Апофатический и катафатический

Катафатизм

Катафатическое богословие (от греч. καταφατικός, «утверждающий») — совокупность теологических принципов, постулирующая познание бога через понимание того, чем он является.

Апофатизм

Апофати́ческое богосло́вие (греч. αποφατικος «отрицающий») — богословский метод, заключающийся в выражении сущности Бога путём последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых.

Суть концепций апофатизма и катафатизма

Еще на раннем этапе развития христианская мысль разработала концепцию двух противоположных путей «познания» божественного Абсолюта – катафатического или «положительного» и апофатического или «отрицательного».

(Псевдо-)Дионисий различает возможность 2-ух богословских путей: путь утверждения (богословие катафатическое или положительное) и путь отрицания (богословие апофатическое или отрицательное). Первый ведет к некоторому знанию о Боге, — путь несовершенный, второй — приводит к полному незнанию — это путь совершенный и единственно подобающий Непознаваемому, ибо познание имеет объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее.

Идя путем отрицания, человек поднимается с низших ступеней бытия до его вершин, устраняя все, что может быть познано, для того, чтобы в мистическом мраке неведения приблизиться к неведомому. При этом необходимо духовное очищение – катарсис. Познание это совершается не путем интеллектуальным, а путем мистической интуиции.

Стараясь разрешить антиномию апофатического и катафатического, пытаются синтезировать оба и свести их к единому. Так, св. Фома Аквинский сводит оба пути Дионисия, превращая отрицательное богословие в корректив к положительному. Приписывая Богу совершенства, мы должны согласно св. Фоме, отрицать модус нашего понимания ограниченных совершенств, но мы можем их утверждать по отношению к Богу модусом более высоким, modus sublimiori. Таким образом отрицания будут относиться к modus signifikata, к вещам совершенным, которые пребывают в Боге иным образом, чем в твари. Апофатизм, является ОСНОВНЫМ принципом всей традиции Восточной Церкви.

Влияние на искусство

Концепции катафатического и апофатического нашли отражение в христианском искусстве. Например, апофатические идеи выражает икона София — Премудрость Божия. В частности новгородская икона 15 века. А катафатическое познание в конце концов привело к антропоморфному изображению самого Бога. Например, у Микеланджело в росписях Сикстинского плафона.

Сравнительная парадигма

Катафатизм Апофтизм
Утверждение Отрицание
Подобие Неподобие
Знание Незнание
Антропоморфизм Мистический образ

Определение фатики

Фатическую функцию современного русского языка характеризует информативность, речевая грамотность говорящего, взаимоотношения с собеседником, также фатика характеризуется тональностью и композицией построения речевых конструкций. Фатическая функция языка согласно словарю социолингвистических терминов Российской академии наук, 2006 года: фатическая функция — функция, производная от коммуникативной (Коммуникативная функция — основная функция языка, предполагающая общение между людьми при помощи языка, передача той или иной информации друг другу. С коммуникативной функцией связаны такие стилевые черты, как: непринужденность, чувственная конкретность, эмоционально-оценочная информативность. Эллиптичность (пропуск слов, звуков, слогов, частей предложения) также связана с желанием наиболее быстро передать информацию, войти в контакт с собеседником. Прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения связаны с желанием говорящего заострить внимание на какой-то мысли, более адекватно передать то или иное понятие. Именно такие отступления и порождают прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения. ) — предназначенная для того, чтобы язык был средством завязывания контактов между индивидами. Фатическая функция реализуется во всех языках мира, так например, очень показателен английский вопрос «How are you?». Он вовсе не предполагает развернутого ответа о реальных делах собеседника, требует достаточно стандартного ответа, например «Fine, thank you», «Very well», и служит своеобразным приветствием или преамбулой к дальнейшему разговору.

Существует мнение, что «коммуникация» в узкой трактовке термина — процесс установления связи, контакта. То есть фатика служит инструментом для вовлечения собеседника в речь и оказания на него соответствующего влияния, попытки вызвать какую-либо поведенческую реакцию.

Не так давно, в начале 90-х годов, фатика воспринималась лингвистами только как контактоустанавливающая функция русского языка. По причине своей неформальности, фатика рассматривалась как нечто, не требующее дискуссий и изучения. Сегодня же лингвисты уже не подвергают сомнению тот факт, что фатика не так примитивна и помимо контактоустанавливающей обладает иными функциями, а именно:

· Имплицитное выражение своего отношения

· Перевод речи с говорящего или иного участника речи на собеседника

· Стремление заставить собеседника рассказать необходимую информацию

· Подтолкнуть собеседника на совершение какого-либо действия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *