Девора и варак

Дмитрий Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Книга Чисел — Лекция 8. Пророчество и противление. Жезлы — расцветший и разящий
Глава 13 Книги Чисел повествует о том, как Моисей послал разведчиков («соглядатаев») в землю Ханаанскую. Разведчики были отправлены из пустыни Фаран:
После сего народ двинулся из Асирофа и остановился в пустыне Фаран. (Числ. 13, 1)
Название פרן ‹Пара́н› происходит от глагола פאר ‹паа́р› — «краснеть», «украшать(ся)», «прославлять(ся)», а также «гореть». По-видимому, такое название связано с красноватым цветом песка или скалами этой пустыни. Из Асирофа, «дворов «, народ перешел в то место, где ему было предназначено одно из двух: либо, при покорности Всевышнему, פאר ‹пээ́р› — слава, либо, в случае противления Его воле,— посрамление (ср. тот же глагол в Иоил. 2, 6: «все лица покраснеют», в Синодальном переводе — «у всех лица побледнеют»).
И вот наступил момент решительного испытания. Увы, и на сей раз народ его не выдержал…
Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
И снова искушали Бога, и оскорбляли Святого Израилева… (Пс. 77, 40–41)
Тема выбора, происходящего в решительный момент жизни, присутствует у Исаии, применяющего в аналогичном случае тот же глагол «паар»:
…Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение… (Ис. 61, 3)
Слово אפר ‹э́фер›, «пепел», состоит из тех же букв, что и פאר ‹пээ́р› — «украшение», «слава», только расположенных в ином порядке (эта игра слов использована в приведенном стихе Книги Исаии). Пеплом, как известно, на Древнем Востоке посыпали голову в знак самоуничижения и покаяния. Выбор между послушанием и противлением Богу — это вы бор между славой и бесславием…
Повеление о разведчиках звучало так:
…Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. (Числ. 13, 3)
Здесь употреблен глагол תור ‹тур› — «высматривать», «разведывать». Но зачем же нужно было «высматривать» землю, которую Господь и так обещал дать сынам Израилевым? Ведь победа над ханаанеями была, при условии покорности Богу, делом предрешенным:
Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;
Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего евеев, ханаанеев и хеттеев… (Исх. 23, 27–28)
Миссия разведчиков обычно состоит в том, чтобы указать слабые места врага. Но зачем это нужно, если победа обещана заранее?! Чтобы ответить на данный вопрос, прочитаем, каких именно мужей велено было послать на разведку:
И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых. (Числ. 13, 4)
В предыдущем стихе словом «главный» переведено древнееврейское נשיא ‹наси́› — «князь», здесь же в оригинале стоит слово ראש ‹рош› — «глава». Понятно, что в обоих случаях речь идет о предводителях колен.
Но ведь разведчики подвергаются особому риску! Есть ли смысл от правлять в разведку князей, главнокомандующих?! Попробуем понять духовную задачу этой разведки, практические цели которой изложены так:

…И осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней: силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
И какова земля, на которой он живет: хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет: в шатрах ли он живет или в укреплениях?
И какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда. (Числ. 13, 19–21)
Народ, в лице своих самых авторитетных представителей — князей, должен был убедиться в том, что действительно исполняется обетование о даровании ему наилучшей, наиплодороднейшей из всех земель:
…И иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в зем- лю хорошую и пространную, где текут молоко и мед… (Исх. 3, 8)
Люди, постоянно во всем сомневающиеся, должны были наконец своими глазами узреть Святую землю — и возблагодарить Господа, заранее «вкушая верой» ее плоды.
О том, что цель похода была именно такова, свидетельствует ответ разведчиков при их возвращении:
…И рассказывали ему, и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно текут молоко и мед, и вот плоды ее… (Числ. 13, 28)
Из сказанного ясно, что разведчики прекрасно понимали цель своего похода. Не случайно попались им и те великолепные плоды, о которых сказано:
…И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв… (Числ. 13, 24)
— плоды эти, предъявленные народу, лучше всяких слов говорили о плодородии Святой земли.
Услышав о могуществе народов, населявших Ханаан, израильтяне тоже должны были возблагодарить Господа, заранее радуясь обещанным им победам.
Именно вере, т. е. доверию Богу и Его обетованиям, учился Израиль в пустыне. То же относится и к каждому верующему в его земных странствиях. Вот главный урок, без усвоения которого немыслимо познание Бога и стяжание вечной жизни (Иоан. 17, 3). «Не научившийся» этому главному лишает смысла весь предыдущий процесс обучения — и в результате его «оставляют на второй год». Подобное и произошло с израильтянами, только «второй год» растянулся для них на целых сорок лет…
Если бы народ уповал на Бога, тогда разведчики были бы встречены благодарственной молитвой Господу за «землю, текущую молоком и медом».
Там же, где описаны достоинства этой земли, перечислены народы Ханаана:
…В землю хорошую и пространную, где текут молоко и мед, в землю ханаанеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев. (Исх. 3, 8)
Первое из упомянутых племен, самое большое, чьим именем долгие века называлась вся Святая земля, это כנעני ‹кэнаани́› — «ханаанеи», буквально «долинные», «низинные». Название восходит к глаголу נכנע ‹них- на́› — «гнуться», «унижаться», «покоряться», «притеснять», «угнетать», что символизирует рабскую психологию этого племени. Известно, что раболепие обычно сопрягается с желанием притеснять и угнетать других:
Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать… (Ос. 12, 7)
Этому племени, подлежащему изгнанию из Святой земли, в душе человека соответствуют властолюбие — и, одновременно, низкопоклонство.

Второе племя — חתי ‹хити́›, «хетты». Его название восходит к гла- голу חתת ‹хитэ́т› — «сокрушаться», «бояться», «страшиться», а также «быть сломанным», «быть разбитым». Это племя символизирует постоянное чувство страха и неуверенности, сопровождающее плотского человека в течение всей его жизни.
Третье племя — אמרי ‹эмори́›, «аморреи». Название происходит от гла- гола אמר ‹ама́р› — «говорить», «мнить», «превозноситься». Здесь мы видим символ гордыни, проявляющейся в надменной речи (внутренней или внешней).
Четвертое племя — פרזי ‹пэризи́›, «ферезеи», от глагола פרז ‹пара́з› — «прорезывать», «разобщать», «разделять». Человек, лишенный внутреннего единства, живущий в раздоре с самим собой, постоянно колеблющийся,— этот «ветхий человек» должен быть изгнан пред лицом Израиля, т. е. «Сущности, зрящей Бога».
Пятое племя — חוי ‹хиви́›, «евеи». Этноним восходит к глаголу חוה ‹хава́› — «кружиться» и «жить». В символическом смысле речь идет о духовном застое, о нудно-однообразном «хождении по кругу», когда все бесконечно повторяется. Конечно, такое существование несовместимо с по стоянным обновлением жизни, о котором говорит Иисус (Иоан. 10, 10).
Шестое племя — יבוסי ‹йевуси́›, «иевусеи». Название связано с глаголом בוס ‹бус› — «презирать», «попирать», «растаптывать». Понятно, что уничижительному отношению к людям не должно быть места ни в Святой земле, ни в душе верующего…
Надо заметить, что в разных местах Торы народы — обитатели Ханаана перечисляются по-разному, их список варьируется. Наиболее полный «реестр», десять имен, содержится в обетовании, данном Аврааму:
В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
Кенеев, кенезеев, кедмонеев,
Хеттеев, ферезеев, рефаимов,
Аморреев, ханаанеев, гергесеев и иевусеев. (Быт. 15, 18–21)
Помимо упомянутых нами народов, здесь встречаются еще некоторые. Первый из них — קיני ‹кейни́›, «кенеи», от глагола קנה ‹кана́› — «приобретать», «создавать». Его название указывает на страсть к приобретению, которая, однако, может быть направлена на разное. Так, например, часть кенеев «приобрела» познание Бога, присоединившись к Израилю (Суд. 1, 16). Другие же, охваченные жаждой наживы, достижения любой ценой собственного благополучия, уподобились первому завистнику и братоубийце Каину (Числ. 24, 21–22; см. также т. I, лекц. 3).
Второй народ — קנזי ‹кэнизи́›, «кенезеи». Это название можно возвести к двум глаголам: קנה ‹кана́› — как мы только что сказали, «приобретать», «создавать», а также נזה ‹наза́› — «тревожить». Постоянное чувство тревоги, нередко переходящее во всевозможные фобии и мании, характеризует человека, не находящего мира ни с Богом, ни с людьми:
А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. (Ис. 57, 20–21)
Третий народ — קדמני ‹кадмони́›, «кедмонеи», от глагола קדם ‹када́м› — «предварять», «упреждать», «готовиться заранее», «быть древним». Этo название приложимо к человеку, стремящемуся все новое «разложить по полочкам» своих прежних представлений. Он в корне неспособен к обновлению, всегда оставаясь «древним» и «ветхим».

Четвертый народ — גרגשי ‹гиргаши́›, «гергесеи», от גור ‹гур› — «жить», «обитать» и רגש ‹рэ́геш› — «волнение», «тревога», «гнев», «буйность». Это племя символически представляет человека, живущего бурными переживаниями, управляемого страстями, ставящего превыше всего сиюминутное ощущение, сильное чувство.
Еще об одном народе — рефаимах — речь пойдет ниже.
Таковы те «племена ханаанеев», которые предстоит одолеть нашему духу, прежде чем он овладеет «землей обетованной». Вот почему о Царстве Божьем сказано, что оно «берется силой», что для вхождения в него надлежит «употребить усилие» (Матф. 11, 12), «победить»:
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. (Откр. 2, 7)
Творчество Дмитрия Щедровицкого

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ

Объясните значение слов

  • Закон — установленное властью общеобязательное правило, регулирующее какую-нибудь область общественно-правовых отношений.
  • Ростовщик — в Древнем Вавилоне это человек, который дает имущество взаймы, надеясь получить долг с приростом.
  • Раб-должник — В Древнем Вавилоне это вавилонянин, не способный вернуть долг и поэтому обращенный в рабство. По закону Хаммурапи он должен был работать на хозяина три года, после чего вновь обретал свободу. Такого раба нельзя было продать или убить.

Проверьте себя

1. Какой город и почему стал главным в Древнем Дву­речье?

Вавилон стал главным городом Древнего Двуречья. Города Двуречья воевали между собой и победил в этой борьбе Вавилон.

2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне?

Вавилон располагался в удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По рекам и с севера по горным тропам купцы доставляли разнообразные товары: строительный лес и металлы, а вывозили зерно и овечью шерсть.

3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления?

Если не было свидетелей преступления, вавилонские судьи отдавали подозреваемого на суд богов. Они бросали его в воду. Если обвиняемый тонул, то считалось, что он виновен, и его забрал бог реки. Если же ему удавалось выплыть, то предполагалось, что он чист перед богами и, следовательно, невиновен.

4. Чем отли­чалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?

Вавилонянин, поступающий в рабство для отработки долга, в отличие от раба-чужеземца не мог быть убит или продан, а через три года раб-вавилонянин получал свободу.

Поработайте с картой (см. с. 70).

Найдите Вавилонское царство при Хаммурапи и определите его местоположение.

Граница Вавилонского царства при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) обозначена красной линией. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир на пересечении нескольких важнейших торговых путей. Семитский народ амореи, основатели Вавилона, унаследовали культуру предыдущих царств древнего Двуречья — Шумера и Аккада. «Кадингир» на шумерском значит «Врата Бога». Название было просто дословно переведено с шумерского, и на аккадском с тем же значением звучало как «Вавилон». Изначально Вавилон были лишь одним из городов Нижней Месопотамии. Победа над царством Ларса дало Вавилону власть над всей Нижней Месопотамией. А распад единого царства Верхней Месопотамии, где правил Шамши-Адад I, позволило Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — так образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Поработайте с датами

Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше?

Хаммурапи правил с 1792 по 1750 год до н.э., а Тутмос правил приблизительно с 1504 по 1492 год до н.э. Хаммурапи правил раньше Тутмоса почти на 250 лет.

Познакомьтесь с документом «Из законов Хаммурапи» и ответьте на вопросы

1. Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одина­ково?

Рабы в Древнем Вавилоне являлись имуществом, таким же как и домашний скот или домашние вещи. Столь тяжкие меры ответственности исходили как из традиции карательной политики ближневосточной древности, так и из самого факта образования Вавилонского царства, основателям которого приходилось вводить зачастую устрашающие меры для поддержания мира и порядка на завоёванных территориях.

2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?

Один из принципов, по которым был построен свод законов Хаммурапи — «око за око, зуб за зуб». Это означает — не причиняй другому такой обиды, которую сам не захочешь испытать. Так видел справедливость Хаммурапи.

Пару лет назад я делала изучение на основании отрывков из Библии о том, каким отцом был Давид… Для этого нужно было читать Писание, размышлять и пытаться найти ответы там, где информации совсем мало. Мне было и интересно и полезно.
И вот пару дней назад наш знакомый, побуждая группу верующих размышлять над тем, как мы воспитываем своих детей, написал: … вопрос, на который я не вижу ответа в следующем: Илий, обличил своих детей, сказал, им, что так нельзя, явно пытался их убедить, но они его не послушали, и Бог убил сыновей, и проклял дом Илии, убил Илия, и отлучил от священства.

Что должен был сделать Илий со своими сыновьями? Своими нравоучениями он не принес результата. Но не дубасить же взрослых мужланов? «… он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их». Что значит не обуздывал? Он же проводил с ними беседы, убеждал. Что же еще делать?
Эта тема меня захватила. Так совпало, что женская группа, которая собирается у меня дома, как раз начинает изучать библейские принципы воспитания детей и историю о рождении и воспитании Самуила Илией. Если вам интересно, посмотрите результаты моего изучения.

АННА, МАТЬ САМУИЛА

Анна, как и ряд женщин (Сара, Ревекка, жена Маноя, Елизавета…), долгое время была бесплодна. В начале 2-й главы она славит Бога и благодарит за долгожданного ребенка. Ее молитва по большей части — это прославление Бога, Его характера. Её сыну Самуилу досталась очень особенная мать. Самуил был посвящен служить Богу от утробы.

О матери Хосни и Пинехаса, сыновьях Илия, в Библии ничего не сказано.

Родители Самуила с раннего возраста оставили его служить в храме на воспитание Илия и навещали сына каждый год.

СЫНОВЬЯ ИЛИЯ. ХАРАКТЕР И ВИНА

Вот что мы узнаём из повествования о сыновьях Илия.

«Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Cилом». 1 Царств 2 глава 12-14.

«Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников…» Т.е. они выросли в доме священника, но не были наставлены и дисциплинированы. При рассмотрении разных переводов Библии мне бросилось в глаза, что они не просто совершали плохие поступки, они были аморальными (corrupt, a bad lot, worthless, scoundrels).

ИЛИЙ

Может Илий служил Богу формально? Что происходило в его доме ? Почему выросшие дети не почитали старого отца, не слушали его слов, открыто грешили и отвращали людей от жертвоприношения Господу? Как их греховное поведение отражалось на отце и окружающих людях?

«И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу» (1 Царств 2 глава 17).

Бог говорил с Илией через Самуила и через Божьего человека. Почему? Может быть, он не слушал обличения.

БЕЗДЕЙСТВИЕ ИЛИЯ

Слова, обращенные к Илию, через Самуила, звучат как будто последняя капля переполнила чашу терпения: «Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Царств 3 глава 13).

Бог упрекает Илия в том, что он знал, но не обуздывал своих сыновей. В современном переводе «не остановил».

Как мог Илий обуздать сыновей? Илий должен был действовать, а не довольствоваться укорами. Я могу только догадываться, как он мог это сделать — выгнать из дома, отлучить от исполнения обязанностей священника. А, отлучив их, он, видимо, должен был всенародно признать, что он не был успешен, как родитель. Но Илий был очень стар и мирился со сложившимся положением. Его слова были пустым звуком для сыновей. В Новом Завете говорится, что человек прежде должен быть успешен в руководстве своей семьей,

«…хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тимофея 3:4-6).

«Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?»

В современном переводе: «Почему своих сыновей ты поставил выше Меня?» Как я понимаю эти слова — Илий дорожил отношениями с сыновьями, не хотел с ними ссориться, потерять их. Он закрывал глаза на происходящее, мирился с грехом.

Бог укоряет Илия, вспоминая о той чести, которая была доверена его роду, обещания данные ему. Бог сожалеет и изменяет обещание. Род Илия прекратится.

Я обратила внимание на то, что Бог обличает Илию вместе с сыновьями:

«… Вы жиреете, поедая лучшие куски мяса жертв, которые приносит Мне Мой народ Израиль!», 1 Царств 2:29 б.

1 Царств 4:18 «… он был уже очень стар и грузен…» можно предположить, что грузность стала результатом невоздержанности.

Земной отец не наказал сыновей, последствия за грех пришли от Небесного Отца. Конец печальный: «Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда:

«…дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем (никогда); и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза вои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день»(1 Царств 30-34 глава ).

ХАРАКТЕР САМУИЛА

Характер Самуила контрастирует с характерами Хофни и Пинехаса. Самуил радует Илию. Священник благодарен родителям Самуила: «Илий всякий раз благословлял Элкану и его жену…» (1 Царств 3 глава 20). Самуил был послушным, он учился служить в храме.


Библия в книге Судей рассказывает о первой великой героине, подвиги которой описаны в одной из самых первых поэм священной истории. Вероятнее всего, книга Судей была написана в конце монархической эпохи (седьмой век до Р. Х), но собирает в себе гораздо более древние предания. История Деворы и Барака относится к двенадцатому веку до нашей эры, и многие литературные особенности Песни из главы 5 позволяют предположить, что она происходит из той же архаической эпохи. Несомненно, этот текст один из древнейших в Библии, он дает возможность приоткрыть, каким был менталитет Израиля у самых его истоков, во времена, когда кочевые кланы начали селиться в Земле Обетованной.
Имя Деворы, героини 4 и 5 глав Книги Судей, чрезвычайно богато символически: оно значит «Пчела». В египетской иероглифике, как зачастую и на древнем Востоке, пчела являлась символом военной мощи благодаря своей организации, силе в сражении и дисциплине в служении одному «социуму». Так что самим именем своим Девора вызывает ассоциацию с военной силой, но не только этот древний символ с нею: в Египте и в Греции пчела — это образ загробной жизни души, знак вечности, изображение которого можно найти на древних могилах. Она символизирует душу совершенно чистую и поэтому бессмертную, душу, проникающую в тайны так, как пчела извлекает из цветов сок, из которого делает мед. Таким образом пчела олицетворяет собой непобедимую силу очищенной души; и Девора является воплощением духовной силы своего народа; поэтому она не сражается, но вмешивается от лица Бога, чтобы вызвать сражение.
Девора — пророчица, она «судит Израиль под пальмою Девориною», то есть обладает большим нравственным авторитетом как пророчица и воительница (ибо таков смысл слова «судья» в книге Судей), и ее решения, принимаемые под сенью вечной Мудрости (пальма) имеют в Израиле силу закона. По велению Божию она посылает на поиски Барака, военачальника одного из кланов, чтобы собрать войско и побить Хананеян, притесняющих племена Завулоновы и Неффалимовы. Но этот воин, чье имя переводится как «Благословенный», отказывается противостать врагам без Деворы, так как она для него гарантия сверхъестественной помощи, та, что слушает глас Божий и обладает интуитивным знанием Его воли. И это его требование присутствия рядом женщины во время битвы Бог счел недостатком доверия и отказом взять на себя мужскую роль, ответственность военачальника. Поэтому Девора предупреждает его, что он будет лишен плода победы; плод этот будет предан в руки женщины: «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду…» «Она сказала: пойти пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (4, 8-9). И действительно, другая женщина Иаиль (что значит «Господь есть Бог») смертельно поражает главу вражеского войска, лишив Барака славы героя. Этот эпизод напоминает об обетовании из 3 главы книги Бытия (3,15) (семя жены будет поражать змея в голову) и подчеркивает комплементарность мужской и женской ролей. Женщина — вдохновительница, она пробуждает в мужчине силу и таким образом подготавливает победу, оставаясь внешне бездействующей. Мужчине же надлежит осуществить, воплотить на практике, возглавить сражение. В 4 главе книги Судей Варак не достигает венца своих усилий, потому что не исполняет свою роль.

Песнь Деворы (Суд 5), пришедшая из глубины веков и передававшаяся из поколения в поколение, рассказывает эти события в форме поэмы. Подобно Средневековым героическим сказаниям, она позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Эта военная песнь восхваляет женщину-мать, героиню своего народа, пробуждающую в воинах силу:
«Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле…война у ворот… Вос-пряни, воспряну, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! ….». (Суд 5, 7. 12).
«Да будет благословенна между женами Иаиль, … между женами в шатрах да будет благословенна!… Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!». (Суд 5, 24).
Роль женщины здесь совершенно очевидна: песнею своей она созывает мужчин на битву, зажигает их, подобно Жанне Д’Арк или Жанне Ашет, и всем Дамам, ради которых рыцари прежних времен превосходили сами себя и открывали в себе неожиданные источники энергии. Женское присутствие, если оно «направлено» в нужную сторону, пробуждает мужественность, дух силы и отваги в сердцах отчаявшихся и рассеянных страхом мужчин. Оно порождает героев. Девора пример великих персонажей, над которыми Библия предлагает поразмышлять.

Борьба за независимость

Согласно Библии, Девора была женщиной, вдохновлённой Богом: «жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем (Бет-Элем), на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:5).

Девора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина, и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Ханаанейский царь Явин, правивший в то время в Хацоре, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисера (Сисра) прославился своей силой.

Слыша мольбы своего народа, Девора не могла оставаться равнодушной, но, сознавая, что ей как женщине неудобно стать во главе войска, она искала человека, которому она могла бы доверить дело спасения родного народа.

Выбор её пал на Варака (Барака), сына Авиноама, жившего в Кедеше Нафтали; ему она и послала приказ от имени Бога собрать мужчин из колен Нафтали и Зевулуна и двинуться с ними к горе Фавор (Тавор). Однако Варак испугался той миссии, которую она возложила на него, и ответил, что согласен стать во главе народного ополчения лишь в том случае, если Девора сама примет участие в этой войне, даже если слава победы над врагом будет принадлежать не ему, мужчине, а женщине Деворе.

Тогда к горе Фавор явилась и Девора, по-видимому, во главе колен Ефрема, Вениамина, Иссахара и Манассии. Колено Реувена не трогалось с места, хотя и было извещено о всеобщем восстании; не откликнулись, по-видимому, также и колена Дан и Ашер, а про колена Иуды и Симеона даже не упоминается. Насчет последних двух колен это может объясняться тем что в то время их наделы были отделены от остальных полосой вражеской территории — и соответственно помощи от них не ждали изначально.

У ручья Кишон израильское ополчение встретилось с войском финикийского полководца Сисеры. Объединённые великой идеей народного освобождения и ободрённые счастливыми предсказаниями Деворы и её личным присутствием на поле брани, израильтяне близ Мегиддо наголову разгромили Сисеру, которому не помогли даже его многочисленные колесницы. Сам Сисера погиб во время бегства с поля брани от руки Иаили (Яэль) — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами.

Песнь Деворы

В память этой блестящей победы Дебора и Барак сложили благодарственный гимн Богу, известный под названием «Песнь Деворы» (Суд.5). Этот фрагмент датируется VIII в. до н. э. и считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.

Образ Деворы

Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деворы она предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд.4:4) и «мать в Израиле» (Суд.5:7). О дальнейшей её судьбе ничего не известно. Неизвестно, где и когда она умерла и продолжала ли она и после этой битвы судить народ и руководить им своими пророчествами. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *