Архимандрит евфимий митрюков

14 апреля (1 апреля ст. ст.) Церковь чествует преставление преподобного Евфимия Суздальского, который был современником и духовным другом Сергия Радонежского и часто посещал его обитель. 17 июля (4 июля ст. ст.) почитается обретение мощей святителя Евфимия. Преподобный Евфимий является основателем одного из крупнейших русских монастырей города Суздаля. История этого монастыря связанна с именем выдающегося русского патриота — князя Димитрия Пожарского, а также с периодом гонений на старообрядчество. С середины ХVII века Евфимиев монастырь стал местом ссылки для «исправления» духовно-неблагонадежных лиц. Об узниках-старообрядцах Суздальского монастыря упоминают в своих произведениях Ф. Мельников и Д. Урушев.

Житие преподобного Евфимия Суздальского

О детстве и отроческих годах преподобного Евфимия сведений практически не сохранилось. Родился он в 1316 году в Нижнем Новгороде от благочестивых и добродетельных родителей. С юношеских лет преподобный, презрев суету мирской жизни, решил всецело посвятить себя на служение Богу и удалился в Печерский Вознесенский монастырь, который находился недалеко от его родного города. Монастырь был основан пострижеником Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием (впоследствии архиепископ Суздальский). От руки святого наставника Евфимий принял иноческий постриг и начал проводить ревностную подвижническую жизнь.

Св. архимандрит Дионисий совершает над прп. Евфимием иноческий постриг. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

Среди прочих насельников обители преподобный выделялся особым усердием к подвигам благочестия и пользовался всеобщим уважением среди братии и доверием настоятеля. По этой причине, когда в 1352 году благочестивый князь Суздальский Борис Константинович вознамерился построить в своем городе обширный мужской монастырь и попросил себе в помощь у святого Дионисия опытного инока, способного к строительству и игуменству, богомудрый наставник направил к нему Евфимия.

Святой архимандрит Дионисий принимает отрока Евфимия в братию Печерского монастыря. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

Новый монастырь был основан в северной части города за рекой Каменкой. К этому времени преподобный Евфимий почти уже достиг сорокалетнего возраста и имел соответствующий опыт к руководству обителью. Обустроив свой монастырь в соответствии со строгим общежительным уставом, Евфимий дал особый обет никогда уже не покидать его. С таким намерением он обтесал три больших камня, чтобы впоследствии иметь здесь для себя и гробницу. Святитель Суздальский Иоанн (память 15 октября) был очень расположен к преподобному Евфимию и посвятил его в сан архимандрита. Однажды князь Суздальский Борис Константинович в престольный праздник Преображения Господня, когда святитель Иоанн совершал Божественную литургию, видел в алтаре святого ангела, сослужившего Иоанну и Евфимию.

Евфимиев монастырь быстро разрастался. Еще при жизни первого игумена в нем собралось более 300 иноков. Преподобный Евфимий построил в обители храм во имя преподобного Иоанна Лествичника, а затем к нему была пристроена каменная трапезная, куда в зимнее время иноки могли собираться для молитвы и вкушения пищи. В 1364 году преподобным Евфмием в Суздале, на левом берегу реки Каменки, был основан еще один монастырь — теперь уже женский, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Преподобный Евфимий отличался строгой аскетической жизнью, нес все самые тяжкие труды наравне с братией. Своими руками он выкопал колодец на монастырскую потребу и построил пчельник, заботился о нищих и убогих. Преставился преподобный после 52 лет управления обителью 1 апреля 1404 года, уже будучи глубоким старцем, достигшим 88-летнего возраста. Житие и служба преподобному были составлены насельником той же обители иноком Григорием.

История почитания и прославления преподобного Евфимия Суздальского

Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для его местного почитания. 4 июля 1507 года при копании рвов на строительстве нового монастырского собора были обретены нетленные мощи преподобного. В 1511 году в выстроенном заново Преображенском соборе был устроен придел в память святого Евфимия, куда была помещена рака с его мощами. Всероссийское прославление святого Евфимия совершилось на Московском Соборе 1549 года. 22 февраля 1657 года рака была помещена в собор. Мощи преподобного прославились многими исцелениями.

12 февраля 1919 года гробница святого была вскрыта. В мае 1922 года мощи были изъяты из монастыря и стали экспонатом антирелигиозного музея, а с середины 1940-х годов хранились в музейных фондах. 9 июня 1988 года мощи преподобного Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля — церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. 10 октября 2015 года св. мощи были возвращены в Спасо-Преображенский монастырский собор.

Рака с мощами св. прп. Евфимия Суздальского в Спасском монастыре. Фото нач. XX в.

Биография

Родился 20 августа 1959 года. Его отец был учёным-физиком, а мать — медицинской сестрой. По собственному признанию: «Мама из старообрядческой деревни, а отец из новообрядческой. В Нижегородской области старообрядческие и новообрядческие поселения чередуются. Во времена Николая I целенаправленно основывали новообрядческие села в местностях, густозаселённых старообрядцами… Слова старообрядцы, староверы, раскольники слышал с детства».

Окончил среднюю школу № 5 и художественную школу в Арзамасе-16 . После окончания школы проходил срочную воинскую службу.

В 1989 году окончил Московский Инженерно-физический институт, после чего работал во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики в Арзамасе-16.

В 2000 году в Арзамасе крещён священником Русской православной старообрядческой церкви иереем Алексеем Думновым, после чего стал прихожанином старообрядческого Никольского храма города Арзамаса. Со временем стал клирошанином. В феврале 2004 года новоизбранный предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) благословил его готовиться к принятию священного сана.

4 июля 2004 года, дав обет безбрачия, митрополитом Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым) в Покровском кафедральном соборе рукоположен в сан диакона, после чего начал диаконское сужение в клире данного собора. Затем в течение года служил диаконом в Никольском храме Арзамаса.

На Освященном соборе 2004 года был избран секретарём Освященных соборов и Советов митрополии РПСЦ.

12 июля 2005 года участвовал во встрече митрополита Андриана (Четвергова) с иерархом Русской православной церкви епископом Пермским и Соликамским Иринархом (Грезиным).

В августе 2005 года диакон Евгений Дубинов был переведён в Свято-Покровский кафедральный собор города Москвы. На протяжении двух лет являлся секретарём Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Постановлением Совета Митрополии РПСЦ от 28 февраля — 1 марта 2006 года включён в состав литургической комиссии и комиссии по чиноприёму от инославных конфессий.

16 июня 2006 года на епархиальном совещании духовенства и мирян Нижегородской и Владимирской епархии рассматривался потенциальным кандидатом в епископы на Нижегородскую и Владимирскую кафедру.

9 сентября 2006 года митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым) был рукоположён в сан в иерея к Покровскому кафедральному собору.

На Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившем в 2006 году в Белой Кринице утверждён в качестве кандидата на архиерейское рукоположение для Нижегородской и Владимирской епархии.

30 ноября 2006 году в приделе кафедрального собора во имя Покрова Божией Матери на Рогожском священноиноком Евагрием (Подмазовым) пострижен в иночество с наречением имени Евфимий.

В 2007 году направлен на служение в Лысково. Вместе с прихожанами вёл строительство нового каменного храма.

Решением Освященного Собора от 15-17 октября 2008 года утверждён в качестве кандидата в епископы на Казанско-Вятскую епархию, при этом дата хиротонии была оставлена на усмотрение митрополита Корнилия после решения вопроса с окормлением общины в города Лысково.

На заседании Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившем 4-5 августа 2011 года, священноинок Евфимий был избран епископом Казанским и Вятским.

7 августа 2011 года в Покровском кафедральном соборе в Москве хиротонисан во епископа Казанского и Вятского. Чин хиротонии совершили: старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев), епископ Иркутский и всего Дальнего Востока Патермуфий (Артемихин), епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев).

Несмотря на избрание епископом продолжил попечение о строительстве храма в городе Лысково. Весной 2013 года строительство высокого краснокирпичного храма было завершено. 7 августа того же он был освящён во имя Всемилостиваго Спаса митрополитом Корнилием, которому сослужили епископ Казанско-Вятский Евфимий и многочисленное духовенство.

Принимал участие в работе II Форума православной общественности Республики Татарстан, проходившего в Казани 26 ноября 2015 года.

Поддерживает личные контакты с руководителями регионов, территории которых входят в Казанскую и Вятскую епархию Русской православной старообрядческой церкви. Епископ Евфимий неоднократно встречался с Президентом Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым, в том числе, во время посещения его митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (К. И. Титовым).. 10 февраля 2016 года епископ Евфимий встретился в Ижевске с Главой Удмуртии А. В. Соловьёвым.

11 мая 2017 года встретился с главой Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви митрополитом Феофаном (Ашурковым). Оба архипастыря обсудили вопросы состояния современного общества, высказались против терроризма и угроз, которые разрушают мир и разлагают основы семьи и брака.

16 октября 2018 года решением Освященного собора РПСЦ назначен временным управляющим Уральской епархии.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Интервью иерея Евгения Дубинова (РПСЦ) журналу «Общий дом» — Интервью другим СМИ — Интервью — Тематический каталог — Самарское староверие
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Епископская хиротония священноинока Евфимия (Дубинова)
  3. » Пребывание митрополита Андриана в Перми Русская Православная Старообрядческая Церковь
  4. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 23 октября 2017. Архивировано 23 октября 2017 года.
  5. » Иноческий постриг кандидата в епископы Русская Православная Старообрядческая Церковь (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2015. Архивировано 12 июня 2015 года.
  6. » Диаконская хиротония Русская Православная Старообрядческая Церковь
  7. » Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося в граде Москве 15-17 октября 2008 г. н. ст.) Русская Православная Старообрядческ… (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2015. Архивировано 12 июня 2015 года.
  8. » Состоялось освящение храма в Лыскове Русская Православная Старообрядческая Церковь
  9. Рустам Минниханов: Общими усилиями мы добьёмся ещё более значительных успехов в деле развития духовности// Официальный Татарстан (26 ноября 2015 года)
  10. Евфимий (Дубинов), епископ Казанский и Вятский
  11. Встреча м. Корнилия с президентом Татарстана
  12. Визит митрополита Корнилия в Казань. Встреча с президентом Татарстана Р. Н. Миннихановым/Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия
  13. Епископ Казанско-Вятский Евфимий встретился с главой Удмуртии
  14. Встреча с главой татарстанской митрополии — Официальный сайт Казанско-Вятской епархии РПсЦ
  15. Первый день Освященного Собора

Ссылки

  • Епископская хиротония священноинока Евфимия (Дубинова) (фото)
  • Евфимий (Дубинов)
  • Интервью священноинока Евфимия (Дубинова) журналу «Общий дом»

Чудеса преподобного Евфимия Суздальского

Некоторый приезжий боярин из Новгорода был одержим нечистым духом. Он попытался получить исцеление у раки преподобного Евфимия, но не мог подойти. Наконец, его удержали силой, и несчастный, отслушав по повелению явившихся ему свт. Николы и прп. Евфимия божественную литургию, почувствовал совершенное освобождение от бесовского над ним глумления. Писатель жития был очевидцем подобного же чуда над неким умоисступленным Симеоном. Безумный юноша Герасим также по молитвами преподобного приобрел у его раки здравый смысл.

По молитвам чудотворца Евфимия у его св. мощей получил исцеление отрок Иван, который в течение трех лет лежал расслабленным.

Вышним попечителем о своей обители был однажды наказан монастырский келарь Киприан, который увлекся человекоугодием и подобострастием к богатым гостям, а братией пренебрегал и даже лишал трапезы. Св. Евфимий предостерегал и вразумлял его в двух сновидениях, угрожая погубить жезлом и пожечь горящею свечою; но Киприан, хоть и обещал исправиться, быстро забывал об этом и не предавал должного значения своим снам. За это его постигло полное расслабление во всем теле. Принесенный к раке угодника Божьего, Киприан прилюдно исповедовался в своем согрешении и вся братия стала свидетелями его чудесного исцеления. Этот случай передал впоследствии летописцу старец Патрикий черноризец, который и на себе самом удостоился испытать чудодейственную силу преподобного.

Служа обители еще в мирском звании с именем Петра, он занимался ловлею рыбы для братии и вдруг впал в болезнь «студеную яже есть трясавица». Тогда Петр с верою воззвал к угоднику Божию о помощи, и св. Евфимий, явившись болящему в сновидении, осенил его крестом. Пробудившись, Петр почувствовал себя так, как будто и не был никогда болен, и с радостью поспешил на свое дело.

Тот же летописец повествует о целебной силе медового кваса Евфимиевой обители. Житель одной из ближайших весей шесть месяцев был одержим тяжкою болезнью, которая большей частью у древних летописцев названа «трясавицею» (лихорадка). Изнеможенный больной поручил своему брату принести медового квасу от чудотворца Евфимия. Но на обратном пути томимый жаждой брат стал размышлять в себе, что едва ли принесет больному пользу этот квас и что лучше пойти к знахарям. Соблазняясь такими мыслями, брат выпил квас сам, но тут внезапно почувствовал себя худо. Тогда ему явился муж в белых ризах, в митре и с седой бородой, и гневно сказал: «Как смел ты пренебречь даром Божиим? Возвратись в монастырь, приложись к раке и поспеши к брату своему». Брат вернулся в обитель, покаялся, исцелился сам и принес больному медовый квас. Испив целебный напиток, болящий сподобился увидеть благословляющего его преподобного и почувствовал себя совершенно здоровым.

К памяти преподобного Евфимия особым образом благоговел предводитель нижегородского земского ополчения смутного времени князь Димитрий Михайлович Пожарский. Перед решающими событиями 1612 года он попросил благословения и молитвенной помощи о спасении Отечества у раки Суздальского чудотворца. Укрепленный молитвой и заступничеством преподобного, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжил свой поход, который смог освободить Россию от иностранной интервенции. Отсюда понятно, почему в службе преподобному Евфимию Суздальскому подвижник назван «вторым Сергием». Когда в 1642 году князь Димитрий Пожарский скончался, он был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, в родовой усыпальнице, около алтаря Преображенского собора.

Тропарь, кондак и канон преподобному Евфимию Суздальскому

Тропарь, глас 3.

Яко светозарная звезда, пришед от востока на запад. Оставль отечество свое Нижнии Новград. И дошед Богом спасаемаго града Суждаля. И прием чюдес дар от Бога отче Евфимие. И бысть о Христе собеседник, и спостник преподобному Сергию. С ним же у Христа Бога испроси, людям нашим здравие и спасение, и на поганыя победы. И душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2.

Волнении множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. И чюдес дар прием. Моли непрестанно о всех нас.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Евфимию Суздальскому →

Читать онлайн

Преподобный Евфимий Суздальский. Иконография

Изображения преподобного Евфимия, как и многих других основателей русских монастырей, встречаются относительно редко. Это связано с особенностями местного почитания святого, известного в основном в Суздальских и Нижегородских пределах. Можно также предполагать, что многие иконы были утрачены.

Преподобный Евфимий Суздальский. Пелена, ХVII векПреподобный Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы Христос Великий Архиерей с припадающими прпп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским. Георгий Зиновьев. XVII век. Из собора Рождества Богородицы в Суздале

Одним из самых ранних изображений святого, дошедших до нашего времени, является образ Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» последней четверти XV века, написанный Дионисием или мастером его круга из Троице-Сергиевой Лавры.

«Одигитрия с избранными святыми». ХV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В центре верхнего поля иконы представлена Святая Троица, повторение главного образа Троице-Сергиева монастыря, а по углам — фланкирующие этот образ полуфигуры архангелов. На боковых полях изображены поклоняющиеся Богоматери преподобные в рост: слева — Евфимий Великий, подвижник конца IV — V века, основатель лавры близ Иерусалима, послуживший одним из примеров смиренного монашеского жития для Сергия Радонежского, а справа — сам святой Сергий. На нижнем поле помещены пять поясных изображений преподобных, предположительно Евфимия Суздальского, Варлаама Хутынского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского и Павла Обнорского.

Преподобный Евфимий Суздальский на поле иконы «Одигитрия с избранными святыми». ХV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконах преподобный Евфимий Суздальский изображается человеком среднего возраста с темными волосами с проседью или старцем с седыми волосами в монашеских одеждах.

Преподобный Евфимий Суздальский. Середина ХVII векаПреподобный Евфимий Суздальский. Суздаль, около 1800 г.Преподобный Евфимий Суздальский. Современная икона

Стены Преображенского монастырского собора расписаны фресками ХVII века с многочисленными сценами из жития преподобного.

Погребение преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

Спасо-Евфимиев монастырь

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI-XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.

В XIV-XV вв. монастырь имел важное стратегическое значение. 7 июля 1445 года у его стен произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Здесь Василий потерпел жестокое поражение и был захвачен в плен.

Спасо-Евфимиевский монастырь, Суздаль

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (XVI век), построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, монументален и строг. Внешние стены собора украшены отреставрированными фресками XVI в., внутри сохранились росписи известных мастеров XVII столетия — Гурия Никитина и Силы Савина.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца начала XVII века. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест (в 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Д. Медведевым). Перед входом в монастырь установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, в настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой».

Памятник князю Дмитрию Пожарскому в Суздале

В 1968 году монастырь стал музеем. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился знаменитый Ю. Ю. Юрьев.

Храмы в честь преподобного Евфимия Суздальского

Самым ранним каменным храмом Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале была памятная бесстолпная Спасская церковь над могилой преподобного Евфимия, построенная в 1507-1511 годах. В середине или в конце XVI века к этой церковке был пристроен большой Спасо-Преображенский собор, а придел в 1594 году был переименован в Евфимиевский. Сегодня придел в честь преподобного Евфимия Суздальского примыкает к юго-восточному углу пятиглавого Спасо-Преображенского собора.

В честь преподобного Евфимия Суздальского освящена надвратная церковь Печерского Вознесенского монастыря в Нижнем Новгороде. Это один из немногих сохранившихся шатровых надвратных храмов в древнерусском зодчестве. Первоначальная деревянная церковь на этом месте была построена по храмозданной грамоте Патриарха Филарета в 1629 году, однако 4 мая 1640 года она сгорела. Заново церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского была построена в 1645 году. Она является ярким примером строительства «по образцу». Прообразом служил ранее возведенный Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля (1629–1631 гг.).

Церковь Евфимия Суздальского. Печерский Вознесенский монастырь, г. Нижний Новгород

В честь преподобного Евфимия Суздальского также освящен придел церкви Жен-мироносиц на Верхнем посаде в г. Нижнем Новгороде. Она существовала еще в начале XIV ст., так как известно, что близ нее родился и в ней крестился преподобный Евфимий и при ней были погребены его родители.

Церковь Жен-мироносиц на Верхнем посаде в г. Нижнем Новгороде. Современный вид

Отрывок, характеризующий Евфимий (Дубинов)

– Ты дуг’ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег’вого не пг’ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог’ячих, ты и будешь дуг’ака то ког’чить, – сказал Денисов строго.

– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г’асскажи ты мне пг’о себя, – сказал он.
Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.

Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
– В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
– Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
Офицер похвалил ножик.
– Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.

Дата рождения: 30 апреля 1975 г. Дата хиротонии: 25 декабря 2016 г. Дата пострига: 5 января 1999 г. Биография:

Родился 30 апреля 1975 г. в г. Глухове Сумской обл. Украины. Крещен в младенчестве.

В 1981-1990 гг. обучался в средней школе № 4 г. Глухова. В 1990 г. поступил на фельдшерское отделение Глуховского медицинского училища, которое окончил в 1994 г.

В 1994-1996 гг. обучался в Глуховском государственном педагогическом университете на факультете биологии. Одновременно с обучением нес послушание алтарника в Трёх-Анастасиевском кафедральном соборе г. Глухова.

В 1996 г. принят в число братии Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

5 января 1998 г. наместником монастыря епископом Задонским Никоном пострижен в иночество с именем Евфимий в честь сщмч. Евфимия, епископа Сардийского. 5 января 1999 г. пострижен в мантию с сохранением того же имени.

6 мая 2000 г. рукоположен в сан иеродиакона.

В 2000-2004 гг. обучался в Воронежской духовной семинарии. 8 июля 2001 г. митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием рукоположен в сан иеромонаха.

В 2003 г. назначен благочинным Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, в 2004 г. ― экономом. В 2004 г. назначен председателем комиссии по канонизации святых Липецкой епархии. В 2008-2013 гг. одновременно с послушанием эконома монастыря был настоятелем храма Архангела Михаила с. Скорняково Задонского р-на Липецкой обл.

В 2009 г. возведен в сан игумена.

В 2011 г. назначен благочинным монастырей Липецкой епархии. С марта 2016 г. ― член епархиального суда Липецкой епархии.

В 2016 г. окончил Московскую духовную академию.

Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. (журнал № 86) избран епископом Усманским, викарием Липецкой епархии.

23 октября 2016 г. за Литургией в Преображенском храме г. Липецка митрополитом Липецким и Задонским Никоном возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 1 декабря 2016 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве.

Хиротонисан 25 декабря за Литургией в храме свт. Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Евфимию (Максименко), епископу Усманскому

Старообрядцы, заключенные в Суздальском монастыре

В 1766 году по указу Екатерины II в Суздальском монастыре была устроена тюремная крепость для «безумствующих колодников». Здесь в течение пятнадцати лет, с 1826 по 1841 годы, был заточен и преставился весьма популярный в некоторых кругах т. н. «Авель-прорицатель». О видных старообрядческих деятелях, также заключенных в этом месте, подробно написано в книге Д. Урушева «Святая Русь»:

… В знаменитой духовной тюрьме при Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре содержались проповедник Афоний Козьмич Кочуев, предложивший учредить архиерейскую кафедру за границей, и благочестивый мирянин Василий Жигарев (1792-1856), привезший в 1847 году на Рогожское кладбище святое миро из Белой Криницы. Здесь же томились четыре святителя: Алимпий (Вепринцев), Аркадий (Дорофеев), Геннадий (Беляев) и Конон (Смирнов).

Архиепископ Аркадий Славский (1809-1889) и епископ Алимпий Тульчинский (прест. 1859) были арестованы в 1854 году на территории тогдашней Турции русскими войсками во время очередной войны. Архиереев обвинили в том, что они служили молебен о победе турецкой армии и, как важных государственных преступников, отправили в Россию. Три месяца их держали в Киеве, три месяца — в Москве, подвергая строжайшим допросам.

Затем арестантов определили в Суздальскую духовную тюрьму. Их поместили в одиночные камеры и лишили имен: Аркадий стал секретным заключенным № 1, а Алимпий — секретным заключенным № 2. В камере здоровье владыки Алимпия совершенно ослабло, и он скончался в 1859 году.

В том же году в духовную тюрьму был привезен под конвоем еще один узник — епископ Конон Новозыбковский (1798-1884), арестованный жандармами в 1858 году. В 1863 году в монастырские казематы был заключен епископ Геннадий Пермский (1824-1892).

Святителей обвиняли в «незаконном присвоении священного сана» и в «совращении в раскол», что являлось одним из тягчайших преступлений в Российской империи.

…Только 8 сентября 1881 года три епископа-страдальца, совершенно лишившиеся здоровья в темных и сырых камерах, были освобождены указом императора Александра III, только что вступившего на престол.

К освобождению архиереев был причастен Лев Николаевич Толстой… Дочь писателя Мария Львовна Оболенская рассказывала об отце: «Он был знаком с тульским раскольничьим архиереем Савватием, а этот Савватий рассказал отцу о заточенных. Отец же передал рассказ своему приятелю, тогдашнему тульскому губернатору Урусову (Леониду Дмитриевичу), который, в свою очередь, рассказал об этом министру Игнатьеву. Игнатьев и устроил их освобождение».

Именно по докладу министра внутренних дел Николая Павловича Игнатьева Александр III распорядился выпустить епископов на свободу» (Д. Урушев, «Святая Русь», стр.203-206).

Тюремный корпус Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря

Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году на территории Спасо-Евфимиева монастыря разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие политические деятели, священнослужители, экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *