Блудница и Иисус

Идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Для воссоздания исторически достоверной обстановки Поленов в 1881–1882 совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883–1884 жил в Риме. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Первоначально в название картины была вынесена евангельская фраза: «Кто из вас без греха», но по настоянию цензуры название было изменено на «Христос и грешница». «Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал в одном из писем Поленов.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и прощения. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом, изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями. Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись.

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Слева от ступеней храма – Христос с учениками. Толпа занимает на полотне правую сторону. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Самоуглубленный поленовский Христос выражает мироощущение живописца, в основе которого стремление к красоте и гармонии окружающего мира. Картина, не соответствовавшая канонам ни академической, ни религиозной живописи, вызвала горячие споры современников.

РЕКОМЕНДУЕМ

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ. «Христос и грешница». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

Методические материалы на образовательном портале «Здравствуй, музей».

«Нам не дано предугадать»

Через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения приходили к вере. Поленов создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказывает о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины для многих открывали евангельскую историю.

В. Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей,
1902 год
Василий Поленов. Галерея картин, фото и рисунков художника

После огромного разрыва в религиозной традиции, когда люди потеряли веру, когда молитвенная жизнь для большинства населения нашей страны закончилась, у многих возникла сильная религиозная жажда. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку, и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».

И я помню, что мне приходилось до бесконечности рассказывать посетителям не столько о художественном методе Поленова или о том, как именно он трактовал евангельские сюжеты, сколько о событиях, происходивших в ту далекую эпоху.

Поленов изображал евангельские события деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. Мир иконы для многих был тогда сложен: для этого нужен был духовный опыт, базовое знание о православной культуре. А здесь перед нами были картины, которые изображают реального человека в реальных условиях, в палестинской природе, — и невольно возникал интерес, появлялись вопросы. А затем для тех, кто всерьез начинал искать ответы, постепенно раскрывался и смысл Евангелия и христианской жизни.

Сам Поленов вряд ли подозревал, какую роль спустя годы сыграют его произведения, ведь его религиозные воззрения были сложными. Но как часто бывает, когда работает большой художник, он не может знать о конечном результате своего труда. «Нам не дано предугадать…» — говорил Тютчев о силе слова, то же самое и здесь, когда речь идет о искусстве с большой буквы.

«Религия — тот же творческий акт»

Незадолго до смерти Поленов вел переписку со своим другом, молодым человеком, который годился ему в сыновья, Леонидом Васильевичем Кандауровым, с которым он путешествовал по Палестине в 1899 году. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину, и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». В той же переписке он рассуждает о том, чем человек отличается от животного: прежде всего тем, что человеку дан дар творить. Сам Поленов не видел жизни вне творчества.

Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881

В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Последним его желанием было побывать в Эрмитаже и Лувре, посмотреть на картины любимых художников. Потом он находился в забытьи, очнувшись от которого, вдруг заговорил о Савве Ивановиче Мамонтове, спросил о его сыне Всеволоде и вспомнил о том, что у него часто бывали музыкальные вечера — и ему захотелось послушать музыку.

То есть Василий Дмитриевич всегда находился в творческом процессе, и, возможно, поэтому вера для него мыслилась разновидностью творчества.

Зачем Поленов строил храмы?

Поленов участвовал в создании нескольких храмов. В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. Почему он это сделал? Потому что считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. А еще потому, что храм для него был тем же синтезом искусств, соединением и архитектуры, и живописи, и пения, которое он очень любил и даже написал музыку для богослужения, потому что обладал музыкальными способностями. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции.

Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Фото Юлии Маковейчук

Еще один удивительный храм, в создании которого участвовал Поленов, была церковь в усадьбе Абрамцево. Однако инициатива создания этого храма исходила от хозяйки абрамцевского дома — Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, женщины высокой духовной культуры, что признавалось всеми, кто был с ней знаком. А художники — Васнецов, Нестеров, Репин и другие — подхватили эту идею, им было интересно в первую очередь, свободно, без давления цензуры проявить свое творчество.

Иконостас в храме в Абрамцево выполнен по проекту В. Д. Поленова
и навеян путешествием Поленова по Палестине
Фото Юлии Маковейчук

И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Вместе с Васнецовым они создали архитектурный проект храма, Поленов также разработал проект иконостаса, сам написал несколько икон. В создании храма было много приятных моментов для совместной работы: известно, что даже дети соработничали художникам. И получился великолепный результат: эта церковь — жемчужина в плане и архитектуры, и оформления, здесь налицо совершенно новые веяния в искусстве. С этого времени начинается новая эпоха в развитии русской религиозной живописи, основоположниками которой все же стоит назвать В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Ведь именно для этого храма Васнецов впервые пишет Богородицу с младенцем и потом в законченном, отточенном виде этот образ он представит во Владимирском соборе в Киеве.

Лик Спасителя. Храм в Абрамцево
Фото Юлии Маковейчук

Но если мы посмотрим на абрамцевский храм глазами Нестерова, глубоко верующего человека, то увидим, что его душу, прежде всего, затронул созданный Васнецовым образ преподобного Сергия Радонежского. Именно этот образ дал Нестерову повод для размышлений и создания своего живописного варианта святого. А вот Благовещение Поленова на створках Царских врат, и Спас Нерукотворный Репина оставили его вполне равнодушным.

Примечательно и то, что когда Поленова в ряду других художников пригласили расписывать Владимирский собор, он отказался и не поехал. Васнецов был поражен, он писал художнику: как же так? Вы столько были в Палестине, видели все своими глазами. Почему же вы отказываетесь? А Поленов отвечал, что не имеет к этому расположения и не может обманывать ни себя, ни других. Это был очень честный поступок.

Был и еще один храм в Кологриве, проект и убранство которого тоже создал Василий Поленов. Но делал он это лишь в каких-то исключительных случаях и лишь тогда, когда это не было правительственным заказом, когда не было цензуры, когда художник мог смело реализовать свой замысел.

О том, как время все расставило по своим местам

Я долго размышляла о том, для чего Поленов почти 40 лет своей жизни посвятил образу Христа, почему художник, так сложно относившийся к вере, считал свой евангельский цикл «главным трудом своей жизни». И однажды я зашла в какую-то иконную лавку, и мой взгляд упал на что-то знакомое: я увидела ту самую поленовскую работу, первую из евангельского цикла — «Мария пошла в Нагорную страну».

Василий Поленов.»Мария пошла в Нагорную страну». 1890

Но только над головой Марии сиял нимб, и, как на иконах, на картине были надписи. Тогда я спросила: «Что это за икона?» — «О, это очень важная икона», — ответили мне. — «Как она называется?» — «Мария Нагорная». — «А автор?» — «Мы не знаем, автор неизвестен».

Понимаете?

Художник изобразил сюжет как обычное явление, а жизнь все перевернула и показала, что это — образ, которому можно молиться. Оказалось неважным, что именно думал и что хотел вложить в свою работу Поленов: сейчас эта картина существует как икона.

Портрет — Пресс-служба ВТБ

«Ваша миссия в веках Вам не понятна»

Помимо серии евангельских картин Василий Дмитриевич написал книгу «Иисус из Галилеи»: он предпринял попытку сделать свод четырех канонических Евангелий. Как писал сам Поленов, он решился соединить в единое целое все четыре Евангелия, взяв тот же принцип, которому следовал в своей живописной работе: от рождения Христа до Его смерти (то же самое, кстати, пытался сделать и Толстой, задумавший написать материалистическое евангелие).

Христос. Эскиз для картины «Кто из вас без греха?». 1888

Но когда он показал эту работу своему близкому другу, историку, который, по-видимому, занимался и историей религии, Валерию Николаевичу Лясковскому, тот проанализировал ее и внес очень много правок: его комментарии заняли примерно 15 машинописных листов. В своем письме к Поленову он говорит: «Вы, вероятно, в своем труде не понимаете суть Христа, Его богочеловеческую природу и всячески стараетесь отойти от этой темы, избежать ее. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».

Еще в одном из своих писем Лясковский спрашивает Василия Дмитриевича: «Вы все время обращаетесь к трудам Ренана, Ревиля, а читали ли Вы иную богословскую литературу, написанную за столько тысячелетий: отцов Церкви, или хотя бы Хомякова?» Василий Дмитриевич к этой литературе не обращался, она его не очень интересовала, поскольку он совершенно не мог проникнуть в ее структуру, понять, о чем она.

Известные своим стремлением к порядку
И явной набожностью, знанием, где грех,
И знанием библейских форм, обрядов,
Всегда готовые винить людей при всех,
Они увидели в Христе неординарность
И непохожесть на себя, своих вождей,
И потому, задав вопрос коварно,
Хотели уличить Его в грехе скорей.
Иисус стоял, свободный и открытый,
В Божественной и чудной простоте, –
Пришедший, чтоб спасти больных, побитых
И научить людей любви и доброте.
Он издали увидел их, к Нему идущих,
Увидел женщину, ведомую на смерть,
Увидел грех её и их, ведущих,
Увидел злость их, непрощенье, месть.
Он не судить пришёл, но, видя грех в тех людях,
Что шли блудницу смертью наказать,
И зная наперёд, что вскоре будет,
Решил им зло сердец их показать.
«В законе ветхом Моисей сказал издревле:
«Блудниц камнями надо побивать!” –
Что скажешь Ты?! – они спросили гневно:
– Быть может, той расправы можно избежать?»
Он посмотрел на них невозмутимым взором;
Проникнув в души, в них увидел зло
И ненависть, и гнев, в котором
Их истязать её, несчастную, влекло…
Зачем они спешат исполнить это слово,
Хотя пред Богом вечным все полны вины?
Зачем другого судят так сурово,
А сами, осуждая, уж осуждены?
Христос сказал: «Пусть первым бросит камень чистый!
Кто без греха из вас, тот камень подними!»
И написал молитву на песке искристом,
Чтобы свои сердца увидели они.
Держащие в руках огромные каменья,
Они вдруг замерли, затихло всё вокруг.
«Быть может, знает Он все согрешенья?
И вдруг Он о моём грехе всё скажет вслух?»
Вот рослый фарисей, что грех творил свой тайно,
Вдруг камень опустил и тихо прочь пошёл.
Другой, – что в ссоре с братом был случайной
И брата не любил, судил, – за ним побрёл.
Один в себе увидел зависть и обиду;
Второй и третий – жадность – вечный корень зла;
Четвёртый – кражу; пятый, тихий с виду,
Увидел эгоизм, отсутствие добра…
Все потихоньку разошлись и разбежались,
Остался Иисус лишь с женщиной одной.
«Куда же судьи все твои девались?» –
«Нет никого. Лишь Ты один, Спаситель мой…» –
«Иди и больше не греши, – тебя прощаю!
И из любви к Творцу не делай больше грех.
Закон сей ветхий смертью устраняю.
Поверь, Я больше жизни возлюбил вас всех.
Скажи другим, что в Боге есть вины прощенье,
Что больше зуб за зуб не надо выбивать.
Для Бога важно новое творенье –
В спасённых душах создавать и возрождать.
Скажи, Я милости, добра хочу, не жертвы,
Хочу, чтоб люди всей душой служили Мне.
Закон любви хочу вложить бессмертный,
И очищать сердца, как золото в огне.
Себя кто честно судит, осуждён не будет.
Кто крест свой, данный Богом, каждый день несёт,
Тех Бог в День судный, славный не забудет, –
Он с ними в вечный Храм Небесный Сам войдёт».
Пошла она, едва в своё спасенье веря,
Но твёрдо зная, что с ней рядом был Сам Бог.
Он в Судный день опять её проверит…
О, если б Он безгрешно жить ей впредь помог!..
А те законники, что молча разбежались?..
Что стало с ними? Как исправиться им впредь?
Сердца их тоже от тревоги сжались.
Как смогут на Суде в глаза Христу смотреть?..
Дал Бог бы им тогда и дал бы нам сегодня
Не находить объекты больше для битья!..
Себя исследовать – то Господу угодно,
Чтоб верой каждый жил, Его любя.
Христос, Он и сейчас, свободный и открытый,
Стоит в Своей доступной, светлой простоте, –
Пришедший, чтоб спасти больных, побитых
И научить людей любви и доброте.

Евангельский рассказ

Христос и грешница (Габриель Метсю, 1653 год)

…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Ин.8:2-11)

Споры о подлинности рассказа

Христос и блудница
(Лукас Младший Кранах, ок. 1532 года)

История с грешницей отсутствует во многих древних списках Нового Завета: в Синайском кодексе (IV век), Ватиканском кодексе (IV век), Сирийской синайской рукописи (IV или V век), в ряде переводов он помещается только в примечаниях.

Карл Лахманн и Константин Тишендорф считают эту историю позднейшей вставкой по причине того, что стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия от Иоанна. Этот эпизод на Востоке появляется впервые в сирийском переводе Евангелия VI века, в этот же период его начинают включать в себя греческие рукописи. Однако Августин Блаженный (354—430) в своём сочинении «Против Пелагия» пишет, что рассказ о грешнице в его время находился во многих кодексах, как латинских, так и греческих. Он пишет что эта история была исключена некими маловерами из страха перед злоупотреблениями, к которым этот рассказ мог привести их жён.

Кроме сообщения Августина этот рассказ был известен:

  • в Апостольских постановлениях (конец IV века): «когда старцы поставили пред Ним другую некоторую согрешившую и, предоставив суд Ему, вышли, Он, сердцеведец Господь, после того, как спросил её, осудили ли её старцы, а она сказала: «нет», — сказал ей: «итак, иди, и Я не осуждаю тебя»»;
  • Папию Иерапольскому (ум. в середине II века), ученику Иоанна Богослова, написавшего это Евангелие.

Примечания

Христос и грешница на Викискладе

  1. 1 2 Комментарий Баркли к Новому Завету
  2. 1 2 3 Толковая Библия Лопухина. Евангелие от Иоанна
  3. Аврелий Августин. Против Пелагия. 2:17
  4. Аврелий Августин. Против Прелюбодеев. 2:7
  5. Апостольские постановления. 2:24, 4
  6. 1 2 3 Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна
  7. 1 2 Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
  8. Гладков Б. И. Толкование Евангелия

Некий царь великий имел град, высокий и крепкий, и жителей в нём, и был у него один любимый сын. Захотел царь женить своего сына, но оставил он красивейших и премудрых дочерей всех своих граждан. И сказал сыну:

— Иди, любезный мой сын, в мир и найди себе жену, какую захочешь, потому что не хочу принуждать тебя выбирать только из живущих здесь.

Отправился сын царский в страны иноплеменные, изучая варварские иноплеменные языки и нравы, прилежно ища себе жену. Там провёл он много лет, и избрал в невесты блудницу, нечистую, скверную, нагую, нищую и в коростах. Её умыл, накормил, очистил от скверны, одел в прекрасные одежды, показал всему миру и привёл в царство отца своего.

Отец обрадовался избранной невесте, облобызал и принял, радуясь. Показал её царице, посадил справа от себя и обещал всех её родных здесь принять, говоря:

— Это моя невестка, и всё племя её и род будут ей подобны.

Видевшие это граждане и советники царские были в недоумении, почему предпочёл он их дочерям, добрейшим и прекрасным, блудницу убогую и скверную. Однако если хотят приносить царю честь и поклонение, то и той, которая рядом с ним, поклоняются с невольной боязнью и трепетом.

Блудница перед Христом — Джорджоне. 137 x 180 см
Сюжет из Нового Завета про блудницу и Христа стал одним из самых часто воспроизводимых художниками. История, содержащаяся в Евангелии от Иоанна, рассказывает о том, как фарисеи привели к Иисусу женщину, которую уличили в прелюбодеянии. Книжники стали утверждать, что Моисей говорил бить таких грешниц камнями, но Христос возразил своё нетленное: кто безгрешен, пусть первым бросит в неё камень. И все побросали свои камни на землю и удалились по одному.
Джорджоне показывает своему зрителю как раз тот момент, когда блудницу подводят к Христу разгневанные фарисеи. Сразу можно отметить, что картина не является типичной для выдающегося мастера Высокого Возрождения. Гораздо привычнее видеть, что небольшие по размеру фигурки людей буквально «утопают» в роскошном живом пейзаже. Здесь же практически всё пространство работы занимают герои.
Фигура Христа и блудницы выделена Джорджоне яркими доминирующими тонами – это синие и оранжевые одежды на Иисусе, а также белоснежное платье с зелёно-болотной накидкой, повязанной наискосок, на женщине. Остальные герои изображены в красных, коричневых и золотых тонах.
Композиция построена таким образом, что каждый герой хорошо просматривается. Все фигуры выписаны в динамике, которая читается в их сложных позах. Однако при всей стройности композиционного построения можно заметить, что каждый герой здесь будто живёт своей жизнью. Грешница и вовсе не смотрит на Христа, она безучастна к происходящему. Взаимосвязь можно проследить лишь только между Иисусом и книжником в золотой рубахе. Такая обособленность героев – ещё одна отличительная черта Джорджоне.
Нельзя не отметить особенное написание фигур людей – живописец преодолел контур и форму, превратив (по высказыванию искусствоведа Л. Любимова) в «цветовую симфонию» все элементы полотна. То есть контур и линия «растворились» в цвете, став единым фактурным элементом. Ещё Леонардо со своим сфумато начал такое преобразование в живописи, а Джорджоне выпала участь довести начинание до абсолютного совершенства. Джорджоне первым стал практиковать написание полотна без предварительного рисунка – он сразу писал цветовыми пятнами, оттого его картины так насыщены.
Пейзаж полотна «Блудница перед Христом» отличается безмятежностью – он выступает безгласной декорацией, где разворачиваются все события. Нежные тона зелени, безмятежность синего неба будто подсказывает нам: Христос вразумит и злых фарисеев и блудницу. И простит за грех женщину.

Лукас Кранах Младший – немецкий живописец, который стал преемником художника Лукаса Кранаха, по совместительству своего отца. Автор известных произведений эпохи Ренессанса на религиозную тему, юноша Лукас воссоздает христианские образы. Одной из таких работ стала картина «Христос и Блудница».

В основе сюжета шедевра лежит история о том, как Иисусу привели распутную девушку, и за ее грехи хотели до смерти забить камнями. В свою очередь, спаситель спросил людей про их жизни. Неужели ни у кого из них не было грехов. Получается, что все безгрешны.

Решил Христос по-своему: «Пусть тот, кто без греха, и бросит в неё камни». В ответ тишина, люди потупили свой взгляд и быстро отошли от девушки. На полотне изображено начало этой дискуссии. Девушка опустила глаза, она боязливо прижимается к Спасителю. Люди окружили Христа со всех сторон. Художник создаёт впечатление толпы, которая своей злостью и цинизмом, пытается заставить Христоса пойти на убийство.

Лукас Кранах передаёт всю чувственность, которая переполняет его душу. Палитра красок живописца разнообразна, лица людей естественных цветов, а одежда привычного типа того времени. Апостолы, книжники – все хотят наказания, но справедливость есть. Иисус держит девушку за руку, не отпуская. Доброта божьего ученика превосходит все ожидания. Месть – это не выход, нужно любить и уважать друг друга, и наступит гармония.

Тема религии – основная особенность эпохи Ренессанса. Ценители искусства видят в картинах Кранаха подлинную чистоту и верность. Возрождение жизни и любви. Отказ от греховной жизни, просьба художника быть чистым и откровенным приводит в восторг. Художественное творчество наполнено красотой, которая не навредит, а просто будет вдохновлять. Лукас Кранах Младший – представитель культурной эпохи Возрождения души и тела в живописи.

Фридрих Каспар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *