Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного.
Содержание
- Причастие в русском языке
- Признаки прилагательного у причастия
- Признаки глагола у причастия
- Действительные причастия
- Страдательные причастия
- Морфологический разбор причастия
- Морфологические признаки причастия.
- Страдательные причастия
- Синтаксическая роль
- Установление таинства причащения
- Как в православии готовиться к евхаристии
- Причащение: как совершается
- Как часто причащаться?
- Что нужно для Причастия в церкви
- Что делать после причастия
- Правила поведения в храме
- Толкование и символы
Причастие в русском языке
Чтобы понять, что такое причастие в русском языке, укажем, что оно образуется от глагола с помощью характерных формообразующих суффиксов:
- гладить — гладящий кошку;
- отправить — отправивший письмо;
- колебать — колеблемый ветром;
- указать — указанный ею.
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, которая обладает признаками прилагательного. С одной стороны, причастие обозначает признак, как и прилагательное, но, с другой стороны, это признак особенный, который связан с действием.
Имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета безотносительно ко времени (платок какой? синий), а причастие — это глагольная форма, выражающая признак, связанный с течением времени.
К примеру, в словосочетании «плавающая утка» причастие «плавающая» обозначает признак. К нему можно задать вопрос прилагательного:
утка (какая?) плавающая
И в то же время этот признак связан с действием в настоящем времени:
плавающая утка — это птица, которая (что делает?) плавает сейчас, в момент речи о ней
Сравним с другой формой причастия:
плававшая недалеко от берега утка
Здесь речь идет о птице, которая плавала раньше, до момента речи об этом, то есть в прошлом. Признак связан с уже совершенным действием.
Подытожим наши наблюдения определением, что такое причастие в русском языке.
Определение Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает временной признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастие совмещает в себе признаки двух самостоятельных частей речи: глагола и прилагательного.
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие
1. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
2. изменяется по падежам и числам, то есть склоняется:
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
3. причастие изменяется по родам:
- вымытый стол ;
- вымытая тарелка;
- вымытое окно;
4. согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
- выгруженный песок
- мимо выгруженного песка;
- с выгруженным песком
и т. д.
В предложении причастие выполняет синтаксическую роль определения.
В густой кроне деревьев на ветках сидят поющие скворцы.
Признаки глагола у причастия
Как и глагол, от которого образовано причастие, оно имеет грамматические категории:
1. вид
- несовершенный (что делать? петь — певший);
- совершенный (что сделать? запеть — запевший).
2. действительный или страдательный залог
Причастие в форме действительного залога обозначает признак действия, которое совершает сам производитель:
- читающий книгу;
- смотревший в окно вагона.
Причастие в форме страдательного залога обозначает признак предмета, который испытывает действие со стороны, подвергается чьему-то воздействию:
- влекомый ветром;
- испеченный на масле блин;
- растертый в порошок.
3. Причастие сохраняет переходность/непереходность производящего глагола:
- несущий корзинку;
- плывущий по реке.
4. возвратность/невозвратность
- бежать — бегущий по тропинке;
- строиться — строящийся у дороги.
5. у причастий различают настоящее и прошедшее время:
- говорить — говорящий по телефону;
- устать — уставший к концу работы.
Действительные причастия
Действительное причастие обозначает признак предмета, который сам производит действие или испытывает определенное состояние.
- скакать (I) — они скачут — скачущая лошадь;
- ползать (I) — они ползают — ползающий жучок;
- дышать (II) — они дышат — дышащий полной грудью;
- стариться (II) — они старятся — старящие лицо морщины.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -вш- (после гласного), -ш- (после согласного) и окончаний прилагательных:
- стелить — стеливший пол;
- шуршать — шуршавший камыш;
- везти — везший тележку.
Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершается или уже произведено действие извне. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Эти формы также обладают категорией времени.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени с помощью суффикса -ем- (от глаголов I спряжения) или суффикса -им- (от глаголов II спряжения):
- оттенять (I) — мы оттеняем — оттеняемый сумраком;
- ввозить (II) — мы ввозим — ввозимый с юга.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-:
- собрать — собранный урожай;
- обнаружить — обнаруженный враг;
- запереть — запертый дом.
Страдательный причастия прошедшего времени имеют полную и краткую форму:
- посеянный — посеян;
- разрешенный — разрешен.
Краткие формы причастий, как и прилагательных, не склоняются, а только изменяются по родам и числам:
- он увлечён ;
- девушка увлечена;
- дитя увлечено;
- все увлечены.
Причастия могут потерять признак действия и переходить в имена прилагательные. Наиболее часто переходят в прилагательные страдательные причастия. Некоторые из них совсем утратили связь с глаголом:
- натянутые отношения;
- растерянный вид;
- приподнятое настроение;
- сдержанный характер.
Морфологический разбор причастия
Начальная форма причастия — это полная форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
I. Особая форма глагола — причастие
1. начальная форма
II. Постоянные признаки:
а) действительное или страдательное
б) время
в) время
г) возвратность
III. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма;
б) падеж (в полной форме);
в) число
г) род (в единственном числе).
IV. Синтаксическая роль
Примеры
Ольга толкнула створки рассохшихся ставен.
Рассохшихся — это особая глагольная форма причастие
- н. ф. рассохшийся
- действительное
- прошедшее время
- совершенный вид
- возвратное
- полная форма
- родительный падеж
- множественное число.
Синтаксическая роль — определение.
Село расположено на высоком берегу реки.
Расположено — это особая глагольная форма причастие
- н. ф. расположенный
- страдательное
- прошедшее время
- совершенный вид
- невозвратное
- краткая форма
- единственное число
- средний род
Синтаксическая роль — сказуемое.
Морфологические признаки причастия.
1. Причастие неразрывно связано с глаголом, так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки:
— переходность;
— вид;
— время;
— возвратность.
2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом, причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) – читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) – прочитавший (прошедшее время).
3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки:
— возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;
— способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;
— как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму: прочитанный – прочитан, доделанный – доделан.
Страдательные причастия
Этот залог предполагает, что действие не совершается активным участником. Пассивный участник события испытывает на себе воздействие другого лица, объекта или явления. Раскладывается СтПР по формуле: тот, которого кто-то + глагол. Преобразовав СтПР таким образом, получают сказуемое и дополнение.
Пример:
- сдвинутые парты (парты кто-то сдвинул);
- спиленные деревья (деревья спилили).
Синтаксическая роль
Подобно прилагательным, причастия в предложениях выполняют любую синтаксическую роль. Но основная функция – сказуемое и определение.
- Сказуемое. Книги дважды перечитаны.
- Определение. Выкрашенный нитроэмалью забор источал едкий запах.
Это все, что надо знать о причастии, чтобы отличать от других частей речи.
Установление таинства причащения
Этот обряд имеет Божественное установление и упоминается в Писании. Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Произошло это перед предательством Иуды и началом крестных мучений Иисуса.
Спаситель с учениками собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу – этому событию потом дали название тайной вечери. Христос уже знал, что скоро ему предстоит отдать Свои честную кровь и пречистое тело для искупления грехов людского рода.
Он благословил хлеб и поделил его среди апостолов, сказав, что это тело Его. После этого дал ученикам чашу вина и велел ученикам пить, ибо это кровь Его, изливаемая во искупление грехов. После этого Иисус заповедовал ученикам, а через них преемникам (пресвитерам, епископам) совершать таинство постоянно.
Евхаристия – это не воспоминание того, что было когда-то, причащение считается повторением той самой тайной вечери. Через канонически рукоположенного священнослужителя Господь наш делает вино и хлеб Своими святыми Кровью и Телом.
Как в православии готовиться к евхаристии
Основными условиями участия в причащении считаются вера, крещение. Чтобы выполнить святой обряд, человеку надлежит соблюсти ряд норм – сущностных и дисциплинарных.
К сущностным условиям относятся:
- Исповедь. Перед причащением обязательно нужно исповедоваться.
- Понимание смысла. Человек должен сознавать, что он причащается, чтобы соединиться с Господом, вкусить вечерю для освобождения от грехов.
- Искреннее желание. Христианину должно быть присуще горячее и искреннее желание причащения.
- Душевный мир. Православный человек, идущий ко святому причащению, обязан желать примирения с близкими, душевному спокойствию. Всеми силами он должен стараться удерживаться от раздражения, злобы, осуждения, суетных разговоров.
- Церковность. Христианин не должен отступать от церковных канонов. В случае совершения тяжких грехов, отступления от веры следует соединиться с Церковью покаянием.
- Духовная жизнь. Верующему нужно постоянно понуждать себя к деланию добрых дел, противиться соблазнам, греховным помыслам, возникающим в душе. Помочь в этом призваны молитва к Всевышнему, чтение Евангелия, проявление любви к ближним, воздержание и истинное покаяние.
Из сущностных условий вытекают дисциплинарные, способствующие приобщению к Богу:
1. Литургический пост. По церковной традиции перед святой евхаристией необходимо соблюдение поста. С полуночи ничего не пьют и не едят, чтобы подойти к Святой Чаще натощак. На Пасху, Рождество и в дни других ночных праздничных служб длительность литургического поста не меньше 6 часов. Курящие люди должны воздерживаться от своей привычки.
2. Исповедь. Происходит она накануне вечером или перед Литургией утром. Из-за загруженности священников исповедь в некоторых приходах может совершаться за несколько дней до причащения. В присутствии священника нужно чистосердечно раскрывать душу Богу, не скрывая ни одного греха. Очень важно иметь намерение исправиться, не совершать прежних ошибок. Перед исповедью стоит помириться с обиженными и обидчиками, попросив смиренно у них прощения.
3. Телесный пост или говение. 3-дневный пост, перед таинством воздержитесь от молочной и мясной пищи, но если есть какие-то проблемы со здоровьем, достаточно не кушать и не пить с 00:00 до начала службы. Чем реже православный причащается, тем строже должен быть пост, и наоборот. Самое долгое говение длится неделю, если христианин причащается каждое воскресенье, то достаточно поститься в среду и в пятницу, а также 4 главных поста.
4. Домашние молитвы. Не стоит забывать о чтении молитв и дома. Молитвы ко святому причащению, а также утренние и вечерние молитвы, чтобы глубже раскаяться в своих грехах, после причащения не забывайте читать утренние и вечерние молитвы каждый день.
5. Супружеские телесные отношения. От них следует отказаться в ночь перед святым обрядом.
Дети дошкольного возраста освобождаются от всех условий и допускаются к святому причастию с семьей или с одним из родителей. Для детей старше 7 лет меру литургического и телесного поста, участия в богослужении, чтения молитв определяют родители, посоветовавшись со священником. Для многодетных, кормящих матерей дисциплинарные условия могут отменяться вовсе.
Причащение: как совершается
До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы «Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.
Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.
Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.
После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.
Как часто причащаться?
Преподобный и подвижник Серафим Саровский ходил к причастию во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Не нужно уклоняться от святого обряда, считая, что недостоин его.
Святой праведный Мечев говорил, что на земле нет человека, достойного причащения. Но, добавлял он, люди все-таки причащаются по особому милосердию Божию, потому что не человек создан для таинства, а оно для него. Стремиться к таинству следует для очищения духа, врачевания души, даже считая себя недостойным такой великой благодати.
Что нужно для Причастия в церкви
После того, как выстроилась очередь необходимо:
- сложить руки крестообразно на груди,
- перед чашей накладывать крестное знамение не принято,
- после подхода Вашей очереди к священнику необходимо назвать свое имя и открыть рот, чтобы положить лжицу с частью Крови и Тела,
- хорошо оближите лжицу губами,
- после промакивания губ платком необходимо поцеловать край чаши,
- не разговаривая и не прикладываясь к иконам нужно отойти от амвона и взять «запивку» (вино со святой водой и часть просфоры),
- после обряда стоит прочитать или прослушать благодарственные молитвы.
После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души.
Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.
Господь всегда с Вами!
Что делать после причастия
После совершения обряда, приложения к чаше выслушивают благодарственные молитвы. Одновременно с этим благодарят Господа за его дары.
Если по каким-то причинам благодарственные молитвы не произносят в храме, их обязательно читают дома. На протяжении всего дня советуют быть отстраненным от бытовой суеты или пустословия, рекомендуют читать духовную литературу. Эти приемы помогают надолго сохранить полученную Благодать.
Правила поведения в храме
Существует несколько традиционных правил о том, как вести себя на богослужении. Они необходимы для тех, кто только приобщается к церковной жизни, или для тех, кто хочет научить детей:
- Начинающим, вступившим на путь воцерквления, разрешено пользоваться молитвословом.
- Для похода в храм выбирают специальную одежду: не носят брюки, короткие юбки, не оголяют части тела. Для женщин обязательно наличие платка, шарфа, мужчинам необходимо снять головной убор.
- При входе обязательно кланяются, предварительно перекрестившись.
- При выходе из храма поклоны повторяют.
- Для совершения молитв советуют закрывать глаза, сосредотачиваться на своем внутреннем мире, не смотреть вокруг, думать о своих делах.
- Время нахождения на литургии, по церковным канонам, означает принесение жертвы Богу, поэтому всю службу выстаивают от самого начала до конца. Сидеть при этом разрешено только пожилым или больным людям.
Толкование и символы
Главными символами тайны причастия являются пшеничный выпеченный хлеб и красное вино. Духовная литература часто изображает причащение в виде виноградной грозди и пшеничного колоса, обвивающего крест.
Особое значение имеет печать, которую накладывают на выпеченную просфору. Она отображает буквы: «ИС ХР» и «НИ КА», что толкуется, как сообщение о победе Иисуса над смертью и грехом.