Благовещенский монастырь киржач

Свято-Благовещенский Киржачский монастырь

Свято-Благовещенский Киржачский монастырь.
от основания до возрождения (1358 – 1990 гг.)
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь основан в 1358 году. Его основателем был великий святой Земли Русской Сергий Радонежский. По преданию, Преподобный подвизался на Киржаче четыре года. За это время последовавшая за ним братия устроила на киржачской круче келии и поставила деревянную церковь, освященную в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Возвращаясь по призыву московского митрополита св. Алексия в Троицкий монастырь, великий Сергий избрал себе преемника – верного ученика и сподвижника преподобного Романа Киржачского. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился в 1392 года и был похоронен в усыпальнице Благовещенского собора. В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.
В XV веке, пока шло строительство киржачской обители, ее братия управлялась настоятелями-строителями, назначавшимися, как правило, из числа монахов Троицкой обители, к которой была приписана обитель на Киржаче. При них были возведены две каменные церкви – Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте старой деревянной) и большая трапезная церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. В ходе строительства близ монастыря на месте непроходимых лесов появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями. Так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
К середине ХVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, водяные мукомольные мельницы, солеварницы и доходы с ярмарок. Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то неурожаи и голод, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.
В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича Романова, обитель оправилась от потрясений и еще более расцвела. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года говорится, что храмы ее украшены благолепно, многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями. В 1656 году рядом с Благовещенским собором вознеслась каменная шатровая церковь-колокольня, освященная в честь Всемилостивого Спаса. Ее «на поминок» своих родителей возвел боярин Иван Андреевич Милославский. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских.
В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться. Но 1764 год стал для него поистине трагическим – он был упразднен в числе 569 других великорусских монастырей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству. Монастырское имущество передали в Троицкую Лавру, братию перевели частью туда же, частью в другие монастыри.
После закрытия Киржачской обители ее храмы стали приходскими. Некогда богатейшие, они обеднели и около ста лет пребывали в упадке по причине малочисленности и бедности прихожан. Из этого времени история донесла до нас лишь одно заметное событие – в 1823 году при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память о нем в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I» и надписью по краям: «От Киржачскаго градскаго общества 1823 года», на котором киржачские граждане преподнесли ему хлеб и соль.
В середине XIX века из среды киржачских граждан явились замечательные люди, которые многое сделали для возрождения бывших монастырских храмов. В первую очередь это были представители торгового дома Соловьевых – глава семейства Александр Петрович, его сыновья Александр Александрович и Петр Александрович, внук Петр Петрович.
Александр Петрович с 1844 года в течение 17 лет являлся бессменным старостой Благовещенского собора. Много заботы и старания проявил он о благолепии киржачских храмов. Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой лавре, он вместе со своим сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и храма преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для иконостаса. «За усердие к церкви» ему, а позже и его сыну Петру Указом Его Императорского Величества было объявлено благословение Святейшего Синода.
В 1862 году, после смерти Александра Петровича, церковным старостой Благовещенского собора был избран его сын Александр Александрович Соловьев. Он продолжал поддерживать в благолепии все храмы Благовещенского монастыря и прекрасным образом обустроил территорию внутри церковной ограды. В 1864 – 1869 годах Александр Александрович и Петр Александрович воздвигли недалеко от могилы своих благочестивых родителей величественный храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. В храм ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 549 пудов (8736 кг).
После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея.
В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их противозаконную «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена. Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались. Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов. В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам. Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение. В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали. На месте этого, по мнению одного из авторов XIX века, самого богатого во Владимиро-Суздальской епархии храма, в 1990 году был установлен поклонный крест.
Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века.
До начала 60-х годов в древней обители царили запустение и разруха. В 1963 – 1964 годах были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Над собором установили новый покрытый лемехом купол, обе церкви увенчали крестами. За ветхостью разобрали второй этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой.
В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980 – 1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных ансамблей древнего монастыря, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, встала киржачская общественность. В 1990 году, после публикации серии статей журналиста Олега Шестакова, Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской Православной церкви.
С этого времени на территории обители возобновилась приходская жизнь. 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая с 1929 года Божественная литургия. Была надежда возродить мужской монастырь, но Промысел Божий судил иначе. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский. Так, спустя 250 лет после закрытия древней обители, в ней вновь зазвучала монашеская молитва.

Из суеты мегаполиса душа городского человека всякий раз просится на волю. Снова и снова стремится она припасть к источнику, чтобы напиться той глубокой тишины и радости, знакомой всякому паломнику.

На этот раз по благословению настоятеля нашего храма отца Антония молодежный Девятинский клуб побывал в Свято-Благовещенском женском монастыре в городе Киржач Владимирской области.

Монастырь был основан в 1358 году Игуменом Земли Русской преподобным Сергием Радонежским. По преданию, братия Троицкого монастыря во главе со Стефаном, старшим братом преподобного, возроптала на своего игумена, и он тайно покинул монастырь. Обойдя многие места, святой Сергий остановился поблизости реки Киржач и поставил там келью, чтобы в покое пребывать после великого труда, как повествует житие.

Преподобный подвизался в Киржаче четыре года. За это время последовавшая за ним братия устроила на Киржачской круче келии и поставила деревянную церковь, освященную в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Возвращаясь по призыву московского митрополита святителя Алексия в Троицкий монастырь, великий Сергий избрал себе преемника – верного ученика и сподвижника преподобного Романа Киржачского, который положил множество трудов на благоустроение монастырских зданий и украшение Благовещенского храма. 29 июля 1392 года преподобный Роман мирно отошел ко Господу. В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых.

Преподобный Роман Киржачский

Свято-Благовещенский монастырь не является часто посещаемым туристами и паломниками, поэтому мы имели возможность в некоторой степени прочувствовать и окунуться в сокровенную монастыркую жизнь, а также насладиться окружающей его природой, так как монастырь живописно располагается на холме высоко над рекой Киржач.

Добрались мы достаточно быстро и радостно нашей большой веселой компанией. В монастыре сестры встретили нас очень тепло, сразу вкусно накормили и перед службой мы принялись за трудничество. Поскольку было прохладно, сестры выполняли послушание в трапезной и в храме, братия — на улице. Вечером мы отправились на службу, где звуки восхитительного пения словно переносили нас в другой мир.

Разместили нас в небольшом уютном домике, где насельницы монастыря жили в период становления обители после советской власти.

Нам посчастливилось пообщаться с сестрами монастыря, и порой было неловко от той заботы и внимания, которые они нам оказывали. Монахини словно светились радостью и любовью, что на душе становилось очень тепло и спокойно. Некоторые монахини показались совсем молодыми, но, несмотря на это, в них чувствовалась умудренность опытом и смирение, которые так редки в нашей жизни. Вечернее молитвенное правило нам разрешили прочесть всем вместе в нижнем храме возле раки с мощами преподобного Романа.

В воскресенье после службы сестра Мария провела для нас с любовью очень интересную экскурсию, которая длилась более двух часов. Нас провели по местам, которые обычно паломником не показывают, что, конечно, было еще одним приятным сюрпризом. Помимо истории основания и восстановления монастыря, мы услышали рассказы про незаметный миру подвиг сестер, подвизавшихся здесь раннее, про чудесные исцеления по молитвам преподобному Роману и чудесное обретение его мощей. Уезжать очень не хотелось, но каждый из нас должен продолжать свое служение на своем месте, укрепившись живым общением и примером подвижнической монастырской жизни. На обратном пути мы делились впечатлениями о поездке и многие выразили искреннее желание приехать сюда еще не один раз.

И снова перед нами, как и перед каждым паломником, стоит задача – постараться бережно сохранить тот тихий свет и радость христианской жизни, отраженные в светлом взоре монахинь. Недаром говорят, монахи – свет миру!

Преподобные отцы наши Сергие и Романе, молите Бога о нас!

Фотоотчет о поездке можно посмотреть .

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *