1380-1390-е годы. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют её с твор­че­ст­вом мас­те­ра, на­пи­сав­ше­го ико­ны де­исус­но­го чи­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ко­то­ро­го ото­жде­ст­в­ля­ют с Фео­фа­ном Гре­ком.

Бла­го­да­ря вы­со­ким ху­дожественным дос­то­ин­ст­вам ико­на ста­ла из­вест­ной вско­ре по­сле её соз­да­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют ран­ние умень­шен­ные спи­ски (хра­нят­ся в фон­дах Государственной Третьяковской галереи). Пер­вое упо­ми­на­ние об ико­не, име­нуе­мой «Дон­ская», встре­ча­ет­ся в ле­то­пи­сях второй половины XVI века. Её про­слав­ле­ние бы­ло свя­за­но с во­енными по­хо­да­ми Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и с вос­по­ми­на­ния­ми о по­бе­де над «ага­ря­на­ми» на До­ну в 1380 году: в цар­ст­во­ва­ние Ива­на IV великий князь мо­с­ков­ский Дмит­рий Ива­но­вич по­лу­чил по­чёт­ное про­зви­ще Дон­ской; ос­но­ван­ная им на­ка­ну­не Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года церковь Ус­пе­ния в городе Ко­лом­на так­же ста­ла име­но­вать­ся Дон­ской. Этот эпи­тет был пе­ре­не­сён и на хра­нив­шую­ся там ико­ну Бо­го­ма­те­ри.

По­сле по­бе­до­нос­но­го Ка­зан­ско­го по­хо­да 1552 года Иван IV по­мес­тил про­сла­вив­шую­ся Дон­скую ико­ну в при­двор­ный Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Крем­ле (пре­бы­ва­ла в со­бо­ре до 1919 года, за­тем пе­ре­да­на в Ис­то­рический му­зей, в 1930 году — Государственную Третьяковскую галерею). В 1591 году по мо­лит­ве ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча пе­ред Дон­ской ико­ной Мо­ск­ва бы­ла спа­се­на от на­ше­ст­вия ха­на Га­зи-Ги­рея I. В па­мять об этом со­бы­тии ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, для ко­то­ро­го был вы­пол­нен точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны. В по­хваль­ных Сло­вах и Ска­за­ни­ях об ико­не от­ра­зи­лись как ре­аль­ные фак­ты её ис­то­рии XVI века, так и со­чи­нён­ные в XVII веке ле­ген­ды: например, об уча­стии Дон­ской ико­ны в бит­ве на До­ну, во вре­мя ко­то­рой ико­ну буд­то бы по­да­ри­ли князю Ди­мит­рию Ива­но­ви­чу «дон­ские ка­за­ки». Еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Дон­ской с кре­ст­ным хо­дом в Дон­ской монастырь, со­вер­шае­мое 19 августа (1 сентября по новому стилю), ус­та­нов­ле­но в середине XVII века. По сло­жив­шей­ся c 1995 года тра­ди­ции в день празд­но­ва­ния ико­на пе­ре­но­сит­ся из Государственной Третьяковской галереи в Дон­ской мо­на­стырь.

Иллюстрация:

Дон­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Фео­фан Грек (?). 1380-1390-е годы. Третья­ков­ская га­ле­рея (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *