Бог это время

БИБЛЕЙСКОЕ ВРЕМЯ

В свое время «Илиада» Гомера стала путеводной звездой для археолога Генриха Шлимана, отыскавшего легендарную Трою, руководствуясь исключительно текстами древнегреческого стихотворца. Может быть, и библейское сказание о сотворении мира столь же информативно и правдиво?

— Бог сотворил мир за 6 дней, — рассуждает кандидат геолого-минералогических наук Михаил Бурлешин. — Явная несуразица. Ведь согласно научным фактам Земле — несколько миллиардов лет.

Но библейские аллегории нельзя понимать буквально. Они нуждаются в интерпретации. И некоторые ученые сегодня допускают: под днем сотворения мира подразумевается некий этап историко-геологического развития нашей планеты. А современная геологическая наука делит историю развития Земли как раз на шесть крупных эр — догеологическую, архейскую (древнейшую), протерозойскую (первичной жизни), палеозойскую (древней жизни), мезозойскую (средней жизни) и кайнозойскую (новой жизни).

Чем не 6 «дней»?

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

ПО БИБЛИИ. Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

ПО НАУКЕ. По теории Бурлешина и его единомышленников, наша планета существует не менее 7 млрд. лет. То есть на два миллиарда лет больше, чем написано в учебниках. Первый день сотворения мира ученый отождествляет с ранним периодом догеологической эры, которая длилась 2 — 2,5 млрд. лет. Из них от ста до нескольких сотен миллионов лет современные теоретики отводят на формирование Земли, Луны и других планет Солнечной системы из первичного газопылевого облака, вращавшегося вокруг Солнца. С образованием земной тверди возникает понятие неба. А под разделением света (дня) и тьмы (ночи) подразумевается вращение Земли вокруг ее оси и одновременно вокруг светила — Солнца.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

ПО БИБЛИИ. Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

ПО НАУКЕ. На языке науки это соответствует процессам, происходившим в поздний период догеологической эры, когда завершалось формирование земной атмосферы, гидросферы, первичной земной коры, мантии и ядра. Объем планеты постепенно увеличивался за счет поглощения частиц густого газопылевого облака, а разогрев достиг такой степени, что отдельные участки ее поверхности стали плавиться и возникли очаги магмы. Постоянно происходили излияния горячей лавы из недр, землетрясения. Из космоса на земную поверхность обрушивались ливни комет и метеоритов. Молодая, только начавшая формироваться атмосфера была до отказа насыщена электричеством. Мощный слой облаков закрывал солнечный свет, атмосфера была пропитана пылью.

Когда более 5 млрд. лет назад из атмосферы стали выпадать жидкие осадки, они, едва коснувшись раскаленной поверхности земли, тут же испарялись. Земная кора начала коробиться впадинами и возвышенностями, где впоследствии, когда планета стала остывать, заплескались волны океанов и возникли материки.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

ПО БИБЛИИ. Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды — морями. Создает растительность.

ПО НАУКЕ. Совершенно очевидно, что третий день отвечает длительному периоду, охватывающему архейскую эру, а также ранний и средний периоды протерозойской эры.

4,3 млрд. лет назад закончились процессы формирования первичной земной коры, состоящей из базальтов, а также океанов и морей. Появились необходимые предпосылки для зарождения жизни.

В эпоху возникновения первичной жизни атмосфера и воды морей Земли были бескислородными, а солнечный свет не достигал поверхности планеты. Очевидно, древнейшие жизненные формы были вирусоподобными. Их жизненные процессы шли за счет тепла, выделяемого из недр Земли, а также радиоактивного и космического излучений.

Потом появились бактерии, сине-зеленые водоросли, способные жить в условиях острого дефицита кислорода и солнечной радиации. Они оказались способны выделять кислород.

С появлением кислорода в воде и атмосфере зарождаются простейшие насекомые, бурно развиваются водоросли. На Земле резко холодает. На дне мелководных морей появляются черви, кораллы, губки, иглокожие, морские звезды, моллюски, медузы.

В отношении континентов и океана сходство Божьих деяний во время третьего дня сотворения мира и реального этапа истории Земли — идеальное. А в отношении описания растительности есть разночтения. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».

Ученым же известно, что в девонском периоде палеозойской эры, длившемся 405 — 345 миллионов лет, появились предки плаунов, примитивные папоротники и хвощи. Это были травянистые растения, а представители древесных пород возникли лишь в конце девона. Но Библия использует понятия «семя», «дерево», «плод», из чего любой специалист должен сделать вывод, что имеются в виду высшие голо- и покрытосеменные растения. Первые из них появились в палеозойскую эру, вторые — в мезозойскую, то есть много позже раннего и среднего протерозоя. Они требовали для существования насыщенной кислородом атмосферы, наличия озонового слоя и достаточной солнечной радиации. Поэтому, надо полагать, нельзя понимать применительно к Библии эти термины буквально. Книга книг не научное исследование, а рассказ о развитии жизни на Земле, очень простой рассказ, понятный людям далекого прошлого.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

ПО БИБЛИИ. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».

ПО НАУКЕ. Четвертый день, по мнению геологов, совпадает с поздним периодом протерозойской эры, который длился примерно 1030 млн. лет. На этом этапе атмосфера Земли становится прозрачной, земная твердь после длительного мрака предыдущих этапов обогревается лучами Солнца, освещается светом Луны и звезд. Поэтому аллегорическое описание божественного деяния четвертого дня становится вполне естественным и понятным. Иначе зачем потребовалось бы Богу заново создавать Солнце, отделять день (свет) от ночи (тьмы)? Ведь это деяние было проделано им в первый день сотворения мира.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

ПО БИБЛИИ. Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю — птицами.

ПО НАУКЕ. Этот день охватывает палеозойскую эру, ранний и средний периоды мезозоя. Палеозой длился 330, а мезозой — 173 млн. лет. Просветление атмосферы и ее азотно-кислородный состав обусловили эволюционный взрыв в развитии земной жизни: появление рыб, рептилий и птиц. До того жизнь 3 млрд. лет «топталась» на уровне вирусов, бактерий и простейших водорослей.

И, наконец, ДЕНЬ ШЕСТОЙ

ПО БИБЛИИ. Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем — человека.

ПО НАУКЕ. Шестой день соответствует позднему периоду мезозойской эры и кайнозойской эре, который длился 67 млн. лет. В позднем мезозое, в меловом периоде, зародились млекопитающие, а затем, в плейстоцене, продолжавшемся 2 млн. лет, появился человек.

И только на СЕДЬМОЙ ДЕНЬ человек разумный заселил Землю. Тогда, собственно, и завершилось библейское сотворение мира. Возможно, с этого времени следует начинать отсчет седьмого библейского дня, когда Бог почил «от всех дел Своих».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

— Михаил Иванович, а каким образом древние люди, не владевшие фундаментальными научными знаниями, могли описать так точно грандиозную картину сотворения мира, что спустя тысячелетия она находит свое подтверждение в исторической геологии?

— Древние ничего не смогли бы описать без помощи Всевышнего, — отвечает Бурлешин. — Все знания, которые поражают нас, когда мы читаем Библию, были даны избранникам путем прямого Его откровения.

Многие люди полагают, что именно наука в первую очередь подтверждает материалистический взгляд на Вселенную и человека. Но соответствует ли это истине? Если обратиться к собственным высказываниям выдающихся ученых последних нескольких столетий, то выясняется, что они никогда не противопоставляли Бога и науку. Бог всегда стоял над Миром, ибо создал его. Об этом пишут те, кто в науке, быть может, «приблизился» к Богу ближе всего: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и многие другие. Ведь великие физики старались понять, по каким законам устроена Вселенная, иначе говоря, по каким законам ее устроил Бог.

А что вы можете сделать за шесть дней?

Цитата из произведения «КОГДА БОГ СОЗДАВАЛ ВРЕМЯ…» (Ирландский дневник) немецкого писателя Генриха Теодора Бёлля (Heinrich Theodor Boll, 1917 – 1985):

«…поистине, когда бог создавал время, он создал его достаточно. Спору нет, при использовании времени можно наблюдать и расточительность, и бережливость, причем — как ни парадоксально это звучит — расточители времени всегда оказываются в результате самыми бережливыми, ибо когда кто-нибудь претендует на их время — например, чтобы быстро отвезти кого-нибудь на вокзал или в больницу, — оно у них всегда находится. Подобно тому, как у расточителя денег всегда можно попросить взаймы, так и расточители времени — это, по сути, сберегательные кассы, куда господь складывает про запас свое время и держит его там на случай, что оно вдруг понадобится, поскольку какой-нибудь бережливец истратил свое не там, где надо.»

Примеры

Стругацкий Аркадий Натанович (1925 – 1991), Стругацкий Борис Натанович (1933 – 2012)

«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.), ист. 3 гл. 1:

«Когда бог создавал время, — говорят ирландцы, — он создал его достаточно. Г. Бёль»

Дополнительно

Цитаты:

Кто такие старцы

Старчество в Православии – это молитвенное и деятельное явление, связанное с духовным наставничеством. Старцами называют монахов или священников, которые получили особые духовные дары от Бога. Их миссия — наставлять других людей, доносить до них волю Божью.

Наиболее известными старцами последних столетий являются Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Лаврентий Черниговский, Паисий Святогорец, Николай Гурьянов, Кирилл (Павлов), Серафим (Тяпочкин), Иоанн (Крестьянкин). Также известны такие старицы как Ольга Московская, старица Сепфора, Марфа (Романова), Прасковья Дивеевская. Все они вели праведную подвижническую жизнь, духовно окормляли и помогали тысячам людей. Многие из них уже причислены Церковью к лику святых.

Своим горячим служением Богу старцы стяжали благодатный дар прозорливости Прозорливость — способность видеть мир духовным взором, раздвигая границы пространства и времени. Старцы это современные пророки, проводники Божьей воли, назидающие и утешающие своих чад, исцеляющие их от духовных и телесных болезней.

Появление первых часов

Все часы, независимо от их типа, должны иметь регулярный или повторяющийся процесс (действие) с помощью которого можно было бы отмечать равные промежутки времени. Первыми примерами таких процессов, которые удовлетворяли необходимые требования, были как природные явления, такие как движение солнца по небу, так и действия, созданные искусственно, как равномерное горение зажженной свечи или пересыпание песка из одного резервуара в другой. Кроме того, часы должны иметь средства для отслеживания изменения времени и, таким образом, быть в состоянии отобразить полученный результат. Поэтому история часов – это история поиска все более последовательных действий или процессов, регулирующих темп часов.

Существа, прядущие нити времени и судьбы

Образ времени, которое создается и распределяется по человечеству, как нити судьбы, распространен в легендах разных стран и народов. Идея в том, что существует некий закон жизни, поддерживающий порядок в мире, представленный в виде веретена, оси, стержня.

Нити этого веретена прядут для каждого человека особые существа, которые чаще всего «работают» группами, как например три мойры в Греции:

  • Лахезис – «участь, жребий», предопределяющая судьбу человека до его рождения;
  • Клото – «пряха», ткущая событийную нить человеческой жизни;
  • Атропа – «необратимость», та кто обрывает жизненную нить, следит за этим сроком.

Их мифологические аналоги в других культурах:

  • Парки в римской мифологии;
  • Норны скандинавского этноса;
  • Вирды англосаксов;
  • Славянские рожаницы, спутницы бога Рода;
  • Лаймы в латвийских легендах.

Наличие этих существ в легендах означает, что общественное сознание человечества принимает тот факт, что у каждого человека своя судьба, свой срок времени, который отведен его нитью жизни.

Нить эта обрывается в момент смерти человека или правильней сформулировать наоборот: когда нить времени кончается, то человек умирает.

Египет

Татенен – «поднимающаяся земля», значим в древнеегипетской мифологии, демиург. Сотворивший богов, мир земли и людей из первобытного хаоса. Связывает циклы времени с земледелием. Позднее стал ассоциироваться с богом Птахом.

Нехебкау – египетский бог времени, покровитель умерших, ожидает человека у входа в царство мертвых чтобы соединить его жизненную силу, выходящую из физического тела с его вечной Душой.

Изображался в образе змеи или человека с головой в виде змеи, двух змей.

Считался богом-защитником Ра, в других источниках, наоборот, врагом бога Солнца. Его культ был связан с празднованием Нового года и обрядом коронации фараонов.

Индия и Иран

Зерван – вечное время, иранский Сатурн, породивший добро и зло. Именно из него вышли два брата – добрый Ормазд (Ахурамазда) и злодей Ариман (Ангро-майнью).

Добрый ребенок зародился в момент любви и творческого порыва папы Зервана. А злой братишка зарожден в момент сомнений папаши в своей способности породить сына, которому можно будет передать этот мир и власть над ним.

Так вышло потому что Зерван, в отличии от своего отца, Бога Неба, который безудержно создавал из своей энергии детей и не заботился о результатах своего творения, уже понимает ограниченность собственных возможностей и сил, поэтому не уверен в результате. Так отличается Уран-бог неба и Сатурн-бог времени.

Кала – индийский бог времени и судьбы. Символом этого бога времени является колесо, цикл дней и ночей, превращающийся в месяцы, и во времена года, которые поглощают существование человека. Он является воплощением универсального закона, от которого все зависят, он создает, хранит и уничтожает мировое пространство.

В индийском пантеоне, Кале подчиняется бог смерти Мритью, причина действий которого определяется именно Калой.

Дити – «ограниченность», является богиней земли и её циклов плодоношения, земледелия. Произвела на свет асуров-демонов и 49 сияющих Марут (дэвов).

В индуизме со временем связано такое понятии как Рита – естественный порядок вещей, вечное колесо закона. Символизирует постоянное перевоплощение всего сущего, его ритм, заданный универсальным космическим законом.

Рим и Этруски

Сатурн – древнеримский бог времени и земледелия, зачастую его имя обозначает «сеятель». Символ Сатурна – серп, символ земледелия. Он насыщался годами и временем.

В честь него римляне устраивали декабрьский сатурналий (начинался 17 декабря, праздновался 5-7 дней), который позднее преобразован в современные праздники – Рождество и Новый Год.

С именем этого бога, как и его аналога – греческого Кроноса, связано придание о Золотом Веке, когда люди жили в мире и изобилии, не было неравенства, всё было общим.

Анна Перенна – древнеримское божество, связанное с наступлением нового года. Этот праздник приходился на 15 марта, так называемые мартовские Иды римлян.

Сатре – этрусское божество изобилия золотого века, аналог Сатурна и Кроноса. Правил подземным миром, поэтому устрашающ и почитаем. Покровитель посевов, сохранения семян в земле и их пробуждения.

Кельты и Германия

Рагнарёк – «рок, судьба», сумерки, закат богов. Это название судьбоносного события (по смыслу – «конец света”), когда произойдет битва между богами и хтоническими чудовищами, которая завершится гибелью Богов и всего мира.

Данное пророчество приписывают Вельве, пророчице, которую бог Один вызвал из могилы. В пророчестве описаны признаки и все действующие лица Рагнарёка, а также последующее возрождение богов и человечества.

Япония и Китай

Тай-суй – глава ведомства времени китайской мифологии, он отвечает за все неприятности, происходящие с человеком, независимо от его воли или согласно ей. Мог выступать полководцем китайских армий.

Изображается с колокольчиком – специальным инструментом для улавливания людских душ и с секирой, останавливающей человеческую жизнь. То есть Тай-суй по совместительству, ещё и бог Смерти.

О-Тоси – японский бог урожая, «великой жатвы», отвечающий за связь годового цикла времени с порядком земледельческих процессов. Отец шестнадцати божественных детей.

Двуречье и Малая Азия

Иншушинак – один из древних божеств Элама (древнее государство, юго-запад современного Ирана), который правит царством мертвых, защитник клятв и покровитель правосудия. В ассирийских текстах его ассоциировали с Нинуртой (сатурнианское божество).

Иншушинака изображали в виде полумужчины-полуженщины. Его именем подкрепляли клятвы, нарушение которых строго каралось.

Таблицы МЕ – главный объект вожделения всех богов, таблицы сущностей и судеб. Они символизировали самую глубинную суть материального бытия, исполняющего высший закон реальности – осуществить свою судьбу.

Господином всех МЕ считался шумерский владыка судеб Энмешарра, повелевавший подземным миром. Хранил их мудрый создатель Энки, по другим версиям Нинурта (Сатурн), считающийся владыкой земли и выступающий судьей.

Славяне

Карачун – божество зимы и смерти славянского пантеона, повелевает холодом и морозами. Также воспринимался как злой дух, способный сокращать жизнь человеческую и вызывать ранние смерти.

Карачун художника Всеволода Иванова

Есть мнение, с которым многие не согласны, что Карачун образно ассоциируется с Кащеем в русских сказках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *