Божественное происхождение

Антропоморфные описания Бога в Коране

26.02.2008 10:45

Коранические откровения, хотя и настаивают на инакости (трансцендентности) Бога, Коему «нет ничего подобного» (42:11), все же содержат ряд выражений, которые звучат антропоморфно, то есть схоже с человеческими свойствами и характеристиками: «лик», «око», «длань» и тому подобное. Еще больше антропоморфных описаний Бога встречается в Сунне.

Четыре подхода к интерпретации

Среди мусульман были такие, кто буквально воспринимал антропоморфные аяты и хадисы, представляя Бога с человеческими чертами. Они получили наименование «хашвиты» (буквалисты, вульгарные), «мушаббихиты» (уподобители, антропоморфисты) или «муджассимиты» (отелесители, корпоралисты). Порой их называют «сыфатитами» (атрибутистами), поскольку они буквально воспринимают сыфат (атрибуты) Божии.

В суннитском Исламе хашвиты нашли сторонников среди традиционистов (ахль аль-хадис, приверженцев хадиса), а позже, главным образом, среди ханбалитов. Антропоморфисты-традиционисты VIII в., такие, как Мудар, Кахмас и аль-Худжайми, допускали взаимные визиты людей и Бога, объятия и рукопожатия с Ним. Современником их был видный толкователь Корана Мукатиль ибн Суляйман (ум. 767г.), который представлял себе Бога с человекоподобным телом, имеющим плоть, кровь и волосы; с подобающими органами – головой, глазами, руками и ногами; рост Его, как и рост человека, равен семи собственным пядям; вместе с тем, Он не похож на других, а другие не походят на Него. В следующем столетии антропоморфистских воззрений придерживался Мухаммад ибн Каррам (ум. 869г.), основатель эпоним-каррамизма.

Антропоморфизм характерен и для «крайних» шиитов, наделявших своих имамов божественными качествами, а порой видевших в них прямое воплощение Бога. Некоторые представляли их в виде света, сияющего подобно слитку червонного золота.

Сообщают также, что некоторые антропоморфисты изображали Бога в виде безбородого и кудрявого юноши. Другие описывали Его седовласым старцем.

Аллегорический (иносказательный) подход, призванный преодолеть грубый антропоморфизм, усматривает в коранических человекоподобных описаниях Бога чисто метафорические/образные выражения (например, «око» — знание, внимание). Его развивали мутазилиты и шииты, а впоследствии – «поздние» мутакаллимы (как среди ханафитов-матуридитов, так и среди ашаритов). К нему все больше склоняется современная мусульманская экзегетика.

Близкую к буквалистам позицию занимали многие богословы первых веков Ислама, которые не признавали аллегорического истолкования антропоморфных выражений Корана и Сунны, но вместе с тем отказывались от уточнения смысла соответствующих этим выражениям реальностей, подчеркивая их принципиальную несхожость с одноименными человеческими чертами. Относительно слов Корана о «восшествии» (истива’) Бога на Престол после сотворения мира и земли (напр. 7:54) Малик ибн Анас, основатель носящего его имя толка-мазхаба сказал: » восшествия известно, каково (кайф) оно – неизвестно, верить в это – обязанность, спрашивать об этом – ересь». Таково мнение и родоначальника ханбализма – Ахмада ибн Ханбаля. С позиции би-ля-кяйф – дословно «без как», рассматривались все относимые к Богу человекоподобные образы – лико, око, длань и другие. Впоследствии такая точка зрения получила наименование балькафа, а ее сторонники – балякифа.

Этого нон-квалификационизма придерживались также ранние ашариты и матуридиты. Правда, к аль-Ашари возводят и мнение о допущении аллегорического толкования антропоморфных текстов

Примечательно, что как возможность аллегорического толкования, так и его отрицание обосновываются со ссылкой на Коран, причем на одно и то же откровение — на аят 3:7. В арабском языке того времени отсутствовала пунктуация, и приверженцы иносказательного толкования отредактировали аят следующим образом:

Это ниспослал тебе Писание;

В нем есть аяты с четким значением (мухкамат),

В коих суть Писания,

Другие же аяты — двусмысленные (муташабихат).

Те , чьи сердца уклонились ,

Обращаются к двусмысленным аятам ради путаницы,

Толкуя их .

же толкование его ведают лишь Бог

И люди глубоких знаний говорят:

«Мы верим , все – от Господа нашего».

Иначе отредактировали последние три строки балякифиты:

же толкование его ведает лишь Бог,

И люди глубоких знаний говорят:

«Мы верим , все – от Господа нашего».

Ряд мыслителей, среди которых были мутакаллим Фахр-ад-Дин ар-Рази и философ Ибн-Рушд, совмещали рационализм аллегористов и фидеизм хашвитов/балякифитов. По их мнению, подлинное, абстрактное понимание божества под силу одним лишь ученым мужам, интеллектуальной элите (хасса), но отнюдь не простолюдинам, не широкой публике (‘амма). Последние воспримчивы только к материальному/телесному, а посему для них отрицание, например, телесности Бога или Его занятия опеделенным местом в пространстве равносильно лишению Его бытия. Перед таковыми аят 3:7 следует разглашать лишь во второй его редакции, объявляя антропоморфные аяты принадлежащими к разряду «двусмысленных» (муташабихат), истинное толкование которых знает один Бог.

Ниже мы остановимся на главных антропоморфных описаниях Бога в Священном Писании, давая наиболее распространеные их аллегорические интерпретации.

«Лик”

«Образ» Божий в хадисе о создании Адама аллегористы чаще всего толкуют в смысле наделения его определенными духовными свойствами — знанием, могуществом и другими.

Божий ваджх порой понимается как символ Его награды

С вопросом о лике Божием тесно связан вопрос о возможности лицезрения Бога, который чаще всего обсуждается в контексте рассуждения о райских блаженствах и которому будет посвящена отдельная статья.

В Коране нет параллели библейской формуле о сотворении человека/Адама «по образу» Божиему, однако схожее выражение, правда, встречается в Сунне. Священное Писание мусульман нигде не говорит о наличии у Бога фигуры или тела. Здесь также нет упоминаний о каком-либо Божием ухе, рте или языке, хотя Бог и описывается «всеслышащим» и «изрекающим». Равным образом Коран не упоминает о каком-либо носе/обонянии, бороде или сердце, не называет род/пол Бога (хотя к Нему обычно прилагается местоимение мужского рода). Вместе с тем в нем Бог описывается как обладающий «ликом», «глазами» и «руками»/»пригоршнью», а также – хотя и менее явно – «боком» и «ногой».

Арабское обозначение ваджх, которое хашвиты толкуют буквально как «лик», применительно к Богу фигурирует в 11 аятах. Аллегористы же считают, что во всех указанных откровениях подразумевается сам Бог, а не Его «лицо».

Так, дважды в Коране подчеркивается: «Все бренно, кроме ваджх Его» (28:88); «Всякий, кто на земле, смертен; / Остается лишь ваджх Господа твоего, / Превеликий и преславный» (55:26-27). Согласно сторонникам аллегорического толкования, под словом «ваджх» здесь следует понимать самого Бога, Его самость/сущность (зат). Помимо общего смысла обеих групп аятов, к отождествлению ваджх с самим Богом склоняет и тот факт, что ниже, в аяте 78 той же суры 55, эпитет «превеликий и преславный» (зу-ль-джаляль ва-ль-икрам) прилагатся именно к Богу, а не к Его имени: «Благославно имя Господа твоего / Превеликого и Преславного».

Согласно аяту 2:115, «и восток, и запад принадлежат Богу; / Куда бы вы ни направились, там ваджх Его». Это откровение сошло в ответ мединским иудеям, осуждавшим перемену киблы для мусульман с Иерусалима на Мекку/Каабу. Аят разъясняет, что в какое бы направление ни обращался молящийся, он обращается к самому Богу.

В остальных восьми аятах отмечается, что к «ваджх» Господнему стремятся благоверные (6:52; 18:28); ради «ваджх» Его творят добро (2:272; 30:38, 39; 76:9; 92:20), проявляют долготерпение (13:22). И в таком контексте подобные выражения служат метафорами, символизируя ориентацию на угождение исключительно Богу самому, а не на воздаяние, благодарение или хваление со стороны кого-либо из смертных.

«Око”

В Коране пять раз упоминается «око» (`айн) Божее. Наставляя пророка Ноя о спасительном от вод Потопа ковчеге, Бог сказал ему:

Сооружай Ковчег

Под Нашим оком и по внушению Нашему.

(11:37; 23:27)

И как повествует Всевышний в аяте 54:14, во время Потопа Ковчег «плавал на очах Наших»

Аят 20:39 передает слова Божии, обращенные к Моисею, призванному на пророческое служение:

Воистину, осенил Я тебя любовью Своей,

И возрос ты на глазах Моих.

Еще в одном аяте Бог, призывая пророка Мухаммада к терпению и стойкости, заверяет его: «Воистину, ты – на глазах Наших» (52:48).

Согласно аллегорическому толкованию, в указанных откровениях выражение «под оком» или «на глазах» (‘аля ‘айнайи; би-а‘йунина) лишь означает особую заботу.

«Длань”

Иблиса/Cатану, отказавшемуся класть земной поклон перед Адамом, Всевышний спросил: «Что тебе мешает преклониться / Пред тем, кого Я сотворил собственными руками» (38:75). Согласно аллегористам, слова Бога о создании Адама «собственными руками» призваны подчеркнуть как могущество Божие, явившее Адама к бытию без посредства отца и матери, так и особое Его внимание к первочеловеку.

В толкованиях к аяту 39:67 обычно приводится следующий хадис: «В Судный день Бог будет удерживать все небеса на одном пальце, все земли – на другом, всех тварей – на третьем, возглашая: воистину, Я – владыка!» (хадис передают аль-Бухари и Муслим).

Когда же Бог указывает неверным/многобожникам на создание для них домашнего скота «руками Своими» (36:71), то Он таким образом напоминает им, что Он – единственный создатель скота, в творении которого у Него не было никаких соучастников; между тем как язычники проявляют непризнательность, поклоняясь иным божествам помимо Него или распоряжаясь скотом, словно созданным ими самими.

Также метафорически подобает интерпретировать и слова аята 5:64, который в опровержение нечестивым утверждениям мединских иудеев о «сжатой руке Божией» подчеркивает, что «руки Его простерты». Ибо «сжатая рука» и «простертая рука» суть образы, выражающие, сответственно, скупость и щедрость. Впрочем, именно в таком смысле, как легко заметить, эти образы фигурируют в аяте 17:29.

Как сказано в аяте 48:10, присягнувшие на верность пророку Мухаммаду, присягают самому Богу, и Его рука – над руками их. Здесь под «рукой Божией» подразумевается та самая рука Пророка, и таким способом выражения Всевышний подчеркивает важность присяги.

Помимо слова йад/»рука». в Коране по одному разу фигурируют обозначения кабда/»пригоршня» и йамин/»десница», которые также интерпретируются в смысле «мощи»: в день Воскресения вся земля окажется в пригоршне Бога, все небеса будут свернуты десницей (или в деснице, би-йаминих) Его (39:67).

«Нога”

«О горе Мне за содеянное фи джанб Аллах!» — воскликнет грешник в Судный день (39:56). Выделенное курсивом выражение буквально означает: «с бедром Бога», что нелепо; и посему оно понимается метафорически — «в отношении к Богу».

К Богу антропоморфисты прилагают слова аята 68:42: «В тот день, когда будет обнажено бедро (сак), / И их призовут пасть ниц, / Но не смогут они». Господь, разъясняет один хадис, откроет Свое бедро, и каждый из благоверующих мужчин и благоверующих женщин падет ниц; те же маловеры, которые в земной жизни совершали земные поклоны напоказ, захотят сделать это, но не смогут, стоя с прямыми, как доска, спинами.

Кроме того, ряд хадисов аллегористы интерпретировали метафорически. Так, Божие «ступление ногой» в Ад может символизировать укрощение буйствующего Ада, который требует все больше и больше жертв. Полагают еще, что в этом хадисе соответствующее слово кадам/риджль обозначает не «ногу», а «множество» или «собрание» грешников.

В аяте 48:62, полагают аллегористы, подразумевается не Бог: выражение «бедро обнажается» — это идиома арабской речи, указывающая на опасность, тревожность.

Что касается указанных хадисов и вообще хадисов антропоморфного содержания, то мутазилиты обычно игнорировали их как неподлинные. Ашариты же и матуридиты были менее радикальны в этом отношении. Не отвергая такие хадисы, они тем не менее замечают, что большинство их относится к разряду «единичных» (аахад) хадисов, то есть восходящих к одному-единственному передатчику, а значит (как о том гласит преобладающее среди богословов и хадисоведов мнение), они не могут служить основанием для категорических выводов.

«Над”, «вместе”

Соответствующее пребыванию фаук/»над» свойство обычно обозначают как фаукийа, реже – как ‘улю/»возвышенность». Вместо описания фаук часто в богословской литературе употребляется джиха/»сторона» и макан/»место».

Антропоморфисты ссылаются и на соответствующие хадисы. Передают, в частности, как на вопрос пророка Мухаммада «где Бог?» немая невольница указала на небо. И Пророк принял ее ответ, считая верующей (хадис приводит Абу-Дауд; в версии, данной Муслимом, говорится просто о невольнице, отвечавшей Пророку словами: «На небе»).

Подтверждение антропоморфным воззрениям усматривают и в обычае людей воздевать руки к небу, взывая к Богу.

На основании коранических описаний Бога антропоморфисты приписывают Ему не только человекоподобные органы, но и пребывание в определенном месте — на небе, «над» (фаук) творениями.

Так, Священное Писание предостерегает неверных от гнева «Того, Кто на небе» (67:16). В других аятах также сказано, что Бог – «над» ангелами (6:61), что последние «боятся Господа своего, Который над ними» (16:50).

С точки зрения аллегористов, в этих описаниях говорится о возвышенности Бога, но не физической (т.е. в пространственном отношении), а ментальной, метафизической. «Небо», упомянутое как местонахождение Бога, не есть обычная, пространственно-материальная реальность, а сверхчувственная, идеальная область. Да и само арабское слово сама’ (небо) первичным образом означает лишь «возвышенное». Кроме того, шарообразная форма Земли делает весьма относительными понятия «верх/над» и «низ/под».

Примечательно, что «ортодоксальным» богословам из среды хашвитов и балякифитов порой приходится прибегать к аллегорическому подходу. В комментариях к аяту 6:3, где упоминается «Бог на небесах и на земле», они первую часть данного выражения («на небесах») толкуют буквально, вторую же часть («на земле») – метафорически, понимая его, в частности, в смысле всезнания Божиего. Буквальное понимание второй части открыло бы путь к грубым пантеистическим выводам!

Метафорически обычно толкуются и коранические откровения о пребывании Бога «вместе с» (ма‘) людьми. Слова аятов 57:4 и 58:7 «Он с ними, где бы ни находились они» выражают – как то следует из самого контекста – Божие всеведение. В других же аятах, где фигурирует частная или конкретная группа людей, «совместное пребывание» (ма‘ийа) Бога с ними олицетворяет Его заботу о них и поддержку: «Не бойтесь, ибо Я с вами», — заверял Бог Моисея и Аарона, отправляя их к Фараону (20:46); «Не волнуйся, с нами — Бог», — успокаивал пророк Мухаммад своего спутника Абу-Бакра при виде преследовавших его во время хиджры язычников (9:40); «Воистину, Бог – с терпеливыми», — благовещает аят 2:153.

«Престол”

Единожды Священное Писание говорит о курси Божием, который «охватывает небеса и землю» (2:255). Слово курси также может обозначать престол, и в таком смысле оно употребляется в аяте 38:34, повествующем о престоле Соломона. Вместе с тем, одни богословы/комментаторы отождествляют ‘арш и курси, другие же различают их. Среди последних находятся антропоморфисты, изображающее курси Божий в виде подножия – скамьи, куда Он возлагает ноги Свои.

По представлениям ряда антропоморфистов, Бог восседает на Престоле (‘арш), и тот скрипит под Ним, как новое седло. С каждой стороны сиденья остается по четыре пальца, а по мнению других антропоморфистов, Бог занимает Престол полностью или же только часть. Иные думают, что рядом с Богом остается место для будущего нахождения Пророка. Согласно еще одному мнению, Бог не сидит на Престоле, но парит над ним, а между ними – расстояние, конечное или бесконечное.

Аллегористы же обычно рассматривают «престол» Бога и Его «восседание» на нем как символы Божией власти/владычества над миром, Его знания или промышления. А само обозначение «держатель престола» нужно понимать просто как «престолодержатель», т.е. владыка.


По одной из версий знаменитый комплекс Тажд Махал (Индия) был задуман как земная копия Небесного Престола Господня

«Приход”, «нисхождение”

О ханбалите Ибн-Таймийе рассказывают, как однажды , во время пятничной проповеди, он процитировал хадис о нисхождении. «Воистину, Бог спускается так, как я это сделаю сейчас» -, сказал он, сойдя с минбара на одну ступень.

На основании таких аятов антропоморфисты учат о перемещении Бога в пространстве (маджи’, итйан, нузуль). При этом они ссылаются на широко известный хадис, согласно которому каждую ночь, в последнюю ее треть, Господь нисходит (йанзиль) до ближайшего к земле неба, изрекая: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я внял ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто испрашивает у Меня прощения, чтобы Я простил ему?»

В аллегорических толкованиях «явление» и «приход» Божий в Судный день относятся не к самому Богу, а к Его власти и славе. И такое понимание вполне соответствует коранической манере выражения: аят 6:158, например, в сходном контексте говорит о приходе Господа, а в аяте 16:33 – о приходе повеления (амр) Господа. А хадис о ночном нисхождении выражает мысль об особой благосклонности Бога в такой час ночи, о близости Его ответа.

Тауфик Ибрагим,
доктор философских наук, профессорр

Наталья Ефремова,
кандидат философских наук

Материал опубликован в Российском журнале исламской доктрины «Минарет» № 3 (6) 2005

Божественное происхождение

Божественное происхождение — христианская доктрина, что Иисус Христос — единородный сын Бога по своей природе, и когда христиане искуплены Иисусом, они становятся сыновьями (и дочери) Бога принятием. Из-за ее библейских корней эта доктрина проводится большинством христиан, но фраза «божественное происхождение» используется прежде всего католиками. Эта доктрина также упоминается как божественный sonship.

Божественное происхождение основывается на других христианских доктринах. В доктрине Троицы Бог Сын — Вечное слово, произнесенное Богом Отец. Доктрина Воплощения учит, что приблизительно 2 000 лет назад, Бог Сын принял человеческую натуру, «стал плоть и жил среди нас» как Иисус Назарета.

Божественное происхождение — главная центральная часть Евангелия, Хороших новостей: это — причина, почему человек был спасен. И также цель позади крещения. Согласно Иоанну Павлу II, божественное происхождение — «самая глубокая тайна христианского призвания» и «кульминационный момент тайны нашей христианской жизни… мы разделяем в спасении, которое не является только избавлением от зла, но и является, в первую очередь, обилием пользы: из высшей пользы sonship Бога».

Божественное происхождение подразумевает divinization: «Поскольку Сын Бога стал человеком так, чтобы мы могли бы стать Богом», «акционеры в божественной природе» , другой «Christs».

Общие последствия для христианской жизни

Так как божественное происхождение фундаментально для христианской жизни, основополагающего пункта, тогда различные аспекты христианской жизни следуют из него, как показано частыми намеками Катехизиса, чтобы предугадать происхождение:

  • Отказ Богу, предусмотрительность Отца, так как Иисус сказал, что «Ваш небесный Отец знает то, в чем Вы нуждаетесь». (Mt 6:31; CCC 305) Таким образом Бенедикт XVI сказал в оценке Deus caritas, «Погруженный как все остальные в драматическую сложность исторических событий, остаются непоколебимо уверенными, что Бог — наш Отец и любит нас, даже когда его молчание остается непостижимым».
  • Становление искренним в благочестии, потому что это — условие для входа в Королевство. (Mt 18:3-4; CCC 526)
  • Уверенность, чтобы назвать Бога «Отцом» и выяснением у него для подарков. «Наш Отец: в этом имени любовь пробуждена в нас… и уверенность получения, что мы собираемся спросить…. Что он не дал бы своим детям, которые спрашивают, так как он уже предоставил им подарок того, чтобы быть его детьми?»
  • Просмотр литургии как «встреча детей Бога с их Отцом, в Христе и Святом Духе». (CCC 736; 1153)
  • Любовь церкви, для Бога «собирает всех его детей в единство». (CCC 845) и церковь — «дом детей всего Бога, открытых и радушных». (CCC 1186). И с этим христианин держит общину святых. (CCC1474)
  • Предоставление важности для крещения, которым христианин становятся ребенком Бога. (CCC 1243). Христианин должен понять «величие подарка Бога… причастиями возрождения, христиане становятся детьми Бога, участниками божественной природы». (CCC 1692)
  • Играя роль блудного сына. Поскольку «новая жизнь как ребенок Бога может быть ослаблена и даже потеряна грехом», (CCC 1420) у христианина есть причастие исцеления названного причастием Согласования, которые «вызывают восстановление достоинства и благословения жизни детей Бога, которого самой драгоценной является дружба с Богом». (CCC 1468), «Вся христианская жизнь», говорит Иоанн Павел II в его первой энциклике Redemptor hominis, «походит на большое паломничество в дом Отца, безоговорочную любовь которого к каждому человеческому существу, специально для «блудного сына», мы обнаруживаем снова каждый день».
  • Проживание в имитации Христа: «Следующий Христос и объединенный с ним, христиане могут стремиться быть «имитаторами Бога как любимые дети и идти любящие», приспосабливая их мыслям, словам и действиям к «уму… который является Вашим в Христе Иисусе», и следуя его примеру». (CCC 1694)
  • Любовь свободы (CCC 1828)
  • Осуществление повиновением. «Хотя он был Сыном, изучил повиновение через то, что он перенес. Сколько еще у причины есть мы греховные существа, чтобы изучить повиновение — мы, кто в нем стал детьми принятия». (CCC 2825)

Ответственность за христианскую миссию

Так как христиане — другой «Christs», они — в некотором смысле co-избавители с ним и имеют, если можно так выразиться, та же самая роль Иисуса Христа — чтобы спасти других мужчин и сделать их детьми Бога. «Как участники, они разделяют общее достоинство от своего возрождения в Христе, у них есть то же самое сыновнее изящество и то же самое призвание к совершенству… Из-за одного достоинства, вытекающего из крещения, каждый участник кладения верного, вместе с назначенными министрами и религиозными мужчинами и женщинами, распределяет ответственность для миссии церкви».

Поскольку непосвященные — то есть, обычные христиане (не священники или посвященный религиозный) — являются детьми Бога, у них есть определенная роль, чтобы играть в мире:» Из-за их специального призвания это принадлежит непосвященным, чтобы искать Царство Божие, участвуя во временных делах и направляя их согласно Божьей воле…. Это принадлежит им специальным способом так, чтобы осветить и заказать все временные вещи, с которыми они тесно связаны, что они могут всегда производиться и расти согласно Христу и возможно к славе Создателя и Избавителя. Инициатива лежит, христиане необходимо особенно, когда вопрос включает обнаружение или изобретение средств для просачивания в социальных, политических, и экономических фактах с требованиями христианской доктрины и жизни. Эта инициатива — нормальный элемент жизни церкви: Лежите сторонники находятся в линии фронта церковной жизни; для них церковь — принцип оживления человеческого общества. Поэтому, у них в особенности должно быть еще более ясное сознание не только принадлежности церкви, но и того, чтобы быть церковью». (CCC 898-99)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Древнегреческий философ Аристотель полагал, что предками человека были рыбы. В XIX веке, когда Дарвин опубликовал свои книги Происхождение видов и Происхождение человека, учение Аристотеля приобрело наукообразность. Современная система образования утверждает, что прямыми предками людей были человекообразные обезьяны, а переход к виду Homo Sapiens осуществился на протяжении последних нескольких миллионов лет.

Этой теории противостоит учение Библии, где прямо и ясно говорится, что в начале Бог сотворил человека по образу Своему Первого мужчину, Адама, Господь создал из праха земного, а жену его, Еву, — из плоти Адама (выражение из ребра может также означать из части или от стороны).

Для подтверждения гипотезы эволюции человека были выдвинуты две идеи:

1. Эмбриональная рекапитуляция

Профессор Эрнст Геккель из университета Иены, Германия, предположил, что зародыш человека в материнской утробе повторяет в своем развитии все стадии эволюции. Он зарождается в водной среде в виде одной единственной клетки — так же, как, по утверждениям эволюционистов, зародилась жизнь; затем проходит стадию рыб с жаберными щелями; потом у него появляется хвостик, как у обезьяны; и, наконец, он является на свет человеком. Дарвин полагал гипотезу Геккеля наилучшим подтверждением эволюции; однако в наши дни она развенчана. Сэр Гэвин де Бир, бывший директор музея естественной истории, писал: «Редчайший случай, чтобы голословные утверждения, подобные прилизанной до правдоподобия геккелевской теории рекапитуляции, были приняты на веру без всякого критического рассмотрения и нанесли такой огромный вред науке». Геккель сфабриковал изображения эмбрионов, якобы подтверждавшие его теорию, — и университетский суд города Иены признал его виновным в мошенничестве.

Опровергнуть теорию Геккеля проще простого. Оплодотворенная яйцеклетка вовсе не функционирует как одноклеточный организм; она запрограммирована на быстрое деление и перерастание в набор дифференцированных клеток. Так называемые жаберные щели вовсе не выполняют дыхательной функции — они суть не что иное, как складки, которые впоследствии развиваются в зев. Хвост — тоже иллюзия; позвоночник эмбриона на всех стадиях развития имеет тридцать три позвонка, не больше и не меньше; просто динамика его роста такова, что позвонки непропорционально велики.

2. Рудиментарные органы

Когда-то считалось, что в человеческом теле насчитывается 180 рудиментарных органов, которые, якобы, достались нам в наследство от предков и не выполняют никаких полезных функций. Таким органом считалась, к примеру, вилочковая железа у взрослых; однако выяснилось, что на ранних этапах жизни она необходима иммунной системе для запечатления информации организма о себе самом и борьбы с чужеродными телами. Профессор Гудрич (Goodrich) из Оксфорда писал; «Только безумец может назвать хотя бы одну часть человеческого тела лишней и бесполезной».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *