Что такое полунощница?

Русский

В Викиданных есть лексема полуночница (L148430).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. полуно́чница полуно́чницы
Р. полуно́чницы полуно́чниц
Д. полуно́чнице полуно́чницам
В. полуно́чницу полуно́чниц
Тв. полуно́чницей
полуно́чницею
полуно́чницами
Пр. полуно́чнице полуно́чницах

по-лу-но́ч-ни-ца

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пол-; интерфикс: -у-; корень: -ноч-; суффикс: -ниц; окончание: -а .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. женск. к полуночник; женщина, которая до поздней ночи не ложится спать, занимаясь чем-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: полуночник, полуночь, полночь
  • прилагательные: полуночный
  • глаголы: полуночничать

Этимология

Происходит от сущ. полуночь, полночь, из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

      Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

      Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.


      Покайтесь, ибо Господь грядет судить

      Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
      Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
      Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
      Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
      Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
      Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
      Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

      Богослужения мирянским чином

      Очень богата была славянская мифология на различных духов и существ. По преданиям, они живут на земле вместе с людьми, животными, но не все их увидеть могут, не каждому показываются. Каждый лес, поле, дом имеет своих духов, так-же своих духов имеют и природные явления. Есть духи добрые, есть злые, а есть такие, кому и дела до людей нет. К сожалению, за века христианства, очень многое со старой славянской мифологии было утрачено, а на часть христианство наложило свой отпечаток.

      Полуночница или ночница является низшим злым духом, которым пугали в старину маленьких детей. В отличии от своей сестры Полудницы, Полуночница ходит только в тёмное время суток. Полуночниц считали разновидностью Навки или русалки, хозяйкой ночи, богиней бессонницы. Особо опасными Полуночниц считали для младенцев и некрещёных детей. Так-же Полуночницы любили нападать на того, кто ложился спать на закате.

      Полуночницы попадали в дом через окно или дверь в образе летучей мыши, гусеницы, птицы, кошки или привидения, иногда в виде женщины с распущенными волосами и нападали на людей. В первую очередь страдали дети. Они вставали у изголовья, щипали, били, по некоторым поверьям даже сосали кровь, тем самым лишая свою жертву сна и жизненных сил, так-же могут наслать болезнь или летаргический сон. Так что в старину двери и окна на ночь всегда плотно закрывали. Полуночницы могут напасть на человека не только в доме. Она может напасть и на тех, кто лёг отдохнуть на природе. Однако Полуночница вполне справедливая — она придёт в первую очередь к виновному в каком-либо преступлении. Так-же Полуночницы могут заползти в курятник, где душат цыплят и высасывают яйца.

      В некоторых регионах существовали поверья, что Полуночница может заменить ребёнка на нечисть — Одминка или на предметы ( например полено ), особенно если мать в сердцах ребёнка прокляла. Похищенный Полуночницей ребёнок будет жить и расти в невидимом мире духов, откуда его согласно поверьям можно вызволить. А подменыш будет плохо расти и развиваться, или вообще расти не будет, если ребёнок был заменён на неодушевлённый предмет.

      Считалось, что Полуночницами становятся мёртвые ведьмы, не познавшие материнства. Древние славяне представляли Полуночницу как женщину в тёмных одеждах с распущенными чёрными длинными волосами. Так-же они могут принимать облики некоторых животных и становиться невидимыми. В части поверий, особенно в северных регионах, образ Полуночницы сливается с обликом Кикиморы домашней.

      Полуночница считалась опасным и злым духом. Соответственно, чтоб она не напала, существовали способы борьбы с ней. Чтоб полуночница не пробралась в дом, двери и окна на ночь всегда закрывали. Так-же нельзя было ложится спать на закате. Чтоб уберечься от Полуночниц под подушку ложили полынь или чертополох — эти растения хорошо нечистую силу отгоняют. Так-же нельзя стирать детские вещи в воде, простоявшей ночь, оставлять пелёнки на улице сушиться на ночь, качать пустую колыбель и катать пустую коляску. Если ночью необходимо было искупать ребёнка, поджигали лучину и тушили в воде, тем самым освещая её огнём.

      Так-же надёжным средством от Полуночниц считалась кукла-оберег, так называемые куватки, скрученные из тряпок и без лица. Мать должна была сделать такую куклу ещё до рождения ребёнка без использования острых предметов и до родов с ней спать. После рождения ребёнка кукла перекладывалась в люльку и считалась надёжным оберегом от сглаза и болезней. Если придёт Полуночница, она отвлечётся на куклу и живой ребёнок ей будет не интересен.

      СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *