Азербайджанцы православные

Скачать эту статью

«Бакинская и Азербайджанская епархия — епархия Русской Православной Церкви, объединяющая приходы на территории Азербайджана».

По преданию, христианство в Азербайджане зародилось благодаря апостолу Варфоломею — одному из 12 учеников Христа. После воскресения Иисуса апостол оправился в Сирию и Азию проповедовать Евангелие.

Святой апостол Варфоломей — покровитель города Баку

В Индии Варфоломей перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея. Там святой обратил в христианскую веру многих язычников.

В Великой Армении, где Варфоломей также побывал, апостол сотворил немало чудес и исцелил одержимую дочь царя. Уверовав во Христа, правитель с семьей и приближенными приняли крещение.

Их примеру последовали и другие жители Великой Армении.

Апостол Варфоломей сотворил немало чудес и исцелил одержимую дочь царя Армении.

Но языческие жрецы схватили Варфоломея и казнили.По легенде апостол принял мученическую смерть в 71 году в городе Альбанополе (нынешний Баку).

Смотрите также статью Религия армян

В день памяти апостола Варфоломея (24 июня) ежегодно на этом месте совершается торжественный молебен с чтением акафиста святому Варфоломею, которого считают покровителем Баку.

24 июня день памяти апостола Варфоломея

До 1936 года это место у подножья Девичьей башни было обозначено часовней, на которой размещалась памятная доска с повествованием о казни святого, в дальнейшем часовню снесли.

Девичья башня и у ее подножия место мученической смерти святого апостола Варфоломея, который, как считается, принес в Азербайджан христианство

Бакинская и Прикаспийская епархия создана в 1919 году

В I тысячелетии христианство широко распространилось на территории Кавказской Албании и образовалась самостоятельная Албанская Церковь.

Но после утверждения на территории современного Азербайджана ислама, церковь пришла в упадок. Лишь в XIX столетии христианство вновь стало развиваться с появлением русских.

В Гяндже, Шемахе, Баку и городах Дагестана построили православные церкви. В первое десятилетие ХХ века только в Баку возвели 17 храмов, а во всем Азербайджане — более 70.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В связи с ростом численности православных в 1905 году учредили Бакинскую архиерейскую епархию. В 1919 году из Бакинского викариатства создали отдельную епархию с центром в Баку.

В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря и епархия получила название «Бакинская и Прикаспийская». Первым взвели собор Святого Николая Чудотворца, именуемый в просторечье Николаевский.

В годы революции все храмы были закрыты или разрушены

После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь, многих священников Прикаспийской епархии репрессировали, а храмы либо разрушили, либо отдали под госучреждения новой власти.

Одним из первых в 1920 году в Баку закрыли Кафедральный собор Жен-Мироносиц. В храме располагался склад, потом спортивный зал.

Собор Александра Невского

Как казарму использовали в годы революции Собор Рождества Пресвятой Богородицы, а Александро-Невский кафедральный собор уничтожили полностью. В 1936 году в Азербайджане закрыли последний православный храм.

Возрождение православия началось в 1944 году с открытием Собора в честь Рождества Богородицы

Возрождение православия началось в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году вновь открыли Собор в честь Рождества Богородицы. Потом возобновилось богослужение и в других приходах Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

В декабре 1998 года Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод приняли решение о создании Бакинской епархии.

23 столько приходов насчитывается в Бакинской епархии, из них 14—городских, 9 — сельских

Сейчас Бакинская епархия насчитывает 23 прихода, из них городских — 14, сельских — 9. На территории епархии 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

В 2006 году в Баку возвели храм в честь небесного покровителя города апостола Варфоломея. Он является приделом храма Архангела Михаила.

Церкви в Баку и Храмы Бакинской епархии:

Храм Местоположение

Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

г. Баку, военный городок Красный Восток, 126
г. Баку, улица академика Шамиля Азизбекова, 205

храм Архангела Михаила

г. Баку, угол улиц Видади (бывшая Церковная) и Заргярпалан (бывшая Спасская), 38

Александро-Невский храм

г. Гянджа, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2

Свято-Никольский храм в г. Хачмас

г. Хачмас, ул. Ханлара, 21

Молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского

г. Сумгаит, 19 квартал, д. 24/5, кв. 18

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года приходы на территории Дагестана, входившие в Бакинскую епархию, были отнесены к новообразованной Владикавказской и Махачкалинской епархии. После отделения территория Бакинской епархии делится на два благочиния:

  1. Бакинское.
  2. Районов Азербайджана.

Главный храм в Баку — кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

Главная церковь в Баку — кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц. Возведен в 1909 году и освящен во имя женщин, которые пришли к гробу воскресшего Христа, чтобы благовониями умастить его тело.

В январе 1990 года во время подавления в Баку политической оппозиции колокольня храма была частично разрушена попавшими в нее снарядами. В 1991 году, когда здание храма пришло в негодность, собор передали Русской Православной Церкви. Восстановление и ремонт длились несколько лет.

В кафедральном соборе Бакинской епархии хранятся частицы мощей святого апостола Варфоломея и иконы Божьей Матери «Тихвинская» и «Каспийская».

В 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма Святых Жен-Мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии а 24 марта 2003 года состоялось открытие храма.

Ковчег с мощами апостола Варфоломея

Земля апостола Варфоломея. Азербайджан:

На главную / История / Статьи / История христианства и христианские общины в Азербайджане

Азербайджан — одно из государств, которое по праву может гордиться своей культурой, историей, обычаями и тонким религиозным чутьем. С древности в Азербайджане проживали представители самых различных религиозных направлений: зороастризма, иудаизма, христианства и ислама. Исторически азербайджанский народ всегда был терпим к другим религиям и относился к ним уважительно. Это национальная черта азербайджанского народа, неотъемлемая часть его менталитета.

История христианства в Азербайджане насчитывает уже 2 тысячи лет. Появление христианства на территории современного Азербайджана неразрывно связано с именем одного из двенадцати учеников Иисуса Христа – апостола Варфоломея. Именно он первым огласил евангельской проповедью эту древнюю землю. Церковное предание свидетельствует о том, что святой Варфоломей пострадал и принял смерть за Христа в г. Баку в 71 г. н.э. В центре города у подножья Девичьей башни находится памятное место, где была пролита кровь апостола, и это место свято почитается христианами на протяжении 2-ух тысячелетий. До 1936 года место это было отмечено часовней, памятная доска на которой сообщала об этом. В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании, на территории которой находится современный Азербайджан, и в 4 веке здесь была организована самостоятельная Албанская Церковь, которая просуществовала вплоть до начала 19 века.

Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане и в течение всего средневековья. Однако, поскольку политическая история Южного Кавказа была очень сложной и напряженной, то христианство пережило все те потрясения, которые пришлось вынести народам тогдашнего Азербайджана.

Новый импульс христианство для своего развития получило в XΙX – XX столетиях, особенно в связи с развитием индустрии в Баку. С появлением русского населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская Православная Церковь. В крупных городах Азербайджана — Баку, Гяндже, Шемахе были построены русские православные храмы. В связи с увеличением православной христианской общины и для упорядочения религиозной жизни в 1905 году была учреждена Бакинская архиерейская кафедра (епархия). В дальнейшем епископы получили титул «Бакинский и Прикаспийский». В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря. В те годы в Азербайджане действовали мечети, православные соборы, церкви и часовни, кирха и синагоги, молельные дома. В то же время были образованы римо-католическая, лютеранская, а также ряд протестантских общин.

К началу XX столетия этноконфессиональная структура Азербайджана уже успела сложиться в своих основных чертах. Для этого периода был характерен бурный экономический рост страны, в результате которого г. Баку за короткий промежуток времени превратился из сравнительно небольшого города в крупный экономический центр.

XX век внес свои изменения в религиозную, политическую жизнь всего пространства, которое впоследствии получило наименование Советский Союз. Репрессиям были подвергнуты и христианские и мусульманские и иудейские религиозные деятели. Большинство из них мученически закончило свою жизнь. В Баку из 17 православных храмов только 3 не были снесены. Но верующие по-прежнему жили вместе, тайно продолжали праздновать свои религиозные праздники, собирались на кладбищах, которые в то время стали местами религиозного поклонения. После восстановления церковной жизни в 1943 году, в Баку в 1944 году был вновь открыт православный храм, а затем еще ряд православных приходов на территории Азербайджана. А два года спустя жителям г. Хачмаса даже удалось построить новую церковь.

Как известно, в 90 – ых годах 20 – го столетия на территории бывшего СССР разразился бурный политический и экономический кризис. Он коснулся и Азербайджана. И, конечно же, находились и такие люди, которые уже к существующим конфликтам хотели также добавить конфронтацию на религиозной основе. Но усилиями религиозных деятелей Азербайджана подобные конфликты не были допущены.

В 1998 году была вновь возрождена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви, прекратившая свое существование со смертью последнего бакинского епископа Митрофана (Поликарпова) в 1934 году. На данный момент епархия объединяет приходы, находящиеся на территории Азербайджана и Дагестана. В 2001 году в Баку был вновь открыт собор свв. Жен-Мироносиц, ставший главным храмом Бакинско-Прикаспийской епархии. Хочется отметить, что храм был построен в начале 20 века и восстановлен в начале 21 века на средства известных меценатов – азербайджанцев Зейналабдина Тагиева и Айдына Курбанова. А на торжественном открытии собора присутствовал президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. Это является несомненно высоким показателем толерантности, сложившейся в стране среди представителей традиционных религий на протяжении многих веков мирного сосуществования и взаимоуважения.

В начале 21 Азербайджан посетили известные религиозные деятели. Дважды в Баку был предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Также дважды страну посетил предстоятель Грузинской Православной Церкви каталикос-патриарх Илия II. Гостем столицы Азербайджана в 2003 году стал предстоятель Константинопольской Церкви патриарх Варфоломей, который преподнес в дар кафедральному собору свв. Жен-Мироносиц частицу мощей св. ап. Варфоломея – покровителя г. Баку. В 2002 году в Баку побывал глава Римо-Католической Церкви папа Иоанн Павел II. Бакинские храмы посещают также известные общественные деятели и дипломаты аккредитованных в Азербайджане иностранных миссий.

На данный момент в Азербайджане функционируют 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Богослужения в бакинских храмах совершаются ежедневно, что дает возможность верующим в удобное для них время удовлетворять свои духовные потребности. Праздничные и воскресные богослужения собирают полные храмы молящихся. Православная община Азербайджана насчитывает около 200 тысяч человек, что составляет 2,5% населения страны. Надо сказать, что чадами Православной церкви в Азербайджане являются не только русские, но и украинцы, и белорусы, и греки, и грузины, представители других народов, которые проживают в Азербайджане.

Хотелось бы, чтобы мировая общественность дала должную оценку взаимоотношениям между народами и разными конфессиями в Азербайджане. И чтобы эта оценка послужила тому, чтобы Азербайджан занял достойное место среди государств мира, и чтобы народы и весь мир убедились в том, что Азербайджан твердо настроен, построить новую благополучную жизнь, при которой бы не тесно жилось в стране представителям разных народов и религий.

  • Интервью Епископа Бакинского и Прикаспийского Александра научно-публицистическому альманаху «The history of Caucasus”
  • Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов
  • Предварительное сообщение об идентификации и дешифровке албанского текста, обнаруженного на Синайской горе
  • «Здесь начало Европы?”
  • История христианства и христианские общины в Азербайджане

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *