Амореи кто они

Не следует путать с Амораи — поколение еврейских мудрецов периода III-V вв..

Амореи (амориты) (самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) — кочевой западносемитский народ древней Передней Азии, говоривший на аморейском языке.

Происхождение

На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Старейшим аморейским городом считается Угарит. По одной из версий, амореи пришли из Аравии, куда они попали из Северной Африки через Красное море еще в V тыс. до н. э. Помимо амореев (северо-западных семитов, предков евреев, хананеев и финикийцев) из прасемитов обособились аккадцы, протоарабы и савеяне. Первоначально амореи жили патриархальными родами. Ок. начала 22 в. до н. э. сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими (см. Аккад) походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название «амореи» (букв. «западные люди»), как ранее называли именно эблаитов. В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке (некоторые исследователи полагают, что от последних происходит библейское колено Вениамина).

История

Во второй половине XXI в до н. э. одна группа кочевых племен амореев вторгаются в Месопотамию (Аккад) с запада, а другая вторгается в Ханаан. Цари III династии Ура построили стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, которая была предназначена защитить Нижнюю Месопотамию с севера. Но аморейские пастухи, не пытаясь прорваться на юг через эту пустыню и построенную царскими работниками стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.

Не нужно думать, что племена западных семитов (амореев) в Месопотамии образовали какое-то единство. Напротив, так называемые амореи разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён. На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих — бин-сим’ала, ханейцы (‘анейцы) и бин-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так, между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев. Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.

Аморейские царства

Основная статья: Старовавилонский период

В XIX веке до н. э. амореи создают в Месопотамии три царства с центрами в Вавилоне (основатель династии Суму-абум), Иссин, Эшнунна и Ларса, которые были объединены в следующем столетии под началом царя Хаммурапи. В дальнейшем месопотамские амореи отразили натиск касситов с востока. Серьезный удар по амореям в XVI веке до н. э. нанесли хетты, которые захватили Вавилон и фактически отдали Месопотамию под власть старых врагов касситов.

Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в XVIII—XVII вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз «Сынов Шета»), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев). Там создается союз Ямхад

В XVIII веке амореи создают племенной союз гиксосов, который осуществляет экспансию в Египет.

Упадок

В XVI в. до н. э. хетты совместно с касситами кладут конец аморейской Вавилонии. Одновременно египтяне под началом фиванских фараонов XVIII династии кладут край конец господству гиксосов, изгнав их из Египта и взяв под свой контроль территорию Ханаана (Палестины) и Финикии (Ливана). Бежавшие в Сирийскую степь амореи формируют отряды хапиру. С очередным ослаблением Египта и началом арамейского расселения XIV в. до н. э., хапиру формируют союзы Аммон, Израиль, Моав и Эдом.

Характерно, что Джебель-Бишри отныне именуется, уже не «Горами амореев», а «Горами ахламеев (арамейское племя)». В конце XIII—XII вв. до н. э. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние изолированные племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в VII в. до н. э.

Арамейские государства на территории Сирии

Арамеи – группа западносемитских племен, разговаривавших на арамейском языке. Распространились по территории стран Передней Азии в течение последней четверти $ІІ$ тысячелетия до н.э. Эти кочевники обитали на местности, простирающейся от Персидского залива на юге до гор Алма-Даг на севере и до гор Антиливана и северного Заиорданья на западе. Библейские рассказы повествуют, что праотцы евреев состояли в недалёком родстве с арамеями. Но существование арамеев в так именуемую эру патриархов не подтверждается никакими иными источниками, не считая Библии, и доводы, в особенности лингвистические, о том, что сами еврейские патриархи были «протоарамеями», бездоказательны. Первое упоминание об арамеях находим в анналах ассирийского короля Тиглатпаласара $I$ ($1116–1076$ гг. до н.э. ), а уже его сын Ашшурбэлкал ($1073–1056$ гг. до н.э. ) непосредственно упомянул «страну Арам». Во время правления Тиглатпаласара $I$ арамеи просочились в Ассирию, а в царствование его преемника арамейский правитель завладел Вавилонией.

Таким образом, арамеи выходят на историческую арену лишь в конце $II$ –начале $I$ тысячелетий до н.э., когда возникают независимые арамейские страны в Сирии — библейские Арам-Цова, Арам-Бет-Рехов, Арам-Maaxa, Гесссур и незначительно позднее Арам-Даммесек.

Арам-Цова — это арамейское государство, находившееся к северу от Дамаска. Его владения простирались до Хамата на севере и до реки Евфрат на Востоке. Во время войны израильского царя Давида, Арам-Цова был разбит, а его царь Адраазар повержен. После этого к власти в Дамаске пришел грабитель Разон, при правлении которого Дамаск стал наиболее важным арамейским городом и «главой Сирии». Царство получило название Арам, и просуществовало до $VIII$ в. до н.э.

Арам-Мааха — одно из арамейских царств, находившееся, вероятно, на востоке от реки Иордан, и доходящее на севере до горы Ермон. Гессур, маленькое арамейское царство на восток от Иордана, очевидно, было южным соседом Маахи. Южный предел Гессура доходил до восточного побережья Галилейского моря. Как и Мааха, это царство основало арамейское племя манассии.

Замечание 2

Ключевым арамейским государством в $IX– VIII$ вв. до н.э. в Южной Сирии становится Арам с центром в городке Дамаске. В это время царство простиралось от области Хамат на севере до Израильского царства на юге, лежало между Сирийской пустыней на востоке и Финикией на западе. Царь Давид захватил Арам и присоединил его к собственным владениям. К концу царствования Соломона Арам освободился от израильского ига; а после раскола единого Израильско-Иудейского царства Арам усилился и непрерывно грозил существованию Израильского царства.

В $733–732$ гг. до н.э. ассирийцы завладели Дамаском, угнали почти всех его обитателей и заселили на их место своих ассирийских переселенцев. Тиглатпаласар $III$ ($745–727$ гг. до н.э.) преобразовал независимые царства арамеев в вассальные государства или обыкновенные провинции Ассирии. Потерпев поражение от Ассирии, арамейские царства не смогли восстановить свою государственность, но, тем не менее, арамеи как этнос продолжали существовать в составе завоевавших их государств, сохраняя свой язык и культуру.

Амореи в Библии

Согласно Библии, Аморей был четвёртым сыном Ханаана, сына Хама, и братом хеттов и иевусеев (Быт. 10:15). В эпоху Авраама они участвовали вместе с армией Содома в отражении нашествия эламитов Кедорлаомера (Быт. 14:7). Ко времени вторжения евреев, амореи владели восточным берегом реки Иордан (между землями Васан и Моав — Чис. 21:13-25), а также рядом городов южного Ханаана, в том числе Иерусалимом, Лахишем и Хевроном (Нав. 10:5). Одним из известных царей амореев был Сигон, безуспешно пытавшийся противостоять израильтянам (Чис. 21:21, 24). Основатель Израильско-Иудейского царства Саул добился полного подчинения амореев (1 Цар. 7:14), включая жителей Гаваона. Иезекииль называет Иерусалим дочерью аморея (Иез. 16:4)

Список аморейских государств

В Сирии/Леванте:

  • Амурру
  • Ямхад
  • Катна
  • Эмар
  • Васан
  • Третье царство Эблы
  • Мари (династия Яггид-Лима)

В Месопотамии:

  • Старовавилонское царство (I Вавилонская династия)
  • Ларса
  • Исин
  • Эшнунна
  • Курда
  • Андариг
  • Апум

См. также

  • Аморейский язык

Напишите отзыв о статье «Амореи»

Ссылки

Литература

Эту статью следует викифицировать.Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.


Правители Шумера и Аккада · Вавилонские цари · Ассирийские цари · Гильгамеш · Саргон Древний · Хаммурапи · Синаххериб · Асархаддон · Ашшурбанапал · Навуходоносор II · Валтасар · Адад-гуппи · Амат-Маму · Берос · Диоген Вавилонский · Кидинну (Киденас) · Набуриманну · Селевк (астроном) · Судин · Энхедуанна

Оанн · Цари «до Потопа» · Зиусудра (Утнапиштим) · Этана · Лугальбанда · Бел · Нимрод · Ассур · Нин · Нитокрис · Семирамида · Сарданапал

Исторические области,
крупные царства
Шумер (историческая область) · Аккад (историческая область) · Аккадское царство · Шумеро-Аккадское царство · Вавилония · Ассирия · Митанни · Субарту · Приморье · Халдея
Важнейшие города Адаб · Аккаде · Акшак · Ашшур · Бад-тибира · Борсиппа · Вавилон · Вашуканни · Дер · Дильбат · Гирсу · Дур-Куригальзу · Дур-Шаррукин · Исин · Казаллу · Кальху · Кар-Тукульти-Нинурта · Киш · Куту · Лагаш · Ларса · Марад · Мари · Нагар · Ниневия · Ниппур · Нузи · Сиппар · Туттуль · Тутуб · Умма · Ур · Уркеш · Урук · Харран · Шуруппак · Эреш · Эриду · Эшнунна
Население Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Древние ассирийцы · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты
Языки и письменность Шумерский · Аккадский · Аморейский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский · Клинопись
Наука
Культура и быт
Наиболее известные
личности
Исторические: Легендарные:

Отрывок, характеризующий Амореи

– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.
Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?

Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.

  • Амерея Фрей

    Amerei Frey

Амерея Фрей. Иллюстрация Kethryn Основные сведения

Прозвища Ами,
Ами Открой Ворота
Дом Фреи
Ланнистеры из Дарри
Рождение 282 г. от З.Э.
Супруги 1: Пейт
2: Лансель Ланнистер

Леди А́мерея Фрей по прозвищу Ами Открой Ворота — старшая дочь Мерретта Фрея и Марийи Дарри, жена лорда Ланселя Ланнистера, лорда Дарри.

Внешность

Кареглазая, длинноногая и полногрудая, казалась воплощением здоровья и привлекательности, хотя у неё и лицо худое и лишенное подбородка. Как и большинство Фреев напоминала хорька.

Биография

Когда она была маленькой, её застали на конюшне сразу с тремя конюхами, поэтому отец был вынужден поспешно выдать дочь замуж за межевого рыцаря скромного происхождения сира Пейта с Синего Зубца. Его кузен Том из Семи Ручьев пел на свадьбе.

События

Битва королей

Её муж погиб от рук Горы в ходе Войны Пяти Королей, и «овдовевшая Ами вернулась домой, к унынию своего отца и бурному восторгу всех конюхов замка». К тому времени ей исполнилось 16 лет.

Буря мечей

Была одной из девиц Фреев, представленных Роббу Старку после его прибытия в Близнецы на свадьбу Эдмара Талли и Рослин Фрей.

Пир стервятников

После Красной Свадьбы, когда Ланнистерам понадобилось упрочить родственные связи с домом Фреев и параллельно укрепить права лорда Ланселя на земли Дарри, его обручили, а позже и обвенчали с Амареей Фрей, дочерью Мерретта Фрея и Дарри по матери, тем самым создав дом Ланнистеров из Дарри. Влияние дома Фреев в Речных землях увеличилось, поскольку новый дом представлял собой скорее ещё одну младшую ветвь Фреев. На пути в замок их сопровождали родственники леди Амареи — ее мать, Данвелл, Арвуд и Марисса Фреи, которые остались в замке после свадьбы.

Однако Лансель к тому времени уже сильно увлекся поклонением Семерым и так и не осуществил свой брак. В замке Дарри он обосновался в замковой септе, проводя дни и ночи в посте и молитвах, предпочитая даже спать в септе — к вящему неудовольствию молодой и весьма неверной жены.

Во время визита отряда Джейме Ланнистера в замок, она устраивает праздник. Леди Амарея рыдает, когда говорит о том, что разбойники убили её отца. Сир Харвин Пламм, командир нового гарнизона Дарри, поклялся ей, что привезет голову Берика Дондарриона. Она также упрашивала сира Лайла Крейкхолла остаться и очистить окрестности от преступников, и тот соглашается после окончания осады Риверрана. Когда Джейме предупреждает Ланселя о том, что Ами интересуется Харвином, тот объявил о своем намерении вступить в орден Сынов Воина и заявил, что Твердокаменный может забирать себе и Амарею, и замок. Присоединившись к ордену он потерял и титул, и земли, и нелюбимую жену.

Во время осады Риверрана сир Давен Ланнистер предполагает, что Ами спала с Черным Уолдером Фреем. Дженна Ланнистер считает, что брат Ланселя, Мартин Ланнистер, может жениться на ней.

Цитаты

Высказывания Амареи

— Леди Марийя, леди Амарея, ваше горе тронуло меня. Даю вам слово, как только Риверран падет, я вернусь, чтобы выследить Пса и убить его для вас. Собаки меня не пугают.

— Вы настоящий рыцарь, сир Лайл, помогающий даме, попавшей в беду.Пир стервятников, Джейме IV

Высказывания об Амареи

— Ты тоже женишься.

— Эта девушка Фрей, и это не мой выбор. Она даже не девственница. Вдова, в жилах которой течет кровь Дарри. Мой отец говорит, что это поможет мне наладить отношения с крестьянами, но крестьяне все мертвы.Лансель Ланнистер, Пир стервятников, Серсея II

— У Льва не должно быть рогов. Ты взял девушку в жены.

— Я сказал несколько слов и дал ей красный плащ, но только для того, чтобы угодить отцу. Брак требует исполнения супружеских обязанностей.Лансель Ланнистер, Пир стервятников, Джейме IV

— Я видел невесту Ланселя в Дарри . — Ами Открой Ворота, да будут боги добры. Я не могу поверить, что Лансель выбрал именно её. Что случилось с этим мальчиком? — Он стал набожным, и он не делал никакого выбора. Мать леди Амареи — Дарри. Наш дядя подумал, что она поможет Ланселю завоевать лояльность крестьян.

— Как, трахая её? Ты знаешь, почему ее называют Ами Открой Ворота? Она поднимает свою подъемную решетку для каждого рыцаря, который проходит мимо. Ланселю стоило бы найти кузнеца и заказать себе рогатый шлем.Давен Ланнистер, Пир стервятников, Джейме V

Примечания

  1. Амареи было шестнадцать лет в 299 и восемнадцать лет в 300 году, что означает, что она родилась в 282 году.
  2. Прозвище она получила из-за своей чрезвычайной распутности.

Новые захватчики явились с запада и с юга, как аккадяне тысячелетием раньше. Говорили они на семитическом языке, очень похожем на аккадский, и, поселившись в Месопотамии, вскоре приняли аккадский вариант языка. Благодаря родству языков они быстро были приняты как местные уроженцы и не остались, как гутеи, ненавистными чужаками.
Эти семитские пришельцы в месопотамских надписях именуются «амурру». Означает ли это слово «кочевники» или «люди Запада» — вопрос спорный. Так или иначе, мы знаем их под именем амореев.
Около 2000 г. до н. э., когда славные дни Ура кончились и Шумер вступил в эру последнего упадка, амореи двинулись из пустыни в область «Плодородного Полумесяца», на востоке и на западе.
На западе они колонизировали земли, прилегавшие к Средиземному морю, смешавшись с обитателями Ханаана (которые также говорили па семитическом языке). В Библии хананеяне часто именуются аморреями, например, когда Бог говорит Аврааму, что еще не настало время наследовать Ханаан, «ибо чаша беззакония аморреев еще не наполнилась» (Быт. 15:16).
На востоке амореи вступили в бывший Аккад, и именно они скорее, чем тускнеющие шумеры, вдохнули силы в города-государства между 2000-м и 1800 г. Они заняли, например, город Ларсу, который процветал под аморейским правлением.
Амореи захватили также маленький аккадский городок по имени Бабилум («врата Бога» на аккадском) и сделали его своим. На древнееврейском языке Библии имя города превращается в Бабел.
До того времени Бабел не оставил заметных следов в месопотамском мире. Он был расположен на Евфрате, немного западнее Киша, и жил, должно быть, в тени этого великого города. С упадком Киша Бабел получил шанс засиять ярче.
Но самого замечательного из своих первых успехов амореи достигли далеко на севере. В 1850 г. они захватили Ашшур и нашли там действительно богатую добычу. В северной части дуги Полумесяца теперь буйно цвела цивилизация, и в конце периода третьей династии Ура торговцы из Ашшура проникали глубоко в Малую Азию. Теперь, когда властительную руку Ура убрали, Ашшур был предоставлен самому себе и вырос в богатый и гордый купеческий город.

В 1814 г. до н. э. некий аморейский выходец, возможно член правящей семьи, сделался правителем Ашшура. Его имя было Шамшиадад I, и он основал династию, которая, пережив многочисленные перевороты, продержалась у власти более тысячи лет. При Шамшиададе I Ашшур контролировал северную Месопотамию во всю ее ширину, ибо новый монарх занял город Мари, в 240 км к юго-западу от Евфрата. Это был другой быстро разбогатевший торговый центр, близкий к растущим городам западной половины Плодородного Полумесяца. Расширение владений в этот первый период величия Ашшура стало предвестником будущего — первого появления на карте мира грозной Ассирии.
Если мы вернемся теперь к загадке Амрафела, царя Шинара, отмеченной в предыдущей главе, оказывается тогда, что он был одним из аморейских правителей в Месопотамии. Но которым?
Представляется наиболее вероятным, что он был одним из ранних аморейских вождей в Бабеле. Его называют «царем Шинара» (то есть царем Месопотамии), поскольку Бабел с течением времени стал править всей страной и его слава бросала отблеск назад, на время раннего правителя.
В 1792 г. до н. э. шестой правитель аморейской линии, предположительно потомок Амрафела, наследовал власть в Бабеле. Его звали Хаммурапи. Ситуация при его воцарении казалась не слишком благоприятной для нового монарха. Казалось даже, что Бабел вообще не имеет будущего.
На севере Шамшиадад I выковывал могучую Ассирию. На юге опасность казалась еще хуже. Двумя годами ранее, в 1794 г., Рим-Син, который правил в Ларсе с 1822 г. до н. э., наконец сумел одержать окончательную победу над городом Исин и объединил весь юг речной долины под своим правлением.
К счастью для Хаммурапи, его враги не были едины и оба они старели. Хаммурапи был одарен военными и дипломатическими талантами и, в дополнение к этому, был молод, терпелив и мог себе позволить подождать, заботливо обеспечивая себе союз с одним из противников, чтобы побить другого. Рано или поздно кто-то должен был умереть.
Это оказался Шамшиадад из Ашура. Он умер в 1782 г., и при его менее могущественном наследнике мощь Ассирии уменьшилась. Когда снизилось давление с севера, Хаммурапи обратился к югу. В 1763 г. он разгромил престарелого Рим-Сина, и весь юг попал в его руки. Он двинулся на север и в 1759 г. взял Мари и подверг его разграблению. Ашшур избежал столь тяжкой судьбы. В 1755 г. он подчинился и стал служить Хаммурапи как данник. Правитель его сохранил трон, и династия Шамшиадада I уцелела, чтобы стать в будущем чумой остальной Месопотамии.
В 1750 г. до н. э. Хаммурапи скончался, но в последние пять лет своего царствования он уже правил империей, столь же обширной, как империя Нарамсина шестью столетиями ранее.
Слава Бабела воистину началась с правления Хаммурапи, ибо он сделал город своей столицей и правил оттуда своими огромными владениями. Город вырос и стал могущественным метрополисом, оставаясь крупнейшим городом Западной Азии на протяжении четырнадцати столетий. Сегодня мы знаем его под греческим именем — Вавилон.
Регион, который когда-то назывался Шумером и Аккадом, взял свое имя у этого великого города и назывался Вавилонией в течение всех оставшихся столетий истории Древнего мира.
Источник — Азимов Айзек Ближний Восток. История десяти тысячелетий.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *