Богоявленский кафедральный собор Томск

Мiръ Россия Томская область Томск Богоявленский собор (Томск)

Идёт загрузка карты…

Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске.

История

Деревянная церковь

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.

В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.

15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Каменный храм

Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.

С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).

18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).

19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.

4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года — одноклассная церковно-приходская школа (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 — 84 человека). В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года — до 850 книг. На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.

В советский период

В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.

В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.

В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.

С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.

Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:

«Принимая во внимание массовые требования трудящихся г. Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здание на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского Окрисполкома и Горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить. Поручить ОИК объявить о постановлении верующим и впредь до истечения 2-недельного срока, а при обжаловании до рассмотрения дела ВЦИКом церковь оставить в пользовании верующих».

Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя».

В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь», который размещался здесь до 1946 года.

В 1947 — 1994 годах здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.

За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

Благовещенский собор

Наименование каноническое — Во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Ей Благовещения

Наименование обиходное — Благовещенская, «старый собор»

Расположение — г. Томск, пл. Благовещенская (Старособорная), ныне — пл. Батенькова

Время постройки — Заложена в 1785 году (по сведениям Д.Н. Беликова, в 1783)

До 1820 г. церковь была приходской, а с этого времени, в связи с закрытием обветшавшего старинного Троицкого собора, становится соборной (хотя в Томске было к этому времени 6 церквей и были более старшие по возрасту Воскресенская и Богоявленская) Но Благовещенская церковь занимала центральное положение в городе. Посему, согласно представлению Тобольского архиепископа Амвросия (Келембета), Св. Синодом предписано было считать ее соборным храмом города. С открытием же Томской епархии в 1834 г. Благовещенскую церковь стала кафедральным собором. Такое назначение она исполняла до 1900 г. (до освящения нового Троицкого кафедрального собора). Штат притча на 1867 г.: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика, 2 пономаря и звонарь.

В 1920 году собор был национализирован и передан верующим в пользование по договору. С 1922 года собор находился в подчинении у обновленцев. В 1924 году Благовещенская община вошла в каноническое общение с Архиепископом Димитрием (Беликовым). С 1928 года Благовещенская община стояла на позициях ВВЦС. В феврале 1930 года в общину Благовещенской церкви влились прихожане закрытого Троицкого собора и Петропавловской церкви. Сюда же была перенесена архиерейская кафедра «григорианцев». В 1932 году умер митрополит Д. Беликов и был похоронен 15 августа около Благовещенского храма с правой стороны в церковной ограде. (В настоящее время его могила на Южном кладбище). В 1934 церковь была ликвидирована и здание разрушено. В настоящее время на этом месте разбит сквер — площадь Батенькова

Современное состояние

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 446 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности», распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22 августа 1995 года № 201 «О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование» Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.

6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.

Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация. Губернатор области В. М. Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены. К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь. Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения.

8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение.

В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов.

Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января — Ильинского придела на первом этаже, 26 января — Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже.

В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа.

Описание

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой — трапезная — колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

Святыни

  • частица св. мощей вмч. Пантелеимона Целителя в серебрянном ковчежце. Привезена в 2001 году епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии.
  • частицы св. мощей апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мчч. Иоанна воина и Трифона, свтт. Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, прп. Сергия Радонежского и Иова Почаевского, вмчч. Варвары и Анастасии Узорешительницы, блгвв. кнн. Александра Невского и Димитрия Угличского.
  • Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (находится в алтаре собора ).
  • архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского. Принесен в Томск преосвященным Агапитом (Вознесенским), первым Томским архиереем. Более 70-ти лет хранился в запасниках Томского краеведческого музея. 26 мая 2002 года возвращен Церкви.
  • иконы св. мученика Иоанна Воина, св. Василия Блаженного, прп. Афанасия, прп. Серафима Саровского с частицами их св. мощей.
  • почитаемый список образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Привезен из Серпуховской Высоцкой обители
  • точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Написана для собора и привезена 14 июня 2003 года.

Престольные праздники

Богоявление (Крещение Господне) — 19 января

Фото

Видео

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Томск. Богоявленский Собор.

Томск, богоявленский кафедральный собор

Как добраться

Адрес: пл. Ленина, 7, Томск, Томская обл., Россия, 634009

7 июня исполнилось 120 лет со дня освящения Троицкого собора на Новособорной площади в Томске. Величественный храм строился «всем миром» больше 50 лет и был не только архитектурной доминантой города, но и его духовным центром.

О том, какое значение Троицкий собор имел для Томска и всей Сибири, а также малоизвестные факты о строительстве собора, его возрождении и единственной уцелевшей иконе из иконостаса, читайте в нашем материале

Какие чувства испытываем мы, входя в величественные храмы и соборы, в которых бываем во время поездок по городам России и зарубежья? Восхищение? Благоговейный трепет перед могуществом Всевышнего, Которому мастера — зодчие, каменотесы, кузнецы, иконописцы и все, кто участвовал в их создании, посвящали свои лучшие произведения, передавая их потомкам? Задумываемся ли мы о том, что из поколения в поколение все самое совершенное, прекрасное, ценное, что имели и создавали, люди посвящали своему Творцу?

Православные томичи, которые приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска или Омска, вспоминая об увиденных там храмах, невольно сожалеют о том, что в Томске нет храма, который производил бы подобное впечатление. Даже наиболее вместительный по площади из всех городских церквей кафедральный Богоявленский собор с его великолепной росписью верхних приделов и благолепием убранства уступает соборам многих российских городов.

Конечно, по-настоящему верующий человек не тянется за внешним великолепием и монументальностью, прилепляясь сердцем и к небольшому сельскому приходу, и к дорогой его душе городской церкви.

Современный Томск, возможно, не стал бы претендовать на право иметь не просто еще один, а самый крупный среди всех построенных храмов, если бы у нас когда-то не было Троицкого собора. Но он был! Громадный – так о нем писали, пятикупольный, белоснежный красавец-собор, посвященный Святой Живоначальной Троице и построенный «всем миром», был самым величественным и красивым в Азиатской части Российской империи. Его называли «Сибирским храмом Христа Спасителя». Строившийся с перерывами 55 лет исключительно на пожертвования, он был воплощением народного единения, веры православной, русского духа и любви к своему Отечеству. По большим церковным праздникам в нем собирались для общих молитв жители огромной Томской губернии, простиравшейся когда-то на территориях современных Томской, Кемеровской, Новосибирской, части Красноярского и Алтайского краев и Восточного Казахстана.

Троицкий кафедральный собор

Потому еще Троицкий собор стал «бельмом в глазу» безбожной власти, которая стремилась растоптать все святое, уничтожить саму память о прошлом. В 1930 году Троицкий собор закрыли, а в 1934-м сначала частично взорвали, а затем полностью разобрали.

По свидетельствам старожилов, с которыми в 1980-х — начале 1990-х годов встречались томские краеведы и историки (их воспоминаниями поделился с корреспондентом Г.В. Скворцов), в те времена, когда собор разбирали, томичей – рабочих и служащих – группами привозили на развалины и, устраивая соцсоревнование на скорость, предлагали очистить кирпичи от раствора и уложить в поддоны для повторного использования. Потом эти кирпичи шли на ремонт и строительство городских зданий, в том числе 3-го корпуса ТГАСУ, возведенного в 1937 году, школы №12, бывшего общежития №4 ТГУ на пр. Ленина и других.

По словам ст. научного сотрудника ТОХМ И.А. Евтихиевой, лет 20 назад беседовавшей с теперь уже почившими свидетелями давних событий, перед закрытием собора в нем жили игуменья томского женского Иоанно-Предтеченского монастыря Анастасия с несколькими сестрами и священниками. Они отделили для жилья небольшое помещение, отапливали его и тайно совершали там богослужения. Этих людей постигла трагическая участь: живыми, со связанными проволокой руками (большевики экономили патроны), их бросили в яр под Каштачной горой и засыпали землей.

Можем ли мы забыть об этом, как не думать и о том, почему Новособорная площадь названа именно так? Разве мы — иваны, не помнящие родства? И разве не наши предки жертвовали свои сбережения или, за неимением денег, семейные ценности на строительство собора? Разве не простые работяги – тоже чьи-то пра-прадеды и пра-пра-прадеды – возводили этот храм? Или, возможно, предки кого-то из наших современников – томичей и жителей других мест были богатыми купцами-благотворителями и устроителями собора?

Разве мы вправе закрыть красивой плиткой и газонами, вычеркнув из истории, то святое место, на котором стоял собор, в котором молились «За веру, царя и Отечество» наши предшественники, откуда они уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны, и куда 9 Мая приходим мы – тысячи томичей с портретами своих родных-фронтовиков?

В честь воинов-сибиряков

Давайте представим обычный 5-этажный дом высотой примерно 15 м. Умножим 15 на 4 и получим 60. Именно такой была высота главного купола Свято-Троицкого собора с крестом, на котором, по утверждению очевидца, была вылита фигура Спасителя. Диаметр основного здания, к которому примыкали 4 башни-колокольни с «вызолоченными» главами и крестами, составлял 30 м, а центр храма в алтаре находился там, где сегодня (за памятником Томскому студенчеству) стоит гранитный камень, установленный в «лето от Рождества Христова 1991 года 13 дня» Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в основание часовни-памятника в честь Троицкого собора.

Собор окружала кирпичная ограда с высокой металлической решеткой, а во дворе росли желтые акации.

Да, Новособорная площадь для томичей – действительно, памятное место. Кроме памятника покровительнице студенчества св. мч. Татиане, здесь установлена стела в честь подвига томичей в годы Великой Отечественной войны, памятник Труженикам тыла, а также большевикам, уничтожившим томский кафедральный собор в исторической последовательности — вслед за храмом Христа Спасителя в Москве.

Троицкий собор был не просто одним из кафедральных соборов Сибири. Это был храм-памятник Отечественной войне и победе русского духа в 1812 году, храм-памятник всем воинам-сибирякам, — рассказывает Ирина Александровна Евтихиева. — Когда-то Александр I после победы 1812 года благословил поставить храм-памятник в Москве и такой же храм-памятник в Томске, поэтому архитектура собора Христа Спасителя и томского Свято-Троицкого собора совпадала. В XIX веке Томск был, действительно, городом с очень развитой духовной историей. К 1917 году здесь насчитывалось около сорока церквей! А к 1943 году, когда Сталин приказал открыть храмы, их осталось всего две! Такого не было ни в одном сибирском городе, хотя коммунистические разрушители очень активно прошлись по Сибири. Но столько церквей, как в Томске, не было уничтожено нигде. И произошло это именно потому, что духовность народа была очень высокой, и с ней новая власть всячески боролась.

Мы — народ, потерявший память?

Русские, к сожалению, как никакой другой народ, в годы советской власти подверглись страшному геноциду, — продолжает И.А. Евтихиева. – Лев Троцкий говорил: «Пусть 90 процентов русских погибнет, лишь бы разгорелась революция». — Русский народ с его патриархальностью, семейственностью, церковностью был им не нужен. А вся история России – это история православного человека. Да, и в Томске, как везде, живут мусульмане, протестанты, католики, но Россия строилась православными людьми, а Томск – православными верующими – казаками. Если мы где-нибудь в фильме увидим человека, потерявшего память, то он в лучшем случае вызовет у нас сострадание, а скорее всего – брезгливость, ведь такой человек опускается, забывая, как есть, пить, умываться… А какое отношение других народов к себе может вызывать народ, потерявший память? Так вот мы сейчас – такой народ. И пока мы не опамятуемся, не вернем свою историческую память, отраженную в том числе и в истории Троицкого собора, отношение к нам не изменится. Уничтожение очагов исторической и духовной культуры – не что иное как форма уничтожения нации. Разве не понятно, что нас хотят уничтожить? Поэтому Троицкий собор необходимо восстанавливать! И первым этапом строительства должна стать часовня, как это было в Москве: сначала построили часовню, а за ней – храм Христа Спасителя.

Ирина Александровна – одна из тех томичей, кто с начала 90-х активно отстаивал идею возрождения Троицкого собора.

Уже создан его проект, одобренный Патриархом, — добавляет искусствовед. – Три года назад московский архитектор Виктор Захаров, по чьим проектам построено немало православных храмов, привозил его в Томск, но, к сожалению, так ни с чем и уехал: власти проектом не заинтересовались. Пока мы, томичи, сами не осознаем, что нам нужен Троицкий собор, пока наши душевные силы и духовные устремления не будут направлены на его восстановление, пока мы не пожертвуем для него все, что в наших силах, ничего не изменится. А те, кто сегодня противятся строительству часовни и храма, противятся восстановлению исторической памяти русского православного человека.

Ирина Киселёва

…И штандарты Томского полка

По воспоминаниям томичей-старожилов, в одном из приделов Свято-Троицкого собора стояли штандарты (военные знамена) 39-го пехотного Томского полка, бесстрашно сражавшегося на полях Отечественной войны 1812 года, участника Заграничных походов Русской императорской армии 1813-14 годов, сражений Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. После закрытия собора большевики вынесли знамена на Новособорную площадь и прилюдно сожгли. Они выдали полковые знамена за флаги черносотенцев, которые были для них особенно ненавистны своей преданностью царскому престолу. Новые власти всячески убеждали горожан, что служители собора вели «систематическую черносотенную агитацию».

Командир 39-го томского полка со знаменем

Из рассказа Ирины Евтихиевой

Фото Икона свт. Николая

Святые лики Троицкого собора

В Никольском приделе Троицкого собора хранилась икона свт. Николая Чудотворца, от которой, также по воспоминаниям томичей-старожилов, происходило немало чудес.

Помолиться у нее можно и сегодня. Эта большая икона освящает левый придел Петропавловского собора, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Образ святителя Николая – единственная, чудом уцелевшая икона из иконостаса Троицкого собора.

Икона святителя Николая в обожженном резном киоте
Петропавловский собор, г. Томск. Единственная сохранившаяся икона из иконостаса Троицкого собора

До 1845 г. как такового, кафедрального храма в Томске не было. Его функции исполняла Богоявленская церковь. Епископ Томский Афанасий (Соколов) выступил инициатором строительства соборного храма. 3 июня 1845 г. состоялась торжественная закладка собора и строительство началось. 26 июля 1850 г., когда здание вчерне было почти готово, главный купол собора, а с ним вместе 4 арки обрушились. Работы возобновились только в 1858 г., но за истощением средств, в 1861 г. снова были прекращены. Вновь строительные работы возобновились в 1885 г. Строительство собора было закончено по первоначальному плану в 1900 г. В том же году состоялось торжественное освящение кафедрального собора.

Храм поражал своим величием. Был выстроен из камня, с каменным подвальным этажом, куполом и четырьмя башнями-колокольнями, главы и кресты купола и башен вызолочены. Своими формами храм напоминал Введенскую церковь, лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге, построенную по проекту К.А.Тона.

Троицкий собор имел три придела. Главный был освящен в честь Святой Троицы, а боковые – во имя свт. Николая и св. благоверного князя Александра Невского.

Приписными к собору числились следующие церкви: 1) Кладбищенская в Томске в честь Вознесения Господня, построена в 1810, каменная. 2) На заимке Пудовиковых в 3 в. от Томска, деревянная, во имя Св. Архидиакона Стефана, построена в 1856. 3) Часовня в Томске у дальнего ключа. После 1917 г. все эти храмы были разрушены.

В 1914 г. Святейшим Синодом был утвержден штат для Троицкого собора: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. Известно, что в 1914 г. в храме служили: протоиерей Петр Андреевич Мстиславский, протоиерей Иоанн Алексеевич Беневоленский — ключарь собора, протоиерей Ксенофонт Яковлевич Васильков, священник Константин Владимирович Лебедев, священник Николай Ильич Благовестов, протодиакон Симеон Иванович Александров, протодиакон Андрей Николаевич Буторин, диакон Тимофей Яковлевич Астафьев, диакон Александр Алексеевич Владимиров, псаломщик Николай Евграфович Хрущев, псаломщик Павел Петрович Красивский.

С 1922 по 1924 гг. храм принадлежал обновленцам. В 1930 г. храм был закрыт, а спустя четыре года взорван и разобран на кирпичи.

В 1991 г. на месте разрушенного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень в основание часовни в память о Троицком соборе.

Е.А. Шабунин, референт Издательского совета Новосибирской епархии

С сайта Образование и православие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *