Блаженное чрево

Как хорошо, что на свете великое множество чудотворных икон. В наше жестокое время, когда дефицит любви у каждого отдельного человека просто зашкаливает, приятно прикоснуться и обратиться к чему-то вечному и дающему успокоение.

Икона божьей Матери Блаженное Чрево

Стабильность и вера в чудо очень важны для человека, измученного стрессами. Когда в стране непонятная экономическая ситуация, и неизвестно, что будет завтра, в ситуации полной неразберихи, христианский образ Божией Матери – это прибежище измученным душам православных людей.

Церковь издавна превозносит образ Божией Матери выше всех остальных Святых (Херувимов, Серафимов — высших ангельских чинов). В христианской литературе о Богородице сказано крайне мало, поэтому многие не понимают, почему о спасении мы, зачастую, обращаемся к Деве Марии, а не к самому Христу. О Пречистой упоминается в записях только несколько раз: о ее присутствии рядом с сыном во время его жизни и о ее переживаниях, когда он принял мученическую смерть.

Именно поэтому возникло много противников почитания культа Богородицы. Следует возразить, однако, что сам Творец избрал Марию матерью Христа, и уже только поэтому ее прославил. Кроме того, следует думать, что Мария обладала выдающимися человеческими качествами (терпимостью, стойкостью и глубокой верой), раз Творец избрал именно ее в качестве матери Спасителю.

Ведь не так просто повиноваться и отправить своего сына на смерть, причем заведомо зная, что так случится. Богородица претерпела немыслимые страдания, наблюдая, как мучается ее сын. Женщина пошла на это ради спасения всех людей, как же можно ни почитать ее.

Божия Мать ближе всех находится к Господу. Она совсем рядом с ним. Поэтому через нее гораздо проще быть услышанным нашим Спасителем, поскольку, кто как ни мать, с ним общается запросто каждый день. Вот почему люди часто и с успехом обращаются именно к Богородице, строят в честь нее множество храмов и пишут такое количество разнообразных и икон. Люди чувствуют огромную любовь и помощь Божией Матери и очень ей благодарны.

О чем молятся?

Смотрите видео

К кому еще обратиться женщине в период вынашивания и рождения ребенка, когда она особенно уязвима, как ни к Деве Марии? Пречистая сама была матерью и очень хорошо понимает все волнения слабого пола по этому поводу: а будет ли здоров малыш, а как пройдут роды – вес эти вопросы, как водится, волнуют будущую мать больше всего на свете.

Икона Божией Матери «Блаженная во чреве», как раз и создана в помощь беременным и роженицам. Считается, что данный образ был создан в Италии на дощечке из нескольких сортов дерева ценных пород. В 14 веке он попал на русскую землю. Когда-то лик находился в Москве в роскошном золотом окладе, пропавшем во время нашествия наполеоновской армии. До 1924 года образ находился в Благовещенском соборе, а потом исчез, и до сих пор неизвестно, что с ним случилось.

Храм в роддоме Блаженное Чрево

В чем помогает?

Чудотворный образ оказывает помощь женщинам в зачатии ребенка, вынашивании здоровых детей, а также в благополучных родах. Богородица сохраняет беременных от сглазов и порчи, а также от любых негативных воздействий.

Блаженное Чрево

Фото иконы

До наших дней дошли только фотографические изображения этой великолепной исцеляющей иконы.

Празднование в честь иконы Блаженное Чрево

Акафист

У каждого Святого в православии есть свой акафист. Если дословно переводить это слово, то оно означает «песнопение, при котором непринято сидеть». Еще акафисты называют церковными гимнами. Появились эти гимны еще во времена древней Византии, они были распространены и в церковной литературе позднее. Акафисты содержат 24 стиха, половину из которых икосы, а половину — кондаки.

Икосы и кондаки представляют собой содержание того, о чем говорится в акафисте: прославление Святого, рассказ о его житии и подвигах. В Византии акафисты писались только для Божией матери, а человек, который их придумывал, получил название акафистограф. Впоследствии появились и акафисты для других Святых. Так возник новый жанр – церковные гимны Святым.

Греки же до сих пор считает, что настоящий акафист существует только для Девы Марии, а остальные – это всего лишь подобие акафиста.
Вот слова Акафиста, который читают перед образом Богоматери Блаженное Чрево.

Блаженное Чрево

Я блаженная во чреве

Смотрите Видео

8 января церковь празднует день иконы Божией Матери Блаженное чрево.

Тропарь Блаженное Чрево

Смотрите видео

Как объясняют церковно служители, тропарь – это краткая хвалебная песня какому-либо Святому или празднику, где выражается вся суть подвигов мученика или содержание события. А в переводе с греческого языка это понятие означает «мелодия». Тропари бывают разные, вплоть до текстов полных богослужений. Кондаки – это те же тропари, соответствующие песни к акафистам. Кондаки нужны для того, чтобы получить более подробную информацию о Святом, который прославляется в песне. Тропари тесно связаны непосредственно с образами. В православии каждый день имеет свой собственный тропарь.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Бла­жен­ное Чре­во» до 1924 го­да на­хо­ди­лась в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, в на­сто­я­щее вре­мя ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но. Бар­лов­ский спи­сок этой ико­ны был яв­лен 26 де­каб­ря 1392 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в этот день. Стро­ки из Еван­ге­лия от Лу­ки «Бла­жен­но чре­во, но­сив­шее Те­бя, и сос­цы, Те­бя пи­тав­шие» (Лк.11:27) по­слу­жи­ли на­име­но­ва­ни­ем ико­ны. Об осо­бом по­чи­та­нии Бар­лов­ско­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри сви­де­тель­ству­ет то, что в со­бо­ре его по­ме­сти­ли на­про­тив цар­ско­го ме­ста, а во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка ико­ну по­нов­лял гла­ва ико­но­пис­цев Ору­жей­ной па­ла­ты Си­мон Уша­ков. Бо­го­ма­терь на мос­ков­ской иконе бы­ла изо­бра­же­на по­ко­лен­но, а Мла­де­нец Хри­стос воз­ле­жал, вку­шая мле­ко из Ее сос­ца. Со­глас­но ру­ко­пис­но­му сбор­ни­ку XVIII ве­ка, об­раз был при­не­сен в Моск­ву из г. Ба­ри, где он на­хо­дил­ся при гро­бе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го, от­сю­да и дру­гое на­зва­ние ико­ны — «Бар­лов­ская».

На иконе «Бла­жен­ное Чре­во» из со­бра­ния му­зея г. Ры­бин­ска Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в ти­пе «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» (по-гре­че­ски «Га­лак­то­тро­фу­са»). Пре­да­ние го­во­рит о том, что об­раз при­над­ле­жал пре­по­доб­но­му Сав­ве Освя­щен­но­му († 532) и на­хо­дил­ся в лав­ре его име­ни неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный пред­рек, что оби­тель по­се­тит те­зо­име­ни­тый ему бо­го­мо­лец цар­ско­го ро­да, ко­то­ро­му над­ле­жит пе­ре­дать чу­до­твор­ный об­раз. В XIII ве­ке свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский во ис­пол­не­ние это­го за­ве­ща­ния пе­ре­нес ико­ну в ос­но­ван­ный им Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь на Афоне, где она пре­бы­ва­ет по сей день в Ка­рей­ской ке­лье и на­зы­ва­ет­ся «Ти­пи­кар­ни­цей». На ры­бин­ском об­ра­зе по­за Хри­ста ди­на­мич­на и бо­лее слож­на по срав­не­нию с древним па­мят­ни­ком. Ори­ги­наль­ным де­ко­ра­тив­ным до­пол­не­ни­ем яв­ля­ет­ся ра­ма со слож­ным пле­те­ным ор­на­мен­том позд­не­ба­роч­но­го ти­па («стиль ре­гент­ства»), за­им­ство­ван­ная, оче­вид­но, из ка­кой-то за­пад­но­ев­ро­пей­ской гра­вю­ры.

Главная → Публикации → Доклады и статьи → Наши святыни: Икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская»

27.09.2011

Икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская» была написана к 400-летию Ерофея Павловича Хабарова. Икона с наименованием «Хабаровская» известна с 1664 года. Хранящаяся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Хабаровская икона второй половины XVII века послужила современному иконописцу оригиналом, с которого был сделан список.

В 1664 году рязанский иконописец Иван Авксентиев написал икону Богоматери Млекопитательницы, которая была подписана им как «Хабаровская». На этой иконе Богоматерь изображена поколенно, в легком повороте вправо. Её голова склонена вправо к Младенцу, которого Она кормит грудью. Левой рукой Богоматерь поддерживает Младенца, правая касается его ножек. Младенец Христос изображен полулежащим на коленях Матери. Волосы Марии не скрыты чепцом (как это обычно изображено на иконах Бого-родицы), а спускаются вдоль лика и шеи темно-русыми прядями. Одежды насыщенных розовых и зеленых оттенков с золотым орнаментом в виде звезд и цветов. По каймам и зарукавьям одежды Богоматери украшены золотыми надписями из 44-го Псалма, пророчествующего о славе Богородицы. Личнóе написано по зеленоватому санкирю высветлениями, создающими объем.

Эта икона явилась списком с очень почитаемой на Руси иконы Богоматери «Блаженное Чрево» Барловской. До 1924 года она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахож-дение неизвестно. Барловская икона была явлена 26 декабря 1392 года. Наименованием иконы «Блаженное Чрево» послужили строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из итальянского города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и второе название иконы – Барловская. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в Благовещенском соборе его поместили напротив царско-го места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежащим и вкушающим млеко из Ее сосца. Итак, во второй половине XVII века с древней Барловской иконы XIV века Иван Авксентиев делает список, на нижнем поле которого помещает надпись: «…году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое Благо-вещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Этот текст повторен в резной надписи на серебряной пластине, укрепленной на обороте иконы, причем утраченный в начале надписи лицевой стороны год написания иконы сохранился на обороте: «1664 году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская, а стоит против царского места на налое в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Как отмечает искусствовед М.А. Быкова (Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. С. 387-388.), древняя чудотворная Барловская икона XIV века не сохранилась и известна по нескольким спискам. Самый ранний из них – икона XVI века в золотом окладе рубежа XIV-XV веков из Новодевичьего монастыря – наиболее близок суздальской иконе.

Вероятно, что Иван Авксентиев получил заказ на выполнение списка с чудотворной иконы Барловской из Благовещенского собора Московского Кремля от рязанского архиепископа Илариона, который был посвящен в архиепископа Рязанского и Муромского в 1657 году и в 1669 году получил сан митрополита. Где размещалась Хабаровская икона 1664 года после написа-ния нам неизвестно. Можно предположить, что икона была подарена в Спасо-Евфимиев монастырь самим митрополитом Иларионом или кем-то из ок-ружения митрополита после его смерти в 1673 году.

Наименование иконы «Хабаровская», надо полагать, появилось неслучайно: в то время у всех на слуху было имя Ерофея Хабарова. И неудивительно, что икона, которая стала списком с иконы Барловской, получила название Хабаровской (созвучие «помогло»). Так, по Промыслу Божию, за две сотни лет до основания Хабаровска появилась Хабаровская икона. После начавшихся печальных событий разрушения России и её культуры в 20-е годы ХХ столетия икона разделила участь многих шедевров русской иконописи – она стала музейным экспонатом, поскольку Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале стал частью комплекса Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Монастырь всё ещё принадлежит государству, и икона хранится там в музейных фондах по сей день.
В год 400-летия со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова по бла-гословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка было решено сделать список с музейной иконы, репродукция которой размещена в ка-талоге «Иконы Владимира и Суздаля», опубликованном московским издательством «Северный паломник» в 2006 году. Местом создания новой иконы стала иконописная мастерская Хабаровской духовной семинарии, а благо-словение на написание иконы получила известный хабаровский иконописец инокиня Ирина (Мороз). Архиепископ Марк благословил наполнить новую икону новым содержанием: на полях иконы изобразить святых, которые, так или иначе, относятся к нашей благословенной хабаровской земле. В день первого выпуска семинарии, 24 июня 2010 года, икона торжественно была внесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор и освящена архиепископом с собором духовенства. Икона Божией Матери стала даром Хабаровской земле от семинарии. Создание иконы было бы невозможным, если бы не помощь прихожан хабаровских храмов, которые с радостью откликнулись на призыв семинарии о сборе средств, необходимых для написания иконы. Таким образом, наша земля обрела новую святыню, а её созидателями явились и правящий архиерей, и духовенство, и региональная семинария, и прихожане – то есть вся Хабаровская епархия.

Хабаровская икона Божией Матери принадлежит к сравнительно редкому для русской иконописи изводу. Изображения Девы Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известны уже в раннехристианском искусстве. Особой популярностью этот сюжет пользовался в поствизантийской итало-греческой живописи. На Руси подобные изображения распространяются лишь с XVII века. Для них характерны поколенный срез фигуры Богоматери, ее распущенные волосы под мафорием и изображение полулежащего Младенца. Все эти черты сохраняет Хабаровская икона, средник которой полно-стью ориентируется на икону XVII века.

Икону венчает «Спас Нерукотворный» – образ, который всегда сопровождал русских людей в походах. На полях иконы размещены 12 клейм с изображением святых. В верхнем ряду два апостола – святой апостол Фома (по преданию, проповедовал в Индии и дошел до пределов стран азиатско-тихоокеанского региона) и святой апостол Марк (небесный покровитель правящего архиерея епархии, при котором создавалась икона). Рядом с апостолами святые епископы – святой священномученик Ерофей, епископ Афинский (небесный покровитель Ерофея Павловича Хабарова) и святитель Николай, архиепископ Мирликийский (небесный покровитель графа Николая Ни-колаевича Муравьева-Амурского, покровитель путешествующих). Далее изображены святитель Иннокентий Иркутский (миссионер Восточной Сибири) и святитель Иннокентий Московский (апостол Дальнего Востока и Северной Америки). Под ними – священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский (в бытность его Местоблюстителем Патриаршего Престола в 1925 году была открыта Хабаровская епархия) и священномученик Евгений, митрополит Горьковский (1913-1914 – викарий Иркутской епархии, 1914-1923 — епископ Приамурский и Благовещенский).

В нижнем ряду изображена святая равноапостольная Мария Магдалина, так как первой церковной постройкой на месте нынешнего Хабаровска была часовня в ее честь на амурском утесе. Также изображена другая женщина – святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета, в честь которой в наше время освящен один из хабаровских храмов. Кроме того, в нижнем ряду расположены лики святого равноапостольного Николая Японского и святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского, которые имеют самое непо-средственное отношение к Дальнему Востоку.

Весьма интересны иконографические особенности некоторых святых с Хабаровской иконы. Издревле известны иконы святых, где они изображаются держащими на руках храм или монастырь, небесным покровителем которого они являются. Эта иконописная традиция была принята во внимание при изображении святых, связанных с Хабаровском. Так, святитель Иннокентий Иркутский на нашей иконе держит в руке Свято-Иннокентьевский храм – первый каменный храм в Хабаровске, святитель Иннокентий Московский – духовную семинарию, святая Елизавета – Елизаветинский храм, а святая Мария Магдалина изображена с часовней, построенной в её честь на амурском утёсе основателями Хабаровки. Часовня не сохранилась, но сохранились фотографии, где она запечатлена, по которым и было сделано данное изображение. На оборотной стороне иконной доски написаны имена всех людей, которые внесли свою лепту на создание иконы.

Хабаровская икона Божией Матери сразу после освящения приняла участие в миссионерском сплаве по Амуру в 2010 году на теплоходе «Василий Поярков». Специально для служения молебнов был написан тропарь иконе – особое песнопение, исполняемое во время службы перед иконой:

«Днесь светло красуется преименитый град/ Хабаровск и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея об-раза,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоиз-браннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христиан-ския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Де-во, христиан похвало».

Во время остановок участники сплава несли икону Крестным ходом по приамурским селениям, перед ней служились молебны и возносились горячие молитвы к Богоматери. Прославилась икона и чудесами. Каждый участник сплава отмечал необыкновенное внутреннее чувство живого присутствия Божией Матери.
Ныне Хабаровская икона пребывает в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Хабаровчане полюбили свою новую святыню, к иконе приходят все, кто нуждается в помощи. Некогда и Владимирская, и Казанская и другие хорошо известные нам иконы Девы Марии были вновь написанными. Но со временем они прославились многими чудесами, ибо Богоматерь не оставляет неуслышанным каждого, кто приступает с верой и любовью к Её образу. А теперь перед новой Хабаровской иконой всегда горят свечи – символ нашей горячей молитвы, символ нашей неугасающей



Код для вставки в блоги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *