Дондеже есмь

«Господь решит окованныя»

Основная задача песнопений на Божественной Литургии — в словесной форме описать образ Господа Иисуса Христа и призвать нас к достойному, благоговейному, участию в Евхаристии. Второй антифон (песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно) после малой ектении так и начинается— призывом: «Хвали, душе моя, Господа…»

В этом, 145-м, псалме царя Давида кроме восторженного призыва к Богопоклонению содержится яркое описание свойств Божиих по отношению к нам, людям. Кого Господь любит, кого хранит, кого принимает? Каким словом можно обобщить этот перечень, чтобы удостовериться, — Какого Господа мы ждем, готовясь к Причастию?

«Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь»,— торжественно обещает пророк, полагая условие, при котором может состояться встреча человека с Богом. Считается, что слова «живот» и «жизнь»— синонимы. Однако современное понятие слова «жизнь» несколько отличается от церковнославянского «живот». Мы понимаем «жизнь» как «форму существования материи», как «физиологическое существование всего живого», некое «время существования от начала до конца». Но в библейском контексте слово «живот» в полноте смысла обозначает «бытие (человека) в союзе души и тела». То есть, первый стих псалма, пожалуй, можно понимать так: «Буду прославлять Бога всей жизнью моей, — душой, и мыслями, и всеми моими поступками, — буду воспевать хвалу Богу моему пока («дондеже») существую!»

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть (в которых нет) спасения». В этой фразе важно точно понять значение слова «надеятися», иначе может показаться, что пророк учит не доверять власть имущими и власти вообще. Но здесь речь идет не столько о «князьях» и «сынах человеческих», сколько о нас, когда мы, забывая о Боге, устраиваем жизнь по земным меркам, надеясь на людей. Фразу «не надейтися на князи» можно перевести как «не возлагайте чаяния, надежды, в том числе надежду на спасение души в вечности, — на тленного человека».

«Блажен (истинно счастлив), емуже (которому) Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего». Характеризуя Господа Бога в последующих стихах, пророк приходит к удивительному описанию. Господь «творит суд (защиту) обидимым», «дает пищу алчущим», «решит окованныя», — то есть, освобождает от темничных уз (от оков греха), — «умудряет слепцы», «возводит низверженныя», «любит праведники», «хранит пришельцы (странников)», «сира (сироту) и вдову примет и путь грешных (в том числе, силу греха вообще) погубит». Не видим ли мы в этом описании Божьего милосердия — образ Самого Иисуса Христа?

Но еще важнее для христианина то, что перечисленные свойства Божии показывают нам путь к богоподобию. Хочешь быть с Богом? Стремись и сам быть таким. Однако и это еще не все. Если желаешь обрести истинное общение с Богом, не страшись и ты быть… «обидимым», «алчущим», «окованным», «низверженным», — ради Христа. Эти слова являются предописанием Заповедей Блаженств, изреченных Спасителем через тысячу лет после пророчества Псалтири: «блаженны нищие духом …, блаженны плачущии, …алчущии,… изгнани правды ради».

Милосердие Бога к своему творению, так же как и проявление свойств Божиих в людях, доказывают истину о том, что «Бог есть любовь»(1 Ин 4.8). Такого Господа чает душа причастника, пришедшего в храм на Литургию. Тем острее переживается эта истина в дни Пасхи, когда мы, можно сказать, воочию видим, как Бог возлюбил мир, как Он страдал, умер и воскрес для того, чтобы и нам показать «путь, истину и жизнь», чтобы и мы стали такими как Он. «Окованное» грехами человеческое естество «разрешилось» от темничных уз. «Путь греха погублен». Христос Воскресе!

Назад к списку

Карьер Жан-Клод

Жанр: Культурология

Вы привыкли читать с экрана компьютера, мобильного телефона, электронного «ридера»? Вы не ходите в книжные магазины и уж подавно в библиотеки? Вы надеетесь избавиться от книг? «Не надейтесь!» — говорят два европейских интеллектуала, участники предлагаемой Вам дружеской беседы: «Книга — это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь».Умберто Эко — знаменитый итальянский писатель, учёный-медиевист и семиотик. Жан-Клод Карьер — известный французский романист, историк, сценарист, актёр, патриарх французского кинематографа, сотрудничавший с такими режиссерами, как Бунюэль, Годар, Вайда и Милош Форман.Страсть обоих — книги: старые и новые, популярные и редкие, умные и глупые. И предмет своей страсти они отстаивают, пуская в ход всю свою эрудицию и остроумие. Авторы легко переходят от серьезных тем — способов передачи знаний в культуре, роли папируса и мнемотехник, Интернета и электронных книг — к историческим анекдотам и бытовым курьезам. Между делом читатель узнает, почему «своими знаниями о прошлом мы обязаны кретинам, имбецилам или врагам», а «курицам понадобилось сто лет, чтобы научиться не переходить через улицу». И почему Умберто Эко прочел «Войну и мир» только в сорок лет.Эта книга о судьбе книг — ностальгическое признание в любви и веская защитительная речь в пользу самой себя.* * *Французский оригинал:Jean-Claude Carri?re & Umberto EcoN’ESP?REZ PAS VOUS D?BARRASSER DES LIVRESEntretiens men?s par Jean-Philippe de TonnacBernard Grasset, Paris 2009* * *Интервью и предисловие Жана-Филиппа де ТоннакаПеревод с французского и примечания Ольги АкимовойХудожественное оформление Андрея Бондаренко

Читать книгу онлайн бесплатно

«И как их земля носит?» — часто слышим или думаем мы о некоторых представителях рода человеческого, возмущаясь их деяниями и безнаказанностью их поступков. До некоторого времени я тоже также думала и верила, что, да простит меня Господь, обязательно «их бог покарает», или что есть какой-то там бумеранг и обязательно до них дойдет или кто-то донесет, в общем, чушь несусветная. Ничего и никто не донесет… и ни к кому бумеранг не вернется, хотя ко мне может, назло, если я отрицаю его обязательно вернется, чтобы я не была такой самоуверенной и не говорила слово Никогда …вот такая философия. …Но вернемся к нашей теме!
Сегодня ко мне пришло откровение, и я поняла кое-что. Я думаю что понимаю, почему Бог любит грешников, причем больше чем других — правильных людей, которые думают, что они праведники — добрые и порядочные самаритяне.
Вот живет обычный человек, он грешит — по-всякому и по-разному, причем каждый день. При этом он думает, что он ничего такого не делает, потому что его грехи не видны другим или он их не озвучивает, не проявляет явно в открытую свою натуру, носит маску, под которой бывает много грязи и грехов — греховных помыслов — зависти, гордыни, гнева, не говоря уже о явных грехах – обжорстве, прелюбодеянии и т.д.
Так вот, грешники это иногда сильные, интересные личности, иногда явные преступники, которые совершили преступления против других. Они не боятся заявить всему миру, какие они, не боятся снять маску благочестия со своего лица и показать свои намерения по отношению к другим людям. Да, они плохие люди, я их не оправдываю ни в коем случае, и они как минимум грешники и как максимум преступники. Но они признают это, они не отказываются от своей сути, они не лицемерят, открыто заявляя миру, что они грешны, и их замыслы и поступки греховны.
А признание это первый шаг на пути к прощению Господа — нашего всемогущего.
Ты признай свои ошибки, покайся и тогда, возможно, получишь прощение от Бога. Признайся хотя бы самому себе, что грешен, что совершил отвратительный поступок, это тоже хорошо, ведь каждый несет в себе частицу Бога, в его душе есть Бог. Признаваясь себе самому в ошибках и грехах, осознай их, реши, что не будешь так поступать, ты тем самым получаешь прощение и любовь Бога.
Грешник, который знает, что он совершил грех, осознал его и покаялся, Любим Богом, в отличие от того человека, который самоуверенно думает, что безгрешен, снедаемый своей гордыней, следуя по пути зависти, к своей, похожей на чужую, цели в жизни. И Он не получит прощения за грехи свои.
21.01. -27.01. 2018 г.
Я не претендую на истину в последней инстанции, это мое видение окружающего мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *