Академические свободы

Выявление существенной взаимосвязи права и свободы занимает важное место в истории общественной мысли, в теории права и государства, в истории философии права.

Существует проблема сопоставления свободы и необходимости, решение которой в истории философии зависело от того, к какой концепции тяготели те или иные философы – волюнтаризма или фатализма. Волюнтаризм рассматривает волю, как высшее начало бытия над другими проявлениями духовной жизни человека. Фатализм отражает свободную волю, рассматривая весь ход жизни человека, каждый его поступок, шаг, действие, все с ним происходящее как неотвратимость судьбы, рока, как предопределение сверхъестественной (божественной) силы, исключающее свободу выбора и случайность. Наиболее выразительное воплощение позиция фатализма нашла в латинской поговорке Fata volentem decunt nolentem trahunt («судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется»). С другой стороны, для личности обладание свободой – это неотъемлемое, только человеку присущее качество — исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества в целом. Великие умы человечества всегда задавались вопросами соотношения личной свободы индивида и законов государства, в котором он живет. Формирование проблемы соотношения закона и свободы воли начинается с Гераклита, который считал, что Всеобщий закон, Логос, по­нимается лишь немногими, «наилучшими», воле которых должны подчиняться другие граждане. Он считал, что только сила принуждения способна обеспечить человеку его же благо.

Демокрит, наоборот, в применении против справедливости насилия видел путь к гибели. Он пришел к выводу, что свобода отдельных индивидов связана с типом общественного устройст­ва, с уровнем свободы самого общества. Вместе с тем он считал, что идеал свободы, заключенный в независимости от­дельного индивида от других и от общества в целом, может быть гарантирован толь­ко обществом, которое обеспечивает безопасность индивида и предоставляет ему средства для удовлетворения его потребно­стей.

Сократ понятие свободы соединил с этической. По его мнению, человек, знающий, понимающий и уважающий законы, обязательно будет ими руководствоваться, становясь справедливым человеком, а значит и свободным.

Платон, заложив основы этико-политической доктрины, связал концепцию свободы индивидов с законодательным регулированием, что наиболее видно в его диалогах «Государство» и «Законы», в которых заметно личная свобода гражданина полиса, ограничивается общественной целесообразностью и полным подчине­нием личности государству. Поскольку человек обладает душой, согласно учению Платона, он в определенной степени свободен. Однако в реализа­ции этой свободы человеком движут страсти, желания и склон­ности, зачастую эгоистичные и корыстные. В этой связи, по его мнению, только властная регламентация его поведения государством способна сформировать разумное идеальное общество. «Никто никогда не должен ос­таваться без начальника, — утверждает Платон в «Законах», — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне, и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мело­чах надо ими руководствоваться… Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие дол­жно быть изъято из жизни всех людей и даже животных, под­властных людям». Платон считает, что ни одна из сторон жизни, в том числе искусство не может оставаться свободным. В связи со значительным воспитательным воздействием на каждого человека оно должно контролироваться государством. В «Законах» содержится требование о цензуре произведений искусства, установления законов, запрещающих художникам «вводить новшества и измышлять что-либо иное… установить, путем твердых законов, бодрящие песни, по своей природе ведущие к надлежащему «.


Учение о необходимости юридических и моральных ограничений свободы имеет место и у Арестотеля, связывавшего свободу с общественной пользой и добродетелью, отыскивая «золотую середину» в соотношении свободы и принуждения.


Исторической заслугой Аристотеля явилось то, что он связал стремление человека к свободе, которое он объявил врожденным, с его нравственностью. Он считал, что стремление к свободе, связано со стремлением к самосовершенствованию, к достойным целям, к добродетели, где личность свободна и, следовательно, обладает в своих действиях возможностью выбора и отвечает за последствия своего выбора.

По мнению древнегреческого философа Эпикура свобода человека является его ответственностью за разумный выбор своего образа жизни. Пресечение, ограничение страстей и желаний разумом доступны свободному человеку. А главной целью государства при этом является способность обеспечить безопасности людей.

Согласно христианскому учению, сама свобода является сущностью человека. Свобода воли, то есть свобода выбора, отождествляется Тертуллианом и Августином со своеволием первых людей, не подчинившихся божественному промыслу. Более поздние хри­стианские идеологи, например испанский богослов и церковный деятель V – VI веков Исидор Севильский, напротив, утверждали, что свободная воля человека не есть греховное не подчинение Богу, а является проявлением свободной воли Бога.

В средневековом ми­ровоззрении Западной Европы наибольшее распространение получает точка зрения Фомы Аквинского о повиновении власти, как предписанным человеку и естественным, и божественным законом, утверждая, что учение Христа устанавливает порядок справедливости, согласно которому низшие должны подчиняться высшим. Только при соблюдении этого, принимая установленный порядок вследствие доброй воли, личность будет свободной по отношению к государству.

С началом формирования капи­тализма в философском мире сформировались две точки зрения о сущности свободы: радикальная, представленная мыслителями Возрождения XVII века и уме­ренная, представленная деятелями Реформации. Первые отстаивали принцип свободы воли человека, в соотношении с правом (законом) Вторые, в частности Лютер и Кальвин, соотносят свободу с волей Бога.

В эпоху Нового времени, с XVI по XIX век, появилась идея неотъемлемой личной свободы человека в качестве конституирующего начала правоотношений. Первым ученым, представившим свободу как право делать все, что не запрещено законом, стал Т.Гоббс. Этим положением был сформулирован главный принцип правового государства. Определяя естественное право, Гоббс писал: «Естественное право… есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, то есть собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим поэтому средством». Свободу Гоббс определял следующим образом: «Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом». Таким образом, Гоббс проводит четкое разграничение между правом и законом. А именно, право заключается в свободе делать или не делать что-либо, а закон, напротив, обязывает что-либо делать или не делать. Таким образом, закон и право он различал как обязательство и свободу несовместимые между собой. Для человека в обществе себе естественно стремление к признанию себя в качестве свободной личности, утверждению своей свободы. Исходя из разумных потребностей люди, в конечном итоге, приходят к осознанию необходимости ограничить произвол друг друга и смириться перед наличием единой воли, способной обеспечить для них сколько-нибудь устойчивый мир. Согласно Гоббсу, необходима «такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю». Таковым Гоббс считает государство, являющееся абсолютным субъектом сво­боды, объединяющее воли отдельных граждан в единую волю, выступающую для них как внешняя необходимость. Свобода и необходимость не исключают, а взаимопроникают друг в друга. Подданные, по учению Гоббса, не имеют никаких прав по отношению к государственной власти и должны во всем ей повиноваться. Исключение составляют только те случаи, когда повеление государя угрожает самой жизни подданного. В этой связи Гоббс признавал за ними право на восстание.

Наиболее изучаемым в ХХ веке на Западе классиком правовой и политической мысли является Дж. Локк, который считал, что самим законом природы человеку дано право отстаивать жизнь, свободу, имущество. По его мнению, каждый, оставаясь в пределах законов природы, может делать все, что ему угодно, за исключением лишать себя жизни и приносить вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Свобода людей в государстве состоит в том, чтобы иметь постоянное установленное властью общее для всех членов общества правило для жизни. Государственная власть, создавая законы обязана соблюдать и учитывать права и, свободы каждой отдельной личности, ориентируясь на общие цели сообщества в целом. В отличие от Гоббса, Локк не признает абсолютной природы государственной власти и считает, что народ обладает правом устранять или заменять государственный орган, если тот действует вопреки его интересам.

Принципиально новый подход к взаимоотношению свободы и необходимости был разработан выдающимся голландским философом Б. Спинозой, который будучи последовательным детерминистом, считал, что все вещи в своем сущест­вовании и действии уже определены самой природой и по­этому понятие абсолютной свободы является не более чем субъективной иллюзией. Согласно его учению свобода – это путь освобож­дения от естественной необходимости, т.е. ее познание. Именно невежество, незнание необходимости, по мнению Спинозы, делает человека несво­бодным, творящим произвол, удовлетворяя собственные страсти, побуждает его к со­вершению поступков с негативными последствиями: «… Я полагаю свободу не в произволе, а в свободной необходимости». Таким образом, согласно данному учению, чем в большей степени действия человека соответству­ют необходимости, тем более человек свободен. В этой связи только могущест­во разума может быть признано настоящим и единственный источником свободы ин­дивида: «Свободным я назвал того, кто руководствуется одним только разумом».

Представители французского и немецкого Просвещения Кондильяк, Дидро, Руссо видели идеальное проявление свободы в демократическом обществе. В частности по мнению Дидро, чтобы быть свобод­ным, человек не только не должен испытывать физических огра­ничений, по и обладать полнотой гражданских прав.

Французский просветитель Поль Гольбах в ходе изучения вопроса о соотношении свободы и необходимости доказал, что необходи­мость не только не исключает свободы, но и содержит ее в себе и является одним из ее условий. Стремление к свободе в учении Гольбаха рассматривается как свойство, присущее человеку с рождения и являющееся одной из самых сильных его страстей, которая должна направляться и контролироваться разумом, иначе она превратится в своеволие или произвол. Свобода волеизъявления человека должна совпадать с общественными и личными интересами, только тогда она будет служить общественному благу.

«Когда свобода заставляет нас, — отмечал Гольбах, — со­вершать действия, противоречащие законам природы и разума и, следовательно, враждебные целям общества, она является лишь безумством, которого не могут допустить наши согражда­не, которое они должны пресечь и покарать в интересах лю­дей. Но, с другой стороны, когда закон мешает нам делать то, что требуют или разрешают нам природа, разум, благо обще­ства, он несправедлив и тираничен, а его создатели превыша­ют власть. Гражданские законы могут лишь применять зако­ны природы и толковать их таким образом, чтобы это в наи­большей степени соответствовало благу данного общества. Следовательно, мерилом свободы членов общества должно быть благо общества в целом».

Аналогичной точки зрения придерживался выдающийся французский политический мыслитель XVIII века Ш. Монтескьё, развивая понятие политической свободы. В своих работах «О духе законов» и «Персидские письма» он утверждает, что в обществе должна существовать политическая свобода. Это не есть возможность делать все, что угодно, а является возможностью делать то, что нужно и не делать того, что нельзя. Это уверенность каждого гражданина в собственной безопасности. Законы по мнению Монтескьё, восстанавливают свободу и равенство, неизбежно при этом принимая политический характер и тесно связаны с правом. Он был убежден, что все люди рождаются равными, но не могут сохранить этого равенства, так как общество пытается отобрать у них его, и сохранить это равенство могут только законы. Монтескьё придерживался принципа, согласно которому свобода состоит в самом праве делать все, что законами позволено: » Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Марксистская (Карл Маркс) концепция свободы строится на диалектическом понимании природы социального детерминизма. Она противостоит и субъективно-идеалистическому учению о свободе воли человека, отрицающему причинную обусловленность его поступков, и фатализму. Согласно данной теории, несмотря на то, что в своей повседневной деятельности человек сталкивается с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости и в этой связи не свободен в выборе объективных условий своей деятельности, в то же время он обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности вследствие существования одновременно нескольких реальных возможностей развития, либо способов отдалении нежелательных и приближении желательных явлений. Он более или менее свободен в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Свобода, согласно данной теории, не абсолютна и достижение ее возможно путем выбора определенной цели и плана действий для достижения этой цели. Свобода прямо пропорциональна способности осознания человеком своих возможностей и наличию у него средств для достижения поставленной цели. Историческая необходимость и свобода личности тесно взаимосвязаны. Отвергая антиномию свободы и необходимости, марксистская философия определяет свободу как процесс «познания необходимости». Следовательно, свобода личности заключается не в абсолютной независимости от объективных законов природы и общества, а в способности личности разумно выбирать свою линию поведения среди возможных, возлагая этим на нее моральную и социальную ответственность. Таким образом, в обществе свобода личности ограничивается интересами общества. III .Свобода личности в современном обществе.

Каждый человек ищет в своей жизни свободы и независимости. Дети — от родителей, жены – от мужей, мужи – от жен, предприятия, области, республики, государства так же стараются быть свободными, независимыми. В нашей стране пример этому – бывший СССР, а ныне страны СНГ.

Что же такое свобода и почему человек так стремится к свободе?

Само понятие свободы создано для человека.

С какой бы стороны мы не рассматривали определение свободы с религиозной или научной, суть заключается в стремлении человека к полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода – это устремление человеческого духа. Самые основные свободы человека государством гарантированы законом. Вместе с тем, свобода действий человека ограничена требованиями не нарушения прав и свобод других лиц.

Обновлено: 14.04.2020 14:46:05 Эксперт: Аркадий Фельдштейн

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Философия берет свое начало еще в античной Греции VII-V веков до нашей эры. Изначально философами было принято называть всех образованных людей и лишь постепенно этот термин стал применяться к тем, кто изучал вопросы мировоззрения. Слово философия дословно переводится как «любомудрие», то есть любовь к мудрости. В ее задачи входит изучение общих принципов и закономерностей бытия, развития человеческого общества, процесса мышления и приобретения знаний, убеждений, а также исследование систем ценностей, в частности нравственных. Эта обширная система распространяется на большое количество конкретных областей, начиная от эпистемологии и метафизических поисков и заканчивая такими узкоспецифическими темами, как философия дизайна или философия кинематографа.

Германия, будучи развитой страной с высоким уровнем образования, дала миру много талантливых и выдающихся людей: ученых, писателей, композиторов и конечно же философов. В этой статье мы познакомим вас с известными немецкими мыслителями, чьи идеи оказали существенное влияние на общество и формирование современной европейской, а в некоторых случаях и мировой культуры.

Рейтинг самых выдающихся немецких философов

Номинация место Философ рейтинг
Рейтинг самых выдающихся немецких философов 10 Мартин Хайдеггер 4.1
9 Эдмунд Гуссерль 4.2
8 Карл Маркс 4.3
7 Людвиг Фейербах 4.4
6 Иоганн Готлиб Фихте 4.5
5 Макс Вебер 4.6
4 Артур Шопенгауэр 4.7
3 Иммануил Кант 4.8
2 Фридрих Ницше 4.9
1 Георг Гегель 5.0

Мартин Хайдеггер

Хайдеггер окончил университет в городе Фрайбург-им-Брайсгау, где помимо философии, изучал теологию, математику и естествознание. После защиты докторской диссертации он длительное время работал ассистентом у Эдмунда Гуссерля. В 1923 году получил звание профессора, а спустя десять лет занял должность декана факультета, однако вскоре ушел в отставку. На первых этапах мировоззрение Хайдеггера во многом формировалось под воздействием идей его наставника, а также философии Вильгельма Дильтея. Главным его трудом стала книга «Бытие и время», которая представляет собой попытку исследовать существование человека через его практическое взаимодействие с миром, в социально-историческом контексте. В своей работе Хайдеггер размышляет о проблеме конформизма и о том, каким образом личность, опираясь на свой глубинный опыт, способна обрести чувство подлинности своего бытия. Философ скептически относился к попыткам применения некоторыми учеными XX века математических методов к области социальных наук. Поздние, послевоенные труды Хайдеггера посвящены традиционным вопросам метафизики.

Эдмунд Гуссерль

Знаменитый философ конца XIX — начала XX столетия считается основателем феноменологии, концепции о феноменах сознания. Согласно трактовке Гуссерля, она представляет собой науку о чистом сознании, свободном от каких либо догм и направленном на познание сущностей. На его мировоззрение в начале преподавательской карьеры повлияли британские эмпирики и Франц Брентано, в более поздние годы он обратился к теориям Иммануила Канта. Первой изданной книгой Гуссерля стала «Философия арифметики», где философ в общих чертах исследовал взаимосвязи психологии и формальной логики. В дальнейшем развитии своих взглядов, он стремился обнаружить самоочевидные и беспредпосылочные принципы логики. Ключевое место в формировании сознания Гуссерль отводил опыту чувственных созерцаний. Главными трудами Эдмунда Гуссерля считаются «Формальная и трансцендентальная логика» и «Кризис европейских наук». Философ посодействовал развитию экзистенциализма, также он заложил основание для формирования гештальт-психологии и методов психоанализа.

Карл Маркс

Хотя Карл Маркс известен в первую очередь как общественный деятель, заложивший основу для коммунистического движения, его вклад в философию тоже признан весьма значительным. Образование получил в Боннском университете, после чего продолжил учебу в столице Германии. Молодого Карла Маркса особенно увлекали классические теории древних философов: Демокрита и Эпикура. Из современников он вдохновлялся работами Гегеля и Фейербаха. С 1843 году Маркс проживает во Франции, где знакомится с Фридрихом Энгельсом и поэтом Генрихом Гейне. В 1845 году после переезда в Брюссель, будучи членом тайного международного общества, он в сотрудничестве с Энгельсом составляет «Манифест коммунистической партии». Активная общественная деятельность и атеистическое мировоззрение Маркса в то время почти нигде не встретили теплого отклика, в конце концов ему с семьей пришлось эмигрировать в Лондон. Именно там он работал над своим главным трудом под названием «Капитал». Философские воззрения Карла Маркса, сформировавшиеся впоследствии в отдельное течение под названием «марксизм» базировались на материализме и стремлении к революционным преобразованиям в социальной среде.

Людвиг Фейербах

Фейербах начал свое знакомство с философией, обучаясь у Карла Дауба, позднее слушал лекции Георга Гегеля в Берлине. Закончив Эрлангенский университет, он продолжил исследования, и первой его важной работой стала «История новой философии от Бэкона до Спинозы». В 1830 году Фейербах издал небольшой анонимный труд, в котором доказывал несостоятельность религиозного учения о бессмертии души. Когда имя автора стало известно общественности, его лишили статуса преподавателя. Однако это не остановило философа, который в своих взглядах все больше склонялся к атеистической картине мира. При этом он не разделял взгляд просветителей XVIII столетия на религию, как на плод суеверий и политический инструмент, считая, что склонность к религиозным поискам происходит от свойственного человеку антропоморфизма. Также Фейербах был сторонником эвдемонистической этики, согласно которой главным критерием нравственности считается стремление к счастью. Из опубликованных им трудов наиболее важными считаются «Сущность религии» и «Основы философии будущего».

Иоганн Готлиб Фихте

Известный философ конца XVIII — начала XIX века, Иоганн Фихте был последователем критического идеализма. На основании данного учения он вывел его новую форму под названием спекулятивный трансцендентализм. Еще в начале своей жизни Фихте познакомился с трудами Иммануила Канта, что по сути задало направление всему дальнейшему его философскому творчеству. Первой работой, получившей общественное признание стал «Опыт критики всяческого творения». Вскоре после ее издания он был назначен на должность профессора в Йенском университете. В 1799 году Фихте пришлось оставить преподавательскую карьеру из-за обвинений в распространении атеистических взглядов. В своих последующих произведениях философ затрагивал вопросы этики, метафизики и социальной педагогики. Он создал предпосылки для идеи государственного социализма, также сформулировал принцип что истина чаще всего находится посередине между тезисом и антитезисом.

Макс Вебер

Благодаря своему отцу, занимавшему государственный пост, Макс Вебер с детства интересовался политикой и наукой. Получив образование в области юриспруденции, он защитил диссертацию, став таким образом доктором юридических наук. Некоторое время Вебер работал преподавателем в Берлинском университете, позднее занимал должность помощника редактора в научном печатном издании. Важнейшей его книгой, затрагивающей философские вопросы, стала «Протестантская этика и дух капитализма». Этот труд рассматривал влияние культуры и религии на развитие системы государственной экономики. В отличие от Карла Маркса, Макс Вебер рассматривал религиозное мировоззрение как важный элемент для становления цивилизации. Философ считается одним из основателей социологии, первым ввел в обиход такое понятие, как «социальное действие». В своих исследованиях Вебер сосредотачивался на социуме в первую очередь, как обществе отдельных индивидуумов, также был убежден, что ключевыми факторами мотивации являются идеи, мир которых доминирует над материалистическим. В политической сфере он показал себя сторонником демократии и конституционных реформ. Идеи Вебера имели настолько серьезное влияние на германское общество XX века, что он даже принимал участие в создании новой конституции Веймарской республики.

Артур Шопенгауэр

Главный философ-пессимист XIX века Артур Шопенгауэр уже с молодых лет имел склонность к мизантропии и практично-рассудительному (порой граничащему с цинизмом) взгляду на жизнь. Этому в немалой степени поспособствовали такие обстоятельства, как самоубийство отца (с которым у 16-летнего Артура были близкие отношения) и сложные отношения с матерью, считавшей ребенка обузой. Будущий философ черпал вдохновение в творчестве Иммануила Канта, которого считал своим идейным наставником. К другим мыслителям, таким как Фихте и Гегель, Шопенгауэр относился пренебрежительно, критикуя их идеи при любом удобном случае. Несмотря на свое скептическое мировоззрение, после публикации своей главной книги «Мир как воля и представление» он пользовался немалой популярностью у молодых снобов своего времени. Наибольшее литературное признание Шопенгауэру принес сборник афоризмов, многие едкие цитаты из него остаются известными и востребованными до нашего времени.

Иммануил Кант

Иммануил Кант считается одним из наиболее выдающихся деятелей классической философии XVIII века. Он вырос на окраине Кенигбсерга, в среде ремесленников, но благодаря своей тяге к знаниям без труда поступил в университет. Огромное след в мировоззрении студента оставили учения Исаака Ньютона. По причине финансовых проблем Канту пришлось оставить учебу, и последующие десять лет он работал в качестве домашнего учителя для детей из обеспеченных семей. Одновременно с этим он занимался научными исследованиями в области физики, астрономии, географии, а также писал сочинения философского характера. Первое время Кант находился под влиянием господствующей идеологии вольфианства, но со временем развил собственные взгляды, которые стали революционными для Европы того времени. Одной из основополагающих идей философа стало утверждение о ценности каждой отдельной личности и неотъемлемом праве на личную свободу действий. Среди работ Иммануила Канта выделяют три фундаментальных труда. Первый из них — «Критика чистого разума», затрагивает тему познавательных возможностей и получения доказательств в отрыве от эмпирических знаний. Второй, «Критика практического разума», посвящен этическим вопросам, а третий под названием «Критика способности суждения» содержит размышления на тему эстетики и телеологии.

Фридрих Ницше

Всемирно известный философ родился в 1844 году неподалеку от немецкого города Лейпцига. Образование получил в Лейпцигском университете на факультете филологии. Примерно в это время молодой Ницше познакомился со взглядами Артура Шопенгауэра, изложенными в его книге «Мир как воля и представление», что пробудило в нем живой интерес к философии. После завершения учебы его сразу же пригласили на должность преподавателя Базельского университета в Швейцарии. Развитие философских идей Ницше, которые позднее приведут к образованию отдельного течения под названием ницшеанство, в свое время было принято неоднозначно и не встретило отклика у широкой общественности. Самым ярким его произведением считается книга «Так говорил Заратустра», она не теряет популярности и по сей день. Фридрих Ницше является автором символической идеи «смерти Бога» под которой имеется в виду утрата доверия к религиозным ориентирам и ценностям. Также Ницше призывал пересмотреть общепринятый взгляд на зависть, являющуюся по его мнению мощным источником человеческой мотивации.

Георг Гегель

Георг Гегель — один из основателей немецкой философии идеализма, автор множества теорий, вызывающих споры на протяжении более сотни лет. Немаловажное место в его учениях сыграло теологическое образование, полученное им в Тюбингемском университете. С 1808 года Гегель занимал должность ректора в Нюрнберге, преподавал ряд философских и гуманитарных предметов, а также математику. Помимо этого, он работал над своими сочинениями: сначала был издан его первый труд «Феноменология духа», затем последовала «Наука логики». Гегелевская философская концепция получила признание на высочайшем государственном уровне, став практически официальной идеологией Пруссии начала XIX века, а его самого пригласили в Берлинский университет. Хотя некоторые идеи Гегеля впоследствии признали устаревшими, другие из них сохранили актуальность. Считается, что именно он заложил фундамент для появления гуманистической социологии.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *