Деревня пенино

Каменный храм с приделами Сретения и Святого благоверного князя Александра Невского сооружен в 1893 — 1900 годах по проекту архитектора Н. Н. Никонова. В 1939 году церковь была закрыта, затем снова действовала во время оккупации в 1942 — 1944 годах.
Ещё 20 фотографий:

Прихожане храма, (около 4000 человек), проживали в самом Пенино возле церкви, ближайших к ней деревнях: Коленец, Дретно, Замошье, Рожново, Кошелевицы; отстоящих в 4-7 верстах: Любитово, Ожево, Передки, Гонеже, Подлесье, Поречье, Бурежи, Буряжки и Струитино, и отдаленных (до 15 верст): Новоивановское, Дубо, Липо, Овсище и Данилово. В приходе было 16 часовен и 4 кладбища. Жители этих мест были богомольными: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 человек.

Первый молебен, 2003 год.

Лето 2010 года.

Вид на озеро.

Фасад храма Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г.Гавриловым

Захоронение С.Г. Гаврилова. В прошлом крестьянин Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с. Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм.

Над могилой видна воссозданная икона, расстрелянная в революционное время.
Сентябрь 2013 года.

Часовня вмц. Параскевы Пятницы на святом источнике. Освящена в августе 1901 года св.прав.Иоанном Кронштадским. Отреставрирована в 2003 г.

Святой источник. Народ называет это место Иорданью. Лето 2010 года.

Часовня Параскевы Пятницы на святом источнике в деревне Пенино.
Сентябрь 2013 года.

С 22 августа служба совершается каждый день. Август 2010 года.

После службы, 7 ноября 2010 года.

Октябрь 2012 года.

Приход Пенино Церковь Рождества Богородицы. Таким кирпичом выстроен весь храм.

Просто подвал. Осень 2010 года.

Действующий придел Алексия архиепископа Московского в цокольном этаже Рождество-Богородицкой церкви в Пенино Сланцевского района Ленинградской области.
Сентябрь 2013 года.

Купальня на святом источнике, построена осенью 2010 года.

Иордань в купальне на святом источнике, сентябрь 2013 года.

Поклонный крест на повороте с трассы Р-42 к деревне Пенино. До храма 1 километр.

Сентябрь 2013 года.

Tags: история, наследие, православие, провинция, россия, север, фото и картинки, христианство

Новая жизнь храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Пенино

Доброго времени суток, уважаемые пчеловоды!

Не так давно судьба подарила мне знакомство с очень интересным человеком — отцом, настоятелем Смольного собора и восстановителем Храма Рождества Пресвятой Богородицы, находящегося в деревне Пенино Ленинградской области — Петром Мухиным . Знакомство наше состоялось случайно, оказалось, что отец Петр, получивший благословение на восстановление храма создал при храме пасеку, где благодаря стараниям супругов Вениамина и Татьяны (это они на фото) за несколько лет она разрослась до 50 пчелиных семей, поэтому тема пчеловодства ему близка и интересна. Пасека располагается между церковью и деревянной часовней. Но часовня эта необычная, в нее встроены пчелиные ульи. Желающие могут войти в часовню и посидеть в ней, вдыхая головокружительный аромат меда, прополиса и слушая мирное жужжание пчел. Это успокаивает и оказывает благотворное действие на организм, о чем говорят многие, кто уже посетил часовню.

Пасека конечно — это хорошее дополнение к приходскому хозяйству, а я просто не могу не рассказать вам историю самого храма и начала его восстановления, которая меня лично потрясла.

Храм расположен в живописнейшей местности, весной воздух вокруг наполняет аромат цветущих садов, который сменяется запахом луговых трав и леса, а осенью храм утопает в чарующем золоте и багрянце окружающего пейзажа. Среди этой красоты и благоухания на холме близ озера Самро рядом с источником святой Параскевы Пятницы возвышается храм, купола которого отражая небо, радостно блестят в лучах солнца, и откуда утром и вечером доносится красивый колокольный перезвон. История этого храма берет свое начало в далеком 1893 году, когда по инициативе Симеона Гавриловича Гаврилова была произведена закладка храма, после чего в 1900 году по проекту архитектора Н. Н Никонова храм был возведен, причем по красоте и убранству он не уступал столичным . Освящал храм Рождества Пресвятой Богородицы св. прав. Иоанн Кронштадтский, а окрестности и часовня, расположенная в месте источника Параскевы Пятницы были освящены чуть позднее через год преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства.

Однако через 30 лет своего существования в 1930 году храм был закрыт, в период Великой Отечественной войны благодаря настоятелю Покровского храма в Козьих горах протоиерею Алексею Кибардину в храме проводились богослужения, но после окончания войны храм вновь закрылся. Иконостас храма в 1948 году был перевезен в Крестовоздвиженскую церковь села Ополье, после чего двери храма закрылись на долгие годы.

Правда к источнику святой Параскевы Пятницы тропа не заросла. Люди следили за чистотой близ источника, особенно в советское время, когда бывало, что его намеренно засоряли. Многие приезжают к источнику издалека, чтобы набрать воды. Говорят, что она обладает целебной силой.

Дожди, солнце, время брали свое, и храм постепенно ветшал. Казалось, храм обречен был превратиться в руины, пока в 2010 году благочинный храмов высших учебных заведений, настоятель Смольного собора протоиерей Петр Мухин не получил благословение от правящего архиерея восстанавливать церковь Рождества Богородицы в Пенино. После чего с божьей помощью благодаря энергичному участию самого отца Петра и его помощников, поддержке благотворителей, бескорыстной помощи прихожан, храм переживает сейчас свое второе рождение. За пять лет проделана большая работа: перекрыты купола, установлены кресты, восстановлена колокольня, полностью восстановлен цокольный этаж, а в криптовом пространстве освящен храм во имя святителя Алексия митрополита Московского, восстановлена часовня Параскевы Пятницы и сооружена купальня на святом источнике, помимо этого построен целый ряд домов и подсобных помещений для рабочих, и как я уже говорил ранее создана пасека при храме. Еще предстоит не мало работы, но главное, что храм ожил, ежедневно проводится богослужение, недалеко от храма регулярно проводятся православные молодежные лагеря. Благодаря поездкам в Пенино социально реабилитируются трудновоспитуемые подростки из центра Василия Великого. Там также получают уроки православного воспитания скауты из Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), в окрестностях храма проводится работа Школы народной традиционной культуры Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза и проходя другие мероприятия, способствующие духовному и общественному возрастанию участников.

Глядя на сияние куполов, на восстанавливающийся фасад и внутреннюю отделку храма становится особенно радостно от того, что несмотря на трудности в наше не самое простое время, нашлись люди с чистым сердцем и душой, благодаря усилиям и сплоченной работе которых свершается великое дело, и храм, которому казалось было суждено исчезнуть, обретает новую жизнь и расцветает с каждым днем.

С уважением, Антон.

Фотографии Светланы Шуляк.

Купить ульи Калинка от производителя деревянных ульев для пчел в магазине «Пчеловодство». Также у нас можно приобрести пчелопакеты, вощину, рамки для ульев, медогонки, пчеловодные костюмы, дымари, стамески, препараты.

Первое упоминание о деревянной церкви в деревне Пенино относится к 1499 году. В 1771 году она сгорела, но к 1789 была восстановлена. В 1893-1900 годах к юго-востоку от старой церкви была построена новая каменная трехпрестольная церковь по проекту Н. Н. Никонова в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. (В 1900-1902 годах Н. Н. Никонов возводил в столице комплекс Иоанновского женского монастыря на Карповке.) Храм Рождества Пресвятой Богородицы возник по инициативе Симеона Гавриловича Гаврилова (†1908), в прошлом крестьянина д. Ожево Пенинского прихода, к 1880-м годам ставшего Санкт-Петербургским купцом второй гильдии. Вместе с прихожанами с. Пенино он вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм, так как старый деревянный обветшал и стал тесен для возросшего Пенинского прихода. Место для постройки церкви было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. Освятить решено было новый храм так же, как и прежний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св. блгв. кн. Александра Невского — небесного покровителя мученически скончавшегося в 1881 году Царя-Освободителя — Императора Александра ll, в память которого и строился храм.

В 1893 году была произведена закладка храма. К 1900 году величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко вокруг. Большая церковь, достойная столичного города, поставила Пенинский приходской храм в ряд лучших столичных построек, стала одним из лучших в епархии образцов «русского стиля». На пилонах церкви были фрески с изображением святых. Стены украшал цветочный орнамент, который сохраняется в рисунке белых изразцов пола. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С. Г. Гавриловым.

На освящение храма 17 августа 1900 года специально приехал св. прав. Иоанн Кронштадтский, который по окончании чина освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы сказал слово на освящение храма. Освящение приделов было совершено позднее, через год в августе 1901 года преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. К этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц. Параскевы Пятницы.

Храм в Пенино в 1930-х годах был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. В годы войны 1942-44 годах в храме недолго совершались богослужения, вероятно, «входящим» священником Православной псковской миссии, открывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако после войны храм опять оказался недействующим. Действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, которая была закрыта перед войной в 1937, но снова открыта в 1941 году и с тех пор действующая до сего дня. Иконостас храма сохранился, но в 1948 году он был перевезен в Крестовоздвиженскую церковь с. Ополье, где пребывает до настоящего времени.

Часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике, освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским, до сих пор пользуется особым почитанием богомольцев. К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х годов, когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен).

Величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на суровое время, и сегодня стоит как сказочный богатырь на высокой горе.

Село Пенино, в прошлом упоминающееся в летописях еще в ХV в. под именем Сумерского погоста, расположено в живописной местности при одноименном озере и окружено с запада и юга холмами и возвышенностями, по которым рассыпаны небольшие деревни, чредующиеся полями и перелесками. Лежит оно в 160 км к юго-западу от С.-Петербурга, в крае, издавна называвшемся в народе округом Самро, до 1927 г. относившемся ко Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, а ныне — к Сланцевскому району области.
В центре округа лежит одно из крупнейших озер нашего края — озеро Самро, площадь зеркала которого составляет одну квадратную милю. С запада и юга озеро окружено болотами, а с севера — лесами. В западной части из него вытекает пучинистая река Сомра, впадающая в реку Долгую.
Впервые Сумерский погост с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в Писцовой книге Шелонской Пятины Господина Великого Новгорода, составленной Феодором Валуевым, под 1498 г. Таким образом, в 1998 г. исполнилось 500 лет с момента первого летописного упоминания погоста. На самом деле, этот погост, вероятно, гораздо древнее и, быть может, даже принадлежит к тем из них, которые были учреждены на Руси еще святой Ольгой в 957 г. «по Лузе реке”. Во всяком случае, обширность земель, подчиненных погосту, а также существование здесь укрепленного городка, лежавшего на тракте из Новгорода в Гдов, указывает на это селение, как на издавна существовавшее и имевшее важное административное значение для края. К западу от погоста лежали земли пограничного Пскова, а за ними — уже земля Ливонская, принадлежавшая Ордену. К северу, за рекой Лугой — Водская пятина и Ямской уезд, к югу и востоку — земли Бельского и Дремяцкого погостов Великого Новгорода. Сам Сумерский погост относился к Залесской половине Шелонской пятины и до учреждения губерний Императрицей Екатериной ll состоял в Новгородском уезде.
с.Пенино. Часовня вмц.Параскевы Пятницы
на св.источнике
Земли эти, порубежные, пограничные, неоднократно подвергались нападению врагов, о чем безмолвно свидетельствуют могилы рыцарей и шведов, сохранявшиеся еще в начале нашего века. В ХVll в. шведы восемь лет удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России.
Помнят эти места и воинственные походы в Ливонию и к Нарве великого князя Московского Иоанна lll и царя Иоанна lV Грозного, следовавших через Самру. Войска царя Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Жители этих мест до сих пор помнят предание о сорока полках петровских воинов и десяти тысячах подвод для них, выставленных во время войны со шведами в 1700 г. и о мостах, которые мостили они по непроходимым болотам в этих краях. Сохранились и воспоминания о привлечении местных жителей к работам в Кронштадте, где десять лет они трудились по очереди, созидая петровскую твердыню.
Петр Великий в походе на Нарву и обратно проходил через Сомерскую волость, и останавливался здесь у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (острожек), и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин. Тут же находился тогда и Богдан Иванович Коновницын, предок графов Коновницыных, владевший в этих местах мызой с собственной церковью в Завастье, близ погоста Рудного.
Жители Сомерской волости в быту и языке (наречии) различались на две группы. К первой относились жители восточной и северной частей округа, лежащих по реке Сабе, и у впадения реки Сомры в Долгую. Они представляли собой потомков новгородцев (словен), говорящих новгородским наречием и принадлежащих великорусскому этносу. Около озера Самро и по реке Долгой жил народ коренного чудского происхождения, говорившего «особым наречием, в котором много дикости и поэзии”.
Первая упоминаемая в летописи церковь Сумерского (Пенинского) погоста отмечена под 1498 годом. Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVlll в. прежняя деревянная церковь, также Рождества Божией Матери (очевидно, ХVll в., уже далеко не первая, выстроенная на этом месте) сгорела, и в 1789 г. прихожанами была выстроена другая, также деревянная. Она была двухэтажной, в верхнем ее этаже был устроен главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и св.вмц. Параскевы Пятницы, — издавна почитавшейся в этом крае, из-за расположенного близ церкви чтимого в народе источника святой Параскевы. Антиминс главного придела был освящен митрополитом С.-Петербургским Исидором (Никольским) 27 октября 1862 г., в Крестовоздвиженском приделе — митрополитом С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) 27 мая 1778 года, в приделе св.вмц. Параскевы — им же 31 октября 1784 г.
До 1843 г. причт храма состоял из двух священников, диакона, двух дьячков, двух пономарей и просвирни, после 1843 года — из двух священников и двух псаломщиков. Первым известным нам из причта храма является служивший здесь в 1785 г. священник Феодот Иванов. При нем вторым священником был о.Иоанн Васильев, дьячками — Стефан Ефимов и Прокопий Федоров, пономарями — Алексий Федоров и Иван Афанасьев. Среди других, служивших в храме (до 1811 г. сведения скудны, ибо метрические книги в этом году сгорели во время пожара в доме священника) известны священники: Михаил Иванов, Гавриил Стефанович Пенинский (†1827), Михаил Михайлович Думницкий (†1842). В более поздние времена священствовали: о.Стефан Тихонович Покровский и Феодор Иоаннович Скроботов, Симеон Никольский и Геннадий Докучаев.
До учреждения штатов приход жил ругой и доходами за требы, после их учреждения духовенству было положено жалованье.
Приход владел также 92 десятинами земли, использовавшимися под пахоту, сенокос, усадьбу, церковь и кладбище. Две трети общих угодий составляли лес и кустарник.
Прихожане храма (около 4000 чел.) проживали в самом Пенино возле церкви, ближайших к ней деревнях: Коленец, Дретно, Замошье, Рожново, Кошелевицы; отстоящих в 4-7 верстах: Любитово, Ожево, Передки, Гонеже, Подлесье, Поречье, Бурежи, Буряжки и Струитино, и отдаленных (до 15 верст): Новоивановское, Дубо, Липо, Овсище и Данилово. В приходе было 16 часовен и 4 кладбища. Жители этих мест были богомольными: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 чел. Давая характеристику местным жителям в церковном очерке прихода, отмечалось, что в массе своей народ здесь был очень трудолюбив, особенно женщины, мужчины развиты, в первую очередь молодежь. Большей частью они были заняты в столице на каменных мостовых работах, торговле, поставляли гурты скота в Прибалтику и Малороссию. Грамотность среди населения в конце ХlХ — начале ХХ в. быстро росла. Крестьянские дети учились у причта, особенно чувствовались успехи у тех детей, которых обучали дочери священника Феодора Скроботова. В деревнях Данилове, Поречье и Липе детей обучали: гдовский мещанин Иван Чистосердов, крестьяне села Поречье Евдоким Афанасьев и Василий Григорьев, и с.Осьмино Иван Богачев.
Особенно этот процесс усилился среди местных жителейпосле освобождения крестьян Императором Александром ll в 1861 г. Многие уезжали в С.-Петербург, где обзаводились собственным делом, становились самостоятельными людьми, но при этом не забывали о своей родине. Среди них был и Симеон Гаврилович Гаврилов (†1908), в прошлом крестьянин д.Ожево Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с.Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм, ибо старый деревянный обветшал, да и приход численно вырос и потому нуждался в новом просторном храме. Соорудить новую каменную церковь решено было юго-восточнее прежней, стоявшей у дороги Осьмино-Гдов, где при ней существовало и древнее кладбище. Место было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. Освятить решено было новый храм так же, как и прежний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св.блгв.кн. Александра Невского — заступника Северо-Западного края и небесного покровителя мученически скончавшегося в 1881 г. Царя-Освободителя — Императора Александра ll, в память которого и строился храм.
В 1887 году усердием и на средства церковного старосты С.Г.Гаврилова и других уроженцев уезда была начата постройка, а в 1893 г. произведена закладка храма. К 1900 г. величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко окрест. Архитектором, осуществившим этот замечательный проект, поставивший Пенинский приходской храм в ряд лучших столичных построек, был епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918), в 1900-02 гг. возводивший в столице комплекс Иоанновского женского монастыря на Карповке. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г.Гавриловым.
Торжественным и радостным для жителей всей округи было освящение храма, совершенное 17 августа 1900 г. Преосвященным Никоном (Софийским), епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и местного духовенства.
Отец Иоанн специально приехал на освящение храма. С Гдовским уездом, которому принадлежало с.Пенино и этой местностью его связывали издавна тесные, как духовные, так и родственные узы.
Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок. 1790 — после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). В 1832-45 гг. он служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в с.Ложголово (1836), в 1846 г. был инициатором перенесения древней иконы святого Иоанна Предтечи из с.Кушелы во Гдов. Поэтому священники, состоявшие в родстве с семьей Несвицких (у о.Константина было шестеро взрослых детей), были близко знакомы о.Иоанну, и он часто посещал своих родных в Гдовском уезде. Кроме того, неподалеку от Пенино, в с.Ополье Ямбургского уезда, о.Иоанн навещал служившего там священника Николая Орнатского, брата о.Иоанна (†1931) и о.Философа (†1918) Орнатских, будущих петроградских новомучеников, которые также состояли в родстве с о.Иоанном и были наиболее близки ему духовно.
16 августа 1900 года св.о. Иоанн проездом из Кронштадта в Пенино, остановился на ст. Молосковицы, где служил утреню и литургию в местной церкви при имении табачного фабриканта Богданова, после чего прибыл на освящение храма в с.Пенино, а уже через два дня освящал в Ревеле кресты, которые в тот же день были подняты на храм Ревельского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, одного из любимых детищ о.Иоанна.
По окончании чина освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы с.Пенино, совершенного Преосвященным Никоном, отец Иоанн сказал прочувственное слово на освящение храма. Затем был отслужен благодарственный молебен, на который вышел владыка и все духовенство. Прихожане вновь сооруженной церкви поднесли главному жертвователю и строителю храма С.Г.Гаврилову икону в драгоценных золотых ризах и благодарственный адрес.
Через год последовало освящение боковых приделов во имя Сретения Господня и св.блгв. кн. Александра Невского. Совершено оно было соответственно 20 и 21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. Чин великого освящения двух приделов храма был освящен перед началом Божественной литургии многочисленным собором духовенства при хоре певчих. Во время торжественного освящения приделов из храма были изнесены св. кресты, хоругви и иконы, крестный ход, возглавляемый Преосвященным епископом Константином, несшим на голове св. дискос с антиминсом, проследовал вокруг церкви, после чего стены вновь сооруженного храма были помазаны св. миром и окроплены св. водой. На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц.Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о.Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.
В 1900-1910-х гг. храм стал одним из красивейших в уезде. в эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с.Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви.
Освящение величественного храма в с.Пенино способствовало тому, что через год в Пенинском приходе в 4 верстах от храма близ с.Поречье в местности Козья Гора была по инициативе местной уроженки Марии Андреевны Кудрявцевой при содействии св.прав. Иоанна Кронштадтского, особенно покровительствовавшего женскому монашеству, учреждена Свято-Покровская Поречская женская община. Исполняющей обязанности настоятельницы стала принявшая монашеский постриг послушница Мария (Кудрявцева). В 1903-04 гг. в общине был сооружен первый деревянный храм прп.Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви. На самой вершине горы была выстроена часовня, к 1907 г. на месте которой по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника.
Община в 1919 г. получила статус монастыря, к 20-м гг. здесь подвизалось 18 сестер. Духовником обители был священник Пенинского погоста о.Николай Никольский, после революции его сменил протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за литургией.
В 1920-х — 30-х гг. во время гонений на веру многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь. Лишь некоторые из них в 1940-х — 50-х гг. смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом. (Богослужения здесь были возобновлены в 1942 году в Свято-Покровском храме, деревянная же церковь прп.Серафима Саровского была сожжена в 1930-х начале 40-х гг. и не сохранилась до возобновления богослужений на Козьей Горе. Ныне на ее месте выстроен церковный дом). Вернувшиеся сестры проживали в деревнях в окрестностях обители до 1960-х — 70-х гг. Последние из них преставились в 1981-84 гг. Погребены они на местном монастырском кладбище за алтарем Покровского храма.
Удивительным миром и покоем дышит этот святой уголок русской земли с монастырскими постройками и храмом, утопающими в цветах и зелени. Аккуратное кладбище обители ухожено заботливыми руками, над храмом кружат аисты, во множестве обитающие здесь, поют птицы. Воистину райский уголок!
В 1908 г. последнем году жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине близ обители, на издавна чтимых Доложских пещерах с источником Божией Матери, расположенном в скале и лежащем в реке камнем с Ея следом (Царица Небесная Сама являлась здесь), был учрежден Свято-Успенский скит с богадельней, где призревалось до 20 престарелых женщин, за которыми ухаживали сестры обители. Здесь был выстроен и каменный храм во имя Успения Матери Божией, куда ежегодно совершался многотысячный крестный ход с чтимой иконой Успения. Закрытый в 1930-х гг., храм сохранялся до 1950-х гг., когда по указанию местных властей, во время новых «хрущевских” гонений на веру был разобран на кирпич. Святое место это и поныне чтится местными жителями: многие добираются сюда, к святому источнику, почитая его целебным, и до сих пор есть свидетельства исцелений тех, кто с молитвой прибегает к помощи святого ключа Пречистой. На Успение сюда приходил до последнего времени крестный ход с образом Божией Матери, богомольцы непременно становились на «камень Богородицы”, до сих пор лежащий в водах реки Долгой напротив бывшего алтаря храма Доложского скита.
Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Воинство небесной России пополнилось в эти годы именами уроженцев с.Пенино священников-новомучеников о.Валентина Левитского (1867-1937) и о.Арсения Голосова (1969-1937), священника Михаила Виноградова (†1937), уроженца Боровичского уезда Новгородской губ., служившего на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священника Филимона Алексеева (1866-1937), уроженца д.Кошелевичи, служившего и проживавшего в с.Самро. В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села: братья-священники о.Николай Покровский (1866-1937) и о.Иоанн Покровский (1869-1937), — один из них, а другой — служил в с.Рель, а также диакон из Заручья о.Василий Соколов (1878-1937). Судьбы их остались до сего времени в памяти местных жителей и, веруем, православные христиане соберут по крупицам свидетельства о жизни этих мучеников за веру.
В годы войны 1942-44 гг. в храме недолго совершались богослужения, вероятно, «входящим” священником Православной псковской миссии, окрывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако, после войны храм остался без службы (действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, после войны не закрывавшаяся и действующая до сего дня). Сохранившийся иконостас храма был перевезен в 1948 г. в Крестовоздвиженскую церковь с.Ополье, где иконостас был утрачен после закрытия церкви в 1930-х гг., где пребывает до настоящего времени.
В бывших церковных домах с.Пенино, рядом с опустевшим храмом, в 1950-х гг. была размещена школа-интернат. Еще хорошо сохранявшийся до того времени храм сильно пострадал от соседства этого интерната. В доме священника разместили клуб и кинотеатр, затем там был устроен школьный склад, ныне от дома остались одни стены. Здание бывшей церковно-приходской школы, отданное интернату, стоявшее к западу от храма и погоста, на краю леса, сгорело около 15 лет назад. Сохранились рядом с храмом новое двухэтажное здание, испоьзовавшееся как спальный корпус интерната, и дом, где прежде жили церковнослужители.
До сих пор особым почитанием богомольцев пользуется освященная св.прав. Иоанном Кронштадтским часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике (она лопнула и дала трещины от подвижек грунта в 1950-х — 60-х гг. и требует ремонта). К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают даже издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х гг., когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен).
Величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на суровое время, и сегодня стоит как сказочный богатырь на высокой горе
История этого края и местности свидетельствует, что в начале века намоленное за полтысячелетия святое место было избрано как особо благодатное для иноческой жизни, и здесь по благословению св.прав. Иоанна Кронштадтского была учреждена святая обитель и скит.
Думается, что и в наше время усердием петербуржцев, а также быть может и ближайших женских обителей — Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря*, также основанного святым кронштадтским пастырем, находящегося в Эстонии (ныне отделенного границей, не имеющего своих отделений — подворий или скитов в России), и Свято-Николаевской общины в с.Заянье Псковской области (б.Лужского уезда С.-Петербургской губернии) здесь возобносится монашеская жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *