Агрессия в младшем школьном возрасте

Что такое агрессия?

Сложно дать однозначное определение агрессии. В целом можно считать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

  • Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

  • Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

  • Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его.

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Работа с агрессивным ребёнком

Работа с агрессивным ребёнком должна вестись в трёх направлениях.

Работа с гневом

Необходимо научить ребёнка приемлемым способам выражения физической и вербальной агрессии. Ими могут быть:

  • спортивные игры (бег, прыжки, метание мячей),
  • подручные средства (лёгкие мячики, мягкие подушки, резиновые молотки, газеты — всё, что можно безопасно бить, кидать, мять, комкать),
  • игры с песком, водой, пластилином, глиной (игры с песком и водой успокаивают, кроме того, в песке можно закопать фигурку, символизирующую врага.Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика, смять и восстановить её при желании),
  • различные упражнения на снятие мышечного напряжения,
  • игра «Обзывалки». Заранее договариваемся с детьми, какими необидными словами можно называть друг друга (это могут быть названия фруктов, овощей, мебели, деревьев и т.д.). Затем по кругу в быстром темпе передаются обзывалки, сформулированные так: «А ты, …, морковка!». Следует оговорить, что это игра, поэтому друг на друга мы не обижаемся. В заключительном круге обязательно нужно сказать соседу что-нибудь приятное: «А ты, …, солнышко!»,
  • ·»Мешочек для криков». Перед началом урока/занятия или в момент закипания гнева каждый может подойти и как можно громче крикнуть в него. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно, если захотят.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям сложно распознавать свои и чужие эмоции. Помочь им научиться это делать можно следующими способами.

  • Использование в классе плакатов с изображениями различных эмоциональных состояний (с названиями эмоций или без, в последнем случае можно попросить ребёнка назвать эмоцию изображённого на картинке).

Пример картинок.

  • Изображение своих эмоциональных переживаний. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.д. Разместите на большом листе на стене заранее нарисованные фигурки людей, изображённых в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребёнок сможет при желании подойти и завершить рисунок, прокомментировать его.
  • Развитие ощущения своего тела. Очень часто эмоциональной реакции предшествует телесное ощущение. Вовремя реагируя на сигналы тела, можно оценивать своё эмоциональное состояние. Поначалу можно ставить ребёнка перед зеркалом и просить его описать своё настроение и чувства в данный момент. Затем можно обходиться без зеркала, просто задавая вопросы.
  • Игра «Камушек в ботинке».Суть игры: наши негативные переживания очень похожи на маленький камушек в ботинке: поначалу он не очень мешает, но постепенно причиняет всё больший дискомфорт. И если его не вытряхнуть, то на следующий день, надевая ботинки, мы вновь почувствуем боль. Если же при малейшем неудобстве мы избавимся от камушка, то нога останется невредимой. Поэтому полезно говорить о своих проблемах сразу, как только их заметишь.

Более подробное описание этой игры можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?».

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Не умея распознавать эмоции окружающих, агрессивный ребёнок испытывает сложности с эмпатией, он не способен поставить себя на чьё-то место. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому работа по развитию сопереживания так важна.

  • Ролевые игры. Можно разобрать произошедшую ссору в классе, пригласив известных героев и разыграв ими похожую ситуацию, а затем попросить детей их помирить. Так же можно разыгрывать другие ситуации, которые часто приводят к конфликтам в коллективе, и находить пути решения. Можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определённые ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. Такие игры помогут ребёнку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
  • Различные игры на сплочение коллектива, доверие, сотрудничество в парах/тройках, группах, развитие вербального и невербального общения.

Рекомендуем также:

  • Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.
  • Дистанционный курс для учителей: Хорошая дисциплина без криков и нервов.

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки «Study Place».

Многие мамы прошли через это. Милый и послушный малыш вдруг становится агрессивным и в буквальном смысле с кулаками начинает кидаться на близких или проявляет агрессию к другим детям. Особенно достается мамам. При этом многие отмечают тот факт, что само действо как будто доставляет удовольствие ребенку — в его глазах удовольствие, а порой он как будто ждет, чтобы его наказали — чтобы продолжить «концерт».

В возрасте до пяти лет дети еще плохо владеют социальными навыками, многие недостаточно хорошо владеют речью. В результате они не могут объясниться, донести словесно до взрослых, что они чувствуют, и физическое действие становится для них единственным способом сообщить о том, что ему плохо: он скучает, ему страшно, обидно или он чувствует себя одиноким.

У детской агрессии в этом возрасте две основных причины. Это психологический дискомфорт и попытка заявить свои претензии на лидерство. Все остальное — вариации на тему. Детей с психическими и умственными отклонениями мы сейчас не рассматриваем.

Итак, причина первая: психологический дискомфорт. Драчливость, укусы, плевки, крики в данном случае — реакция на стресс. И прекратить эту агрессию можно только одним способом: найти первоисточник дискомфорта и ликвидировать его. Для установления причины агрессивного поведения необходимо проанализировать — после какого события в семье ребенок стал так себя вести? Может быть, родился младший ребенок? Или малыша надолго отвезли к бабушке? Начал ходить в детский сад? Его переселили от родителей в отдельную комнату? Произошел развод или кончина одного из родителей? А, может быть, вы слишком заняты, и обращаете внимание на малыша только когда он начинает бросаться на вас с дракой? Или мама сутками пропадает на работе, а воспитание ребенка поручила няне? Любой из этих факторов может стать катализатором для агрессивного поведения.

Начинать надо с переговоров. При этом переговоры не тождественны нотации. Как бы вы не кипели от раздражения или гнева, разговаривать с ребенком надо спокойно. Для того, чтобы малыш вас услышал, следует посадить его рядом с собой, так, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне — это очень сильно сближает. Полезно взять его за ручку, ручку положить себе на колени ладошкой вверх и накрыть своей ладонью — это максимальная степень доверия. Установив зрительный и тактильный контакт, можно начинать беседу. В этой беседе важно не обвинять, не ругать, не читать мораль, не стыдить. Ребенку и так плохо, и нотация усугубит его самоощущение. Не думайте, что ему все равно — в таких ситуациях дети чувствуют себя виноватыми. Они прекрасно понимают, что так вести себя нехорошо. Главная задача — оказать поддержку, помочь ребенку справиться с негативными эмоциями и чувствами, научить его проговаривать свои страхи, неудовольствие, тревоги. Разговор должен проходить примерно в таком ключе: «Малыш, я хочу тебе помочь. Тебе плохо, такое бывает даже со взрослыми. Ты, наверное, и сам видишь, что последнее время ведешь себя немного не так, как следовало бы. Я — твоя мама, и что бы ни случилось — я всегда рядом, я всегда помогу и поддержу тебя».

Если у ребенка истерика, приступ сильного плача, то его следует обнять и прижать к себе — это позволит ему быстро успокоиться. В этом случае начинать разговор следует после того, как вы убедились, что он способен вас выслушать. В процессе разговора малыш может опять расплакаться от чувства вины и душевной боли. Не лишним будет взять его на руки, покачать, как маленького. Мамины ласковые прикосновения — самое мощное лекарство для таких детишек.

Будьте готовы к тому, что говорить придется в основном вам все по той же причине: в этом возрасте большинство детей еще не способны дать вразумительных пояснений своим действиям. На вас возлагается почетная обязанность фактически методом тыка угадать, какое событие вывело ребенка из душевного равновесия, что именно вызывает у него дискомфорт. Материнская интуиция обязательно подскажет верное направление. Задача таких переговоров не в том, чтобы дать понять ребенку, что он плохо ведет себя, а в том, чтобы поощрить откровенность, доверительные отношения: в следующий раз вместо того, чтобы кусаться или драться, ребенок подойдет к вам за поддержкой и помощью.

И так следует поступать каждый раз, как только ребенок начинает проявлять агрессию. Если эти явления принимают затяжной характер, то следует обратиться к детскому психологу. Но самое главное, что следует запомнить: никаких крутых мер в таких случаях применять нельзя, этим можно только усугубить ситуацию. Как говорила героиня известного кинофильма: «Терпение и так, терпение и такт!»

Вторая причина агрессии — так называемая проверка авторитета: ребенок хочет узнать границы дозволенного. Он открыл новый способ контактировать с окружающими, ему на самом деле это может нравиться. Сами посудите: он кого-то ударил и сразу оказался в центре внимания, сразу все начинают вокруг бегать, что-то говорить, делать. Это же интересно! Агрессивные действия в данном случае — своеобразный спор со взрослыми: вы мне так, а я вам вот так! И посмотрим, кто кого! Ты ему говоришь «Нельзя», а он как будто нарочно, наперекор тебе продолжает и еще и смотрит в глаза при этом, да еще и улыбается.

Противодействие такой агрессии чисто воспитательное. Если ребенок не испытывает психологического дискомфорта, а просто самоутверждается, стремится подняться на ступеньку повыше на лестнице семейной иерархии, то можно принимать более решительные меры, но, как и в первом случае, начинать надо с переговоров.

Если вдруг переговоры не помогли (бывают очень упорные дети с выраженными лидерскими задатками), то родителям следует своими ответными действиями показать ребенку неприемлемость его поведения. При этом ни в коем случае нельзя бить его в ответ, хотя, чего греха таить, иногда очень хочется. Бессмысленно говорить, что драться нельзя и при этом драться самой. Не нарушайте собственных установок, последовательность — одна из основ воспитания. Если ребенок вас ударил или укусил, то качестве ответной меры необходимо прекратить участвовать в «представлении» — выйти из комнаты самим или вывести из нее ребенка. В некоторых случаях, если малыш совсем уж разошелся, рекомендуют закрыть его одного в комнате и не контактировать с ним, пока он не успокоится. То есть дать понять ребенку, что общаться с ним будут только тогда, когда он спокоен. Если ребенок ударил маму или другого члена семьи, то «пострадавшему» можно сделать вид, что он плачет. Это производит очень сильный эффект, ведь взрослые в глазах детей такие всесильные, всемогущие и неуязвимые существа. Демонстрация взрослым слабости всегда повергает ребенка в недоумение: оказывается, родителям тоже может быть больно, они тоже могут заплакать. Очень часто достаточно одного такого урока, чтобы ребенок прекратил драться.

Полезно переключить внимание на пострадавшего: вслух высказывать ему сочувствие, «жалеть», погладить — доступным ребенку методом показать, что человеку больно, плохо. Драчливые детишки очень часто ожидают бурной реакции в свой адрес, так вот очень действенно не играть по их правилам: ударил, а все внимание досталось другому.

Но при проведении такой воспитательной работы вы должны быть тверды и последовательны в своем намерении. Если вы закрыли ребенка в «успокоительной комнате», то уже не должны каждый пять минут кидаться к двери с воплем «Как ты там, заинька?!». Как бы не разрывалось ваше сердце от жалости к маленькому проказнику, важно соблюсти правила воспитания до конца и одержать победу, иначе конфликт выйдет на новый виток и усмирить проказника будет намного сложнее.

Чтобы донести до чада ваше неудовольствие, необходимо правильно объяснять ребенку, что он поступает плохо. Обычно дети игнорируют слово «нельзя»: нельзя толкаться, нельзя драться. Почему? Потому, что в их понимании «нельзя» это не запрет на действие, а невозможность на практике что-либо сделать. Мама говорит: «Драться нельзя!», а сын или дочка тут же демонстрирует ей обратное: почему нельзя? Получается же, значит, можно! Оперировать следует другими словами: «Нехорошо, так себя не ведут, так не делают, это недопустимо, давай-ка не будем так делать». При этом очень важно давать оценку не ребенку, а его действиям. Говорить не «Ты плохой, ты непослушный», а «Ты ведешь себя плохо, ты не послушался, ты нехорошо поступил, ты у меня такой хороший мальчик, и так плохо сделал, мне очень жаль».

В обоих случаях как огня следуют беречься от невольного поощрения агрессии. Ребенок прекрасно чувствует настроение и эмоции взрослых. Стоит ему попасть в волну, всё — берегись, кто может. Он будет повторять этот сценарий бесконечно. На словах, конечно, родители могут выражать неодобрение, но при этом едва скрывать улыбку, потому что это было смешно, или гордиться «мужским» поступком своего чада — дал, мол, сдачи, молодец. Либо, поругав ребенка для формальности на площадке, по возвращении домой мать с радостью рассказывает отцу, что «Ксюшка сегодня всех разогнала». Конечно, ребенок сразу поймет, что матери такое поведение нравится, и как бы она его не отчитывала при посторонних, драки будут продолжаться с подтекстом «Но я-то знаю, что тебе это нравится!» И когда вдруг маминому терпению придет конец, и она всерьез будет требовать прекратить, ее требование разобьется о довольную улыбку ребенка: «Да-да, это классно, я знаю». Ну или классика жанра: ребенок бьет маму, та только открывает рот, чтобы сделать чаду внушение, как встревает любящая бабушка и с восторгом выдает порцию поощрения: «Ах, ты, да как он мамку-то! Ой, молодец! Да вот так ей! Да еще ей!» Думаю, это знакомо многим родителям. Тут уже надо и ребенка, и бабушку воспитывать — обоим объяснять неправильность такого поведения.

Хотелось бы отметить, что в возрасте до 4-5 лет каждый ребенок хотя бы раз попробовал применить физическое воздействие против взрослых. Большинство детей на этом свои эксперименты и заканчивают. Применять серьезные воспитательные методы, прибегать к помощи психолога следует в тех случая, когда имеет место устойчивая тенденция.

Азбука воспитания

Признаки

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается;
  • пинается;
  • кусается;
  • бросается игрушками и другими предметами;
  • толкается;
  • плюётся;
  • царапается;
  • плачет, кричит, истерит;
  • щипается;
  • рвёт одежду;
  • отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает;
  • обзывается;
  • угрожает;
  • матерится;
  • оскорбляет;
  • спорит;
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Виды

Существует множество классификаций детской агрессии. Её виды продиктованы разными причинами, проявляются совершенно по-разному и требуют особых подходов в работе с негативным паттерном.

В зависимости от экстраверсии различают открытое (экстравертное) и скрытое (интровертное) агрессивное поведение.

  • Открытое

Чаще всего наблюдается у дошкольников, которые ещё не научились контролировать свои эмоции, или у детей с патологиями нервной системы. Все отрицательные проявления демонстрируются на публику. Чем больше внимания — тем громче крик, тем сильнее истерика. Главное в такие моменты — игнорировать, не идти на поводу, а затем наказывать и проводить разъяснительные беседы о том, как это плохо.

  • Скрытое

Гораздо большую опасность и для ребёнка, и для окружающих представляет скрытая агрессия. Основные причины — страх наказания, насилие, авторитарный или подавляющий стиль преподавания в школе или воспитания в семье, психотравма, отсутствие близости с родителями.

Развивается у школьников и подростков. Для большинства окружающих (чаще всего взрослых — родителей, учителей) они — спокойные, уравновешенные, даже скромные и послушные. Но в определённом кругу (среди одноклассников, уличной компании, в соцсетях) — злые, грубые, жестокие. Среди проявлений — месть, интриги, наговоры, шантаж. В дальнейшем такие дети вырастают лицемерами и манипуляторами. Справиться с такой формой агрессии способен только профильный специалист в тесном тандеме с родителями.

В зависимости от направленности:

  • гетероагрессия — направлена на окружающих;
  • аутоагрессия — направлена на самого себя (чаще всего обнаруживается в подростковом возрасте).

В зависимости от этиологии:

  • реактивная — ответ на провоцирующие факторы извне;
  • спонтанная — мотивируемая внутренними импульсами.

В зависимости от формы проявления:

  • экспрессивная — демонстрируется интонацией, мимикой, жестами, позами;
  • вербальная (словесная) — через слова;
  • физическая — через применение физической силы.

В зависимости от темперамента:

  • сангвиническая — посредством слов;
  • холерическая — комплекс всех проявлений;
  • меланхоличная — через слёзы, истерику;
  • флегматичная — скрытая.

Данные виды агрессии используются в психотерапии для выбора наиболее эффективного метода коррекции поведения.

Психологические особенности

Специалисты выделяют отдельные психологические особенности детей, склонных к агрессии, которые не свойственны тем, кто не проявляет данную эмоцию на постоянной основе. Условно их разделили на 3 группы.

Импульсивно-демонстративный психологический тип

Цель — привлечение внимания.

Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.

Характер агрессии: непроизвольный, непосредственный, импульсивный.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, не слушаются, не подчиняются.

Нормативно-инструментальный психологический тип

Цель — достижение желаемого.

Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, ориентир только на собственные желания.

Характер агрессии: целенаправленный, осознанный.

Реакция на замечания взрослых: присутствует, останавливаются в ответ.

Целенаправленно-враждебный психологический тип

Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.

Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.

Характер агрессии: продуманный, жестокий.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, отрицательные оценки не воспринимаются.

Общие психологические особенности:

  • агрессия — маска, под которой — несчастный ребёнок, глубоко неуверенный в себе;
  • через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
  • отсутствие чувства собственного достоинства;
  • уверенность в собственной ненужности;
  • нахождение в состоянии постоянного стресса;
  • чувство полного одиночества.

Таким образом, агрессия у детей и подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых.

Возрастные особенности

У детей дошкольного возраста

Мало кто задумывался, но первые признаки агрессии проявляются ещё в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать или не берут на руки, он начинает злиться, плакать. Может ударить кулачком взрослого или укусить маму за грудь.

  • 2 года

Для этого возраста характерны неконтролируемые и короткие приступы агрессии — так называемые вспышки. Основная причина — проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых. Чаще всего проявляется через кусание. Если родители не акцентируют на этом внимание, не торопятся удовлетворить потребность малыша, а просто говорят, что так нельзя, повторов обычно не бывает. В ином случае он прибегает к этому способу снова и снова, но при этом злость нарастает с каждым разом.

  • 3 года

Малыши 3 лет проявляют агрессию уже более ярко и разнообразно. Могут толкаться, плеваться, бросать игрушки, царапаться, истерить — и всё это в одно и то же время. Любые уговоры и попытки заговорить игнорируют. Единственный выход — оставить успокаиваться одного. Основная причина — добиться желаемого.

  • 4 года

Ребёнок 4 лет уже учится контролировать свои эмоции и знает, что за агрессивное поведение могут наказать. Поэтому ведёт себя сдержаннее, более спокойно. Основные проявления — одноразовые: толкнёт, стукнет или кинет игрушкой — и смотрит на реакцию. То есть в какой-то момент эмоция берёт верх, но страх наказания её обуздывает. Основная причина — протест.

  • 5 лет

В этом возрасте психологи отмечают ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться через физическую силу: бьют, толкают, дерутся. Девочки, осознавая свою слабость, используют словесное оружие: обзываются, угрожают, насмехаются, манипулируют. Причины могут быть самыми разными.

  • 6 лет

Шестилетки мудреют: контролируют эмоции и выказывают агрессивность лишь выборочно. Проявляют её там, где уверены в победе (могут побить слабого) и ненаказуемости (перед взрослыми её уже почти не демонстрируют). Объектами чаще всего выступают сверстники в детском саду, младшие братья и сёстры либо беззащитные животные. Основные причины — дефицит внимания и асоциальное окружение.

У детей младшего школьного возраста

  • 7 лет

Дети начинают осознавать себя в совершенно новом качестве, примеряя на себя роль одноклассника, ученика. Если у них что-то не получается, это может вызывать агрессию. Сначала она носит спонтанный и скоротечный характер. Но, если пустить ситуацию на самотёк, превратится в устойчивый паттерн поведения. Здесь важно увидеть, на кого направлена злость, — это поможет понять причину конфликта. Если на родителей — возможно они лишили его уютной домашней атмосферы. Если на учителя — протест против правил и ограничений школьной системы. Если на одноклассников — попытка самоутвердиться, завоевать лидерские позиции.

  • 8 лет

Если агрессивное поведение наблюдается уже после школьной адаптации, психологи настоятельно советуют родителям обратить внимание на то, в какие игры играет и какие фильмы (передачи) смотрит ребёнок. Чаще всего причина кроется в копировании антигероев, которые своей жестокостью добиваются целей, авторитетности, выглядят «крутыми». В основе всё равно лежит дефицит внимания, ведь любящие родители в этом возрасте обязаны контролировать и фильтровать подобную информацию, получаемую школьником извне.

  • 9-10 лет

В 9 лет агрессия проявляется по разным причинам: протест на ограничение личного пространства и запреты, дефицит родительской любви на фоне развода или семейных ссор, ревность к младшим братьям и сёстрам, жестокие компьютерные игры и многое другое. 10 лет — предподростковый период, поэтому на первый план выходят отношения со сверстниками. Пытаясь самоутвердиться, показать себя крутым, издевается над теми, кто слабее, отыскивая жертву. В этом возрасте агрессия редко направлена на взрослых.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте — на грани эмоции и устойчивой черты характера. Только от взрослых зависит, как оно будет развиваться дальше. Скоординированные действия родителей, учителей и школьного психолога помогут снизить уровень тревожности и решить детскую проблему, тем самым оставив вспышки ярости в прошлом.

У подростков

С одной стороны, подростковая агрессия часто принимает самые жестокие и неприемлемые для общества формы. С другой, это типичное, закономерное проявление пубертатного кризиса. Под влиянием гормонального всплеска и изменений, происходящих с телом, в этом возрасте каждый ощущает внутренний дискомфорт и в определённый момент не может совладать с нахлынувшими эмоциями.

Задача родителей на данном этапе — свести проявления агрессии к минимуму. Что советуют психологи:

  • перейти на принимающий стиль воспитания: окончательные решения остаются за взрослыми, но с учётом мнения и желаний подростка;
  • объяснять все действующие запреты («Остаться ночевать у друга нельзя, потому что к нам сегодня вечером приедут гости и мне понадобится твоя помощь»);
  • направить агрессию в другое русло — спорт, творчество, хобби, походы, путешествия, новые знакомства;
  • уделять ему больше времени, разговаривать, работать над доверием.

Если родители вовремя не предприняли меры по смягчению подростковой агрессии, последствия будут гораздо опаснее, чем в любом другом возрасте. И дело не только в том, что злоба распространится на большинство окружающих и станет чертой характера. Это скажется и на физическом здоровье. Приступы злости — это скачки давления, гипергидроз, неврозы, сильнейший стресс, психозы и прочие отклонения, которые будут каждый раз подрывать организм.

Если у подростка агрессия стала неконтролируемой (ни с его стороны, ни со стороны родителей), если она уже повлекла за собой проблемы со здоровьем, выход один — записываться на приём к профильному специалисту.

Пример из практики. На приёме у психотерапевта оказалась 16-летняя девушка. Лет с 13 она регулярно устраивала родителям истерики с битьём посуды, криками, швырянием вещей (не только в стены, но и в них), были даже ситуации, когда она бросалась на них с кулаками. Мама при этом где-то (ключевое слово!) слышала, что на подобные истерики не надо обращать внимания, и уводила отца в другую комнату. Тогда девочка начала имитировать приступ удушья: тяжело дышала, делала вид, что не может вздохнуть. Сначала это пугало родителей, они даже вызывали врача. Но, когда поняли, что это всего лишь спектакль, и на это перестали обращать внимание.

А девочка в моменты ярости всё продолжала изображать из себя больную. В итоге она на самом деле стала задыхаться. Диагноз — психогенная одышка с длительным курсом лечения и никаких гарантий на полное выздоровление.

Что делать дальше

Хорошо, если приступ агрессии был единичным или повторился только спустя полгода. Значит, патологии нет, переживать не стоит, так как это была, скорее всего, кратковременная эмоция в целях самозащиты или продиктованная усталостью, стрессом, переутомлением. Описанных выше воспитательных мер будет достаточно.

Но что делать, если приступы повторяются снова и снова — дома, на улице, в магазине, в детском саду, школе? Если ребёнок агрессивен постоянно, значит, и работать с проблемой надо тоже регулярно.

Предварительный ликбез

Прежде чем бороться с агрессией ребёнка, которая выходит из-под контроля, родители должны осознать несколько важных моментов:

  1. Даже психотерапевтическое лечение не гарантирует 100% избавление от агрессивного поведения.
  2. Методы психотерапии принесут пользу, только если работа с агрессией попутно будет проводиться в семье.
  3. Родители должны быть готовы пересмотреть систему воспитания и взаимоотношения в семье.
  4. Нужно устранять агрессию как черту характера, но не как эмоцию, которая в большинстве случаев выступает как самозащита в ответ на внешние нападки.
  5. Чем раньше начать работать, тем больше шансов на успешный исход лечения.
  6. Задача — помочь ребёнку разрешить внутренние противоречия и проблемы, которые стали провоцирующим фактором.

Сложность именно в том, чтобы не дать эмоции, выполняющей функцию самозащиты, стать устойчивым паттерном поведения и развиться до самостоятельной черты характера, с которой придётся идти по жизни.

Установление контакта

Чтобы снизить агрессивность у детей, родителям нужно в первую очередь пересмотреть систему воспитания в семье:

  • уделять ребёнку больше внимания;
  • хвалить за малейшее достижения, демонстрировать свою гордость за него;
  • не наказывать физически;
  • сменить авторитарный стиль воспитания на гуманистический;
  • следить за тем, что он смотрит по телевизору, в какие игры играет на компьютере и в телефоне;
  • узнать, с кем общается;
  • научить доверию;
  • самим держать себя в руках и не проявлять агрессии ни к кому.

С маленькими можно ежедневно выполнять упражнения для снятия агрессии, по совету психологов:

  • «Пылевыбивалка» — подушка, с которой в течение 5-7 минут можно делать всё что угодно: пинать, бросать, колотить (выброс негативной энергии);
  • «Фейерверк» — пачка цветной бумаги (картона), которую надо мелко изрезать и устроить дома настоящий цветной фейерверк (перевод негатива в радостные эмоции посредством мелкой моторики);
  • «Упрямый ослик» — лечь животом на кровать, бить по ней руками и ногами и кричать протесты: «Не хочу!», «Не буду!», «Отстаньте!» (проговаривание эмоций снизит их актуальность).

Подобные упражнения призваны снять стресс, выплеснуть эмоции, убрать накопившуюся раздражительность. После них ребёнок чувствует себя приятно уставшим и расслабленным. В таком состоянии он уже не проявляет агрессии, так как на неё элементарно нет сил.

Альтернатива данным упражнениям — совместные занятия спортом (погулять по парку, покататься на велосипеде, сходить в бассейн) или трудотерапия (опять-таки вместе помыть посуду, убраться в шкафу и т. д.). Мальчиков, склонных к агрессии, полезно записать на секцию борьбы.

Психотерапия

Родителям нужно увидеть тот момент, когда агрессию необходимо лечить уже у психотерапевта. В каких случаях следует обратиться к специалисту:

  • если приступы носят регулярный характер и длятся более месяца;
  • если они доставляют дискомфорт другим (в детском саду, в школе);
  • если становятся неуправляемыми;
  • если длятся более получаса;
  • если заканчиваются истериками;
  • если привели к проблемам со здоровьем.

Особенно страшно, если агрессия принимает пугающую форму и становится опасной (мучает животных, не контролирует физическую силу). В этом случае необходимо записаться на приём к психотерапевту как можно быстрее. Чаще всего назначаются детские успокоительные препараты в соответствии с возрастом и используются специфические методы лечения. Наиболее эффективные — арт-терапия, символдрама, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Отдельные случаи

Что делать, если ребёнок…

…проявляет агрессию к маме?

Такая ситуация характерна для 2-4-летнего возраста. В первую очередь нужно выяснить причину и устранить её. Таким образом малыш может демонстрировать:

  • ревность (по отношению к папе, другим детям в семье);
  • дефицит внимания (особенно если мама рано вышла из декретного отпуска);
  • усталость от гиперопеки (если мама не даёт крохе свободы, находится с ним 24 часа в сутки).

В таких случаях самое эффективное лекарство — дозированное внимание и искренняя любовь без навязчивости.

…проявляет агрессию к другим детям?

Выяснить, почему он это делает. Если самоутверждается — показать ему, что есть другие способы. Если выплёскивает негативную энергию — ежедневно выполнять вышеописанные упражнения.

По возможности, сменить круг общения. Может быть, дело в личной неприязни и конфликте с каким-то конкретным ребёнком.

Записать на спортивные секции, увлечь чем-то, направить энергию в другое русло.

Больше читать сказок и произведений о добре и зле, разговаривать о правилах поведения в обществе.

Детская агрессия — это серьёзная проблема и для родителей, и для воспитателей в саду, и для учителей в школе. Но в первую очередь — для самого ребёнка. Это своеобразный сигнал бедствия о внутренних противоречиях и конфликтах, с которыми он не может справиться самостоятельно. Нужно вовремя протянуть руку помощи, пока злость не приобрела патологические формы и не стала чертой личности.

Читайте также: Что делать, если ребёнок не слушается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *