Что такое вежливость?

Примеры употребления слова вежливость в литературе.

Премного вам благодарен, нам ничего не нужно, — ответил аббат с той изысканной вежливостью, которая уже не допускает дальнейших настояний.

И то как-нибудь соберусь, Агафон Павлыч, — с изысканной вежливостью отвечала Федосья.

Велико же было изумление, когда Аэлита, преодолев застенчивость, вернее, скрыв ее за церемонной восточной вежливостью, ответила гостю на прекрасном японском языке — ведь Анисимов знал его!

Может быть, теперь,— сказал Баркер, запивая рыбу хересом и сгорая от нетерпения, но изо всех сил соблюдая вежливость,— теперь-то, может быть, будет мне позволено спросить, зачем вам все это было надо?

Как долг гостеприимства и вежливость велят, На землю спрыгнул Дитрих, за ним — его отряд, И устремились бернцы к палаткам пришлецов, На все лады приветствуя приезжих удальцов.

Я, как и почти все, была очарована вежливостью, искренностью и теплотой простых русских людей, хотя, разумеется меня как социалистку поражало то, что я наблюдала в этом так называемом бесклассовом обществе.

Когда добрые друзья хвалят даровитого человека, то он часто из вежливости и благожелательности будет обнаруживать радость, хотя в действительности ему это безразлично.

Джекоб, которому приказано было проверить, достаточно ли согрелась брага, невозмутимо опустил в кружку указательный палец в качестве термометра и, объявив, что температура, надо быть, в самый раз, поднял сосуд и из вежливости попытался смахнуть с него золу полой своей блузы — ибо Габриэль Оук был не свой, а чужой, пришлый человек.

Потом Валтасар поднялся, подошел к Пьеркену и сказал с присущей ему приветливой вежливостью: — Дорогой мой, у вас, вероятно, есть ко мне дела?

Чтобы не думать об обалин и исчезнувшей вильде Биннесмана, Габорн сосредоточился на этом открытии, размышляя о том, насколько часто в основе обычной человеческой вежливости лежит необходимость уважать Сферы других.

Граф Шлиффен поощрительно улыбался, князь Радолин старался сохранить невозмутимость, хотя на его лице и можно было прочитать недовольство нарушением общепринятых норм элементарной вежливости к обычаям страны пребывания, фон Хассе даже зааплодировал, восхищенный дипломатическим искусством германского посланника, но хозяин дома, барон Гольштейн все же заметил, что едва ли стоило демонстрировать пренебрежение к обычаям государства.

Раза два Деляга, мягко к ней приникая, пытался прервать повествование, но из чистой вежливости отступал.

То же было и с соблюдением правил джентльменства, вежливости, дворянских традиций.

Между тем гости, почувствовав по чуть приметной холодности разговора, что друзья сгорают желанием остаться наедине, стали с изысканной вежливостью того времени один за другим подниматься — прощанье с хозяином всегда было важным делом у людей высшего общества.

Парижские моды, тон, манеры здесь преобладают, и вскоре от старой фламандской жизни у обитателей Дуэ только и останется, что сердечность и гостеприимство, испанская вежливость, голландская пышность и опрятность.

Источник: библиотека Максима Мошкова

М. Галакту, вдохновившему меня своими поведенческими реакциями
по демонстративному типу, предрасполагающими к деструктивности
конфликта, посвящается.
По определению вежливость — это черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают «регулирующие правила речевого поведения, макросистему национально специфичных стереотипных устойчивых формул общения, вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке».
Существуют правила разговора, подчинённые так называемому принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора, например, адекватно нормировать сообщаемую информацию (максима количества), сообщать только истинную информацию и обоснованные оценки (максима качества), делать сообщение релевантным относительно темы разговора (максима отношения), делать речь ясной, недвусмысленной и последовательной (максимы манеры речи); эти правила, сформулированные Грайсом, получили название конверсационных максим или максим ведения разговора.
Вот вы зашли на мою страничку, выразили свое мнение, совершенно идущее вразрез с общепринятыми нормами и правилами. И я вежливо согласилась, что вы имеете право на свою точку зрения. Что по-своему вы правы. И тут понеслось…
«Развяжите человеку руки, — говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, — дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной».
Классические признаки вежливости в XXI веке уже не работают. Волшебные слова, которым нас учили с детства и излишняя манерность, свойственная дворянам 200 лет назад, сегодня абсолютно не являются истинным проявлением вежливости.
Вежливость в бесконфликтности — желание не доводить беседу до банальной грызни и отправление собеседника на… оставляют в первую очередь меня в состоянии умиротворения и довольства, ну и может чуть-чуть дают осознание своего превосходства в умении держать себя в руках и оставаться на высоте своего нравственного роста.
Как показывают наблюдения, особенно распространены нарушения этикета со стороны слушающих. Наверное, здесь поистине незаменимы мудрые советы выдающегося деятеля российской культуры Д.С. Лихачева: «Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову — не только гласность, но и демократия, «выпускание пара». А демократия — норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре…» (Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М. : Высшая школа, 1989. С. 18—24).
Но если вы почему-то решили, что вежливость — это трусость, а я обязательно прогнусь под ваше мнение, навязанное вам ютубом, гуглом и асоциалами, Навальными и прочими боговерами-охальниками, я вас разочарую.
Вежливость — это не только знание этикета, но и умение применять это понятие на практике. Так, зайдя ко мне на страничку и желая оставить в центре зала большую дурно пахнущую авангардную кучу, помните — это у же было. Немодно, неактуально и несовременно. В лучшем случае, если ваше замечание неуместно — я отвечу вам анекдотом, и слава Аллаху и всем Богам планеты, если анекдот будет не от поручика Ржевского…
Считаю, что оскорблять на моей страничке массу людей, которые не в состоянии вам ответить — глупо, ввиду того, что достичь признания своего величия «наверху», сидя в глубокой темной… норе вам не удастся. А если я тактично промолчала, понимая тщетность общения, сведенного в русло пошлых грубых пасов изо рта в рот, не значит, что я глупа. Это значит, что вы, скорее всего получите в ответ ВЕЖЛИВОСТЬ НЕГАТИВНУЮ. Некоторые конфликтологи представляют динамику конфликта следующим образом: ЭКСПОЗИЦИЯ — ЗАВЯЗКА — КУЛЬМИНАЦИЯ — РАЗВЯЗКА. Но, согласитесь, делать из банальной склоки высокохудожественное произведение, на мой взгляд, как минимум нецелесообразно. Когда очень хочется послать по матушке, я вспоминаю итальянскую комедию: «Воспитанные леди так не делают, не правда ли,» — восклицает героиня, и я, «чтоб в дальнейшем не обидеть вашу маму» ввожу очередной ник без лица в ЧС.
Ведь задача коммуникантов состоит в оптимальном выборе стратегий вежливости в соответствии с социально-культурными нормами и ожиданиями партнера, с тем чтобы не оказаться ни излишне формальным, ни чрезмерно фамильярным. Именно поэтому вежливость представляет собой гибкую систему стратегий.
«Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих «недостатков?» — философски вопрошал выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет, человек постоянно сталкивается с этой дилеммой – загонять себя в относительно узкие рамки самим же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их.
И важно помнить, что вежливость в почете везде. Особенно на Прозе, особенно среди интеллигентных людей…
А если вы против — мои двери всегда открыты для вас. Пожалуйста, выходите!

Вежливость как качество личности – склонность к повседневному уважительному общению, внешнему проявлению доброжелательности, ставшей нормой поведения и обычной, естественной формой общения с окружающими.

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость обеспечат тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришёл поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи… И тогда Учитель взял его в ученики.

Суть вежливости как качества личности скрывается в этимологии слов «вежливость» и «вежливый». Еще в XVI столетии слово «вежа» означало «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского влдлти, то есть «знать». Вежливый человек, в противоположность невежливому, владеет знанием, «веданием» или «вестью».

Известный мыслитель Артур Шопенгауэр написал притчу, которая очень ярко характеризует необходимость присутствия вежливости в обществе: «В холодный зимний день, чтобы не замёрзнуть, стадо дикобразов улеглось тесной кучей, но вскоре уколы от игл соседей заставили их лечь дальше друг от друга. Необходимость согреться принудила стадо снова сдвинуться. Так они метались из одной крайности в другую, пока не нашли то умеренное расстояние между собой, когда и соседские иглы не колют, и холод можно переносить. Это расстояние – аналог вежливости в человеческом обществе».

«Будь вежлив с каждым. Никогда неизвестно, кто попадет в число двенадцати присяжных», — гласит американская пословица. У вежливого человека уважительные слова слетают с уст, порой, автоматически, как подсознательная реакция на внутреннюю доброжелательность. Если бы он каждый раз вдумывался в суть своих вежливых слов, осознавал их скрытый веками смысл, это бы только подстегнуло и убедило его в важности своего проявленного качества личности. Вдумайтесь, говоря волшебное слово «спасибо», на самом деле мы говорим пожелание «спаси тебя Бог» за добрые дела, а произнося обычное «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья. Слово «благодарю» означает — благо дарю (за вашу услугу). Турист, объездивший полсвета, скажет вам, что в любой стране мира достаточно знать эти два волшебных слова, чтобы поездка оказалась приятной и комфортной.

Человек, услышавший голос вежливости, может не знать скрытый столетиями смысл ее слов, но его подсознание на раз- два расшифровывает посланную доброжелательность. Поэтому вежливость становится залогом успешной и гармоничной жизни человека. Подсознание мгновенно оценивает по невербальному поведению, являются ли ваши вежливые слова проявлением доброжелательности или под маской вежливости спрятались лицемерие, лесть, корыстолюбие, коварство или вероломство. Если картинка сложилась, то есть слова полностью соответствуют сигналам тела, подсознание автоматически зачисляет вас в число друзей. Обычно подсознание условно делит людей на друзей и врагов. Вежливость позволяет человеку сдать этот невидимый экзамен, получить высшую оценку и попасть в галерею друзей другого человека. Словом, вежливость, как форма проявления доброжелательности, обусловливает гармоничную жизнь человека с внешним миром. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

Одно из главных требований вежливости — умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнеги. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Разовые проявления вежливости не делают человека носителем этого качества личности, у которого вежливость проявляется при любых обстоятельствах. В самых экстремальных ситуациях вежливый человек останется верен своей доброжелательности к людям. По-настоящему вежливых людей крайне мало, ибо необычайно сложно сохранять доброжелательность к людям, когда в тебе самом и в них укоренились эгоизм, невежество, корыстолюбие и обман. «Одна снежинка — еще не снег, еще не снег, одна дождинка – еще не дождь», поется в известной песне. Одноразовая вежливость напоминает всем известное средство контрацепции барьерного типа. Возьмем типовой пример. Когда люди заходят в автобус, в котором полно свободных мест, все – олицетворение вежливости и предупредительности. Но если в автобус набилось людей, как селедок в банку, о вежливости как-то забывают, наоборот, крепнет голос раздражения, бесцеремонности и хамства. Человек, еще минуту назад бывший эталоном вежливости, превращается в ее противоположность – грубость.

«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия», — говорил Сэмюэл Джонсон. Замечательное человеческое качество, несомненная добродетель – вежливость, попав в недобросовестные руки подлеца, лицемера, мошенника или афериста, становится удобной отмычкой для людских сердец. Анонсируя себя истинным обладателем этого достоинства, они реализуют свои порочные качества, обманывая и манипулируя людьми. Вежливость, находящаяся на службе порока, умножает его разрушительную силу и пагубность последствий.

Широко укоренились такие словесные связки как «холодная вежливость», «ледяная вежливость» или «презрительная вежливость». К истинной вежливости они не имеют никакого отношения. Это фальшивки данной добродетели. В них отсутствует искренняя, бескорыстная благожелательность и доброжелательность по отношению ко всем людям. Истинная вежливость всегда является следствием доброжелательности. Иными словами, существует такой алгоритм, в котором причиной является доброжелательность, а следствием – вежливость. Всё, что пренебрегает данным алгоритмом, но претендует на вежливость, является дешевой подделкой, используемой в непотребных или корыстных целях.

Однажды Юлий Цезарь был гостем бедного поселянина, угощавшего его ужином, Цезарь был настолько вежлив и деликатен, что, когда поселянин, думая, что его пища должна понравиться высокопоставленному гостю, поставил перед ним блюдо с острым соленьем, служащим обыкновенно приправой, Цезарь съел все содержимое блюда, выражая при этом свое удовольствие, хотя обжег себе весь рот и чувствовал сильные боли в желудке.

Любопытны проявления вежливости у разных народов. Японцы настолько ценят социальную гармонию и отсутствие конфликтов, что всячески избегают слова «нет» — даже если ситуация требует его произнести. В своей книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников описывает совершенно нормальную для японцев ситуацию: «Начальник входит в кабинет и спрашивает секретаршу: «Мне кто-нибудь звонил?» — «Да», — отвечает та. — «Кто же?» — интересуется босс. — «Никто», — отвечает девушка. И можете быть уверены — шеф, если только он не иностранец, не рассердится на нее за подобную путаницу. Просто молодая подчиненная изо всех сил избегала невежливого слова «нет». Поэтому и слово «да» в японском языке далеко не всегда обозначает прямое согласие. Оно скорее значит «да-да, я вас слушаю», «продолжайте», «я весь внимание».

Однако никакие национальные особенности не способны умалить роль вежливости в букете добродетелей настоящего человека. Будучи прекрасным проводником доброжелательности наружу жизни, к сердцам людей, вежливость учит нас уважению к неповторимому миру другого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *