Бахаизм

С т. зр. бахаитов, природа бога вечна, неизменна и абсолютно непостижима. От этой неизменяемой природы (сущности) произошла Первичная воля, к-рая раз в 1000 лет проявляет себя в человеческом облике. Проявления божественной воли в человеческом облике называются «Явителями божией воли» или просто Явителями. Они представляют собой особую категорию сотворенных существ — промежуточную между богом и человеком и становятся «Основателями религий». Последователи бахаизма считают, что в Явителях как в «чистых зеркалах» отражены все атрибуты бога, поэтому общение с ними и познание их равносильно познанию бога; они ниспосылаются человечеству для раскрытия людям божественной воли и установления божественного закона, поэтому их называют также божественными Учителями. Явители олицетворяют собой единую божественную реальность, и различия между ними появляются только в материальном человеческом мире. Вера бахаи признает следующих божественных Учителей: Авраама, Моисея, Будду, Кришну, Зороастра, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу. Вера бахаи полагает, что душа человека изначально добродетельна, но невежество отделило человека от бога, и потому миру нужны учителя, к-рые помогут людям достигнуть совершенства. Каждый последующий учитель вправе отменять установления предыдущего, т. к. его учение является абсолютным только по отношению к его собственному поколению. Иисус Христос, с т. зр. бахаитов, один из Явителей, Его воскресение трактуется как «духовный и божественный факт, а не материальный», а телесное воскресение Христа — как возвращение учения Христа к жизни в его учениках, возрождение их веры. Сам процесс ниспослания откровения через определенные промежутки времени называется «прогрессирующим» или «поступательным» откровением. Произведения Бахауллы почитаются его последователями как священные. Главная тема откровения Бахауллы — учение о том, что «земля — единая страна и все люди — ее граждане». В его произведениях содержатся духовные принципы, законы и установления, к-рые, по мнению его последователей, должны лечь в основу планетарной цивилизации, в частности искоренение всех форм предрассудков (расовых, религ. и национальных); равенство между женщинами и мужчинами; признание общего источника и сущностного единства великих религий мира; устранение крайностей нищеты и богатства; самостоятельный поиск истины; установление всемирного содружества народов, основанного на принципах коллективной безопасности; признание гармонии религии с разумом и научным знанием. Одно из центральных положений Б. р.- служение человечеству. Различие в социальных аспектах религий, с т. зр. бахаитов, обусловлено временем и местом их появления, духовная же основа всех вер едина: человек живет для того, чтобы познать своего создателя и поклоняться ему. Все человечество, независимо от цвета кожи, составляет единый организм, к-рый находится в процессе эволюции, результатом ее должна стать единая планетарная цивилизация. Последователи Б. р. полагают, что в нынешнюю эпоху человечество уже способно признать единственность бога, общность религий и единство человеческой семьи. Они верят в то, что религ. откровения будут появляться и в будущем, чтобы обеспечить божественное руководство для «вечно развивающейся цивилизации». Первопричиной возникающих в мире конфликтов считается «неосмысленная» приверженность тем или иным традициям, движениям, мировоззренческим системам, а одной из наиболее распространенных форм предрассудков является придание человеком «чрезмерной значимости» своей принадлежности к некой группе (этнической, национальной, социальной, религ. и т. п.), к-рой он приписывает превосходство над др. С т. зр. бахаитов, гармония науки и религии возможна потому, что истина (реальность) едина. Научные истины открыты человеком, а религ.- богооткровенны. Бог выступает и источником откровения, и творцом мироздания. Последнее составляет объект научного исследования. Видимое противоречие между наукой и традиц. религ. воззрениями объясняется тем, что за века своего существования мн. религ. системы подверглись искажениям и их становилось все труднее отличать от первоначального послания, данного богом. Для устранения конфликтов недостаточно только преобразования экономической системы, несправедливость в сфере труда и потребления — результат человеческой алчности, поэтому людям необходимо духовное обновление. Бахаиты исповедуют принципы лояльности к властям и невмешательства в политику.

Религ. практику бахаитов составляют молитвы, медитации, изучение священных книг и следование изложенным в них духовным предписаниям. Основной считается «Наисвятая Книга» (Китаб-и-Акдас), написанная Бахауллой в 1873 г. Богослужение бахаитов представляет собой чтение из священных книг, но без интерпретации прочитанного, иногда сопровождающееся песнопениями на разных языках. Молитва должна совершаться верующим наедине с Богом 3 раза в день и с обязательным омовением перед ее совершением; направление молитвы — гробница Баба в Хайфе. Единственная из обязательных молитв, к-рую предписано совершать сообща,- заупокойная. Религ. жизнь бахаитов регулируется специальным календарем Бахаи, в соответствии с к-рым год состоит из 365 дней, но делится на 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и начинается 21 марта. Летосчисление ведется с 1844 г. (начало миссии Баба). Со 2 по 20 марта (т. е. 19 дней) бахаиты соблюдают пост (воздерживаются от еды и питья от рассвета до заката), готовясь духовно к новому году. Вступление в общину не предусматривает обряда инициации: желающий вступить в общину просто объявляет себя бахаитом в присутствии неск. свидетелей и говорит, что признает Бахауллу Явителем Божией Воли и принимает учение Бахаи. Дети, рожденные в бахаитской семье, могут провозглашать себя бахаитами лишь по достижении 15 лет. Брачный ритуал состоит в произнесении брачного обета в присутствии 2 свидетелей. Заключающий брак должен известить об этом местное духовное собрание, в обязанности к-рого входит проследить за соблюдением сторонами предписаний Бахаи, а также, напр., за получением согласия на брак родителей жениха и невесты. Умерших бахаитов погребают в земле (в гробах), кремация не допускается. На палец усопшего надевают погребальное кольцо, перед похоронами читается совместная заупокойная молитва. Каждый первый день месяца, по календарю Бахаи, проводится Праздник 19-го дня, к-рый состоит из 3 частей: 1-я — молитвенная и медитационная, 2-я — посвящена обсуждению текущих дел и 3-я — дружеское общение за трапезой. Кроме того, бахаиты отмечают т. н. св. дни. В Б. р. отсутствует духовенство. В наст. время в мире существует 7 храмов, принадлежащих последователям Б. р., расположенных в разных частях света. Каждая местная община бахаитов избирает сроком на 1 год местное духовное собрание из 9 членов, к-рое координирует ее жизнедеятельность. На уровне страны избирается национальное духовное собрание, Всемирный дом справедливости, избираемый на 5 лет представителями всех национальных общин бахаитов. Он располагается в г. Хайфа (Израиль) на горе Кармель, где вокруг могилы Баба возник духовный и адм. центр международной общины бахаи. Усыпальница Бахауллы также находится недалеко от Хайфы. Международное Сообщество Бахаи зарегистрировано при ООН как неправительственная орг-ция и имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН и Детском Фонде.

Наука с точки зрения вероучения

Религия Бахаи проповедует не только веру в единого Бога, но и баланс во всем. В первую очередь это касается религии и науки. В нашем сегодняшнем мире вера в высшие силы уже давно отошла на второй план, все мы стали максимально материалистичны и стараемся объяснить все окружающие явления с научной точки зрения. Подобное отношение ведет к потере духовности и моральному вырождению не отдельных личностей, а целых наций. Религия Бахаи ратует за баланс между духовным и научным. Ведь там, где доминирует религиозное мировоззрение, рождаются суеверия, и теряется истина. А сугубо научный подход порождает обилие бездуховных материалистов. Бахаи считают, что плохо и то и другое, поэтому выступают за баланс и гармоничный подход ко всему. Они не отрицают науку и признают, что она дает очень многое для человечества, но призывают людей к духовному развитию, которое выводит на абсолютно новый более высокий уровень существования.

Основные принципы

Стоит заметить, что в религии Бахаи довольно просто разобраться. Она имеет максимально простой и понятный каждому свод правил, который и привлекает массу последователей.

Вера Бахаи — независимая мировая религия, созданная для всего человечества в целом. Люди независимо от места проживания, национальности и цвета кожи могут быть едины и жить в мире с собой и окружающим их пространством. Многие последователи религии утверждают, что Бахаи — это единственная вера, которая является истинной и способной сохранить человечество как вид.

Вероучение горячо осуждает все предрассудки, приводящие к разделению людей на касты, социальные статусы и навешивающие определенные ярлыки. Все, что разделяет людей между собой, подвергается осуждению. Религия Бахаи проповедует равенство людей по всем характеристикам. В эту формулировку входит равенство по национальному и религиозному признаку. Также бахаи считают, что мужчина и женщина тоже равны перед Богом, поэтому нет главенства одних над другими.

Интересно, что данная религия выступает за стирание любых границ. В первую очередь — государственных и религиозных. По мнению верующих, этому может поспособствовать создание общепланетарной конфедерации с единым правительством.

Не удивительно, что такие новаторские идеи и строгие морально-этические нормы, которые религия выдвигает к своим последователям, вызывает недовольство у власть имущих во многих странах мира. Часто бахаи подвергались гонениям, а в самом начале своего пути даже убийствам. Несмотря на молодость религии, ее история знает немало кровавых событий, которыми сопровождалось ее становление.

Зарождение Бахаи

Официально считается, что религия родилась в сорок четвертом году девятнадцатого века в Персии. Ее основателем был молодой купец Сейид Али Мухаммад, возвестивший о скором приходе Спасителя мира. Он взял на себя миссию рассказать о Пророке и просвещать людей. Из-за этого народ дал ему новое имя — Баб, которое можно перевести как «врата». Очень быстро Сейид Али Мухаммад стал приобретать последователей, что не могло не пугать духовенство. Считается, что Бахаи изначально являлась ответвлением шиитского ислама, но в кратчайшие сроки религия обрела самостоятельность, что стало для нее практически приговором. Всех последователей нового вероучения объявили еретиками и приговорили к смерти. Мусульманское духовенство жестко искореняло любое инакомыслие, жертвами гонений пали около двадцати трех тысяч человек. Огромное количество бахаи были брошены в тюрьму и покалечены. За веру пал и сам Баб, завещав своим последователям нести свет знаний по всему миру. Выжившие верующие вынуждены были бежать из Персии, чтобы выполнить завет своего учителя.

Становление религии

Большой вклад в становление Бахаи внес самый преданный последователь Сейид Али Мухаммада — Бахаула. Так он назвал себя после получения откровения от высших сил и посвятил свою жизнь определению принципов религии и созданию ее методологической базы. Он написал множество научных трудов, а после его кончины в конце девятнадцатого века дело продолжил старший сын Бахаула. Удивительно, но буквально за пятьдесят лет своего существования религия получила всеобщее распространение и множество сторонников в разных странах мира. Немногие знают, что в России до революции было очень много бахаи, поэтому именно в нашем государстве возник первый в истории храм самой молодой в мире религии.

Храмовый комплекс в Ашхабаде: первое в истории религиозное сооружение Бахаи

В начале двадцатого века в Ашхабаде сформировалась довольно мощная религиозная община Бахаи. Она постоянно росла и считалась самой крупной в мире. Это стало поводом для того, чтобы обратиться к правительству за разрешением на постройку первого в истории существования нового вероучения храмового комплекса. Под прошением подписалось большое количество человек, поэтому было решено удовлетворить просьбу верующих.

Архитектор взял за основу своего проекта Тадж-Махал, но при строительстве храма учел все нюансы и особенности Бахаи. Сооружение получилось монументальным и удивительно красивым с явно читающимся восточным колоритом. Служения в храме начали проводиться приблизительно через шесть лет после начала строительства, а полностью закончен он был спустя еще тринадцать лет.

Описание храма

Религия Бахаи (вероучение, культ и организация общины) полностью нашла свое отражение в великолепном храмовом комплексе в Ашхабаде. В его основе лежал девятиугольник, соответствующий представлениям о количестве путей к единому Богу. Храм выстраивался в трех уровня, они символизировали ветви власти в религии. Данные принципы стали основными для всех последующих религиозных сооружений Бахаи.

Вокруг храмового комплекса были разбиты роскошные сады со скрывающимися за зеленью фонтанами, что тоже было весьма символично для нового учения. Фасады сооружения строители украсили яркой мозаикой и арабской вязью.

К сожалению, храм просуществовал недолго и до наших дней не сохранился. В середине прошлого века он был серьезно поврежден землетрясением, а через пятнадцать лет советские власти приказали снести его и разбить на этом месте парковую зону.

Дома поклонения Бахаи

Последователи Бахаи сумели возвести девять храмовых комплексов. Каждый из них индивидуален и считается уникальным архитектурным объектом. В Израиле находится самый главный храм этого религиозного течения. Он расположен в Хайфе и даже имеет собственное название — «Сады Бахаи». На его территории находится усыпальница человека, который считается основателем вероучения. Поэтому все последователи Бахаи считают именно этот храм главным среди остальных.

Еще восемь домов поклонения расположены в следующих точках на планете:

  • Индия.
  • Австралия (Сидней).
  • Германия.
  • Панама.
  • Самоа.
  • США.
  • Уганда.
  • Чили.

Многие туристы, которым посчастливилось увидеть эти необыкновенные сооружения, рассказывали, что их смело можно внести в список чудес света.

Бахаи: секта или религия

Этот вопрос все же будоражит многие умы. Часто последователей этой религии обвиняют в сектантстве и даже запрещают их деятельность в некоторых странах. Многие социологи говорят о Бахаи как об исламской секте, памятуя, что образовалась она как течение в шиитском исламе. Однако стоит учитывать, что термин «секта» включает в себя следующие характеристики, не свойственные Бахаи:

  • обособленность;
  • исключительность;
  • авторитарность;
  • управление членами общины за счет харизмы ее лидера;
  • наличие многочисленных доктрин;
  • жесткие нормы поведения, вводимые для всех членов организации.

Самая молодая религия не попадает ни под одну из перечисленных категорий. Она находится вне привычной системы, что дает право считать религию Бахаи вероучением совершенно особенным, которое полностью выходит за рамки изученного и не может являться сектой в общепринятом значении этого слова.

Описание

Практически каждый человек, который много путешествует по миру и живо интересуется культурными традициями разных стран, что-то слышал о религии Бахаи. Это вероучение недаром называется самым молодым, ведь оно не насчитывает и двухсот лет своего существования. Однако уже на сегодняшний день религия имеет более пяти миллионов последователей, проживающих в двух сотнях различных стран. Причем сами бахаи говорят, что количество их братьев и сестер по вере не так огромно, как утверждают официальные источники, приводящие цифру в шесть с половиной миллионов человек.

Практически в каждой части света располагается хотя бы один храм Бахаи, который невозможно перепутать ни с каким иным религиозным сооружением. Каждый храм сочетает в себе лучшие архитектурные традиции, представляя собой сплав множества религий. Причем можно с уверенностью сказать, что каждое новое сооружение — это полет фантазии, а следовательно, имеет свою яркую индивидуальность. Однако путешественники, которым удалось увидеть несколько храмов Бахаи, утверждают, что все же в них есть нечто неуловимое, что объединяет между собой все существующие сооружения. Это ощущение возникает где-то глубоко на подсознании, но оно говорит о мастерстве архитекторов, создавших эти шедевры.

Бахаи (бахаизм, бехаизм) (араб. بهاء‎, «Баха» — «слава», «свет», «блеск», «великолепие») — монотеистическая религия. Её основатель Бахаулла (1817—1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба. Всемирный центр находится в Хайфе.

Учение бахаи основано на учениях Баба и Мирзы Хусейна Али (принявшего титул Бахаулла — Слава Бога). Главные темы: единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних явлений Бога, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем», аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения.

Бахаи считают свою религию последней мировой монотеистической религией откровения, в то время как среди религиоведов её классифицируют в диапазоне от исламско-синкретической секты до нового религиозного движения и новой мировой религии.

Слухи и толки

Писать интригующе о бахаи трудно. В то время, как многие большие религии и небольшие (относительно) секты постоянно оказываются в центре финансовых или непристойных скандалов, бахаисты, похоже, мирно живут. Впрочем, в сети можно найти небольшой скандал вокруг нравственности бахаистов в Индии: на одном сайте с негодованием рассказывается, что пришлые иранские бахаисты идут против индийских обычаев и разлагают местных индийских бахаистов, вступая в любовные связи с ними, что приводит к разводам или угрозе разводов. Так, одна парочка вступила в плотскую связь во время поста, цинично воспользовавшись тем, что это не запрещено — конечно, вся интрига была при этом в том, что парочка была нежената (точнее, неженат был мужчина).

Другие скандалы вокруг бахаистов: в начале прошлого века они заставили оставить христианство королеву Румынии; возможно, они поддерживали евреев сразу после войны, когда те решили строить современный Израиль; вероятно, основатель бахаизма спасся от верной смерти от рук мусульман с помощью британской армии, а значит, был ставленником западных государств. В общем, степень скандальности собственно скандалов вокруг бахаистов можно оценить.


В традиционном храме бахаистов должно быть девять сторон.

Однако, безо всяких «возможно» и «видимо», достоверно известно, что сейчас, после Исламской революции семидесятых, бахаисты подвергаются преследованиям в Иране как сектанты, исказившие ислам. Сразу после революции были вывезены за город и убиты все члены Национального Духовного Собрания бахаи. До 2018 года в тюрьмах томились семь других лидеров бахаи, вычисленных и арестованных — включая двух женщин, к которым относятся так же сурово, несмотря на декларируемую снисходительность и особую защиту женского пола со стороны мусульманских лидеров Ирана. Кроме лидеров, в тюрьмах без предъявления конкретных обвинений сидят и некоторые простые бахаисты. Абитуриентов из числа бахаистов отказываются зачислять в институты. Но, поскольку это слишком пресно для «скандала», о преследованиях бахаистов знает очень мало людей других конфессий.

Бахаулла и Куррат Уль-Айн

Бахаи называется так в честь первого из лидеров Бахауллы, одного из последователей провозвестника новой веры и её принципов, Баба. Баб жил в Иране в девятнадцатом веке. Он начал учить всеобщему равенству — и, что особенно было необычно для монотеистических религий, равенству мужчин и женщин. Баб заявил, что Бог принципиально непознаваем (а значит, духовенство не нужно), отменил множество исламских догматов и приобрёл, несмотря на это, множество сторонников. Среди первых восемнадцати его учеников — Живых Букв, нечто сродни апостолов — и был молодой иранец Бахаулла.
Имя «Бахаулла» — «Слава Господа» — религиозное имя, которое принимали все Живые Буквы Баба. От рождения его звали Хусейн Али-ин-Нури. Сейчас считается, что он был одним из множества явлений Бога в человеческий мир, но, когда он был молодым последователем Баба, он был лишь одним из провозвестников его учения. Только после жестокой казни Баба и многих бабистов чудом избежавший смерти Бахаулла объявил, что он и есть очередное явление. Да, бахаисты верят, что Бог регулярно навещает землю, принимая понятную людям форму, и раз за разом открывает людям всё больше — что двигает человечество вперёд маленькими шагами. И то, что Бог говорил как Кришна или Иисус, может быть перечёркнуто речами дальнейших его явлений, поскольку человечество выросло из его предыдущих учений.


Бахаулла.

До прихода в бабисты Бахаулла носил титул «мирза», то есть принц — он был потомком давних правителей страны. Он был славен умом и приветливостью, но такое можно сказать про многих религиозных деятелей. Однако поистине поражает, с учётом того, что дело происходило в Иране в девятнадцатом веке, то, как он поддерживал другую Живую Букву, поэтессу по прозвищу Куррат Уль-Айн, в то время, как её поддержка стоила ему уважения многих новообращённых бабистов.

Дочь муллы, оставившая свою семью очень молодой, чтобы учиться и обучать — а позже и проповедовать — Куррат Уль-Айн постоянно напоминала новым бабистам, что перед миром и Богом женщины и мужчины равны, что у одного мужчины должна быть одна жена и что ни одна женщина не должна жить, прячась от мира за стенами гарема и покрывалом на лице. Вчерашние мусульмане не могли этого принять и даже пытались разоблачить поэтессу, написав письмо Бабу с требованием разъяснить вопрос равенства. Неужели оно и для женщин тоже? Хотя это могло стоить потери последователей, Баб твёрдо отвечал, что Куррат Уль-Айн не искажает его учения и её должно слушать.
Сама же поэтесса была известна тем, что много раз её пытались удержать в тюрьме. Однако вскоре тюремщики попадали под обаяние её речей и начинали допускать к ней паломников, желающих послушать проповеди. После этого власти высылали поэтессу прочь — ведь убить её означало бы сделать святой в глазах людей. Однажды Куррат Уль-Айн заточили в стенах дома её бывший муж и свёкор, и Бахаулла, прослышав об этом, вызволил её из плена и поселил в своём доме — и речь шла не о любви. В другой раз на Куррат Уль-Айн и её последователей напали в пустыни люди местного градоначальника, отнявшие у них все припасы — но поэтесса не умерла, сумев найти помощь.


Условный портрет проповедницы по прозвищу Куррат Уль-Айн (религиозное имя Тахире).

Наконец, однажды, как известно, лично шах Ирана Насреддин, тот самый, что позже фотографировал своих жён, предложил поэтесса стать его женой, если она оставит учение Баба и вернётся в ислам. Куррат Уль-Айн ответила стихотворением, в котором желала шаху и дальше быть богатым и счастливым, а своей судьбой называла странствия нищего дервиша. Вскоре после этого её убили, а вещи сожгли, словно она была колдуньей. Сейчас бахаисты почитают Куррат Уль-Айн как свою святую. Бахауллу тем временем бросили в тюрьму и пытали. Там, под пытками, он и понял, что он — явление Бога. После этого он долго ещё жил и учил.

Рай — это путешествие к Богу

Вера бахаи подкупает и напоминает мистические учения двадцатого века — хотя родилась раньше них. Бахаисты верят, что Бог один, но он принципиально непознаваем. Он может говорить с людьми, являясь в понятной им форме. Жизнь человека, учит бахаи, подобна жизни плода во чреве матери. Это развитие, но это и подготовка к настоящей жизни. После смерти душа человека будет странствовать по мирам. Если она в своих духовных устремлениях будет приближаться к Богу, то это будет райским блаженством. Ад же — невозможность приблизиться, застревание души из-за собственных пороков и лености вдали от Бога. Возможно, именно такая сложная концепция без понятной системы наказаний и поощрений после смерти и делает бахаи пока ещё не такой популярной религией. Пытки вилами или десятки девственных рабынь куда проще для принятия как концепция.
Среди духовных практик бахаи, кроме предложений молиться и медитировать — самореализация в сфере своего таланта, причём такая, которая пошла бы на благо человечеству. То есть художник может писать картины, а писатель — книги, чтобы совершенствоваться, и, если кажется, что никаких талантов в тебе нет, то прочитать историю скучающему больному старику, посадить дерево или присмотреть за ребёнком может всё равно продвинуть тебя на духовном пути.
Среди концепций бахаи — не только всеобщее равноправие, без оговорок, но и устранение крайних форм бедности и богатства, благо всеобщего образования, отказ от фанатизма, азартных игр и алкоголя. У них есть свой календарь из 19 месяцев по 19 дней, своей религиозный пост, похожий на мусульманский, и три ежедневные обязательные молитвы, одну из которых, на свой выбор, должен раз в день прочесть верующий. У бахаистов нет официальных ограничений в виде пищи, а также представлений о плотской связи как о чём-то грязном, что традиционно делало их сосуществование с другими религиями проблемным. Но самое неожиданное, если в семье не хватает денег на обучение всех детей, то родители должны выбрать для обучения дочерей или старших дочерей, поскольку женщина всегда может учить в своей семье (или, точнее, чаще это делает). Кстати, таковы же и рекомендации многих волонтёрских организаций нашего времени — вся практика показывает, что образование, полученное одной девочкой, приводит к повышению уровня образованности сразу многих других людей.
В общем, многие социальные «изобретения» двадцатого века были вторичны — всё давно уже придумали бахаисты. Но если они предвосхитили будущее, то рядом с ними и нами до сих пор существуют Люди из прошлого: Как живут сегодня старообрядцы, мормоны и меннониты.
Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *