Архиепископ иоанн шаховской

Иоанн (Шаховской) Дмитрий Алексеевич Шаховской

Сан: архиепископ

Окончил: Севастопольская морская телеграфная школа, Школа политических наук в Париже, историческое отделение философско-филологического факультета Лувенского университета

Преподавал в: Свято-Владимирская семинария

Организации: Православное дело (объединение), РСХД, Международное общество Достоевского

Направление: экуменизм, правый модернизм, Церковная реформа

в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (1902 — 1989) — модернист, экуменист. Клирик РПЦЗ, Русского Экзархата, архиепископ Американской Русской Митрополии, один из основателей Православной Церкви в Америке.

биография

С 1918 был добровольцем в армии ген. А. И. Деникина. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. В 1922 уехал в Бельгию. С 1927 жил в Сербии. В 1930 вновь переехал в Париж, с 1932 — в Берлине.

В феврале 1945 переезжает в Париж, а в начале 1946 — в США, при помощи Игоря Сикорского.

образование

Окончил Севастопольскую морскую телеграфную школу.

Учился в Школе политических наук в Париже (1920 — 1922), окончил историческое отделение философско-филологического факультета Лувенского университета (1926).

В 1926 поступил в Парижский богословский институт, не окончил. Преподаватель Пастырской школы в Белой Церкви (Югославия). Законоучитель при Донском кадетском корпусе.

Выступал с лекциями-беседами на религиозных собраниях Братства преподобного Сергия Радонежского, Богословских курсах, в объединении «Православное дело».

Совершает поездки с лекциями по Европе, в частности, в Латвию, Эстонию и Финляндию. Здесь произошло его столкновение с сщмч. Иоанном (Поммером):

«В последние годы травля Владыки Иоанна (Поммера) велась главным образом по линии так называемого Русского Студенческого Православного Движения (РСХД). Владыка, очень любивший детей и молодежь, вначале отнесся к нововозникшему единению очень сочувственно, однако, когда стала вырисовываться сущность этой организации с международными связями, он отошел от нее, а члены единения примкнули к травле (хотя не были ее зачинщиками)… Особенно обострилась эта травля после пребывания в Риге архимандрита Иоанна (Шаховского), которому Владыка не разрешил служить в Риге, очевидно справедливо рассудив, что столь непостоянное (в смысле подчинения) духовное лицо не должно быть поощряемо. Кажется, архимандрит уехал взбешенный… Но он-то уехал, а его многочисленные сторонники (и, главным образом, многочисленные поклонницы), большей частью члены единения, приложили в дальнейшем все усилия, чтобы отравить жизнь Владыки».

Ректор Свято-Владимирской духовной семинарии (1947 — 1950).

Доктор богословия Свято-Владимирской семинарии и Колумбийского университета (1976), в 1979 — доктор богословия Калифорнийского университета в Беркли. Почетный президент Международного общества Достоевского.

иерархия

В 1926 пострижен в монашество, иеродиакон (рукоположен митр. Евлогием (Георгиевским) в Париже).

Рукоположен во иеромонаха в 1927. В 1927 — 1930 помощник настоятеля храма, затем настоятель храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви и законоучитель корпуса. Настоятель русского храма св. Иоанна Богослова в Белой Церкви.

В 1930 перешел в юрисдикцию Русского Экзархата. В 1931 — 1932 разъездной священник во Франции, в 1931 — 1932 — настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

С 1932 по 1945 — настоятель Свято-Владимирской церкви в Берлине.

С 1935 — игумен, с 1936 — благочинный приходов Русского Экзархата, с 1937 — архимандрит. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии ген. Франко во время гражданской войны в Испании.

Принят в юрисдикцию Американской Митрополии. В 1946 — 1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — еп. Бруклинский, викарий митр. Феофила (Пашковского).

В декабре 1947 был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии. На него наложено запрещение за сопротивление воссоединению с Московской Патриархией.

С 1950 — еп. Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал также Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии.

В 1973 ушел на покой, временно вернулся в 1975. С 1979 окончательно на покое.

церковные должности

Во время войны возглавлял миссионерский комитет Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ.

Архиерей в США

В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 года — в США.

Покинул клир Западноевропейского экзархата и принят в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (в 1970 году признана Московским патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке).

С 1946 по 1947 годы был настоятелем храма в Лос-Анджелесе.

После собора в ноябре 1946 года в Кливленде был противником присоединения митрополии к Московской патриархии.

11 мая 1947 года рукоположён во епископа Бруклинского, викария митрополита Феофила (Пашковского). В том же году назначен ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.

С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский.

В 1961 году возведён в сан архиепископа.

Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей.

В 1975 году временно ушёл на покой по болезни, а с 1978 года постоянно находился на покое.

С 1948 года периодически, с 1951 года — регулярно, а с 1953 года еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

По словам Анатолия Краснова-Левитина,

архиепископ не только духовное лицо, проповедник. Он писатель, и писатель известный. Его книги читают и эмигранты, попадают они и в Россию. Владыка всегда выбирает очень актуальные темы. Такова его книга о Льве Николаевиче Толстом. Таковы его книги, появившиеся за последнее время, в которых Владыка откликается на все актуальные вопросы нашего времени. При этом надо отметить одну характерную черту Владыки Иоанна: он никогда не опускается до вульгарной полемики, с личными выпадами, с грубостями в адрес идейных противников. Он всегда сохраняет корректный, доброжелательный тон. Владыка, разумеется, всегда пишет как православный епископ. Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства. И наряду с этим, широта: он может всегда понять противника, и, чувствуется, его уважает и питает к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений.

Скончался 30 мая 1989 года на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан Франциско.

Поэтическое творчество

Владыка Иоанн занимался литературным творчеством — прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник — ещё с тех времён, когда не был рукоположен. Он автор многочисленных стихотворных произведений.

Баллада о крохах

…И псы едят крохи, которые падают со стола… (Мф. 15, 27)

Крошку белую со стола Мне сама любовь принесла. Я хожу под столом вокруг, Нет ни слов у меня, ни рук. За столом сидят господа, Перед ними большая еда. А я под столом всё хожу, Крошку малую нахожу. Есть у пса своя благодать — Крошки малые собирать! Я лишь пёс, но я пёс с душой, Мне не нужно крошки большой, Мне не нужно больших наград, Жизнь идёт светлей, веселей, Каждой крошке своей я рад. И над всею жизнью моей Крошки Неба летят, летят.

Иночество

Ничего я больше не хочу, — Только дай мне, Господи, свечу, Этот малый, тихий огонёк, Чтоб его до смерти я берёг. А когда, средь раннего утра, Мне в Твой Дом идти придёт пора, В тишине Своей, не пред людьми, Сам из рук моих свечу возьми.

Библиография

Примечания

Литература

организации

Участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения (1931, 1945, 1962).

Входил в инициативную группу для подготовки сборника памяти Семена Франка (1954). В 1957 принял участие в торжестве по случаю 50-летия епископского служения митрополита Владимира (Тихоницкого). В 1960 вошел в Комитет по перенесению праха Георгия Иванова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

экуменизм

Активный участник экуменического движения, член ЦК Всемирного совета церквей от Американской Митрополии с 1954 по 1968.

Принимал участие во Второй Генеральной ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 в Эванстоне (Иллинойс, США). Участник Третьей Генеральной ассамблеи ВСЦ в Нью-Дели (Индия) 19 ноября – 5 декабря 1961.

создание Православной Церкви в Америке

На Третьей Генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели вместе с другими деятелями будущей «американской автокефалии» вступает в первые контакты с митр. Никодимом (Ротовым). С 1963 вместе с оо. Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митр. Никодимом (Ротовым) и другими о даровании автокефалии Американской Митрополии.

В 1970 архиеп. Иоанн (Шаховской) становится одним из основателей Православной Церкви в Америке, модернистской корпорации, непризнанной ни одной Поместной Церковью, кроме Московской Патриархии.

прославление св. Царственных мучеников

Выступил против прославления Святых Царственных Мучеников Русской Зарубежной Церковью в 1981 г.

пресса

В 1925 — 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный». Вышло два номера.

В 1928 — 1930 — директор православно-миссионерского издательства «За Церковь». Издавал в Париже газету «Борьба за Церковь» (вышло несколько номеров). Редактор бюллетеня «За Церковь», журнала «Летопись: Орган православной культуры».

В 1931 архиеп. Феофан (Быстров) отзывался об Иоанне (Шаховском):

О деятельности иеромонаха о. Иоанна (Шаховского) я не имею никаких точных сведений. Знаю только, что он занимается издательством книжек и листков религиозно-нравственного содержания. Приводит меня несколько в недоумение выбор содержания этих книжек. Например, издал он выдержки из Исаака Сирианина под цветистым заглавием «Пламень вещей». — По суждению старцев, — св. Исаак Сирианин не может быть рекомендован для первоначального чтения мирян.

Постоянный автор журнала «Путь», «Вестника РХД». Автор газеты «Возрождение».

С 1948 вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». С марта 1951 выпускает «За Церковь» — приложение к Сан-Францисской газете «Русская жизнь».

Постоянный автор «Нового русского слова» (Нью-Йорк), «Русской жизни» (Сан-Франциско).

Автор предисловия к первому изданию романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1967, YMCA-Press). Назвал творчество Булгакова метафизическим реализмом и отметил, что впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира.

25 октября 1974 присутствовал в Париже на концерте Александра Галича.

Вел переписку с о. Александром Менем (в 1979 — 1980), автор предисловия к книге «Таинство, слово и образ».

статья «Близок час»

Приветствовал вторжение Гитлера в СССР. В газете «Новое слово» от 29 июня 1941 архиеп. Иоанн (Шаховской) писал в статье «Близок час»:

«В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной — Войной исходит. «Я тебя породил, я тебя и убью!» — кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской , и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедания веры Христовой, свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми; автору сих строк близкими) слова: «Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие». И еще пророчествовал: «Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мира». Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые — русской науке, лучшие писатели — народу, отцы — детям своим, и дети — родителям, к женам вернуться с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся… Невозможно себе представить, сколько будет радости людям… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание. Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, незазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые… Было Провидено далее не выжидать свержения безбожного интернационала рукою связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно более ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые, «христианские правительства», которые в недавней испанской борьбе были и материально и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди, были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием Высшему Зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует Меч Господень. Новая страница русской истории открылась 22 июня в день празднования русской Церковью — памяти «Всех Святых, в земле Русской просиявших». Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем Воскресения, началось исчезновение демонских криков «Интернационала» с земли русской… Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. «Великое землетрясение» начинает «колебать основания темницы и скоро у всех узы ослабеют» (Деян. 16:26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики любви к ближнему и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола. Это будет «Пасха среди лета», о которой сто лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой русской земли, преп. Серафим. Лето пришло. Близка русская Пасха…»

патологическая речь

критика Синодального периода

  • Старый синодальный режим отравил подсознание и сознание нашего смиренного духовенства ложным смирением пред сильными мира сего.

теологумен

  • Богословское творчество митрополита Антония выразилось, к сожалению, и в трактате о догмате искупления, что вызвало в Церкви смущение (как позже теологумен, богословское мнение отца Сергия Булгакова о Софии).

притча о блудном сыне Отдалившиеся же от духа православия (конкретно имеется в виду Русская Зарубежная Церковь и ее антиэкуменизм. — Ред.) воспринимают свою «православность» именно так, как понимал свое сыновство Старший Брат в евангельской Притче о Блудном Сыне. Чувствуя свое «старшинство», они зазирают сперва нехристиан, потом «не таких как они» христиан, и, наконец, кончают осуждением всех православных, которые не принадлежат к их малой группировке…

цитаты

Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет о Христе… Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу.

сочинения

автор предисловия, составитель

  • Исаак Сирин св. Пламень вещей. Мир во Христе (1928)
  • Левитин-Краснов А. Э. Защита веры в СССР: Рукопись, привезенная из Советской России. Париж, 1966
  • Диалог с церковной Россией. Париж, 1967
  • Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Париж, 1967
  • Мень Александр о. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1980
  • Автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви (Митрополии) Америки. — Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1970.
  • Александров Е. А. Русские в Северной Америке. — Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-СПб., 2005.
  • Алексий I, Патриарх. Послание к архипастырям, пастырям и пастве Православной Русской Церкви в Америке // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 9-12
  • Аржаковский Антуан. Журнал Путь (1925-1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. — К.: Феникс, 2000.
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской): биографическая справка // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 3. С. 49
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты: Материалы к биографии архиепископа Иоанна (Шаховского) // Церковно-исторический вестник. 1998. № 1
  • Бенигсен Георгий о. Странник: Памяти архиеп. Иоанна (Шаховского) // Русская Жизнь. 1989. 16 июня
  • Голос Церкви // Православная Русь. 1951. № 11. С. 10-11
  • Григорий (Граббе) еп. Отрицание вместо утверждения: По поводу брошюры архиеп. Иоанна Шаховского «Утверждение Поместной Церкви». — Джорданвилль, 1971.
  • Зернов Н. М. Русские писатели эмиграции, 1921–1972: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. — Boston (Mass.): Hall, 1973.
  • Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь.. — Нижний Новгород,, 2002.
  • Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. — М.: ПСТГУ, 2007.
  • Мнухин Л., Авриль М., Лосская В. Российское зарубежье во Франции 1919-2000. — М.: Наука, 2008.
  • Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. — М.-Париж: Русский путь, YMCA-Press, 2007.
  • Письмо протопресвитера Стефана Цанкова архиепископу Иоанну (Шаховскому) от 20 мая 1961 г. // Illinois University of Urbana-Champaign Archives (IUUC Archives). F. 15/35/54. Paul B. Anderson Papers. Box 30
  • Солоухин В. А. Смех за левым плечом. — М.: Современник, 1989.
  • Феофан (Пожидаев) о. Колокол на башне вечевой: Житие и труды Священномученика Архиепископа Иоанна (Поммера).. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005.
  • Шаховская Зинаида. Открытое письмо В. А. Солоухину // Вестник РХД. 1990. № 158. С. 294-299
  • Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь: Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2002.
  • Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов (Сборник документов). — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2003.
  • Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. — М.: Вече, 2007.
  • Ювеналий Крутицкий и Коломенский митр. Доклад по вопросу о мученической кончине Царской Семьи, предложенный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 10 октября 1996 года // Канонизация святых в XX веке. — М.: Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1999. — С. 186-203.
  • Geeza Boris. The man who has served Man and God // San Francisco Examiner. 1977. Dec. 1
  • Prokurat Michael, Golitzin Alexander, Peterson, Michael D. Historical dictionary of the Orthodox Church. — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 1996. — ISBN 0-8108-3081-7.
  • Tarasar Constance J. Orthodox America, 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America. — Syosset, N.Y.: Orthodox Church in America, Department of History and Archives, 1975.

Сноски

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иоанн и фамилией Шаховской.

Архиепископ Иоанн


Архиепископ Иоанн (Шаховской) в 1950 году

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский

1950 — 1974

Церковь

Православная Церковь в Америке

Предшественник

Феофил (Пашковский)

Преемник

Владимир (Нагосский)

Ректор Свято-Владимирской духовной семинарии

1946 — 1950

Предшественник

Дионисий (Дьяченко)

Преемник

Георгий Флоровский

Епископ Бруклинский

11 мая 1947 — 1950

Предшественник

Макарий (Ильинский)

Преемник

Палладий (Видыбида-Руденко)

Рождение

23 августа 1902

  • Москва, Российская империя

Смерть

30 мая 1989 (86 лет)

  • Санта-Барбара, Калифорния, США

Династия

Шаховские

Епископская хиротония

11 мая 1947 года

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США) — епископ Православной церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Проповедник, писатель, поэт. Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

Творчество

Владыка Иоанн занимался литературным творчеством — прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник — ещё с тех времён, когда не был рукоположен. Александр Карпенко считает его поэзию родственной лирике Тютчева. Анатолий Краснов-Левитин писал про труды архиепископа:

Его книги читают и эмигранты, попадают они и в Россию. Владыка всегда выбирает очень актуальные темы. Такова его книга о Льве Николаевиче Толстом. Таковы его книги, появившиеся за последнее время, в которых Владыка откликается на все актуальные вопросы нашего времени. При этом надо отметить одну характерную черту Владыки Иоанна: он никогда не опускается до вульгарной полемики, с личными выпадами, с грубостями в адрес идейных противников. Он всегда сохраняет корректный, доброжелательный тон. Владыка, разумеется, всегда пишет как православный епископ. Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства. И наряду с этим, широта: он может всегда понять противника, и, чувствуется, его уважает и питает к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений.

книги и отдельные издания статьи

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 К. В. Бирюкова. ИОАНН // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 463-465. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920—1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 231—233.
  3. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной Православная электронная библиотека
  4. Пастыри и пасомые под игом коммунизма :: Киевская Русь
  5. 1 2 Кн. Мария Васильчикова. 24 июля 1944 года. // Берлинский дневник 1940 — 1945 / ред. А. Маньковский. — М: Наше наследие, 1994. — С. 216. — 320 с. — 35 000 экз.
  6. Континент. № 61. — 1989. — С. 245-246.
  7. Колупаев В. Русский центр Фордамского университета в Нью-Йорке // КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА И РУССКАЯ ДИАСПОРА: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
  8. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 13 января 2018. Архивировано 14 января 2018 года.

Ссылки

  • Биография
  • Биографическая справка
  • Произведения Д. А. Шаховского на сайте «Вторая литература» электронный архив зарубежья имени Андрея Синявского
  • Ангел тихий (недоступная ссылка)
  • Анатолий Краснов-Левитин о Иоанне (Шаховском)
  • О высказывании архимандрита Иоанна (Шаховского) о начале Великой Отечественной войны
  • Воспоминания митрополита Евлогия
  • Переписка между вл. Иоанном Шаховским и о. Александром Менем
  • Тексты стихов архиепископа Иоанна на SouLibre
  • Статьи

Семья, детство, юность

Родился в аристократической семье. Род Шаховских восходил к Рюрику через святого равноапостольного великого князя Владимира по линии святого князя Федора Смоленского-Ярославского. Отец, землевладелец, несмотря на это пахавший вместе с крестьянами землю в своём имении в Тульской губернии. Мать — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра — Зинаида (1906—2001) — писательница, мемуаристка, известный журналист.

Учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, в школе Левицкой в Царском Селе, в 1915—1917 — в Императорском Александровском лицее.

Анатолий Краснов-Левитин так описывает судьбу юного князя Шаховского в период революции и гражданской войны:

1917 год перевернул все вверх дном. Князь едет к себе в деревню, в Тульскую губернию. И здесь все вверх дном. Бунт, мятежи. Княгиню с сыном увозят в тюрьму, заложницей остается одиннадцатилетняя сестра княжна Зина. А у княгини с сыном с этого времени начинается бурный период в их биографии. Их сажали и освобождали, и опять сажали. Мальчику Димитрию в это время пришлось испытать столько, сколько ни одному из его предков после времени татарского ига. И отрок-князь проявляет в это время незаурядные способности: достаточно сказать, что в 17 лет ему пришлось побывать в логове зверя, у Дзержинского и у Менжинского, хлопотать за родную мать, которая в это время была в Бутырках и, конечно, каждую минуту ожидала расстрела. И совершилось чудо: княгиню освободили.

(Впрочем, 17 лет Дмитрию Шаховскому исполнилось, когда он уже находился на Юге России, так что во время указанных событий он был ещё младше).

С 1918 был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина, в боях под Царицыным получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот.

В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.

Труды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *