Бесовщина

Как распознать одержимость бесами и отличить ее от психического расстройства? Из кинофильмов, красочно демонстрирующих темпераментное поведение одержимых дьяволом, нам известно об основных симптомах и особенностях поведения человека.

Но соответствует ли это истине, и каковы истинные признаки одержимости нечистой силой? В нашем подъезде жила одна пожилая женщина, которую все считали бесноватой: настолько агрессивным было ее поведение.

Но впоследствии выяснилось, что у нее прогрессирует одно из психических заболеваний. Сейчас она проходит реабилитацию после курса лечения. В статье я расскажу вам, как отличить одержание бесом, и что делать в этом случае.

Бесноватые рядом с нами

Чтобы осознать истинное положение дел, нужно избавиться от того художественного образа одержимости, который нам навязала киноиндустрия. Все эти красочные картины разговоров не своим голосом и рычание зверя — это редкий случай. В основном, одержимость проявляется совсем другими признаками.

Тем не менее, одержимость существует, и это не выдумки кинорежиссеров. С этим явлением имеют дело на постоянной основе отцы церкви, в некоторых храмах поводят специальные службы по изгнанию дьявола и бесов.

Достаточно зайти на любой магический форум, чтобы найти там десятки одержимых бесами людей, которые не выкрикивают ругательства не своим голосом и не бьются в припадке с пеной у рта. Это вполне приличные люди, но с особенным мировоззрением.

Признаки одержимости

Внешние проявления одержимости могут значительно различаться. Это может быть буйное поведение. Человек кричит, бросается на стены, пол, бьется в припадках, богохульствует, матерится, издает ужасающие звуки нечеловеческим голосом. Или, напротив, малоприметные и к тому же искусно скрываемые.

Святитель Феофан Вышенский о бесах говорил: «не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра:так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего”.

Но тем не менее существуют признаки, по которым можно судить об одержимости (епископ Александр (Милеант) «У порога геенны огненной”):

– отвращение от святыни. Это главный признак беснования.Человек не может войти в храм, поцеловать икону. Или при виде священника или святой воды начинает кричать, издавать звуки животных: крякать, кукарекать, биться в конвульсиях. Бесноватый не выносит богослужения, молитв, меняется в лице при произнесении рядом с ним имени Божьего.

Паисий Святогорец описывал бесноватых: «Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест”;

– изменение голоса. При психических расстройствах практически никогда не меняется голос. В случае с одержимостью слова звучат пугающе и неестественно;

– ясновидение. Этот признак имеет место только тогда, когда бесы могут предугадывать, что случится в будущем. К большинству обманщиков и шарлатанам этот признак не относится;

– внезапное излечение. Врачам для излечения больного требуется какой-то промежуток времени. Признаки одержимости могут исчезнуть внезапно.

Разница между беснованием и психическими заболеваниями

Грань между одержимостью и психическими заболеваниями очень тонкая и отличить одно от другого бывает сложно. Эпилептиков в библейские времена считали бесноватыми и только с развитием медицины от этого утверждения отошли.

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев выделяет три причины возникновения психических заболеваний:

«Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство…

Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы. Но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю об этом его родственникам. На отчитку вести его не надо”.

Но точно выделить признаки одержимости и отличить бесноватого от психически больного человека сложно. Иногда эти болезни сочетаются, то есть человек и одержим и болен психически. Видеть суть болезни могли святые, а также духовно опытные священники. Нам же, простым мирянам, «клеймить” людей, ставя им диагнозы, не следует.

Признаки бесноватого человека

Их немного, но именно по ним можно отличить страдающего от психически больного человека:

  • Гримаса презрительного отвращения ко всему тому, что вызывает благоговейный трепет истинно верующего: Библия, крест, иконы, православные книги, освящённые предметы. Нежелание посещать храм и слушать наставления духовника.
  • Неестественная речь – чужой голос. При обычных психических заболеваниях такого не наблюдается.
  • Способность к предсказаниям, ясновидение. Демоны, будучи существами иного мира и имеющие гораздо больший, чем мы с вами, опыт, сообщают провидцу о событиях происходящих далеко от его местонахождения. Иногда, они способны хорошо прогнозировать грядущее. Но знать будущее, им не дано. Это удел лишь одного Бога.
  • Мгновенное, не имеющее объективных причин, излечение. Нечистой силе ничего не стоит покинуть одержимого. Примеров того в православной практике – множество.

Что делать, если человек одержим бесами?

Фото: .com

При первых же признаках умопомешательства, необходимо срочно обратиться к врачу-специалисту. Несведущий человек не вправе выносить диагноз, и делать заключение о состоянии больного. Иногда бывает и так, что одержимый бесами всего лишь имитирует подобное состояние, желая показать свои беды и проблемы окружающим. Разобраться в этом достаточно сложно.

Если лечение не помогает, или явно наличествуют признаки бесноватости, о которых было сказано выше, то следует обратиться за советом к батюшке. Чудеса исцеления путём изгнания бесов случаются. Совершается они и путём благочестивой молитвы православных верующих, и благодаря умелым действиям священников. Классическая литература приводит множество примеров подобных благодеяний. Чего стоят только описания Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых».

Несмотря на то, что Иисус Христос, имеющий абсолютно неотвратимую власть в отношении силы нечистой, наделил апостолов множеством средств изгнания демонов, заниматься этим нужно с большой осторожностью и далеко не каждому. Дьявол бесконечно хитёр и коварен, он запросто может погубить несведущих доброхотов.

В православии обряд изгнания бесов – редкое исключение, проводимое по специальному разрешению правящего архиерея. Чин «отчитки» применяется в отношении тех, кому доказательная медицина помочь не в силах. Недаром за ней в Троице-Сергиеву Лавру к отцу Герману за ней прибывают со всех концов света.

Как защититься от напасти бесовской?

Все советы давным-давно даны, все методы и способы 2 тысячи лет как известны. Лукавить, то есть потакать «Лукавому» не стоит.

Верующему, находящемуся под защитой Бога, боятся бесов, не следует. Они бессильны в злобе своей и без воли Всевышнего сделать ничего не могут. Господь посылает нам испытания в самый нужный для души момент, дабы пройдя их, укрепить веру свою.

Бесноватость в Библии

Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?

В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.

В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.

В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.

Основной признак — нетерпимость к церкви

Одержимый человек будет истово ненавидеть всё, что прямо или косвенно связанно с церковной атрибутикой.

Нормальный человек другой веры не хулит и не поносит церковь: ему нет до нее дела. Но одержимый будет использовать любую возможность, чтобы выразить свое «экспертное мнение» относительно христианства.

Это может быть образованный и умный человек, которого интересуют многие сферы жизни. Он может быть толерантным по отношению к любым вероисповеданиям и сектам. Но стоит только завести разговор о церкви, как из его уст начинает литься неприкрытая ничем злоба.

Он не может владеть собой, потому что сидящий в нем бес люто ненавидит своего противника Христа. Тем самым бес выдает себя через хулу на Господа Вседержителя.

Таким людям неуютно в церкви, они не могут спокойно разговаривать со священнослужителями, их раздражают предметы христианского культа. Но в мечети или буддийском храме они будут чувствовать себя нормально.

Проявление беса в человеке

Нечистая сила проявляет себя в человеке через извращенные желания. Например, сексуальный интерес в браке является нормальным человеческим желанием, ведь он приводит в результате к рождению детей.

Но стремление грешить вне брака, частая смена половых партнеров — это уже блуд, бесовское наваждение.

Пригубить бокал хорошего вина при встрече с друзьями или в праздник — нормальное человеческое желание. Творец дал людям виноградную лозу и научил делать вино, но не для чрезмерного возлияния. Пить до потери сознания, входить в запой — это извращенное желание по бесовскому напущению.

На заметку! Любая страсть, которая владеет помыслами человека, может быть признаком одержимости.

Вкусная полезная еда привлекает людей, и в этом нет греха. Но существует такая порча как «бесовский жор», когда человек не может остановиться от поедания продуктов питания. Причем делает это в такой неприглядной форме, что смотреть на него без содрогания невозможно.

Телесные недуги

Признаки одержимости бесами у человека могут проявляться различными телесными недугами. Но при обследовании у врача причины для недомоганий не выявляется. Бес может принимать и иную форму: внушает человеку отказываться от медицинского обследования.

Симптомы телесных недугов:

  • быстрая утомляемость;
  • необоснованная слабость;
  • конвульсии конечностей и тела;
  • дрожь в руках;
  • чрезмерная сухость кожных покровов;
  • горячка и сильная потливость;
  • избыточная масса тела или худоба;
  • высыхание частей тела;
  • припадки;
  • лунатизм.

Однако добрая половина из перечисленных признаков может относиться к проявлению соматических заболеваний и диагностируется у многих людей. Поэтому проявляйте осторожность в выявлении бесноватых: закон не одобрит вашего энтузиазма.

Отличие одержимости от психического расстройства

Вселение беса делает человека агрессивным, но не всегда. Он становится неуправляемым в случае контакта с предметами религиозного христианского культа.

Ему неприятен запах ладана, пугает распятие и рака с мощами святых. Можно сказать, что агрессивность бесноватого имеет определенную направленность — культовую.

Часто к священникам приводят людей с психическими отклонениями, которых считают одержимыми. Но опытный священнослужитель всегда сможет отличить подселение от психического расстройства. Например, если дать бесноватому два стакана с водой, в одном из которых будет святая, — он выберет стакан с обычной водой.

Есть такие виды психических расстройств, когда человек всеми способами стремится привлечь к себе внимание. Притвориться бесноватым — самый быстрый способ добиться желаемого. Но служителей церкви провести не удается.

Также есть психическое заболевание, которое связано с боязнью религиозных святынь — иерофобия, агиофобия. Но этот страх должен относиться не только к христианским культовым предметам.

В любом случае, нужно проявлять спокойствие и осторожность в постановке «диагноза»: на это имеют право только священнослужители.

Защита от вселения беса

Когда Иисус изгнал легион бесов из человека в стадо свиней, он сказал, что они могут вернуться. Почему так происходит? Потому что человек сам впускает в себя нечистую силу: неправильными мыслями, неправильным поведением и поступками. В духовном мире нет насилия, и Ангел-хранитель не может помешать человеку пойти на контакт с нечистью, если он сделал такой выбор.

Запомните: бес входит вместе с грехом и через грех.

Что открывает дорогу нечистой силе и дает право вселиться в человека? Самые мощные бесы и демоны входят в человека вместе с:

  • цинизмом;
  • убийствами;
  • половой распущенностью;
  • занятиями оккультными практиками;
  • интересом к сатанизму.

Если в сердце человека нет раскаяния за неправильное поведение, то он открывает дверь в свою жизнь бесу. Даже если человек совершил тяжкий проступок, он может быть прощен и помилован, но при условии искреннего покаяния и раскаяния. Если этого не наблюдается, он становится рабом демона и подчиняется его власти.

Вселению демона препятствует:

  • регулярное посещение литургии;
  • ежедневное чтение молитвенного правила;
  • покаяние, причащение.

Перечисленные действия создают защитный купол, через который не сможет проникнуть нечистая сила. Единственное оружие против нечисти — горячая молитва и вера.

В православных летописях (патриках) можно найти записи борьбы монахов с нечистой силой, которая пыталась овладеть их чувствами и сердцем. Но с монахами имеют дело демоны высшего порядка, которые владеют навыком тончайшего обольщения: посылают сомнения, мысли о блуде, внушают читать только Ветхий Завет вместо Нового.

Преподобный Исаакий был одним из первых Печерских затворников, который подвергся бесовскому наваждению. Когда к нему в келью явился бес в виде двух прекрасных юношей с сияющими лицами, Исаакий от неожиданности забыл наложить на себя крестное знамение и поклонился нечисти.

В тот же момент келья наполнилась бесами, которые стали играть плясовую и заставили монаха плясать до изнеможения: его парализовало. Монаха еле выходили собратья: он более двух лет провел в коме. После выздоровления Исаакий больше не был затворником и стал юродивым.

История Печерского затворника перекликается с жизнью египетского отшельника святого Антония, который 17 лет боролся с бесовскими наваждениями в пустыне.

Эти правдивые истории говорят о том, что если не противостоять нечистой силе крепкой верой, то она может легко погубить человека, даже посвятившего свою жизнь служению Господу. И если обывателя бесы губят плотскими вожделениями, то монахов могут взять за живое гордыней и иными прельщениями.

С тех пор как Денница (одно из имен дьявола) отпал от Бога, увлекши за собой третью часть ангелов, в духовном мире появились бесы и возглавляющий их дьявол.

Будучи по природе своей Божьими созданиями, предназначенными для исполнения его воли, падшие ангелы не обладают возможностью самостоятельного творения.

Фото: Flickr.com

Участь их (бесов) – разрушать, уничтожать и ненавидеть. Ничего большего, они делать не могут. Хотя возможность для этого у них есть. Господь милостив. Он всегда готов принять в своё лоно раскаявшихся демонов и самого дьявола. Но тот не хочет, в силу своего упрямства и эгоизма. Мало того, самое страшное, что идёт беспрерывный процесс падения. С каждым днём сатана всё больше и больше свирепеет, становится ещё хуже.

На кого, прежде всего демоны могут направлять «жало своё ядовитое»? Пребывая прежде в образе светлых созданий, а теперь превратившись в слуг сатаны, восставшего против самого Создателя, бесы всячески стремятся подчинить себе человека. Ведь не кто иной, как он является Венцом творения Господа, любимым и созданным для блаженства и любви.

Что может служить большим удовлетворением злобы чёрных сил, чем факт порабощения слабой души. Хотя бы на некоторое время. Демоны бешено ненавидят весь мир, друг друга, себя, всё живое. Спокойно существовать они не могут. Им необходимо постоянно кого-то «кусать», обрекать на гибель.

Как помочь бесноватому

В Евангелии Спаситель исцелил бесноватого отрока, который бросался в огонь и в воду. И Он дал ответ, как избавиться от беснования: «сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21).

Праведный Иоанн Кронштадтский приводил такое толкование слов Иисуса Христа: «Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою”.

Некоторое время назад среди православных христиан особой популярностью стали пользоваться «отчитки”. Отчитка – это особый вид молитв, совершаемых над одержимыми бесами людьми для изгнания нечистых сил. В требнике этот молитвенный чин называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Такие молитвы действительно помогают избавиться от нечистых духов.

Особенности отчитки

На «отчитки” зачастую приходят люди и приводят своих близких, которые не являются бесноватыми. Например, «муж пьет”, «сын стал агрессивным”, «кто его знает, может на мне порча”, «дочь сглазили” – такие рассуждения не повод для особых заклинательных молитв. И это не признаки одержимости. Люди воспринимают «отчитку” как магический ритуал, а не молитвенное обращение к Богу в случаях одержимости. При этом забывают Евангельские слова Христа, что только молитвой и постом можно победить бесов.

«Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном” (иерей Валерий Духанин).

Чин отчитки от бесноватости

В католической церкви существует обряд экзорцизма — изгнания беса из человека. В данный момент он не проводится. В православии применяют отчитку от бесноватости по специальному разрешению правящего архиереия.

В настоящее время отчитку проводит отец Герман (Чесноков) в Троицко-Сергиевой лавре, куда приезжают люди со всех уголков России.

Отчитка проводится бесплатно всем желающим, но перед приездом к отцу Герману нужно убедиться в отсутствии у человека психического отклонения. Стоит ли доверять психиатру, ведь он не священник и может «не заметить» одержимость?

Об этом волноваться не стоит: большинство психиатров верующие люди и не «пропустят» одержимость человека и ее признаки. Если родственники устали от «чудес», регулярно устраиваемых своим кровником, следует немедленно принимать меры:

  • сначала психиатр;
  • потом священник.

В настоящее время психиатрия работает в тандеме с церковью, поэтому ошибок быть не должно. Церковнослужители тоже проходят соответствующие медицинские курсы и могут отличить эпилепсию от припадка бесноватого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *