Домби и сын 2007

Роман «Домби и сын» Диккенса был написан в 1848 году. Владелец торгового дома отчаянно мечтает о наследнике, однако его мечтам не суждено сбыться. Гордый и надменный, он отвергает любовь единственной дочери, и лишь на склоне лет раскаивается в своей черствости.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Домби и сын» по главам. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои
Мистер Домби – владелец фирмы «Домби и сын» мужчина преклонных лет, гордый, надменный, холодный.
Другие персонажи
Поль – наследник мистера Домби, слабый, болезненный мальчик, который умер в детстве.
Флоренс – дочь мистера Домби, очень любящая, нежная, отзывчивая девочка, которая всю жизнь боролась с равнодушием отца.
Полли Тудль – кормилица Поля, простая, добрая женщина.
Уолтер Гэй – сотрудник фирмы «Домби и Сын», порядочный, честный юноша, ставший мужем Флоренс.
Джеймс Каркер – коварный управляющий мистера Домби.
Эдит – вторая супруга мистера Домби, решительная женщина с твердым характером, была очень привязана к Флоренс.

Главы 1-10
В жизни успешного дельца Домби произошло радостное событие – родился долгожданный наследник. Мальчика решили окрестить Полем, и теперь фирма мистера Домби вновь обрела свое истинное значение: «Домби и Сын» – «в этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби». У него уже была шестилетняя дочь Флоренс, однако к ней герой не испытывал сильных чувств.
Вместе с радостью в дом Домби пришло и страшное горе – миссис Домби не выдержала тяжелых родов, и скончалась, обнимая малышку Флоренс. Мистер Домби пригласил в дом кормилицу Полли Тудль. Это была простая добрая женщина, у которой было пятеро детей. Он жалела малышку Флоренс, о которой отец словно бы позабыл. Чтобы привлечь внимание к девочке, кормилица старалась делать так, чтобы Флоренс больше времени проводила с братом.
Однажды Полли с гувернанткой и детьми зашли в трущобы, где обитало семейство Тудль. Так получилось, что Флоренс потерялась в сутолоке, и ее подобрала «отвратительная старуха с красными ободками вокруг глаз». Нищенка забрала ее нарядную одежду и башмачки, дав взамен какие-то лохмотья. Спас малышку Флоренс Уолтер Гэй – мальчик, который работал в фирме «Домби и Сын». Узнав о происшедшем, мистер Домби уволил Полли.

Главы 11-16
Поль рос весьма болезненным, «худым и слабым» ребенком. Чтобы поправить здоровье наследника, мистер Домби решил отвезти детей к морю, в детский пансионат миссис Пипчин в Брайтоне. Мальчику исполнилось шесть лет, он немного окреп, но мистер Домби считал, что в занятиях он отстал от своих ровесников, и непременно должен их «опередить — далеко опередить». В результате Поля отдали на обучение в школу к мистеру Блимберу, а Флоренс так и осталась в детском пансионате.

Доктор Блимбер перегибал палку, давая чрезмерную нагрузку своим ученикам. Флоренс жалела Поля, и хотела ему помочь. Обладая от природы сообразительностью и ясным умом, она старалась освоить программу брата, и «вскоре догнала Поля, поравнялась с ним и перегнала его». В школе заметили «странности в характере и поведении» Поля, о чем поспешили сообщить его отцу.
Тем временем в торговом агентстве фирмы, располагавшемся на Барбадосе, умер младший агент. Мистер Домби, вынужденный быстро подыскать замену, отправил на освободившееся место Уолтера.

Незадолго до каникул самочувствие Поля резко ухудшилось. Его освободили от занятий, и мальчик бродил по дому, мечтая о том, чтобы все любили его. Во время вечеринки, устроенной в честь окончания учебного полугодия, к Полю все были «очень добры — даже незнакомые ему люди, которых вскоре появилось очень много». Мальчик был счастлив.

Поля отвезли домой, где с каждым днем ему становилось все хуже. Он умер, обвив руками свою любимую сестру.

Главы 17-42
Флоренс очень тяжело переживала смерть брата – теперь у нее не осталось ни одной близкой души. Она хотела сблизиться с отцом, однако страшная потеря изменила мистера Домби, который замкнулся в себе и ни с кем не общался. Однажды Флоренс, измученная тоской, пришла к отцу, которого очень любила, но в выражении его лица «не было ни проблеска интереса, отцовского признания или сочувствия».

Перед отъездом Уолтера на Барбадос Флоренс навестила юношу. Она напомнила, как маленький Поль любил Уолтера, и попросила считать ее своей сестрой.
Чтобы немного развеяться, мистер Домби отправился в Демингтон в обществе своего нового приятеля, майора Бегстока. Он отнесся к этой поездке «как к приятной перемене в своей уединенной жизни», особенно после знакомства с Эдит Грейнджер. Вскоре мистер Домби сделал Эдит предложение, и она равнодушно согласилась. Ей очень понравилась Флоренс, и между ними быстро установились теплые, доверительные отношения.

Гувернантка Флоренс из газет узнала о том, что корабль, на котором плыл Уолтер, потерпел крушение, и вся команда погибла. Она спрятала газету от Флоренс, и попросила не сообщать эту печальную новость девушке.

После свадьбы и медового месяца отношения между супругами Домби были весьма натянутыми. Эдит со всеми, за исключением Флоренс, была холодна и высокомерна. Не отставал от супруги и мистер Домби, который всегда отличался властным и суровым нравом. Он хотел доказать Эдит, «что он — владыка». Чтобы еще больше унизить жену, он отказался иметь какое-либо с ней дело, и общался с ней исключительно через посредника, своего управляющего мистера Каркера.

Главы 43-62
Супруги Домби все чаще ссорились, и спустя некоторое время стали совсем чужими друг другу людьми. Эдит хотела развестись, однако мистер Домби был категорически против – ни под каким предлогом он не собирался «позорить свое имя». Тогда Эдит решилась на побег с Каркером. Флоренс попыталась утешить отца, но тот, заподозрив дочь в сговоре с Эдит, «ударил ее наотмашь с такою силой, что она пошатнулась, едва не упав на мраморный пол». В страшном отчаянии Флоренс покинула родной дом.

Спустя некоторое время вернулся Уолтер, которому удалось спастись во время кораблекрушения. Его чувства к Флоренс были все так же сильны. Молодые люди поженились и отправились в свадебное путешествие.

Между тем дела мистера Домби шли все хуже, и вскоре он разорился. Вспоминая прошлое, он не находил в себе силы смотреть в будущее – «его сын в могиле, его надменная жена стала нечистой тварью, его льстивый друг оказался гнусным негодяем, его богатства растаяли». Он закрылся в пустом доме, и «спокойно наблюдал, как светское общество покинуло его».

В самый отчаянный момент, когда мистер Домби собирался покончить жизнь самоубийством, на пороге дома неожиданно явилась Флоренс. Она рассказала отцу, что стала матерью, и своего первенца назвала Полем. Флорнес умоляла отца забыть прошлое, и попытаться вновь стать счастливым.

Постаревший мистер Домби «стал молчаливым, задумчивым, тихим и не расстается с дочерью». Истинное счастье он нашел в том, чтобы дарить любовь своим маленьким внукам.

Заключение
В своем произведении Чарльз Диккенс на примере главного героя хотел показать, что все его несчастья были связаны с непомерным честолюбием и гордыней. Лишь потеряв все, чем он так дорожил, герой понял, насколько он был неправ.

После ознакомления с кратким пересказом «Домби и сын» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Образ мистера Домби в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»

Роман, изданный в 1848 году, представляет собой описание семьи владельца торговой фирмы. Действие начинается с рождения долгожданного наследника Поля, который должен будет продолжить дело отца. Фанни, (миссис Домби) умирает во время родов. Но этот факт не сильно тревожит мистера Домби, ведь жена выполнила свой главный долг – родила ему наследника. Помимо сына у него остается шестилетняя дочь Флоренс, которую отец старается упорно не замечать:

«Этот ребенок был фальшивой монетой, которую нельзя вложить в дело»

Действие романа крутится вокруг этого делового джентльмена — главы семейства Домби, и его Торговый дома «Домби и сын»:

«В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби. Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли вести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом… Реки и моря были сотворены для плавания их судов; радуга сулила им хорошую погоду; ветер благоприятствовал или противился их предприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре коей были они. Обычные сокращения обрели новый смысл и относились только к ним: A. D. отнюдь не означало anno Domini {В лето господня (лат.).}, но символизировало anno Dombei {В лето Домби (лат.).} и Сына»

Мистер Домби считал себя всегда правым. Например, он был уверен, что может влиять на будущее окружающих, и не упускал случая напомнить им об этом. Все люди и даже члены семьи для него были лишь послушными исполнителями его честолюбивого замысла. Это вполне резонно, ведь единственная ценность типичного буржуа – деньги, а недостатка в них у героя не было. Поэтому мистер Домби никогда не сомневался в своей правоте и ни с кем не считался. Эти стандарты он пытался привить и своему маленькому сыну, но тот недоумевал:

» — Если они (деньги) хорошие и могут делать что угодно, — Задумчиво сказал мальчуган, глядя на огонь, — я не понимаю, почему они не спасли мою маму»

Для отца маленький Поль был всего лишь продолжателем дела. Старший Домби давно уже не испытывал никаких человеческих чувств, поэтому его отношение к мальчику едва ли можно назвать родительской любовью. Домби был холоден как камень, именно таким читатель видит его на крестинах Поля:

«Мистер Домби олицетворял собою ветер, сумрак и осень этих крестин. В ожидании гостей он стоял в своей библиотеке, суровый и холодный, как сама погода; а когда он смотрел из застекленной комнаты на деревья в садике, их бурые и желтые листья трепеща падали на землю, точно его взгляд нес им гибель»

Главная цель воспитания юного наследника сводилась к тому, чтобы сделать из него «настоящего Домби» как можно быстрее и любой ценой. Но мнимая забота не спасла ребенка, он становился все больнее и слабее. Флоренс, для которой брат был единственным другом, не было еще и четырнадцати лет, когда он умер, разрушив все планы отца. Даже утрата не помогла Домби осознать свои ошибки и сблизиться с дочерью, он продолжает не замечать ее, а она тем временем подходила к двери его кабинета, чтобы хотя бы услышать дыхание. Диккенс намеренно сгущает краски, когда описывает это поразительное равнодушие, однако без гротеска читатель вряд ли задумается, насколько он сам похож на карикатурного и неубедительного мистера Домби.

Феноменальная духовная нищета идейного капиталиста принесла его близким людям лишь разрушение, и, в итоге, его фирма, дело всей его жизни, рушится, а дом пустеет и постепенно превращается в развалину, как дом Родерика Ашера в новелле Эдгара По. Падение империи Домби доказывает, что антигуманные настроения буржуа не могут привести страну к процветанию.

Но попробуем оценить финал по-другому: когда дело пришло в упадок, герой стал свободным, потому что все время (как истинный Домби) чувствовал ответственность за фирму, но это бремя спало с его плеч и теперь он сам властелин своей судьбы. В конце романа мы видим, как суровый и флегматичный Домби превращается в заботливого и любящего отца и деда. Если раньше английский делец вообще не ассоциировался с родом человеческим, то теперь его характер приобрел, наконец, вполне определенные, привычные нам черты. Образ перестает быть сатирой в упрек идейным противникам Диккенса, он приобретает целостность и индивидуальность.

Мир буржуа в романах Диккенса — полная противоположность миру простых людей, которые умеют ценить семейное счастье и незатейливый быт. Именно когда Домби меняет социальное положение, он меняет и социальный облик, у него появляются человеческие чувства, он уже не та машина, которая думает только о прибыли. Его антиподом в произведении выступает Соломон Джилс – неудачливый предприниматель, но обладатель доброго сердца. Он, в отличие от Домби, берет на себя заботу о сироте и счастлив, что может помочь. Неслучайно Диккенс присваивает ему имя известного мудреца и героя притч – царя Соломона. Такое же противопоставление двух миров автор обыгрывает в «Рождественской истории», «Холодном доме» и «Крошке Доррит» — самых знаменитых своих произведениях. Поэтому если «Домби и сын» кажется вам слишком объемным, вы легко можете срезать на пути к ознакомлению с творчеством Диккенса и ничего не упустить.

Анжелика Дятленко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество писателя претерпело ряд изменений. Начинал он под воздействием литературы предыдущего века: об этом говорят его очерки и романы до 1848 г. В них господствует юмор, комические ситуации, зло всегда терпит поражение. Мелодраматизм и сентиментальность особенно ощутимы. Диккенс всегда умел видеть окружающий мир и замечать в нем отклонения от нормы. Деление на положительных и отрицательных героев на данном этапе явно. Автора интересуют частные проблемы.

Начиная с «Домби и сына» (1848), Диккенс обращается к более значимым общественным вопросам. Здесь впервые проявляется особенная глубина в постижении мира и человека, которая выливается в роман «Большие ожидания» (1861). Психология персонажей изучается не только путем внешней характеристики и описания господствующей черты. Важная роль отводится символам, которые приходят в творчество писателя с конца 1840-х гг. На этом этапе автору присуща некая механистичность в передаче действительности: пример тому — роман «Тяжелые времена» (Hard Times, 1854).

В 1860-е гг. автор стремится создать роман с непростой интригой, хотя сложные социальные и психологические проблемы не исчезают бесследно. Тайны присутствуют во всех его ранних романах, начиная с «Оливера Твиста».

В 1833 г. Диккенс напечатал свой первый очерк о жизни Лондона. «Очерки Боза» (Sketches by Boz, 1835) публиковались в лондонском журнале «Monthly Magazine» с 1833 г. под псевдонимом Боз. Как Боз Диккенс завоевал всемирную известность. «Очерки Боза» создают картину жизни английской столицы через призму восприятия начинающего писателя. Трагическое и комическое составляют здесь неразрывное целое, и здесь намечаются темы будущих романов. Уникальность таланта писателя проявилась только в первом романе — «Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club, 1836—1837). К особенностям жанра следует отнести построение произведения как хроники путешествия, а также введение ряда вставных новелл — рассказов случайно встретившихся людей. Комическое соседствует с трагической реальностью. Так, комическое описание путешествия постепенно сменяется критическим очерком общественной жизни страны. Успех путешествий Пиквика вдохновил писателя. В это первое десятилетие он создает «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь и приключения Николаса Никльби». Характер героев связан с нравственной концепцией автора: Диккенс был уверен, что никакие обстоятельства не уничтожат нравственное начало, если оно заложено в человеке от рождения. Тема частной школы, где издеваются над детьми, часто присутствует у Диккенса, ибо это одно из самых ужасных явлений в жизни Англии середины века.

В начале 1840-х гг. появился целый ряд очерков Диккенса, которые представляли собой описание его путешествий. Особенно значительны «Американские заметки» (American Notes for General Circulation, 1842). Диккенс поехал в Америку, чтобы познакомиться с новым типом государства, с его системой образования, его законодательством. В то же время Диккенс пишет «Рождественские рассказы». Рождественские рассказы — это особый жанр, в основе которого находится нравственная идея и благополучный конец. Диккенс

М. Л. Купченко

9 Вестник СПбГУКИ · № 2 (15) июнь · 2013

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *