Что такое ложесна?

Откуда произошло название Библии?
Как известно само слово библия не встречается в текстах книги. Библия состоит из Ветхого завета и Нового завета,
первый по сути относится к иудейской религии, а второй непосредственно к истории христианства.
Принято называть это собрание текстов Библией, а начали ее так называть в четвертом веке Иоанн Златоуст и Епифаний
Кипрский.
По гречески это обозначало множественное собрание книг, то есть собрание неких сочинений, а если копнуть историю
еще поглубже, то выясняется что словом библос называли папирус предназначенный для письма, также известный в Древней
Греции под названием библос — греч. Βύβλος.
Папирус в Грецию поставлялся из города Библ, который являлся одним из крупнейших портов древнего мира и крупнейшим
поставщиком папируса. То есть фактически слово Библия происходит от названия этого древнего города.
Город располагается неподалеку от Бейрута, столицы Ливана, если точнее то где то в 30 километрах от него. Сейчас
конечно это совсем другой город да и называется он по другому. На месте древнего Библа сегодня находится арабский
город Джебейль.
По местному приданию, Библ — древнейший финикийский город.
Библ известен с 4 тыс. до н. э. Был знаменит храмами Ваала, позднее известен как место культа бога Адониса, отсюда
распространившегося и в Греции. По представлениям древних египтян в Библе нашла Исида тело Осириса в деревянном ящике.
Греческое название города связывают с мифической Библидой (Библис), дочерью критянина Милета и карийской царевны
Эйдотеи. Влюбленная в своего брата Кавна, Библис повесилась (по иной версии — умерла от горя; есть и другие варианты
мифа), когда Кавн, чтобы избежать греха, бежал. Пролитые ею слезы образовали неиссякаемый источник.
Первое время Библ подчинялся египтянам. К концу 2 тысячелетия до н. э. отношения Библа с Египтом фактически становятся
равноправными: из египетской повести «Путешествие Унуамона», датируемой 11 в. до н. э. (XXI династия), сообщается,
как правитель Библа заставил египетского посланника ждать аудиенции в течение 29 дней и затем запросил неумеренно
высокую цену за лес, который тот просил продать Египту.
В городе находился храм Астарты, которую называли «Baalat Gebal» — «покровительница Гебала». Жители древнего
финикийского Библа были известны как искусные каменотёсы, зодчие и судостроители.

Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву…

Он будучи все, разверз ложесна изгнанному вне Плиромы, Помышлению страдавшего эона, которое называют также и второю осмерицею; о ней скажем немного после.

Относительно же выражения «первенец» следует сказать, что оно не всегда стоит в связи с последующим потомством, но первенцем называется тот, кто первый разверзает ложесна.

Но блаженному Памве и не надо было слов: от юности тленные женские одежды были ему как бы из стекла, и сквозь них тотчас увидел он горькие бесплодием ложесна женщины.

Испуганный государь посылывал в Предтеченский монастырь, что за Москвою-рекой под бором, к святому старцу с просьбой умолить Силы Небесные «отверзнути ложесна».

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, нареченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных.

Многие библейские выражения со временем утрачивают свой изначальный смысл, искажаются. Так, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», всегда опускают вторую его половину – «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом – скорее всего, по незнанию.

Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией, выходят книги, в которых ссылки на неё приводятся без уничижительно-ироничного оттенка. Но незнание современными россиянами Книги книг будет преодолено нескоро: более чем семидесятилетняя политика государственного атеизма дала свои плоды. До сих пор для многих является откровением, что источником значительной части распространённых крылатых выражений является Библия.

Автор этой книги, давний друг нашей редакции Валерий Григорьевич Мельников, собрал около двухсот наиболее известных крылатых выражений библейского происхождения, в надежде, что приведённые разъяснения помогут узнать их истинный смысл.

В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле – суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском «столпотворение» – строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11, 1–9).

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21–33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски – «на круги своя»).

Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям – властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.

Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) – слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу.

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41–44; Лк. 21,1–4).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11–32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе – об обитателях Ноевого ковчега (Быт. 6, 19–20; 7, 1–8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пёстрой компании.

Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог – свирепый царь царства Магог (Иез. 38–39; Откр. 20, 7).

Голгофа – место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19, 17–18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» – путь Христа на Голгофу.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Грехи молодости. «Грехи юности моей… не вспоминай… Господи!» (Пс. 24, 7).

Да минует меня чаша сия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Распятия.

Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26–27).

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6–8).

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12–13; Лк. 15, 4–7).

Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16–17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14–30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9).

Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1–13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1–4).

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) – упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлееме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до двух лет (Мф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком – по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, так же как и другие библейские имена: Голиаф – великан, Иуда – предатель, Каин – братоубийца.

Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает «ищите и найдёте» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).

Камни возопиют (крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39–40).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после Распятия Христа.

Кесарю – кесарево, Богу – Божье (каждому – своё). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» – ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Мф. 22, 21).

Козёл отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21–22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31–35).

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27).

Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте… тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16).

Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1).

Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной.

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита – йод, по форме похожий на апостроф.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Ик. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Нищие духом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Одна из девяти евангельских заповедей блаженства. Нищие духом – смиренные, лишённые гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста – «смиренномудрые». В настоящее время выражение употребляется в совершенно ином смысле: ограниченные люди, лишённые духовных интересов.

Око за око, зуб за зуб. «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 20; Исх. 21, 24; Втор. 19, 21) – ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причём ответственность за это нёс конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода мстили всему роду, причём местью (как правило, независимо от степени вины) была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести.

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания её и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24– 30; 36–43).

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5; Деян. 13, 51). В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.

Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8, 7) – слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало – плуг.

Питаться мёдом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вёл аскетический образ жизни и питался диким мёдом и акридами (саранчой) (Мк. 1, 6).

Плоть от плоти (родственная близость). «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» – слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

По букве и духу. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Употребляется в значении: отнестись к чему-либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении «формальность, противоположная сущности, смыслу» употребляется выражение «мёртвая буква».

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землёю. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя… пепел» (Есф. 4, 1).

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3).

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но, после того как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства – апостолом Павлом (Деян. 9, 1–22).

Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21, 16).

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».

Продать за чечевичную похлёбку (поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлёбку. (Быт. 25, 29–34).

Путеводная звезда – Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф. 2, 9). Употребляется в значении: то, что направляет чью-либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) – часть скинии (походного иудейского храма), отгороженная завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святая Святых» (Исх. 26, 33).

Скрежет зубовный. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12) – слова Иисуса об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк. 16, 13).

Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Маммона – богатство или земные блага.

Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1 Ин. 5, 16–17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.

Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19, 24–25).

Соль земли. «Вы – соль земли» (Мф. 5, 13) – слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие: лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!» (Екк. 1, 2).

Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему-либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.

Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф. 26, 15). Сребренник – древняя иудейская монета, по достоинству равная четырём греческим драхмам.

Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Нав. 6).

Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» – «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает… взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6–9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи – религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13; 23, 14; 23, 15; Лк. 11, 44).

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3, 7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил своё минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3) – из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11). По-церковнославянски «окна» – «хляби».

Печатается по оригинальному изданию (г. Новосибирск)

Русский современный перевод

Годы изданий: 1993, 1997, 2002, 2014
Издатель: Международная библейская лига / Bible League International (США)
Сайт издателя: bibleleague.org

Первые издания 1993, 1997 и 2002 гг., которые назывались «Современный Перевод Библейских Текстов», были выпущены Всемирным библейским переводческим центром (World Bible Translation Center / WBTC), который в дальнейшем вошёл в состав Международной библейской лиги.

Издание 2002 г.

Издание 2014 года отличается переплётом, но внутренняя структура книги осталась прежней. На обложке нового издания указано: «Святая Библия. Современный перевод». На корешке и в информации об издании приведена аббревиатура РСП — «Русский современный перевод».

Издание 2014 г.

В этом издании есть краткие сноски к отдельным словам (с числовыми индексами), Словарь библейских терминов и географические карты. Системы перекрёстных ссылок нет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

В Предисловии к изданию 2014 года указано: «Данный перевод сделан с оригинальных языков Писания. Новый Завет основывается на тексте United Bible Societies Greek New Testament (4-е переработанное издание, 1993 г.) и Nestle-Aland Novum Testamentum Graece (27-е издание, 1993 г.). Ветхий Завет, Псалтырь и Притчи переведены с древнееврейских масоретских текстов, содержащихся в bk Biblia Hebraica Stuttgartensia (1984 г.). В некоторых случаях первоисточником являлся текст свитков, найденных у Мёртвого моря, а также Septuagint (LXX), но только в тех случаях, когда данный текст предшествовал всем известным древнееврейским рукописям».

Происхождение вида и описание

Фото: Осел

Ослы относятся к лошадиным. Их предки появились в начале палеогена: это барилямбды и они больше напоминали динозавров, чем ослов и лошадей – толстое животное длиной более двух метров, оно имело короткую пятипалую ногу, всё-таки уже немного походившую на копыто. От них произошли эогиппусы – обитавшие в лесах животные размером с небольшую собачонку, количество пальцев у них уменьшилось до четырёх на передних ногах и трёх на задних. Они обитали в Северной Америке, и там же появились мезогиппусы – у них уже на всех ногах было по три пальца. По другим признакам они также немного приблизились к современным лошадиным.

Видео: Осёл

Всё это время эволюция протекала довольно медленно, а ключевое изменение случилось в миоцене, когда условия изменились и предкам лошадиных пришлось переходить на питание сухой растительностью. Тогда возник меригиппус – животное куда более высокое, чем ближайшие предки, около 100-120 см. Оно также имело три пальца, но опиралось лишь на один из них – на нём появилось копыто, изменились и зубы. Затем появился плиогиппус – первое однопалое животное из этого ряда. Из-за изменения условий жизни они окончательно переселились из лесов на открытые пространства, стали больше, приспособились к быстрому и долгому бегу.

Современные лошадиные начали сменять их примерно 4,5 млн лет назад. Первые представители рода были полосатыми и имели короткую голову, как у осла. Их размер соответствовал пони. Научное описание осла было сделано Карлом Линнеем в 1758 году, он получил наименование Equus asinus. У него есть два подвида: сомалийский и нубийский – первые крупнее и темнее. Считается, что одомашненные ослы произошли от скрещивания представителей этих подвидов.

Внешний вид и особенности

Фото: Как выглядит осел

Строение дикого осла схоже с лошадиным. Разве что он несколько ниже – 100-150 см, имеет пять поясничных позвонков вместо шести, голова у него больше, а температура тела немного ниже. Шерсть осла обычно от светло-серого до чёрного цвета. Редко, но попадаются особи белого колера. Морда светлее туловища, как и брюхо. На кончике хвоста кисточка. Грива короткая и стоит прямо, чёлка маленькая, а уши длинные. На ногах почти всегда есть полосы – по этому признаку дикого осла можно отличить от домашних, у последних их нет.

Примечательны копыта осла: их форма отлично подходит для передвижения по пересечённой местности, в отличие от лошадиных, потому их используют для переходов по гористой местности. Но для быстрой и долгой скачки такие копыта подходят куда хуже, чем у лошадей, хотя на коротких отрезках ослы и способны развивать сравнимую скорость. Происхождение из засушливой местности даёт о себе знать даже в случае с одомашненными животными: влажный климат вреден для копыт, в них часто возникают трещины, а из-за занесения туда болезнетворных организмов происходит гниение и копыта начинают болеть. Потому требуется постоянно ухаживать за ними.

Интересный факт: В Древнем Египте количеством ослов у человека измерялось его богатство. Некоторые имели по тысяче голов! Именно ослы придали сильный импульс торговле благодаря способности перевозить тяжёлый груз на большие расстояния.

Где обитает осёл?

Фото: Дикий осел

До нашей эры, уже в исторические времена, дикие ослы населяли практически всю Северную Африку и Ближний Восток, но после одомашнивания их ареал начал стремительно сокращаться. Происходило это за счёт нескольких факторов: продолжающегося одомашнивания, смешивания диких особей с домашними, вытеснения с исконных территорий из-за их освоения людьми.

К Новому времени дикие ослы остались только на самых труднодоступных территориях с чрезмерно засушливым и жарким климатом. Эти животные хорошо к нему приспособлены, а населены эти земли мало, что и позволило ослам сохраниться. Хотя падение их численности и уменьшение ареала продолжалось, и не остановилось даже в XXI веке, но происходит оно уже куда медленнее, чем прежде.

К 2019 году их ареал включает земли, располагающиеся на территориях таких стран, как:

  • Эритрея;
  • Эфиопия;
  • Джибути;
  • Судан;
  • Сомали.

Следует подчеркнуть: ослы встречаются не на всей территории этих стран, и даже не на значительной части, а лишь в глухих районах небольшой площади. Есть данные, что когда-то большая популяция сомалийских ослов, и без того значительно сократившаяся, была окончательно истреблена во время гражданской войны в этой стране. Исследователи пока что не проверили, так ли это.

С другими перечисленными странами ситуация не сильно лучше: диких ослов в них живёт очень мало, так что к тем проблемам, из-за которых их численность снижалась ранее, добавляется низкое генетическое разнообразие. Исключением выступает только Эритрея, в которой до сих пор насчитывается достаточно большая популяция диких ослов. Потому, согласно предсказаниям учёных, уже в ближайшие десятилетия их ареал и природе сократится до одной лишь Эритреи.

При этом нужно отличать от диких ослов одичавших: это когда-то уже одомашненные и изменившиеся животные, затем вновь оказавшиеся без присмотра и прижившиеся в дикой природе. Их по миру немало: известны они и в Европе, и в Азии, и в Северной Америке. В Австралии они чрезвычайно размножились, и теперь их порядка 1,5 млн – но настоящими дикими ослами обратно они уже всё равно не станут.

Теперь Вы знаете где обитает дикий осёл. Давайте же посмотрим, что он употребляет в пищу.

Чем питается осёл?

Фото: Животное осел

В питании эти животные столь же неприхотливы, как и во всём остальном. Дикий осёл ест практически любую растительную пищу, которую только способен найти в той местности, где обитает.

В рацион входит:

  • трава;
  • листья кустарников;
  • ветви и листья деревцев;
  • даже колючая акация.

Приходится поедать практически любую растительность, которую только удаётся отыскать, ведь выбора у них нет. Нередко им приходится подолгу искать её в той бедной местности, где они обитают: это пустыни и сухие скалистые земли, где редкие чахлые кустики встречаются раз в несколько километров. Все оазисы и берега рек заняты людьми, а подходить близко к населённым пунктам дикие ослы боятся. В результате им приходится обходить скудным кормом с очень малым количеством питательных веществ, а иногда подолгу вообще не есть – и они способны переносить это со стойкостью.

Осёл может голодать сутками и при этом не лишится сил – одомашненным стойкость в меньшей мере, но тоже присуща, во многом за это их и ценят. Без воды они также могут обходиться подолгу – им достаточно напиться раз в трое суток. Другим диким животным Африки, как антилопы или зебры, хоть они тоже обитают в засушливых условиях, необходимо пить ежедневно. При этом ослы могут пить горькую воду из пустынных озёр – большая часть других копытных не способна на это.

Интересный факт: Животное может потерять треть влаги в организме и не ослабнуть. После нахождения источника, напившись, оно сразу же компенсирует потерю и не будет ощущать никаких негативных эффектов.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Самка осла

Время активности диктует сама природа – днём стоит зной, а потому дикие ослы отдыхают, отыскав место в тени и по возможности более прохладное. Выходят из укрытия и начинают искать пищу они с наступлением сумерек, занимаются этим всю ночь. Если подкрепиться не удалось, могут продолжить и с наступлением рассвета. В любом случае, это продолжается недолго: вскоре становится жарко, и им всё же приходится искать укрытие, чтобы не терять слишком много влаги из-за палящего солнца.

Делать всё это осёл может как в одиночку, так и в составе табуна. Нередко, ночь за ночью продвигаясь в одном направлении, дикие ослы кочуют на дальние расстояния. Они делают это в поисках более обильных растительностью мест, но их кочёвки ограничивает цивилизация: наткнувшись на освоенные человеком места, они поворачивают обратно в свои дикие земли. Двигаются при этом медленно, чтобы не перегреваться и не тратить чересчур много сил.

Необходимость экономить силы настолько засела в их сознании, что даже потомки давно одомашненных животных двигаются точно так же неторопливо, и побудить осла повысить скорость очень сложно, даже если хорошенько его накормить и напоить при нежаркой погоде. У них отличное зрение и слух, ранее они были необходимы против хищников: ослы замечали охотников издали и могли спастись от них бегством. Как раз и наступали редкие моменты, когда они развивали высокую скорость – вплоть до 70 км/ч.

Хищников в их ареале теперь почти нет, но они так и остались очень осторожными. Живущие поодиночке особи территориальны: каждый осёл занимает площадь в 8-10 квадратных километров и отмечает её границы навозными кучами. Но даже если сородич нарушит эти границы, агрессию хозяин обычно не проявляет – во всяком случае, пока агрессор не решит спариться с его самкой.

Социальная структура и размножение

Фото: Пара ослов

Дикие ослы живут как поодиночке, так и в стадах из нескольких десятков особей. Животные-одиночки нередко собираются в группы у водоёмов. В стаде всегда есть вожак – самый крупный и сильный, уже немолодой осёл. При нём обычно много самок – их может быть около дюжины, и молодые животные. Половой зрелости самки достигают к трём годам, а самцы к четырём. Спариваться могут в любое время года, но чаще всего делают это весной. В период спаривания самцы становятся агрессивными, одиночные особи («холостяки») могут нападать на вожаков стад, чтобы заменить их – только тогда они смогут спариваться с самками стада.

Но схватки не отличаются большой жестокостью: в их ходе противники обычно не получают смертельных ран, и проигравший уходит, чтобы вести и дальше одиночный образ жизни и попытать удачу в следующий раз, когда окрепнет. Беременность длится более года, после чего рождается один или два детёныша. Мать выкармливает юных осликов молоком до 6-8 месяцев, затем они начинают кормиться самостоятельно. В стаде могут оставаться вплоть до достижения половой зрелости, затем самцы покидают его – чтобы завести своё или скитаться в одиночестве.

Интересный факт: Это очень громкое животное, его крики в брачный период можно услышать с расстояния более чем в 3 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *