Анамнезис в философии

, термин, обозначающий в литургике одну из частей анафоры. В НЗ этим словом передано евр. (память). Литургическое употребление термина «А.» обусловлено тем, что Господь Иисус Христос, устанавливая на Тайной вечере таинство Евхаристии, сказал: «Сие творите в Мое воспоминание » (Лк 22. 19). В отличие от употребления термина «А.» язычниками (поминовение умерших), к-рое встречается и в христ. текстах, в библейском и литургическом языке «воспоминание» обозначает живую связь Бога и человека; термин и однокоренные с ним слова могут обозначать память Бога о Его народе и о данных ему обетованиях (Исх 32. 13), к-рую Он обещает сохранять и в будущем (Лев 26. 45), даже несмотря на отступление народа от Него (Иез 16. 58-60); память Израиля о Боге и о заключенном с Ним завете (Втор 8. 18), о Его имени (к-рое уже само по себе является воспоминанием о Боге — Исх 3. 15), о сотворенных Им чудесах и знамениях (1 Пар 16. 12), о Его заповедях (Числ 15. 39); богослужебные предметы и праздники установлены Богом, чтобы Его народ помнил о Нем; приношение пшеничной муки совершается для того, чтобы Бог вспомнил о принесшем (Лев 2. 1-2) (L. Ligier, C. Giraudo). Воспоминание событий прошлого, т. о., является обоснованием реальности происходящих в настоящем обращения к Богу и Его ответа (см. Память).

Все оттенки смысла слова «воспоминание» необходимо учитывать при толковании заповеди Христовой «Сие творите в Мое воспоминание», к-рая понимается как предписание совершать приношение хлеба и вина в Евхаристии, вспоминая Христа (и тем самым являя Его присутствие среди Его Церкви), и причащаться Его Тела и Крови; ап. Павел добавляет, что это приношение имеет также значение провозглашения Смерти и Воскресения Господа (1 Кор 11. 26) (L. Ligier).

В литургике термин «А.» употребляется в узком смысле, обозначая часть анафоры, следующую после institutio (рассказа об установлении Евхаристии), ее содержат почти все анафоры (кроме нек-рых галло-испан.) (тексты см. в Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 80-513; СДЛ. Т. 1-5). Самый ранний из известных А. содержится в анафоре «Апостольского предания»: «Итак, поминая Смерть и Воскресение Его , приносим Тебе хлеб и чашу, воссылая Тебе благодарение, Удостоившему нас предстоять пред Тобой и служить Тебе» (гл. 2). В А. большинства анафор содержится краткое воспоминание совершенного Христом искупления — Его Смерти, Воскресения, Вознесения, Второго Пришествия; очень часто в А. содержится также указание на акт приношения хлеба и вина, подтверждающее верное следование заповеди Христа (особенность александрийских анафор состоит в том, что глагол «приносить» употребляется не в наст. времени, а в форме аориста, т. е. не «приносим», а » принесли»). А. нек-рых анафор (в частности, арм.) содержит, кроме того, моление о священнослужащих. В анафоре свт. Василия Великого моление о священнослужащих и указание на предложение «вместообразных», по содержанию относящиеся к А., открывают эпиклезу: « » (Служебник. Т. 2. С. 395). Употребление в А. нек-рых анафор греч. терминов ἀντίτυπα (вместообразы), ὁμοίωμα (подобия), τύπος (образ), σύμβολον (символ), лат. figura (образ) и подобных им по отношению к евхаристическим хлебу и вину — предмет, требующий специального богословского рассмотрения (см. Вместообразная, Евхаристия). А. используемых в правосл. Церкви визант. анафор святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, содержащие воспоминание спасительных подвигов Христа и указание на приношение хлеба и вина, написаны в форме причастного оборота (» «), относящегося к аккламации народа: » » (А. анафоры литургии свт. Иоанна Златоуста — Служебник. Т. 1. С. 142-143; в греч. Евхологиях XVIII-XX вв. причастие «προσφέροντες» ( ) исправлено на изъявительное наклонение «προσφέρομεν» ( ); реконструкция первоначальной формы — Taft. The Oblation. P. 322-329). Достаточно сложна интерпретация выражения » » (греч. κατὰ πάντα καὶ διὰ πάντα). Его следует переводить или как «в согласии со всем вышесказанным и в соответствии с ним», или как «всегда и всяким образом». В 1-м случае оно понимается как относящееся к содержанию предшествующих частей анафоры, в соответствии с к-рым и совершается Евхаристия (М. Асмус); во 2-м — как указание на наше постоянное благодарение Богу (A. Raes), при этом указанное выражение является вступлением к аккламации: » » (Taft. Op. cit. P. 337-340). В иерусалимской анафоре ап. Иакова и в анафорах сиро-антиохийского типа (после II Ватиканского Собора и в новых рим. анафорах) А. предваряется аккламацией народа: «Смерть Твою, Господи, возвещаем, воскресение Твое исповедуем» (парафраз 1 Кор 11. 26); в амвросианской анафоре похожее выражение завершает собой institutio. Вопрос о том, существовал ли А. в анафоре первоначально, тесно связан с вопросом о генезисе всей анафоры.

Лит.: Дмитревский И. Изъяснение литургии. С. 290-297; Cabrol F. Anamnèse // DACL. T. 1, fasc. 2. Col. 1880-1896; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. П., 1947. М., 19992. С. 205-207; Thurian M. The Eucharistic Memorial. Richmond, 1961; de Boer P. A. H. Gedenken und Gedächtnis in der Welt des Alten Testaments. Shtuttgart, 1962; Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. B., 1963; Botte B. Problèmes de l’Anamnèse // JEcclH. L., 1964. Vol. 15. P. 16-24; Raes A. ΚΑΤΑ ΠΑΝΤΑ ΚΑΙ ΔΙΑ ΠΑΝΤΑ: En tout et pour tout // Oriens Chr. 1964. Vol. 48. P. 216-220; Ligier L. Il sacramento dell’eucaristia: (Ad uso degli studenti). R., 1977; Bouyer L. Eucharistie. Théologie et spiritualité de la prière eucharistique. Tournai, 19682; Успенский Н. Д. Анафора: Опыт ист.-литургического анализа // БТ. 1975. Сб. 13. С. 40-147; Buxton R. Eucharist and Institution Narrative. Great Wakering, 1976. (Alcuin Club Coll.; 58); Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggia sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981. (Analecta Biblica; 92). P. 106-126; Stevenson K. W. Eucharist and Offering. N. Y., 1986; Taft R. F. The Oblation and Hymn of the Chrysostom Anafora: It’s Text and Antecedents // Bolletino della badia greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1992. Vol. 46. Fasc. 2. P. 319-344; idem. Understanding the Byzantine Anaphoral Oblation // Rule of Prayer, Rule of Faith: Essays in honour of A. Kavanagh / Ed. N. Mitchell, J. Baldovin. Collegeville, 1996. P. 32-55; Асмус М. В. «О всех и за вся» // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 2000 г. М., 2000. С. 87-89.

М. С. Желтов

АНА́МНЕСИС, в фи­ло­со­фии Пла­то­на ин­трос­пек­тив­ный ме­тод по­зна­ния вро­ж­дён­ных идей че­рез «при­по­ми­на­ние» пре­на­таль­но­го зна­ния ис­тин­ной ре­аль­но­сти: «по­зна­ние есть при­по­ми­на­ние» (Ме­нон, 81е, Фе­дон, 72е). Уче­ние об А. ос­но­ва­но на пи­фа­го­рей­ской тео­рии бес­смер­тия ду­ши и ме­тем­пси­хо­зе (см. Ре­ин­кар­на­ция): до сво­его во­пло­ще­ния в те­ле ду­ша на­хо­ди­лась в умо­по­сти­гае­мом ми­ре не­ма­те­ри­аль­ных форм («идей») и об­ла­да­ет – в ла­тент­ном ви­де – всей пол­но­той зна­ния о ре­аль­но­сти; ма­те­ма­ти­ка и диа­лек­ти­ка по­мо­га­ют ей «при­пом­нить» это зна­ние. В пла­то­нов­ском «Фед­ре» (249 с) уче­ни­ем об А. обос­но­вы­ва­ет­ся са­ма воз­мож­ность по­ня­тий­но­го зна­ния, а лю­бовь ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся как «при­по­ми­на­ние» ду­ши об идее «пре­крас­но­го как та­ко­во­го». В ми­фо­по­этич. фор­ме Пла­тон впер­вые ввёл в фи­ло­со­фию по­ня­тие ап­ри­ор­но­го зна­ния (см. Апо­сте­рио­ри и ап­рио­ри). Уче­ние об А. бы­ло под­верг­ну­то кри­ти­ке Ари­сто­те­лем (Пер­вая ана­ли­ти­ка, 67а) и воз­ро­ж­де­но не­о­пла­то­ни­ка­ми. Ав­гу­стин дал ему хри­сти­ан­скую ин­тер­пре­та­цию.

Платон – создатель объективного идеализма, великий учитель человечества.Родился аристократом. Настоящее имя – Аристокл.

Платон – прозвище за ширину его плеч. Был талантливым человеком. Увлекался поэзий, драматургией, живописью, гимнастикой, борьбой.

В 407 до н.э. встретил Сократа, стал его учеником. После сжег все свои сочинения и отдался философии. Жил в эпоху заката афинской демократии. Предпринимал огромные усилия для сохранения Афин.

Платон совершил 3 поездки на Сицилию.

Приезжал по приглашению тирана Дионисия. «Пока государством не будут управлять философы, либо правители не научатся философствовать, благополучия не достичь»

Дионисий продал Платона в рабы Спарте. Платона спас выкупивший его почитатель, предоставивший ему свободу.

Потом Платон бывал в Сиракузах 2 раза по приглашению Дионисия младшего.

Во время 2 визита его хотели казнить.

В 399 до н.э. умирает Сократ -> Платон уезжает из Афин. Совершает двенадцатилетнее путешествие: Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия, Кирена. После возвращается в Афины создает академию.

Теоретические источники Платона:

  • Сократ открыл сферу умопосягательной реальности. Этические идеи.
  • Гераклит – идея изменчивого бытия и наделяет этой чертой мир чувств природы
  • Элеаты – у них Платон берет идею неподвижности целостного духовного бытия. И его чертами наделяет мир эйдосов
  • Пифагорейцы – создание мира на основе чисел, учение о математической закономерности
  • Софисты.

347 до н.э. он умер.

Фундаментальная социально-политическая идея Платона: пока в государстве не будут править философы, либо правители не научатся хорошо философствовать и власть не сольется с философией, никакого благополучия в государстве не достичь. Власть и философия должны быть единым целым.

Теория идей Платона

Образно называет ее «второй навигацией” ( движение корабля на веслах. первая- под парусами)- объяснение чувственного мира духовными причинами.

Платон совершил революцию в философии.

Мир, который невозможно объяснить при помощи физики, Платон стремится объяснить духовностью. Подлинная сущность мира, первоосновы – Эйфосы.

Идея – не только мысль о предмете, но и

  1. Начало, порождающее чувственную реальность
  2. Идея- это образец, парадигма, глядя на которую Демиург творит чувственный мир
  3. Цель (телос), к которой устремляются чувственные вещи
  4. Смысловой предел вещи
  5. Мысль о предмете.

Идея обладает следующими чертами:

  • Объективна
  • Абсолютна
  • Неизменна
  • Совершенна
  • Духовна

Идея образует особый занебесный мир гиперуранию- это мир, где находятся идеи Платона.

Мир по Платону:

Идеи -> Природа -> Материя

Материя – не вещество, а особый род пространства.

Идеи + Материя = Природа

Идеи Платона образуют иерархию, а на вершине благо.

Благо – важное условие бытия (синоним бога)->

Идеи высших родов бытия: истина, красота, справедливость, мужество, благородство ->

Математические идеи: мера, пропорция, равенство, число ->

Идеи живых существ: человек, животные, рыба -> Идеи неодушевленного: река, море, горы.

Время у Платона – образ вечности.

Вещи причастны идеям.

Критика идей Платона:

  • Идея должна присутствовать в чувственной вещи целиком или частично, но невозможно и то, и другое
  • Если каждая вещь имеет идею, то идея должна быть и в отходах и в мусоре.

в конце жизни Платон опроверг эту теорию (концепция третьего человека)

Теория познания

Платон различал следующие формы познания:

  • Чувственное (вера и подобие; мнение и докса)
  • Мысленное и рассудок

Идеал познания: чувственность и рассудок

Познание у Платона – припоминание.

Душа, будучи бессмертной познавала и созерцала идеи, но вселившись в тело человека, она все забыла. Поэтому ей нужно напоминание для того, чтобы она вспомнила.

Знание – припоминание идей.( анамнезис)

В диалоге «Пир» Платон рассмотрел познание как от менее к более совершенному через любовь. Бог Эрот – символ познания.

Космология Платона Излагается в диалоге «Тимей».

В процессе создания космоса участвовал Демиург. Идеи, небытие, числа, пропорции.

Демиург создает смесь из бытия и небытия. Из этой смеси он создает мировую душу. Из нее же он создает смеси и население для земли. Из остатков – души людей и помещает их на звезды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *