Часовня святого Георгия

В Ташкентской епархии есть неработающая часовня — имени Святого Георгия Победоносца. Старинная постройка была возведена на месте братской могилы рядовых русских солдат, которые отдали свои жизни при штурме Ташкента летом 1865 года. Освещая, было принято дать часовне имя Георгия Победоносца. Захоронение солдат и выбор места их упокоения было предпочтено не просто так — рядом находится мусульманское кладбище.

Постройке предшествовало помещение на братской могиле памятной плиты и памятника. А уже по окончанию года была возведена по всем традициям православия новая часовня. Центральным объектом строения являлась призма с именами погибших военных, иконой и отрывками из Святого писания.

На прилегающей к часовне территории был разбит небольшой сквер с оформленным чугунной оградой входом. Заботы по уходу за памятником легли на плечи инвалидов — ветеранов войны, которым за их работу платили жалование. Дореволюционный город всегда отмечал 15 июня как День взятия Ташкента. В празднование проходил крестный ход по улицам города.

После прихода к власти большевиков комплекс был практически полностью уничтожен и разграблен. В послевоенные годы землю около часовни отдали в частное владение простой семье, так что сейчас рядом с бывшей часовней стоит обычный дом, а на часовню приходят с экскурсиями.

Интересное рядом с часовней

Посещение часовни Святого Георгия Победоносца в Ташкенте можно совместить с просмотром других интересных мест. В пешей доступности от сооружения находится парк имени Навои. В живописном сквере расположено озеро (есть возможность покататься на катамаране) и древнее медресе Абдулкасим-шейха (учебное заведение по подготовке мусульманских служителей), датируемое XVI веком. Заведение недействующее. Сегодня там находятся мастерские, при посещении которых вас познакомят с работой искусных ремесленников.

Парк имени Алишера Навои, © Denis Mironov

Как добраться

Пока часовня Святого Георгия Победоносца в Ташкенте не сменила свою прописку, её адрес — улица Афтоб. До постройки легко добраться на общественном виде транспорта и на автомобиле.

На метро: в 400 метрах от сооружения расположена станция метро «Миллий Бог» (она же «Национальный парк»). Это красная ветка Чиланзарской линии. Когда выйдете из метрополитена, следуйте на северо-восток, затем поверните налево. Часовня будет справа.

На автобусе: в качестве альтернатив можно доехать на автобусе. До остановки «Метро «Национальный парк» вас довезут автобусы под № 13, 84, 100, 111, 132.

На автомобиле: к примеру, от местного аэропорта «Ташкент-Южный» имени Ислама Каримова до часовни Георгия Победоносца вы доберётесь за 17–22 минуты. Время зависит от выбранного маршрута и загруженности дорог. Самый быстрый путь пролегает через Bobur ko’chasi (северо-восточное направление движения). Ещё меньше времени, около 13–16 минут, придётся провести за рулём, если вы двигаетесь от железнодорожного вокзала на улице Туркистон. Самый быстрый маршрут в этом случае проходит по Afrosiyob ko’chasi.

От вокзала:

От аэропорта:

На такси: пассажирскими перевозками в Ташкенте занимаются многочисленные службы. Недавно здесь заработал российский агрегатор «Яндекс. Такси». Среди других приложений можно выделить MyTaxi, «Перевозчик», InDriver.

История церкви Св. Георгия

Кипр был среди первых государств, принявших христианство. Доминирующее число жителей острова были православными. Однако с приходом к власти Лузиньянов влияние православной церкви было ослаблено. В Фамагусте православное греческое население было сосредоточено в юго-восточной части города, но для них была всего одна небольшая церквушка Св. Симеона.

Для католиков же строились храм Св. Георгия латинян и Собор Св. Николая. В желании иметь не менее величественный храм, православные построили церковь Св. Георгия, ставшую второй по величине в городе.

За всю свою историю церковь использовалась не только по прямому назначению и пережила не одно нападение. В 1570-71 гг Османская империя осадила Кипр. Церковь Св. Георгия сильно пострадала от пушечной атаки. К слову, некоторые снаряды и по сей день находятся в ее стенах. В 18 веке город Фамагуста практически полностью опустел, а его сооружения начали приходить в упадок. Моряки из ближайшего порта заглядывали в город и оставляли после себя «напоминания» на стенах в виде рисунков кораблей. Их можно и сегодня увидеть в церкви Св. Георгия.

В настоящее время храм сильно поврежден, но некоторые его фрагменты, по которым можно судить о былом величии, сохранились. Попасть на территорию достопримечательности можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Отрывок, характеризующий Греческая Церковь Святого Георгия (Феодосия)

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.

История храма ХVI века, который был воздвигнут силами православных греков, проживавших в Венеции.

Собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца был построен в ХVI веке в римском стиле. Воздвигнут силами православных греков, проживавших в Венеции. Эллинская диаспора в Венеции значительно выросла после падения Константинополя в 1453 году и составляла около 4000 человек. Для православных стала очевидной необходимость иметь собственную церковь.

Первое ходатайство о выделении грекам церкви было возбуждено Исидором (1385–1463), в 1437–1442 годах митрополитом Киевским и всея Руси. В 1456 году община обратилась в Совет Десяти, и по ходатайству Исидора Киевского получила для богослужений церковь святого Власия (San Biagio). Важным подготовительным этапом к строительству церкви стало признание республикой в 1498 году греческой общины в качестве «confraternita di San Nicola» («братства во имя святителя Николая»), официально зарегистрированного землячества. Наконец, был приобретён участок земли и возведена временная деревянная церковка (1527).

Работы по возведению каменной церкви начались в 1539 году под руководством зодчего Сантэ Ломбардо (Santè Lombardo) и окончились через 34 года под руководством архитектора Джаннантонио Грона (Gianantonio Gron). Выполненный из истрийского камня фасад и стиль здания в целом совмещают в себе черты венецианского возрождения и ломбардской архитектуры.

Упадок «венецианской Византии» начинается с 1685 года, когда митрополит Мелетий (Типальдос) признал над собой власть папы и подписал латинское исповедание веры. Узурпировав таким образом кафедру, он в течение трёх десятилетий пытался навязать верующим унию, несмотря на их горячие протесты.

В это противостояние вмешался Пётр I, призвавший вернуть храм православным. В 1710 году венецианские греки обратились к нему как к православному монарху – защитнику веры, с просьбой о помощи в тяжбе с митрополитом Мелетием. В своём послании от 7/18 декабря 1710 года к венецианскому дожу Джиованни Корнелио, сохранившемся в виде копии на латинском языке в Греческом институте, русский царь выражает Венецианскому правительству протест по поводу захвата православной церкви: «<…> получили мы известие от единоверных с нами восточной церкви, что <…> церковь святаго мученика Георгия, которая в вашем городе Венеции обретается и издревле <…> пребывала во всякой волности при своих привилиях и уставах <…>. Ныне же будто оной церкви <…> чинится некоторое гонение и утеснение, которое происходит от некоторого непостоянного их архиерея Филаделфия <….>. Того ради мы <…> дружелюбно просим, дабы помянутой нашей греческой религии церкви святого Георгия в догматах церковных <…> и народу той религии, в Венеции обретающемуся, озлобления и утеснения никому чинить допущено и позволено не было».

Несмотря на это, папские и венецианские власти и после смерти отступника, последовавшей в 1713 году, продолжали попытки утвердить здесь униатство. Поэтому многие верующие вынуждены были уехать за границу – в Триест, Ливорно, Пешт и в другие места.

Описания этой церкви оставили многие русские путешественники петровской эпохи. 15/25 июня 1697 года её осмотрел, а 16/26 июня посетил П.А. Толстой и дал её обширные описания: «В Венецы церковь <…> во имя великомученика Георгия; та церковь строения древняго, в той церкве святыя иконы греческих писем; у тое церкви живет греческой митрополит Мелетий и с ним священники белые, и иноки греческаго закону, и архидиякон, и диякон – все греки. <…> Та церковь хорошего строения каменного; <…> а святые иконы в той церкви – все писма греческие, хорошие, а в олтаре той церкви стенные хорошие, греческие ж. <…> В той церкви служат обедни, и вечерни, и завтрени греческим языком. <…> Иноки-греки ходят в рясах, да в камилавках, а мантий и клобуков мало носят; а иноки так ходят власно, как и на Москве инокини».

Впоследствии, когда жизнь греков вновь наладилась, вокруг церкви святого Георгия вырос греческий квартал. В соседнем палаццо по адресу Castello, 3412 находится Греческий Институт византийских и поствизантийских исследований (Istituto Ellenico di Studi Bizantini e Postbizantini), в котором хранится греческая копия петровской грамоты, а в бывшем здании братской больницы, выстроенном Бальдассаре Лонгена (1678), располагается уникальный музей византийских икон (Castello, 3422).

Из-за увеличения православной греческой диаспоры 5 ноября 1991 года была учреждена архиепархия Италии и экзархат Южной Европы с юрисдикцией над Италией и Мальтой. Свято-Георгиевский храм стал кафедральным собором новой епархии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *