Буддизм и индуизм

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет: юридический

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

Дисциплина Религия

РЕФЕРАТ

по теме

Буддизм и брахманизм

Выполнила: студентка 1 курса

Бузмакова Анастасия Александровна

Научный руководитель: Игнатьев А.В.

2007 год.

Введение

Глава 1. Возникновение Буддизма

Глава 2. Отношение к земной жизни

Глава 3. Брахманизм

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий — результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма позволил ему перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. В данном реферате мы подробно рассмотрим Буддизм, его происхождение и философию.

Глава 1. Возникновение Буддизма

Буддизм возник в VI в. до н.э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь и становиться Буддой («пробужденный”, «достигшим прозрения”), проповедуя свои учения на протяжении сорока лет. Центром учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара — круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из «колеса” сансары, путем достижения нирваны («угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший желания. Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке («тройной корзине”) — своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармалока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И, наконец, последний уровень — арупалока — отрешен от формы и от телесного материального начала.

Глава 2. Отношение к земной жизни

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личность, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение она воплотилась в ту же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, — индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящаяся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием и полной сосредоточенностью и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба”, буквально означает закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется такая форма религиозного поведения, как бхавана — углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань” и «дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

Глава 3. Брахманизм

Брахманизм появился на территории Индии предположительно в XV-XIV веках до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения. Эта религиозная система переживала наибольший расцвет на последних этапах развития ведийского периода в истории Индии, когда появилась достаточно сложная религиозно-философская ведийская литература.

Верховные божества — Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.

В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного. Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она — лишь неоднократный переход к ее продолжению.

С концепцией сансары связано понятие об идеале, обязательной частью которого в индийской философии становится освобождение от пут перерождений, с одной стороны, и отрицание значимости материальных благ — с другой.

В широком смысле карма — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и существования. В узком смысле карма — влияние совершенных действий на характер текущего и последующего существования. В обоих случаях карма выступает в качестве невидимой силы. Ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм всегда остается скрытым. Карма определяет не только удачные или неудачные условия будущего существования, но и прогресс или регресс по отношению к главной цели человека — освобождению от пут бытия и выхода из круга бесконечных перерождений. В большинстве случаев карма предстает в виде способа взаимодействия обыденного человеческого бытия и единого пространства ума. Часто карма вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности нравственного порядка идеей естественного, нравственного, космического миропорядка.

Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов — те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам — жертвенные дары, а человеческим богам — учёным брахманам — награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату — золотом, быками, лошадьми и одеждой.

Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление царской власти, выполнение дхармы (закона) своей варны (касты), соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Всё это якобы создаёт благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете — к слиянию с высшим абсолютом — богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы.

По мере развития религиозного мышления жрецы-брахманы монополизировали практически все сферы жизни древнеиндийского общества. С этого времени в брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в котором отсутствовал центральный объединяющий образ, к системе, зафиксированной в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к безличному космическому абсолюту — Брахману. Но в это время жрецы практически утратили контроль над развитием народных верований арийских и не арийских племён Индии. Появление в 6 в. до н.э. таких религиозных систем, как буддизм и джайнизм, развитие философской мысли — привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним необходимость реформации.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму.

Заключение

Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим. Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом.

Список используемой литературы

1. Кочетов А.И., «Буддизм», Политиздат, 1970 г.

2. Научный атеизм, Политиздат, 1973 г.

Предыстория

Примерно в период на стыке эпох – до нашей эры и нашей эры – в «Саддхарма Пундарика Сутре», которая переводится как «Благой закон лотоса», впервые появились понятия «махаяна» и «хинаяна». Это был своего рода раскол единой философской системы буддизма.

Хинаяна, или «Малая Колесница», ратовала за сохранение учения Будды, записанного в сутрах вскоре после его паринирваны, в неизменном виде. Махаяна, или «Большая Колесница», выступала за обновление, новое толкование уже известных истин.

Во II столетии нашей эры термин «махаяна» окончательно закрепился, а спустя еще два века монахи Васубандху и Асанга дополнили существующее учение новыми положениями, переложенными на современные реалии.

С тех пор некоторое противостояние между двумя направлениями не прекращается до сих пор. Махаянцы считают свою школу более полной и применимой к современности, в то время как тхеравадины обвиняют их в искажении изначального буддийского учения.

Монахи направления тхеравады

Кстати, несколько слов стоит сказать также о понятиях «тхеравада» и «хинаяна». Неправильно считать их синонимичными.

Термины «тхеравада» и «хинаяна» – не синонимы.

Изначально хинаяна имела восемнадцать разных школ, распространенных на материке в районе Индии. Тхеравада тоже была в числе этих школ, но нашла распространение в III столетии до нашей эры на Шри-Ланке. В итоге за долгие годы осталась только тхеравада, в то время как все остальные школы хинаяны не сохранились.

Затем уже тхеравада «перекочевала» со Шри-Ланки на тайские, бирманские, лаосские, камбоджийские земли. Именно поэтому в современном мире правильнее говорить «тхеравада», а не «хинаяна».

Главные положения тхеравады

Тхеравада – самое раннее течение буддизма. В переводе оно означает «Учение старейшин», и такое название отражает подход к первоначальным источникам. Главным священным и авторитетным текстом считается «Трипитака» – так называемый Палийский канон, который практически не менялся со времени ухода Будды Шакьямуни в окончательную нирвану.

Палийский канон (Трипитака)

Основными положениями являются Четыре Благородные истины, проповеданные Великим учителем, а также Священный Восьмеричный путь. Этим путем достигается главная цель последователя тхеравады – достижение нирваны: прекращение страданий и разрыв цепочки непрерывных перерождений.

При этом тхеравадинская философия ортодоксальна, консервативна. Она не признает какого-либо обожествления личности Шакьямуни и вообще пантеона божеств – Будда здесь считается обычным человеком, который достиг Просветления, ушел в нирвану, и каждый при должных условиях может повторить его путь.

В то же время достичь главной цели может только архат – монах, состоящий в общине и строго соблюдающий все предписанные нормы и строгую дисциплину. Никакие мантры, божественные изображения, и атрибуты культа также не признаются монахами.

По географическому признаку тхеравадинская школа считается южным буддизмом. Она охватывает шри-ланкийский, лаосские, камбоджийские, мьянманские, тайские территории. Исключением из правил считается только Вьетнам, который находится на юге, но во многом перенимал традиции Китая, а значит – махаянские основы.

Основные положения махаяны

Махаянская точка зрения рассматривает философию Будды как будто в динамике, открывая ее в новом свете, с новыми смыслами. В течение времени записывались новые сутры, совершенствовались методы практики.

В центре стоит учение о бодхисаттвах – существах, которые стремятся к Пробуждению ради благой цели – спасения всего сущего. Это и есть ключевая цель махаяны – развить в себе бодхичитту — ступень просветления, на которой человек наполняется желанием избавить от страданий и спасти не только себя, но и других людей, и безграничную мудрость, называемую праджняпарамитой.

Монахи направления махаяна

С этим опять же сопряжены столкновения махаянцев и тхеравадинов: первые указывают вторым на некоторую эгоистическую подоплеку, ведь они думают только о сеобственном спасении, не заботясь об остальных.

Изначально махаянская мысль возникла на севере Индии, но позже была вытеснена с исторической родины под влиянием все набиравшего обороты индуизма, феодальной раздробленности и мусульманских набегов.

Постепенно она проникала на китайские, вьетнамские, японские, корейские, тибетские, непальские, бутанские, монгольские земли, а также на территорию современной России – типично буддийские регионы Бурятия, Тува, Калмыкия.

Буддийские монахи в Калмыкии

Общие черты учений

Что же, теперь, учитывая вышесказанное, постараемся выявить сходства двух направлений:

  • Шакьямуни – Великий Учитель.
  • Признаются одинаковые Благородные истины.
  • Восьмеричный путь – основа учения.
  • Отвергается божественное начало, единый Бог, который создает, управляет.
  • Имеются понятия страдания, пустотности, непостоянства, нравственной составляющей, сосредоточенности, мудрости.
  • Основные положения изложены в сутрах.

Праджняпарамита сутра, неизвестный художник

Отличительные черты

Далее обозначим разницу между двумя школами:

  • Личность, к которой должен стремиться тхеравадин – архат, прошедший по Восьмеричному пути и сам достиг нирваны. Приверженец махаяны стремится стать бодхисаттвой – пробужденным существом, которое старается помочь всему сущему на Земле пройти по его же пути.
  • Цель в тхераваде – избавление от страданий, освобождение от оков сансары и полное достижение нирваны. В махаяне – Просветление, Пробуждение от сна неведения, постижение истинной природы вещей.
  • Согласно тхеравадинской мысли, своей цели может достичь только монах, ставший архатом. Согласно махаянской традиции, это подвластно любому человеку, необязательно представителю монашества.
  • Тхеравадины видят Гаутаму обычным человеком, которому удалось достичь архатства – незачем взывать к его помощи, нужно стремиться проделать тот же путь. Махаянцы видят Учителя как нечто метафизическое, как настоящую природу мира.
  • В «Учении старейшин», в отличие от махаяны, не используются либо используются крайне редко особые обрядовые, ритуальные традиции, мантры, специальные приспособления, к примеру, четки или мандалы. В то время как в ритуалах махаяны они играют большую роль.

Ваджра, колокольчик, молитвенный барабан

Тхеравада и махаяна – два разных направлений буддистской мысли, имеющие одинаковые истоки, поэтому у них меньше расхождений, чем может показаться на первый взгляд. Различаются лишь образы, цели, к которым они стремятся, отношение к личности Будды, а также некоторые обрядовые особенности.

Оба направления, бесспорно, имеют право на существование и подходят разным людям в зависимости от менталитета, места и среды обитания, индивидуальных особенностей сознания и познания.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что статья оказалась для вас полезной. Если это действительно так, не забудьте поделиться информацией с друзьями в социальных сетях и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме себе на почту!

До новых встреч в нашем блоге!

Боги и асуры

Различные школы буддизма допускают небольшие расхождения в описаниях лок. Некоторые школы используют Пять миров, исключая мир асуров, который соединяется часто с миром богав. Асуры были специально выделены в отдельный мир впервые ламой Цонкапой. В буддийской мифологии асуры жили когда-то как боги в небе Траястримша, но были изгнаны главой этого неба Шакрой. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли противостоять Шакре, который сбросил их вниз с горы Меру из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. С того момента асуры вечно заняты войной с богами. Но были и мирные контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.

Считается, что асуры обитают главным образом в пещере горы и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях асуров, но плоды созревают в небесах. В то время как боги сферы чувственного наслаждаются приятными переживаниями, асуры отчаянно завидуют богам.

Сфера формы и цвета

(Рупа-дхату) находится выше сферы чувственного, дэвов за пределами чувственного называют брахмами.

Это сфера именуется — Акаништха. Боги сферы форм обладают телами, но лишены пола, у них отсутствуют страсти, желания, чувства. Они живут на своих 16 или 17 небесах, разделённых по четырём уровням дхьяны — медитационного сосредоточения. Дэвы более высоких небес делятся на группы (дхьяны), внутри данной группы они активно общаются друг с другом, но они не видят более высоких миров и могут даже не знать об их существовании. По этой причине брахмы наполнены гордостью, воображая себя создателями Вселенной и всех миров ниже них, потому что они появляются до того, как нижние миры возникают. Такой гордостью наполнены особенно обитатели высших миров каждой дхьяны, поэтому высшие миры дхьян иногда считают неблагоприятными для медитации. Первая дхьяна — три мира Брахмы, в высшем из котором живёт Великий Брахма, «создатель» мира, дэвы этого мира более заняты делами нижних миров и процессом творения. В полемике с другими небуддийскими школами Великий Брахма отождествляется с Творцом. Вторая дхьяна: три мира Абхасвара, все они характеризуются состоянием восхищения и радостью. У существ этих миров есть тела и они излучают свет вспышками, подобными молниям. Третья дхьяна: три мира Шубхакритсна характеризуются спокойной радостью. У существ этих миров есть тела и они излучают постоянный свет. Четвёртая дхьяна: три мира Брихатпхала, где главная черта — невозмутимость. Их место пребывания уже не подвержено разрушению в конце великой кальпы. Пять высших местопребывания называются Шуддхаваса («Чистые обители»). Их обитатели — не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах. Так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттвы никогда не рождаются в этом мире, поскольку дают обеты Бодхисаттвы помогать всем живым существам в мире людей. В этих мирах живут защитники буддизма.

Бесформенная сфера

— высшая в мире богов — наиболее комфортная из всех сфер шести миров обусловленного существования (сансары). — это сфера глубокого медитационного созерцания, в которой отсутствуют элементы материального мира. Существа в бесформенной сфере не испытывают привязанностей и существуют вне местополжения и формы. Единственным страданием для них становится смерть и неизбежное падение в более низкие состояния, когда исчерпывается карма, поддерживающая это существование. В этой сфере возможны четыре уровня медитативной концентрации: Бесконечное пространство Бесконечное сознание Вообще ничего Ни различение ни не-различение
В бесформенную сферу можно попасть после достижения подобного уровня медитативной концентрации (Самадхи) во время медитации в прошлом существовании. Самадхи, медитационное сосредоточение без Випашьяны приводит не к Освобождению, а к рождению в бесформенной сфере обусловленного существования. Это состояние длится чрезвычайно долгое время, однако оно бесполезно и, будучи обусловленным, исчерпывается. Нельзя сказать, что эта сфера где-то существует в физическом мире, ни одно из обитающих там существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях медитационной концентрации сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний. Эти четыре медитационного погружения дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму. Эти состояния до Будды считались верхом достижения в медитации. Два высших их них достигали учителя Будды, принимая их за Нирвану. Их и теперь иногда путают с Нирваной. Принципиально отличие от Нирваны здесь в том, что в Бесформенной сфере рано или поздно происходит утрата стабильности, за которой следует перерождение в низких уровнях сансары. Поэтому отношение махаяны к этим четырём состояниям сознания скорее отрицательное, потому что пребывание в этих состояниях очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения всех живых существ из Колеса сансары. Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в каком материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные. Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией. Они пребывают на высших уровнях медитации, погружены в сами себя и не контактируют с остальной Вселенной. Школы Махаяны считают эти состояния бесполезными и стараются избегать их, как «медитацию ради самой медитации».

Примечания

  1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. ISBN 978-5-02-036317-5 «Божества включены в число анусмрити (представлений, о которых регулярно должен вспоминать верующий). В «Ангуттара-никае» прямо говорится, что, сосредоточив на них свою мысль, человек достигает очищения… В канонических текстах сохранились отрывки, указывающие на признание ведийских божеств и подчеркивающие необходимость поклонения им. Так, рассказывая о положении племени ваджей, Будда отмечал, что их процветание и могущество зависят от выполнения семи условий, в том числе от почитания культовых мест и приношений даров божествам»

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *