Что причастие?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов:

  • гла­дить — гладящий кош­ку;
  • отпра­вить — отпра­вивший пись­мо;
  • коле­бать — колеблемый вет­ром;
  • ука­зать — ука­занный ею.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем вре­ме­ни.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос при­ла­га­тель­но­го:

утка (какая?) пла­ва­ю­щая

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем вре­ме­ни:

пла­ва­ю­щая утка — это пти­ца, кото­рая (что дела­ет?) пла­ва­ет сей­час, в момент речи о ней

Сравним с дру­гой фор­мой при­ча­стия:

пла­вав­шая неда­ле­ко от бере­га утка

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным дей­стви­ем.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке.

Определение Причастие — это неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет вре­мен­ной при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы:

2. изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, то есть скло­ня­ет­ся:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Мн. чис­ло
И. п. игра­ю­щий игра­ю­щая игра­ю­щее игра­ю­щие
Р. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щей игра­ю­ще­го игра­ю­щих
Д. п. игра­ю­ще­му игра­ю­щей игра­ю­ще­му игра­ю­щим
В. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щую игра­ю­щее игра­ю­щих
Т. п. игра­ю­щим игра­ю­щей игра­ю­щим игра­ю­щи­ми
П. п. об игра­ю­щем об игра­ю­щей об игра­ю­щем об игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

  • вымытый стол ;
  • вымытая тарелка;
  • вымытое окно;

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и паде­же:

  • выгру­женный песок
  • мимо выгру­женного песка;
  • с выгру­женным песком

и т. д.

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие сквор­цы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии:

1. вид

  • несо­вер­шен­ный (что делать? петь — пев­ший);
  • совер­шен­ный (что сде­лать? запеть — запев­ший).

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам про­из­во­ди­тель:

  • чита­ю­щий кни­гу;
  • смот­рев­ший в окно ваго­на.

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воз­дей­ствию:

  • вле­ко­мый вет­ром;
  • испе­чен­ный на мас­ле блин;
  • рас­тер­тый в поро­шок.

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла:

  • несу­щий кор­зин­ку;
  • плы­ву­щий по реке.

4. возвратность/невозвратность

  • бежать — бегу­щий по тро­пин­ке;
  • стро­иться — стро­я­щийся у доро­ги.

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее вре­мя:

  • гово­рить — гово­ря­щий по теле­фо­ну;
  • устать — устав­ший к кон­цу рабо­ты.

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состо­я­ние.

  • ска­кать (I) — они скачут — скачущая лошадь;
  • пол­зать (I) — они пол­зают — пол­зающий жучок;
  • дышать (II) — они дышат — дышащий пол­ной гру­дью;
  • ста­рить­ся (II) — они старятся — старящие лицо мор­щи­ны.

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний при­ла­га­тель­ных:

  • сте­лить — сте­ливший пол;
  • шур­шать — шур­шавший камыш;
  • везти — везший тележ­ку.

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей вре­ме­ни.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спря­же­ния):

  • отте­нять (I) — мы отте­няем — отте­няемый сумра­ком;
  • вво­зить (II) — мы ввозим — ввозимый с юга.

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т-:

  • собрать — собранный уро­жай;
  • обна­ру­жить — обна­руженный враг;
  • запе­реть — запертый дом.

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую фор­му:

  • посе­ян­ный — посе­ян;
  • раз­ре­шен­ный — раз­ре­шен.

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

  • он увле­чён ;
  • девуш­ка увле­чена;
  • дитя увле­чено;
  • все увле­чены.

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с гла­го­лом:

  • натя­ну­тые отно­ше­ния;
  • рас­те­рян­ный вид;
  • при­под­ня­тое настро­е­ние;
  • сдер­жан­ный харак­тер.

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — при­ча­стие

1. началь­ная фор­ма

II. Постоянные при­зна­ки:

а) дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное

б) вре­мя

в) вре­мя

г) воз­врат­ность

III. Непостоянные при­зна­ки:

а) пол­ная или крат­кая фор­ма;

б) падеж (в пол­ной фор­ме);

в) чис­ло

г) род (в един­ствен­ном чис­ле).

IV. Синтаксическая роль

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ста­вен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма при­ча­стие

  • н. ф. рас­сох­ший­ся
  • дей­стви­тель­ное
  • про­шед­шее вре­мя
  • совер­шен­ный вид
  • воз­врат­ное
  • пол­ная фор­ма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное чис­ло.

Синтаксическая роль — опре­де­ле­ние.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма при­ча­стие

  • н. ф. рас­по­ло­жен­ный
  • стра­да­тель­ное
  • про­шед­шее вре­мя
  • совер­шен­ный вид
  • невоз­врат­ное
  • крат­кая фор­ма
  • един­ствен­ное чис­ло
  • сред­ний род

Синтаксическая роль — ска­зу­е­мое.

Морфологические признаки причастия.

1. Причастие неразрывно связано с глаголом, так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки:

— переходность;

— вид;

— время;

— возвратность.

2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом, причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) – читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) – прочитавший (прошедшее время).

3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки:

— возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;

— способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;

— как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму: прочитанный – прочитан, доделанный – доделан.

Страдательные причастия

Этот залог предполагает, что действие не совершается активным участником. Пассивный участник события испытывает на себе воздействие другого лица, объекта или явления. Раскладывается СтПР по формуле: тот, которого кто-то + глагол. Преобразовав СтПР таким образом, получают сказуемое и дополнение.

Пример:

  • сдвинутые парты (парты кто-то сдвинул);
  • спиленные деревья (деревья спилили).

Синтаксическая роль

Подобно прилагательным, причастия в предложениях выполняют любую синтаксическую роль. Но основная функция – сказуемое и определение.

  1. Сказуемое. Книги дважды перечитаны.
  2. Определение. Выкрашенный нитроэмалью забор источал едкий запах.

Это все, что надо знать о причастии, чтобы отличать от других частей речи.

Установление таинства причащения

Этот обряд имеет Божественное установление и упоминается в Писании. Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Произошло это перед предательством Иуды и началом крестных мучений Иисуса.

Спаситель с учениками собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу – этому событию потом дали название тайной вечери. Христос уже знал, что скоро ему предстоит отдать Свои честную кровь и пречистое тело для искупления грехов людского рода.

Он благословил хлеб и поделил его среди апостолов, сказав, что это тело Его. После этого дал ученикам чашу вина и велел ученикам пить, ибо это кровь Его, изливаемая во искупление грехов. После этого Иисус заповедовал ученикам, а через них преемникам (пресвитерам, епископам) совершать таинство постоянно.

Евхаристия – это не воспоминание того, что было когда-то, причащение считается повторением той самой тайной вечери. Через канонически рукоположенного священнослужителя Господь наш делает вино и хлеб Своими святыми Кровью и Телом.

Как в православии готовиться к евхаристии

Основными условиями участия в причащении считаются вера, крещение. Чтобы выполнить святой обряд, человеку надлежит соблюсти ряд норм – сущностных и дисциплинарных.

К сущностным условиям относятся:

  • Исповедь. Перед причащением обязательно нужно исповедоваться.
  • Понимание смысла. Человек должен сознавать, что он причащается, чтобы соединиться с Господом, вкусить вечерю для освобождения от грехов.
  • Искреннее желание. Христианину должно быть присуще горячее и искреннее желание причащения.
  • Душевный мир. Православный человек, идущий ко святому причащению, обязан желать примирения с близкими, душевному спокойствию. Всеми силами он должен стараться удерживаться от раздражения, злобы, осуждения, суетных разговоров.
  • Церковность. Христианин не должен отступать от церковных канонов. В случае совершения тяжких грехов, отступления от веры следует соединиться с Церковью покаянием.
  • Духовная жизнь. Верующему нужно постоянно понуждать себя к деланию добрых дел, противиться соблазнам, греховным помыслам, возникающим в душе. Помочь в этом призваны молитва к Всевышнему, чтение Евангелия, проявление любви к ближним, воздержание и истинное покаяние.

Из сущностных условий вытекают дисциплинарные, способствующие приобщению к Богу:

1. Литургический пост. По церковной традиции перед святой евхаристией необходимо соблюдение поста. С полуночи ничего не пьют и не едят, чтобы подойти к Святой Чаще натощак. На Пасху, Рождество и в дни других ночных праздничных служб длительность литургического поста не меньше 6 часов. Курящие люди должны воздерживаться от своей привычки.

2. Исповедь. Происходит она накануне вечером или перед Литургией утром. Из-за загруженности священников исповедь в некоторых приходах может совершаться за несколько дней до причащения. В присутствии священника нужно чистосердечно раскрывать душу Богу, не скрывая ни одного греха. Очень важно иметь намерение исправиться, не совершать прежних ошибок. Перед исповедью стоит помириться с обиженными и обидчиками, попросив смиренно у них прощения.

3. Телесный пост или говение. 3-дневный пост, перед таинством воздержитесь от молочной и мясной пищи, но если есть какие-то проблемы со здоровьем, достаточно не кушать и не пить с 00:00 до начала службы. Чем реже православный причащается, тем строже должен быть пост, и наоборот. Самое долгое говение длится неделю, если христианин причащается каждое воскресенье, то достаточно поститься в среду и в пятницу, а также 4 главных поста.

4. Домашние молитвы. Не стоит забывать о чтении молитв и дома. Молитвы ко святому причащению, а также утренние и вечерние молитвы, чтобы глубже раскаяться в своих грехах, после причащения не забывайте читать утренние и вечерние молитвы каждый день.

5. Супружеские телесные отношения. От них следует отказаться в ночь перед святым обрядом.

Дети дошкольного возраста освобождаются от всех условий и допускаются к святому причастию с семьей или с одним из родителей. Для детей старше 7 лет меру литургического и телесного поста, участия в богослужении, чтения молитв определяют родители, посоветовавшись со священником. Для многодетных, кормящих матерей дисциплинарные условия могут отменяться вовсе.

Причащение: как совершается

До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы «Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.

Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.

Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.

После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.

Как часто причащаться?

Преподобный и подвижник Серафим Саровский ходил к причастию во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Не нужно уклоняться от святого обряда, считая, что недостоин его.

Святой праведный Мечев говорил, что на земле нет человека, достойного причащения. Но, добавлял он, люди все-таки причащаются по особому милосердию Божию, потому что не человек создан для таинства, а оно для него. Стремиться к таинству следует для очищения духа, врачевания души, даже считая себя недостойным такой великой благодати.

Что нужно для Причастия в церкви

После того, как выстроилась очередь необходимо:

  • сложить руки крестообразно на груди,
  • перед чашей накладывать крестное знамение не принято,
  • после подхода Вашей очереди к священнику необходимо назвать свое имя и открыть рот, чтобы положить лжицу с частью Крови и Тела,
  • хорошо оближите лжицу губами,
  • после промакивания губ платком необходимо поцеловать край чаши,
  • не разговаривая и не прикладываясь к иконам нужно отойти от амвона и взять «запивку» (вино со святой водой и часть просфоры),
  • после обряда стоит прочитать или прослушать благодарственные молитвы.

После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души.

Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.

Господь всегда с Вами!

Что делать после причастия

После совершения обряда, приложения к чаше выслушивают благодарственные молитвы. Одновременно с этим благодарят Господа за его дары.

Если по каким-то причинам благодарственные молитвы не произносят в храме, их обязательно читают дома. На протяжении всего дня советуют быть отстраненным от бытовой суеты или пустословия, рекомендуют читать духовную литературу. Эти приемы помогают надолго сохранить полученную Благодать.

Правила поведения в храме

Существует несколько традиционных правил о том, как вести себя на богослужении. Они необходимы для тех, кто только приобщается к церковной жизни, или для тех, кто хочет научить детей:

  1. Начинающим, вступившим на путь воцерквления, разрешено пользоваться молитвословом.
  2. Для похода в храм выбирают специальную одежду: не носят брюки, короткие юбки, не оголяют части тела. Для женщин обязательно наличие платка, шарфа, мужчинам необходимо снять головной убор.
  3. При входе обязательно кланяются, предварительно перекрестившись.
  4. При выходе из храма поклоны повторяют.
  5. Для совершения молитв советуют закрывать глаза, сосредотачиваться на своем внутреннем мире, не смотреть вокруг, думать о своих делах.
  6. Время нахождения на литургии, по церковным канонам, означает принесение жертвы Богу, поэтому всю службу выстаивают от самого начала до конца. Сидеть при этом разрешено только пожилым или больным людям.

Толкование и символы

Главными символами тайны причастия являются пшеничный выпеченный хлеб и красное вино. Духовная литература часто изображает причащение в виде виноградной грозди и пшеничного колоса, обвивающего крест.

Особое значение имеет печать, которую накладывают на выпеченную просфору. Она отображает буквы: «ИС ХР» и «НИ КА», что толкуется, как сообщение о победе Иисуса над смертью и грехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *