Биоэтика в медицине

БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Предпосылки возникновения биоэтики.

Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

Термин «биоэтика» был первоначально предложен американским врачом Ван Ренсселером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея Поттера сводилась к необходимости объединения усилий гуманитарных и биологических наук для решения проблем сохранения жизни на земле, учета долгосрочных последствий научно-технического прогресса (особенно в области биомедицинских технологий).

Однако случилось так, что термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. Это значение появляется неслучайно. Оно обусловлено влиянием на формирование биоэтики идеологии правозащитного движения, получившей всеобщее признание в 60-х годах.

История возникновения

Биомедицинская этика — это сложный феномен, который заслужил особое место в современной культуре. Его появление связано с американским онкологом Поттером. В 1970-х годах в США именно он призвал биологов и врачей объединить свои усилия для того, чтобы обеспечить достойные условия пациентам в больницах. Основатель термина считает, что биоэтика — это не только наука о выживании, это новое понятие, объединившее в себе знания из биологии и общечеловеческие ценности.

Но со временем это понятие изменилось. Сегодня большое значение уделяется исследованию политических, социальных, моральных юридических проблем, на основе которых возникли новые медицинские технологии.

В 70-х годах в Америке были созданы первые исследовательские и образовательные центры. И именно эти специалисты изучают предмет биоэтики. Они сумели привлечь внимание журналистов, политиков и религиозных деятелей к своей деятельности. В течение следующего десятилетия эта наука появилась в разных странах Западной Европы. А в 90-х она привлекла внимание Азии и Восточноевропейских стран.

Основные задачи

Если говорить кратко, биоэтикой называется учение, позволяющее выявить разные позиции сложных моральных проблем, которые возникают с развитием прогресса медицинской науки и практики. Сначала доктора не понимали, зачем нужна вообще эта дисциплина, ведь уже существует клятва Гиппократа. Она уже обязывает докторов бороться за жизнь и здоровье пациента любыми силами.

Но на самом деле биоэтика имеет определенные отличия. Клятва Гиппократа несколько столетий рассматривала врача как морального субъекта, который должен выполнить свой долг перед пациентами. Больные ещё оставались только страдающим, пассивным индивидом. Но в биоэтике именно пациент является предметом исследования. Он может вступать в конкурентные или диалогические отношения с докторами.

Наука решает несколько важных задач:

  • возможность клонирования человека;
  • пересадка органов от умершего пациента больному;
  • реальность искусственно выведенных генов;
  • необходимость информирования о неизлечимых болезнях.

Именно в биоэтике поднимаются такие вопросы, как возможность создавать клон человека, а также реальность выведения генов, придающих личности высокие физические и интеллектуальные способности.

В рамках науки решаются вопросы о том, стоит ли спрашивать родственников умершего пациента о пересадке его органов. А также имеет ли право человек знать о том, что он неизлечимо болен.

Правозащитное движение.

Правозащитное движение можно рассматривать как вторую, весьма существенную культурную предпосылку формирования биоэтики. Если экологическое движение возникает в ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека, то биоэтика начинает бурно развиваться в результате открытия угрозы для моральной идентичности человека со стороны технологического прогресса в области биомедицины. Дело в том, что человек в биомедицине выступает и как главная цель, и как неизбежное «средство» научного изучения. Для ученого-врача каждый человек существует как бы в двух, не всегда связанных друг с другом, обличиях. С одной стороны, перед ним человек как представитель «человечества в целом», а с другой – конкретный индивид со своими собственными интересами, которые не всегда сопрягаются с общечеловеческими. До начала 60-х медицинское сообщество придерживалось той точки зрения, что во имя блага «человечества» можно почти всегда пожертвовать благом отдельного человека. Достаточно перечесть Записки врача В.В.Вересаева, чтобы понять как легко пациенты превращаются в «лабораторных животных» без всякого согласия и без всякой компенсации за ущерб, нанесенный их здоровью.

Аналогичным образом дело обстояло во всем мире. Во Франции проституток в исследовательских целях умышленно заражали венерическими болезнями, в США создавались «контрольные» группы для изучения естественного (без лечения) течения сифилиса. В 50-х годах американские военные медики у себя в стране рассеивали над небольшими городками радиоактивные аэрозоли для исследования динамики накопления радионуклидов в окружающей среде, почве, организме человека и домашних животных (Jay Katz The Regulation of Human Experimentation in the United States – A Personal Odyssey // IRB: A Review of Human Subject Research vol. 9, Number 1, pp.1–6). Можно привести десятки примеров подобного рода. Национальные интересы или интересы человечества в получении научных знаний всегда превалировали над интересом к сохранению здоровья конкретных отдельных лиц. Отнюдь не безгрешны в этом отношении и советские ученые. Рутиной отечественной биомедицинской науки являются ненужные с клинической точки зрения для данного пациента, но полезные с научной – заборы крови, пункции, биопсии, рентгеноконтрастные исследования, функциональные пробы и т.д. Все это традиционно делалось и подчас делается сейчас без осознанного согласия пациентов и испытуемых. Интересы индивида приносятся в жертву интересам науки и «человечества». Этот болезненный парадокс невозможно решить механически. Наука приносит пользу человечеству, но при этом требует принести в жертву отдельных людей.

В результате бурных общественных дебатов 60-х годов 20 века, захвативших США и Западную Европу, произошло осознание того, что человеческое тело не только «объект» научного исследования или терапевтического действия, но также «плоть» конкретного человека – ее собственника. Поэтому никто не имеет права совершать научные исследования или осуществлять терапевтические действия без разрешения самого испытуемого или самого пациента. Именно в этих дебатах был сформулирован центральный для биоэтики принцип «автономии личности» пациента, обосновывающий право каждого человека участвовать в качестве самостоятельного субъекта в принятии касающихся лично его жизненно важных медицинских решений. Одновременно было выработано важнейшее биоэтическое правило «добровольного информированного согласия», которое на практике призвано обеспечить реализацию принципа автономии личности пациента. Оно гласит: ни научное исследование, ни терапевтическое вмешательство не могут производиться без добровольного согласия пациента или испытуемого, которое им дается на основе адекватной информации о диагнозе и прогнозе заболевания, целях и методах предполагаемого вмешательства или исследования, возможных неблагоприятных побочных последствиях и т.д.

Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 года дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Публикация Хельсинкской декларации стимулировала интенсивное теоретическое исследование этических проблем экспериментирования на человеке, которое представляет собой одно из важнейших направлений современной биоэтики. Результаты этой работы аккумулирует Хельсинкская декларация ВМА 2000 года, являющаяся современным международно признанным стандартом проведения научных исследований на человеке. Существенное значение в этом стандарте занимает требование независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследовательскими этическими комитетами, которые работают на основе междисциплинарного подхода.

Понимание необходимости междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно техническим прогрессом, можно рассматривать в качестве третьей идеологической предпосылки формирования биоэтики.

Возникновение биоэтики.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

По мнению американского философа А.Джонсена (A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать 1961 – началом публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в г.Сиетл, который занимался отбором первых пациентов для искусственного гемодиализа. Комитет был прозван в прессе – «божественный», поскольку доступ к только что появившимся (и поэтому бывшим в ограниченном количестве) аппаратам искусственной почки означал для пациентов шанс выжить, тогда как те, кому комитетом было отказано в лечении, были фактически обречены на скорую смерть.

Создатели первого этического комитета по сути совершили фундаментальное «открытие». Традиционно врачи решали вопросы жизни и смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение дефицитного ресурса (доступа к аппарату искусственной почки) – это не только медицинская, но и моральная проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного разрешения недостаточно только врачебных знаний и опыта. Однако в современном обществе, где люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно спорящим друг с другом философским системам, нет общепризнанных «экспертов» по разрешению моральных проблем.

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом. Первой исследовательской организацией, начавшей систематическое междисциплинарное обсуждение моральных проблем современной медицины, стал созданный в 1969 врачем-психиатром Виллардом Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences). В 1971 был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть Джорджтаунского университета), который создал первые образовательные курсы для врачей, философов и представителей других специальностей.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

Существенную роль в деятельности этих комитетов играют представители общественности, связанные с правозащитным движением различных групп пациентов. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих законодательных актах. Примером может служить Конвенция Совета Европы О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (1996), первоначально называвшаяся Конвенция по биоэтике. 28 статья Конвенции формулирует требование, выражающее специфику биоэтического стиля мышления: «Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций…». Экспертное знание не отвергается (в этом смысл требования «надлежащих консультаций»), но уравнивается в правах с суждением «общественности».

Биоэтика дает интеллектуальное обоснование и социальное оформление публичному процессу, в котором вырабатываются социально признанные границы человеческого существования. Вопрос о том, что значит быть человеком, неслучайно является одним из центральных в академических исследованиях. От его решения зависит содержание моральной позиции в конкретных ситуациях. К примеру, в основе моральных конфликтов по проблеме аборта лежит не вопрос о праве нарушать заповедь «Не убий!», но вопрос о том – признается или не признается оплодотворенная яйцеклетка, зародыш или нерожденный плод в качестве «человека». Если признается, то право на жизнь принадлежит ему в полном объеме; если – нет, то он являются частью тела матери, которую можно столь же просто изъять, как хирургически изымается из организма опухоль или воспалившейся червеобразный отросток. В ожесточенной интеллектуальной и политической публичной конфронтации вокруг признания или непризнания нерожденных человеческих существ в качестве «людей» формируется социально признанная граница начала собственно человеческого существования, того момента, с которого нерожденное существо, рассматривается уже не как часть женского тела, с которой женщина вправе поступить по своему усмотрению, но как социально признанный субъект моральных отношений.

Аналогичным образом, в публичных дебатах вокруг проблемы «дефиниции смерти» и моральных проблем трансплантологии формируется социально признанная граница конца собственно человеческого существования – того момента, переходя который человек теряет основной объем прав субъекта морального сообщества. С этого момента он признается обществом в качестве «трупа», от которого, к примеру, при определенных условиях можно забрать еще бьющееся сердце или иной орган для пересадки другому человеку. В центре дискуссии опять же оказывается вопрос о социальном признании или непризнании в качестве человека существа с погибшим мозгом, но еще бьющимся сердцем.

3 декабря 1967 южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире пересадил сердце от одного человека другому. Он спас жизнь неизлечимому больному, изъяв бьющееся сердце от женщины, мозг которой был необратимо поврежден в результате автомобильно»й катастрофы. Общественная реакция на это революционное событие оказалась полярной. Одни превозносили Барнарда как изобретателя метода спасения сотен тысяч неизлечимых больных. Другие обвинили его в убийстве. Ведь он изъял еще бьющееся сердце! Прервал одну жизнь, чтобы спасти другую! Имел ли он на это право? Было ли это убийством, или человек, у которого погиб мозг, фактически уже мертв, несмотря на то – бьется или не бьется его сердце?

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий.

В биоэтических дискуссиях границы человеческого существования постоянно подвергаются критическому пересмотру, что делает их нестабильными. Одновременно возникает набирающая силу тенденция различения «человеческого сообщества» и «морального сообщества». Многочисленные группы и движения сторонников прав животных настойчиво добиваются пересмотра «антропоцентричной» морали и признания в качестве основополагающей –»патоцентрической» модели (включающей всех живых существ, способных переносить боль) или даже биоцентрической модели, объемлющей всю живую природу. Особо активно это обсуждается в связи с проектами создания трансгенных животных для ксенотрансплантаций (пересадки органов от животных человеку).

Во многих странах мира биоэтика стала академической дисциплиной. Ее преподают главным образом на философских и медицинских факультетах университетов. В России биоэтика включена в программу обязательного медицинского образования с 2000. Курсы биоэтики читаются на философских факультетах. В настоящее время издаются десятки специализированных журналов, регулярно публикующих материалы по биоэтике. Среди них следует упомянуть «Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. The International Journal for Healthcare Ethics and Ethics Committees»; «The Hastings Center Report»; «The Journal of Medicine and Philosophy. A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine»; «Medicine, Health Care and Philosophy. A European Journal»; «Theoretical Medicine and Bioethics. Philosophy of Medical Research and Practice». В России статьи по проблемам биоэтики регулярно публикует журнал «Человек». C 2000 выходит журнал «Медицинское право и этика». В США вышло два издания четырехтомной «Encyclopedia of Bioethics» (1979 и 1995). С 1993 организована Международная Биоэтическая Ассоциация, проводящая всемирные биоэтические конгрессы.

См. также РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ; ЖИВОТНЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАХ; ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ; РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ; КЛОНИРОВАНИЕ; СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ; ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ; СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.

Павел Тищенко

Биоэтика в России

Первые предпосылки развития биоэтики в России появились ещё в 1990-х годах. Об этом стоит рассказать в докладе на медицинскую тему. Хотя на самом деле первые этические отношения между докторами и пациентами возникли гораздо раньше.

В Российской Федерации было несколько значимых событий, которые стали причинами улучшения жизни больных людей:

  • 1920 — сняты ограничения по искусственному прерыванию беременности;
  • 1926 — создан аппарат искусственного кровообращения;
  • 1931 — прошла операция по трансплантации почки;
  • 1937 — имплантировали искусственную сердечную мышцу.

Развитие разных медицинских технологий в Советском Союзе происходило довольно часто, хотя этика научных исследований ещё не была сформирована. Этому мешала структура и идеология государства.

В то время не отдельный человек был главным для страны, а все общество. Но именно советский философ Фролов поставил вопрос о ценности научных достижений для личностного блага. Хотя только в 1995 опубликовали рукописи Перова, который считал, что наука недостаточно хорошо относится к человеку.

Новые этапы развития

В ХХ веке Россия начала превращаться в демократическую страну. Благодаря этому активнее стала развиваться биоэтика. Теперь она основывалась не только на науке и исследованиях, но затрагивала и издательские, учебно-образовательные и теоретические уровни. Во многих университетах и академиях появились соответствующие кафедры и факультеты.

В 2000 году в Российской Федерации приняли государственный образовательный стандарт. Теперь каждый специалист, который хочет в будущем стать медиком, должен изучать такую дисциплину, как биоэтика. А в 1995 в Институте переподготовки и повышения квалификации при МГУ была создана специальная программа для преподавательского состава.

Сегодня выпускается множество специализированной литературы, позволяющей ознакомиться с проблемными медицинскими вопросами. Популярностью пользуются и журналы — «Человек», «Медицинское право и этика». Многие ученые писали труды, посвященные этой теме. Сегодня по их книгам обучаются студенты медицинских вузов.

Философские аспекты

Биоэтика изучает моральную сторону взаимоотношений между докторами и пациентами. Хотя она базируется на основе двух наук — антропологии и биологии, её развитие было бы невозможно без философии. Ведь ключевым моментом дисциплины выступает поиск истинной сущности человека.

По двум причинам — глобальной и локальной — сегодня формирование теоретического мировоззрения социума проходит более активно. Развитие научно-технического прогресса сопровождается появлением новых морально-этических проблем: права человека на здоровье, на получение правдивой информации, на жизнь и смерть стали основополагающими.

А гуманизация социума и отдельной личности приводит к тому, что биоэтика развивается и в положительным, и в отрицательном направлении. На самом деле эта дисциплина не подрывает устои и традиции стран бывшего Советского союза, как считают многие их жители. Ее нельзя называть копированием образа жизни западных государств.

На самом деле достаточно осмыслить современные медицинские проблемы с философской точки зрения. Человек должен знать всё о своём здоровье, он имеет право требовать справедливого к себе отношения, претендовать на лечение и восстановление после тяжелых процедур.

Сегодня сфера медицины развивается стремительными темпами. Хотя её успехи некоторые специалисты считают противоречивыми, из-за этого у них возникает желание упорядочить и контролировать эти достижения.

Благодаря установленным этическим нормам общество будет лучше подготовленным к последствиям и рискам, связанным с разными заболеваниями и медицинскими процедурами.

Предыдущая БиологияЭмбриональный период развития — характеристика основных стадий и этапов

Истоки биоэтики

В 1927 г. немецкий протестантский пастор Фриц Яр написал статью, в которой впервые использовал новое слово: «Био-этика: об этике отношений человека к животным и растениям». Там же он, по примеру Канта, ввел «биоэтический императив» — требование этично относиться не только к человеку, но и к растениям и животным.

Слово «биоэтика» в современном понимании первым употребил в 1969 году американский биохимик Ван Ренсселер Поттер. Им он определил «соединение системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей» и в общем-то передал суть как нельзя лучше. Но это не значит, что сама идея появилась тогда же, когда и слово, ее обозначающее. Поскольку термин получился «зонтичным», отдельные его аспекты хронологически имеют разные источники.

В Средние века, например, начались первые непонятки с этикой относительно аутопсии. Существует миф, будто католическая церковь и вовсе запрещала проводить вскрытие людей, но он ничем не подтверждается. И тем не менее общественные дебаты на тему «неприкосновенности» человеческого тела, созданного, на секундочку, по образу и подобию божьему, имели место быть.

В скором времени, по мере развития науки и технологий, появлялись новые темы для увлекательных обсуждений моралистов: можно или нет есть животных? Аборт — убийство или нет? Проводить опыты на людях — нормально или не очень? Клонирование опасно? А киборги? Имеем ли мы право на создание таких сущностей?

Как прикладная дисциплина, биоэтика стала развиваться все-таки в 60-е годы XX века. У общества появился четкий запрос на объяснение всяких неоднозначных вещей, которые касались новых технологий в медицине и научных биологических открытий. В больницах тогда стали появляться аппараты, поддерживающие жизнь, начались трансплантации органов, уже проводились исследования искусственного интеллекта. Кроме того, не последнюю роль сыграли зверские эксперименты Третьего Рейха, последствия Второй мировой войны, создание ядерного оружия. Все в совокупности делало острее вопросы этики, касающиеся жизни человека и животных, в научных кругах.

Йозеф Менгеле (в центре) – «ангел смерти” нацисткой Германии. Проводил бесчеловечные опыты над заключенными.

Актуальные вопросы современной биоэтики

Биоэтика рассматривается с трех ракурсов: как практическая дисциплина, как наука и как социальный институт. Что все это значит?

Самая простая часть касается практики биоэтики. В этом дискурсе она решает конкретную задачу: как обеспечить взаимодействие биомедицинских работников с пациентами, чтобы это укладывалось в нормативно-нравственные рамки. Сюда относятся все вопросы, затрагивающие тему лишения человека жизни, или, наоборот, принятие решений о ее создании (врач, советующий бесплодной паре ЭКО, например), концепция автономии личности, то есть уровень самоконтроля индивида, проблема превращения медицины в сферу услуг, ее коммерциализация и, как следствие, утрата статуса благородного вида деятельности.

Биоэтика как наука изучает нравственные параметры биологических и медицинских достижений с позиций различных парадигм, оценивает последствия развития технологий, занимается проблемой отношения к животным, да и вообще ко всем живым организмам, как к объектам научных экспериментов. Говоря проще, это попытки все понять, систематизировать и вписать в общую научную картину мира.

И наконец биоэтика неизбежно оформляется как социальный институт. Способствует этому создание различных комиссий по этическим вопросам в области медицины и биологии, принятие документов, регулирующих отношения между субъектами в этой области, разработка рекомендаций по проблемным ситуациям. Данный социальный институт проходит становление на фоне снижения роли государства в принятии решений относительно биомедицинской отрасли. На первый план выходят лоббисты со своими представлениями о том, как должно быть. Кроме того, биоэтика и эксперты, ею занимающиеся, должны решить, что делать с распределением ограниченных ресурсов. Здесь возникают интересные дилеммы, вроде — стоит ли разрешить эвтаназию, потому что она экономически выгодна? Ведь, позволяя неизлечимо больному человеку умереть, вы сохраняете часть средств, которые могли бы пойти на поддержку его существования.

Критика биоэтики

Некоторые авторы считают, что биоэтика, в том виде, в каком она существует, сейчас почти изжила себя и не имеет перспективы развития. Все дело в том, что большая часть вопросов концентрируется на медицинской этике. И причины здесь ясны. Ведь люди охотнее обращают внимание на то, что касается непосредственно их личного опыта. При этом беда постановки акцента на медицинской этике не только в сужении круга интересов. Соблюдение ее предписаний может даже оказаться вредным. Что в общем-то очередной этический вопрос.

Критикуется, в частности, непреложное соблюдение автономии пациента. На вопрос «Всегда ли нужно получать согласие человека перед медицинским вмешательством?» любой сразу ответит: «Конечно, мы должны уважать право пациента на принятие самостоятельных решений». Однако такая точка зрения часто игнорирует практический опыт, связанный с проблемами получения согласия от людей ввиду их убеждений, противоречащих научным представлениям. Иногда, по методологическим причинам, запрашивать согласие и вовсе может оказаться нецелесообразным. Автономия пациента в таком свете представляется неоднозначной вещью.

А если подумать еще, то можно найти много примеров, когда она оказывается вредна для самого пациента. Взять хотя бы употребление гомеопатических препаратов. Согласно медицинской этике, человек имеет право употреблять их, если считает нужным. Но какой ущерб ему могут принести таблетки-пустышки, принимаемые вместо реальных лекарств?

По мнению исследователей, другие проблемы биоэтики, помимо медицинской, должны стать более обсуждаемыми, чтобы дискуссия получилась взвешенной. Ортодоксальные взгляды, преобладающие в медицинской этике, распространяются на всю область познания, и в результате биоэтика становится все более предсказуемой, стерильной и беспрекословной. Она должна снова обратиться к ее философскому происхождению, чтобы переломить возникшую проблему.

Этические проблемы будущего: киборги и освоение других планет

Совершенствование технологий и научный прогресс — вот основные двигатели для биоэтики. Чем больше инноваций появляется в нашей жизни, тем больше нам приходится думать, как наиболее рационально и безболезненно приспособить их для социума. Помимо таких очевидных драйверов, есть еще один — сама по себе смена парадигмы общественной морали. Это является причиной дискуссий на тему адекватности проведения научных опытов над животными. Если столетия назад социальная парадигма была антропоцентристской, то сейчас человечество отходит от этой идеи, осознает важность соблюдения принципов этики перед представителями других видов. Мы с долей отвращения и негодования воспринимаем такие истории, как случай с Рогозиным и таксой, все чаще задумываемся, а стоит ли финансово поддерживать компании, которые проводят тестирования своих средств на животных, видим, как вегетарианство становится модным. Все это по-прежнему непростые темы для обсуждений, и истины, как водится, в них не найти.

Та же самая проблема гуманного отношения к животным не решается одним аргументом «птичку жалко». Практика использования животных в науке в какой-то степени жестока, но споры, развернувшиеся вокруг нее, мешают экспериментальной медицине решать свои задачи. Где находится золотая середина? Тут надо вспомнить о концепции «Трех R»: replacement — замена болезненных для животных экспериментов теми, которые не причиняют страданий, reduction — уменьшение количества опытов над животными, refinement — улучшение экспериментальных методик и условий содержания подопытных.

Несмотря на сложность всех задач, которые рассматривает биоэтика, можно с уверенностью сказать — они все очень интересные. И в будущем нас ждет немало необычного и захватывающего. Опасности и моральные дилеммы, связанные с ксенотрансплантацией, ноотропами, «воскрешением» вымерших видов, редактированием генома, освоением других планет, совершенствованием искусственного интеллекта, киборгизацией. Отвечая на вопрос, поставленный в начале материала, ответим: да, биоэтика нужна. Без нее человечество вряд ли справится с собственными достижениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

термин предложил Поттер. Факторы:1. Процесс медико биологических наук, применение новых мед.технологии 2. Распространение в соврем мире правозащитной идеологии 3.рост экономического движения

Что вкладывал в понятие биоэтики В. Р. Поттер? Дайте современное определение биоэтики? Охарактеризуйте роль Ф. П. Газа в истории медицинской этики в России

В.Р.Поттер- он предложил новую науку биоэтику.По Поттеру: «Биоэтика — это мост между науками естественной и гуманитарной, а конкретно между биологией и медициной».Современное определение биоэтики — новая наука о выживанииичеловечества,как вида и одновременно система этических норм для нормальной устойчивой цивилизации будущего.

Главный тюремный врач Москвы И.Ф. Гааз, чьим девизом было «Спешите делать добро», постоянно выступал в защиту узников, всеми силами пытаясь улучшить их тяжкую участь. Спустя годы А.П. Чехов отправился в долгое путешествие на Сахалин и так же, как и И.Ф. Гааз, «милость к падшим призывал». В самом начале XX в. В.В. Вересаев привлек внимание русского общества к ряду острых этических проблем, в том числе и к проблемам обучения врачей, в талантливой книге «Записки врача». По призыву народовольцев российские врачи охотно «шли в народ», уезжая на работу в глухие русские провинции. Земские врачи не только лечили простых людей, но и несли в народ просвещение и культуру. Именно отсюда берет начало патернализм — отеческое отношение врачей к пациентам, сохранившееся до наших дней.Гааз является основоположенником тюремной медицины и скорой медицинской помощи.

Какие проблемы медицинской этики были подняты в газете «Врач”. Оцените вклад В. А. Манассеина.

Огромное значение имели этические принципы, которые проповедовала еженедельная газета «Врач». Ее многолетний редактор В.А. Манассеин горячо отстаивал право пациента на сохранение тайны его заболевания, справедливо полагая, что это необходимо для создания полного доверия пациента к врачу.ДругВересаева,»рыцарь врачебной этики» — отстаивал яро права пациента, был редактором еженедльника «ВРАЧ».

Перечислите и охарактеризуйте основные принципы биоэтики. Поясните выражение «primafacie” в отношении принципов биоэтики

1.Принцип не навреди — клятва Гиппократа;вред ,исходящий от медика должен быть вредом объективно неизбежным и минимальным.

2.Принцип делай благо — его смысл передается с помощью таких слов как: благодеяние, благотворительность, милосердие,филантропия.Истолковывается так: 1) обязательного самопожертвования и крайнего альтруизма; 2) принцип делай благо,понимается как моральный идеал, а моральное обязательство;

3.Принцип уважения автономии личности:действие принципа уважения автономии личности естественным образом ограничивает в отношении тех,кто не в состоянии действия автономно(дети- 15 лет, психиатрические больные,пациенты с алкогольным и наркотическим опьянением)

4.Принцип справедливости — каждый получает то,что ему причитается(элементарный, минимальный,формальный);материальные критериисправдливости:каждый должен получить по равной доле,каждому по потребностям,каждому по труду, каждому по заслугам и достоинствам, критерий рыночного обмена.

«PRIMA FACIE» — в первую очередь;требование является важным,но не безусловным.

Перечислите и охарактеризуйте виды вреда, рассматриваемые биомедицинской этикой

*вред, вызванный бездействием (неоказание медицинской помощи);

*вред, вызванный недобросовестностью, небрежностью, злым корыстным умыслом;

*вред, вызванный неверным неквалифицированным или необдуманными действиями.

Что такое принцип «двойного эффекта”?

действие, приводящее к 2м нравственно противоположным результатом(например,побочное действие лек.препаратов).

  1. Дайте современное определение термина «ятрогения”. Как раньше трактовали понятие ятрогенных заболеваний.

Современное — Это любая патология, возникшая в связи с медицинскими действиями — диагностическими, лечебными, профилактическими.

Старое определение: Ятрогения (болезни, порождённые врачом)- болезни, имеющие исходным пунктом поведение врача или других медицинских работников, которое оказало неблагоприятное воздействие на психику больного.

  1. Дайте определение понятия «врачебная ошибка”. Перечислите основные причины возникновения врачебных ошибок. Относиться ли врачебная ошибка к юридическим понятиям? Как можно уменьшить количество врачебных ошибок? Можно ли отнести к врачебной ошибке недобросовестные действия врача, повлекшие за собой ухудшение здоровья пациента?

Врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение медика в его проф. деятельности.
Причины: несовершенство современного состояния медицинской науки и методов обследования больного; объективные внешние условия работы врача; недостаточная подготовка специалистов.
Не относится к юридическим понятиям.
Можно избежать: непрерывно совершенствоваться в своей проф. деятельности; признание ошибок; проведение клинико-анатомических конференций; этический комитет- новая форма борьбы с врачебными ошибками.
Нельзя, так как врачебную ошибку следует отличать от небрежности, халатности, мед.невежества, недобросовестного отношения.

18. Когда принцип уважения автономии получил распространение в биоэтике? В отношении кого действие принципа уважения автономии есте­ственным образом ограничивается?

Вообще говоря, принцип уважения автономии опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. В этой связи Кант высказывает такое соображение, являющееся сегодня основой всех этических кодексов, регулирующих моральную и юридическую сторону медицинских вмешательств в физическое и психическое существование человека: Каждая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. С этой мыслью Канта перекликаются знаменитые слова Ф.М. Достоевского из Братьев Карамазовых о том, что всеобщее счастье невозможно, если во имя его пролита хотя бы одна слезинка ребенка.» Я уважаю этого человека, поэтому: говорю правду, объясняю,сокрываю».
Исключение: дети до 15 лет; пациенты с психическими заболеваниями; те, кто находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, бессознательное состояние.

  1. Назовите формальный, минимальный критерий справедливости, предложенный Аристотелем. Перечислите и охарактеризуйте основные материальные (содержательные) критерии справедливости. Назовите их достоинства и недостатки, где и как они могут использоваться?

Полагается то, что причитается. Аристотель «равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно».
Материальные критерии: 1.Каждый должен получать по равной доле.
2.Каждому по потребностям, но потребности у каждого разные, поэтому только разумные потребности (фундаментальные, жизненно важные).
3.Каждому по труду ( в зависимости от затрат, от вклада, от достижений); не только количественный, но и качественный состав.
4.Каждому по заслугам и достоинствам (но трудно определить заслуги и достоинства).
5.Критерий рыночного обмена.

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные модели взаимоотношения врача и пациента. Что такое патернализм? Какая модель взаимоотношения врача и пациента была характерна для советской медицины?

1.Патерналистическая (отец-врач, ребенок-пациент), характерна для советской медицины.
2. Инженерная (технократическая) – врач «ремонтирует поломку», технологичный способ.
3. Коллегиальная (врач и пациент принимают решения вместе).
4. Договорная (контрактная), защита не только пациента, но и врача.
Патернали́зм: система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

  1. Назовите авторов самой распространенной биоэтической концепции, выдвинувших 4 основных принципа биоэтики?

Философ Том Бичамп и теолог Джеймс Чилдресс.

  1. Что такое принцип «всеобщей нравственности»? Кем был предложен данный принцип в биоэтике?

Принцип всеобщей нравственности- набор нравственных принципов, которые,как правило, разделяются всеми членами общества. Предложили Том Бичамп и Джеймс Чилдресс.

  1. Какую нравственную концепцию предложил австралийский специалист по биоэтике Макс Чарлзуэрт? Назовите основной нравственный принцип в либеральном обществе с точки зрения М. Чарльзуэрта.

В либиральном обществе личные свободы и нравственная автономия имеют исключительное значение. По возможности людям должна быть предоставлена максимальная свобода выбора в вопросах, касающихся его. Он сузил 4 принципа к одному принципу: автономия личности.

  1. Какие два типа общества можно выделить с точки зрения отношения к моральным, нравственным ценностям?

2типа: традиционное общество и либеральное общество. Традиционное: это то общество, где существует согласие по основным нравственным ценностям, которые одобряют и которым верны все его члены. Либеральное: не существует единых для всех нравственных или религиозных ценностей, кроме ценностей личных свобод и автономии.

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные правила биомедицинской этики.

Правила: 1)правило правдивости; 2) правило конфиденциальности; 3) правило информированного согласия. Правило правдивости. Быть правдивым- 1) сообщать собеседнику то, что истинно с точки зрения самого сообщающего; 2) запрет на ложь. Правдивость является необходимым условием нормального общения медицинского работника с пациентом и социального взаимодействия. В медицине нецелесообразно говорить правду, если она может навредить. Правило правдивости касается не только мед.работников, но и самих пациентов. Правило конфиденциальности. Предметами конфиденциальности являются: диагноз заболевания, данные о состоянии здоровья, прогноз, все сведения, которые получает врач при обследовании. Причины необходимости соблюдения правила конфиденциальности: 1) конфиденциальность является подтверждением и защитой другой фундоментальной ценности-неприкосновенности частной жизни; 2) условие защиты социального статуса пациента; 3) защита экономических интересов пациентов; 4) конфиденциальность между пациентом и врачом необходима для откровенности их общения; 5) соблюдение авторитета профессии. Правило информированного согласия. Это добровольное принятие пациентом курса лечения терапевтической или диагностической процедуры после предоставления врачом адекватной информации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *